Реферат по предмету "Психология"


Влияние детско-роительского отношения на личность младшего школьного возраста

--PAGE_BREAK--










1.2
Типология семей

Изучением влияния семьи на развитие детей занимались многие учёные. В связиэтим существует несколько групп классификаций типологии семьи, которыезарабатывали А.Г.Гамбургова, Т.А.Куликова, П.Ф.Лесгахфт,
Л.И.Постовалова,И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская и другие.Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

А.С.Спиваковская выделяет следующие типы неблагополучных семей:


«Семья-санаторий
». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защитаот мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системыребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональныеособенности по типу повышенной чувствительности. При повышенном контролеи опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность ипоявляется желание решительного изменения ситуации. [14; С.45]

« Семья-крепость
».Родители стараются поступать подчёркнуто правильно,излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка всебе, безинициативности. Во многих случаях фиксируется концентрациявнимания ребёнка на собственных внутренних переживаниях, что приводит егок психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками.

«Семья-крепость» обычно приводит ребёнка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. [16; с.52]
         «Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же продолжает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчинённости родителям.

У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. Помимо исследователей (А.Г.Гамбургова, Л.И.Постовалова и др.), существенное влияние на принятие ребёнком решения уйти из жизни и, таким образом, избежать насилия над его личностью или других, кажущихся ему неразрешимыми проблемами, оказывает тип семьи.

Интегрированные и дезинтегрированные семьи,которые различаются по степени сплочённости. В дезинтегрированной семье все члены семьи обособлены друг от друга. В интегрированной семье каждый неотделим от семейной группы. Семья может быть и суперинтегрированной, например неполная семья — мать и ребёнок. В высокоинтегрированных семьях ребёнок теряет чувство автономности, и потеря одного из членов семьи или боязнь этой потери могут делать жизнь ребёнка невыносимой.[19; С.73]

          Гармоничные и негармоничные семьиразличаются по степени психологического и ценностно-ориентационного соответствия между членами семьи. Если ценностные ориентации не совпадают, то один из членов этой семьи старается авторитарными методами навязать другим свои нормы, свой стиль поведения, в этом случае возникают суицидные ситуации. [16; с.24]
         
Корпоративные и альтруистические семьи. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных. В корпоративных семьях общение строится на договорных началах. Каждый выполняет свои функции при условии, что остальные также выполняют свои. В этих семьях, по сравнению с альтруистическими, более возможен суицид подростка, особенно если он является «помехой» для остальных членов семьи.
         Открытые и закрытые семьи. В открытых семьях связи с внешним миром очень многообразны, и члены семьи стараются расширить их. В закрытых семьях же, наоборот, связь с внешним миром ограничена, поэтому они и являются суицидально более опасными, нежели открытые семьи.
          Гибкие и консервативные семьи.Гибкие семьи обладают способностью быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, консервативные семьи такой способностью не обладают. В них чаще случаются суициды. Предположим, что в силу каких-то условий подросток оказался вовлечённым в конфликт, например в конфликт с учителем. Он ждёт помощи от семьи, семья жепомочь ему ничем не может, в её практике не было таких случаев, И чаще всегопод давлением школы семья встаёт на сторону учителя. Ребёнок, оказавшись всостоянии социальной изоляции, может совершить самоубийство. [16; с.25]

          Авторитарные и демократические семьи.В авторитарных семьях властьнаходится в руках одного члена семьи, от которого зависит принятие решения. Грубый нажим со стороны властного родителя может вызывать у подросткапротест и привести к суициду. В демократических же семьях существуетравенство принятия решения, в них гораздо реже можно встретить попыткисамоубийства. [16; с.25]

В своих исследованиях Т.А.Куликова выделяет следующие типы семей: наиболее архаичным типом является: большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. [16; с.30]

В городских семьях большого размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран.

