Факультет психологии
Кафедра общей психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Взаимодействие и взаимовлияние речи и мышления»
Студентка группы 127
Лапина Ю. В.
Руководитель д.б.н., профессор
Моисеева Л. А.
Москва 2011
Содержание
Введение. 3
1. Физиологическая основа речи. 4
2.Развитие речи в филогенезе. 7
3. Развитие речи в онтогенезе. 14
4.Письменная речь. 20
Заключение. 29
Список литературы: 30
Введение
На сегодняшний деньвопрос появления и развития языка и речи как этапа формирования мышлениячеловека очень актуален. Во многих странах проводятся исследования, посвященныевопросам влияния языка на образ мышления, взаимосвязи речи с функционированиеммозга. Ответ на вопрос как же язык влияет на мышление и наоборот, как онисвязаны и как взаимодействуют важен не только для психолингвистики, но и дляцелого спектра дисциплин — нейрофизиологии, психологии, педагогики и др.Раскрытие закономерностей и механизмов взаимовлияния мышления и речи открываетновые возможности не только в обучении, но и в коррекции различных заболеваний,даже тех, которые вызваны физическими повреждениями мозговых структур.
Цель данной работы –показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.
Задачи данной работы — описать эволюционный путь от примитивного языка приматов до человеческой речи,рассмотреть самые популярные теории возникновения речи, повести аналогии междупоявлением речи в онто- и филогенезе, показать как появление и усложнение речипреобразовывает нервную систему, в первую очередь головной мозг, рассмотретьписьменную речь, как вершину формирования общественных коммуникаций и самоеважное – доказать, что именно язык и речь являются стрежнем как личной, так иобщественной эволюции.
Предметами исследования вданной работе выступают речь и язык.
1. Физиологическая основа речи
речь языкнервная система
Язык, возникший вместе свозникновением человека, играл и играет великую роль в его жизни. Он явилсяпрежде всего одним из необходимых условий формирования самого человека и егомышления. В связи с возникновением членораздельной речи произошла существеннаяперестройка в познавательных процессах человека. Лишь с появлением словачеловек оказался в состоянии отвлекать от предметов те или иные свойства,абстрагировать связи вещей от самих вещей. Благодаря языку оказалось возможнымобъективировать эти отраженные в сознании признаки и отношения вещей вматериальную форму слов и тем самым создавать идеальные объекты мышления —понятия, а вместе с ними и с помощью их осуществлять теоретическую деятельностьв собственном смысле слова.
Речь – это то, чтокардинально отличает человека от животного на всех уровнях – социальном,интеллектуальном, поведенческом и др. Несомненно, язык, как способ коммуникациисуществует среди высших животных, но речь – это язык в действии. И чтобыподдерживать и осуществлять такую сложную функцию как речь, эволюция изменилане только физиологию человека, но и психику. С переходом на языковую основувозможности мозга колоссально возрастают, речь стала наиболее эффективнымсредством коммуникации. Речь это также мощный объединяющий фактор социума – какна уровне индивидуальном уровне – возможность сделать своё «внутренне» частьюмира другого человека, проявлять эмпатию, оказывать психотерапевтическоелечебное воздействие через вербальное общение, так и на уровне общества в целом– это и средства массовой информации как возможность коммуникаций по принципу«всех со всеми», регулирование общественных отношений через нормы права. Неодной из человеческий достижений невозможно было бы без общественнойкооперации, а значит без возможности речевого общение – таким образом речь даетразвитие не только отдельному человеку, но и всему человечеству на протяженииего истории и, конечно же, развивается вместе с ним – от примитивной дописьменной. Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющийчеловеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям,аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средствомвыражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становитсяосновным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактноемышление невозможно без речевой деятельности. Именно возможность передачиинформации с помощью речи лежит в основе социального гомеостаза и стала толчкомразвития науки, искусств, права и др. И.П.Павлов отмечал, что только речеваядеятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности иобобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Речь, согласносовременным представлениям — системный процесс, происходящий с участиемразличных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичныеотделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные кодыслов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этихструктур, понимание точного значения слов становится невозможным.
Понимание смысла слов,особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевоговысказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделовлевой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативныхобластей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры всмысловую схему.
При сохранности этихструктур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программированиедействий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементовсодержания сложных развернутых высказываний, их понимание становитсяневозможным.
Сложноорганизованнойявляется и система называния предметов в устной речи. Непосредственнореализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной областилевого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой областиприводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократномповторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речипроисходит с участием других структур мозга. Называние предмета требуетперекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операциясвязана с теменно-затылочными отделами мозга. Другим важным условиемадекватного называния предмета является сохранность акустической структурыслова, что является функцией левой височной области. Нарушение называния можетбыть связано и с более сложными мозговыми процессами — необходимостьединственно правильного называния предмета требует торможения всех побочныхальтернатив, что включает лобную кору, управляющей всей активирующей системоймозга.
Роль лобной коры особенновелика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устнуюсловесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствуетсамостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалогеограничиваются пассивными и односложными повторениями.
В последнее время былавыявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторнойобласти, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды и являющейсячастью лобных долей мозга. У больных с поражением этой области нарушается ритмречи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больныепропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Этинарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.
Необходимо подчеркнуть,что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии,правое тоже вовлекается в речевую функцию.
При поражении правогополушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компонентыречи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональнаяокраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разныхуровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речьэмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и зазрительно-пространственный анализ вербального материала.
