Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура России советского и постсоветского периода

КультураРоссии советского и постсоветского периода

СОДЕРЖАНИЕ
1. КУЛЬТУРА РОССИИ СОВЕТСКОГО ИПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ
1.1 Советская культура 1917-1929 гг.
1.2 Советская культура 1929-1956 гг.
1.3 Советская культура 1956-1991 гг.
1.4 Культура России постсоветскогопериода
Список использованных источников

1. КУЛЬТУРА РОССИИСОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО
ПЕРИОДОВ
В развитии советскойкультуры можно выделить три основных этапа. Первый из них охватывает 1917–1929гг. и отмечен борьбой между тенденцией к идейному и культурному плюрализму истремлением партийного государства к подавлению многообразия и созданиютоталитарной культуры. Второй этап приходится на 1929–1956 гг. ихарактеризуется господством идейно монопольной культуры, доминированием методасоциалистического реализма в сфере художественной деятельности.
Содержание третьего этапа(1956–1991) определяло новое противостояние плюралистической тенденции,связанной со свободными творческими поисками, партийно-авторитарнойрегламентации, ослабевшей во времена «перестройки». В постсоветский,переходный, период происходит сложный процесс восстановления нормальногоразвития «полифонического» культуры.
1.1Советская культура 1917-1929 гг.
К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с нейпотери и лишения вызвали хозяйственную разруху и крайнее обострениесоциально-политических противоречий. Власть захватили большевики, в страненарастал экономический хаос, усугубленный жестокой Гражданской войной.
Вначале новоеправительство России не имело возможности заниматься проблемами культуры вполном объеме. Тем не менее, вскоре после Октября были приняты меры поцентрализации управления литературой и искусством. Провозглашались лозунги,отражавшие политико-идеологическую позицию новой власти и призванные укрепитьее положение среди широких слоев населения России. Главной целью на перспективуобъявлялась коренная перестройка сознания людей, воспитание человека новоготипа, строителя социалистического общества.
Среди первых мероприятийв сфере культуры были создание Народного комиссариата просвещения(Наркомпроса), призванного проводить в жизнь решения советского правительства,национализация театров, музеев, библиотек и других объектов культуры. В январе 1918 г. вышел декрет, в соответствии с которым школа отделялась от церкви, а церковь – отгосударства. Сужалась сфера церковных обрядов, нагнеталось негативное отношениенаселения к ним и к религии в целом. Так, был отменен обряд венчания, егозаменила гражданская регистрация брака.
Репрессии противслужителей церкви и антирелигиозная пропаганда стали одним из важных пунктов вполитике советской власти. Начали издаваться журнал «Революция и церковь»,газета «Безбожник», а в 1925 г. был создан «Союз безбожников». Основнымизадачами правящей партии являлись организация деятельности образования икультуры в новых условиях, а также пропаганда коммунистических идей средишироких социальных слоев. В 1917 г. 3/4 взрослого населения страны былинеграмотны, и первостепенной задачей становилось повышение образовательногоуровня основной массы жителей страны. С этой целью была разработана масштабнаяпрограмма по ликвидации безграмотности (ликбез). В декабре 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которомувсе население от 8 до 50 лет должно было обучаться грамоте на родном и русскомязыках. Программа предусматривала создание сети начальных школ, кружковликбеза, а также открытие рабфаков (рабочих факультетов) для подготовки в ВУЗымолодежи, не имевшей среднего образования.
В 1923 г. уже в СССР было организовано общество «Долой неграмотность». К 1932 г. оно объединяло свыше 5 млн. человек. Согласно переписи 1926 г. грамотность населения составила уже 51,5%, в том числе по РСФСР – 55%. Массовой формой подготовки кадров рабочихв 1921-1925 гг. стали школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Кадрынизшего управленческого звена и среднего технического персонала (мастера,бригадиры, механики) готовились в техникумах, специализированных школах, накраткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведенияданного уровня были техникумы с 3-летним сроком обучения.
Отношение властей кстарой интеллигенции оставалось противоречивым: от попыток привлечь ксотрудничеству отдельных ее представителей до преследований и репрессий поотношению к тем, кто подозревался в отсутствии лояльности к новой власти. Ленинутверждал, что большая часть интеллигенции «неизбежно пропитана буржуазныммиросозерцанием». В годы Гражданской войны и разрухи русская интеллигенцияпонесла тяжелые потери. Некоторые видные деятели гуманитарной культуры погибли,многие лишились условий, необходимых для нормальной работы. А. Блок умер отболезни и истощения, Н. Гумилев был расстрелян якобы за участие вбелогвардейском заговоре. Более терпимо большевики относились к представителямнаучной и технической интеллигенции, стремясь привлечь опытных специалистов крешению насущных проблем хозяйственного строительства. Одной из задач,поставленных советской властью, было формирование новой интеллигенции, солидарнойс политикой большевиков.
В годы Гражданской войныподдержкой новой власти пользовался образованный в октябре 1917 г. Пролеткульт – сообщество деятелей культуры, провозгласившее основой своего творчестваклассовый подход. Его лидеры (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) призывалипролетариат к отказу от художественного наследия прошлого и созданию«совершенно новых», социалистических форм искусства. Сеть организацийПролеткульта охватила всю советскую Россию, вобрав в себя почти 400 тыс.человек. Это объединение привнесло массу вульгарных, примитивных,псевдохудожественных образцов в новую литературу и другие виды искусства,будучи подвергнуто нелицеприятной критике М.А. Булгаковым в романе «Мастер иМаргарита». В 20-е гг. Пролеткульт покинули его временные попутчики, наиболееталантливые прозаики и поэты.
В области высшегообразования правительство также проводило классовую политику, создаваяблагоприятные условия для поступления в ВУЗы рабочих и крестьян. Быстро увеличивалосьчисло ВУЗов, в начале 20-х гг. достигнув 224 (в 1914 г. их было 105). В то же время усилился идеологический контроль за деятельностью высших учебныхзаведений: была ликвидирована их автономия, отменены ученые степени, введенообязательное изучение марксистских дисциплин.
В период Гражданскойвойны происходила повальная эмиграция. Страну покинули более 2 млн. человек, втом числе сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, некоторые из нихвпоследствии приобрели за рубежом мировую известность. За пределами Россииоказались также выдающиеся деятели художественной культуры, в том числе Ф.И. Шаляпин,С.В. Рахманинов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, B.Ф. Ходасевич, В.В.Набоков, К.А. Коровин, М.З. Шагал. Печальную известность получил «философскийпароход», на котором в 1922 г. из России была выслана большая группа известныхмыслителей (Н.А. Бердяев, C.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, П.А.Сорокин и др.).
И хотя преобладающаячасть интеллигенции осталась на родине, произошедший отток умов привел кзаметному снижению духовно-интеллектуального потенциала общества. Уровень его(потенциала) в целом заметно упал не только вследствие материальных ичеловеческих потерь, но и из-за жесткого контроля за сферой культуры правящейбольшевистской партии, политика которой предусматривала идейную монополию,ограничение свободы творчества.
В начале 1920-х гг. быласоздана централизованная государственная система управления культурой.Наркомпрос фактически подчинялся отделу агитации и пропаганды ЦК партии(Агитпропу). При Наркомпросе в 1922 г. было учреждено Главное управление поделам литературы и издательств (Главлит), которое выдавало разрешения наиздание произведений, а также, будучи наделено правом цензуры, составлялосписки произведений, запрещенных к продаже и распространению.
Советское политическоеруководство считало необходимым провести культурную революцию, создать новыйтип культуры, основанный на классовом подходе и пролетарской идеологии. Однакодаже при сохранении этой установки на протяжении всего существования советскойкультуры отдельные периоды ее развития были непохожи один на другой.
Наибольшим своеобразиемотличались 1920-е гг., когда в партии и обществе обозначились разногласия повопросу о пути перехода к социализму. Большевистская власть была вынужденапойти на некоторую либерализацию своей политики, в первую очередь экономическойи отчасти культурной. Была провозглашена Новая экономическая политика (НЭП),которая продлилась до конца 20-х гг. Это время стало одновременно наиболееярким периодом развития русской советской культуры, отличавшимся относительнойдуховной свободой. Оживилась творческая деятельность литераторов и художников,возникали различные идейные и художественные течения и группировки.Соперничество между ними сопровождалось бурной полемикой, смелымэкспериментаторством. В целом культурный и художественный плюрализм (пусть дажеограниченный большевистским режимом) оказался весьма плодотворным.
Показательный признакбурной культурной и общественной жизни 20-х гг. – творческие дискуссии. Так, в 1924 г. предметом обсуждения стал формальный метод в искусстве. Средством массового распространенияидей и мнений были новые журналы, и в последующем игравшие заметную роль вобщественно-политической и художественной жизни страны («Новый мир», «Молодаягвардия», «Октябрь», «Звезда» и др.).
