Введение
Личность всегда выступает какчлен общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещёговорят, социальных ролей.
Охарактеризуем краткоособенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению — этопсихологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека вобществе.
Соподчинение различныхдеятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит вонтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьевне относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенностичеловека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент,динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки,а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числепрофессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.
Общий подход к пониманиюпроблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работахА.В.Петровского и В.А.Петровского. Всеми отечественными психологами отрицаетсятождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это неодно и то же.
Личность — это особое качество,которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное»качество. Личность неотделима от системы социальных связей, в которую онавключена. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятиюсвойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики,жестами, вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личностьвоплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которыевмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое,сложное) качество.
Личность каждого человеканаделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих еёиндивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющихего своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется вчертах характера, темперамента, привычках, в способностях, индивидуальном стиледеятельности, преобладающей мотивации.
Таким образом, преобладающаямотивация — одна из сторон личности человека.
Объект работы – черты личности.
Предмет работы – взаимосвязьчерт личности и преобладающей мотивации.
Цель работы – выявитьвзаимосвязь черт личности и преобладающей мотивации.
Для достижения данной цели былипоставлены и решены следующие задачи:
Проанализировать литературу подиагностике черт личности.
«Мотивационная»концепция (Д.К.Мак-Клелланд).
Изучить взаимосвязь чертличности и мотивации.
Сделать выводы.
1.Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)
Оллпорт определяет личность какреальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своемсвоеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступкамичеловека внутри него самого. «Личность – это динамическая организация техпсихофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное длянего поведение и мышление». Она не является статичной сущностью, хотя иимеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом ифизической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, изкоторого строится личность. Он особенно важный наследственный аспектэмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения,преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций).Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с некимморальным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которымиоцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер – этооцененная личность, а личность – это неоцененный характер.
Наиболее важной единицей анализатого, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются другот друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология,структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы,стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формыадаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вестисебя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность чертобеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость,предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции,так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеютодинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющемсостоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, какправило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта чертыполучили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа:кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главнойстрастью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованнаядиспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел.можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назватьДон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции являютсястроит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции вповедении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются врекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность,ответственность). Вторичные диспозиции менее заметны, менее устойчивы, менееобобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационнообусловленные характеристики, особые установки.
Личность не является наборомразрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурныхэлементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок,мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагаетназывать проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое,стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемоекак наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта,как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющаясила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.
Оллпорт выделяет семь аспектовсамости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя ихпроприотическими функциями. В результате их окончательной консолидацииформируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадииразвития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость,которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущениесамоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себяпосредством речи в качестве определенности, и важного лица, появление чувствацелостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3)чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действияуже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки напротяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознаниядетьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенныезначимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенокначинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, чтотакое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управлениесамим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социальногопослушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы,догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7)проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей,ощущение того, что жизнь имеет смысл.
Над проприумом стоит познаниесамого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетические стадии ипредставляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую«Я-объективное». На заключительной стадии проприум соотносится суникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет собойдинамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации,по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, егонамерения. Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: «Что тыхочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личность свободна отпрошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание человека – этонепрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелыхсубъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно имотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такимичертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым,сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченностьи самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностьюк самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.