Показано участие вречевой деятельности глубинных структур мозга. При исследовании нейроннойактивности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию ичастоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламическихструктур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.
Таким образом, структуры,отвечающие за осуществление человеком речевой деятельность находятся «везде инигде» — то есть повреждение какой-либо из этих структур не дает возможностьполностью осуществлять речевой процесс, но в таком случае верно и обратноепредположение – если происходит развитие речи, то эти структуры тоже развиваются,а так как они отвечают не только за речь, то можно сделать вывод, что развитиеречи ведет к развитию и других возможностей человека.
2. Развитие речи вфилогенезе
У современной науки естьоснование полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическаяречь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образныммышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примернооколо полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речьюпонимается простейшая система передачи информации с использованием движенийтела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощьюподобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение ксвоему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейшихсостояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда.
В настоящее времясуществует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснитьвозникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегоднядостаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является личеловеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека.Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не являетсяврожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры,подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших визоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Толькоу человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь.Так, в США, в Калифорнии был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, скоторым никто не общался с помощью человеческой речи с двухмесячного возраста.Естественно, он не владел речью, и усилия обучить его языку оказалисьбесполезными.
С другой стороны,существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многиевысшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциямнапоминающими речь человека. Более того, предпринимались относительно успешныепопытки научить животных (обезьян) примитивному языку знаков, похожему на языкглухонемых. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способныотличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще однимдоказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и ихпоследовательность у всех детей одинаковы. Причем эта последовательностьодинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какойкультуры они развивались.
Однако, как уже былоотмечено, однозначного ответа на вопрос о происхождении речи не существует.Споры и исследования по данной проблеме продолжаются и существует множествогипотез и теорий. Например, трудовая теория утверждает, что язык появился в процессеи для удобства совместной трудовой деятельности. Договорная теория Ж. Ж. Руссои А. Смита говорит о том, что язык явился результатом некого соглашения илидоговора между людьми. Также существуют гипотезы случайного изобретения языка,гипотеза аффекта, которая считает, что существовала связь выкриков сопределенными эмоциональными состояниями, гипотеза жизненных шумов –сопровождавших обыденное поведение, гипотеза звукоподражания – как результатинстинктивного подражания предметам окружающей среды («ку-ку» — «кукушка») игипотеза ручных жестов. Также достаточно приверженцев генетической теории,которая утверждает, что есть «ген языка», который передается из поколения впоколение и повреждение этого гена ведет к невозможности овладевания речью.
Такое обилие теорий игипотез точно говорит только об одном, что речь в своем развитии прошла вместес человеком долгий путь эволюции и совершенствовалась вместе с его мышлением,без которого она невозможна.
Если же говорить обэволюции языка, то здесь невозможно обойтись без сравнительно анализа языкачеловека и животных с позиции лингвистики, проведенному Р.Футсом и Ч.Хоккетомна основе семи ключевых свойств (Таблица 1)
Таблица 1Ключевый свойства языка Танцы пчел Брачное поведение колюшки Забота о потомстве серебристой чайки Крики гиббонов Обученные шимпанзе Язык человека Двойственность Нет (?) Нет Нет Нет Есть Есть Продуктивность Есть Нет Нет Нет Есть Есть Произвольность Слабая Нет Нет Слабая Есть Большая Взаимозаменяемость Есть Нет Нет Есть Есть есть Специализация Есть Некоторая ? Есть Есть Есть Перемещаемость есть Нет Нет Нет Есть Есть Преемственность нет Нет Нет Нет (?) Есть Есть
Наряду с общениемчеловека, для анализа использовались коммуникационные системы пчелы, рыбыколюшки, серебристой чайки, гиббона и «обученных» шимпанзе. Этиживотные были выбраны по двум причинам: во-первых, они демонстрируютразнообразие способов коммуникации, а во-вторых, их коммуникационные системыотносительно хорошо изучены.
Когда пчела обнаруживаетисточник пыльцы, она возвращается в улей и танцем сообщает остальным пчелам оместоположении источника корма и его количестве. Самцы и самки колюшки сообщаюто готовности приступить к размножению путем изменения своей окраски и формтела. Птенцы серебристой чайки побуждают родителей кормить их, делая клюющиедвижения в направлении родительского клюва. В сообществе гиббонов существуетсистема криков, оповещающих о различных опасностях и общих потребностях.Ч.Хоккет полагает, что в каждой из этих коммуникационных систем присутствует поменьшей мере одно из выделенных им ключевых свойств языка. Кратко рассмотримэти свойства.
1. Структурнаядвойственность. Человеческий язык обладает одновременно звуковой(фонологической) и смысловой (грамматической) организацией. Вместо того, чтобыдля каждого сообщения использовать отдельный сигнал, человеческая речь строитсяиз конечного числа звуков или фонем, комбинации которых, позволяют передаватьсамые разнообразные сообщения.
2. Продуктивность. Живоесущество способно создавать и понимать бесконечное число сообщений,составленных из конечного числа имеющих смысл единиц. Ч.Хоккет считает, чтоименно продуктивность делает возможной аналогию.
3. Произвольность.Произвольность дает возможность построения конструкций, позволяющих делатьабстрактные описания. Ч.Хоккет по этому поводу остроумно замечает, что людимогут разговаривать о чем угодно, а пчелы — только о нектаре.
