Реферат по предмету "Гражданское право и процесс"


Роль женщины в российском обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…1. Международно-правовые основы защиты прав и интересов женщин и их реализация в современной России…2. Русские юристы о равноправии женщин…3. Государственная политика в отношении женщин и ее отражение в законодательстве Российской Федерации…4. Признание, соблюдение, защита прав российских женщин как основная обязанность государства… 5. Реализация прав российских женщин на труд в современных условиях…11 6.

Некоторые проблемы правового регулирования труда женщин в свете реформы трудового законодательства…7. Профсоюзы и защита социально-трудовых прав женщин…8. Проблемы реализации прав женщин в России…17 Заключение…19 Список литературы…21 Введение Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономичес¬ких, социальных и юридических норм.

Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. По-моему, экономика и политика изменили систему обще¬ственных отношений в нашей стране и места в ней жен¬щины. Жизнь обнажила расхождения между декларация¬ми и реальностью. Мне кажется, что кризис в экономике, сниже¬ние реальных доходов, нарастание социальных и нацио¬нальных конфликтов, политическое и идеологическое противоборство — все это оказывает крайне негативное влияние

на положение женщин, как в сфере занятости, так и в общественно-политической деятельности. Поэтому, развитие нашего общества имеет немало специфи¬ческих черт, не позволяющих прямо переносить зарубеж¬ный опыт решения женского вопроса. Но представляется целесообразным сопоставление концептуальных подхо¬дов, общемировых тенденций изменения положения жен¬щин в обществе, происходивших в 70—80 гг. Это имеет практическое значение, так как развитие рыночной эко¬номики в

России формирует условия, близкие к тем, в ко¬торых экономически развитыми странами накоплен опыт решения проблем женщин, в том числе законодательным путем. По-моему, необходимо признать равную значимость профес¬сионального труда, семейно-бытовых функций, обще¬ственно-политической деятельности, как для женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции, фор¬мировать национальные программы, расширяющие для женщин выход

в сферу профессиональной деятельности и общественной, а для мужчин — в сферу семьи и воспи¬тания детей. В основе такого подхода лежит высокий уро¬вень развития производительных сил, демократические традиции, психологический настрой, правовая культура и, конечно, особо важна соответствующая правовая база. Считают, что женщина по природе должна рожать детей, воспитывать их и быть хранительницей домашнего очага, а на это прав не надо. Я считаю, что одни из главных вопросов, которые надо рассмотреть это:

1. Реализация прав и интересов женщин в современной России. 2. Обязанности государства в отношении женщин. 3. Реализация политических прав женщин в России. Несмотря на наличие правовой базы, механизма реализации и конт¬роля за исполнением правовых документов по данному воп¬росу нет. Отсутствует и просветительская деятельность в области прав женщин.

Пассивную позицию по этой пробле¬ме заняли профессиональные союзы, а средства массовой информации в противовес государственной политике осу¬ществляют прямую дискриминацию женщин, выставляя ее как объект сексуальной эксплуатации. Это, в числе прочих причин, способствует росту насилия в отношении женщин, а также увеличению преступности в обществе. Незащищенность женщин в сфере общественного производства, недоступность для значительной части семей качественного медицинского обслуживания, бытового, культурного

— все это сконцентрировано в по¬казателе де популяции населения. Смертность населения превышает рождаемость уже в 2 раза. Кто будет жить в 21 веке и для кого проводятся реформы?/ Женщины России как носительницы генофонда на¬ции требуют первоочередной защиты своих прав и интересов. 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

ЖЕНЩИН И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Российским женщинам приходится бороться за свои права на протяжении всего 20 века. 90 лет назад на I Все¬российском Женском съезде (1908 г.) женщины требова¬ли прежде всего политических прав. В 1913 г впервые отмечая Международный женский день 8 марта, они по¬требовали соблюдения своих прав гражданки, тружени¬цы и матери. Эти требования русских женщин-работниц основывались на научных выводах,

сделанных А.М. Коллонтай, которая, изучив положение женщин в России и, исследовав законодательство в отношении женщин в европейских государствах, обосновала необходимость участия государства в защите прав женщины-труженицы, женщины-матери*(7). Политические права российские женщины в полном объеме получили в 1917 году, политика же равноправия законодательно была закреплена в Конституции 1918 го¬да, а затем во всех советских

