Реферат по предмету "Психология"


Вклад российских психологов и физиологов в развитие психологии XIX века (И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев)

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«КузбасскийГосударственный Технический Университет»
Филиалв городе Прокопьевске
Кафедрасоциально-гуманитарных дисциплин

Рефератпо
Психологиии педагогике
Вкладроссийских психологов и физиологов в развитие психологии XIX века (И.И. Мечников,И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев)
Студентки II курса ПИо-92
БухмастовойЮ.В.
Прокопьевск
2010

Содержание
 
Введение
1. Развитиепсихологии в России в XIX в
2. ИванМихайлович Сеченов
3. Концепцияпсихических процессов И.М. Сеченова
4. Влади́мирМиха́йлович Бе́хтерев
5. ИльяИльич Мечников
Библиография
 

Введение
Русскаяпсихологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью иуспехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии ипсихологии. XIX век в России был временем разложения феодальной формации,завершившимся глубоким кризисом феодализма в 30 — 50-е гг. На разложение икризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостнической борьбыугнетенных масс, в первую очередь крестьянства, возникновение и развитиереволюционного движения, начало которому положили декабристы. Событиясоциально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направленийобщественно-исторической мысли. В идейной жизни конца 20-х — начала 30-х гг.официально дворянскую линию представляло консервативное движение (С.С. Уваров,М.П. Погодин, С.П. Шевырев). Эта линия защищала помещичье-крепостную идеологию«официальной народности», обосновывая идею единения царя и народа, сохранениясамобытности крепостной России, которая крепка «тремя коренными чувствами» —самодержавием, православием, народностью.
 