4. Взаимозаменяемость.Любой организм, способный посылать сообщения, должен быть способен и приниматьих. Например, когда самка колюшки раздувает брюшко, она стимулирует самца кбрачному ритуальному поведению, но их роли поменяться не могут,взаимозаменяемость отсутствует.
5. Специализация.Коммуникационное поведение специализировано, если ответное поведение не связанонепосредственно с физическими следствиями, полученного сообщения. То естьобщение специализировано в тех случаях, когда животное лишь сообщает что-то, ноне действует непосредственно.
6. Перемещаемость.Сообщение является перемещаемым в той степени, в какой предмет сообщения и егорезультаты удалены во времени и пространстве от источника сообщения.
7. Культурнаяпреемственность. Опыт, накопленный отдельным индивидом, может повлиять на всюкультуру даже на протяжении жизни одного поколения. При отсутствии культурнойпреемственности природе, чтобы отделить приспособленных от неприспособленных,требуются тысячелетия. Ч.Хоккет рассматривает культурную преемственность какосновное свойство общения людей.
Таким образом, можноконстатировать, что естественные коммуникационные системы животных сильноразличаются между собой с точки зрения лингвистического анализа. В частности —по описанным параметрам — коммуникация пчел представляется достаточно сложной,а колюшки и чайки — очень простой. После обучения шимпанзе определенным системамкоммуникации человека у них можно зафиксировать наличие всех рассматриваемыхсвойств языка, что, с определенными оговорками, в общем-то, признается инаучными оппонентами Р.Футса.
Сравнительныйпсихологический и этологический анализ (хотя и весьма фрагментарный) системкоммуникации животных и человека, позволяет сформулировать некоторые выводы.
Во-первых, спецификакоммуникационных систем различных живых существ обусловлена, в первую очередь,экологическими факторами, то есть особенностями морфологического ианатомического строения организмов, физическими условиями среды обитания исоциальной организацией.
Во-вторых, как внешнее,так и глубинное сходство различных коммуникационных систем предопределенообщими принципами коммуникационной целесообразности, эволюционно закрепленнымиестественным отбором.
В-третьих, разделениекоммуникационных систем на «высшие» и «низшие» зачастуюявляется выражением антропоцентрического мировоззрения самих исследователей, невсегда ориентированных на такой критерий как экологическая целесообразностьсоответствующего коммуникационного поведения. «Высший уровень» — еслипохоже на «наш человеческий язык», «низший» — если нет.
В-четвертых,коммуникационная система человека качественно отличается по своей сложности иполифункциональности от коммуникационных систем животных. При этом в нейприсутствует большое количество невербальных компонентов, идентичных, либосопоставимых, с аналогичными компонентами коммуникации животных. «При всейсвоей специфически человеческой, социальной природе общение формировалось,опираясь на выработанные в животном мире формы взаимодействия, коммуникации,связи индивидов и популяций».
И наконец, в-пятых,«языковой барьер» между человеком и животными не является стольрадикальным, как это часто заявляется: они действительно способны понимать другдруга — причем, в буквальном, а не переносном смысле — благодаря тому, что ихкоммуникативные системы в определенных случаях перекрываются.
Даже человек современноговида, homo sapiens, не сразу обрел те речевые возможности, которые мыможем наблюдать у себя сейчас. Это хорошо видно на примере аборигеновАвстралии, у которых имелись обозначения для различных пород деревьев и длядеревьев вообще, для различных видов или змей и для рыб или змей вообще. Однако,видовых обозначений очень мало, используются они редко и они не идут дальшеклассификаций среднего уровня. За счет этого, в примитивных языках очень многослов – так как обобщение и категоризация это уже следующий шаг мышления, азначит и речи.
В заключении, хотелось быупомянуть недавние эксперименты, доказывающие гипотезу лингвистическойотносительности о том, что мышление людей, говорящих на разных языкахотличается друг от друга. Совсем убедительной эта гипотеза стала выглядетьпосле того, как к делу подключились нейрофизиологи. В марте 2010 года сотрудникМичиганского университета Чао Лю доказал: у носителей разных языков мозгдействительно работает по-разному.
Эксперимент Чао Люпроисходил сразу на двух континентах. Одну группу добровольцев ученый набрал вКитае. Они говорили на мандаринском диалекте китайского языка. Другая группа(американские волонтеры) говорила только на английском. Исследователь закреплялна голове своих подопечных электроды, подключал их к энцефалографу и показываллюдям картинки. На них были изображены объекты, которые человек может частовстретить в повседневной жизни. Подопытные Лю должны были их охарактеризовать.
«Можно ли отнести этотпредмет к транспортным средствам?» — спрашивал ученый, и на экране ненадолгопоявлялась фотография автомобиля. Участники эксперимента давали ответ, и Люпоказывал им следующее изображение. Задачи были предельно простые, ошибитьсямог разве что ребенок. Ученый в умственных способностях своих подопечных и несомневался. Его интересовали не ответы добровольцев, а то, что в этот моментпроисходило в их мозгу.
Лю особым образомподбирал свои картинки — он исходил из различий между английским и китайскимязыками. В китайском названия многих предметов несут в себе информацию о типеобъекта. Например, в словах «шариковая ручка» и «мел» (они состоят из двухзнаков) есть общий иероглиф. Он обозначает принадлежность к предметам, спомощью которых можно писать. А в английском языке эти два слова не имеютничего общего ни по записи, ни по звучанию. Эти особенности двух языковсказались на том, как китайские и американские добровольцы выполняли задание.Оказалось, что носителям английского языка приходилось сильнее напрягать своеабстрактное мышление — это показал следящий за мозгом добровольцев прибор.Китайцам сортировка картинок давалась проще. Задачу облегчал язык, на которомони с детства привыкли говорить и думать[1].
