Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь между социальным климатом в родительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношеском возрасте

Министерство Высшего Профобразования и науки РФ
ГОУ ОГУ
Курсовая работа
Тема: «Взаимосвязь между социальным климатом вродительской семье и представлениями о романтических отношениях в юношескомвозрасте»
Оренбург 2008

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыизучения романтических отношений
1.1 Понятие романтических отношений всовременной психологии
1.2 Изменения категории отношений вюношеском возрасте
1.3 Факторы, влияющие на формированиеотношений в юношеском возрасте
Глава 2. Методическая организацияисследования
2.1 Описание объекта исследования
2.2. Логика проведения эксперимента
2.3. Методики исследования
Глава 3. Эмпирическое исследованиевзаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями оромантических отношениях юношей и девушек
3.1 Сравнительный анализ оценкисоциального климата в родительской семье юношами и девушками
3.2 Сравнительный анализсемантического пространства
3.3 Сравнительный анализ взаимосвязимежду социальным климатом в родительской семье и представлениями оромантических отношениях юношей и девушек
Заключение
Список литературы

Введение
На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссийв науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании. Эта тема остаетсяактуальной и по сей день.
Актуальность исследования темы любви определяется тем, что романтическиеотношения являются чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия,оказывающей влияние на эмоциональное благополучие личности в целом. Потребностьлюбить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека, адостижение подлинной интимности с романтическим партнером является одной изосновных личностных задач, стоящих перед человеком. Поэтому любовь выступает однимиз факторов развития личности.
Долгое время тема любви игнорировалась академической психологией, вотношении данного психологического явления исследователи занимали позициюагностицизма. Отношения любви в юношеском возрасте изучались многимиисследователями, характеризующими их с точки зрения функционального значения,сексуальной составляющей, развития общения со сверстниками и др. Тем не менее,данная тема остается сравнительно мало исследованной областью, особенно тех ее аспектов,которые связаны с соотнесением двух сфер взаимоотношений: отношений сромантическим партнером и детско-родительских отношений.
По мнению Д. Баумринд, родительская семья является важнейшим факторомсоциализации человека. Семейные условия, включая социальное положение, родзанятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительноймере предопределяют жизненный путь ребенка и во многом определяют его мировоззрение,его систему ценностей.(18,111)
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают емуродители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера или социальныйклимат семьи, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом,преломляясь в структуре личности. Нетпрактически ни одного социального или психологического аспекта поведенияподростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящемили в прошлом. (5, 113)
Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между социальнымклиматом в семье (который оценивался по показателям отношений между членамисемьи, показателям личностного роста, показателям управления семейной системой)и представлениями юношей и девушек о романтических отношениях.
Итак, цель данной работы: выявление взаимосвязей между социальнымклиматом в родительской и семье и представлениями о романтических отношениях в юношескомвозрасте.
Предмет исследования — структура представлений о романтических отношенияхв зависимости от показателей социального климата в родительской семье.
Объект исследования – студенты (юноши и девушки) в возрасте от 17 до 22лет.
Гипотеза – представления о романтических отношениях в юношеском возрастенаходится во взаимосвязи с социальным климатом в родительской семье.
Задачи исследования:
· Выявитьособенности социального климата в родительских семьях юношей и девушек по 10показателям.
· Изучить коннотативныекомпоненты понятий «женщина», «мужчина», «мама», «папа»,«любовь», «секс», «мое настоящее», «моебудущее», «успех», «неудача», «я», «я вбудущем».
· Сравнить характервзаимосвязей между социальным климатом в родительской и семье и представлениямио романтических отношениях у юношей и у девушек.
Методы исследования: сравнительный, метод беседы, экспериментальныйметод.
Методики исследования: «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда, «Шкаласемейного окружения» (ШСО) Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в адаптацииС.Ю. Куприянова.
Исследование проводилось с 1 по 20 мая 2008 года, в ОГУ и ОГМА. Висследовании приняли участие студенты вузов: ОГУ и ОГМА, в возрасте от 17 до 22лет.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения романтических отношений
1.1 Понятие романтических отношений в современной психологии
Не только у различных психологических школ, но даже у отдельныхисследователей взгляды на понятие романтической любви как психологическогоявления очень рознятся.
Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизньопределяется двумя инстинктами – любви и смерти (Эросом и Танатосом). Эрос –мощнейшая сила человеческой психики. Как бы человек ни развивал свою культуру,свои социальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство отживотного состояния, не изменилась и любовь в своей основе осталась такой жепервобытной. (34, 67) Кроме того, любовь по Фрейду хоть и не являетсяпатологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентовпсихотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личностиболее зависимы от любви, чтобы выжить психологически».
Известный философ Эрих Фромм утверждает в своей книге «Искусстволюбить»: «Любовь — это единственный разумный ответ на проблемучеловеческого существования». Э. Фромм в своих трудах говорит о любви како самой высокой ценности. Он пишет, что любовь – это искусство, требующее отчеловека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку исамопожертвованию. Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что унуждаюсь в тебе.» Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потомучто я люблю тебя.» (34, 98)
Некоторые авторы, в частности К. Изард, рассматривают любовь как эмоцию.Однако, К. Изард подчеркивает, что любовь существенно отличается от базовыхэмоций, таких как радость, печаль, гнев, страх. В некотором смысле, любовьможет быть определена как паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов.Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес—возбуждение иудовольствие—радость, но очевидно и то, что в ней представлены негативныеэмоции: печаль, вызванная разлукой с любимым человеком, гнев, злость и т.д. (12,176)
По мнению В.И. Мустейна, в понятие «любовь» входят множествохарактеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие,доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того,классифицировать по способу выражения:
А) чувство;
Б) установка;
В) поведение;
Г) здравый смысл.
Однако, ни одна из них не является ведущим критерием определения «любви».Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясьна чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако,осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственностьвыражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна,проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:
А) страстная любовь;
Б) романтическая;
В) супружеская любовь.
Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотясексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров.Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако онасконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружескаялюбовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся вдлительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результаткаждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая:страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией(романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь.Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстнаялюбовь. (14,46)
По мнению Р.Дж. Стернберга, «любовь может быть понята при наличиитрех компонентов, которые вместе могут быть рассмотрены как вершиныравнобедренного треугольника». Три вершины – это:
Интимный компонент (наличие близких взаимоотношений): желание повыситьблагосостояние любимого человека, ощущение счастья с любимым, глубокое уважениек любимому человеку, взаимопонимание, получение и оказание духовной поддержки,сексуальные отношения, значимость любимого в жизни;
Компонент страсти – романтические отношения, сексуальное влечение,половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства,превосходство над другими, подчинение другим, самореализация;
Компонент решения/обязательства включает два аспекта – решение человека,любит он или нет (короткий период взаимоотношений); обязательство человекаподдерживать это любовь (длительные отношения).
Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленныхкомпонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж.Стернбергу:
Симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только одининтимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;
Безрассудная любовь (только страсть); любовь – «наваждение»;объект любви, как правило, идеализируется.
Пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основувзаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимымчеловеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях вдлительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией;
Романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическими сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют(партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;
Любовь в браке (интимность и решение / обязательства); длительная дружба(некоторые супруги ищут увлечения на стороне);
Бессмысленная любовь (страсть и обязательства); «крайне восприимчивак разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;
Совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); «достижениесовершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;
Нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.
Треугольная теория любви объясняет причины отсутствия равновесия в любви.Графически акцентированный компонент можно изобразить острым углом.Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений. (9, 245)
Р.Мэй указывает, что на Западе традиционно выделают 4 типа любви:
• Секс, вожделение, либидо;
• Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим,по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;
• Филия, или дружба, братская любовь;
• Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой являетсяБожья любовь к человеку.(3, 102)
Чувство подлинной любви у каждого человека является смесью (в различныхпропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос спасает секс отсаморазрушения. Но эрос не может существовать без приязни (филии), братскойлюбви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было быневыносимым, если бы оно никогда не прерывалось. Приязнь – это расслабление вприсутствии любимого человека, основанное на признании в другом человекечеловека; это состояние, когда нам нравится быть в другим, нравится ритм егопоходки, голос, все существо другого. Это придает эросу широту, дает ему времядля развития, время глубже пустить свои корни. Приязнь не требует от человекакаких-то определенных действий ради любимого, кроме признания значимогодругого, пребывания рядом с ним и переживания совместной радости. Это дружба всамом ее простейшем и непосредственном проявлении. Филия, в свою очередь,предполагает агапе. Мэй Р. определяет агапе как высокую оценку другого, какзаботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстнуюлюбовь, подобную любви Бога человеку. Однако агапе всегда несет в себе рискпокровительственного отношения (это необходимо и можно принять). (10,67)
Объясняя природу страстной любви, Хатфилд отмечает, что одно и то жесостояние возбуждения может выражаться различными эмоциями в зависимости оттого, чем вызвано это возбуждение. Эмоции затрагивают и тело, и сознание, ивозбуждение, и то, как мы его интерпретируем и какой прикрепляем к нему ярлык.Физиологически проявления различных эмоций зачастую очень схожи. Таким образом,вы можете переживать возбуждение от радости, если вы находитесь в состоянииэйфории, и от гнева, если ваше окружение враждебно вам, и как романтическуюлюбовь, если ситуация романтическая. С этой точки зрения, страстная любовь — это физиологическое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаемпривлекательным.(10,73)
И если страсть на самом деле есть состояние крайнего возбуждения, ккоторому прикрепляется ярлык «любовь», тогда все, что способствуетусилению этого возбуждения, будет способствовать усилению любви. В несколькихэкспериментах университетские студенты, сексуально возбужденные чтением ипросмотром эротических материалов, проявляли повышенный интерес к своимпартнершам (к примеру, давали более высокие баллы своей подруге по «шкалелюбви» Рубина. Сторонники двухфакторной теории эмоций утверждают, чтоиногда возбужденный мужчина, реагируя на женщину, ошибочно считает ееисточником своего возбуждения.(10,74)
Некоторые ученые предпринимали попытки математического моделирования любви– выражение ее через формулу. Наиболее разработанной и применяемой на практике можносчитать формулу Е.И. Сушко, консультанта в области межличностных отношений,автор книги «Формула любви: теория и методика применения».
Он представил модель любви в виде следующей математической формулы:
L = K (V + P)
Где переменные:
L – любовь V – влечение P – удовлетворение потребностей
K – поправочный коэффициент
Формула в развернутом виде.
L = K1 K2 К3K4 K5(V1+V2+V3 +V4+V5+V6 +V7 +V8+P1+P2+P3+P4 +P5+P6)
Где переменные:
V1 – привлекательное лицо
V2 – привлекательное тело
V3 – привлекательный голос
V4 – привлекательный запах
V5 – привлекательные движения
V6 – привлекательный внешний вид
V7 – привлекательный темперамент
V8 – привлекательные черты характера
P1 – потребность в сексуальном общении
P2 – потребность в эмоциональном общении
P3 – потребность в интеллектуальном общении
P4 – потребность в рождении и воспитании детей
P5 – потребность в совместном решении материальных проблем
P6 – потребность в совместном решении бытовых проблем
Коэффициенты:
K1 – воображение, мечты K2 – психологическое влияние,K3 – физическоесостояние организма, K4 – эмоциональное состояние организма, K5 – время общения(31,2)
1.2. Изменения системы отношений в юношеском возрасте
Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименееразработанных разделов возрастной психологии.
Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детствак взрослости. А точнее, от подросткового возраста к взрослой, самостоятельнойжизни. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному.Размыты как границы между подростковым и юношеским возрастом (15-17 лет), так имежду юностью и взрослостью (21-25 лет).
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностьюэмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так жеповышением самоконтроля и саморегуляции.(25,348)
Юношеский возраст связан с потребностью в общении и владении способамиего построения; с развитием теоретического мышления и умением ориентироваться вразличных формах теоретического сознания, с развитием рефлексии, с помощьюкоторой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребностьюв труде и способностью трудиться. Все эти качества образуют психологическуюбазу для самоопределения — центрального новообразования раннего юношескоговозраста.(19, 84)
Юность — период завершения физического созревания человека, бурного ростаего самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и началавступления во взрослую жизнь.