1. Развитиепсихологии в России в XIX в.
Во второйполовине XIX века действовал микробиолог, лауреат Нобелевской премии, создательучения о фагоцитозе И.И. Мечников (1845— 1916). Его труды «Этюды о природечеловека» и «Этюды о природе оптимизма» пользовались большой популярностью. ВXIX в. было положено начало пропаганде дарвинизма в нашей стране, для которойособенно много сделали И.М. Сеченов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, К.А.Тимирязев. Большие успехи имела русская физиология. Во второй половине XIX в.развернулась деятельность основоположника отечественной научной физиологии И.М.Сеченова.
Выступаяпротив дуализма в психологии, Чернышевский различал в человеке два родаявлений: материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает, желает),т. е. психические. Чернышевский требовал причинного подхода в психологии: «… впсихологии всюду нужно искать причины». Научная психология должна выйти запределы сознания в целях познания его причин. Решение этой задачи противобособителей психического продолжил позже И.М. Сеченов.
С критическимрассмотрением идей Н.Г. Чернышевского выступил философ и педагог, учитель Вл.Соловьева Памфил Данилович Юркевич (1827—1874). В статьях «Язык физиологов ипсихологов», «Наука о духе», написанных по поводу работ Н.Г. Чернышевского иблизкого к нему по взглядам М.А. Антоновича, П.Д. Юркевич рассмотрел ихтрактовку психических явлений. Ее принципиальную недостаточность он видел врассмотрении психологии по образцу естествознания. В такой позиции он усмотрелопасность сведения психологии к физиологии. В противоположность этому П.Д.Юркевич отстаивал самостоятельность психологии как науки о внутреннем чувстве.
Важнойобластью развития русской психологической науки была педагогика. Связанная спередовым движением в области народного просвещения непосредственно впредреформенный период, но особенно в 60-х гг. XIX в., она привлекала вниманиене только специалистов, но всей прогрессивной русской общественности.Исключительный общественный резонанс получила статья выдающегося русскогохирурга Николая Ивановича Пирогова (1810—1881) «Вопросы жизни» (1856), вкоторой проводится мысль о примате задачи воспитания личности перед обучением впроцессе подготовки будущих специалистов к деятельности в различных областяхсоциальной практики.
По оценкеКонстантина Дмитриевича Ушинского (1824— 1871), идеи Пирогова «пробудилиспавшую у нас до тех пор педагогическую мысль, а выдвинутый им принципвоспитания прежде всего человека в человеке должен стать требованием здравойпедагогики, основанной на психологии». Лейтмотивом передовой педагогическоймысли стали идеи о формировании всесторонне развитой, высоко нравственнойличности как цели воспитания, о гуманистическом отношении воспитателя квоспитаннику. Теоретики педагогической мысли XIX в. (Н.Х. Вессель, П.Д.Юркевич) указывали на первостепенное значение психологии для педагогики.
Органичноесоединение педагогики с психологией происходит в фундаментальном произведениирусской педагогической мысли — труде К.Д. Ушинского «Человек как предметвоспитания» (1868— 1 т.; 1869 — 2 т.). Здесь были использованы достижения всеймировой философско-психологической мысли. «Когда берешь в руки книгуУшинского,— писал П.П. Блонский,— то прежде всего поражаешься объемом синтеза уУшинского». Признавалась исключительная роль деятельности, особенно труда, вдуховном развитии, в формировании характера и нравственных качеств. Труд Ушинскогоявился предтечей отечественной детской и педагогической психологии. Переход кней осуществил Петр Федорович Каптерев (1849— 1922), автор «Педагогическойпсихологии» (1877). Характерен уже эпиграф книги: «Я хочу свести все обучениена психологическую почву».
Связьпсихологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другойтакой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX в. в связи сразвитием капиталистического производства в России появляются работы по учетупсихики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранениепричин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологииобращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи. По Е.А. Будиловой, врамках Русского географического общества еще в конце 1840-х гг. возниклизамыслы «психической этнографии» (Н.И. Надеждин, К.М. Бэр, К.Д. Кавелин и др.),создана программа по изучению психологии народов России. Эти исследованияположили начало новой отрасли — психологии народов, возникновение которойтрадиционно связывается с деятельностью М. Лацаруса и Г. Штейнталя (1859,Германия).
Во второйполовине XIX в. одним из источников психологических знаний явилось языкознание.Колоссальным событием было появление толкового словаря Владимира Даля (т. 1 —4, 1863 — 1866). Особое значение для психологии имела развернувшаяся в Харьковедеятельность замечательного лингвиста, создателя научной школы историческогоязыкознания Александра Афанасьевича Потебни (1835—1891). Обсуждаемые в еготрудах («Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике», «Из записок потеории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое имифическое») вопросы языка, взаимосвязи языка, чувственного познания имышления, единства сознания и языка раскрывали проблему исторического развитиячеловеческого сознания, его социальную природу. Потебня прослеживает такжеразвитие самосознания в процессе жизни человека, указывая на язык как еговажнейшее условие.
У Потебниполучают разработку идеи выдающегося немецкого мыслителя и лингвиста Вильгельмафон Гумбольдта (1767— 1835) о социальном характере языка. По Гумбольдту, языкне просто внешнее средство общения людей, он — продукт «языкового сознания»народа, определяет его «дух». Согласно Гумбольдту: «… язык описывает вокругнарода, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишьпостольку, поскольку он тут же вступает в крут другого языка». Разные народыотличаются не по биологическим, расовым и т. п. признакам, а своим «видениеммира». Поэтому знание нескольких языков обогащает представление о мире.
Гумбольдтвыдвинул проблему внутренней формы языка, которая была основательно развита вотечественной психологической науке А.А. Потебней, а позже Г.Г. Шпетом (1927),Д.Н. Узнадзе (1948). Прослеживая путь образования слова и исходя из идеиисторического развития языка и сознания, Потебня различает в слове внешнююформу, т. е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредствомзвука и соответствующее понятию, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическоезначение слова, тот способ, каким выражается содержание. Слово есть орудиемысли и служит для ее объективации. Музыка, живопись также являются формамиобъективации мысли, но внелингвистическими, хотя и производными от языка. В нихесть эти три аспекта: содержание (идея), внутренняя форма (образ) и внешняяформа. Развитие сознания идет от языка чувств к языку мыслей. Путь образованияслова таков: чувство отражается в звуке в форме представления. Первой ступеньюдуховной жизни является мифологическое сознание, следующими —художественно-поэтическое и научное. В мифологическом сознании «мир существовалдля человечества только как ряд живых, более или менее человекообразныхсуществ, когда в глазах человека светила ходили по небу не в силу управляющихими механических законов, а руководствуясь своими соображениями… считатьсоздание мифов за ошибку, болезнь человечества, значит думать, что человекможет разом начать со строгой научной мысли, значит полагать, что мотылекзаблуждается, являясь сначала червяком, а не мотыльком». История языка помогаетпроследить путь развития человеческого познания от мифа к поэтическому мышлениюи от него к науке как единый процесс движения от языка чувств к языку мыслей.«Самый миф сходен с наукой в том, что и он произведен стремлением кобъективному познанию мира».
Появлениесобственно психологических трудов — статей И.М. Сеченова (на фото), диссертацииГ. Струве «Самостоятельное начало душевных явлений» (1870), книги К.Д. Кавелина«Задачи психологии» (1872) — означало переход к новому этапу в развитии русскойпсихологической мысли: психология становится самостоятельной наукой.
 