Для последовательногоперехода к следующему разделу, стоит отметить, что ребенок тоже не обладает всамом начале своей жизни ни зрелым речевым аппаратом, ни зрелыми мозговымиструктурами (в первую очередь корковыми центрами речи), обеспечивающимифизиологическую основу речи, не способен к обобщению и абстрактному мышлению,так что можно говорить о некой аналогии развития человека в онтогенезе с ходомэволюции.
3. Развитие речи вонтогенезе
Давно уже доказано, чторебенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только еслиподхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когдадети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систему (язык) зверей, точеловеческой речью не владели. Более того, если контакт такого ребенка с людьмипроисходил в возрасте 6 лет, то вероятность овладевания речью была примерно50%, если же после 12 лет, то возможность овладеть речью уже утеряна навсегда.Это позволяет предположить, что те генетически обусловленные механизмы,существующие в психике ребенка должны быть активированы внешней (социальной)средой на определенном этапе его развития.
Чем богаче наша мысль,чем более слов нужно нам, тем сложнее построение речи. В нижеприведеннойтаблице (табл.2) представлена информация о примерном соотношении возрастаребенка и его словарного запаса.
Таблица 2 Возраст Запас слов 1 год 3 месяца 21 слов 1 год 6 месяцев 60 слов 1 год 9 месяцев 167 слов 2 года 334 слов 2 года 3 месяца 500 слов 2 года 6 месяцев 639 слов 2 года 9 месяцев 800 слов 3 года 1089 слов
Конечноже данные в таблице приведены примерно и лишь описывают динамику, потому чтореальные значения зависят от многих факторов и в первую очередь от того,сколько времени родители и другие взрослые уделяют общению с ребенком, а такжеважно отметить, что именно в раннем возрасте пассивный словарь ребенка сильнопревышает активные, то есть ребенок в этом возрасте похож на иностранца, малоучившим чужой язык – понимать он способен гораздо больше, чем сказать.
Такжеважно отметить, что первоначально дети пользуются лишь именами существительнымидля выражения своих мыслей и желаний, а затем начинают пользоваться глаголами,позже именами прилагательными и т. д. В таблице 3 приведены некоторые данные(по W. Stern'y) о развитии частей речи у детей.
Таблица 3Годы Имена сущ. Глаголы Др. части речи 1 год 3 месяца 100% - - 1 год 8 месяцев 87% 23% - 1 год 11 месяцев 53% 23% 24%
Здесь стоит добавить, чторечь конечно же идет о конкретных существительных, таких как мама, папа, стол,каша и т. п., то есть речь призвана в первую очередь выразить элементарныепотребности ребенка, которые главенствую в этом возрасте, а по мере взросленияи усложнения потребностей и эмоций будет усложняться и речь, как средство ихвыражения.
Для наглядности этапыразвития речи ребенка представлены в Таблице 4.
Таблица 4Примерный возраст Умения ребенка 4 месяца Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит) 1 год 2 месяца Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова. Реагирует на свое имя. 1 год 6 месяцев Говорит на «своем» языке. Хорошо развито звукоподражание. Знает кто такие «мама», «папа», «баба», «деда». 2 года Строит предложения из двух слов «мама иди», «баба дай». Свои просьбы оформляет в виде словосочетаний или простого предложения с пропуском предлогов «положи мяч стол». 3 года Повторяет наизусть двустишья и четверостишья. Строит многосложные и логические предложения «когда папа придет с работы мы пойдем гулять». Выдумывает забавные словечки и выражения – играет с речью, как бы пробую приспособить к себе. 4 года Дальнейшее освоение аспектов речи через грамматические конструкции – предлоги, согласование прилагательных, образование новых слов с помощью суффиксов. 5 лет В речи используются сложные предложения, появляются деепричастия. Совершенствуются возможности пересказа, образуют прилагательные от существительных (железо – железный), т.е. дальнейшее осовение смысловых аспектов и возможностей речи. 6 лет Дети этого возраста в норме произносят и различают все фонемы родного языка. Выделяют ударный слог и первые и последние звуки в слове. Идет активное поплнение активного и пассивного словарей. Ребенок способен обощать и классифицировать предметы по различным признакам – т.е. компактизировать информацию.
Это развитие речи(идущее, конечно, под влиянием среды), развитие гибкости в речи, т. е.способности все более точно и раздельно выражать мысль, есть фактпервостепенной важности, есть явление, присущее только человеку. При всемразличии языков в человечестве, и звуковое развитие их и логическая гибкостьречи при выражении мысли по существу всегда однородны. Ребенок входит в мир спредрасположением к артикуляции звуков и с той способностью духа руководитьречью, которая определяет все безмерное богатство человеческой культуры. Тут мыимеет дело снова с качественным скачком в мире; если почти вся человеческаяприрода пользуется каждая по своему способностью производить звуки, то все женигде эта способность не ведет к возникновению речи.