Становление новойкультуры происходило в атмосфере возросшей художественной активности,напряженных творческих и эстетических исканий. Наиболее интенсивно развиваласьлитература, еще сохранявшая многообразие школ, течений, группировок,унаследовавших творческий потенциал искусства Серебряного века. Среди большогоколичества произведений, созданных в это время, оказалось немало шедевров,составивших славу русской советской литературы. Их авторы – Е.И. Замятин,М.А. Булгаков, М. Горький, М.М. Зощенко, А.П. Платонов, М.А. Шолохов, С.А.Есенин, Н.А. Клюев, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, В.В.Маяковский, М.И. Цветаева и другие мастера слова – искали новые пути и формытворческого самовыражения, продолжая при этом развивать лучшие традиции высокойрусской культуры.
Литература 20-х гг.характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. Впрозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. Яркопроявили себя в малых жанрах И.Э. Бабель («Конармия»), М.А. Шолохов («Донскиерассказы»), П. Платонов и др. Над романами-эпопеями работали М. Горький(«Жизнь Клима Самгина»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.Н. Толстой («Хождение помукам»), М.А. Булгаков («Белая гвардия»). Особой популярностью в этот периодпользовалась поэзия; шла острая борьба новаторских объединений и их лидеров.
В 20-е гг. действовалимногочисленные литературные объединения и группировки: «Серапионовы братья»,«Кузница», «Перевал», ЛЕФ, РАПП и др. Заявили о себе прежние и новыемодернистские течения: конструктивисты, акмеисты, футуристы, кубофутуристы,имажинисты, обэриуты.
К концу второгодесятилетия на передний край литературного процесса выдвинулись талантливыемолодые писатели Л.М. Леонов, М.М. Зощенко, Э.Г. Багрицкий, Б.Л. Пастернак,И.Э. Бабель, Ю.К. Олеша, B.П. Катаев, Н.А. Заболоцкий, А.А. Фадеев.Создавали свои знаменитые произведения М.А. Булгаков («Собачье сердце»,«Роковые яйца», «Дни Турбиных», «Бег») и А.П. Платонов («Котлован»,«Чевенгур»).
Переживала взлетдраматургия. Театр как демократичный вид художественного творчества не столькослужил целям политической агитации и классовой борьбы, сколько своими особымисредствами высвечивал жизненные и социально-психологические проблемы эпохи,препарировал сложные человеческие взаимоотношения и, главное, смелоэкспериментировал в сфере передового искусства, находил новые формы доверительногообщения актеров со зрителями.
В первоепослереволюционное десятилетие, несмотря на регламентации деятельности этоговида искусства органами управления культурой (в первую очередь, в отношениирепертуара) театральная жизнь оставалась динамичной и разнообразной. Самымярким явлением русской театральной жизни продолжал оставаться МХАТ (Московскийхудожественный академический театр), во главе которого стояли основоположникирусской театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.Этот особенно любимый публикой театр и после революции (с несколько измененнымназванием) сохранял верность реалистическим традициям, гуманистическим идеям,требованиям высокого профессионального мастерства.
Из студии МХАТа вышелвыдающийся театральный режиссер Е.Б. Вахтангов, для творчества которогобыли характерны идея служения театра высоким и эстетическим идеалам, остроечувство современности, оригинальная сценическая форма. С именем Вахтанговасвязано ярчайшее событие в театральной жизни той поры – постановка пьесы«Принцесса Турандот» К. Гоцци в феврале 1922 г.
Академическим,традиционным театрам (МХАТу и БДТ) противостояли так называемые «левые» театры,выступавшие с требованием «театрального Октября», разрушения старого искусстваи создания нового, революционного. Политическим и эстетическим манифестом«левого» искусства стала пьеса Маяковского «Мистерия-буфф», поставленная В.Э. Мейерхольдомв ноябре 1918 г. По мнению ряда театроведов, эта пьеса положила началосоветской драматургии.
Следует заметить, что и впериод «военного коммунизма», и в период НЭПа всем театрам предписывалосьсверху ставить пьесы на революционную тематику.
В изобразительномискусстве 20-х гг., так же, как в литературе, сосуществовали самые разныенаправления и группировки со своими платформами, манифестами, системамивыразительных средств. Многие течения взаимодействовали между собой,объединялись и вновь расходились, делились, распадались. В 1922 г., как бы продолжая идейные и эстетические традиции оставшегося в прошлом Товариществапередвижных художественных выставок, была создана Ассоциация художниковреволюционной России (АХРР). В 1928 г. она преобразовалась в Ассоциациюхудожников революции (АХР) и заняла доминирующие позиции в художественнойжизни.
В 1925 г. появилась группа Общество художников-станковистов (ОСТ), члены которой выступили противбеспредметного искусства, противопоставив ему обновленную реалистическуюживопись. Различных по своим художественным идеям и методам художниковобъединяли альтернативные общества «Московские живописцы» и «Четыре искусства».Среди известных мастеров новых творческих союзов можно назвать А.В. Лентулова,И.И. Машкова, И.Э. Грабаря, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, М.С.Сарьяна, Р.Р. Фалька.
Данный период былвременем соперничества двух основных направлений в развитии искусства: реализмаи модернизма. В целом же наблюдалось заметное влияние русского авангарда накультурную жизнь страны. В живописи различные модернистские установки былисвойственны творчеству К.С. Малевича, М.З. Шагала, В.В. Кандинского. В музыкекак яркие экспериментаторы заявили о себе С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Втеатре новые методы драматического искусства создавали Е.Б. Вахтангов, Вс.Э.Мейерхольд; в кино творцами новаций по праву считаются С.М. Эйзенштейн, В.И.Пудовкин. Стилевое разнообразие – примета того времени.
1.2Советская культура 1929-1956 гг.
С конца 20-х гг. в жизнисоветского общества наметились радикальные перемены. Был отброшен рыночныйвариант экономического развития страны, что объяснялось усилением властикоммунистической партии, поставившей задачу мобилизовать все ресурсы дляускоренного социалистического строительства. Складывалась тоталитарнаяполитическая система, происходили резкое ограничение художественной свободы,свертывание форм идейного плюрализма и установление жесткогопартийно-государственного контроля над всеми областями жизни общества. Этооказало негативное влияние на развитие культуры. Резкая смена культурнойполитики в 1929–1934 гг. сопровождалась ликвидацией остатков художественногоплюрализма и литературной фракционности.
В 1930-е гг. произошликоренные изменения в организации художественной жизни, в управлении культурнымипроцессами, функционированием литературы и других видов искусства. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций»,согласно которому вместо прежних объединений и групп в каждом виде искусствапредстояло создать творческие союзы, чтобы с их помощью поставить подпартийно-идеологический контроль деятельность художественной интеллигенции. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов и Союз композиторов СССР. В 1934 г. прошел Первый всесоюзный съезд советских писателей, объявивший единственно верным новый методискусства – социалистический реализм. На деле этот метод стал использоватьсякак орудие ограничения творческих исканий.
Концепция соцреализматребовала отражения действительности в ее революционном развитии. От деятелейкультуры ожидали прославления вождей и советского образа жизни, воспеваниятрудового энтузиазма и самоотверженной борьбы народа за «светлое будущее»,добровольного самоотречения индивидов от личных интересов в пользуобщественных. Создавались догматические каноны (не уступавшие по «степенисвятости» религиозным) в отношении содержания, формы и социального предназначенияхудожественных произведений. Метод социалистического реализма был строгопредписан художникам во всех сферах культуры, он задавал жесткие идеологическиерамки для любых видов художественного творчества. Несогласных с установленнымитребованиями ожидали преследования и опала. Тем не менее некоторым деятелямкультуры удалось создать в этот неблагоприятный период яркие и своеобразныепроизведения, утверждавшие общечеловеческие ценности и запечатлевшие эпохальныеобразы и события.
Литература. Завершали(начатую в предшествующий период) работу над крупными произведениями М. Горький(«Жизнь Клима Самгина»), М.А. Шолохов («Тихий Дон», «Поднятая целина»),А.Н. Толстой («Хождение по мукам»), Н.А. Островский («Как закалялась сталь»). Рядталантливых произведений написали В.П. Катаев, Ю.Н. Тынянов, Е.Л. Шварц.
Для художественнойлитературы 30-е гг. были особенно тяжелыми. Большинство прежних творческихгруппировок было распущено, репрессиям подверглись многие писатели. Жертвамисталинского режима стали Д.И. Хармс, Н.А. Клюев, О.Э. Мандельштам и многиедругие творческие личности. Произведения, не отвечавшие жестким требованиямпартийной цензуры, не издавались и не доходили до читателя.
Регламентациисоциалистического реализма нанесли серьезный вред литературному процессу.Писателям навязывались надуманные критерии оценок человека и действительности.В официальной литературе господствовали ходульные темы и приемы, упрощенныеобразы, гипертрофированный оптимизм, нацеленный на воспевание героики трудовыхсвершений на многочисленных сталинских стройках. Выполняя социальный заказ,ангажированный фарисейской властью, М. Горький публично восславил трудстроителей Беломорско-Балтийского канала – широкомасштабное социалистическое«исправление» лагерных масс.
