Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь уровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов

РЕФЕРАТ
В данной курсовой работедано общее понятие о самооценке, представлены её виды. Также раскрыто понятиетревожность, ее виды и формы. Представлена взаимосвязь уровня самооценки иличностной тревожности у продавцов консультантов.

ВВЕДЕНИЕ
Как в зарубежной, так и вотечественной психологической литературе информации о самооценке и ее связи сразличными свойствами личности (в нашем случае тревожности) очень мало. Поэтомумы считаем, что исследование связи самооценки и уровня личностной тревожностиактуально.
В результате многочисленных теоретических и эмпирическихисследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемамсамооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизываетвсе аспекты человеческого существования.
Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн,Л.И. Божович, А.И. Липкина и др., А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, И.С.Кон, Р. Бернс, К. Роджерс, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова и многие другие.
Наиболее перспективной представляется модель самооценки,предложенная Л.В. Бороздиной, где самооценка включена в структуру самосознанияи определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценкисобственного потенциала в целом.
Изучение проблемы самооценки, являетсяочень важной с точки зрения практической психологии – как в областипсихотерапии, так и в области психологического консультирования.
Что касается проблемытревожности, то ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов иподъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927г. по даннойпроблеме приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более600.В отечественной психологии период активных исследованийтревожности приходился на 1970-е начало 1990-х годов. Несмотря на большоеколичество исследований, мы сталкиваемся с большим разбросом мнений вопределении тревожности. Неопределенность термина «тревожность» в психологииявляется следствием его использования в различных значениях. Это и временноепсихическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов; ифрустрация социальных потребностей; и свойство личности, и мотивационныйконфликт.
Наиболее приемлемойявляется точка зрения предлагаемой Спилбергером различать тревогу как состояниеи как свойство. Его разделение тревоги на ситуативную и личностную тревогу,повторенную и дополненную Н.Д. Левитовым о тревоге как о хронической чертехарактера, стало удобным в теории, а также в экспериментальной идиагностической практике.
Очень важен вопросэтиологии тревожности. В настоящее время выделяются два типа источниковустойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшаяв результате частого переживания состояний тревоги (Ханин, Спилбергер), ивнутренние–психологические и (или) психофизиологические причины.
Проблема тревожности широкорассматривается в работах как зарубежных: Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк,З. Фрейд и др., так и отечественных авторов: Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В.Бороздина, В.М. Астапов, А.М. Прихожан, К.Р. Сидоров, и др.
Проблема тревожностикасается возрастной, педагогической, медицинской, клинической, социальнойпсихологии.
Изучение самооценки, каки поиск путей возникновения и преодоления тревожности является одной изважнейших задач практической и научной психологии и психиатрии.
Одним из направлений исследованиясамооценки является ее связь с различными личностными свойствами, в частности,с личностной тревожностью.
Цель — изучить взаимосвязьуровня самооценки и личностной тревожности у продавцов-консультантов.
Предмет -взаимосвязьуровня самооценки и личностной тревожности.
Объект – самооценка каксвойства личности.
Задачи:
1) Теоретическийанализ понятий самооценки и личностной тревожности в психологии.
2) Изучение уровнясамооценки и его взаимосвязи с личностной тревожностью.
3) Обработка иинтерпретация результатов исследования.
Гипотеза: чем вышесамооценка, тем ниже уровень личностной тревожности и чем выше уровеньличностной тревожности тем ниже самооценка.
Методы: анализ литературы,тестирование, метод математической обработки.
База исследования: ОАО«Амурская ярмарка».
Выборка: 10 человек.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООЦЕНКА И ТРЕВОЖНОСТЬ
 