Стоит упомянуть такоесвойство детской речи, как семантическая свергенерализация, расширение значенияслов, то есть если слова относятся к какому-либо конкретному лицу, предмету илиситуации, ребенок расширяет их значение, начиная обозначать данным словом всепохожие объекты. Дети склонны расширять, сжимать или накладывать друг на другакатегории, которыми они пользуются для определения того, к чему относятсяслова, поскольку они часто не имеют общих со взрослыми знаний о культурнообусловленных функциях и свойствах объектов. Поэтому дети могут придаватьособое значение таким аспектам объектов, которые взрослые с самого началаигнорировали при их категоризации. Некоторые интересные примеры этого явленияприведены в Таблице 5.
Таблица 5
Слово ребенка
Первый референт
Возможные расширения значения
Свойство Птичка Воробьи Коровы, собаки, кошки, любое движущееся животное Движение Уна Луна Оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах Форма Муха Муха Комочки грязи, пыль, все мелкие насекомые, крошки Размер Гав-гав Собаки Все животные, игрушечная собака, мягкие домашние тапочки, некто в меховой шубе Текстура
Усваивая дополнительные,уточняющие названия объектов, дети перезакрепляют слова за более определеннымии иерархически организованными категориями. Таким образом, со временем лингвистическиекатегории ребенка приобретают сходство с категориальной структурой языкавзрослых, а структура языка в свою очередь развивается по той же общей схеме,что и когнитивное и интеллектуальное развитие.
Интересно также упомянутьо патологиях и в связи с этим работу Р. Е. Левиной «Автономная детская речь», ккоторой она показывает как у детей с проблемами развития, специфически страдаети речевая функция. Левина работала с группой детей (9 человек), у которыхавтономная речь (то есть «своя» и обращенная к себе) задержалась до семи-десятилет. Некоторые из них умственно отсталые, некоторые – не обязательно. Посколькуэти дети к описываемому моменту уже не двухлетки, и жили со своей автономнойречью уже не один год, она у них развилась гораздо больше, чем у двухлеток. Укаждого из них очень много слов, некоторые определенно автономные, другие –искаженные обычные, третьи, у тех кому удается – обычные.
Помимо слов, можноизучать грамматику такой речи. Левина приводит потрясающие факты. Например, все9 детей, независимо друг от друга, одинаково искажали названия цветов: белый –«бенин», красный – «красин», синий – «синин», зеленый – «зеленин». Это у нихполучались примитивные прилагательные, образованные, видимо, аналогичноприлагательным «папин, мамин». Они с помощью этой речи общаются, апоскольку общаться трудно, они прибегают к стратегии рассказа. Пример такогорассказа (ребенку около 8 лет): «Полосил кан. Платок кан. Я, коено, пал платок.Сунул руку – нет кан, сунул руку – кан нет. Катя идет, где красин платок – нет,где красин платок – нет, где красин платок – нет. День пришел – нет, деньпришел – нет. День пришел – платок сталсал Шули. Я брал». Перевод: «Положил вкарман. Платок в кармане. Я, конечно, потерял платок. Сунул руку в карман – нет[совал руку в карман два раза]. Катя идет [спрашивает] где красный платок? Нет.[спрашивала три раза]. Два дня прошло, платка нет. На третий день платок торчалу Шуры. Я взял.» В итоге автор делает следующий важный вывод: «В автономнойречи с ее связанностью с внешним, наглядным называние своих переживанийничтожно. Вот почему ребенок-автономик весь во власти своего переживания. Он невладеет своим внутренним миром. Если во внешнем мире он связан ситуацией, тоздесь он подчинен своим переживаниям, которые не выделяются, не осмысляются имкак таковые. Разумеется, внутренняя активность при этом сведена к нулю.Основной дефект речевого развития ребенка-автономика – невозможность овладениянормальной речью – восходит к основному дефекту всей структуры личности – недостаточнойвнутренней активности, т.е. недостаточностью овладения своими собственнымипсихологическими процессами».
В дополнение квышесказанному, интересно упомянуть об исследовании Веры Харченко, профессораБелгородского Государственного Университета. Она долгое время записывала словадетей разного возраста и через некоторое время обратила внимание наопределенные закономерности. Она обнаружила, что в детской речи естьпотенциальные слова для языка, причем они совпадают с тем, что было раньше:например, они говорят «льзя» (в смысле «можно»), «людь», «бела» (вместо«белка») — все это старорусские слова, которым детей никто не учил. Например,слово «водоземное» животное она нашла в словаре XVIII века. То есть детскоесловотворчество иногда совпадает с историей языка. В их речи каким-тонепостижимым образом появляются диалектные слова, слова из других славянскихязыков.
Также она отметила, чтоподобное «придумывание» начинается с двух лет, пик — года в четыре, но на этоминтересный период не заканчивается. Дети и в двенадцать лет творят свой язык.Потом, возможно, из-за наступления переходного возраста оригинальногостановится меньше.[2]
4. Письменная речь
Анализ возникновенияписьменной речи — это специальный большой вопрос, имеющий свою длительнуюисторию большую литературу и немалое число всевозможных точек зрения. В нашейработе эта проблема не является самоцелью. Этот вопрос интересует нас преждевсего потому, что генезис письма позволяет проследить общую линию развитиямышления от его конкретных нагляднообразных к отвлеченным формам. Поэтому мы небудем вдаваться в собственно лингвистические детали и разбор точек зрения, аограничимся кратким рассмотрением этой проблемы лишь под углом зрения процессаформирования мышления и роли языка в этом процессе, опираясь на более или менееустоявшиеся положения языкознания по вопросу о происхождении письменной речи.