Подлинное искусствочастью вынуждено было уйти в подполье – «катакомбы». Некоторые талантливыетворцы стали «писать в стол». Среди ненапечатанного, отвергнутого в этижестокие годы – шедевры Булгакова, Замятина, Платонова, автобиографический цикл«Реквием» Ахматовой, дневники Пришвина, стихи репрессированных Мандельштама,Клюева и Клычкова, сочинения Хармса и Пильняка, впоследствии, спустя несколькодесятков лет, опубликованные. Но социалистический реализм не остановил развитияроссийской литературы, а, как это ни парадоксально звучит, послужилсвоеобразной «плотиной», которая где-то подняла ее уровень и заставиларастекаться по сложным руслам.
Стесненные узкими рамкамихудожники пытались уйти в сферы и жанры, в меньшей степени подвергавшиесяпартийному контролю. Отчасти благодаря этому обстоятельству расцвела советскаядетская литература. Прекрасные произведения для детей, например, создали С.Я.Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.П. Гайдар, A.Л. Барто, Л.А.Кассиль, Ю.К. Олеша.
Возрос интерес кисторическому жанру, о чем свидетельствуют, в частности, неоконченный романА.Н. Толстого «Петр Первый» (1929–1945), историческая эпопея А.С.Новикова-Прибоя «Цусима» (1932–1935).
Лирических стиховпубликовалось сравнительно мало, зато очень популярным стал жанр массовой песни.Всенародная известность пришла к поэтам-песенникам М. Исаковскому («Катюша», «Икто его знает»), B. Лебедеву-Кумачу («Песня о Родине», «Веселый ветер»);вся страна пела «Песню о Каховке» на стихи М. Светлова. Многие песни,написанные в духе социального оптимизма и революционного романтизма, как это нистранно, утрачивали черты дежурного официоза.
Стремительно развивалисьмассовые виды искусства – театр и кино. Если в 1914 г. в России было 152 театра, то к 1 января 1938 г. их стало 702. Киноискусство пользовалосьповышенным вниманием правящей партии и государства, поскольку отличалосьбыстрым и устойчивым воздействием на сознание людей; 30–40-е гг. стали временемформирования советской кинематографической школы. Ее достижения связаны сименами режиссеров С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, C.А. Герасимова, М.И.Ромма, братьев Васильевых. Большой популярностью пользовались кинокомедии«Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк», исторические кинофильмы «Чапаев»,«Александр Невский», «Петр Первый», «Суворов».
Находилась на подъеме имузыкальная культура. Были образованы Государственный симфонический оркестрСССР (1936), Ансамбль народного танца СССР (1937), продолжали творческуюдеятельность Русский народный хор им. М. Пятницкого, Ансамбль песни и пляскиКрасной Армии. Особой популярностью пользовались песни композиторов И.О.Дунаевского, М.И. Блантера, В.П. Соловьева-Седого. Всенародное признаниезавоевали знаменитые певцы и певицы – Л.О. Утесов, С.Я. Лемешев, И.С.Козловский, К.И. Шульженко, Л.П. Орлова, Л.А. Русланова. Высоких вершин вобласти оперной, симфонической, инструментальной музыки достигли композиторыД.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Д.Б. Кабалевский, А.И. Хачатурян.
В живописи и скульптуре30-х гг. господствовал социалистический реализм. В этом ключе работали иполучили официальное признание Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, С.В.Герасимов. Однако не были по достоинству оценены их современники – талантливыехудожники К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин, В.А. Фаворский, П.П.Кончаловский. Ведущие позиции занимал портретный жанр, в котором объектамиизображения становились, прежде всего, партийные и государственные деятели (впервую очередь Сталин), а также официально признанные деятели науки иискусства, простые труженики – передовики производства. В 1937 г., в разгар сталинского террора, появился талантливо выполненный возвышенный образ советскойэпохи – монументальная статуя «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной, ставшаясимволом идеализированной государственности.
В 1935-1937 гг. поинициативе ЦК ВКП(б) прошла дискуссия по вопросу преодоления формализма и«безыдейности» в литературе и искусстве. Грубой критике и гонениям былиподвергнуты Шостакович, Эйзенштейн, Мейерхольд, Бабель, Пастернак и др.Произведения творческих деятелей, которые не укладывались в прокрустово ложесоцреализма, не печатались и не исполнялись или подвергались цензурному«исправлению», всякого рода ограничениям и полузапретам. Фактически подзапретом оказалось творчество представителей русского авангарда.
В 30-х гг. наблюдалсязаметный рост образования и науки – в ту пору приоритетных областей советскойкультуры. В образовании важнейшим достижением стала ликвидация неграмотности.Перепись 1939 г. показала, что грамотность взрослого населения возросла до 81,2%.Преобладало начальное и неполное среднее образование. Была сформирована единаяобразовательная система (начальная школа – 4 класса, неполная средняя – 7классов и средняя – 10 классов), быстрыми темпами строились и открывались новыешколы. В общеобразовательной школе училось более 30 млн. детей – втрое больше,чем до революции.
Руководством страны былипоставлены задачи по созданию современного индустриального общества, подъемаэкономики с использованием достижений науки. В развитии системы высшегообразования по традиции упор делался на подготовку специалистовестественнонаучного, технического, инженерного профиля. Количество выпускниковВУЗов резко возросло. Перед войной общее число специалистов с высшимобразованием превысило миллион.
Согласно проведеннойпереписи, к тому времени значительно выросли ряды интеллигенции в целом. Посравнению с 1926 г. ее численность и количество людей, занятых умственнымтрудом, увеличились примерно в 5 раз. Изменение ее статуса было зафиксировано вКонституции СССР 1936 г., где говорилось, что «социалистическая интеллигенциясоставляет неотъемлемую часть трудового населения страны».
За два десятилетиясоветской власти был достигнут заметный прогресс в области науки: количествонаучных работников приблизилось к 100 тыс., что превысило дореволюционныйуровень почти в 10 раз. В СССР насчитывалось около 1800научно-исследовательских институтов (в 1914 г. – 289). В науке в 30–40-е гг. работали такие великие ученые, как В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.В.Курчатов, П.Л. Капица, С. В. Лебедев.
Но в структуре советскойнауки наметились явные диспропорции. Развитие гуманитарных наук сдерживалосьузкими идеологическими рамками. Препятствием для развития и обогащенияобщественных, гуманитарных наук явились господство марксистско-ленинскойдоктрины и вытекающие из нее догматизм, забвение плюрализма подходов и мнений.Усиление давления на эти науки и соответствующие учебные дисциплины,утверждение полной идейной монополии произошло после выхода в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)», в котором были даны руководящие примитивныеоценки выделенным с классовых позиций вопросам новейшей истории. Той женегативной цели послужили вышедшие уже в начале 50-х гг. «директивные труды»«непререкаемого авторитета» «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономическиепроблемы социализма в СССР», содержащие упрощенческие догмы.
Великая Отечественнаявойна (1941–1945). Многие проблемы и противоречия советского общества обнажилавойна. Это было время нравственного подъема, духовного единства народа. В целяхдостижения победы над внешним врагом власть была вынуждена отложить «охоту наведьм», ввести временный мораторий на массовые репрессии за инакомыслие и«несанкционированную инициативу». Для мыслящих людей эти годы, несмотря на всетяготы, показались «глотком свободы». Возросла активность творческойинтеллигенции.
В искусстве военных летведущей стала тема патриотизма, героической борьбы народа против немецкихзахватчиков, призывно зазвучавшая уже в первые годы войны, отмеченные трагизмоми горечью поражений. Именно тогда родились поэма А.Т. Твардовского «ВасилийТеркин», военная проза А.П. Платонова, патриотическая лирика А.А. Ахматовой иБ.Л. Пастернака.
В литературе военноговремени «уровень правды» в целом был намного выше, чем в до- и послевоенныегоды. Это можно сказать и о прозе К.М. Симонова, В.С. Гроссмана, А.А. Бека, и опоэзии М.В. Исаковского, П.Г. Антокольского, М.И. Алигер, и о публицистике И.Г.Эренбурга, А.Н. Толстого, Л.М. Леонова, А.П. Гайдара. Значительныепроизведения на военную тему были созданы А.А. Фадеевым, Б.Н. Полевым, М.А. Шолоховым,О.Ф. Берггольц, Н.С. Тихоновым.
Большую роль в делемобилизации народа на борьбу с фашизмом сыграло Совинформбюро, в авторскийколлектив которого входили известные литераторы, в том числе М. Шолохов, И.Эренбург, К. Симонов, А. Фадеев. Формы его работы отличали мобильность идоступность, о чем свидетельствуют, например, плакаты «Окна ТАСС». Свою лепту вборьбу с фашизмом вносили агитпункты, радиосводки, фронтовые концертныебригады.
