Реферат по предмету "Психология"


Взаимное влияние индивида и коллектива друг на друга

Содержание
Введение
1. Влияние личности на коллектив
2. Личность в группе. Влияние группы наличность
3. Самочувствие личности в группе
Заключение
Список литературы
Введение
Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых иполезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развитияличности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества.Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические,экономические, нравственные и т.д., поэтому воздействие на личность человека состороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт:социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.Однако и каждый член коллектива оказывает определенное влияние на коллектив в целом.В данной работе мы рассмотрим две основные линии взаимодействия: влияние личностина коллектив и влияние коллектива на личность.
1. Влияние личности на коллектив
Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях,как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признаниеколлективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективнымтребованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личныхкачеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения- все это выделяет человека среди других людей в коллективе. Авторитетный человекзанимает высокое положение в межличностных отношениях, в коллективе к нему прислушиваются,обращаются за советом, считаются с его мнением, согласны принять его точку зрения.Однако не только личные качества лежат в основе этого явления. Мнение коллектива,его ценности, особенности его деятельности, как правило, способствуют формированиюавторитета того или иного человека или, наоборот, благодаря этому авторитет членаколлектива может быть низвергнут. Обычно авторитет выше у тех людей, которые проявляютбескорыстное стремление помочь людям. Авторитет выше тогда, когда ценность человекав достижении групповых целей представляется для всех безусловной. Иногда возникаютситуации, при которых человек стремится. завоевать авторитет во что бы то ни стало,используя знания других людей, их достижения, приписывая себе те свойства, которымион реально не обладает, или те знания, которых он не имеет. Такой человек можетзавоевать авторитет среди своих коллег, однако, на непродолжительный срок. Авторитетдает человеку возможность полнее раскрыть свои особенности, умения, навыки, способности,дает основания его самоутверждению, самоуважению, внутренней стабильности. Авторитетнаяличность не обязательно должна занимать высокое место в системе формальных отношений,т.е. быть руководителем. Авторитет состоит в способности оказывать влияние, организовавнеобходимое поведение, необходимую деятельность людей, тогда как приказать, подчинить,заставить следовать определенным нормам поведения может и неавторитетный руководитель,который опирается исключительно на санкции, связанные с наказанием, с инструкциями,с требованиями. Авторитет — явление сложное. Он включает в себя и социальный, основанныйна проявлении власти, и социально-психологический аспект: чувство доверия, преданностилицу, обладающему авторитетом. Если мы доверяем человеку, то он для нас авторитетен,если мы ему не доверяем, то это прежде всего ставит под сомнение его авторитет.Руководство-это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленноговоздействия на людей, с регулированием их поведения. Таким образом, понятие«управление» более широко, чем понятие «руководство». Когдамы говорим о руководстве, мы подразумеваем исключительно управление людьми посредствомспециальных воздействий (приказами, распоряжениями, убеждениями и т. и.).
Многочисленными экспериментальными исследованиями установленатипология стиля руководителей, стиля руководства, которая основывается на психологическомскладе личности, на способности и умении управлять коллективной деятельностью.
Первый тип — директивный, т.е. основанный исключительно на точномследовании директивам, приказам. Нередко при этом руководитель выполняет роль простогопередатчика информации с вышестоящего уровня на нижестоящий: просто передает приказпо цепочке, преимущественно используя методы администрирования.
Второй тип — коллегиальный. Он выражается в том, что руководительпостоянно учитывает мнения, предложения, даже не выраженные явно, по имеющие местов том коллективе, которым ему приходится руководить. Для этого типа характерно вынесениепроблемы решения на обсуждение коллектива, учет мнений. Руководителя такого типаотличает большая гибкость, находчивость в решении тех или иных проблем и задач,он лишь в крайних случаях прибегает к административным мерам воздействия на подчиненных.В личности такого руководителя преобладают черты, способствующие установлению контактовс подчиненными, стремление увидеть особенности членов коллектива, создать необходимыеусловия для эффективной совместной работы. При коллегиальном стиле некоторые функциируководства передаются другим членам коллектива, благодаря чему в коллективе реализуетсясамоуправление.
Третий тип можно назвать ситуативным. Его суть заключается втом, что поведение руководителя во многом подчиняется создавшимся производственнымситуациям. Руководитель практически не управляет своими отношениями с подчиненными,а просто следует за той ситуацией, которая возникает в коллективе. Руководительтакого типа пускает дело на самотек, он мало заботится об организации коллектива,его делах.