Нуклеарные семьи(преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двух поколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних. В нашей стране распространены семьи, состоящие из трёх поколений (трёхпоколенные), включающие родителей (или одного из них ) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынуждающий характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья. [10; с.26]

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), то есть молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей. В которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями. В результате снижаются возможности оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия расчёт число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнёзд» (супруги, дети которых       «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени — рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребёнка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи,которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребёнка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребёнок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего
15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитывать его. В последние годы она не в состоянии ни содержать ребёнка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор
«родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет

остаются без одного родителя в результате развода. В настоящее время в России каждыйтретий ребёнок воспитывается в неполной или материнской семье.[10; с.26]

Ю.П.Азаров выделил следующие типы семей характерные для XIX— начала XXвеков:

Нуклеарная семья
, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трёх членов.Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи, стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяютсяроли членов семьи, так как в условиях того времени увеличилась занятостьженщин в производстве.

Молодая семья– это супружеская пара, с детьмиили без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возрастсупругов не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растёт, апреобладающий возраст супругов 21 — 24 года. Большинство таких семей живут сродителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Этосемьи студентов.

Неполная семья
-это семья с одним родителем, в последние годы такие семьистали распространённым явлением. Родителям в такой семье является мать, отцыредко. Исследователи С.Ольман, Б.Спок выявили лишь 2,8 % семей, где отецодин воспитывает детей. [4; с.279]

Такая семья — результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одногоиз родителей, также лишение одного из родителей прав на ребёнка в результатекаких-либо причин, а также рождение внебрачного   ребёнка. Сегодня такихсемей, где главной является мать — 25 %.Эта семья чаще всего живёт за чертой бедности, доход женщины меньше, чемдоход мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своейзарплаты.Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжёлом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребёнком обречены на нищету. [4; с.280]

Внебрачная семья
,возникающая с рождением внебрачного ребёнка, кроме тяжёлых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к нейобщества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребёнку правду оего появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики болееуязвимы, чем девочки.Нередко, в такой семье, отрицательно влияет на отношения в семье и воспитаниеребёнка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она стараетсяотдалить его от окружения. Другая мать видит в нём препятствие для брака. Отец в такой семье чаще не принимает участие в воспитании ребёнка, иногда матьсама отказывает отцу в воспитании ребёнка. [4; с.280]

Семья в повторном браке
-это семья с двумя родителями. Где наряду с общимидетьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногдатолько с детьми мужа или детьми жены.Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первомбраке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новойматерью или отцом. [4; с.280]

И.П.Сорокин рассматривает три типа семей:

   • Семья патриархально — общинная,где ребёнок подготавливается к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без                                                                                                                                                   знаний, рабы традиций, лишённые самостоятельности. Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и кочевыми народами Азии и Востока Европы.[4; с.286]

В общественной жизни — консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер.

   •
Семья неустойчивая,приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребёнка учат не тому, что ему потребуется в жизни,     а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для огромного государства с чиновничьим аппаратом. Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям. В таком обществе нередки перевороты.

   • Семья индивидуального типаприучает молодого человека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано приучают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необходимые в жизни. В обществе, где такая семья, у личности широкие права. [4; с.286]

Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Помимо классификации традиционных семей Т.Н. Шулъга выделяет несколько типов семей, в которых ребёнок начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:

 1.
Конфликтные семьи,когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребёнку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться.

2.

Десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру,   так как всё время находится в постоянном конфликте с окружающим её социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком. [5; с.234]

Таким образом, по мере развития и своего становления семья видоизменялась, но сохранила свои основные функции, необходимые для    полноценного воспитания подрастающего поколения. Проанализировав различные классификации семьи, (А.С.Спиваковской, Л.И.Постоваловой, Т.А.Куликовой, И.П.Сорокина) можно выделить несколько совпадающих типов семьи: патриархальная (традиционная), неполная, внебрачная
(материнская), нуклеарная.

Но среди всех семей выделяют семьи, которые не выполняют возложенные на них обязанности. В результате чего страдают дети. Эти семьи являются неблагополучными. Дети из таких семей нуждаются в помощи со стороны государства для достижения успешной социализации. Возможные варианты семейных взаимоотношений и вытекающие из них последствия и возможные действия для их изменения в различных типах семей будут подробно рассмотрены в следующей главе.