Ярким событием всоветском музыкальном искусстве стала 7-я (Ленинградская) симфония Д.Д.Шостаковича, посвященная защитникам города на Неве. Широкую популярностьприобрели патриотические песни композиторов В.П. Соловьева-Седого, И.О.Дунаевского, А.В. Александрова, Б.А. Мокроусова, М.И. Блантера.
Вторая половина 40-х –начало 50-х гг. Ухудшение общественно-политической атмосферы в стране сказалосьна состоянии культуры. Надежды людей на обновление жизни после окончания войныне оправдались. Опасаясь духовного пробуждения народа, власть возобновиланаступление на свободу творчества. Функции вездесущей регламентации иобеспечения неусыпного всепроникающего контроля в области культуры быливозложены на созданные Министерство культуры и Министерство высшего образованияСССР. Партийное руководство само открыто вмешивалось в творчество писателей,композиторов, режиссеров, что приводило к снижению художественного уровняпроизведений, господству посредственных, приукрашивающих действительностьобразцов, возвышению так называемых «серых классиков».
Мрачным явлением впослевоенные годы стали возобновившиеся процессы над «врагами народа» и такназываемые проработочные кампании. Начало разоблачительным кампаниям положилряд партийных постановлений 1946–1948 гг. по вопросам литературы и искусства: «Ожурналах «Звезда» и «Ленинград» », «О репертуаредраматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере «Великаядружба» В.И. Мурадели», «О кинофильме «Большая жизнь». Партийная критикаА.А. Ждановым и его подручными «инакомыслия» вылилась в поток оскорблений вадрес отступников от «генеральной линии» – А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостаковича,С.С. Прокофьева и даже официально признанных кинорежиссеров А.П. Довженко иС.А. Герасимова. Одним вменялись в вину безыдейность творчества, формализм,искажение советской действительности, заискивание перед Западом, другим –очернительство, субъективное изображение истории, неправильная расстановкаакцентов в изображении новой жизни, тенденциозная оценка знаменательных событийи т.п.
Борьба с«низкопоклонством» и «космополитизмом» резко отрицательно сказалась на развитиинауки. Выдвинувшиеся в авангард научного прогресса социология, кибернетика игенетика были объявлены враждебными материализму «плодами псевдонаучности». Врезультате признания генетики «лженаукой» на печально известной сессииВсесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в 1948 г. фактически было разгромлено перспективное научное направление. Полем ожесточенной борьбыстали общественные, гуманитарные науки; ортодоксальные догмы внедрялись вязыкознание, философию, политэкономию, историю. В них всячески поощрялисьупрощенческие догматические концепции апологетической направленности.
1.3Советская культура 1956-1991 гг.
советскийкультура реализм художественный постмодернизм
Годы «оттепели». СмертьИ.В. Сталина послужила сигналом к постепенному смягчению режима и паллиативномуизменению государственно-политической системы. Вторая половина 50-х – начало60-х гг. отмечены хрущевскими экономическими реформами (не до концапродуманными), ускорением темпов научно-технического прогресса. Оформлениеновой политики произошло после XX съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1956 г. На нем первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым был сделан вызвавший потрясение уделегатов доклад «О культе личности Сталина и его последствиях». Доклад положилначало судьбоносным переменам в жизни советского общества, корректировкеполитического курса, послужил импульсом к назревшим культурным сдвигам.
Началось «потепление» вобщественной сфере; не случайно хрущевскую эпоху называют «оттепелью» (удачнаяметафора произошла от названия повести И. Эренбурга). Несколько уменьшилсяпартийно-идеологический контроль, пробивались ростки свободомыслия, появилисьсимптомы духовного возрождения. Не прошло незамеченным опубликование в 1966–1967гг. романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти перемены привели кстремительному росту творческой активности интеллигенции.
Хрущевский периодоценивается неоднозначно по причине серьезных экономических просчетов иорганизационных ошибок, допущенных тогдашним партийно-государственным лидером.И все-таки этот период стал временем замечательных достижений советскогообщества, создания значительных произведений в различных областях культуры.
Больших успехов удалосьдостичь в сфере образования, которое стало важным фактором культурногопрогресса и изменений в общественной жизни. Преемственность программ средней ивысшей школы, единый образовательный стандарт сочетались с высоким престижемобразования и интеллектуального труда. К середине 50-х гг. в СССР обучалосьоколо 40 млн. человек, действовало около 900 вузов, общее число студентовдостигло 1,5 млн. человек. Согласно переписи населения 1959 г., высшее, среднее и неполное среднее образование имели 43% населения; таким образом, за 20 летэтот показатель вырос на 76,1%, несмотря на объективные трудности военных лет.В середине 60-х гг. в СССР так или иначе учился каждый третий житель.
Заметным событием в сфереобразования стала школьная реформа, которая была проведена в 1958–1964 гг. Ееосновная цель состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадроврабочего класса и технической интеллигенции. В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народногообразования». В соответствии с этим законом вводилось обязательное 8-летнеенеполное среднее образование и увеличивалась до 11 лет продолжительностьполного среднего образования. Школе надлежало приобрести политехническийпрофиль, чему способствовало обязательное производственное обучениестаршеклассников. Абитуриенты, имевшие производственный стаж, пользовалисьпреимуществами при поступлении в вузы.
В 50–60-е гг. произошелскачек в развитии российской науки. По ряду основных направлений советскаянаука занимала передовые позиции и стимулировала технический прогресс; большиеоткрытия талантливых ученых получали практическое внедрение. Выдающиеся успехибыли достигнуты в освоении космоса, ракетостроении и использовании атомнойэнергии. В 1957 г. был осуществлен первый запуск спутника Земли, а в 1961 г. состоялся первый полет человека в космос. Советский Союз первым начал использоватьатомную энергию в мирных целях: в 1954 г. начала работать первая АЭС, в 1957 г. отправился в плавание атомный ледокол «Ленин».
В науку никогда невкладывалось так много средств, как в эти годы. За два десятилетия расходы нанее выросли почти в 12 раз. Именно в 50–60-е гг. была сделана основная частьоткрытий и изобретений, за которые советские ученые удостоились Нобелевскойпремии в области точных и естественных наук. Так, в области физики лауреатамистали 9 советских ученых, в том числе академик Л.Д. Ландау, создавший теориисверхтекучести и сверхпроводимости, академики А.М. Прохоров и Н.Г. Басов,сконструировавшие первый в мире лазер. В этот период произошло существенноеколичественное и территориальное расширение сети научно-исследовательскихинститутов, опытных станций и лабораторий. В 1957 г. началось строительство Новосибирского академгородка, ставшего одним из ведущих научныхцентров страны в области прикладной математики и физики.
Процессы, происходившие вдуховной жизни общества, нашли свое отражение в литературе тех лет. Главнаяисторическая заслуга творческой интеллигенции второй половины 50-х – начала60-х гг. перед культурой состоит в духовно-нравственном возвышении читателя.Впервые в советской истории было открыто заявлено о ценности внутренней свободыличности, о праве на искренность и утверждение своего подлинного Я. Жизнь людейсо всеми сложностями и неурядицами, без напыщенного трудового героизма инарочитого пафоса составила основную тему лучших образцов литературы, театра,кино, живописи.
Во времена «оттепели»наблюдался настоящий «бум» литературно-художественных журналов, среди которыхособой популярностью пользовались «Новый мир», «Юность», «Наш современник»,«Молодая гвардия», «Иностранная литература». Центром притяжения демократическойинтеллигенции стал журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т.Твардовский. С этим журналом связано мощное правдоискательское движение всоветской литературы, открытие ею подлинной человечности.
Определенными вехамиподъема литературной жизни стали рассказы В.М. Шукшина, роман В.Д. Дудинцева«Не хлебом единым», повести «Коллеги» и «Звездный билет» В.П. Аксенова.Событием, выходящим за литературные рамки и глубоко повлиявшим на духовнуюжизнь общества, явилась публикация в 1962 г. в журнале «Новый мир» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», написанная в жанреавтобиографического описания жизни политзаключенного в сталинских лагерях.
Годы «оттепели» явилисьвременем расцвета советской поэзии. Богатство жанров, многообразие творческихиндивидуальностей, высокий художественный уровень отличают поэтическоетворчество этого периода. В поэзии появились новые имена: A. Вознесенский, Е.Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, Б. Окуджава. Заговорили долгомолчавшие Н.Н. Асеев, М.А. Светлов, Н.А. Заболоцкий. Как одно изпоэтических течений широко распространилась авторская (бардовская) песня.Отличаясь простотой и естественностью интонации, она чаще всего исполнялась подсобственный аккомпанемент (как правило, гитары). Огромной популярностьюпользовались злободневные, завораживающие слушателей неподдельной авторскойискренностью песни А. Галича, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, B. Высоцкого, Ю.Визбора и др.
Начиная с конца 50-х гг.,новое осмысление получила тема Великой Отечественной войны. В ней обозначилсяповорот к нравственной оценке событий. Этот подход проявился в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», в первой части трилогии К.М. Симонова «Живые имертвые», в фильмах Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате» и М.К. Калатозова «Летятжуравли». Начало утверждаться направление, названное «окопной» литературой (или«лейтенантской прозой»), представленное известными произведениями Ю.В.Бондарева, Г.Я. Бакланова, В.О. Богомолова и других талантливых писателей.