1.1 Понятие самооценкии ее виды
Самооценка – оценкаличностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств,недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себяхорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важнымрегулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими,критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитиеего личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностьюцелей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностямичеловека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствиечего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы,повышается тревожность.
Вид самооценки – этосоответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватнуюи неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную изаниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает своиспособности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки,так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себяпереоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность копределенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностнымкачеством.
Многое из того, чточеловек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те,кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям ине проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать.Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, частонеохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те,кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Онисчитают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.
Человек с высоким уровнемсамооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чемчеловек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательноесамовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.
Психиатры часто говорят отом, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопросо границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется поконтинууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопросэтот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств,которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношениидругих людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другойчеловек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себекак к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижатьсяили ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту.Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъектвыступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться спрезрением, человек может унижать самого себя.
Завышенная и заниженнаясамооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случаеимеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, такихкак нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность,трудность общения с другими.
В результате проведенногоисследования Бороздиной был выявлен элемент неадекватности завышеннойсамооценки у мужчин и неадекватности заниженной самооценки у женщин. Как пишетИ.С.Кон, мужчины и в старости остаются менее самокритичными, чем женщины.Однако по комплексу полученных результатов не только не исключена, но и вполневероятна в каждой из субвыборок частичная неадекватность обратного знака — завышение самооценки у женщин и занижение у мужчин. Эти данные указывают навыраженную индивидуальную дифференциацию самооценки, что может означать еезависимость от многих факторов — личностных особенностей человека, общего стиляего жизни, воспитания и др.
«Установлено, чтосубъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются болееоптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими инизкими ее значениями».
Самооценка может бытьвысокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности,критичности. Высота считается очень важным параметром для самооценки.Существуют различные варианты ее измерения.
Наиболее распространеннойв отечественной психологии является техника Дембо-Рубинштейн. В методикеДембо-Рубинштейн обследуемые проставляют три отметки на графических шкалах,соответствующие реальной, идеальной и достижимойсамооценки.
Анализ полученных данныхвыявляет совершенно очевидное отличие позиций реальной самооценки в разныхвозрастных группах. Реальная самооценка с возрастом имеет очевидную тенденцию кснижению. Что же касается идеальной самооценки по параметру высоты, то онатакже характеризуется падением с увеличением возраста испытуемых. Достижимаясамооценка тоже имеет возрастную динамику. В пожилом и старческом возрастедостижимая самооценка почти не различается с реальной, иногда полностьюсливаясь с ней. Отставание реальной самооценки от достижимой и идеальной имеетлинейную зависимость: оно уменьшается с возрастом. Это означает, что отдельныеэлементы общей структуры самооценки с ранней молодости до поздней старостипостепенно сближаются. В результате вся самооценочная конструкция снижается помере увеличения возраста, нередко до полного слияния образующих ее элементов:реальной, достижимой и идеальной. В результате исследования самооценки, проведенногоБороздиной в разных возрастных группах была выявлена следующая закономерность:обследуемые первой зрелости ориентированы, главным образом, на идеальнуюсамооценку; лица второй зрелости – на достижимую; пожилые определенно начинаютсклоняться к реальной самооценке; у престарелых она становится ведущимэлементом. Интересен специфический механизм самооценивания в разных возрастныхгруппах. У лиц первой зрелости базовым механизмом служит «социальноесравнение», то есть сопоставление себя с другими; у испытуемых второй зрелости- установка на личные представления и свои реальные достижения; пожилые,сохраняя подобную установку, обращаются к социальному сравнению и вводят«временное», к чему преимущественно тяготеют и престарелые, ориентируюсь насобственное «Я» в цикле жизни и выполняя это сравнение в диаде «Я есть — Ябыл».
Самооценка сильно влияетна наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя,считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едвали сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда ненаучится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив.С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства ужес самого детства внушали человеку, что хорошего человека отличаетсамокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, скоторыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки,она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием кборьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим вцелом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позициявредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так кактот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
Полноценный человек,деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности,способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной илиадекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезетв любви.
 