В этот период происходят значительные изменения в системе отношений молодогочеловека как со сверстниками, так и с представителями старшего поколения.
В. Н. Мясищев подчеркивал, что система отношений, в которую оказываетсявключенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует егосубъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта системаотношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболееспецифической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряддругих ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.(27, 12)
Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н.Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, чтооно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности.Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результатеотражения им на сознательном уровне сущности социальных объективно существующихотношений общества.(27, 21)
Эти отношения, по-разному способствуя формированию и проявлениюпотребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связис особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждомслучае ту субъективную «призму», через которую неповторимо,своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергаетсяживой, действующий человек.(27,22)
Восприятие им действительности, его память, его мышление, еговоображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективногомира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печатьотношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.
Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном(положительном или отрицательном) смысле. Отношения человека представляютсознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его сразличными сторонами объективной действительности, выражающуюся в егодействиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются иформируются в процессах деятельности.(27, 34)
Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связиявляются продуктом индивидуального развития.(27,42)
Поэтому вопрос о формировании отношений человека неразрывно связан свопросом о его развитии. И изменения системы отношений в юношеском возрастенеобходимо связывать с особенностями, характеристиками данного возрастногопериода.
Одной из важнейших особенностей отношений со сверстниками юношей идевушек является появление первых романтических (любовных) отношений. И.С.Коном ранняя юность рассматривается как время поисков любви. (19, 46)
Формирование отношений с противоположным полом, построенных на основесимпатии и любви выступает как одна из главных возрастных задач развития,стоящей перед юношами и девушками. От того, какими будут первые романтические отношениячеловека, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, вомногом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений и, всилу высокой мотивационной значимости романтических отношений.(17, 96)
Как утверждает В.С. Мухина, именно в юности по-настоящему пробуждаетсяданное природой стремление к другому полу. Она рассматривает юность как периоджизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть кдругому человеку.
В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.Именно в юности обостряются способности к «вчувствованию» в состояниядругих, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именнопоэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях кдругим людям.
В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению,стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людейдля того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить своюиндивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление каксредство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодомучеловеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнеобщения.(25,114)
В данный период происходят существенные изменения отношений со взрослыми,в первую очередь, с родителями. В подростковый период наблюдается реакцияэмансипации, обособления от родителей, общение со взрослыми теряет своюактуальность и первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками,молодые люди стремятся к освобождению от непосредственной зависимости оттесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приноситсильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количествопроблем. Период юности же характеризуется пониманием относительности любойнезависимости, пониманием того, что необходимо ценить родственные связи, опытстаршего поколения. Юноша, пройдя через глубинные рефлексивные переживания,поиск истинных ценностей, отчуждение от круга значимых близких людей, как бывозвращается в семью в новой ипостаси — теперь уже в качестве взрослого,способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь ужеокончательно принять их как таковых. (25,352)
Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянствомировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не тольконезависимость, но и понимание необходимости зависимости — ведь личность несет всебе бытие общественных отношений.(23, 352)
Сильное влияние на теорию юности и вообщепереходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийскийпсихиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) — не создал систематической теорииюношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковойи юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развитияюношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейди многочисленными последователями. (1, 56)
Самым влиятельным представителем неофрейдизма впсихологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известныйамериканский психолог Эрик Эриксон (1902—1982).(37,2)
Развитие человека, по Эриксону, складывается изтрех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития,изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемогопсихологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основнойзакон развития — «эпигенетический принцип», согласно которому накаждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не былона предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает вформе «нормативного кризиса», который внешне напоминаетпатологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста.Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основногопротиворечия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено,это неминуемо скажется позже.(1,58)
Развитие человека предполагает совместное действиеврожденных и средовых компонентов. Представители общества — воспитатели,родители — связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Еслиребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность втом, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленныхпотребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое обществоимеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляетсясоциализация детей. Поэтому, хотя общая последовательность и главные задачиосновных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешенияэтих задач варьируют от одного общества к другому. Общество подготавливаетиндивида к выполнению определенных социальных функций, определяя способы,посредством которых сам индивид разрешает встающие на его лути жизненныезадачи.(17,67)
Эриксон (1959, 1968) подразделяет весь жизненныйцикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и можетразрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
Пятая фаза — юность — характеризуется появлениемчувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, вотрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я»,ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития мораторий"(от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, ноюноша не — «ролевой усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как быпробует, примеряет их к себе. Главное затруднение на этой стадии –идентификационная спутанность, неспособность опознать свое „Я“.(37,70)
1.3 Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человекаявляется воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание егоотношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только натребованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действийи поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит кобразованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими,эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживанийчеловека.(27,32) С формированием отношений человека также связаны педагогика иуправление всей психодинамикой и взрослого, и подрастающего человека.
Изменения в положении подростка в юношеском возрасте влекут за собой,помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений,новый момент — внесемейные обязанности и учебно-профессиональный труд. На новуюступень поднимается управление своими действиями и структура отношений,определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов,принципиальных отношений и поведения, убеждения и идеалов характеризуетразвитие отношений в юношеском возрасте. Высший уровень развития идейного ипринципиального поведения является следствием не только функциональногоразвития, но и общественной структуры, условий общения и общественноговоспитания.(27,42)
В структуру отношений, по мнению Мясищева В.Н., входят познавательный,волевой и эмоциональный компоненты. Поэтому в качестве одного из факторов,влияющих на формирование отношений в юношеском возрасте можно выделитьособенности аффективной сферы молодых людей.