Конституциях. Дискриминация женщин не носила явного характера, и законодательство страны (СССР) в вопросе равноправия соответствовало международным стандартам и фактически, в основном, реализовывалось. Ситуация резко ухудшилась в связи с попытками перехода к рыночным отношениям. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен¬щин (ст.7)*(8) не выполняется. Политические права женщин реализуются не в полной мере: реализуется только пас¬сивная их часть — участие

в выборах, а активная часть — участие в принятии решений на всех уровнях законода¬тельной и исполнительней власти — реализуется не пол¬ностью. Если в 1985 г. доля женщин в Верховном Совете СССР составляла 32%, то в 1993 г. их доля в Федеральном Собрании Российской Федерации составила 11%, а в 1995 г. всего лишь 7%. В то же время доля женщин в составе населения РФ состав¬ляет 52%.

Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равных прав на рынке труда должны быть в законодательном закреплении возможности пре¬доставления женщине рабочего места и самостоятельно¬го дохода. Однако именно среди женщин самое большое количество безработных. Между тем вклад женщин в со¬вокупный доход семьи составляет 40%, а в последние годы в связи с увеличением темпов распада семей, увеличи¬вается удельный вес так называемых «материнских» се¬мей, где женщина является

единственной кормилицей. Рождение ребенка резко сни¬жает уровень благосостояния семьи, отбрасывая ее за грань нищеты. Поэтому многие молодые женщи¬ны, оказавшись перед дилеммой: ребенок или професси¬ональная занятость, делают выбор в пользу последнего варианта. А в результате —депопуляция населения Рос¬сии, и благими пожеланиями и призывами эту проблему не решить. Необходима четкая правовая регламентация и государственные гарантии, реальный размер пособий по материнству

и детству, а не экономия бюджетных средств за счет женщин и детей. Статья 19 Конституции РФ требует дополнения в части гарантий реализации по¬литики равноправия, а также санкций в случае несоблю¬дения этих прав. В ста¬тье 38 Конституции, где говорится, что материнство и дет¬ство, а также семья находятся под защитой государства. Хороша защита, если в 1997 г. новое пенсионное законо¬дательство изъяло из трудового стажа, влияющего

на раз¬мер пенсии, не только время отпуска по уходу за младен¬цем, но даже и сам отпуск по беременности и родам! Все это противоречит статье 7 Конституции РФ, где говорится, что Российская Федерация — социальное го¬сударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивает государственную поддер¬жку семьи, материнства, отцовства и детства.

По проверке Генеральной прокура¬турой РФ было выявлено, что 3,5 млн. женщин трудятся в неблагоприятных условиях, а законодательные акты по охране труда нарушаются на каждую шестом предприя¬тии. Конечно, сегодня эта проблема осложнена безрабо¬тицей. Работодателям невыгодно нести затраты на охра¬ну труда женщин, и сегодня уже есть обращения самих женщин снять все запреты и ограничения на вы¬полнение женщинами любых работ, в том числе и под зем¬лей, что

противоречит Конвенции Мот № 45. При этом в качестве аргумента вы¬ставляется все та же, нечетко прописанная статья 19 Кон¬ституции. В истории нашей страны это уже было при переходе от аграрной экономи¬ки к промышленной — в конце 19 — начале 20 в. Дело в том, что существует дискриминация и в оплате труда, при¬чем с переходом к рыночной экономике разрыв в оплате труда женщин и мужчин растет. Свою «лепту» в это, как ни странно, вносят и профсоюзы.

Регулярно подсчиты¬вая минимальную потребительскую корзину для женщин, они ее занижают, не учитывая в ней специфические по¬требности женщин. В законодательных актах должно быть закрепле¬но право женщин на повышение квалификации, перепод¬готовку, особенно после рождения ребенка, а также пос¬ле перерывов в работе, связанных с материнством. Это также должно касаться и жен военнослужащих, которые, проживая по месту воинской службы мужа, как правило, не имели возможности трудиться из-за отсутствия там ра¬боты

для женщин. Теперь они также лишены права вклю¬чать эти годы в стаж, необходимый для исчисления пен¬сии. И трудоустроиться, особенно по ранее полученной специальности, после длительного перерыва в работе весь¬ма проблематично. Такие коррективы следовало бы вне¬сти в закон РФ «О занятости». Сегодня нарушаются и трудовые права женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Законода¬тельное введение такой нормы, как отпуск по уходу за ребенком, без сопровождения защитным