1.2 Тревожность — еевиды и формы
Проблема тревожностизанимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это«центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашеговремени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальнымиусловиями эксперимента или ситуации.
Поэтому не удивительно,что этой проблеме посвящено большое количество исследований, причем не только впсихологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.
В «Психологическомсловаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность,проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниямсостояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения».
Согласно концепцииСпилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойстволичности. С точки зрения автора, существует возможность измерения различиймежду двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаютсяA-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть междувременными, преходящими особенностями и относительно постояннымпредрасположением.
Спилбергер считает что,тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, атревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая вповышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях,в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому непредрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующимиположениями:
1. Ситуации,представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые,переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;
2. Интенсивностьпереживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причиныпереживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояниятревоги;
3. Высокотревожныеиндивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциальносодержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;
4. Ситуация тревогисопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмыличности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичныхмеханизмов защиты.
Сидоров отмечает, чтоделение тревожности на ситуативную и личностную тревожность прочно вошло впсихологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностическойи экспериментальной практике.
Относительно соотношениядвух названных форм тревожности, генетически первичной следует считать ситуативнуютревожность, вторичной – личностную тревожность. Жизненный опыт человека,фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги,непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности; личностнаятревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожностипри ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае.
Мэй определял тревогу как«субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может бытьразрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу,когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемыес ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги –как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит,тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и изугрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка.Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не можетсуществовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежноиспытывает тревогу.
Важным результатомисследований Кэттела и его коллег явилось выделение собственно феноменатревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонностипессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичныхдля состояния тревоги физиологических и биохимических показателей.
Я. Рейковскийрассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение илизавышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов вструктуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции,проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности.
В работах Березина,оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревогаизменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждаетк более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивнуюфункцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватныситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет кнарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженнымнарушениям психики и поведения.
Березин основываясь наэкспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развиваетпредставление о существовании тревожного ряда: 1. Ощущение внутренней напряженности(включает механизмы адаптации). 2. Гиперестезические реакции (множество событийвнешней среды становятся значимыми для субъекта, что способствует появлениюощущения неопределенной угрозы). 3. Собственно тревога характеризуется чувствомнеясной опасности (признаком тревоги является невозможность определить характеругрозы и неосознаваемость причин. 4.Страх. Неосознаваемость причин тревоги,делают невозможным организацию деятельности по устранению или предотвращениюугрозы. 5.Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, нарастаниеинтенсивности тревоги приводит субъекта к представлению о невозможностиизбегания угрозы. 6.Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведениядостигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает).
Все эти феноменыпроявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния.
Таким образом, насовременном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога– реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонностииспытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
Астапов говорит онеобходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которогоможно определить это состояние как результат сложного процесса, включающегокогнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности.Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой какпотенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности иоценку средств для её преодоления.
Он рассматриваетследующие психические функции тревоги:
1. Функция сигнала –имеет приспособительное значение – сигнализирует о неопределенной опасности ипобуждает к ее поиску.
2. Функция поиска –человек пытается найти источник угрозы, так как соприкосновение с опасностьюразряжает беспокойство (нормальная тревожность), при постоянном поискеисточника угрозы можно говорить о патопсихологических нарушениях личности.
3. Функция оценки – анализсложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивныефункции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению,актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функциизаключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции,помогающие организму адаптироваться.
На основаниифункционального подхода можно определить тревогу как результат сложногопроцесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции науровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности иоценку средств для ее преодоления.
Прихожан выделяет такиеразновидности тревожности, как:
— устойчивая тревожностьв какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принятообозначать как специфическую, частную, парциальную;
— общая, генерализованнаятревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимостидля человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выраженияобщей.
Различают такженормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность — это реакциячеловека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственноважными и возможными для существования себя как личности. Нормальнаятревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию илимеланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождаетпереживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциальноформирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большейнезависимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.
Мэй отмечал, чтонормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида наугрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существованиякак личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:
— адекватна реальнойугрозе;
— не включает подавлениеили другие механизмы разрешения внутреннего психического конфликта, а врезультате этого — и внешнего;
— не требует невротическихзащитных механизмов для управления собою, но может быть изменена конструктивнона уровне произвольного осознания или ослаблена при объективном измененииситуации.
Большое внимание влитературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например,школьной тревожности у детей (Костина, 2004; Дмитриева, 2005; Никитина, 2006;Сушков, 2006 и др. авторы).
Прихожан изучала формытревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми иподростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характерапереживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристикахповедения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийноскладывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношениичеловека к этому переживанию.
Проведенная работаподтвердила наличие двух основных категорий тревожности: 1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в видесостояния тревоги; 2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаясялибо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию идаже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способыповедения.
Внутри этих категорийбыли выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности.Выделены три формы открытой тревожности. 1.Острая, нерегулируемая — самостоятельно справиться с ней индивид не может. 2.Регулируемая икомпенсируемая тревожность. Внутри этой формы выделились две субформы: а)снижение уровня тревожности; б) использование ее для стимуляции собственнойдеятельности, повышения активности. 3.Культивируемая тревожность — в этомслучае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество,позволяющее добиваться желаемого.
Скрытая тревожностьвстречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватноеспокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так иот самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее,препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так исобственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».
Исследования тревожности у детей и подростков, проводимыеПрихожан (1991, 1998, 2000, 2007), привели к предположению о том, что тревожностьвсе же не является собственно личностным образованием. Она пока своего родафункция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удаетсяизменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизитьуровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку)тревожность исчезает.
Таким образом, анализ видов и параметров самооценкипоказывает, что существует множество точек зрения на разделение самооценки накакие-либо определенные виды, а также на выделение конкретных параметровданного конструкта.
Прихожан отмечает, что сподросткового возраста тревожность все более опосредуется самооценкой,приобретая черты собственно личностного образования. Изменяется ее мотивирующаяфункция – вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защитыпривычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании иобобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить»систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнувпервоначально на базе одной потребности (потребности в межличностнойнадежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать однуиз ее центральных потребностей — потребность в удовлетворяющей, привычнойсамооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условияхтревожность может становиться переживанием, имеющим для человекасамостоятельную ценность, и может стать предметом потребности.
В работах, выполненныхпод руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, былоустановлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности несвязаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом,выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.
В работе Сидороваподтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано,что «расхождение высоты самооценки и притязаний сопряжено с ростом личностнойтревожности».
Представление о том, чтотревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой являетсяне содержание, а личностный смысл наиболее распространено».
Существуют подходы кизучению тревожности в связи с другими личностными конструктами, например,самооценкой.
По данным Прихожан,обследовавшей тревожных детей Москвы, выявилось, что характерной чертой такихдетей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя,что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.
Спилберге былиустановлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности ипоказателями самооценки.
Роджерс указывает на то,что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит квозникновению эмоционального напряжения и тревожности.
По мнению Прихожан, современное состояние исследованийпроблемы тревожности характеризуется определенной двойственностью, сочетаниемобщепринятых положений и недостаточной экспериментальной и клиническойдоказанностью, что во многом обусловлено недостаточностью онтогенетическогоаспекта изучения проблемы.
Причины, вызывающие тревожностьи влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всехсферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связьтревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания;школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками;посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальнымипричинами – восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающейи нестабильной.
В качестве важнейшегоисточника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности — внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я –концепцией.
В результате исследованийСафина и его сотрудников выявилась следующая закономерность. Устойчивая,неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью иэкстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокойтревожностью и интроверсией.
По данным Бороздиной былавыявлена определенная зависимость: формирование личностной тревожности какследствия внутриличностного конфликта.
В настоящее времявыделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняястрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состоянийтревоги (Ханин, Спилбергер, 1983), и внутренние–психологические и /или/психофизиологические причины.
Вопрос о причинахустойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболееизучаемых и наиболее спорных.