1.1Факторные теории личности
Основные идеи факторного анализабыли предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом,более всего известным по своей работе в области умственных способностей(Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двухсвязанных тестов способностей можно ожидать открытия двух типов факторов,влияющих на результат выполнения теста. Первый – генеральный фактор (например,вербальная беглость, общий интеллект, уровень образования), важный для обоихтестов. Второй – специфический фактор (например, зрительная память, восприятиепространства, специфическая информация), уникальный для каждого теста. Методфакторного анализа был разработан как средство определения существованиягенеральных факторов и помощи в их выявлении. Методика изолирования факторов,предложенная Спирменом, была пересмотрена в связи с тем, что Терстоун(Thurstone, 1931) ввел многофакторный анализ. Это открыло дорогу решению болеесложных проблем и до сей поры остается основным методом факторного анализа.Убедительность аргументов Терстоуна, вкупе с открытиями в собственнойлаборатории Спирмена, привели к тому, что почти все работники этой областипризнали, что внимательный взгляд открывает существование не только генеральныхфакторов, общих для всех тестов или измерений, и специфических факторов,ограничивающихся одним тестом, но и существование групповых факторов,включенных в более чем один тест, но при этом не генеральных в собственномсмысле. Именно этим групповым факторам уделяет особое внимание нынешнийфакторный анализ. Исходя из целей нашей главы, детальное понимание факторногоанализа необязательно; важно, однако, чтобы читатель понял общую логику,стоящую за этой методикой. Теоретик, придерживающийся факторного подхода, втипичном случае начинает исследование поведения с получения большого количестваданных относительно каждого из большого числа субъектов. Данные могут бытьполучены на основе опросников, оценок, ситуационных тестов или любого другогоисточника, обеспечивающего существенные и поддающиеся количественной оценкепоказатели поведения. В идеале эти показатели должны относиться к различнымсторонам поведения. Получив эти поверхностные показатели, исследовательприменяет методику факторного анализа для того, чтобы выявить лежащие в глубинефакторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных.Так, он надеется определить небольшое число базовых факторов, действие которыхответственно за большую часть вариаций в огромном количестве показателей, скоторых начинает исследователь. Факторный анализ не только позволяетизолировать фундаментальные факторы, но позволяет также установить, насколько вкаждый показатель или систему оценок вносит вклад каждый их этих факторов. Этообычно обозначается как факторная нагрузка или насыщенность и просто являетсяуказанием на то, насколько вариация каждого конкретного показателя может бытьотнесена на счет каждого из факторов. Психологическое значение фактора и тонаименование или ярлык, который ему приписывается, во многом определяетсяприродой конкретных показателей, имеющих высокую нагрузку по этому фактору.Выявление этих базовых факторов дает теоретику возможность попытатьсяразработать средства измерения этих факторов, более эффективные по сравнению сосредствами исходных измерений. И так, теоретик факторной ориентации начинает сомножества поведенческих показателей, определяет стоящие за ним факторы и затемпытается сконструировать более эффективные средства их оценки. Представлениефакторного аналитика о факторах немногим отличается от представлений окомпонентах или базовых переменных в понимании других теоретиков личности. Онолишь отражает попытку сформулировать представление о переменных, ответственныхза разнообразие и сложность внешнего поведения. Новизна подхода – в методеопределения этих переменных. Читателю следует помнить, что хотя групповые илиобщие факторы представляют особый интерес для представителей факторного анализаличности, типы факторов этим не ограничиваются. Барт (Burt, 1941) предложилшироко принятое описание видов факторов, которые можно выявить на основефакторного анализа. Он полагает, что существуют универсальные или генеральныефакторы, определяющие проявления по всем показателям, а также частные илигрупповые факторы, играющие роль в описании более, чем одного показателя, но невсех. Далее, существуют единичные или специфические факторы, относящиеся лишь кодному показателю, и, наконец, есть случайные или ошибочные факторы, появляющиесяпри единственном проявлении одного показателя, и их следует отнести на счетошибки измерения или отсутствия экспериментального контроля. Следует упомянутьеще один вопрос, породивший среди сторонников факторного анализа некоторуюдискуссию – вопрос о различении ортогональных и неортогональных систем факторови связанном с этим признании факторов второго порядка. Можно сказать, что вфакторном анализе выявляемые факторы не должны коррелировать друг с другом (вгеометрическом смысле, находиться друг к другу под прямым углом или быть«ортогональными»), или же им позволительно коррелировать, то естьвозникают «неортогональные» факторы. Первой позиции придерживался рядспециалистов по факторному анализу личности, например, Гилфорд (Guilford, 1959)– в связи с ее простотой и эффективностью. Однако другие, включая Кеттела,отстаивают правомерность неортогональных факторов на основании того, чтоистинные каузальные влияния в мире личности вполне могут интеркоррелировать, илишь признание неортогональных факторов позволит сохранить картинунеискаженной. Использование неортогональных факторов подразумевает и иное. Еслифакторы коррелируют друг с другом, возможно повторное применение факторногоанализа по отношению к корреляции между факторами, что даст нам так называемыефакторы второго порядка. Например, факторизация тестов способностей частоприводит к таким факторам первого порядка, как «вербальная беглость»,«способность счета», «пространственная визуализация» ит.д.,которые сами имеют тенденцию к взаимосвязи. Тогда можно продолжитьфакторизацией корреляций между этими факторами первого порядка, вследствие чеговозможно выявление единственного фактора второго порядка типа «общегоинтеллекта» или, возможно, «вербального» и «невербального»факторов и т.п. Как и любой другой процедурой, факторным анализом можнозлоупотреблять, и мудрые исследователи в этой области специально подчеркивают,что он – не замена хорошим идеям и детальному знанию изучаемого феномена.