Для периода юности характерна специфическая эмоциональная сенситивность –характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышеннойчувствительности к происходящим с ним событиям. В данный период интенсивнореализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенцииэмоциональности человека, которые заложены в его натуре. „Юношескаягорячность“, „юношеская пылкость“ — не случайные слова, авыразительная характеристика особенностей жизни молодых людей в эти годы.Эмоциональная восприимчивость молодых людей обусловливает их большой интерес кмиру другого человека. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и болееточное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражениемсвоих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания подличиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства,но и маскировать их. (40, 73)
Кроме того, период юности является периодом формирования основыэмоциональной культуры – уровня развития эмоций, который предполагает эмоциональнуюотзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. СогласноП.М. Якобсону, основными чертами эмоциональной культуры, которые формируются вюношеском возрасте, являются: способность понимать, уважать и ценить чувствадругих людей, проявлять внимание к ним, способность сопереживать чувствамдругих людей, умение делить свои переживания с близкими, эмоциональнаяотзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, на мирморальных ценностей, чувство ответственности за свои переживания перед собой иокружающими.(40,81)
Выделяя основные черты эмоциональной культуры, формирующиеся в юношескомвозрасте нельзя забывать о том, что развитие аффективной сферы личности, как илюбой другой, идет строго индивидуально. Характерологические особенностиличности, темперамент, направленность, особенности мотивационной сферы и т.д.во многом определяют формирование ее отношений с другими людьми. В частности, В.С.Мухина,говоря об особенностях отношений любви в юношеском возрасте, подчеркивает, чтоу каждого любовь индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту),но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие — поверхностныеэмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляетсебя молодой человек в любовных отношениях, в какой мере достойно он решаетпроблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. (15,18) Многое при решениипроблем зависит от меры развития нравственного самосознания.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений вюношеском возрасте, по нашему мнению, является семья.
Влияние семьи человек испытывает на себе раньше всего, будучи ребенком, когдаон наиболее восприимчив. (23,56)
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальныйуровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяютжизненный путь ребенка. (18,52) Кроме сознательного, целенаправленноговоспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует всявнутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается свозрастом, преломляясь в структуре личности. (20,154)
Нет практически ни одного социального или психологического аспектаповедения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий внастоящем или в прошлом.(5, 113)
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление:поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая занарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенкаопределенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенкапривычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенокподражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, какони. (20,149) По мнению современных психологов, в частности Фрэнка Пьюселика,подобного рода идентификация не заканчивается никогда. Человек копируетповедение родителей не только в детстве, но и на протяжении всей жизни, в томчисле и в юношеском возрасте. Юноша копирует характер взаимоотношений междучленами семьи, кроме того, весьма важным фактором являются эмоциональный тонсемейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.(22,31)
Семейная социализация не сводится к непосредственному „парному“взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может бытьнейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, гдеоба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработатьэтих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья ненуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где матьбесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важенмеханизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жесткоограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, комувсе разрешают, вырасти зависимым. (17,44)
Вывод о том, что все перечисленное, а именно характеристики семейногоклимата, такие как эмоциональный тон семейных взаимоотношений, преобладающий всемье тип контроля и дисциплины, используемый тип воспитания, механизмидентификации с родителем и др. влияют на всю структуру личности человека позволиловыдвинуть и проверить экспериментально гипотезу о том, что социальный климат вродительской семье и представления о романтических отношениях в юношескомвозрасте находятся во взаимосвязи.

Глава 2. Методическая организация исследования
2.1 Описание объекта исследования
Объект исследования составили юноши и девушки в возрасте от 17 до 22 лет,обучающиеся на очном отделении различных оренбургских вузов (ОГУ и ОГМА). Приэтом число юношей составило 20 человек, число девушек -21 человек. Большинствоиспытуемых имеют полные семьи. Примерно половина испытуемых, а именно 21человек на момент проведения исследования проживали совместно с родителями (изних 10 девушек и 11 юношей), 18 человек (9 девушек и 9 юношей) проживалиотдельно от родителей (из них 10 человек – 3, 4 года; 8 человек– 6, 7 месяцев).
2.2 Логика проведения эксперимента
Данное исследование основано на гипотезе о том, что представления оромантических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи ссоциальным климатом в родительской семье. При этом под социальным климатом всемье мы понимаем те правила поведения, которые сложились в семье и которыевлияют на взаимоотношения в ней. Правила показывают, что в семье можно делать,а что нельзя, что считается хорошим и плохим, т. е. они представляют собойэлемент своеобразной семейной идеологии. Мы предположили, что отношения междучленами семьи, направления личностного роста, которым в семье придается особоезначение, организационная структура семьи во многом определяет то, как человекреализует себя в романтических отношениях, какое значение они для него имеют,что он вкладывает в понятие любви.
В исследовании мы выделили 3 этапа:
1) Сравнительный анализ социального климата в родительских семьях юношейи девушек по методике ШСО.
2) Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек.
3) Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом вродительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей идевушек.
2.3 Методики исследования
Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых былаиспользована методика ШСО (Шкала семейного окружения). В основе шкалы семейногоокружения (ШСО) лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES) предложенная Rudolf H. Moos иBernice S. Moos в 1974 г. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновымв 1985г. Данная методика была выбрана потому, что позволяет оценить сразумножество факторов, которые составляют социальный климат в семье и которые, понашему мнению, могут оказать влияние на отношения юношей и девушек сромантическим партнером. А именно, методика позволяет оценить следующиепоказатели:
А. Показатели отношений между членами семьи
1. Сплоченность (С). В какой степени члены семьи заботятся друг о друге,помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
2. Экспрессивность (Э). В какой степени в семье разрешается открытодействовать и выражать свои чувства.
3. Конфликт (К-т). В какой степени открытое выражение гнева, агрессии иконфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
Б. Показатели личностного роста
4. Независимость (Н). В какой степени члены семьи поощряются ксамоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем ипринятии решений.
5. Ориентация на достижения (ОД). В какой степени разным видамдеятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характер достижения исоревнования.
6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членовсемьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферахдеятельности.
7. Ориентация на активный отдых (ОАО). Насколько семье свойственныактивный отдых и спорт.
8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения кэтическим и нравственным ценностям и положениям.
8. Показатели управления семейной системой
9. Организация(О). Насколько для семьи важны порядок и организованность (структурированиесемейной деятельности, финансовое планирование, ясность иопределенностьсемейных правил и обязанностей).