В ряду личностных качеств, под влиянием которых формируется стильруководства, следует назвать, прежде всего, ценностные ориентации, идеалы и убеждения.Они способствуют выработке самых общих представлений о роли руководителя, о значенииего деятельности, о формировании отношений с подчиненными. В частности, от ценностныхориентации зависит представление руководителя об его непосредственных подчиненных,о наборе их личностных качеств и свойств.
Рядом исследований установлено, что некоторые руководители весьмаузко представляют значение личности человека в организации. Это особенно хорошовидно по системе стимулов. Руководители, применяющие преимущественно экономическиестимулы, обычно представляют себе человека исключительно как экономическую систему,видят в нем субъект только с экономическими потребностями, чаще всего с материальными,притом с простыми.
Руководители, применяющие в основном только административныестимулы, видят в человеке только те его свойства, которые связаны с определеннымсостоянием, например, состоянием страха, тревожности. Такие руководители считают,что эти состояния способствуют нормальному отношению к труду.
И наконец, можно выделить такой тип руководителя, который отличаетсяшироким взглядом на личность человека и видит работника во всем многообразии егосвязей и отношений с действительностью, со сложной системой потребностей и интересов.
Влияние личности на коллектив выражается и в таком явлении, каклидерство. Руководство и лидерство отличаются друг от друга. Руководитель, как правило,представляет формальную структуру отношений, а лидер — неформальные отношения внутриколлектива. Руководитель, представляя официальную структуру отношений, как правило,выходит за рамки трудового коллектива, поскольку ему необходимо поддерживать связьс вышестоящими организациями. Лидер, как правило, замкнут на тот коллектив, в которомон живет и работает. Лидер обычно выдвигается стихийно, руководитель утверждаетсяв организации официально. Как явление руководство более стабильно, чем лидерство,которое зависит от отношений внутри группы, внутри трудового коллектива. Авторитетлидера обычно основан исключительно на личностных свойствах и качествах человека.Авторитет руководителя характеризуется не только личностными свойствами, но и темиправами, которые предоставлены ему в организации официально.
Бывают лидеры деловые (инструментальные), действия которых направленыпреимущественно на решение поставленной перед группой задачи достижения цели. Естьлидеры эмоциональные, или экспрессивные, — их действия направлены преимущественнона создание необходимого климата, настроения в группе. Руководители и лидеры различаютсяи формами ответственности. Если руководитель несет ответственность перед официальнымилицами, то ответственность лидера носит неофициальный характер.
Лидерство и руководство — это в принципе различные явления, отражающиевлияние личности на группу. Лидерство — не только проявление личностных свойстви качеств человека в групповом поведении, но и отчасти результат тех социально психологическихпроцессов, которые происходят в группе.
Природа лидерства сложна. В психологии чаще всего явление лидерствапонимают с точки зрения ролей, которые принимает на себя человек или личность вгрупповой деятельности, т.е. лидер-это тот, кто в определенной ситуации берет насебя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Каждаяспецифическая сфера деятельности (общественно полезный труд, общественная работа,отдых) выдвигает своего лидера, т.е. нет универсального лидера, проявляющего себяво всех сферах жизни.
Трудовой коллектив в социалистическом обществе — это та социальнаясреда, в которой осуществляется всестороннее развитие личности человека. В условияхколлектива жизнь человека, личности становится полнокровной. Воздействие коллективана личность идет по нескольким направлениям. Во-первых, в условиях коллектива личностьприобщается к его идейным, моральным и эстетическим ценностям, а поскольку коллективнесет в себе цели, задачи, характерные для всего социалистического общества, точерез конкретный трудовой коллектив личность приемлет идейные, моральные и иныеценности общества.
Во-вторых, воздействие коллектива на личность осуществляетсяпосредством воспитательной работы в коллективе. Социально зрелый человек во многомсам себя создает. Однако его ценностные ориентации, его роли, его статус, его мотивация,общественное поведение — все это выступает объектом воздействия со стороны коллектива.
2. Личность в группе. Влияние группы на личность
Положительное воздействие общности на индивида.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личностисостоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются длянего основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут всебе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью,включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает своикоммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющуюему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительноев своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональныхподкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам,личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает емувозможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человекаесть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает такихлюдей.
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимысоответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником такжеявляются люди, окружающие его в группах.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляетсянезаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитогоколлектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимуюположительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, какА.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитииличности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли)идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллективане оказывается предметом политических манипуляций.
Отрицательное влияние группы на личность.
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллективана личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологическойлитературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае,до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этихфактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этихфактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы наиндивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательномвлиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, началокоторой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведеннымиеще в начале XX в.
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса,в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпыи неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучениевлияния малой группы на индивида.
Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием«Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человекв массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее.В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способенвести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияниетолпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определеннаядоля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфическиеизменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые однимиз первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологиипод названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация».
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияниенекоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, вего психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственноданной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность.Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получилназвание «обезличивание».3. Самочувствие личности в группе
Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическоесостояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результатедлительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствиебольшинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологическийклимат. Его мы уже касались раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.
С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональнаястороны системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климатвключает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуютсячлены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологическийклимат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.
Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группуинтегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида.С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и моральногонастроя (самочувствия, настроения и т.п.).
Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах- диадах и триадах можно сказать, что малые группы разного уровня развития по-разномувлияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другуто положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит,что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие,то худшие качества личности человека.
Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоциональноесамочувствие ее членов, в частности, на снятие межличностной предубежденности итревожности.
Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влияниемопределенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящейот обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связаннойс личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубежденияи порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливосчитая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные,конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченныев него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.
Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике,является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человекак другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы,преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.
личность коллектив влияние руководитель
Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:
1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать другдруга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевыхигр типа социально-психологического тренинга.
2. Развитие у каждого члена группы способности правильно восприниматьи оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.
3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактовлюдей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.
4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человекапутем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувствопредубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).
Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросамирегуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетийпривлекла тревожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуационная тревожность).
Явление тревожности возникает в группе при эмоционально-неблагоприятных,подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью.Основной способ снятия подобной тревожности — тот же, который используется для предупрежденияи снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.
Заключение
Изучение межличностных отношений всегда сложно. Связано это стем, что, с одной стороны, познание последних сложнее, чем, например, познание психическихпроцессов, с другой стороны — область науки, специально исследующая человеческиеотношения, — социальная психология — возникла сравнительно недавно. Тем не менее,мы уже сейчас вполне в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающимилюдьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.
Преодолеть ограничения, стоящие на пути психологического познаниячеловека и его отношений, можно разными путями. Некоторые из них, например научноепознание психологии человека, доступны только учёным. Другие, например житейскоепознание психологии и поведения человека, в принципе по силам всем образованным,культурным и достаточно опытным взрослым людям. Любой человек на достаточном дляжизни бытовом уровне может овладеть сравнительно простыми методами психодиагностикидля познания себя, окружающих людей и человеческих взаимоотношений. К таким вполнедоступным методам психодиагностики относится, например, наблюдение.
В результате продуманного, заранее спланированного наблюденияза поведением человека можно многое узнать о его психологии. Для этого надо точноустановить, что, где, когда и как следует наблюдать.
Много полезной информации о психологии интересующего нас человекамогут дать психологические тесты.
Научные знания о психологии людей отличаются от житейских — оттех, которые каждый из нас регулярно получает в результате общения с людьми, приобретаяжизненный опыт.
Научные знания более объективны и независимы от индивидуальногоопыта человека, чем житейские. Они, во-первых, ближе к истине, во-вторых, точнееотражают то, что есть в самой жизни. В житейских знаниях много заблуждений и предрассудков,основанных только на интуиции и вере. Научные знания, напротив, базируются на достоверныхфактах и предлагают не веру, а разумное обоснование. Научные знания в их практическомприменении гораздо реже ведут к ошибкам, чем житейские. Поэтому для того, чтобыдаже на бытовом уровне научиться пользоваться психодиагностическими методиками ис их помощью получать достоверные сведения о человеке, необходимо располагать хотябы минимумом научных знаний о психологии человека. Рассмотренные в данной курсовойработе вопросы влияния группы на личность и личность на группу, несомненно, помогутразобраться во многих вопросах.
Список литературы
1. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационномурисунку речи // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
2. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей:Пособие для учащихся. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Ольшанский В.Б. Психология — практикам: учителям, родителям и руководителям.- М.: ТРИВОЛА, 1996.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
6. Филиппов А.В. Производительная социология, психология и педагогика.- М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.