Представляя собойзрительно воспринимаемую форму фиксации речи, письменность возникла насравнительно высоком уровне развития общества, на уровне, когда уже возниклосознание и происходил процесс оформления членораздельной речи. Появлениеписьменности было закономерным продуктом постепенного расширения средстввзаимного общения людей, движимого практическими нуждами общественной жизни.
В отличие от языка,который создавался людьми неосознанно, письменность является результатомсознательного творчества людей и на всем протяжении своего историческогоразвития изменялась вполне преднамеренно. Выступая в качестве материальногознака, системы видимых знаков, письмо требует для своей реализации большойконцентрации внимания и вполне осознанных действий человека. Возникновениеписьма имело своей необходимой предпосылкой высокий уровень развитиякоординации движений руки, ее тонких и точных манипуляций, подготовленныхдлительным опытом отправления сравнительно сложных трудовых операций ивыполнением двигательных форм общения. Если членораздельная речь, получившаяотносительно самостоятельный характер, является весьма абстрактной формойдеятельности, то письменность, выполняемая в отсутствие в поле зрения своегоадресата, носит еще более абстрактный характер. Направленная на воображаемогозрителя, письменность по сравнению с устной речью еще более удалена отнепосредственной цели удовлетворения природных потребностей человека. Онапредполагает сложную систему опосредований человека с действительностью черездругих людей и, соответственно, могла возникнуть лишь на уровне развитогомышления. Являясь искусственным продолжением естественных коммуникативныхвозможностей устной речи, письменность имеет по сравнению с ней рядсущественных преимуществ. Устная речь, несмотря на все свои богатейшиевозможности как важнейшего средства человеческого общения и орудия мысли,обладает серьезными недостатками. Она ограничена во времени и пространстве.Существование речи в форме звучания определяется сравнительно узкими рамкамипроцесса говорения, за пределами которых она прекращает свое существование,становясь достоянием памяти, т. е. приобретает лишь субъективную форму своегобытия.
Пространственныевозможности звуковой речи ограничиваются самое большее несколькими десяткамиметров, оказываясь тем самым достоянием сравнительно небольшой группы людей,непосредственно воспринимающих ее в данный момент времени и на данном отрезкепространства.
Расширяемые жизненныепотребности людей во взаимной связи не могли довольствоваться звуковой речью.Возникла потребность изыскать дополнительные средства общения. Такое средство, давшеевозможность речи преодолеть узкие рамки пространства и времени, было найденочеловеком в форме письменности, таким образом, человек в некотором смыслепокорил время и пространство, обретя способность передавать информациюнезависимо от первоначального источника.
Письменность развиваласьпо принципу от сложного к простому, точнее от специфического к универсальному.Древнейшим способом письма была пиктография – фиксация и передача мыслей спомощью картинок, изображений предметов – здесь можно увидеть аналогию сдетскими рисунками, на которых обычно схематично изображены предметы изокружающего ребенка мира. Проблема такого способа заключается в первую очередьв том, что понять значение таких «записей» обычно можно было только с помощьютого, кто их сделал.
При помощи рисункачеловек фиксировал не только наглядные образы, но и отвлеченные понятия,которые выражались чувственно наглядными средствами. Так, понятие силы моглобыть выражено при помощи изображения льва или слона, для выражения понятияверности рисовали, например, собаку, понятия войны — стрелы и т. п.Североамериканские индейцы для обозначения понятия «жизнь» рисовали змею, дляобозначения понятия «успех» — черепаху, понятия «дружба» — изображением двухсоединенных рук, понятия «любовь» — изображением соединенных сердец. Рисуяпереднюю часть льва, люди выражали понятие первенства, локоть — для обозначениясправедливости и правды, ястреба — для обозначения материнства.
Таким образом, в развитииписьменной речи и, соответственно, мышления совершается существенный сдвиг внаправлении абстрагирования от конкретной данности чувственно воспринимаемогообраза к образованию символических средств общения. Эта форма общения, когда,например, рисунок пчелы обозначал трудолюбие, покоилась на более опосредованныхсвязях между материальной формой письма и его мыслительным содержанием.Чувственная форма изображения отодвигалась уже на задний план, поскольку онасама по себе не просто зеркально и воочию отражала смысл, а приобретала его всилу ассоциации с образом другого явления, с которым она оказывалась вразличного рода связях: или как целое и часть, или как причина и следствие, иликак орудие и функция,— словом, выражала или реальное, или предполагаемоесходство изображаемой вещи с понятием, которое человек хотел выразить. Всимволическом письме о целом предмете сообщается с помощью изображения егочасти. Например, желая сообщить о животном, человек изображал на рисунке лишьголову этого животного. В символическом способе выраженное значение содержит всебе нечто иное, чем то, что непосредственно дано самим символом, в котором оновоплощено. Такого рода символизирующие средства общения, выражавшие развитиеабстрагирующей работы мышления, постепенно подготовили переход к следующей,иероглифической письменности.
Идеографическое, илииероглифическое, письмо. Рост экономических и политических связей международами, потребность в государственной переписке, торговле, издании ираспространении законов и т. п. значительно расширили сферу применения письма.Возникла необходимость в использовании для письма сравнительно легкопереносимых и перевозимых предметов. Для этих целей были созданы папирусы(Египет), глиняные таблички (Междуречье), шелк и бумага (Китай), кожа, береста,пальмовые листья т. п. Сердцевина ствола папируса, слоящаяся на тонкие гибкиепласты, служила в то время превосходным материалом для письма.