10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации,ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
Для исследования представлений о романтических отношениях использоваласьметодика „Семантический дифференциал“ Ч.Осгуда.
Наш выбор объясняется тем, что методика позволяет измерять так называемоеконнотативное значение, или эмоциональный компонент смыслов, вкладываемыйчеловеком в то или иное понятие. Коннотативное значение связано с личностнымсмыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоциональнонасыщенными, слабо структурированными и мало осознанными формами общения. Егоблизким аналогом в понятийном аппарате нашей психологии является понятиеличностного смысла. ( Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимостьдля индивида тех или иных предметов, которая зачастую являетсямалоосознаваемой). Таким образом, данная методика позволяет изучитьсемантическое пространство испытуемого и найти систему тех латентных факторов,в рамках которых респондент „работает“, так или иначе оцениваякакие-либо объекты (29,34).
Необходимо подчеркнуть, что респондент, как правило, не дает себе отчетав существовании этих факторов. Семантическое пространство являетсяисследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которойпроисходит восприятие респондентом объектов, их классификация, сравнение. Методсемантического дифференциала направлен не только на поиск семантическогопространства и анализ лежащих в его основе факторов, но и на изучение взаимногорасположения объектов в этом пространстве, то есть различий в восприятии этихобъектов, рассматриваемых респондентом. (32,55)
Изучая романтические отношения методикой СД мы сможем раскрытьаффективные компоненты смыслов, вкладываемых юношами и девушками в те или иныеобъекты, так или иначе включенные систему романтических отношений, изучитьразличия в восприятии этих объектов, выяснить факторы, определяющих смысловуюзначимость таких объектов для юношей и для девушек, выявить сходства и различиякартины изучаемых смыслов, семантических пространств юношей и девушек.

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи между социальным климатомв родительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей идевушек
3.1 Сравнительный анализ оценки социального климата в родительской семьеюношами и девушками. (по методике ШСО)
Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых былаиспользована методика ШСО (Шкала семейного окружения). Испытуемым предлагалсяопросник, содержащий 90 пунктов, на каждый из которых они отвечали „верно“или „неверно“. После этого подсчитывались сырые баллы по 10 шкаламопросника (сплоченность, экспрессивность, конфликт, независимость, ориентацияна достижения, интеллектуально-культурная ориентация, ориентация на активныйотдых, морально-нравственные аспекты, организация и контроль).
Первичная обработка двнных заключалась в подсчете средних значений истандартных отклонений по каждой шкале.
Затем был произведен расчет мер различия между показателями социальногоклимата родительской семьи (по каждой шкале) в группах юношей и девушек сиспользованием t-критерияСтьюдента.
Были выявлены различия в оценке социального климата в родительской семьеюношами и девушками
· На уровнезначимости p≤0,001 по показателямсплоченности, конфликта, независимости, ориентации на достижения,интеллектуально-культурной ориентации, ориентации на активный отдых,организации и контроля юноши оцениваю родительскую семью выше, чем девушки. Попараметру морально-нравственных аспектов девушки оценивают семью выше, чемюноши.
· На уровнезначимости p≤0,01 по показателюинтеллектуально-культурной ориентации более высокие оценки выявлены в группедевушек
· На уровнезначимости p≤0,05 по показателю ориентациина активный отдых более высокие оценки выявлены в группе юношей
3.2 Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек
Для исследования семантического пространства была использована методика „Семантическийдифференциал“ Ч.Осгуда. Испытуемым предлагалось оценить понятия „женщина“,»мужчина", «мама», «папа», «любовь», «секс»,«мое настоящее», «мое будущее», «успех», «неудача»,«я», «я в будущем» по 12 парным качествам. При этом каждые4 качества соответствовали одному из параметров оценки коннатативного значенияпонятия: оценке, силе, активности.
Первичная обработка результатов заключалась в подсчете средних значений истандартных отклонений параметров оценки, силы и активности для каждогопонятия.
Затем был произведен расчет мер различия между параметрами оценки, силы иактивности по каждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента.
Следующим этапом обработки стал подсчет коэффициентов корреляции между всемипредъявляемыми понятиями по параметрам оценки, силы и активности.
Результаты.
Расчет мер различия между параметрами оценки, силы и активности покаждому понятию в группах юношей и девушек с использованием t-критерия Стьюдента показал, чтомежду юношами и девушками существуют различия
· на уровнезначимости p≤0,001 — в оценке понятий «женщина»и «неудача» (понятие «женщина» выше оценивается девушками,понятие «неудача» — юношами); в силе понятий «женщина», «мужчина»,«неудача», «я в будущем» (понятия «женщина»,«неудача», «я в будущем» по параметру силы выше оцениваютсяюношами, понятие «мужчина» — девушками); активности понятий «любовь»и «секс» (выше оценивается юношами);
· на уровнезначимости p≤0,01 — в оценке понятий «папа»и «секс» (понятие «папа» выше оценивают девушки, понятие «секс»- юноши); в силе понятия «мое будущее» (сила данного понятия вышеоценивается юношами); в активности понятий «мое будущее», «успех»и «неудача» (активность понятий «мое будущее и успех вышеоценивают девушки, понятия „неудача“ — юноши);
· на уровнезначимости p≤0,05 – в силе понятий „мама“,»успех", «я» (сила понятий «мама» и «я вбудущем» выше оценивается юношами, сила понятия «успех» — девушками); в активности понятия «я в будущем» (выше оцениваетсядевушками).
Обобщая полученные результаты с данными о корреляционной взаимосвязимежду изучаемыми понятиями можно выделить следующие особенности семантическогопространства юношей и девушек.
Так как предметом нашего исследования является структура представлений оромантических отношениях в зависимости от показателей социального климата вродительской семье, то основное внимание в анализе семантического пространствамы уделили изучению понятий «любовь» и «секс» как основнымсоставляющим романтических отношений, рассмотрению их взаимосвязей с другимипонятиями.
Понятие «любовь» как юношами, так и девушками оцениваетсяположительно, в его оценке не установлено достоверных различий между двумягруппами. При этом в обеих группах оценка понятия «любовь»коррелирует с оценкой понятий «секс» и «мое настоящее». Тоесть как для юношей, так и для девушек положительное отношение к своемунастоящему во многом определяется тем, насколько высоко они оценивают понятиялюбви и секса.