1.2Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личностирассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов,обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работалиОллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной моделиличности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе:выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка ипоследующей научной таксономизации. Типичная процедура исследования в рамкахданной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словареприлагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении. Затемвыбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности иклассифицируются по категориям личностных качеств, структура черт подвергаетсятщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структурыпроводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных какпроцедура оценивания и самооценки.
В результате проведенной работывыделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т.ч.и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П.Коста и Р. Мак-Кра структура личности, в 1961 г. получила название Big Five(Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятсяприлагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):
1. Экстраверсия-интроверсия(общительный, ассертивный, энергичный, активный).
2. Уживчивость (добродушный,сотрудничающий, доверяющий).
3.Конформность (добросовестный,ответственный, дисциплинированный).
4. Эмоциональная стабильность(спокойный, не невротичный, не подавленный).
5. Открытость (интеллект.,блестящий, независимо мыслящий).
На основе пятифакторной моделиличности разработан личностный опросник NEO PI-R. Внастоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимостьполученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторови их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблемасостоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, абыть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениямисемантического дифференциала.
Пятифакторная модель личности,основанная на психометрическом подходе и включающая следующие 5 факторов
Пятифакторная структураличности
Название фактора
Положительный полюс
Отрицательный полюс 1. Экстраверсия Общительность, напористость, высокая активность Спокойствие, пассивность, сдержанность 2. Доброжелательность Доброта, доверчивость, теплота Враждебность, эгоизм, недоверчивость 3. Добросовестность Организованность, основательность, надежность Беззаботность, небрежность, ненадежность 4. Эмоциональная стабильность Устойчивость, уравновешенность Нервозность, раздражительность 5. Интеллектуальность Любознательность, вдохновенность, креативность Узость интересов, заурядность, ограниченность
Эти факторы образуют верхнийбазовый уровень наиболее обобщенных свойств личности, в то же время десяткичастных характеристик, представляющих проявления этих базовых свойств вконкретных ситуациях, образуют нижний уровень иерархии. Рассмотрение структурыпяти факторов показывает, что часть из них может быть отнесена к биологическиобусловленным (темпераментальным) подструктурам, например 1-й и 4-й факторы, вто время как 2-й и 3-й представляют направленность личности, а 5-й скорее можноотнести к потенциалу личности, ее способностям. Таким образом, рассматриваяструктуру личности, большинство психологов, как отечественных, так изарубежных, включают в нее темперамент, способности, характер, направленность,своеобразное сочетание которых создают неповторимость человеческойиндивидуальности.
Направленность личности. Направленность- это система доминирующих, социально-обусловленных отношений личности к действительности,основными проявлениями которой являются интересы, идеалы, мировоззрения,убеждения (Леонтьев). При этом именно направленность и характер являютсяосновными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальнуюсущность.
Направленность человека имеетмногоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности.
Потребность понимаетсякак необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Длятого, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать длясубъектаактуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. Тоесть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние исвязана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определениепотребности личности как “переживаемое человеком состояние внутреннегонапряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающеепсихическую активность, связанную с целеполаганием”.
Потребности выступают какисточники активности человека. По источнику формирования все потребностиделятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные.Первичные потребности — потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне,сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальноеи видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однакобиологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе,проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческогообщества возникают и развиваются специфически человеческие — социальные идуховные — потребности. Социальные потребности включают потребности впринадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении.Духовные потребности — это потребности в познании мира, самоуважении исамореализации, эстетические потребности.
Маслоу обосновал иерархическуюструктуру потребностей человека, выделив в ней 5 уровней.
V. Потребности самоактуализации(потребности в реализации своих потенциалов, в понимании смысла жизни)
IV. Потребности в самоуважении(потребности в достижении, одобрении, признании, в принятии себя, положительнойсамооценке)
III. Потребности в социальныхсвязях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви идоверии)
II. Потребности в безопасности(защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)
I. Физиологические потребности(голод, жажда, сон, активность, секс)
Потребности более высокихуровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней,которые являются генетически более ранними и имеют большее значение длявыживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявлениедругих потребностей.