механизмом со¬хранения рабочего места при выходе из него стало еще одним фактором дискриминации. Жизненность отпуска по уходу за ребенком для родителей должна подкрепля¬ться механизмом, позволяющим сохранить квалифика¬цию, а также выплатой пособий, соответствующим соци¬альным стандартам. Прива¬тизация в нашей стране началась именно с ее разрушения. Практически оказалась разрушенной государственная си¬стема внешкольного и значительной части дошкольного

образования. Свертывание деятельности предприятий службы быта увеличило и без того высокую загруженность женщин, лишив их свободного времени, а заодно и учреж¬дений культуры. Но самым вопиющим фактом дискриминации явля¬ется введение принципа платности медицинских услуг. Ре¬зультатом этого является рост материнской смертности, рождение больных детей, резкое сокращение населения во всех субъектах Российской Федерации за исключением

Северо-Кавказского региона с традиционно высокой рожда¬емостью. Дело дошло до того, что правительство России на IV Всемирной конференции женщин (Пекин 1995) было вынуждено взять на себя обязательство: создать условия для снижения материнской и младенческой смертности. Однако это обязательство, как и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

ратифи¬цированный нашей страной, не выполняются*(1). Во мно¬гих странах женское и семейное предпринимательство получает государственную поддержку в виде налоговых льгот, гарантий по кредитам, лизинга на особых услови¬ях и т.д. Обычно это касается малого и среднего бизнеса в социальной сфере, сферы бытовых услуг. В учебных заве¬дениях создаются бизнес-инкубаторы при поддержке го¬сударственных либо местных органов

власти. Проблема занятости молодежи, а особенно женской ее части, везде стоит достаточно остро, но есть примеры положительно¬го ее решения. В ряде экономически развитых стран существует закон «О рав¬ных правах и равных возможностях женщин и мужчин», который регулирует процессуальные и процедурные сто¬роны реализации принципа равноправия, а также уста¬навливает порядок контроля за осуществлением на прак¬тике норм законодательства. Так, в Швеции действует «Акт о равенстве между мужчинами и женщинами»*(1), ко¬торый регулирует эту

проблему в сфере трудовой деятель¬ности. Существует институт омбудсмена, а также другие варианты и механизмы недопущения дискриминации жен¬щин, вплоть до обращения в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, куда теперь могут обращаться и россиянки. Для выработки же национального механизма защи¬ты прав и интересов женщин России следовало бы прове¬сти, во-первых, экспертизу существующего законодательства

России, во-вторых, разработать крите¬рии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин, в-третьих, провести анализ действующего меха¬низма контроля за соблюдением, международных и рос¬сийских законодательных актов в отношении прав жен¬щин. Такая работа требует объединения усилий специа¬листов разных отраслей и не может строиться лишь на энтузиазме. 2. РУССКИЕ ЮРИСТЫ О РАВНОПРАВИИ ЖЕНЩИН Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в

России в конце 19 -начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе стали складываться новые общественные отношения в связи с изменением правовой системы. Но женщин она не коснулась. Положение жен¬щин оставалось неравноправным. Оно сложилось под влиянием следующих причин: во-первых, оно явилось ре¬зультатом общественного разделения труда, когда в эко¬номической жизни общества огромное значение имела физическая сила. Второй причиной являются политичес¬кие условия старого времени: принижение

женщины было неизбежно и вполне допустимо при таком режиме, когда все население состояло, в сущности, не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачей женщины в таком об¬ществе было воспитание мирных подданных, а для этого ей права были не нужны и даже вредны. И вот русские женщины начали борьбу за свои права. B начале 20-го века профессор Московского Уни¬верситета

В.М.Хвостов*(3) в своих работах «Женщина и человеческое достоинство» и «О равноправии женщин» писал о необходимости предоставления женщинам, прежде всего политических прав, которые означают из¬бирательное право, т.е. право избирать и быть избран¬ными. Женщинам же, бесправным в этом отношении, в утешение говорили, что они и без того имеют большое влияние на политическую жизнь: ведь большинство мужчин в их руках и подчиняются их обаянию. Такая точка зрения, отсылающая женщин к закулисным инт¬ригам, не

соответствовала в полной мере не только су¬ществу дела, но и человеческому достоинству женщин, писал профессор Хвостов. Он также считал необосно¬ванным довод противников предоставления политичес¬ких прав женщинам, дескать, будучи вовлеченной в по¬литику они будут меньше уделять внимания семье и домашнему хозяйству, но ведь осуществление избира¬тельных прав не отвлекает мужчин от отцовских и дру¬гих обязанностей. Еще одним аргументом в пользу равноправия жен¬щин он считал то, что привлечение женщин к активной политической

жизни значительно поднимет нравственный уровень самих женщин. В своей публичной лекции «О равноправии жен¬щин», прочитанной во Владимире и Москве в 1906 г. он говорил: « Я считаю, вопрос о равноправии женщин одним из самых важных социальных вопросов нашего времени, даже важнейшим, стоящим наряду с вопросом о положении рабочих классов. Дело идет в моих глазах об исправлении вопиющей социальной несправедливости»*(14).