В послесталинский периоднаблюдался творческий рост театрального искусства. Театры активно искали свойпуть развития, обретали собственный стиль и эстетическую позицию.
В 1956 г. в Москве была организована Студия молодых актеров, вскоре выросшая в театр-студию«Современник». Под руководством режиссера О.Н. Ефремова сложилась труппа,ядром которой стали популярные советские актеры Г. Волчек, Е. Евстигнеев, И.Кваша, О. Табаков. Постоянно писал пьесы для «Современника» талантливыйписатель В.С. Розов.
В том же году главнымрежиссером ленинградского Большого драматического театра стал Г.А. Товстоногов.Репертуарные искания нового руководителя БДТ шли по двум руслам – современнойдраматургии и мировой классики. Театру были близки психологические драмы А.М. Володинаи В.С. Розова. На его сцене свои лучшие роли сыграли Л. Макарова, Е.Копелян, В. Стржельчик, К. Лавров, П. Луспекаев, С. Юрский, Е. Лебедев, О.Басилашвили.
Начиная с 1964 г., местом притяжения театралов стал Московский театр драмы и комедии на Таганке. Молодойколлектив под руководством Ю.П. Любимова объявил себя наследником традицийСтаниславского, Вахтангова, Мейерхольда и по-новому, с потрясающимтемпераментом играл пьесы У. Шекспира и Б. Брехта, инсценировал произведенияДж. Рида, Д. Самойлова и др. В «звездной» трупе блистали А. Демидова, В.Высоцкий, Н. Губенко, В. Золотухин, З. Славина, Л. Филатов.
Однако «оттепель» вдуховной жизни общества была не лишена противоречий. Партийно-идеологическийконтроль был несколько ослаблен, но продолжал действовать. Рецидивы«ждановщины» проявились в публичном осуждении в 1957 г. романа В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и в так называемом «деле Пастернака». БорисПастернак, в 1958 г. удостоенный Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», втом же году был исключен из Союза писателей СССР за публикацию этого романа заграницей. Лично Н.С. Хрущев устраивал разносы поэту А.А. Вознесенскому,прозаику Д.А. Гранину, скульптору Э.И. Неизвестному, кинорежиссеру М.М. Хуциеву.Апогеем нетерпимости стал скандал на выставке в Манеже в 1962 г., когда Хрущев в грубой форме подверг критике художников-авангардистов за не разинкриминированный формализм и отход от канонов реалистического искусства.
В конце 50-х гг. писатели,поэты, публицисты демократического направления решились самостоятельновыпускать машинописные журналы, включая в них свои произведения. Так возникСамиздат и, в частности, самый интересный из нелегальных изданий журнал«Синтаксис» под редакцией А. Гинзбурга. В нем появились не прошедшие цензурупроизведения В.П. Некрасова, В.Т. Шаламова, Б.Ш. Окуджавы, Б.А. Ахмадулиной.Арест в 1960 г. А. Гинзбурга прервал издание журнала, но уже произошлооформление оппозиционного движения, ставшего известным как «диссидентское».
Период «застоя». Конец60-х – первая половина 80-х гг. вошли в историю СССР как время «застоя». Втечение этого периода были предприняты, а затем практически сведены на нетробкие попытки реформировать экономику советского общества, придав ей видимостьрыночного характера (реформы А.Н. Косыгина). Отказ от проведения дажепаллиативов реформ сопровождался экономической стагнацией, ростом коррупции ибюрократизма. Основы партийно-государственного монополизма оставалисьнезыблемыми. Появились признаки затяжного всеобщего кризиса.
Усилилась регламентацияпубличных форм общественной жизни, ужесточился контроль за СМИ, сферойобразования, развитием и преподаванием общественных и гуманитарных наук.Критике подвергались любые попытки выйти за рамки общепринятых догм в истории,философии, социологии, политэкономии.
Проводником жесткогокурса запретов и регламентации стал идеологический аппарат ЦК КПСС во главе сМ.А. Сусловым. Столкновения на литературном и культурном фронтах разворачивалисьна глазах всей страны, будоражили общественное мнение. А.Т. Твардовский в поэме«По праву памяти» (не принятой к публикации) с горечью поведал о неумеренномжелании власти «поставить крест» на демократических завоеваниях «оттепели»:Какой, в порядок не внесенный, Решил за нас особый съезд: На этой памятибессонной, На ней как раз поставить крест?
В первые брежневские годыборьба между наследием «оттепели» и консервативными, реакционными тенденциямиеще продолжалась. Регрессивный поворот в культурной политике наступил послечехословацких событий 1968 г. Ужесточилась цензура, усилилось преследованиеинтеллектуальной независимости. Были устроены показательные судебные процессынад инакомыслящими: И.А. Бродским, А.Д. Синявским, Ю.М. Даниэлем, А.Гинзбургом. В 1969 г. из Союза писателей исключили А.И. Солженицына; позже, в 1974 г., за публикацию «Архипелага ГУЛАГ» за рубежом его лишили советского гражданства и выслали заграницу. В 1970 г. был вынужден уйти из «Нового мира» А.Т. Твардовский.
Однако в целом застойныеявления все же в меньшей степени затронули культуру, нежели экономику иполитическую сферу. Мощный гуманистически-обновленческий импульс, полученный еюв годы хрущевской «оттепели», продолжал питать яркие, незаурядной личности влитературе, театре, кино, живописи. В 70–80-е гг. художественная жизнь в странепродолжала оставаться весьма насыщенной.
Менее всего понятие «застой»применимо к литературе. По богатству творческих индивидуальностей, широтетематики, разнообразию художественных приемов литература этого временисопоставима с литературой 20-х гг. Лауреатами Нобелевской премии по литературестали М.А. Шолохов (1965), А.И. Солженицын (1970), И.А. Бродский (1987). Вцелом литература 70–80-х гг. развивалась под влиянием идей и умонастроений,возникших в годы «оттепели». На новый творческий уровень вышла «деревенская»,«военная», «городская» проза.
Знамением времени сталопереосмысление и новое освещение военной тематики. Эпический размах приобрелифильмы-эпопеи об отечественной войне, воспоминания и мемуары полководцев Второймировой, известных героев и ветеранов, государственных деятелей. «Окопнаяправда» была представлена прозой Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева, Г.Я.Бакланова, фильмами «Восхождение» Л.Е. Шепитько и «Проверка на дорогах» А.Ю. Германа.Эти авторы возродили в военной теме достоверность, подлинность описания событийи характеров. «Военный» роман ставил своих героев в обостренную ситуациюнравственного выбора, а по сути обращался к современникам, побуждая их решать«неудобные» вопросы о совести, чести, верности, достоинстве человека, обответственных поступках в «пограничных» ситуациях.
Важные социально-историческиеи общечеловеческие проблемы поднимала деревенская проза, раскрывая рольтрадиции и преемственности, связь поколений, своеобразие и специфику народнойжизни и национального характера. Деревня в большинстве случаев служилаписателям не темой, а жизненным фоном, на котором разворачивались важныесобытия, складывались непростые человеческие судьбы. В произведениях«деревенщиков» говорилось о гордости и достоинстве человека из народа, в бедахи унижениях сохранившего высокий строй души. Тон этому направлению задавалиФ.А. Абрамов, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Б.А. Можаев.
Многие прозаики пыталисьпонять причины духовного кризиса, совпавшего со временем «застоя». Так, Шукшинне единожды обращался к проблемам исканий правды «простым человеком», которыйвроде бы живет нормальной жизнью, «как все», но при этом лишен внутреннегопокоя, а потому «чудит».
Острые социальные ипсихологические проблемы отражала и городская проза. Человеческие драмы здесьразыгрывались на фоне деформированного строя жизни, в условиях, когданеординарная личность испытывает чувство внутреннего разлада итруднообъяснимого отчуждения от окружающих людей (родных, знакомых) иобщественных институтов. Особенно пронзительно эта тема прозвучала в глубокоискренней прозе Ю.В. Трифонова, а также в произведениях А.Г. Битова, В.С.Маканина, Д.А. Гранина, Л.С. Петрушевской, В.А. Пьецуха, В.И. Токаревой.
Драматургия 70-х гг.обогатилась остроконфликтными нравственно-психологическими пьесами сибирскогописателя А. В. Вампилова. Его драмы «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлымлетом в Чулимске» входили в репертуар столичных и периферийных театров, по нимснимались фильмы, главные роли в которых играли «звезды» кинематографа О. Даль,Е. Леонов, Н. Караченцов и др.