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Организация иметоды исследования
Цель данного исследования- выявить взаимосвязь самооценки и личностной тревожности упродавцов-консультантов.
Объект исследования –продавцы-консультанты.
Предметом исследования — является взаимосвязь самооценки и личностной тревожности у продавцов — консультантов.
Задачи исследования:
— выявить степеньсамооценки и уровень тревожности.
— определить взаимосвязьсамооценки и уровня личностной тревожности.
— сделать выводы орезультатах проведенного исследования.
База исследования:исследование проводилось ОАО «Амурская ярмарка». В исследовании приняли участие10 человек (мужчины и женщины в возрасте 20-50 лет, работающиепродавцами-консультантами).
Для проведенияисследования были использованы:
методика диагностики самооценкиэмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (личностной тревожности),методика Т. Дембо – С. Рубенштейна в модификации Бороздиной, метод ранговойкорреляции Спирмена.
Методика диагностикисамооценки эмоциональных состояний.
Ч.Д. Спилберга, Ю.Л.Ханина.
Данный текст является надежным и информативным способомсамооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность каксостояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Реактивная тревожность — характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокаяреактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкойкоординации.
Личностная тревожность — характеризуетустойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие,реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностнаятревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, сэмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность неявляется изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существуетоптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоитиз 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.(см.Приложение А).
Показатели личностнойтревожности (ЛТ) подсчитываются по формуле:
ЛТ=S1-S2 +35,
где S1 – сумма зачеркнутых цифр на бланкепо пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
S2 – сумма остальных зачеркнутых цифрпо пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретациирезультат можно оценивать так:
до 30- низкаятревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокаятревожность.
Методика Дембо- Рубеншейнв модификации Бороздиной.
Данная методикаиспользовалась с целью определения уровня самооценки (см. Приложение Б).
Обследуемомупредъявляется набор шкал в виде буклета бланков, на каждом бланке обозначенавертикальная линия длиной 120 мм. Участнику обследования говорят, что онаобозначает почерк (пилотажная шкала), причем верхний полюс шкалы соответствуетидеальному почерку, а нижний полюс занимают люди с самым плохим почерком (насередине отмечается середин в для глазомер). Обследуемого просят обозначить наэтой линии чертой своё место. Затем на этой шкале его просят обозначить своиидеальные и достижимые позиции. Всего 10 шкал: здоровье, ум, характер, счастье,профессиональное мастерство, социальные контакты, внешность, общая оценка себя,будущее (определяется по одному параметру). По данной процедуре определяетсяреальная и достижимая самооценка, затем составляется график
Метод коэффициента ранговСпирмена.
Коэффициент корреляции рангов Спирмена(rs) — это непараметрический показатель, с помощью которого пытаютсявыявить связь между рангами соответственных величин в двух рядах измерений.
Этоткоэффициент рассчитывать проще, однако результаты получаются менее точными, чемпри использовании r. Это связано с тем, что при вычислении коэффициентаСпирмена используют порядок следования данных, а не их количественныехарактеристики и интервалы между классами.
Делов том, что при использовании коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs)проверяют только, будет ли ранжирование данных для какой-либо выборки таким же,как и в ряду других данных для этой выборки, попарно связанных с первыми. Есликоэффициент близок к +1, то это означает, что оба ряда практически совпадают, аесли этот коэффициент близок к -1, можно говорить о полной обратнойзависимости.
Коэффициентrs вычисляют по формуле

/>
гдеd — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимоот ее знака), а — число пар.Корреляционный анализ
Приизучении корреляций стараютсяустановить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в однойвыборке либо между двумя различными выборками и если эта связь существует, тосопровождается ли увеличение одного показателя или уменьшением другого.
 