Пиктографическое письмопостепенно эволюционировало в направлении все большей и большей редукции. Отполного изображения предмета и ситуации люди переходили к схематическомуизображению лишь некоторых деталей изображаемого объекта. В отличие отпиктографического, идеографическое письмо уже не воспроизводит целостнуюситуацию. Хотя каждый элемент записи — иероглиф — картинно воспроизводитнекоторые характерные черты изображаемого предмета, тем не менее это уже необычный рисунок, а изображение обобщенных представлений и понятий в той ихсвязи, которая воспроизводит объективную связь изображаемых предметов иявлений.
По мере развитияидеографического письма изобразительные моменты в иероглифах постепенновыветривались и, наконец, стерлись до полной неузнаваемости. И толькоспециальный анализ дает возможность восстановить исконную связь письменногознака с определенным образом действительности. Идеографическое письмопредставляет собой систему знаков и правил их использования с целью сообщениялюбой мысли, т. е. возникло письмо в полном смысле этого слова. При помощииероглифов оказалось возможным фиксировать сравнительно сложные тексты. Будучиследствием абстрагирующей работы человеческого мышления, иероглифическое письмоявляется материально фиксированным показателем, дающим возможность судить обуровне развития мышления. Если в ранней идеограмме отдельные графическиекомпоненты заключали в себе моменты символики, давая возможность при ихвосприятии узнавать связь с какими-либо явлениями, то впоследствии иероглифыпревращаются в своего рода тощую схему, лишенную полноты изобразительности. Вэтой схеме сохраняются лишь отдельные элементы фиксируемого предмета, как, например,кружочек означает солнце, серп — луну и т. д. Моменты внешней изобразительностипостепенно выпадают из иероглифа, и вместе с этим выпадением из него образностисущественно изменяется его функция. Так, большая часть иероглифических письменегиптян носит, с одной стороны, символический характер, так как они ещесохраняют в себе непосредственные изображения действительных предметов, которыеявляются представителями не самих себя, а чего-то иного, и с другой — они ужезаключают в себе фонетический элемент, так как обозначают отдельные звукипосредством начертания предмета, наименование которого содержит в себе звук. Изнепосредственного образа предмета иероглиф превращается в средство егообозначения. Теперь уже из непосредственного восприятия иероглифа невозможноузнать, к какому предмету или классу предметов он относится. Потеряв своевнешнее сходство с предметом, иероглиф восполнил эту потерю обогащением своеговнутреннего содержания. Он стал средством фиксации обобщенного содержаниямысли, орудием формирования и закрепления отвлеченного понятия.
Будучи продуктом анализа,вычленения, абстрагирования и обобщения отдельных элементов рисунка, иероглифыв своей совокупности обеспечили практически бесконечную возможность ихкомбинаций для выражения различных мыслей в контексте письменной речи. И в этомотношении иероглифическое письмо значительно превосходит по своимкоммуникативным возможностям рисуночное письмо. Преимущества иероглифическогописьма перед рисуночным заключаются также и в том, что иероглифика ориентированане только во времени, но и в пространстве, обеспечивая широкие возможностиобщения людей не только в рамках данной группы, племени, рода и т. п., но имежду племенами, родами и нациями. Начертанные на папирусах и прочем материалеписьмена начинают путешествовать «по свету», переходя из рук в руки, из городав город, из страны в страну, а во времени — из века в век, неся на своейповерхности идеальные плоды человеческого опыта. Письменность во много разускорила обмен опытом, явившись одним из мощных источников прогресса общества.На уровне иероглифического письма язык претерпел существенное изменение в своемразвитии, хотя он еще не получил достаточно полного грамматического оформления.
Именно для такого языкаиероглифика служила наиболее адекватной формой фиксации. Количество знаков виероглифическом письме велико, в нем фиксируется почти весь арсеналсуществовавших в то время слов.
Образование новых словосуществлялось средствами словосложения, а в письме — путем сочетанияиероглифов (например, в китайском языке «вверх» + «вниз» + «машина» = «лифт»).Возникновение иероглифики, обусловившей фиксацию мыслей в виде текстов, явилосьсвоего рода гранью, разделившей историю человеческого общества на дописьменнуюи письменную.
Иероглифическое письмо, явившисьодной из важных в истории развития письменности стадий, было впоследствиизаменено у большинства народов сначала слоговым, а затем звуковым письмом,представляющим собой систему знаков в виде букв. При этом иероглифическаяписьменность, сохранившаяся у некоторых народов, например у китайцев,существенным образом видоизменилась, символизировалась и, что самое главное,коренным образом переосмыслилась, став средством реализации высокого уровняразвития современного отвлеченного мышления.
На следующей стадииразвития письменности появляется буква; она является средством фиксации уже нецелого слова, а лишь отдельной единицы звуковой материи языка — фонемы. Взятаясама по себе, буква лишена значения, она представляет собой некоторуюгеометрическую фигуру, содержание которой исчерпывается ее материалом. Но всистеме языковой действительности буква получает определенный смысл, которыйзаключается в ее функции фиксировать звук и тем самым служить средствомзрительного различения границ слова и орудием образования написанного слова.Письменный знак, представляющий собой видимый эквивалент звука, не нуждается нив каком другом содержании, кроме условного. Каждая буква алфавита имеет своюдолгую историю, ее происхождение из иероглифа вскрывается историческим анализом.