Глава
II
. Влияние типа семьи на характер детско-родительских отношений

2.1 Особенности формирования личности ребёнка в благополучной семье

Вопрос о том, что представляет собой благополучная семья, сложный. Если заоснову различия благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций то, по мнению Н.Ю.Синягиной к благополучной семье

относят ту, которая выполняет все функции. [23; с.7]

Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма-признания ребёнка и родительской любви в качестве высоких   нравственныхценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы  взрослых должныбыть сосредоточены вокруг нужд ребёнка, что позволяет ориентировать семьюна повышение социального уровня, формирование родительских чувств,родительского долга. При этом общество признаёт  нужды ребёнкаприоритетными в жизни семьи.

Учитывая важность и значимость семьи для развития человека,             М. Земская выделяет следующие характеристики благополучной семьи:

во-первых, это семья, которая выполняет все функции;
во-вторых, такаясемья должна состоять из родителей и детей (не менее трёх).В современной ситуации в обществе семья, имеющая трёх детей, является многодетной. Двадцать лет назад многодетной семьёй считалась семья с пятьюдетьми;

в-третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное«Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительноощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяютчеловеку сохранять своё психологическое благополучие, овладевать семейнымиролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.[23;с.8]

Семья является источником и связующим звеном передачи ребёнку социально — исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных иделовых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.

Современная наука располагает многочисленными данными,                                                                                                                          
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, есть сила и действенность несравнимые ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду и в школе.[10; с.43]

В своих исследованиях С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина и др. выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической системы, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее — в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви.[10; с.43]

С первых дней жизни ребёнка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребёнка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще — брошенного ими) и помещённого в условия дома ребёнка малыша снижается общий психологический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Психологи И.Лангмейер, 3.Мадейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, О.Е.Смирнова полагают, что чем раньше ребёнок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития. [10; с.44]

Как показывают психолого-педагогические исследования                С.А.Козловой, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребёнок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека. А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребёнок готов очень рано, ещё в доречевой период. И если малыш — желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается. Что ребёнок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тёти (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самым авторитарным является слово родителей. [ 10; с.46]

Исследователи (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Макарова,          А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.), первым и очень важным фактором, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребёнка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом), считают глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Однако, это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А.Макаровой было выявлено обоснование ещё двух факторов:

 • постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отиа, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;

 • наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. [10; с.45]

Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, А.Г.Харчев отмечает, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмосом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные «подсистемы»: по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама — музыкант, папа — врач, бабушка — педагог, дедушка — биолог). Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. [10; с,45]

В современной семье всё большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Семья — сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение, привязанность её членов друг к другу — её обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все её члены.          Её «первичной» формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребёнка возникает тогда, когда его рождение — результат естественной потребности и желания двух любящих друг друга людей. Ребёнок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. [10; 86]

Родительская любовь сопровождает человека всю его жизнь, хотя функции её несколько меняются. В первые годы жизни она обеспечивает собственно жизнь и безопасность ребёнка. Нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Но по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания и сохранения внутреннего, эмоционального и психологического мира ребёнка. В последние десятилетия отношения родителей с детьми стали одной из самых распространённых тем.

Учёные (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников и др.), считают, что родительская любовь: — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искажённые формы. В таких случаях говорят о неразумной, слепой любви, которая, имея разумную природу, означает некую чрезмерность, преувеличенность, содержит, как образно говорит чешский психолог З.Мадейчик «солидную порцию эгоизма». Ценность ребёнка в   подобных семьях подчёркивается его ролями. [ 10; с.87]