2. И.М.Сеченов
Основоположникомотечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге«Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получаютпсихологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут ониначало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью изаканчиваются ответной деятельностью — поступком, движением, речью. Сеченовэтой трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мирачеловека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности всравнении с физиологической её основой. Была не учтена ролькультурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
И.М.Сеченов не соглашался с мнением своего учителя, знаменитого немецкого физиологаКарла Людвига (1816—1895), считавшего, что изучать мозг путем его раздражения(стимуляции) — все равно, что изучать механизм часов, стреляя в них из ружья,отважился на такую “стрельбу” и открыл в одном из отделов головного мозга(таламусе) центры, которые способны задерживать реакции мышц на внешниестимулы. Вскоре немецкие физиологи выяснили, что, раздражая электрическим токомотдельные участки коры головного мозга собаки, можно наблюдать непроизвольноедвижение ее конечностей.
Следуетобратить внимание на принципиальное различие между этими двумя рядами фактов.Русский физиолог и его немецкие коллеги исходили из разных посылок. Немецкимфизиологам важно было выяснить, имеются ли в мозгу отдельные участки, которые“заведуют” изменениями в теле. За исходное они принимали прямое раздражениевысших нервных центров, а за конечный эффект этого раздражения — двигательнуюреакцию. Связь, которую они исследовали, можно выразить отношением “мозг—реакция мышц”. Такое отношение действительно существует и, на первый взгляд,именно его изучал Сеченов. Однако он включил указанное отношение в широкийконтекст, а именно в целостное отношение “организм — среда”, изменив тем самыми всю перспективу исследования. Исходным пунктом оказывался не мозг, а внешняясреда, объекты которой посредством органов чувств действуют на мозг. Конечнымже пунктом стали не сами по себе сокращения мышц, а их направленность на средус целью приспособления к ней всего организма, решающего жизненные задачи.
Благодаряэтому физиология выходила за пределы привычной области: ей приходилосьсообразовываться со свойствами не только живого тела, но и с условиями егореальной деятельности во внешнем мире. А это неизбежно побуждало ученыхприсоединить к физиологическому объяснению психологическое — особенно, когдапредметом этого объяснения становился организм человека и егожизнедеятельность. Именно на этот путь вышел, в отличие от своих западныхколлег, Сеченов. Он опирался на прежние достижения в научном (причинной,детерминистском) объяснении поведения, в частности, на восходящее к Декартупонятие о рефлексе.
Ценностьпонятия о рефлексе определялась тем, что оно базировалось на принципедетерминизма, на строгой причинной зависимости работы живого тела от егоустройства и внешних стимулов. Правда, с этим сочеталось представление о том,что присущее человеку сознание не является рефлекторным и потому лишено тойпричинности, которая присуща телесному миру. Чтобы справиться с дуализмомрефлекса и сознания, но не на пути понимания человека как машины (в чем егосразу же обвинили противники), а сохраняя за человеком и его психическим миромкачественное своеобразие, Сеченов радикально преобразовал понятие о рефлексе.Это в свою очередь предполагало радикально новый взгляд на проблемудетерминизма, на причины, которые способны объяснить развитие психики.
Напомним,что рефлекс—это целостный акт, включающий: а) восприятие внешнего воздействия,б) его переработку в головном мозгу и в) ответную реакцию организма в видеработы исполнительных органов (в частности—мышечной системы). До Сеченовасчиталось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов нетолько доказал, что все поведение целиком рефлекторно, но и коренным образомизменил прежнюю схему “рефлекторной дуги”, “замкнув” ее в “кольцо” (см. выше) ипредложив формулу: “мысль это две трети рефлекса”.
Многиевыводы Сеченова получили неверное толкование; в частности, его обвиняли вотрицании связи между мыслью и реальным действием, в том, что мысль у негоначинается там, где действие обрывается. Между тем Сеченов полагал, чтозадержанное благодаря торможению действие не исчезает, а как бы “уходит внутрьмозга”, запечатлеваясь и сохраняясь в нервных клетках. В то же время, преждечем “уйти вовнутрь”, реальное действие организма становится “умным”. Эта “мысльв действии” выражена в том, что, общаясь посредством мышечной работы с внешнейсредой, организм приобретает знание об ее объектах.
Хорошейиллюстрацией может служить деятельность глаз, снабженных мышечными придатками.Мышцы глаза все время незримо работают, постоянно “бегают” по” предметам,определяют расстояние между ними, сравнивают их между собой, отделяют один отдругого (анализ), объединяют в группу (синтез). А ведь, как известно,сравнение, анализ и синтез — это основные умственные операции, на которыхоснована человеческая мысль.
Такимобразом, за фактом сеченовского торможения стояла идея, имевшая, как он самподчеркивал, прямое отношение к двум основным проблемам, которыми векамизанималась психология—проблемам сознания и воли. Только прежняя психологияпринимала сознание и волю за первичные процессы, которые совершаются внутрисубъекта, и соотносила их с нервными процессами, которые совершаются ворганизме; Сеченов же перенес научное объяснение в новую, необычную для прежнейпсихологии плоскость, приняв за исходное не сознание субъекта и не мозг сам посебе, а общение организма со средой. Мозг и сознание включены в этот процесс,служат непременными посредниками между жизнью целостного организма и внешниммиром.
Итак,Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения небыло ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ничисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе).Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в несколькихкрупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школбазировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставаласькатегория рефлекса.
Так,общий замысел «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не ктому, чтобы разрушить систему представлений о душе и таким образом полностьюосвободить человека от ответственности за свои поступки. Наоборот, И.М. Сеченоввидел цель объективной науки в том, чтобы научиться формировать таких людей,которые «в своих действиях руководствуются только высокими нравственнымимотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям иостаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественныхинстинктов» (Человек, 1998, №2, с. 47). Для И.М. Сеченова научное исследованиеи наука были отнюдь не самоцелью, а только средствами решения проблемотдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении надействия человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих –всепрощающая любовь, т.е. полное снисхождение к своему ближнему» (там же).
/> 
3. Концепцияпсихических процессов И.М. Сеченова
Огромнымвкладом И.М. Сеченова была его концепция психических процессов. И.М. Сеченовпришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговоезвено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальноеположение служит логическим центром соотношения основных категорийконцептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических процессов.«Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенноеначало, течение и конец, должна быть удержана как основная, во-первых, потому,что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всехпроявлений психической деятельности – предел, в сфере которого мыслисоответствует еще реальная сторона дела; во-вторых, на том основании, что и вэтой общей форме она все-таки представляет удобный и легкий критерий дляпроверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что этой мыслью определяетсяосновной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психическихреальностях… [Эта мысль]… должна быть принята за исходную аксиому, подобнотому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимостиматерии» (Сеченов, 1952).
 