У девушек, кроме этого, положительная оценка понятия «любовь» связанас положительными оценками понятий «я», «я в будущем», «моебудущее», «успех». То есть для девушек любовь определяет нетолько отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своейуспешности и оценки своего будущего.
Кроме этого, оценка понятия «любовь» у девушек коррелирует соценкой понятия «папа». Возможно это указывает на то, что на оценкуромантических отношений девушками большее влияние оказывает отец, нежели мать.
Сила понятия любви не обнаруживает значимых различий в двух группах.Однако выявлены различия во взаимосвязи силы данного понятия с другими.
У девушек сила понятия «любовь» коррелирует как с понятиеммужчины, так и женщины. То есть девушки придают равноценное значение как мужчине,так и женщине в отношениях любви. У юношей же понятие «любовь»коррелирует с понятиями «женщина» и «мама», то есть,возможно, для юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины и чем болеезначима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви. Такжевозможно мать в большей степени оказывает влияние на представление юноши оромантических отношениях, нежели отец.
Кроме этого выявлены различия во взаимосвязи силы понятия любви и силыпонятия «неудача». У девушек эта взаимосвязь является положительной,тогда как у юношей – отрицательной. Это может указывать на то, что неудачи вотношениях любви только усиливают их значимость для девушек и чем болеесильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тембольшее влияние они оказывают на девушку. У юношей же наблюдается обратнаявзаимосвязь — значимость любовных отношений усиливается с уменьшениеминтенсивности негативных переживаний, связанных с ними.
Так же как и оценка, сила понятия «любовь»положительно коррелируетс силой понятия «мое будущее» только в группе девушек.
В оценке активности понятия «любовь» были выявлены значимыеразличия. Активность данного понятия выше оценивается юношами, чем девушками,что может говорить о том, что в данной выборке испытуемых романтическиеотношения в большей степени представлены в жизни юношей, чем девушек.
Кроме этого, у юношей активность понятия любви коррелирует с активностьюпонятия «секс», то есть секс рассматривается юношами как обязательнаясоставляющая романтических отношений.
Однако существуют и сходства между двумя группами в оценке активностипонятия «любовь».
И у юношей и у девушек активность данного понятии коррелирует с понятиями«успех», «мое будущее», «я в будущем». То естьчем более активно представлены отношения любви в жизни юношей и девушек, темболее успешными они оценивают себя и свое будущее.
Итак, проанализировав, как представлено понятие «любовь» всемантическом пространстве юношей и девушек можно сделать следующие выводы
1) Отношения любви вцелом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как дляюношей, так и для девушек.
2) Положительноеотношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем,насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющие романтическихотношений.
3) Чем более активнопредставлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными ониоценивают себя и свое будущее.
4) Девушки в большейстепени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши. (У девушекпонятие «любовь» коррелирует с понятием «мое будущее» повсем трем параметрам (оценка, сила, активность), у юношей только по параметруактивности).
5) Переживаниенеудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость длядевушек и уменьшает их значимость для юношей.
6) Влияние отца иматери на представление о романтических отношениях различно для юношей идевушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей –мать.
7) Для девушеклюбовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности,нежели для юношей. (Понятие любви у девушек коррелирует с понятием «успех»по двум параметрам (оценки и активности), у юношей – только по параметруактивности).
8) Секс являетсяболее значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек(Понятие любви у юношей коррелирует с понятием «секс» по двумпараметрам (оценки и активности), у девушек – только по параметру оценки).
В оценке понятия «секс» выявлены достоверные различия междугруппами юношей и девушек. Юноши оценивают данное понятие выше, чем девушки.Кроме того имеются различия во взаимосвязи оценки понятия «секс» сдругими понятиями.
У юношей оценка данного понятия коррелирует с оценкой понятия «успех»,что говорит о том, что положительная оценка юношей сексуальных отношений важнадля высокой оценки им своей успешности.
У девушек же оценка понятия «секс» коррелирует с понятиями «моенастоящее», «мое будущее», «я в будущем», «я».То есть для девушек секс имеет значение как в оценке своего настоящего, так и воценке своего будущего.
У девушек оценка понятия «секс» коррелирует с понятиями «папа»,«мама», «мужчина», «женщина» у юношей же- толькос понятием «мама». То есть представления девушек о сексуальныхотношениях испытывают на себе влияние как со стороны отца, так и матери. Дляподобных представлений юношей первостепенное значение имеет влияние матери.
Среди общих черт в оценке понятия «секс» можно выделитькорреляцию с показателем активности секса (то есть чем больше представленысексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высоко они оцениваются)и с оценкой понятия «любви» (что объясняется обязательнойпредставленностью секса в романтических отношениях).
По параметру силы понятия «секс» не выявлено значимых различийв оценках юношей и девушек.
Однако, активность данного понятия выше оценивается юношами нежелидевушками. Кроме этого, активность понятия «секс» у юношейкоррелирует с понятиеми «успех» (чем в большей степени сексуальныеотношения присутствуют в жизни юноши, тем выше он оценивает свою успешность) и «любовь»(секс рассматривается в качестве обязательной составляющей любовных отношений).
Общим в оценке активности понятия «секс» юношами и девушкамиявляется корреляция с активностью понятия «я в будущем», то есть июноши и девушками связывают свое будущее с сексуальными отношениями.
Однако, надо подчеркнуть, что у девушек понятие «секс»коррелирует с понятиями «мое будущее», «я в будущем» повсем параметрам, а у юношей только по параметру активности.
Итак, проанализировав как представлено понятие «секс» всемантическом пространстве юношей и девушек можно сделать следующие выводы.
1) Чем большепредставлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высокоони оцениваются .
2) Секс и юношами идевушками рассматривается как составляющая романтических отношений.
3) И юноши и девушкисвязывают свое будущее с сексуальными отношениями, однако девушки — в большейстепени.