В некоторых семьях живут «для ребёнка», он любим, да не просто, а без предела: настоящий «кумир семьи», который ставит свою персону в центр мироздания. Им восторгаются, над ним дрожат, в его поступках находят незаурядность, даже когда он шалит. В нем постоянно открывают новые «таланты», которые демонстрируются знакомым, родственникам, друзьям. Веря в свою исключительность, ребёнок растёт капризным, своевольным эгоистом, который привыкает брать, ничего не давая взамен. В детском саду он порождает всех своей несамостоятельностью, капризами, неумением общаться со сверстниками. И.В.Гребенников рассматривал разновидность роли «кумир семьи» — «мамино (папино, бабушкино) сокровище» — возникает, когда кто-то из взрослых заявляет о своих исключительных правах на ребёнка. Ребёнок становится чьим-то «персональным кумиром» в силу нарушения внутрисемейных отношений. Например, бабушка игнорируется взрослыми детьми и видит утешение во внуке, мама не находит удовлетворения в супружестве и ищет компенсации в ребёнке. Выполняются все желания, капризы ребёнка, его одаривают подарками, только бы он любил «свою» маму (бабушку). Мама (папа, бабушка) ревнуют ребёнка к другим членам семьи, не в силах представить, что он может ещё кого-то любить. Безнравственность такой извращённой любви к своему ребёнку не требует доказательств. [10; с.87]

Если у ребёнка достаточно серьёзное заболевание или родители, только опасаясь, что он заболеет, трясутся над ним, выполняют все желания, то он начинает играть роль «болезненный ребёнок». Очень скоро он понимает, что всякая болезнь даёт ему особые права, и начинает спекулировать создавшимся положением. Чтобы добиться своего, он иногда прибегает к притворству, хитростям; видя волнение и тревогу взрослых по поводу своего здоровья, сам начинает мнительно относиться к нему. И так, всякая чрезмерность вредит, даже если это касается любви.[10; с.88]

З.Мадейчик считает, что в том случае, когда ребёнок не видит ласки от родителей, он выполняет роли, которые подчёркивают его незначительную ценность для родителей «ужасный ребёнок». Им становится ребёнок с какими-либо трудностями развития (например, гиперактивный, агрессивный, с недоразвитием речи), которые раздражают взрослых, и они этого не скрывают. Бедный ребёнок создаёт для окружающих мнимые хлопоты (носятся по квартире, вечно всё проливает), напряжённую обстановку. Ощущая нерасположенность взрослых к себе, он непослушен, своеволен, действует «назло взрослым». Роль «ужасного ребёнка» может играть и первенец при рождении второго ребёнка (реакция протеста, чтобы вернуть к себе внимание родителей), а также ребёнок, у которого появился «новый» папа. «Ужасное» поведение ребёнка — сигнал о его эмоциональном неблагополучии. В деструктивных семьях ребёнок может находиться в положении «козла отпущения», когда на нём срывают зло, выплёскивают свою агрессивность. Ребёнок живёт в страхе наказания за любое действие и слово. В современных семьях есть дети, которым предназначена роль «Золушки». Они постоянно чувствуют себя ненужными, плохими, обузой в доме. Изо всех сил они стараются угодить родителям, предупредить их желания. Но родители вспоминают о ребёнке, когда его надо чем-то нагрузить, что-то поручить. Ребёнок страдает и не знает, как себя вести. [10; с.88]

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. По мнению Т.А.Макаровой любящая семья — это семья, достигшая    гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми — большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребёнка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии. В здоровом психологическом климате ребёнку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят «кумир семьи», напроказил — стал «ужасным ребёнком». Вечером он — «папино сокровище», а днём, когда родители на работе, «бабушкино сокровище». И все роли ребёнок выполняет с удовольствием, не застревает на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. В любящей семье ребёнок не бывает ни «козлом отпущения», ни «Золушкой», но ему дают другие роли — помощника, интересного человека, советчика, который подчёркивают, как он нужен родителям. [10; с.88]

Любовь родителей к ребёнку выражает любовь родителей друг к другу. Именно настоящая любовь родителей друг к другу поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости. Это самая здоровая обстановка для психологического развития ребёнка, для его нравственного воспитания.         У любящих друг друга родителей ребёнок учится видеть радость в том, чтобы сделать приятное другому, а счастье отдавать — ценить выше, чем счастье брать. Он учится такту, гуманности, верности, нежности.

Счастливая семья — почва для развития эмоциональности ребёнка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий, и усилий немалых.