4. Влади́мирМиха́йлович Бе́хтерев
 
Влади́мирМиха́йлович Бе́хтерев (20 января 1857, Сорали — 24 декабря 1927, Москва) —выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог,основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России,академик.
В 1907основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имяБехтерева.
Биография
Родился всемье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятскойгубернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлсяпредставителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятскойгимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878),Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой целиработал при клинике проф. И.П. Мержеевского.
В 1879 годуБехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Раймона (Берлин),Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. По защите докторскойдиссертации (4 апреля 1881 г.) утверждён приват-доцентом Петербургскоймедико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанскогоуниверситета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы.Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическуюлабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г.возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. Втом же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году ВладимирМихайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел,а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министреи тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал такжев Женском медицинском институте.
Организовал вПетербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальнойпсихологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрениепсихиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитаниеличности», «Вопросы изучения труда» и другие.
В ноябре 1900года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» былвыдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра. В 1900Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологическойпсихологии.
Послезавершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особоевнимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя изтого, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, онсчитал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, преждевсего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годахБехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал,что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными ивегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
Был членомредакционного комитета многотомного «Traite international de psychologiepathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии»)(Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 г. вПетербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.
В мае 1918году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института поизучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и егодиректором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 емубыло присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Умер внезапно24 декабря 1927 года в Москве.
После своейсмерти В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70профессоров.