4) Положительнаяоценка юношей сексуальных отношений и их представленность в жизни юноши важнадля высокой оценки им своей успешности.
5) Представлениядевушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияние как со стороныотца, так и матери. Для подобных представлений юношей первостепенное значениеимеет влияние матери.
6) Юноши вышеоценивают сексуальные отношения, нежели девушки.
Общие выводы о представлениях юношей и девушек о романтическихотношениях.
1) Отношения любви вцелом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как дляюношей, так и для девушек. Однако сексуальные отношения выше оцениваютсяюношами.
2) Положительноеотношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем,насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющиеромантических отношений.
3) Чем более активнопредставлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными ониоценивают себя и свое будущее.
4) Чем большепредставлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высокоони оцениваются .
5) Девушки в большейстепени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши.
6) Переживаниенеудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость длядевушек и уменьшает их значимость для юношей.
7) Влияние отца иматери на представление о романтических отношениях различна для юношей идевушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей –мать. Представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияниекак со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношейпервостепенное значение имеет влияние матери.
8) Для девушеклюбовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности,для юношей – сексуальные отношения.
9) Секс являетсяболее значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек.
3.3 Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом вродительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей идевушек
романтический отношение юношеский социальный
Для оценки степени взаимосвязи между социальным климатом в родительскойсемье и представлениями о романтических отношениях юношей и девушек былпроизведен расчет коэффициентов корреляции между показателями шкал методики ШСОи параметрами оценки понятий по методике «Семантический дифференциал».
Были выявлены следующие взаимосвязи.
По показателям отношений между членами семьи.
Показатели сплоченности и экспрессивности у девушек коррелирует спонятием «папа», у юношей – с понятием «мама». До этого,производя корреляционный анализ параметров оценки, силы и активности понятий «любовь»и «секс» нами было установлено, что эти понятия для девушек в большейстепени коррелируют с понятием «папа», для юношей – с понятием «мама».То есть можно предположить, что ведущее значение для оценки как отношений междучленами семьи, так романтических отношений для юношей имеет мать, а для девушек– отец.
Кроме того, все три показателя отношений между членами семьи(сплоченность, экспрессивность, конфликт) у юношей коррелируют с понятием «Яв будущем», что может указывать на влияние отношений в семье, (того, вкакой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу, в какойстепени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства, вкакой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношенийв целом характерно для семьи) на представления юношей о своем будущем.
У девушек же эти показатели семейных отношений определяют их отношение ксвоей успешности (коррелируют с понятием «успех»).
По показателям личностного роста.
Независимость и ориентация на достижения, как у юношей, так и у девушеккоррелируют с понятием «мужчина». То есть можно сказать, что то, в какойстепени члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости ксамостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений, в какой степениразным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характердостижения и соревнования – все это может определять отношение юношей и девушекк мужчине, как обязательному участнику романтических отношений, причем можносказать, что именно мужчине придается основное значение в достижении успеха,ему в большей степени приписываются характеристики независимости, ориентации надостижения.
Показатель интеллектуально-культурной ориентации у юношей и девушеккоррелирует с понятием «я в будущем», то есть можно говорить овлиянии степени активности членов семьи в социальной, интеллектуальной,культурной и политической сферах деятельности на оценку юношами и девушкамисвоего будущего.
Показатель морально-нравственной оценки коррелирует у юношей с понятием «мужчина»,у девушек – с понятием «женщина». То есть можно говорить о том, чтостепень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениямдля юношей больше определяется отцом, для девушек – матерью.
Корреляции между показателями социального климата в семье и понятиями,непосредственного связанными с романтическими отношениями («любовь» и«секс») был выявлены только у девушек и только по таким показателямкак морально-нравственные аспекты и организация. Это говорит о том, что степеньсемейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям длядевушек влияет на то, как они оценивают сексуальные отношения и насколькоактивно они присутствуют в их жизни (показатель морально-нравственных аспектовкоррелируют с параметрами оценки и активности понятия «секс». Показательже организации коррелирует с понятием силы понятия «секс», то естьто, насколько для семьи важны порядок и организованность (структурированиесемейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенностьсемейных правил и обязанностей) влияет на значимость сексуальных отношений длядевушек.
В группе юношей подобных взаимосвязей не выявлено.

Заключение
Целью нашего исследования было выявление взаимосвязей между социальнымклиматом в родительской и семье и представлениями о романтических отношениях вюношеском возрасте.
Исследование проводилось с 1 по 20 мая 2008 года, в ОГУ и ОГМА. Висследовании приняли участие студенты вузов: ОГУ и ОГМА, в возрасте от 17 до 22лет.
Гипотеза исследования заключалась в том, что представления о романтическихотношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи с социальным климатомв родительской семье.
Экспериментальная проверка гипотезы включала в себя три основных этапа.
1. Сравнительный анализ оценки социального климата в родительской семьеюношами и девушками.
2. Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек.
3. Сравнительный анализ взаимосвязи между социальным климатом вродительской семье и представлениями о романтических отношениях юношей идевушек.
На первом этапе были выявлены различия в оценке основных показателейсоциального климата в родительской семье юношами и девушками. Юноши оцениваютбольшинство показателей (сплоченность, конфликт, независимость, ориентация надостижения, интеллектуально-культурная ориентация, организация и контроль вродительской семье выше, чем девушки). Возможно, это связано с различиями ввоспитании родителями ребенка в зависимости от пола. Так как мужчинетрадиционно отводится роль главы семьи, основного источника семейных доходов,то в воспитании мальчика особое внимание уделяется развитию у негосамостоятельности, независимости, ориентации на достижения, активности всоциальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.
Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушекпозволил прийти к следующим выводам.
1) Отношения любви вцелом оцениваются положительно и примерно в равной степени значимы как дляюношей, так и для девушек. Однако сексуальные отношения выше оцениваютсяюношами.
2) Положительноеотношение к настоящему для юношей и девушек во многом определяется тем,насколько высоко они оценивают любовь и секс как основные составляющиеромантических отношений.
3) Чем более активнопредставлены отношения любви в жизни юношей и девушек, тем более успешными они оцениваютсебя и свое будущее.