Советское киноискусство,тесно связанное с размышляющей литературой, несмотря на контроль, запреты и«направляющую руку» господствовавшего госзаказа, в 70–80-е гг. достиглонаивысшего расцвета. Свои лучшие фильмы сняли Э.А. Рязанов, М.А. Захаров, Т.М.Лиознова, Г.Н. Данелия, Н.С. Михалков. Развивались детское кино имультипликация, воплощая на высоком художественном уровне идеи добра ичеловеколюбия. Трудно, преодолевая чиновничье равнодушие и непонимание коллег,торило путь советское элитарное кино. «Центральная его фигура – А. А. Тарковский,заявивший о себе как философ и режиссер-экспериментатор. Его фильмы «Ивановодетство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия»,«Жертвоприношение» открыли возможность нетрадиционного философского прочтениявремени и человека и, по существу, явили новый киноязык.
В изобразительномискусстве этого периода переплелись различные тенденции и явления. Одним изсамых заметных оказался «суровый стиль». Его представители (Н.И. Андронов, Т.Т.Салахов, П.Ф. Никонов и др.) искали новые выразительные средства, пытаясьдобиться динамичности, лаконизма, простоты, обобщенности образов при сохраненииих яркой эмоциональности и остроты. Для созданных ими полотен характерныбескомпромиссность, суровая нелицеприятность, подчеркнутый драматизм визображении жизненных перипетий, а также (несколько утрированная) романтическаягероизация людей «трудных профессий».
Самобытный взгляд на мир,отказ от шаблонов, глубокое осмысление русской истории отличают творчество И.С.Глазунова. В основе его нравственного и эстетического идеалов – пониманиеискусства как подвига во имя высших духовных ценностей. Наиболее полно талантхудожника раскрылся в многофигурных масштабных полотнах 70-80-х гг.: «МистерияXX века», «Вечная Россия», «Гимн героям». По предложению ЮНЕСКО Глазуновым былосоздано живописное панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию».Оно украшает штаб-квартиру этой престижной организации вместе с полотнамиПикассо и других художников мирового уровня.
Характерной чертойкультурного процесса этого периода стало оформление двух противоположных типовкультуры – официального и неофициального. Конечно же, такое противоположение донекоторой степени условно и порождено тем временем. С учетом данной оговоркиможно верно судить о главном противоречии неоднородной советской культуры:официальный тип культуры во многом исчерпал возможности развития, анеофициальный нуждался в институциональной поддержке для расширения своеговоздействия на общественное сознание и социальное ментальное поле. Само этопротиворечие отразилось на всех формах творчества в период позднего советскогообщества и заключалось, кратко говоря, в следующем. Чем упорнее стремиласьофициальная культура к идейному господству, тем явственнее обнаруживалось еетворческое бесплодие и тем откровеннее передовая интеллигенция, критическимыслящая общественность проявляли культурное инакомыслие, стремление ближепознакомиться с художественно отчеканенными образцами гражданской ииндивидуальной свободы личности.
«Застойная» политика запретови ограничений породила такую форму духовного протеста, как диссидентство (отлат. dissidens – несогласный, противоречащий), которое можно расценить какрадикальное проявление неофициального типа культуры. Начало диссидентскогодвижения связывают с демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади и коллективным обращением к властям о пересмотре решения суда над писателямиСинявским и Даниэлем, которых арестовали в том же году за публикации на Западесвоих литературных произведений и обвинили в антисоветской деятельности.Диссидентское движение не было однородным. Писатели, ученые, художники,скульпторы, объявленные властью диссидентами, сходились, пожалуй, только водном – в стремлении отстоять свое право на инакомыслие, на свободу творческогосамовыражения. Главная причина, которая вынуждала многих из них открытопротестовать, а некоторых – уезжать за границу, состояла во внутреннемрасхождении с официальным доктринерством, отрицавшим свободу творчества.Инакомыслие смыкалось со свободомыслием. Несмотря на кампании осуждения,клеветы, замалчивания, гласных и негласных ограничений, и то и другое публичнодемонстрировало образцы жизненного и творческого самостояния личности. Человекобречен на свободу и творчество. Этот вывод вытекает из личного гражданскогомужества А. Солженицына и В. Аксенова, из поступков героев их произведений, ихстойкости гражданской позиции, самостоятельности мышления, независимостиинтеллекта.
Появление диссидентствабыло встречено в штыки партийными органами. В постановлении ЦК КПСС «О мерах подальнейшему повышению политической бдительности советских людей» (1977)диссидентство определялось как вредное течение, дискредитирующее советскийгосударственный строй, поэтому его участники подлежали привлечению к уголовнойответственности. В 60–70-е гг. за инакомыслие было осуждено свыше 7 тыс.человек. В эмиграции оказались режиссер Ю.П. Любимов, художник М.М.Шемякин, скульптор Э.И. Неизвестный, музыкант М.Л. Ростропович, поэты И.А.Бродский и А.А. Галич, писатели В.П. Некрасов, А.И. Солженицын и другие видныедеятели культуры. Это были представители интеллектуальной элиты, чьи творчествои гражданская позиция классифицировались властью как «порочащие советскийгосударственный строй».
В лице самых радикальныхкритиков закосневшей партийно-государственной системы диссидентское движениевышло за рамки культурного инакомыслия и стало формой политической оппозиции,которая включала «подписантов», «неформалов», «правозащитников» и др. Самойяркой фигурой правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров.
Характерным явлениемпериода «застоя» стал андеграунд, или «катакомбная культура», котораясуществовала нелегально и полулегально как контркультура и служила своего родаостровом духовной свободы. По духу своему она была где-то близка диссидентству,но имела более широкую социальную аудиторию. К андеграунду «дрейфовали»передовые группы интеллигенции, не выносившие удушливой атмосферы гнетущегоофициоза, но избегавшие «лобового» столкновения с властью. Это был стиль жизнии мышления творческих индивидуумов, способ их самовыражения. Андеграундобъединял разных людей, которые не хотели, чтобы им диктовали сверху о чемписать, какую создавать живопись и музыку. Порой в андеграунде появлялисьотклонявшиеся от привычных эстетических правил произведения. Шокировалипублику, к примеру, эпатажная живопись «митьков», маргинальная проза идраматургия Венедикта Ерофеева («Москва – Петушки», «Вальпургиева ночь, илишаги Командора»),
К андеграунду примыкалаконцепция искусства, получившая название «соц-арт». Это была своего родахудожественная антиутопия, составленная из обломков мифов общественногосознания, порожденных господствующим официозом. Для соц-арта, рельефнопредставленного позднее эпатажной прозой Виктора Пелевина («Чапаев и Пустота»,«Жизнь насекомых», «Омон-Ра»), характерно пародирование стилистики и образовсоциалистического реализма.
Своеобразным музыкальнымсопровождением культуры андеграунда стал рок-н-ролл. В середине 60-х гг. ряд любительскихи профессиональных молодежных групп в Москве и Ленинграде, а затем и в другихгородах стал играть рок-музыку. Главной ее особенностью был уход в свой мир,ничего общего не имевший с мифом о развитом социализме и видимостью егоисторического превосходства. Отсюда социальная заостренность некоторых текстови эпатажность исполнения. Нарочитая небрежность костюмов и экстравагантнаявнешность музыкантов как бы дополнительно подчеркивали отрицание ими «игаколлективности», нежелание быть такими «как все». Встречая противодействиеофициальных органов, рок-группы либо переходили на полулегальное существование,либо, сочетая стилистику ранней рок-музыки с эстрадной песней, создаваливокально-инструментальные ансамбли (ВИА) и продолжали концертную деятельность.В 70–80-е гг. сложились жанровые и стилевые особенности российской рок-музыки.Упор в ней делался на слове, будоражащих умы и чувства авангардной молодежи«задиристых» текстах, «заводных» импровизациях. Ее контркультурную социальнопоступательную позицию мощно «озвучивала» группа «Алиса» (руководитель –Константин Кинчев).
Следует признать, чтомагистральное направление («мэн-стрим») культурного развития этого периодаопределяла все-таки не «катакомбная», а преобразившаяся массовая культура.Самым ярким ее выражением стала эстрада, отчетливо выражавшая личностноеобаяние советских «звезд»: Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Иосифа Кобзона, ЛьваЛещенко и др. Во многом эстрада приняла на себя миссию формированияэстетических вкусов и отчасти воспитательную функцию культуры. Впрочем, ирония,насмешка, сатирическое ерничество проникли и на эстраду, не избежавшую влияниянеофициальной культуры. Именно на годы «застоя» пришелся подъем эстраднойсатиры. Выступления А.И. Райкина, М.М. Жванецкого, Г.В. Хазанова и другихпользовались огромной популярностью.
Таким образом, период«застоя» оказался противоречивым, переходным временем, определившим некоторыечерты последовавшей перестройки. Ситуация раскола советской культурыстановилась все более явной, но глубина процесса размежевания ее намировоззренчески противоположные подсистемы тогда еще не была до конца осознанаи выявлена.