2.2 Анализ результатовисследования
 
В результате проведенногоисследования по методике самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга, Ю.Л.Ханина мы получили следующие результаты, таблица 1.
Таблица 1 — Результатыизучения уровня личностной тревожностиучастники пол возраст Уровень личностной тревожности баллы Уровень 1 М 23 41 Умеренный 2 М 25 23 Низкий 3 Ж 50 36 Умеренный 4 Ж 35 42 Умеренный 5 М 41 33 Умеренный 6 Ж 22 54 Высокий 7 Ж 38 61 Высокий 8 М 29 33 Умеренный 9 М 31 43 Умеренный 10 Ж 33 39 Умеренный
Анализ таблицы 1 показал,что уровень личностной тревожности среди испытуемых распределился следующимобразом:
-  низкий – 1 человек (7%);
-  умеренный – 7 человек (73%);
-  высокий – 2 человека (20%).
/>
Рис. 1 – Уровниличностной тревожности
Все испытуемые с высокимили близким к высокому (42-43 балла) уровнем тревожности, оказалисьнеудовлетворенными своей профессиональной состоятельностью. Они частоиспытывают состояние дискомфорта на работе, внутреннего конфликта; онииспытывают повышенную утомляемость и раздражительность; у них заниженасамооценка.
Диагностика самооценки пометодике Дембо-Рубинштейн в модификации Бороздиной.
В ходе проведения даннойметодики мы получили следующие результаты, и отразили их в таблице 2.
Таблица 2 — Результатыизучения уровня самооценкиучастники пол возраст Самооценка реальная идеальная достижимая 1 М 23 средневысокая высокая высокая 2 М 25 средняя высокая средневысокая 3 Ж 50 средняя высокая высокая 4 Ж 35 средневысокая высокая средневысокая 5 М 41 средняя высокая высокая 6 Ж 22 средняя высокая средневысокая 7 Ж 38 средняя средневысокая средневысокая 8 М 29 средняя высокая средняя 9 М 31 средняя высокая средневысокая 10 Ж 33 средняя высокая средняя
Анализ таблицы 2 показал.
уровень реальной самооценкисреди испытуемых:
-  средняя – 7 человек (60%);
-  средневысокая – 2 человек (27%);
-  высокая – 1человека (13%).
уровень идеальнойсамооценки среди испытуемых:
-  средняя – 1 человек (7%);
-  средневысокая – 2 человека (14%);
-  высокая – 12 человека (79%).
уровень достижимойсамооценки среди испытуемых:
-  средняя – 2 человека (20%);
-  средневысокая – 5 человек (33%);
-  высокая – 3 человек (47%).
где 1- реальная самооценка;
 2-идеальная самооценка;
 3- достижимая самооценка.   /> 
Рис. 2 – Уровни самооценки
Ниже рассмотрим различныеварианты связей уровня самооценки и личностной тревожности, полученные врезультате проведения данных методик.
Для верификации гипотезынами был проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Спирмена.(см.Приложение Г). Для проведения анализа была подсчитана разница между реальной иидеальной самооценкой — один ряд наблюдений, а второй ряд личностнаятревожность. По результатам проведения анализа по параметрам разницы идеальнойи реальной самооценки здоровья, ума, счастья и т.д. (мы рассмотрим только 6 из10 уровней) и их связями с уровнем личностной тревожности, мы получилиследующие статистически значимые результаты.
1.Обнаруженакорреляция между разницей идеальной и реальной самооценки здоровья и уровнемличностной тревожности (r= 0,471, р = 0,006).
Эти данные говорят о том,что чем больше расхождение параметров реальной и идеальной самооценки по шкалездоровье, тем выше уровень личностной тревожности.
Испытуемый № 1:
/>
Рис. 3 — Самооценка:реальная – средневысокая, неустойчивая; идеальная – высокая, устойчивая;достижимая – высокая, устойчивая; уровень личностной тревожности: умеренный (41б) с тенденцией к высокому)

На графике (рис. 3),построенном нашим испытуемым видно, что по шкале здоровья наиболее значимаразница между реальной и идеальной самооценкой. Корреляция нам доказывает нашипредположения и показывает позиции, по которым умеренный уровень личностнойтревожности увеличивается для индивидуума и определяется нами как умеренныйуровень личностной тревожности с тенденцией к высокому.
2. Прямая корреляцияобнаружена по показателям между разницей идеальной и реальной самооценки ума иуровнем личностной тревожности (r= 0,426, р =0,015).Эти данные говорят о том, что чем больше расхождениепараметров реальной и идеальной самооценки по шкале ум, тем выше уровеньличностной тревожности.
Испытуемый № 2
/>
Рис. 4 — Самооценка:реальная – высокая, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –средневысокая, устойчивая; уровень личностной тревожности: низкий (23 б)
У данного обследуемогорасхождение между реальной и идеальной самооценкой по шкале ум достаточнобольшое. Несмотря на это обследуемый подчеркивает, что он «устроился хорошо вжизни», что «идеальный ум – это патология», очевидно, что обследуемый пытаетсяснизить тревожность по этой шкале, убеждая себя, что и так все хорошо.
3. Прямая корреляцияпо показателям между разницей идеальной и реальной самооценкой по шкале счастьеи уровнем личностной тревожности (r= 0,491, р = 0,004). Можно сказать, что чем больше разницамежду показателями реального и идеального счастья, тем выше уровень личностнойтревожности.
Испытуемый № 3
/>
Рис. 5 — Самооценка:реальная – средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –высокая, устойчивая; уровень личностной тревожности: умеренный (36 б)