Другой русский юрист, депутат Государственной Думы и профессор Санкт - Петербургского Университета, представитель Психологической школы права Л.И.Петражицкий*(3) писал: Предоставление женщинам политичес¬ких прав и возложение на них политических обязаннос¬тей — это средство заставить людей оставить эгоистичес¬кую узость интересов и поднять их до радения об общем благе

Дети таких матерей, которые с воодушевлением и энтузиазмом будут относиться к великим идеям и зада¬чам, впитают в себя общественную культуру »*(11). Передовые люди того времени не могли не осозна¬вать необходимость полного допущения женщин к заня¬тию государственных должностей. Исследуя женскую проблему, юристы того времени отмечали нелогичность государства в этом вопросе: при повсеместном поддержании версии о женской неполно¬ценности, в отношении обязанностей государство не

пре¬дусматривало различий между женщинами и мужчинами. Налоги женщины платили в том же размере, что и муж¬чины. Перед уголовным судом они отвечали на тех же основаниях, что и мужчины. Если закон и делал некото¬рое снисхождение к беременным женщинам, то уж не из-за внимания к женщине, а, скорее, из-за внимания к ребен¬ку. В остальном же отношение уголовного закона к жен¬щине было явно

пренебрежительное. Оппоненты напоминали радеющим за равноправие женщинам о воинской повинности, которую они не несли, может быть, именно потому, что не признавались равными мужчинам в правах, а следовательно и в обязанностях. По этому поводу Хвостов В.М. писал, что женщины несут повинность другого рода: они дают Родине будущих ад¬миралов и полководцев, платя кровавую дань своими жиз¬нями, ведь по статистике того времени смертность при ро¬дах превышала количество погибших в войне.

Мы можем прийти к следующему выводу: русские юристы, активно включившись в борьбу за равноправие женщин, смогли убедительно доказать необходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах жизни, умело выстроив логичес¬кую цепочку аргументов. Они поддержали женское дви¬жение за равноправие, активно участвовали в работе Пер¬вого Всероссийского Женского Съезда (1908 г.).

В 1911 г. женщины получили избирательное право при выборах в волостное земство. Политические же права были даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918 г. 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Изменения в различных сферах деятельности Россий¬ского общества оказывают значительное влияние на поло¬жение женщин, реализацию их прав и свобод.

В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса про¬блемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития приобретают особую остроту и тре¬буют выработки единой государственной политики. Од¬ним из ее важнейших направлений является ее законода¬тельное оформление. Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии женщин, однако отсутству¬ют гарантии его реализации и санкции за нарушения это¬го принципа.

Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от 4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о лик¬видации всех форм дискриминации в отношении женщин. Данным Указом признавалась необходимость осу¬ществления целостной государственной политики по улуч¬шению

положения женщин в качестве одного из приори¬тетных направлений социально-экономической полити¬ки государства. В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации (от 11.05.1993г.). В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным консультативным органом, осу¬ществляющим предварительное

рассмотрение и подготов¬ку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ. В связи с подготовкой к IV Всемирной конферен¬ции по положению женщин «Действия в интересах равен¬ства, развития и мира» правительственным распоряжени¬ем был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103), которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного докла¬да, а также

работу по участию РФ в международных ме¬роприятиях, проводимых в рамках подготовки и прове¬дения указанной конференции. В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято По¬становление Правительства РФ«О концепции улучше¬ния положения женщин в РФ», где определена общая стратегия и приоритетные направления государствен¬ной политики в отношении женщин. Концепция исхо¬дит из того, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека.