Перестройка и гласность.В 1985–1991 гг. были предприняты попытки радикального реформирования общества,которые, однако, выйдя из-под всякого контроля, ускорили распад СССР,обусловленный крахом партийно-государственного монополизма и плановогорегулирования экономики. Крушению социалистического общества сопутствовалиобострение социальных и национальных конфликтов, потеря влияния на социальныеслои господствующего типа зарегулированной культуры, разложение идеологическойсистемы, утрата привлекательности искаженных коммунистических ценностей иидеалов.
Начатая в 1985 г. в СССР перестройка замышлялась демократически настроенным крылом ЦК КПСС как курс наобновление общества, «усовершенствование» социализма, очищение его отдеформаций. Общечеловеческие ценности были объявлены инициатором этого процессаМ.С. Горбачевым приоритетными, стоящими выше классовых и национальных.
Политические, социальные,экономические процессы, начавшиеся в стране в 1985 г., тем не менее изменили институциональные условия функционирования культуры. Началомперестройки в области культуры принято считать политику гласности. Опытреального воплощения свободы слова в массовых общественно-политическихдвижениях, на бурлящих митингах, в осмелевшей литературе и публицистике,небывалом газетно-журнальном буме нашел свое отражение во введении 1 августа 1990 г. нового Закона «О печати», который декларировал свободу средств массовойинформации и недопущение их цензуры.
В авангарде гласностиоказались средства массовой информации, роль которых стремительно усиливалась.Вторая половина 90-х гг. стала временем наивысшей популярности газет ижурналов, особенно таких, как «Московские новости», «Огонек», «Аргументы ифакты» (тираж газеты в 1989 г. составил 30 млн. экз., что зафиксировано в Книгерекордов Гиннеса). На первый план в прессе и на телевидении вышла публицистика,игравшая роль индикатора состояния общественного сознания. Властителями думстали авторы зажигательных статей, сторонники демократических преобразований:Г. Попов, В. Селюнин, И. Клямкин, В. Ципко, Н. Шмелев и др. Публицистичностьвообще можно считать главной отличительной чертой культурной жизни вперестроечное время.
Гласность наряду соснятием ограничений со средств массовой информации выразилась в отмене многихзапретов, а также решений о лишении советского гражданства ряда деятелейкультуры, покинувших страну в 70-е гг. Были опубликованы находившиеся подзапретом произведения A.И. Солженицына, В.Н. Войновича, В.П. Аксенова, А.А. Зиновьева.Стало достоянием отечественной литературы творчество писателей-эмигрантов И.А.Бунина, А.Т. Аверченко, М.А. Алданова, печатались неизданные творения А.П.Платонова, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой, B.С. Гроссмана, Д.А. Гранина. Катарсис(духовное очищение), к которому стремилось общество, происходил посредствомоткрытий и потрясений, в чем немалую роль сыграло издание «Архипелага ГУЛАГ»А.И. Солженицына, «Колымских рассказов» Б.Т. Шаламова, «Котлована» А.П.Платонова, романа-антиутопии «Мы» Е.И. Замятина.
На фоне развивавшегосяпроцесса гласности возрастал интерес к событиям советского прошлого. За годыперестройки газеты и журналы напечатали множество публикаций на историческуютему: статьи ученых-историков, материалы «круглых столов», неизвестные ранеедокументы и т.п. Это время во многом стало поворотным и в плане измененияисторического самосознании.
Как известно, культураимеет свои внутренние тенденции развития. Во второй половине 80-х – начале 90-хгг. в ней произошли определенные позитивные изменения. В целом культурная жизньв период перестройки и гласности стала намного разнообразнее, сложнее и в то жевремя противоречивее. Стремительность непродуманных перемен, непоследовательныхреформ и допущенные перекосы в политике предопределили причудливое сочетаниесозидательных процессов с разрушительными.
Так, у политики гласностипоявились серьезные издержки, прежде всего – стремление ряда эмоциональныхжурналистов и политических деятелей из лагеря радикал-либералов подвергнутьтотальному отрицанию все то, что происходило в доперестроечный период, начинаяс 1917 г. Фальсифицировались реальные достижения СССР; в обиход вошлиоскорбительные метафоры типа «совок», «коммуняки», «красно-коричневые» и т.п.Уголовноподобная лексика употреблялась и в противоположном лагере.
Утратив идеологические иполитические рычаги, государство потеряло способность держать ситуацию подконтролем. Не хватило и общегражданской культуры, чтобы осуществить системныеэволюционные преобразования общества, ступенчатую перестройку изнутри, подобнуютой, которую совершило (с «легкой руки» Дэн-Сяопина) китайское общество игосударство после ликвидации маоистского режима, всей искусственной конструкцииказарменного коммунизма.
Со временем казавшийсяуправляемым процесс гласности вышел из-под контроля и породил информационнуюанархию. Само движение за гласность, открытость, свободу СМИ приумножилокультурные достижения, но было гиперболизировано и искажено в результатепоявления разрушительных установок на внеморальную вседозволенность, тотальнуюкритику советской истории, апологетику либерализма и т.п. Деструктивнаягласность действовала безрассудно с «революционным» квазибольшевистскимразмахом («весь мир до основанья мы разрушим...»).
К числу подспудныхотрицательных тенденций можно отнести чрезмерную коммерциализацию и творческоеистощение, профанацию значительного массива культуры. В условиях монополизациирынка банальная зарубежная культурная продукция заметно потеснила имодифицировала российскую массовую культуру, что повлекло за собой резкоеснижение качества последней. Вступили в полосу затяжного кризиса советскоекинопроизводство и кинопрокат, будучи не в состоянии конкурировать сзомбирующей американской кинопродукцией, которая заполонила кинотеатры и видеоцентры.Заметно упала посещаемость традиционных учреждений культуры: театров,концертных залов, художественных выставок. Наметились признаки духовногокризиса.
В целом проект заявленнойперестройки потерпел фиаско, оказавшись не только нежизнеспособным, но и разрушительным.Он был изначально обречен на неудачу в силу по крайней мере трех основныхизъянов:
1. Данный проект несодержал реалистической, конструктивной программы перевода социалистическойэкономики на рыночные рельсы в переходный период.
2. В его идеологическойоснове эклектически соединялись несовместимые доктринерско-коммунистические,социал-демократические, неолиберальные ценности и идеи.
3. Он не имел ясныхперспектив системного эволюционного преобразования экономики, культуры,идеологии, социальной структуры, государственно-политического строя кризисногообщества.
Негативную печать наразвитие дестабилизированной культуры оказало углубление кризиса всоциально-экономической жизни общества. Производственно-экономический механизм,лишенный прежней централизованности, разладился. Повседневная жизнь людей всеболее ухудшалась, нарастали и идейно-политические противоречия. Одна за другойзаявляли о своем суверенитете союзные республики.
Экономическая,финансовая, правовая, организационно-управленческая системы к началу 90-х гг.были фактически децентрализованы. Процесс «демократизации» приобрел стихийный,неуправляемый характер. Идею «улучшения» социализма, выдвинутую инициаторамиперестройки, ультрарадикалы подменили требованием тотального отказа от социализма,даже в его социал-демократической редакции в сочетании с социально-партнерскимкапитализмом. Впоследствии ими была навязана России и другим новообразовавшимсягосударствам западная модель либерально-олигархического капитализма, который наделе оказался авантюрно-олигархическим.
Все эти и им подобныеобстоятельства привели к краху политики перестройки и обширному кризису,который безуспешно попытался преодолеть августовский путч 1991 г. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. Рядом бывших союзных республик былообразовано новое политико-экономическое объединение – Содружество НезависимыхГосударств (СНГ).

1.4Культура России постсоветского периода
После превращенияРоссийской Федерации в самостоятельную державу ее культура стала развиваться вновых условиях. Ей присущ широкий плюрализм, но недостает духовного напряжения,творческой продуктивности, гуманистического запала. Сегодня в ней сосуществуюттакие разные пласты, как разноуровневые образцы западной культуры, вновьобретенные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическоенаследие, немало ценностей бывшей советской культуры, оригинальные инновации иневзыскательный эпигонский местный китч, гламур, до предела релятивизирующиеобщественную мораль и разрушающие традиционную эстетику.
В проективной системекультуры моделируется некая «образцовая» картина социально-культурной жизни «навырост» в формате постмодернизма, широко распространенного в мире в настоящеевремя. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от господствакаких-либо монологичных истин, концепций, ориентированный на признаниеравноценными любых культурных проявлений. Постмодернизм в западной егоредакции, своеобразно усвоенный российскими гуманитариями новой генерации, неставит целью примирить, а тем более привести к единству различные ценности,сегменты неоднородной культуры, а лишь совмещает контрасты, сочетает ееразличные части и элементы на основе принципов плюрализма, эстетическогорелятивизма и полистилевой «мозаики».