Обследуемая именно попараметрам шкалы счастье имеет самое большое расхождение между реальной иидеальной самооценкой. С ней необходимо дополнительное проговаривание всехшкал, с выяснением и уточнениями обозначенных отметок. Возможно, что уобследуемой высокие требования к себе. Возможно, что она желает больше, чемможет достичь, что и вызывает высокий уровень тревожности. Устойчивостьсамооценки говорит о том, что обследуемая надеется на себя и верит себе, новозможно, что она еще не разобралась во многом.
Испытуемый №4
/>
Рис. 6 — Самооценка: реальная- средневысокая, неустойчивая; идеальная — средневысокая, устойчивая; достижимое– средневысокая, устойчивая; уровень личностной тревожности – умеренный стенденцией к высокому (42б.)
Здесь мы тоже можемнаблюдать большое расхождение между реальной и достижимой самооценкой на шкалесчастье. Если мы обратимся к графику и внимательно посмотрим, то заметим, чточуть меньшее расхождение обследуемый имеет по шкале характер. Возможно, чтоименно не очень хороший характер, по мнению обследуемого, является одной изпричин таких обозначений на шкале счастье.
4. Прямая корреляцияобнаружена по показателям между разницей идеальной и реальной самооценки пошкале профессиональное мастерство и уровнем личностной тревожности (r= 0,421, р =0,016).Чем больше разница между показателями реального иидеального профессионального мастерства, тем выше уровень личностнойтревожности.
Испытуемый № 5
/>
Рис. 7 — Самооценка:реальная – средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –высокая, устойчивая; уровень личностной тревожности: умеренный тенденцией квысокому (33 б)
У этого обследуемогопрослеживается достаточно сильное расхождение между показателями реальной иидеальной самооценки именно по шкале профессиональное мастерство. Такженеобходимо обратить внимание на шкалы счастье и социальные контакты, так как поэтим шкалам имеется тоже значительное расхождение.
Испытуемый № 6
/>
Рис. 8 — Самооценка:реальная – средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –средневысокая, уровень личностной тревожности: высокий (54 б)
У этой обследуемой три наиболеезначимых расхождения между показателями реальной и идеальной самооценки пошкалам ум, профессиональное мастерство и внешность. Все эти параметрыкорреляции обсуждаются в нашей работе. Возможно, что это наиболее уязвимыеместа для обследуемой? Такое расхождение между показателями реальной иидеальной самооценки дает не тенденцию к высокой личностной тревожности, авысокую личностную тревожность, что напрямую доказывает нашу гипотезу.Устойчивая самооценка и отметки на шкале общая оценка себя говорят о том, чтообследуемая несмотря на высокие предъявляемые требования к себе принимает себяи хорошо относится к себе.
Испытуемый №7
/>
Рис. 9 — Самооценка: реальная- средняя, неустойчивая; идеальная — средневысокая неустойчивая; достижимое –средневысокая, неустойчивая; уровень личностной тревожности – высокая (61б.)
На данном графикерасхождение между показателями реальной и идеальной самооценки по шкалепрофессиональное мастерство у обследуемой самое значимое. Возможно, что естьсвязь или зависимость этого параметра от социальных контактов.
5. Прямая корреляцияпо показателям между разницей идеальной и реальной самооценки социальныхконтактов и уровнем личностной тревожности (r= 0,483, р = 0,005).Чем больше разница между показателями реального иидеального по шкале социальные контакты, тем выше уровень личностнойтревожности.
Испытуемый № 8
/>
Рис. 10 — Самооценка:реальная – средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –средняя, устойчивая; уровень личностной тревожности: умеренный с тенденцией квысокому (33б)
На данном графикерасхождение между показателями реальной и идеальной самооценки по шкале социальныеконтакты у обследуемой достаточно значимое. «Идеал не достижим», «неуверенностьв себе, хочу уменьшить контакты, больше заниматься собой, узнать и понятьсебя». У обследуемой возникает внутриличностный конфликт из–за незнания инепонимания себя. Самооценка устойчивая, это говорит о том, что обследуемаяпринимает себя и у нее есть силы и возможности помочь себе.
6. Прямая корреляцияпоказана по показателям между разницей идеальной и реальной самооценки по шкалеобщая оценка себя и уровнем личностной тревожности (r= 0,383, р =0,031).Чем больше разница между показателями реального иидеального общая оценка себя, тем выше уровень личностной тревожности.
Испытуемый № 9
/>
Рис. 11 — Самооценка: реальная– средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимое –средневысокая, устойчивая; уровень личностной тревожности – умеренный (43б.)
На данном графике видно,что у обследуемого достаточно большое расхождение между реальной и идеальной СОпо шкале общая оценка себя, а также по шкалам: внешность, ум, счастье,профессиональное мастерство.