Полное и равноправное участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех уровнях, включая междуна¬родный, должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. 4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом положении женщины в российс¬ком

государстве сегодня, на пороге нового столетия воз¬никает вновь с не меньшей актуальностью. В современном обществе, когда права человека и гражданина провозгла¬шаются «высшей ценностью», а государство считает при¬оритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситу¬ация фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)

Кон¬ституции Российской Федерации провозглашает равен¬ство прав и свобод независимо от пола, но, очевидно, про¬возглашение равных прав мужчин и женщин должно ос¬новываться не только на запрещении дискриминации женщин, но и дополняться созданием оптимального, дос¬таточно эффективного механизма реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное значение материнства позволяют говорить о том, что об¬щество и государство обязаны создавать женщине специ¬альные гарантии для реализации их прав,

данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и мужчины. Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит, глав¬ным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание, соблюдение, защита прав женщины в России. К 90-м годам нашего столетия, думается, мы при¬шли не с лучшими результатами.

Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовыва¬ло одну из главных своих целей: забота о женщине, обес¬печение ее свободного и достойного развития, ее прав и свобод. Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в

России, необходимая для осуществления на практике конституци¬онного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и сво¬бод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). На федеральном уровне признается, что сущест¬вуют отличительные черты статуса женщин, вызываю¬щие «особую

озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности пра¬вового положения женщин, как крайне низкое предста¬вительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производствен¬ных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнацио¬нальных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в

Концепции Правительство РФ практически не обозна¬чает причины сложившейся ситуации, а лишь ограни¬чивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политичес¬кой, экономической, социальной и культурной облас¬тях жизни на всех уровнях. В качестве основных направлений деятельности го¬сударство предлагает как обобщение информации о пра¬вовом положении женщины (экспертиза законодательства

РФ на предмет соответствия законодательства РФ о пра¬вах женщин международным стандартам о правах челове¬ка, организация сбора статистических данных об участии жен¬щин в государственной и общественной жизни), так и про¬ведение конкретных мероприятий по реализации плана (обеспечение необходимого минимального уровня потреб¬ления продуктов питания для беременных, кормящих ма¬терей, по доступным ценам; развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов; развитие учреждений социального

обслуживания и др.). Хотелось бы отметить, что реализация целого ком¬плекса задач в сфере правового положения женщин воз¬можна только при активном участии регионов, которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить подобные планы в течение нескольких лет. Кро¬ме того, вызывают некоторое сомнение сроки исполне¬ния многих мероприятий, определенные в федеральной программе достаточно неоднозначно. Тем не менее, государство приступило к обязаннос¬ти разрешить проблему

в сфере правового положения женщины в России, признав и определив на государствен¬ном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения на ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и, хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно говорить и о новой российской государственности, и о гуманистической сущности кон¬ституционного строя в целом.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к рыночной экономике, образовал¬ся рынок труда. Ситуация усугубляется продолжающим¬ся кризисом российской экономики, который привел к падению производства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результате только за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10% (7,4 млн. чел.

). В 1996г. численность работников сократи¬лась еще на 2 млн. чел. При этом за весь период высво¬бождено (по инициативе администрации) 7—8%, осталь¬ные увольнялись по собственному желанию и выбыли в не учитываемые госстатистикой сектора экономики. Глав¬ные причины уменьшения численности работников: спад производства, большие размеры неполной занятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общей численности) работали в режиме неполного рабочего

дня или недели. Побывали в вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%) работников крупных и средних предприятий*(12). Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места. Процесс трудоустройства ведется в ры¬ночном режиме. Четко выявились слабо социально защи¬щенные социально-демографические группы населения — женщины, молодежь,

инвалиды, у которых низкие шан¬сы на трудоустройство, на достойную зарплату, на пол¬ноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не популярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (са¬мая многочисленная категория — более 50% работающе¬го населения) оказались женщины. В силу своего природного предназначения женщи¬ны относятся к особой категории работников, т.к. произ¬водят не только материальные и духовные блага, но и че¬ловеческий род, выполняя материнские обязанности, что

неизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей, обслуживанию семьи. Именно поэто¬му рыночные условия занятости более всего привели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам, таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмерная занятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительными ус¬ловиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (по признанию бывшего министра социаль¬ной защиты

Л.Безлепкиной*(12) в интервью 8.08.96 г.) — зар¬плата женщин в среднем по народному хозяйству России меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавить несовершенство, а главное — нарушение пра¬вовых норм по охране труда. К перечисленным пробле¬мам добавились новые — неизвестность перспектив, не¬уверенность, снижение уровня жизни многих семей, не¬выплаты зарплаты, пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширение платности медици¬ны, образования, страх за будущее своих детей.