Предпосылки возникновенияпостмодернистской социокультурной ситуации возникли на Западе несколькодесятилетий назад. Широкое внедрение достижений науки и техники в сферупроизводства и быта существенным образом изменило формы функционированиякультуры. Распространение средств мультимедиа, бытовой радиотехники повлекло засобой коренные изменения в механизмах производства, распределения и потребленияхудожественных ценностей. «Кассетная» культура стала бесцензурной, ибо отбор,тиражирование и потребление осуществляются посредством внешне свободноговолеизъявления ее пользователей. Соответственно возник особый тип такназываемой «домашней» культуры, составными элементами которого стали помимокниг видеомагнитофон, радио, телевизор, персональный компьютер, Интернет.Наряду с положительными чертами этого явления налицо и тенденция к возрастающейдуховной изоляции индивида.
Состояние человекапостсоветской культуры, который впервые за долгое время оказался предоставленсамому себе, можно охарактеризовать как социокультурный и психологическийкризис. К разрушению привычной картины мира, потере устойчивого социальногостатуса многие россияне оказались не готовы. Внутри гражданского общества этоткризис выразился в ценностной дезориентации социальных слоев, смещениинравственных норм. Выяснилось, что «коммунальная» психология людей,сформированная советским строем, малосовместима с западными ценностями ипоспешными рыночными реформами.
Активизировалась«всеядная» китч-культура. Глубокий кризис прежних идеалов и моральныхстереотипов, утерянный душевный комфорт заставляли рядового человека искатьутешение в расхожих ценностях, кажущихся простыми и понятными. Развлекательныеи информационные Функции банальной культуры оказались более востребованными ипривычными, нежели эстетические изыски и проблемы интеллектуальной элиты, чемценностные ориентиры и эстетические влечения высокой культуры. В 90-е гг.наметился не только разрыв катастрофически обедневших социальных слоев с «высоколобой»культурой и ее «полномочными представителями», но также произошла известнаядевальвация объединяющих ценностей, установок традиционной «средней» культуры,влияние которой на социальные слои стало ослабевать. «Вестернизированная попса»и либеральная идеология, заключив негласный союз, расчищали дорогуграбительскому авантюрно-олигархическому капитализму.
Рыночные отношениясделали массовую культуру главным барометром, по которому можно наблюдать заизменением состояния общества. Упрощение социальных отношений, распад иерархииценностей в целом значительно ухудшили эстетические вкусы. В конце XX – началеXXI в. вульгаризированный, связанный с примитивной рекламой китч(шаблонные поделки, эстетический эрзац), расширил сферу влияния,активизировался, обрел новые формы, приспособив к себе немалую часть средств мультимедиа.Артикулирование доморощенных шаблонов «массовидной» экранной культуры неизбежнопривело к новой волне экспансии аналогичных западных, в первую очередьамериканских, образцов. Став монополистом на арт-рынке западнаякино-видеоиндустрия развлечений начала диктовать художественные вкусы, особеннов молодежной среде. В сложившихся условиях противодействие процессам культурнойвестерн-глобализации и профанному китчу становится более гибким и эффективным.Оно все чаще осуществляется преимущественно в форме кэмта.
Кэмт как одна изразновидностей синтезированной элитарно-массовой культуры, представляет собойпо форме популярное, доступное широким социальным слоям, а по содержаниюконцептуальное, смысловое искусство, часто прибегающее к язвительной иронии иедкой пародии (на псевдотворчество), – своего рода амортизированный,обезвреженный «китч». Зарубежную русскую литературу, близкую к кэмпту, достойнопредставлял в последние десятилетия недавно ушедший из жизни писатель-эмигрантВасилий Аксенов. Следует также активнее осваивать и распространять посредствомусовершенствованных технологий мультимедиа инновационные образцыхудожественного творчества, давать дорогу неакадемическим жанрам искусства, втом числе трэшу – родственному кэмпту художественному течению, которое являетсяпародией на современные формы поп-арта и гламура.
Сегодня болезненныйпереход к рынку сопровождается сокращением государственного финансированиякультуры, снижением жизненного уровня значительной части интеллигенции.Материальная база российской культуры в 90-е годы была подорвана; в последнеедесятилетие происходило ее медленное восстановление, заторможенноепоследствиями мирового финансового и экономического кризиса. Одна из важных исложных современных проблем – взаимодействие культуры и рынка. Во многихслучаях к созданию произведений культуры подходят как к бизнесу, приносящемуприбыль, как к обычному рядовому товару, точнее говоря, к егогипертрофированному денежному эквиваленту. Нередко побеждает стремлениеполучить максимальную выгоду «любой ценой», не заботясь о качестве создаваемогохудожественного продукта. Неуправляемая коммерциализация культуры ориентируетсяне на творческую личность, а на «гиперэкономического сверхрыночника»,подыгрывая его узкоутилитарным интересам.
Следствием данногообстоятельства стала утрата ряда передовых позиций литературой, игравшейведущую роль в русской (и советской) культуре XIX–XX вв.; искусствохудожественного слова деградировало и приобрело непривычную пестроту иэклектичность обмельчавших жанров и стилей. На прилавках книжных магазиновпреобладает пустопорожняя «розовая» и «желтая» беллетристика, для которойхарактерен отказ от духовности, гуманности и устойчивых нравственных позиций.
Постмодернистскаялитература частью ушла в сферу формального экспериментирования или сталаотражением сиюминутно происходящего, «рассыпанного» сознания человекапостсоветского времени, о чем свидетельствуют, например, произведения некоторыхавторов «новой волны».
И все же развитиехудожественной культуры не остановилось. Талантливые музыканты, певцы,творческие коллективы и сегодня заявляют о себе в России, выступают на лучшихсценах Европы и Америки; некоторые из них используют возможность заключатьдолгосрочные договоры о работе за границей. К числу знаковых представителейроссийской культуры принадлежат певцы Д. Хворостовский и Л. Казарновская,ансамбль «Виртуозы Москвы» под руководством Вл. Спивакова, Государственныйакадемический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева. Новаторские поиски вдраматическом искусстве по-прежнему осуществляет плеяда талантливых режиссеров:Ю. Любимов, М. Захаров, П. Фоменко, В. Фокин, К. Райкин, Р. Виктюк, В. Гергиев.Ведущие российские кинорежиссеры продолжают активно участвовать в международныхкинофестивалях, порой достигая заметных успехов, о чем свидетельствует,например, получение Н. Михалковым высшей премии Американской киноакадемии«Оскар» по номинации «За лучший фильм на иностранном языке» в 1995 г., за этот же фильм – «Большого приза жюри» на Каннском фестивале в 1994 г.; награждение почетным призом на фестивале в Венеции фильма А. Звягинцева «Возвращение».Пользуется читательским спросом «женская» проза (Т. Толстая, М. Арбатова, Л.Улицкая).
Определение путейдальнейшего культурного прогресса стало предметом острых дискуссий в российскомобществе. Российское государство перестало диктовать культуре свои требования.Его система управления далека от прежней. Однако в изменившихся условиях оновсе-таки должно осуществлять постановку стратегических задач культурногостроительства и выполнять священные обязанности по охранекультурно-исторического национального наследия, оказанию необходимой финансовойподдержки творчески перспективным направлениям развития многогранной культуры.Государственные деятели не могут не осознавать, что культуру нельзя полностьюотдавать на откуп бизнесу, но она может плодотворно сотрудничать с ним.Поддержка образования, науки, забота о сохранении и приумножениигуманистического культурного наследия способствуют успешному решению актуальныхэкономических и социальных задач, росту благосостояния и национальногопотенциала, имеют огромное значение для укрепления нравственного, психическогоздоровья народов, проживающих на территории России. Российской культурепредстоит превратиться в органичное целое благодаря формированиюобщенациональной ментальности. Это предотвратит нарастание сепаратистскихтенденций и будет способствовать развитию творчества, успешному решениюэкономических, политических и идеологических проблем.
В начале третьеготысячелетия Россия и ее культура вновь оказались перед выбором пути. Огромныйпотенциал и богатейшее наследие, накопленные ею в прошлом, составляют важную предпосылкудля возрождения в будущем. Однако пока обнаруживаются лишь отдельные признакидуховного и творческого подъема. Решение назревших проблем требует времени иновых приоритетов, которые определит само общество. Свое веское слово вгуманистической переоценке ценностей должна сказать российская интеллигенция.
Наращивание творческогообмена и плотности коммуникаций между исторически взаимосвязанными культурамиРоссии и Беларуси потребует от гуманитариев союзных стран новых шагов на путиинтеллектуальной интеграции. Предстоит также сблизить подходы при решениимежгосударственных проблем и определении перспектив развития двух соседнихцивилизаций. Решению данной задачи будут способствовать последовательные шагируководства Российской Федерации, возглавляемого Президентом Д.А. Медведевым иПредседателем Кабинета Министров В.В. Путиным, направленные на дальнейшуюсоциальную гуманизацию российского общества.

Списокиспользованных источников
1. Драч Г.В., Матяш Т.П.Культурология. Краткий тематический словарь. – М.: Феникс, 2001.
2. Ширшов И.Е. Культурология – теорияи история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.
3. Эренгросс Б.А. Культурология.Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.:Оникс, 2007.
4. Культурология. Учебное пособие / Подредакцией А.А. Радугина – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.