Буквенное письмо, а такжесовременное, существенно видоизменившееся иероглифическое письмо, представляютсобой наиболее высокую ступень абстракции. Буквенное письмо являетсярезультатом сознательно осуществляемого человеком вычленения и материальнойфиксации. Далее не делимых единиц языка — отдельных звуков, результатомосознания того, что буквенным знаком можно фиксировать и передать любой звукречи, а сочетанием их знаков фиксировать любое слово языка, включая всю системуего грамматических форм. Начало изобретению алфавита положили финикийцы, адревние греки завершили полное оформление алфавита, легшего в основуписьменности всех языков индоевропейской системы, а отчасти и языков другихнародов.
Появление алфавита, сточки зрения развития мышления, означало, что у человека возникло отчетливоепредставление о том, что слово состоит из отдельных элементов. При этом самоколичество изобретенных букв свидетельствовало об осознании звуковойдифференциации слова.
Звуковая система письмавозникла на стадии вполне развитого звукового языка и отвлеченного мышления.Если рисуночное и раннее иероглифическое письмо развивалось параллельно сязыком, не отражая в себе его грамматической структуры, то звуковое письмосоздавалось на базе языка, являясь его адекватной материальной оболочкой.Будучи дополнительным средством, значительно обогатившим коммуникативныефункции языка, звуковое письмо более тесно, чем рисунок и ранний иероглиф,связано с отвлеченным мышлением, выступая в качестве его вторичной материальнойоболочки. Через язык звуковое письмо стало материальной действительностьюмысли.
При рассмотрении историиформирования языка мы постоянно подчеркивали теснейшую связь между языком имышлением, связь между формированием языка и мышления. В заключение необходимокоротко и обобщенно подчеркнуть основные положения относительно роли языка вформировании мышления.
Если рассматриватьписьменность в аспекте онтогенеза, то будет справедливо отметить, что обучениедетей письму – это в первую очередь дальнейшее комплексное развитие головногомозга. С одной стороны идет воздействие через активизацию мелкой моторики ( вэтом аспекте набор текста на клавиатуре не имеет такого эффекта), с другойчерез индивидуализацию письма – почерк, который можно считать «отпечатком сознания»и обучение переводу устной речи в письменную.
Умение читать и писать –это когнитивные инструменты, которые после приобретения меняют то, как мозгобрабатывает информацию. Когда психологи используют технологиюнейровизуализации – например, магнитно-резонансную томографию – для сравненияработы мозга грамотных и неграмотных людей при выполнении некого задания, онинаходят множество различий. Исследователи пришли к выводу, что обработкаинформации в двух полушариях различается у тех, кто умеет и не умеет читать.Ключевой участок мозолистого тела (corpus callosum) оказалсятолще у грамотных, причем затылочная доля обрабатывала информацию медленнее утех, кто научился читать уже взрослым, чем у тех, кто научился этому ещё вдетстве. Психологи давали грамотным и неграмотным комплекс когнитивных тестов,одновременно изучая их электроэнцефалограммы. Они пришли к выводу, чтоприобретение навыков письма и чтения изменило всю организацию когнитивнойдеятельности мозга не только в вопросах, связанных с языком, но и в том, чтокасается зрительного восприятия, логического мышления, работы памяти иформального эксплуатационного мышления[3].
Удовлетворяя самыеразнообразные нужды общественной жизни, письменность обеспечила концентрациюопыта по существу всего человечества в единую систему, обеспечиваяпреемственность развития знаний от поколения к поколению. Письменность явиласьодной из тех величайших сил, которые позволили человеческому обществу совершитьпоистине гигантский прогресс в области материальной и духовной культуры засравнительно небольшой промежуток времени, отделяющий современного человека отначала так называемой «писаной истории».
Заключение
Рассмотрев речь вразличных аспектах, её появление и развитие и в первую очередь её связь смышлением, мы с уверенность можем сказать, что она является основным свойствомчеловека, выделяющим его из остального мира. Врожденная способность овладеванияречью открывает перед человеком неограниченные возможности познания ипреобразования мира. Речь и мышление существуют как две части единого целого,работают дополняя и преобразовывая друг друга, но мышление все же являетсяведущим аспектом и во всей своей полноте речь и мышление возникают иразвиваются только в социуме, в социальных отношениях.
Исследование даннойпроблемы на сегодняшний день является очень перспективным направлением.Психолингвистика, возникшая в 50-е гг. прошлого века, сегодня переживает своевторое рождения и не в последнюю очередь это связано с новыми технологиямиисследования мозга. Глобализация и активное международное сотрудничество такжевносит свои требования к пониманию структуры мышления носителей различныхязыков, что ставит все новые и новые вопросы перед исследователями — как психологами,так и психолингвистами.
Список литературы
1. Моисеева Л. А. Оприроде живого. М., 2009
2. Крайг Г., БокумД. Психология развития. СПб., 2010
3. Мышление и язык.Под редакцией Д. П. Горского. — М.., 1957
4. Леонтьев А.А. Исследованиядетской речи. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
5. Левина Р.Е. Кпсихологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). М.,1936.
6. Журнал «Escquire», апрель 2010
7. Русский“Newsweek” №18-19 (287), 26 апреля — 9 мая 2010 года
8. Журнал «Русскийрепортер» №11 (139) 25 марта 2010