5. ИльяИльич Мечников
 
Илья ИльичМечников(1845-1916) — российский биолог и патолог, один из основоположниковсравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественноймикробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета,создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902)Петербургской АН. С 1888 в Пастеровском институте (Париж). Совместно с Н.Ф.Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическиую станцию. Открыл(1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях»(1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождениямногоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. Нобелевская премия(1908, совместно с П. Эрлихом).
Илья Мечниковродился 3 (15) мая 1845, в имении Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянскийрайон Харьковской области. Скончался 2 (15) июля 1916 года, в Париже.
Семья.Годы учения
Род дворянМечниковых связан своим происхождением с семейством молдавских бояр, средикоторых выделяется известная в 17 веке яркая личность Н.Г. Спафария. ПлемянникСпафария, Юрий Степанович, переехавший в 1711 в Россию, имел чин мечника; сынего принял фамилию Мечников. Отец Мечникова — Илья Иванович, столичный офицерэпикурейского склада характера, был человеком образованным. Мать, ЭмилияЛьвовна, урожденная Невахович, происходила из купеческого сословия. Ее отец,еврей, приняв в зрелые годы лютеранство (лютеранство — крупнейшее направлениепротестантизма. Основано Мартином Лютером в 16 веке), переехал в Петербург,отошел от дел и занялся философией и литературой. Он был вхож в литературныекруги столицы, знаком с Пушкиным и Крыловым.
Детство ИльиМечникова прошло в имении отца Панасовке, где у него пробудились любовь кприроде и интерес к естественным наукам, который формировался под влияниемстудента-медика, домашнего учителя старшего брата Льва.
ИльяМечниковсоздал русскую школу микробиологов и иммунологов, среди его учеников — А.М.Безредка, Л.А. Тарасевич, Д.К. Заболотный, Я.Ю. Бардах и др. Кроме научныхтрудов, он оставил обширное литературное наследство — научно-популярные инаучно-философские работы, вспоминания, статьи, переводы и др.
Переживания,связанные с началом Первой мировой войны, тяжело повлияли на Мечникова,ухудшили его слабое здоровье. Обострившаяся болезнь сердца после нескольких инфарктовмиокарда привела ученого к смерти. Урна с прахом Ильи Мечникова, согласно еговоле, хранится в библиотеке Пастеровского института.
 

Библиография
1. sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/Psicholog/files/base/10.htm
2. http://defacto.examen.ru/db/Examine/catdoc_id/FC0D7F5D57B9E585C3256A02003D2F55/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defacto.html
3. Л.М.Веккер «ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ». Глава 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прекращение трудового договора по обстоятельствам не зависящим от в
Реферат Бухгалтерский учет в туристической фирме ООО "Цезар"
Реферат "Жесткие" переговорные технологии
Реферат Буксгевдены
Реферат An American Childhood Essay Research Paper
Реферат Bedwetting Essay Research Paper Bedwetting or enuresis
Реферат В яжучі обволікальні адсорбуючі та подразнювальні засоби
Реферат Максимов, Григорий Петрович
Реферат Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста
Реферат Совершенствование охраны труда на промышленных предприятиях
Реферат Источник повышенной опасности
Реферат Виды деятельности Сберегательного банка Российской Федерации
Реферат 1. 1 Порівняйте плани Антанти та Троїстого союзу щодо України напередодні Першої світової війни. Розкрийте перебіг воєнних дій на території України у 1914р
Реферат Свидетельствуют сами сатанисты: "Я боюсь, что мне придется ответить"
Реферат Holography Essay Research Paper WWI was the