Неудовлетворение основныхпотребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважениитормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии,девиантному поведению, фрустрации, к болезни. Жизнь личности складываетсясовершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворении какихпотребностей она сосредоточена — на потребностях низших уровней или напотребностях в самоактуализации, которую Маслоу называл потребностью развития,так как удовлетворение этих потребностей обеспечивает развитие личности иличностный рост. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятиереальности. Эти люди видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким онихотели бы его видеть, благодаря чему они обладают способностями распознаватьфальшь, неискренность. Их не страшит неизвестность, неопределенность, ониустремлены к познанию. Важнейшей особенностью самоактуализирующейся личностиявляется принятие себя, адекватное самопонимание. Такие люди живут в ладу ссобой, их не терзает чувство вины и тревоги (характерное для невротиков). Ониведут себя просто и естественно, сохраняют спокойствие, не тревожатся попустякам, что объясняется их способностью отрешиться от мелочей, частностей,шире смотреть на вещи. Они умеют спокойно и безболезненно переноситьодиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, их характеризуетответственность, самостоятельность. Важнейшей характеристикойсамоактуализированной личности является умение радоваться, сохранениеспособности удивляться, приходить в восторг, творческие способности.“Самоактуализированного человека — по словам Маслоу — уже не беспокоят проблемывыживания, он просто живет и развивается”. Вместе с тем, потребности всамоактуализации часто не осознаются личностью, их удовлетворение отодвигаетсяна второй план.
Потребности определяют мотивыдеятельности. Если потребность — это определенное напряжение, вызванноенуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, томотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворениюпотребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотивможет иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения,стремления. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.
Сила мотива оцениваетсяпо степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по егоинтенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения(физиологический фактор), а также от таких психологических факторов, как знаниерезультатов деятельности, вероятность ее успеха, значимость деятельности дляличности.
1.3 «Мотивационная»концепция (Д.К.Мак-Клелланд)
Поведение личности определяетсясоотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающимипредположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) иреальными событиями.
Положительные (доставляющиеудовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции являютсяврожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения междуожиданиями и событием. Положительные эмоции ведут к приближению, тогда какотрицательные аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степенямрасхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают большихстепеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы.
Личность описывают следующиехарактеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная аффективная ассоциация,характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связиконкретных стимулов и положительных или отрицательных аффектов.
Можно говорить о мотивахприближения, в которых человек стремится, чтобы его антиципация сталареальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации статьреальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием исобытием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), уребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация(приближения или избегания). Черта – заученная человеческая тенденцияреагировать, которая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (еслион реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда быланалогично мотивирован). Схема – единица познания или процесса мышления,отображающая в символичной форме прошлый опыт. Существует три главных классасхем – идеи, ценности и социальные роли.
2. Взаимосвязь черт личности иприобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения современем становятся настолько характерными для человека, что превращаются вчерты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотивизбегания неудачи.
Доминирующие мотивы становятсяодной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях другихличностных черт. Каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденциюруководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи.Преобладание мотива достижения успеха или избегания неудачи определяетнекоторые личностные особенности человека. В принципе мотив достижения связан спродуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — стревожностью и защитным поведением.
Преобладание той или иноймотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели.
Субъекты, мотивированные науспех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Оченьлегкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а привыборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ните, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятсяравновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилийчеловека. При преобладании у человека мотивации избежания неудачи, онпредпочитает задачи, наиболее легкие или наиболее трудные, которыепрактически невыполнимы.
Люди, мотивированные на успех,проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей.
После выполнения серии задач иполучения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован надостижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив,переоценивают свои успехи.
Мотивированные на неудачу вслучае простых и хорошо отработанных навыков (наподобие тех, что используютсяпри сложении пар однозначных чисел) действуют быстрее, и их результатыснижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемногохарактера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу вусловиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.
Люди, ориентированныена неудачи нередко игнорируют объективную информацию о своихспособностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичныйуровень притязаний.
Согласно Х. Хекхаузену,люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора междунемедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченнымпо времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностьюк достижению, отличаются большей привязанностью к настоящемуи меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, чтомотивированные на успех склонны фокусироваться на «большойцели», они также предпочитают задания, охватывающие больший периодвремени, требующие планирования, процесса принятия решения. Онине нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могутдостаточно долго ждать.