В основе любви лежит действенная направленность на её объект: родители, любя ребёнка, заботу о его развитии, благополучии реализуют в повседневном уходе, хлопотах (купают, готовят еду, читают книгу, идут на прогулку, играют). Если родители равнодушны к ребёнку, то он в первую очередь страдает от их «бездействия»: с ним не занимаются, он никак не проявляется в действии, никого не может осчастливить. Это заставит ребёнка страдать от того, что он «никому не нужен». [10; с.89]

Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, полагает Т.А.Макарова. Этому необходимо учить и ребёнка: когда и как проявлять свою любовь к близким. Т.А.Макарова полагает, что семейная любовь — это не только чувства, но и определённый образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучить упрёками, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово. Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей.[21; с199]

Причина поведения, подрывающего семейную любовь, — неумение понять друг друга. Но этому, как утверждают психологи 3.Мадейчик,       Ю.П.Азаров, И.Ф.Обухова, можно научить. Уже с третьего года жизни ребёнок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребёнка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребёнка: чем он интересуется, что его радует, что печалит. Искренняя заинтересованность родителей во всём, что происходит в жизни ребёнка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам — в   этом выражение любви родителей к ребёнку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви. [10; с.90]

Т.А.Куликова полагает, что значительную роль в формировании личности ребёнка играет авторитет родителей. Если родители для ребёнка являются авторитарными, то его воспитание будет строиться на основе послушания ребёнка и уважении сказанных родителями слов.

Авторитет (от латинского — власть) — влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, — одна из потребностей психики ребёнка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей. Для маленького ребёнка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он — воплощение силы, могущества, умелости. Это создаёт у некоторых родителей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддержания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в первую очередь в семьях, где воспитание строиться на опеке, диктате. Между тем ребёнок — дошкольник уже способен отличать авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребёнку, забота о нём — первый «кирпичик» родительского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребёнка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества.

Социологические исследования, проводимые А.С.Спиваковской, показали, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на себя. Как правило, мальчики испытывают к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимают как собственное. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении, они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними. [10; с.95]

А.Н.Леонтьев полагает, что содержание семейного воспитания оченьразнообразно и не столь «стремительно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребёнка адаптироваться к реальной жизни во всём многообразии её проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образам. Семейная воспитательная среда определяет первые контуры                                                                                                                                             складывающегося у ребёнка образа мира, формируетсоответствующий образ жизни. [10; с.104]

В проведённых Д.Г.Фитцпатриком исследованиях было выявлено, что очень важно создать благоприятную атмосферу в семье с привлечением всех её членов. Если старших детей заранее подготовить к тому, что у них будет младший братик или сестрёнка и настроить их на дальнейшее взаимопонимание и взаимосотрудничество с младшими детьми, то это окажет благоприятное влияние и на старших и на младших. Такие выводы были сделаны Д.Г.Фитцпатриком опираясь на исследования Джулии Данн. Её исследования, проводимые в течение трёх лет, показали, что если родители рассказывают старшим о потребностях и чувствах новорождённых, то те проявляют больше заботы и любви к младшим. В то же время младшие к возрасту четырнадцать месяцев были более социализированы, чем дети того же возраста в других семьях. [ 20; с.334 ]

О воспитательных мерах современных родителей Пол Статмэн утверждает следующее: современные родители воспитывают своих детей в более жёстких рамках ограничений и надзора, чем когда-то воспитывали их. Это связано, по их мнению, с тем, что современный мир таит в себе большие опасности. С которыми дети не могут справиться самостоятельно без помощи взрослых. П.Статмэн считает, что родителям следует направлять детей в принятии решения, но никак не навязывать им свои собственные суждения и выводы. Ребёнок должен сам делать выводы из создавшейся ситуации и, возможно, принять помощь взрослых. [ 19; с. 323 ]

В своих исследованиях Джон Холт выделил несколько рекомендаций, которые помогут создать благоприятные отношения в семье, способствующие максимальному приобщению детей к социуму:

•Необходимо обязательно отделять взрослую жизнь от забот ребёнка. Если ребёнок недоволен тем, что его не включают во взрослые дела, надо напомнить, как ему повезло, что у него любящие друг друга, испытывающие радость от общения друг с другом родители.