Испытуемый № 10
/>
Рис. 12 — Самооценка:реальная – средняя, устойчивая; идеальная – высокая, устойчивая; достижимая –средняя, устойчивая; уровень личностной тревожности: умеренный с тенденцией квысокому (39б)
На графике мы можемпроследить достаточное расхождение реальной и идеальной самооценки почти повсем параметрам, кроме шкалы общая оценка себя. Можно предполагать, чтообследуемая имеет свою оценку себя, достаточно сильно отличающуюся от оценококружающих ее людей. Необходимо особое внимание обратить на шкалу социальные контакты,так как на графике мы можем увидеть, что именно на данной шкале у обследуемойнизкая реальная самооценка, что говорит нам о том, что она мало общается. Нехочет знать и принимать мнение других. Если посмотреть на линию достижимойсамооценки, то именно только по шкале социальные контакты она имеет такженизкий уровень, что предполагает нежелание обследуемой развитие социальныхконтактов. Если проследить линии реальной и достижимой самооценки далее, то мыможем предполагать, что причиной нежелания общения является оценка обследуемойсвоей внешности. Так как именно на шкале внешность у обследуемой самые низкиепоказатели, после социальных контактов. Самооценка устойчивая – обследуемыйпринимает себя.
Таким образом, можносделать следующий вывод:
Обследуемые, у которыхпрослеживается сильное расхождение между реальной и идеальной самооценкой,имеют более высокий уровень тревожности. Обследуемые, имеющие приблизительноодинаковые уровни реальной и идеальной самооценки — менее тревожны.Следовательно, те обследуемые, которые больше довольны собой, принимают себя,не требуют от себя невозможного, характеризуются устойчивой самооценкой — имеютболее низкий уровень тревожности. У них нет внутренних конфликтов или они нестоль значимы, а также нет большего напряжения и противоречий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Изучение самооценки даетвозможность узнать о том, как человек оценивает себя, какими критериями он приэтом пользуется и каких социально нравственных ориентиров придерживается.
Изучение уровняличностной тревожности позволяет узнать насколько тревожность являетсяличностным свойством и является ли стабильным индивидуальным качеством дляданного человека.
Уровень тревожности можетповышаться при неприятии себя, нелюбви к себе, непонимании себя по каким — тоопределенным параметрам самооценки, в этом случае можно говорить также онеустойчивости самооценки. Устойчивость самооценки помогает принять и понятьсебя, придает уверенности и силы. Тревожность также может быть сильной, когдареальная и идеальная самооценка имеют большое расхождение
Определение самооценки иуровня личностной тревожности и их параметров, а затем еще и проведенный анализвзаимосвязей, очень важны для диагностики личности. Это позволит при проведенииконсультационной и коррекционной работы оказывать соответствующуюпрофессиональную помощь. Коррекционная работа должна быть направлена напонижение тревожности. Для этого необходима работа, направленная на выяснениеее причин. В работе над самооценкой необходимо уменьшить расхождение междуреальной и идеальной самооценкой, помогая человеку научиться принимать себя илюбить, а также больше доверять себе.
С помощью выстроенныхграфиков и проведенного корреляционного анализа мы смогли подтвердить выдвинутуюнами гипотезу.
Самооценка и уровеньличностной тревожности связаны между собой, по таким шкалам как: реальноездоровье, реальное счастье, реальные социальные контакты, реальная и достижимаявнешность, реальная общая оценка себя. Корреляционной анализ выявил наличиеотрицательной связи, а также подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, чтовысокая самооценка связана с низким уровнем личностной тревожности. А также существованиедвусторонней связи. Это доказывает нам, что не только самооценка влияет науровень личностной тревожности, но и личностная тревожность влияет насамооценку.
С помощью корреляционногоанализа мы доказали, что при сильном расхождении реальной и идеальнойсамооценки увеличивается уровень личностной тревожности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Аронсон Э. Социальнаяпсихология: Психологические законы поведения человека в социуме – М., 2004 — 558 с.
2. Астапов В.М.Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. –СПб., 2001, 156 – 165 с.
3. Березин Ф.Б.Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1998, 270 с.
4. Бернс Р. РазвитиеЯ- концепции и воспитание. — М., 1996, 421 с.
5. Бороздина Л.В.,Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник МГУ. Сер.14, Психология,1990, №2, с.24 – 48.
6. Бороздина Л.В.Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100.
7. Бороздина Л.В.,Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровнейсамооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, №1, с.104-113.
8. Бороздина Л.В.,Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14.,Психология, 1997, №1 с. 27 – 42.
9. Бороздина Л.В.Теоретико–экспериментальное исследование самооценки. — М., 1999.
10.  Бороздина Л.В., Молчанова О.Н.Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.,2001, 204 с.
11.  Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2006, 528 с.
12.  Бэрон Р. Социальная психология:ключевые идеи – СПб., 2003.
13.  Зинько Е.В. Соотношение характеристиксамооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры //Психологический журнал, 2006, Т. 27, № 3, с. 18 – 30
14.  Коллектив. Личность. Общение: Словарьсоциально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е.- М., 2002.
15.  Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1987,367 с.
16.  Лисина М. И. Общение, личность ипсихология ребенка. – Воронеж, 1997.
17.  Молчанова О.Н. Самооценка:Стабильность или изменчивость? //Психология. Журнал Высшей школы экономики,2006, Т. 3, №2, с. 23 — 51.
18.  Мэй Р. Краткое изложение и синтезтеорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб., 2001, 215 – 223 с.
19.  Немов Р. С. Психология. Книга 1. –М.,2003.
20.  Прихожан А.М. Изучение личностнойтревожности в контексте теории Л.И. Божович // Формирование личности вонтогенезе. Сб. науч. тр. – М.:, 1991.
21.  Прихожан А.М. Тревожность у детей иподростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000, 304 с.
22.  Прихожан А.М. Психология тревожности:дошкольный и школьный возраст. – СПб., 2007, 192 с.
23.  Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко. – М., 2006, 479 с.
24.  Ранк О. Родовой травматизм // Тревогаи тревожность. СПб., 2001, 23–30 с.
25.  Реан А.А. Психология ипсиходиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.,2006, 255 с.
26.  Рейковский Я. Экспериментальнаяпсихология эмоций. – М., 1999, 392 с.
27.  Сидоров К.Р. Самооценка в психологии //Мир психологии, 2006, №2.
28.  Сидоров К.Р. «Триада риска» и еесвязь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологическийжурнал, 2006, Т.27, №6, с. 81-89.
29.  Спилбергер Ч.Д. Концептуальные иметодологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. –М., 1983, 12 – 24 с.
30.  Тревога и тревожность / Сост. и общ.ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001.
31.  Фрейджер Р. Гуманистическая,трансперсональная и экзистенциональная психология К. Роджерс, А. Маслоу, Р.Мэй. – СПб., 2007, 221 с.
32.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.– СПб., 2007, 607 с.
33.  Шибутани Т. Социальная психология –М., 1999 — 539 с.
34.  www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика диагностики самооценки эмоциональных состояний Ч.Д. Спилберга,Ю.Л. Ханинасамооценкатревожность личностная эмоциональнаяШкала самооценки(реактивная тревожность)
ФамилияИ.О.__________________Дата________________
Инструкция: «Прочитайтевнимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующуюцифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Надвопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответовнет».