Имеются определенные различияв объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженнымимотивами достижения успеха и избежания неудачи. В то время, как,стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у нихспособностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как разв противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонныобъяснять случайным стечением обстоятельств, в то время какстремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу.
Уровень самооценки взначительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностьючеловеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достиженияуспеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач,преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В своюочередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общейнаправленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он,как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются сего самооценкой, способствуют ее укреплению.
Люди, обладающие таким качествомличности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решениемзадач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способнывзять на себя ответственность за то, что происходит с нимии зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей,мотивированных на достижение успеха. Как правило, такие люди обладаюти более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний – темпрактическим результатом, которого субъект рассчитывает достичь в работе.
Итак, в теоретической частиданной работы мы рассмотрели подходы к определению понятий мотив и мотивация,основные подходы к исследованию мотивации достижения, сравнили личностныеособенности людей с мотивом достижения и мотивом избегания неудач.
В настоящее время мотивация какпсихическое явление трактуется по-разному:
как совокупность факторов,детерминирующих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992);
как совокупность мотивов (К.К.Платонов, 1986);
как побуждение, вызывающееактивность организма и определяющее ее направленность, как процесс психическойрегуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998);
как процесс действия мотива икак механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществленияконкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976);
как совокупная системапроцессов, отвечающих за побуждения и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990);
как особая сфера, включающую всебя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении ивзаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу);
как динамический процессформирования мотива (Е.П. Ильин).
Важным является то, чтомотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключёнмеханизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. В нашейработе мы будем рассматривать мотивацию как процесс побуждения к деятельностиопределенным мотивом для достижения поставленной цели.
Также как и понятие мотивации,понятие мотив в отечественной и зарубежной литературе трактуется по-разному. Вотечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г.Ковалев), и как предмет потребности (А.Н. Леонтьев), и отождествляется спотребностью (П.С. Симонов). В зарубежной психологии мотив рассматривают каксила, движущая нами из глубин бессознательного (3. Фрейд), как устойчивые ипеременные факторы мотивации (К. Мадсен); как функциональные переменные (X.Мюррей); как личностные и ситуационные детерминанты поведения (Дж. Аткинсон),как потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен); какустановки (А. Маслоу).
В данной работе мы подробнорассмотрели трактовку мотива как потребности, как предмет удовлетворенияпотребности, как побуждение, как намерение, как личностные диспозиции.
Наиболее универсальным на нашвзгляд является представление о мотиве как сложном психологическом образовании,включающим в себя и потребность, и идеальную цель, и побуждение, и намерение.
Большое внимание в данной работеуделяется анализу основных подходов к исследованию мотивации достижения.Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющихтворческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер,так и на качество выполнения труда.
Мы рассмотрели исследования помотивации достижения как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Г.Мюррей мотивацию достижения понимал как устойчивую потребность достижениярезультата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо,достичь определенного уровня в каком-либо деле. «Мотивдостижения», по Д. Макклелланду, — это устойчиво проявляемая потребностьиндивида добиваться успеха в различных видах деятельности. В модели Аткинсонамотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость иудовольствие при достижении успеха. Мотивация достижения (в понимании М.Ш.Магомед-Эминова) — это психическая регуляция деятельности в ситуацияхдостижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения.
В данной работе мотивациядостижения будет пониматься нами как психическая регуляция деятельности вситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотивдостижения. Мотив достижения, в свою очередь, мы будем понимать как обобщенную,относительно устойчивую диспозицию личности, стремление человека выполнить делона высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерствои способности.
Заключение
Проведя данную курсовую работу,мы убедились в том, есть взаимосвязь черт личности и преобладающей мотивации. Мотив- это одно из главных понятий, с помощью которого раскрывается природачеловеческих действий, их сущность. Мотивы формируются в раннем детстве и значительноевлияние на их формирование имеют школа, класс, общественная мысль коллектива исемья. Он выступает важным компонентом психологической структуры любойдеятельности, ее движущей силой.
Списоклитературы
1. ВилюнасВ.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990
2. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы, СПб, 2006
3. ИльинЕ.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 2005. — №2.
4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (глава Мотивы, эмоции и личность). – М.:Смысл; Изд. центр «Академия», 2004
5. ШпаковскаяЕ. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека(www. komanda. ru) 6. Геральд Блюм «Психоаналитические теории личности»Перевод А.Б.Хавина М.: «КСП», 1996
7. КелвинС. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности» Перевод И.Б.Гриншпун