4) Чем большепредставлены сексуальные отношения в жизни юношей и девушек, тем более высокоони оцениваются .
5) Девушки в большейстепени связывают свое будущее с отношениями любви, чем юноши.
6) Переживаниенеудач в романтических отношениях увеличивает, усиливает их значимость длядевушек и уменьшает их значимость для юношей.
7) Влияние отца иматери на представление о романтических отношениях различна для юношей идевушек. На девушек такое влияние в большей степени оказывает отец, на юношей –мать. Представления девушек о сексуальных отношениях испытывают на себе влияниекак со стороны отца, так и матери. Для подобных представлений юношейпервостепенное значение имеет влияние матери.
8) Для девушеклюбовные отношения оказывают большее влияние на оценку ими своей успешности,для юношей – сексуальные отношения.
9) Секс являетсяболее значимой составляющей любовных отношений для юношей, чем для девушек.
Результаты третьего этапа исследования — сравнительного анализавзаимосвязи между социальным климатом в родительской семье и представлениями оромантических отношениях юношей и девушек – позволяет сделать вывод о том, чтогипотеза исследования подтвердилась частично.
Между оценкой социального климата в родительской семье и представлениямио романтических отношений взаимосвязь выявлена только у девушек. При этом, невсе показатели семейного климата находятся в этой взаимосвязи.
Была выявлена взаимосвязь между такими показателями социального климата всемье как морально-нравственные аспекты и организация и понятиями «любовь»и «секс». Это говорит о том, что степень семейного уважения кэтическим и нравственным ценностям и положениям для девушек влияет на то, какони оценивают сексуальные отношения и насколько активно они присутствуют в ихжизни (показатель морально-нравственных аспектов коррелируют с параметрамиоценки и активности понятия «секс». Показатель же организациикоррелирует с параметром силы понятия «секс», то есть то, насколькодля семьи важны порядок и организованность (структурирование семейнойдеятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правили обязанностей) влияет на значимость сексуальных отношений для девушек.
В группе юношей подобных взаимосвязей не выявлено.
То, что гипотеза подтвердилась лишь частично можно объяснить тем, что,оценивая взаимосвязь представлений о романтических отношениях и отношений вродительской семье, важно исследовать не семейную ситуацию в целом, аособенности взаимоотношений с матерью и отцом отдельно, так как влияние отца иматери различно в зависимости от пола ребенка. Этот вывод следует и изтеоретических положений и из полученных нами в данном исследовании результатов.
Показатели сплоченности и экспрессивности у девушек коррелирует спонятием «папа», у юношей – с понятием «мама». До этого,производя корреляционный анализ параметров оценки, силы и активности понятий «любовь»и «секс» нами было установлено, что эти понятия для девушек в большейстепени коррелируют с понятием «папа», для юношей – с понятием «мама».То есть можно предположить, что ведущее значение для оценки как отношений междучленами семьи, так романтических отношений для юношей имеет мать, а для девушек– отец.

Список литературы
1) Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развитияличности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И.Анцыферова.—М.: Наука, 1978.
2) БернЭ. Секс в человеческой любви,.-М.-1998.
3) БернЭ. Формы человеческих отношений. Электронная библиотека Гумер.www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Bern/_Forma_02.php
4) БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.- Прогресс.-1986.
5) БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: ПИТЕР.-2008.-398с.
6) ВайнингерО. Пол и характер. -Латард.-1997.
7) ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений.- М.- 1976.
8) ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений.-М.: МГУ.-1987.
9) ДжонсонР. МЫ. Глубинные аспекты романтической любви. – М.: Когито-Центр.-2005.-319с.
10) ДодоновБ.И. В мире эмоций. –Киев.- 1987.
11) ЕкимчикО.А. Любовь и привязанность в супружеских отношениях. // Журнал практической психологиии психоанализа. 2008, №1
12) ИзардК. Психология эмоций. –М.- 2008.- 464 с.
13) ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер.- 2000. — 502 с.
14) КернбергО.Ф. Отношения любви: норма и патология/Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. — М.: Независимаяфирма «Класс».-2000. — 256 с.
15) КлеМ. Процесс социализации в подростковом возрасте.-М.- 1998.
16) КоломинскийЯ.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск.-1976.
17) КонИ. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1989.— 252с.
18) КонИ.С. Ребенок и общество.- М.-Наука.- 1988.
19) КонИ.С., Психология юношеского возраста. -М.,: Просвещение.-1979.
20) КрайгГ. Психология развития.-СПб.: ПИТЕР, -2006.
21) КроникА.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимыхотношений. — М.: Мысль.-1989.
22) ЛийкК. Влияние домашней среды на развитие ребенка.- Таллинн. 1986.
23) МагунВ.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- 1983.
24) МазиловВ.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологическийжурнал, 2006, №1
25) МайерсДэвид Дж. Социальная психология.- Спб.: Питер.-2003.
26) МэйР. Любовь и воля. — К.: Ваклер.- 1997.
27) МясищевВ.Н. Психология отношений. -М., 1995.
28) ПетренкоВ.Ф. Психосемантика сознания. — М.-1988.
29) РоберМ.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.- Прогресс.-1988.
30) РоговЕ.И. Психологияотношений мужчины и женщины.- М.: Владос пресс.-2005.
31) СушкоЕ.И. Формула любви // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007, №3
32) ТолстоваЮ. Н. Измерение в социологии. Курс лекций.- М.-1998.
33) ФранселлаФ., Банистер Б. Новый метод исследования личности. -М.:Прогресс.-1987.
34) ФроммЭ. Искусство любить.- СПб.: Азбука-классика.-2007.-221 стр.
35) ЭлкиндД. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство иобщество. СПб. -1999.
36) Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психическогоразвития в детском возрасте// Вопросы психологии.— 1971.— № 4
37) ЭткиндA.M.Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросыпсихологии. 1979. № 1.
38) ЯкобсонП. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.:Просвещение.-1969.
39) ЯкобсонП. М. Психология чувств.- М.: АПН, 1956.
40) ЯкобсонП.М. Чувства, из развитие и воспитание. – М.- 1976.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.