п/п Высказывание Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершен-но верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала самооценки(личностная тревожность)
ФамилияИ.О.__________________Дата________________
Инструкция: «Прочитайтевнимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующуюцифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Надвопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответовнет».

п/п Высказывание Почти никогда Иногда Часто Почти всегда 21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4 22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4 23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4 25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4 26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я доволен 1 2 3 4 37 Я озабочен 1 2 3 4 38 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
 
Исследованиесамооценки по методике Дембо-Руденштейн
Данная методика основанана непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств,таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается навертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этихкачеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развитияэтих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагаетсябланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. «Любойчеловек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровеньразвития каждого качества, стороны человеческой личности можно условноизобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизироватьсамое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются девять такихлиний. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; счастье; проф.мастерство; соц. контакты; внешность; общая оценка себя и будущее.
На каждой линии чертой(-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашейличности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при какомуровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой илипочувствовали гордость за себя».
Испытуемому выдаетсябланк, на котором изображено девять линий, высота каждой — 100 мм, с указаниемверхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точкиотмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика можетпроводиться как фронтально — с целой группой, так и индивидуально. Прифронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первуюшкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответитьна вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое назаполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка и интерпретациярезультатов
Обработка проводится пошести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждыйответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм,в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику(например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкалопределить:
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («v») до знака «х»;
высоту самооценки — от «v» до знака «-»;
значение расхождениямежду уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-»,если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюювеличину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шестишкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистическийуровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальноепредставление о своих возможностях, что является важным фактором личностногоразвития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое,некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикаторнеблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую(адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает наопределенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка можетподтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своейдеятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать насущественные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта»,нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя)и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти людисоставляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могутскрываться два совершенно разных психологических явления: подлиннаянеуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе)собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагатьникаких усилий.

ПРИЛОЖЕНИЕВ
 
Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs) — это непараметрический показатель, с помощью которого пытаютсявыявить связь между рангами соответственных величин в двух рядах измерений.
Этоткоэффициент рассчитывать проще, однако результаты получаются менее точными, чемпри использовании r. Это связано с тем, что при вычислении коэффициентаСпирмена используют порядок следования данных, а не их количественныехарактеристики и интервалы между классами.
Делов том, что при использовании коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs)проверяют только, будет ли ранжирование данных для какой-либо выборки таким же,как и в ряду других данных для этой выборки, попарно связанных с первыми. Есликоэффициент близок к+1, то это означает, что оба ряда практически совпадают, аесли этот коэффициент близок к -1, можно говорить о полной обратнойзависимости.
Коэффициентrs вычисляют по формуле
/>
гдеd — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимоот ее знака), а — число пар.Корреляционный анализ
Приизучении корреляций стараютсяустановить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в однойвыборке либо между двумя различными выборками и если эта связь существует, тосопровождается ли увеличение одного показателя или уменьшением другого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат управление конфликтами в организации
Реферат Маркетинговое исследование качества продукции ООО "Бершка"
Реферат Как я отношусь к поэзии Маяковского
Реферат Организация производства зерна и ее совершенствование на примере ГУП ОПХ Красавское Са
Реферат Характеристика механических повреждений
Реферат Клиническая анатомия поджелудочной железы
Реферат Цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП)
Реферат Деякі питання правового регулювання порядку вступу та порядку навчання у аспірантурі та порядку присвоєння наукового ступеню кандидата наук в Україні
Реферат Операционные узлы ЭВМ
Реферат Abortion Enthanasia Deathpenal Essay Research Paper Abortion
Реферат Бородин Александр Порфирьевич
Реферат Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими
Реферат МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО ФИЗИКЕ (МЕХАНИКА И ТЕРМОДИНАМИКА)
Реферат Вторая мировая война 8
Реферат General Patton Essay Research Paper US Army