В обще¬ственном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к домашнему очагу. Женщины-работницы в значи¬тельном ряде отраслей, профессий и видов работ рабо¬тают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы женщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть целенаправ¬ленная, адресная государственная политика в сфере жен¬ской занятости, которая формально существует, но мало

эффективна. Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей силы, конкуренцией, безработи¬цей усилил существовавшую всегда дискриминацию жен¬щин в сфере занятости. В немалой степени это обусловле¬но механизмом предоставления женщинам дорогос¬тоящих социальных льгот. Это уве¬личивает стоимость женской рабочей силы и ограничи¬вает возможности произвола работодателя в использова¬нии женской рабочей силы. А поскольку работодатели ориентированы на получение максимальной

прибыли, они не заинтересованы содержать экономически невыгод¬ного и «хлопотного», в плане соблюдения правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свер¬нуты социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6% женщин, в 1997 г. — 56,4%).

Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных возможностей их реализации для муж¬чин и женщин (ст. 19 Конституции) фактически не до¬стигнуто. Предусмотренное законом равноправие жен¬щин еще не означает фактического равенства, посколь¬ку важнейшим условием ее равноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд — особая категория, для ее регулирования устанавливают¬ся государством специальные нормы

права, охраняю¬щие здоровье женщины и материнство. Когда-то клас¬сики ставили задачу втянуть женщину в обществен¬но-производительный труд, вырвать ее из домашнего рабства. Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько этапов: 1. установление равенства прав женщин по закону; 2. создание равенства возможностей, условий, гаран¬тий для осуществления равных прав; 3. достижение и обеспечение реального равнопра¬вия женщин;

4. в перестроечный период вместо достижения пол¬ного социального равенства мы имеем откат позиций. Законодательство о трудовых правах женщин раз¬вивалось интенсивно. Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане особой ох¬раны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда, особенно в период материнства, расширения со¬циальной помощи по материнству (пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав женщин в труде.

Однако, с обеспечением гарантий, с обя¬зательным исполнением законодательных актов дело об¬стоит проблематично. Гарантии означают: условия, спо¬собы и средства обеспечения фактической возможности пользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально их осуществлять, а также способы и сред¬ства охраны и защиты этих прав и свобод. Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зау¬женным кругом доступных профессий, низким соци¬альным статусом труда, нестабильностью занятости, ог¬раниченными возможностями

должностного роста, низ¬кой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики. В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ) (или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в

КЗРТ почти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое место по удельному весу занима¬ет бюджетная сфера, где, как известно, сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере об¬служивания, торговли*(12). Перестройка сломала наметившийся путь сокраще¬ния занятости женщин на тяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим, малоквалифици¬рованным трудом.

Система стимулирования непривлека¬тельного труда (большая зарплата и другие льготы) ока¬залась предпочтительной для женщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофонда Рос¬сии. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин не удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие и рабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредные хими¬ческие вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая рыночной ситуации политика госу¬дарства в области женской занятости была направлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось внима¬ния повышению конкурентоспособности женщин в сфе¬ре труда, особенно после рождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей в использовании жен¬ского труда с помощью налоговых льгот. 6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

ЖЕНЩИН В СВЕТЕ РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В соответствии со ст. 19 Конституции России муж¬чина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается прав и сво¬бод, с этим положением еще можно согласиться, если рас¬сматривать проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их реализации, то эта кон¬ституционная сентенция не находит надлежащего под¬крепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями

нашей общественной жизни. Советское и затем российское трудовое законода¬тельство всегда содержало особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин. Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных

условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время, установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм никогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу ограничениями правового статуса женщины, связанными с общественными представления¬ми о необходимости охраны нравственного и физическо¬го здоровья женщин. Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам ряд льгот в связи с материн¬ством.

Эти нормы в том виде, в каком они существуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 го¬ду (См. Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах по улучшению поло¬жения женщин, охране материнства и детства, укрепле¬нию семьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились лишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это свидетель¬ствует о том, что само по себе законодательное сохране¬ние или

расширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении в сфере труда, а только усили¬вает их не конкурентоспособность на рынке труда, закреп¬ляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому характерно, что как раз женские органи¬зации выступают за отмену «женских» льгот при рассмот¬рении проектов нового трудового законодательства. Меж¬ду тем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функций материнства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимость перево¬да

беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска по беременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелось бы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с семейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенцией относятся как мужчи¬ны, так и женщины, имеющие семейные обязанности в от¬ношении находящихся на их иждивении детей, либо дру¬гих ближайших родственников, которые

нуждаются в ухо¬де и помощи, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой (экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167 КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ре¬бенком до полутора дет и неоплачиваемый отпуск по ухо¬ду за ребенком до трех лет могут быть использованы от¬цом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственни¬ками, фактически осуществляющими уход за ребенком по

выбору семьи. Остальные же гарантии и льготы, предос¬тавляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей) несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.). Представля¬ется разумным, во всех случаях семье выбирать того чле¬на, который будет использовать гарантии и льготы, свя¬занные с воспитанием детей.

Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот, предоставляемых в сфере трудо¬вого права в связи с материнством (отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирова¬ния трудового законодательства, возможно, их дифферен¬циация, исходя из реальных возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса. В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую очередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно и государство).

Отсюда вытека¬ет положение, что решать проблемы, связанные с создани¬ем условий для рождения и воспитания детей, следует, преж¬де всего, средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако, все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рожде¬ние и воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной деятельности. Необходимо напом¬нить, что социальное страхование — основная организа¬ционно-

правовая форма социального обеспечения в на¬шей стране. И тут открываются принципиальные возмож¬ности стимулирования работодателей к использованию женского труда путем соответствующей организации си¬стемы социального страхования. 7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда участвовали в решении «женского вопро¬са».

Особо оговаривался вопрос о продолжительности рабо¬чего дня для женщин, подростков и детей. В традициях профсоюзного движения было оказание, к примеру, юри¬дической или медицинской (оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и членам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда женщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу «женских съездов», «съез¬дов фабрично-заводских врачей»,

«антиалкогольных съез¬дов», как это было в России в начале века. Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, по¬жалуй, самой незащищенной категорией населения. Не¬смотря на то, что принципы равноправия мужчин и жен¬щин закреплены в

Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости населения» и других документах. В сфере тру¬да объективно сохраняется разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравни¬тельно низком должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых физических работах и на производстве с вредными условиями труда.

Причем уровень заработанной платы в тра¬диционно «женских» отраслях значительно ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины заметно вытесняются из финан¬совой сферы, где заработки существенно выше. Несмот¬ря на высокий уровень образования (из числа работаю¬щих имеют высшее образование 19,6% женщин

и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают незначи¬тельное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве. Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4). К сожалению, те права и гарантии, которые запи¬саны в законах, реализуются очень скверно. В итоге по¬лучается совсем неприглядная картина. Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство Профессиональным союзам, приходится иметь дело с на¬стоящей дискриминацией» с незаконным увольнением

матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Профсоюзы сегодня предлагают срочно разрабо¬тать скоординированную программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они тре¬буют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и опасных факторов на здоровье жен¬щин, обеспечить их индивидуальными средствами защи¬ты, постепенно заменять оборудование.

Профсоюзы тре¬буют и изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются законодатель¬но поднять зарплату бюджетных организаций. В Программе действий ФНПР до 2000 года, приня¬той III съездом ФНПР, записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в осуществ¬лении профсоюзного контроля за реализацией федераль¬ных и региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи

и детей. Наиболее эффективным в защите социально-трудо¬вых прав женщин сегодня остается социальное партнер¬ство. Заключение соглашений на разных уровнях и кол¬лективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса». В условиях правового беспредела российским проф¬союзам очень важно привести в соответствие наши право¬вые нормы в сфере труда с международными. Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзно¬го лоббирования, а с другой, даст

возможность требовать от зарубежных предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие трудовые отношения. Именно поэтому Федерация Независимых Профсо¬юзов России активно включилась в работу над програм¬мой подготовки и ратификации Российской Федерацией «Европейской социальной хартии». «Европейская социальная хартия» наряду с «Евро¬пейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод» является наиболее

важным документом Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Кон¬венция является преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин. В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996 году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в Совет

Европы, ее рати¬фицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией, Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4). Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщи¬нам, права матери и семьи, права детей.

Статьи 4, п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справед¬ливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчи¬нами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих «Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту се¬мьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение.