• Не надо включать ребёнка во взрослые социальные функции, к которым не привлечены другие дети. Нельзя допускать, чтобы один из родителей вовлекал ребёнка в порочащий другого родителя «доверительный» разговор. • Не следует ощущать вины при виде ребёнка, играющего в одиночестве. Это воспитывает у него независимость и воображение.

• Если у ребёнка есть близкие по возрасту двоюродные братья и сестры, живущие где-то по соседству, не помешает иногда отвозить ребёнка к ним в гости, чтобы он привык к вниманию взрослых и играл со своими сверстниками. Стараться избегать чрезмерной опеки ребёнка, чрезмерных похвал, так как они могут породить у ребёнка невыполнимые надежды.

• Не ощущать себя виноватым, если в семье только один ребёнок. Он может быть источником счастья для родителей как и родители для него. [22; с.319]

Таким образом, семья — это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно быть взаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов. Как будет развиваться ребёнок в семье позитивно или негативно зависит от распределения его ролей в семье. В любящей семье ребёнку дают роли положительного ребёнка, такие как, помощника, интересного человека, советчика, тем самым подчёркивая как он нужен родителям. И все роли ребёнок выполняет с удовольствием, не застревает на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. Важным элементом формирования личности является и содержание семейного воспитания. В семье ребёнок видит и позитивные, и негативные ситуации повседневной жизни, с которыми он учится справляться, преодолеватьвозникающие препятствия. В результате у ребёнка складывается полноценное представление об окружающем мире.

Семья — это среда воспитания всех членов семьи. В семье должно бытьвзаимопонимание между всеми её членами, но особенно между детьми, так как успешность социализации ребёнка зависит от эмоционального настроя семьи и взаимоотношений её членов.




2.2 Семья как фактор психологического неблагополучия ребёнка

В каждый период развития ребёнка формируются некоторые психологические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт, либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет вступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психологического развития, разными психическими патологиями. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, отмечает М.А.Галагузова, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.[5; с.219]

Т.И.Шульга считает, что важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучие семьи. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья « группы риска », семья социального риска, социально — незащищённая семья и так далее. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. [23; с. 12]

Неблагополучная семья — это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возможными на неё функциями, при этом её адаптивные возможности значительно снижены. [23; с.13]

Неблагополучная семья — это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают дети.Под неблагополучием понимают разные его проявления: психологическое (угрожают, подавляют и так далее);

   • физическое (жестоко наказывают, бьют, унижают);

   • социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально — педагогической     поддержки (приютах, центрах реабилитации), доказывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжёлой и даже невыносимой.[23; с.15]

Исследования В.М.Целуйко показывают, что проблемы, в которые погружены, неблагополучные семьи условно можно классифицировать      как социальные, правовые, медицинские и педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мулътисложными или мультипроблемными семьями. [23; с. 14]

М.А.Галагузова выделяет следующие стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию ассоциативного поведения   несовершеннолетних:

— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребёнка на конфликтные   ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;— асоциальный стиль отношений в дезорганизационной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. [5; с.220]

Исследования М.А.Галагузовой подтверждают, что тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психологическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся насилию (или посягательству), характерно также и нарушение поведения; нарушение поло-ролевой идентификации. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. [5; с.221]

Психологи А.С.Спиваковская, Н.Ю.Синягина выделяют 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет и анализ расчетов с рабочими и служащими по оплате труда
Реферат Историко-психологический портрет А.П. Извольского
Реферат Этика и психология коммерческой работы и их роль в эффективности коммерческой деятельности
Реферат Разработка целевого рынка стиральных порошков города Санкт-Петербург для гипотетической фирмы
Реферат 1941 1942 год Битва под Москвой
Реферат Специфика социальной работы в условиях села с несовершеннолетними из многодетных семей
Реферат Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя Ревизор действие III, явление VI
Реферат Деонтологічні питання в умовах сучасної приватної стоматологічної практики
Реферат Economy Essay Research Paper The economy was
Реферат Россум, Гвидо ван
Реферат Документи первинного обліку та статистична звітність правоохоронних органів
Реферат Бои на Кавказском хребте
Реферат Філософія життя основні ідеї та представники
Реферат Організація та інфраструктура виробництва
Реферат Армия Петра I