Для профсоюзов очень важно, что в новую редак¬цию Хартии внесена статья о том, что профсоюзное член¬ство или участие в профсоюзной работе в нерабочее вре¬мя или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24, п.3). 8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ Политические права женщин, закрепленные в меж¬дународном и национальном

законодательстве, являют¬ся элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, ме¬ханизм реализации которых в значительной степени за¬труднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности. Согласно Конвенции о политических правах жен¬щин 1953 г. женщины имеют право без какой-либо диск¬риминации голосовать ни всех выборах наравне с мужчи¬нами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения, требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-

государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том числе и СССР, однако женщины на планете занимают все¬го 14% управленческих должностей, 6% постов в кабине¬тах министров, 11% мест в парламентах*(13). Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как любое различие, исклю¬чение или ограничение по признаку пола, которое

направ¬лено на ослабление или сводит на нет признание, исполь¬зование или осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических. Конституция Российской Фе¬дерации 1993 г. также закрепила не только равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их реализации. Это указание не может истолковы¬ваться элементарно. Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вслед¬ствие чего женщина

нуждается в дополнительных гаран¬тиях равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и политических прав. Провозглашен¬ное в Конституции России равенство граждан перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм и даже отдельных законов, посвященных особенно¬стям

правового статуса детей, молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются раз¬личных, сфер общественных отношений, в том числе и политических. Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с принятием Конституции РСФСР 1918 г В состав же 1 Съезда народных депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до демократических нововведений.

Причём большая часть депутатов-женщин была избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%. Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах женщины-депутаты составляют

порядка 40%, политика малоагрессивна и конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных общественных движений, имея опыт работы с людь¬ми. Так, в Голландии в каждой политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных возмож¬ностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности выбирать в первую очередь женщин*(13).

Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор «квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного движения также характеризуется конкурентной борьбой. Путь реализации политических прав женщин в

России, как и в других странах, лежит через создание женс¬кой политической партии, которая бы представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров, которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение «Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава депутатов

Думы. В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По-моему, переход от одной системы общественных отноше¬ний к другой, как это происходит в нашей стране, неиз¬бежно влечет за собой изменения законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин. Прежде всего это касается конституционных норм.

В ныне действующей Конституции РФ осталась формулировка: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гаран¬тировала осуществление этих прав. В совокупности кон¬ституционных гарантий выделялись две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали равноправие женщины как гражданки и трудящейся,

т.е. равные с мужчинами возможности в получении образо¬вания, профессиональной подготовки, в труде, вознаграж¬дении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности. Ко второй группе гарантий относились конститу¬ционные установления, учитывающие выполнение мате¬ринских функций и обеспечивающие возможности для совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин, создание усло¬вий,

позволяющих сочетать труд с материнством. Дополнительные гарантии равенства женщин содер¬жались в ст.53 советской Конституции были конкре¬тизированы формы государственной заботы о семье — со¬здание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и совершенствование службы быта и обще¬ственного питания, а также различные виды пособий и льгот. Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не было.

Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких га¬рантий равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь су¬рово констатирует: «Материнство и детство, семья нахо¬дятся под защитой государства». Фраза эта оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает вер¬ховенство международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете отсутствуют соот¬ветствующие статьи расхода, а при хроническом его де¬фиците урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству,

не говоря уже о том, что мно¬гие родовспомогательные и детские учреждения закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью индустриализации сферы быта, а так¬же такими общераспространенными явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка. В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с индустриализацией народного хозяйства,

разрушениями Великой Отечественной войной, экстенсивным развити¬ем экономики в 60-е годы, созданием новых рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного заработка в семье. Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в об¬щественное производство, рост их образовательного уров¬ня оказали существенное влияние на возможность реали¬зации личности в различных сферах, включая обществен¬но-политическую. Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности, статус в обще¬стве,

нашло соответствующее отражение в правовых нор¬мах и правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не подкреплен¬ных материальным и финансовым обеспечением, напри¬мер, решение высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих мест для них с бла¬гоприятными условиями труда. Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу — показать безответственное

отношение нынешнего государства к главному субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину, суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери, воспитательнице. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ СТАТЬИ 1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 2. Глущенко

П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан(теория и практика). – Спб 1998. 3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 5. Зиновьев

А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов юридических вузов. Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996. 6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб 1909;

Общество и материнство. Петроград 1916. 8. Корбут Я.В Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). – М 1997. 9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 10. Пасешникова

Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб 1907.С.7 12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 13. Челышева

О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса» 1998. 14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М 1911. С.12 ДОКУМЕНТЫ 15. Венская декларация и программа действий. 16. Всеобщая декларация прав человека. 17. Кодекс Законов о Труде РФ. 18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

19. Конвенция о политических правах женщин. 20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. 21. Конституция РФ (1993). 22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 23. Международный пакт о гражданских и политических правах. 24. Пекинская декларация.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :