ВВЕДЕНИЕ
Конфликты занимаютсущественное место в нашей повседневной жизни. Мы постоянно сталкиваемся с нимина работе, учебе, дома, являясь важнейшей детерминантной человеческойактивности, они, разумеется, давно обратили на себя внимание педагогов ипсихологов. Наверное, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтнымиситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов,социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль вжизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человекав целом.
Работающие в коллективелюди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, вкоторой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие ввосприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решениикакого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительноносит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательноеповедение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтоввозникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, чтобольшинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо непридает им значения.
Руководитель коллективасогласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призванразрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является однойиз важнейших функций.
Огромное количествовремени уходит на разрешение различного рода конфликтов. Каждому человекунеобходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении,средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людейхарактерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Само слово «конфликт»содержит ответ. От латинского слова в буквальном переводе означает «столкновение».Если «столкновение» затрагивает день для эффективной работы любого коллективанеобходимо каждому современному руководителю и управляющему персоналомнеобходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию, апроцесс эффективной адаптации значительно уменьшит возникновение конфликтов.
Цель курсовой работы:доказать что в процессе адаптации студентов конфликтных ситуаций будет больше.
Объектом исследованияявляется: взаимоотношения между студентами в процессе ихадаптации в вузе.
Предметом исследованияявляется: конфликты во взаимоотношениях в период адаптациистудентов.
Гипотеза:исходя из объекта исследования, можно предположить, что конфликтных ситуацийбудет намного больше в процессе адаптации.
Для реализациивыдвигаемой гипотезы были поставлены следующие задачи:
— подобрать, проанализировать,систематизировать психолого -педагогическую литературу по данной проблеме.
— проанализировать процессстановления основных систем отношений между студентами.
— подобрать и провестинеобходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
— обработать результатыи сделать соответствующие выводы.
В данной работе методологическойосновойявляется:
Методика диагностикисоциально-психологическогой адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда – о процессеадаптации, о структуре межличностных отношений, а также исследования уровняконфликтности в малых группах, и оценка способов реагирования в конфликте.
В качестве же внешнего,объективного критерия адаптации использовался показатель эффективности учебнойдеятельности — экзаменационные оценки за первую сессию.
Методы исследования:
1. Эмпирические: наблюдение,диагностика социально психологической адаптации, тест «оценка уровняконфликтности личности», тест «оценка способов реагирования в конфликте», беседа,ранжирование данных, сравнение.
2. Метод обработки экспериментальныхданных: анализ, графическое отображение научной информации.
Этапы исследования:
Iэтап- выбор темы исследовании, поиск и изучение материалов поданнойпроблеме, отбор необходимого материала и составление планаII этап– теоретический анализ материалов, систематизированиелитературыпо данной проблематики, разработка общей концепцииисследования.
IIIэтап- проведение экспериментального исследования студентов на 1 и2-омкурсах специальности « ПиП».
Теоретическаязначимость работы заключается в следующем: проанализировать, обобщить и систематизироватьматериал психолого-педагогических исследований, посвященных изучению развитию ипротеканию конфликтов в процессе адаптации.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что результаты исследования могут бытьиспользованы преподавателями и кураторами студенческих групп в процессеадаптации студентов в вузе.
Структура курсовой работы:состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка использованнойлитературы.
ГЛАВА I.ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИИ И КОНФЛИКТНОСТИ
1.1 Определениеадаптации, и её виды
Адаптация –приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды.Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический.
Биологический аспект –приспособление организма к физическим условиям среды (температуры, атмосферномудавлению, влажности, освещенности), а также к физическим и химическимизменениям в самом организме. Человек обладает способностью к произвольнойпсихической регуляции отдельных биологических процессов и состояний(аутосуггестия). Различается адаптация сенсорная и социальная.
Адаптация сенсорная(зрительная, вкусовая, тактильная)- приспособление анализаторов (органовчувств), измерение их чувствительности и зависимости от интенсивности,значимости и длительности воздействия раздражителя. Различаются положительная иотрицательная адаптация сенсорная, её диапазон и скорость. Так диапазонзрительного анализатора очень широк – его чувствительность изменяется в 200 000раз, а скорость невелика – для полной адаптации в темноте ему необходимо 45сек. Слуховая, тактильная и вкусовая адаптации выражаются в виде падениячувствительности.
Адаптация социальная — приспособлениеиндивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношенийс социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности всоциальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальныхусловий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в нейформ социального взаимодействия.
Адаптация социальнаяможет осуществляться в форме аккомодации(полного подчинения требованиям средыбез их критического анализа), конформизма (вынужденного подчинения требованиямсреды, внешнего уподобления ей) и ассимиляции (сознательного и добровольногопринятия норм и ценностей среды на основе личностной солидарности с ними).Нарушениями адаптации социальной являются асоциальное поведение,маргинальность, алкоголизм и наркомания.
Адаптивность –приспособительные возможности индивида.
1.2Процесс адаптации
Каждыйчеловек нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом месте работыили учебы, в новой профессии.
Важностьправильной адаптации и введения в курс дела трудно переоценить. При поступлениина работу или учебу человек лишь приблизительно представляет себе какиетребования будут предъявляться к человеку. У самих кандидатов заранееформируются определенные ожидания и представления об их будущем месте учебы. Конечно,частично нереалистичные ожидания возникают из-за того, что сведения, которыепредоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности. Однако чащевсего причиной разочарований становятся не условия, а отношение к новичку.Чувство ненужности и потерянности, которое испытывает большинство людей в первыенедели на новом месте, а также объективные сложности в организации своей работыв связи с недостатком информации. Поэтому для решения этой проблемы необходимоиспользовать и развивать такой инструмент, как адаптация.
Существуютдва основных подхода к трактовке понятия «адаптация». В их основе лежитдвойственность природы адаптации. В рамках первого подхода адаптациярассматривается как внутренний динамический процесс, как некое свойствоорганизма человека. Такой взгляд на адаптацию разрабатывался в русле биологии,психологии и социологии. Основную смысловую нагрузку при этом несет термин«приспособление». Именно он характеризует процесс, который происходит с новымсотрудником, когда тот приходит в организацию. С этой точки зрения, адаптация —это приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиямсреды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективностиих существования и функционирования. В зависимости от того, к чему приходитсяпривыкать или приспосабливаться новичку, выделяют несколько видов адаптации.
Второйподход условно можно назвать процедурным – термин «адаптация» применяют дляобозначения ряда организационных и управленческих мероприятий, цель которыхсостоит в облегчении вхождения в новые условия, будь то учебное учреждение илиорганизация. Здесь речь идет о спланированных усилиях, которые должны способствоватьосвоению и сокращению периода адаптации в коллективе. В этом случае вместопонятия «адаптация» часто используется термин «введение в должность» или«введение в курс дела».
Вступлениечеловека в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Какуже отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к новому месту работыили учебы и к коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый изнас, попадая в новую, неизвестную среду.
Психофизиологическаяадаптация – это приспособление к «трудовой деятельности на уровне организмаработника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения егофункционального состояния». Она предполагает привыкание к новым условиям ирежиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности. Этот вид адаптациизависит от здоровья человека, его естественных реакций и индивидуальныхбиоритмов, а также от самих условий.
Социально-психологическаяадаптация – приспособление новичка к коллективу. Она состоит в освоениисоциально-психологических особенностей групп и индивидов в организации,вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии сдругими членами и привыкании к новому стилю руководства. Это означает включениеработника в систему взаимоотношений в организации, в ее коллектив какравноправного, принимаемого всеми членами.
Организационно-административнаяадаптация – приспособление к сложившейся структуре учреждения, «особенностяморганизационного механизма управления». Особое значение имеет привыканиечеловека к новой культуре, стилю руководства, усвоение ценностей.
Помимоэтих компонентов различают активную адаптацию, «когда индивид стремитсявоздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы,ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить)», ипассивную, «когда он не стремится к такому воздействию и изменению». Первый видадаптации наиболее эффективен, поскольку он влечет за собой обоюдное изменениекак состояния работника, так и характеристик его окружения. В том случае, еслиорганизационная среда несет отрицательные элементы, а адаптация происходитпассивно, ее результаты будут регрессивными.
1.3 Определениеклассификация и функции конфликта
Как и у многих понятий,в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологиипод конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектоввзаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как однойиз форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного родареальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степениосознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фонепроявления эмоций.
Западными социологами ифилософами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития.Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт«неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимуломсоциального развития».
Конфликт чаще всегоассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результатебытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо,по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, кактолько он возникает. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда,Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научногоуправления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии поВеберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается наопределение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработкурациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняютусловия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы длярешения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель,называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленнымявлением и одной из форм социализации.
Авторы, принадлежащие кшколе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, чтоконфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления противоречиймежду различными группами руководителей. Однако они обычно рассматриваликонфликт как признак неэффективности деятельности организации и плохогоуправления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могутпредотвратить возникновение конфликта.
Американский социологЛ. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремлениеи чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть,изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы,скрывают дорогу инновациям.(Психологический словарь Е. В. Мещеряков с. 57)
Конфликт как социальноедействие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но онвыполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражениюнеудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об ихинтересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативныевзаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторонотстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликтыпомогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиальноважных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Болеетого, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый ипринципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и недопустить неправильное поведение ученика, чем попустительствовать ему, нереагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер,«конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру,динамику и результативность социально-психологических процессов и служащихисточником самоусовершенствования и саморазвития личности, называютпродуктивным (конструктивным) конфликтом.
Таким образом, конфликтможет привести к повышению эффективности организации, к улучшению отношенийвнутри коллектива, разрешить спорные ситуации.
Для того, чтобы умелоиспользовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметьтеоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезнорассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишьжитейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт—форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъектымогут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннегоконфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностейили восприятия. Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъектавзаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов,восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другогоили других.
Мы рассматриваемпедагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являютсяучастники педагогического процесса.
Типологическоеподразделение конфликтов:
- «подлинный»— когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками ине зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
- «случайныйили условный» — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных,легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками.Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихсяальтернатив;
- «смещенный»— когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективнымипричинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинныхконфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
- «неверноприписанный» — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам,между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либопреднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника,«затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками,либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации осуществующем конфликте;
- «скрытый»— когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, ноне актуализируются;
- «ложный»— конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложныхпредставлений или недоразумений.
Следует различатьпонятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница междуними очень существенна.
Конфликтная ситуация— такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реальногопротивоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновениепредмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. То есть впроцессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествуетконфликту, является его основой.
Выделяют четыре видаконфликтов:
внутриличностный,отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересовличности;
межличностный,характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своейжизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой,отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальныегруппировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу напути их осуществления;
личностно-групповой– возникает в случае несоответствия поведения личностигрупповым нормам и ожиданиям.
Чтобы спрогнозировать конфликт, надосначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях,когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далееустанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяетсясостав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностнымориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец,анализируется содержание инцидента.
Функции конфликтов.
Функции конфликтов. Дляобъяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего ксамому понятию «функция». В общественных науках функция (от лат. functio— совершение, исполнение) означает значение и роль, которую определенныйсоциальный институт или частный социальный процесс выполняет относительнопотребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересовсоставляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этимпод функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт поотношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальнымгруппам, организациям и индивидам.
Явные и скрытые функцииконфликта. Как правило, нереалистический конфликт менее стабилен, чемреалистический, так как в нем важен
Различают явные илатентные (скрытые) функции конфликта:
Явные функции конфликтахарактеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которыепровозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительствоРоссии, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями,заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функцияконфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если онипреследовали именно эту цель.
Скрытые (латентные)функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течениемвремени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранеепровозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться такжев том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающимицелям участников конфликта.
С точки зрения функций,конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, людимогут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать дажене очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этомпоследствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер дляучастников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения садминистрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплатыкомпенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим можетпоследовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенногосотрудника это, скорее всего, будет латентная функция конфликта и при этомотрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное,чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функцияконфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастьепомогло».
Таким образом, и явныеи латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так иположительными, то есть они могут иметь двойственный характер.
Если функция конфликтаположительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, впротивном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являютсянегативными для его участников, на которые они не рассчитывали.
Следует особоподчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной илиотрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъектаконфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого —как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность воценке характера функции конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разныхотношениях и в разное время может оцениваться с различных или дажепротивоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функцийконфликта. Так, Октябрьская социалистическая революция так же, как и победа вначале 90-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в странерассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями.
Все это свидетельствуето том, что конфликт — это функционально противоречивое явление, а соотношениеего положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриватьсяконкретно.
Таким образом, и в этомслучае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта – не все,что идет на пользу развития более широкой социальной системы, являетсяфункциональным для составляющих ее элементов,
Однако, несмотря на всюрелятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли ихможно разделить на две группы:
1)конструктивные (положительные) функции конфликта;
2)деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Общие конструктивныефункции конфликта:
•выявлениеи устранение противоречий в функционировании коллектива, скрытых в спокойноевремя, обозначение нерешенных проблем;
•создание и поддержание баланса сил (в том числе власти, каждый участник имеетвозможность оценить свое реальное влияние на ситуацию в коллективе);
• социальныйконтроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей (становится яснадействительная ценность норм, за которые люди готовы бороться);
•создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
•болееглубокое познание участниками конфликта друг друга, установление неформальнойиерархии в группе или обществе;
•снятиесиндрома покорности у подчиненных;
•активизация социальной жизни;
•содействие сплочению группы перед внешней опасностью.
Деструктивные функцииконфликтов на общем уровне:
большие материальные иэмоциональные затраты на участие в конфликте, возможны даже насилие и гибельлюдей;
значительное ухудшениенастроения участников, возможны болезни;
разрушениемежличностных отношений, общее нарушение системы отношений;
ухудшение качества совместнойдеятельности, снижение дисциплины;
возникновениестереотипного представления о побежденных группах и людях, как о врагах;
снижение сплоченностигруппы;
ухудшениесоциально-психологического климата, увольнение сотрудников.
Таковы основныедисфункциональные последствия конфликта, которые (так же, как и функциональныепоследствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительныйхарактер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет,истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.
1.4 Динамика конфликта
Общество, как и отдельныйчеловек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развитияявляется конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенныхэтапов.
Динамика конфликта —это и есть процесс его изменения.
Всякий конфликт всобственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2)развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1)предконфликтный и 2) послеконфликтный.
Таким образом, общаясхема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1)предконфликтная ситуация (латентный период);
2)открытый конфликт (собственно конфликт):
•инцидент (начало конфликта),
•эскалация (развитие) конфликта,
•завершение конфликта;
3)послеконфликтный период (латентный).
Предконфликтнаяситуация.
Предконфликтнаяситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который невозникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития иобострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие кпротивоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты замножеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов ипроцессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполнесправедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодомили инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтнойситуацией.
В предконфликтнойситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствийуже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.
Предконфликтнаяситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальнуювозможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтнымпутем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» врезультате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочимвыдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можноразрешать и проблемную ситуацию с введением новой техники. Для этого работникамследует заранее объяснить, как будет решена проблема: кто, и какую компенсациюполучит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другуюработу и т.д.
Осознание причинконфликта
При этом следует иметьв виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтнойситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. Впоследнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинныепричины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешениемконфликта может только усилить его остроту. Действительно, если, например,девиантное поведение нового работника в организации вызывает на первых порахнедоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнаниемтрадиций и норм коллектива. И они могут определенное время надеяться, чтоповедение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но еслина самом деле это девиантное поведение вызвано эгоистическими интересамичеловека, не совместимыми с интересами других членов организации, то рано илипоздно предконфликтная ситуация перерастает в конфликт.
Неадекватное осознаниепроблемной ситуации может иметь двоякого рода последствия. 1) Оно можетспособствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит,когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается. 2) Ономожет способствовать форсированию наступления явного конфликта, егоискусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречийна стадии предконфликтной ситуации преувеличивается. Так, нелепая любовь» незамечает недостатков в предмете своей любви, а «слепая ревность», напротив,драматизирует самые незначительные недостатки.
Важно также отметить,что различные оппоненты Потенциального конфликта могут быть заинтересованы внеадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий ифакторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить взаблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации идезориентации противника потенциального конфликта в оценке опасностипредконфликтной ситуации могут быть также двойственными. Они могут бытьнаправлены либо на сдерживание будущего противоборства, либо на провоцированиеодного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства. В первом случаеопасность противоречий предконфликтной ситуации сознательно преуменьшается, вовтором — преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценкапредконфликтной ситуации используется одной из сторон в своих интересах.
Таким образом,адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации являетсяважнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации иэффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмыслениепротиворечий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию ещедо начала открытого конфликта.
Формы поведения вконфликте
Каждый человек может вкакой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеетсяприоритетная форма.
Рассмотрим подробнееэти стили поведения.
Уклонение (избегание,уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочетотстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается отвысказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагаеттенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, еслиисход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишкомсложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивидане хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство,конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы,применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей:применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов,использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимаетсяиндивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, чтопредполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримыйантагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость,приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановлениеблагоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счетсобственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишкомвелик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем дляиндивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особеннозначима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаиватьсвои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничествоозначает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всехучастников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы.Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участниковконфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работыи участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеетдля всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждениевопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдениеминтересов всех участников.
При компромисседействия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, навыработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особоникто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим приусловии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающиеинтересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, ихустраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стили избегания иуступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решенииконфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация являетсянеобходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликтапредполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что толькостиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании иуступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится вскрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтноговзаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, аполностью причины не устранены.
В некоторых случаяхсчитается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах болеепродуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и дажекомпромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместес тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другойстороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно,чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бык расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Выводы
Проблема адаптацииисследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии,педагогике, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрениюпроблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущихспециалистов. В современных социально-экономических условиях вузовскоеобразование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненнойперспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поискасвоего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступленияв конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами.Тем не менее, время студенчества — это особый период в жизни человека, и,прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестнымипроблемами, решать которые должен сам студент.
Многочисленнымиисследованиями установлено, что эффективность, успешность обучения во многомзависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает,поступив в вуз. Начало занятий, и устройство быта означает включение студента всложную систему адаптации.
В связи со значительнымрасширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных сособенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования ипроявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критическиепериоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптациистудентов,- это разработка мер, способствующих максимально возможномусокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и дляранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию ихспособов адаптации к вузу. Адаптация к обучению в вузе — одна из формприспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другойадаптивный процесс.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА2.1 Методикадиагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Эта методикапредназначена для выявления социально-психологической адаптации, приятию другихлюдей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а так же для выявлениядоминированности или ведомости.
Инструкция. В опросникесодержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях,привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственнымобразом жизни.
Прочитав или прослушавочередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своемуобразу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашемумнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» – это ко мнесовершенно не относится;
«1» – мне это несвойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, чтоэто можно отнести ко мне;
«3» – не решаюсьотнести это к себе;
«4» – это похоже наменя, но нет уверенности;
«5» – это на меняпохоже;
«6» – это точно променя.
Выбранный вами вариантответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковомуномеру высказывания. Показатели и ключиинтерпретации.Интегральные показатели
/>№ Показатели Номера высказываний Нормы 1 а Адаптивность 4,5,9,12,15,19,22,23,26,27, 29,33,35,37,41,44,47,51,53, 55,61,63,67,72,74,75,78,80, 88,91,94,96,97,98
(68-170)
68-136 b Дезадаптивность 2,6,7,13,16,18,25,28,32,36, 38,40,42,43,49,50,54,56,59, 60,62,64,69,71,73,76,77,83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
(68-170)
68-136 2 а Лживость – 34,45,48,81,89
(18-45)
18-36 b + 8,82,92,101 3 а Приятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94,96
(22-52)
22-42 b Неприятие себя 7,59,62,65,90,95,99
(14-35)
14-28 4 а Приятие других 9,14,22,26,53,97
(12-30)
12-24 b Неприятие других 2,10,21,28,40,60,76
(14-35)
14-28 5 а Эмоциональный комфорт 23,29,30,41,44,47,78
(14-35)
14-28 b Эмоциональный дискомфорт 6,42,43,49,50,83,85
(14-35)
14-28 6 а Внутренний контроль
4,5,11,12,19,27,37,51,63,68, 79i91l98J3
(26-65)
26-52 b Внешний контроль 25,36,52,57,70,71,73,77
(18-45)
18-36 7 а Доминирование 58,61,66
(6-15)
6-12 b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87
(12-30)
12-24 8 Эскапизм (уход от проблем) 17,18,54,64,86
(10-25)
10-20
Зона неопределенности винтерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках,для взрослых – без скобок. Результаты «до» зоны неопределенностиинтерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого высокого показателя взоне неопределенности – как высокие.
Результаты обработкиметодики:Показатели Среднее значение
Показатель
нормы 1 курс 2 курс Адаптивность 127 136 68 – 170 Дезадаптивность 84 70 68 – 136 Лживость - 16 14 18 – 36 Лживость + 16 16 18 – 36 Приятие себя 47 46 22 – 42 Неприятие себя 15 11 14 – 28 Приятие других 26 24 12 – 24 Неприятие других 16 13 14 – 28 Эмоциональный комфорт 25 27 14 – 28 Эмоциональный дискомфорт 18 10 14 – 28 Внутренний контроль 52 47 26 – 52 Внешний контроль 23 15 18 – 36 Доминирование 9,8 11 6 – 12 Ведомость 20 17 12 – 24 Эскапизм (уход от проблем) 16 15 10 – 20
/>Анализ полученныхнами данных по проведенной методике (методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда)показывает что в процессе адаптации на 2 курсе намноговыше показателей адаптации на 1 курсе. Особо ярких конфликтных ситуаций ненаблюдается ни на одном из курсов. Показатели по приятию других людей высокие,это говорит о низком уровне конфликтности в группах. Эмоциональная комфортностьу студентов так же высокая, что показывает о качественном процессе адаптации ввузе. Стремление к доминированию на обоих курсах по результатам проведеннойметодике не высокие. В общем можно сказать что все показатели входят в норму, икакие – либо отклонения отсутствуют.
2.2 Тест «Оценка уровняконфликтности личности»
Этот тест выявляетуровень развития конфликтности личности,
Уровни развитияконфликтности14 17 Очень низкий уровень 18 20 Низкий 21 23 Ниже среднего 24 26 Чуть ниже средний 27 29 Средний 30 32 Выше среднего 33 35 Выше среднего 36 38 Высокий 39 42 Очень высокий
Показатели:
/>
Тест «Оценка способовреагирования в конфликте».
Эта методика выявляетспособы реагирования человека в конфликтной ситуации. Все эти способы(соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание. присполение) описаны втеоретической части курсовой работы.
Ключ для опросника.
Соперничество: 3а, 6б,8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а,8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б,10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а,12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление:1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Показатели:
/>
Выводы
Студенческий периодявляется сенситивным периодом для развития основных социогенных потенцийчеловека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин,приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучениеличностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза иучебного процесса. Их объективизация приобретает особую актуальность, так какграмотная диагностика, коррекция и профилактика развитиясоциально-психологической дезадаптации может помочь в становлении личностиспециалиста, сохранив студента как здоровую личность и эффективногопрофессионала.
Оценка динамики исостояния социально-психологической адаптации студента имеет большое значениедля анализа процесса профессионального становления личности, для планированияего профессиональной карьеры. Исследование социально-психологической адаптацииспособствует более углубленному пониманию возрастной динамики и уточнениюкритериев, свидетельствующих о наступлении возрастных и профессиональныхкризисов.
По проведенными намиметодиками можно сделать вывод, что процесс адаптации 1-го и 2-го курсов «ПиП» проходитдовольно успешно, это доказывает и тот факт, что оценка эмоциональнойкомфортности оказалась довольно высокой у студентов обоих курсов.
Из анализа среднегрупповых значений успеваемости по предметам можно сделать вывод о том, чтоуспеваемость приблизительно одинакова по разным предметам (иобщеобразовательным, и специальным) для каждой группы, и т.о. наиболеевероятно, что оценки отражают не уровень адаптированности, а какие-тонеучтенные в данном исследовании факторы.
Это может быть факторсложности предмета, фактор требований преподавателя, стереотип в отношенииоценивания успеваемости в данном вузе или эмоциональное состояние студентов.
Таким образом,результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что адаптация квузу — это сложный и многофакторный процесс. Уровень конфликтности в процессеадаптации выше, чем в уже сложившемся коллективе. Показатели по третьейметодике: тест «оценка способов реагирования в конфликте» показал что основаямасса студентов в конфликтной ситуации склонны идти на компромисс, а так же насотрудничество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликтывозникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельностиотдельных людей, групп, социальных структур и появляются в форме конфронтацииидей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство вопределенных сферах деятельности.
Процессадаптации это тоже своего рода деятельность людей, отдельных личностей, приспособлениеиндивидов к новым условиям социальной среды, формирование адекватной системыотношений с социальными объектами, интеграция личности в социальные группы,деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятиеразличных норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней формсоциального взаимодействия.
Несмотря на то, чтовзаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликтынеизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективноулаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась скаждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить иразвивать общие интересы.
Для разрешенияконфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибкопользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать навозможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использоватьконфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Конфликтымогут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдетевремя на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило вконфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, ововлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах,способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильноерешение в будущем и избежать конфликта.
Мысравнивали две малые группы 1 и 2 курсы «ПиП» по трем методикам. Полученныенами данные показали, что уровень адаптации на 2-ом курсе выше чем на 1-ом, ауровень конфликтности ниже. Так же по всем показателям (уровень эмоциональнойкомфортности, приятие других людей, стремление к доминированию, самоприятию) на2-ом курсе выше чем на 1-ом, чем так же доказывает более высокий уровеньадаптивноти.
Темсамым в нашей курсовой работе мы полностью доказали выдвинутую нами гипотезу,то есть то, что в процессе адаптации уровень конфликтности выше, чем в ужесложившемся коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева, Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ 1996.
2. Анцупов, А. Я.Профилактика конфликтов в школьном коллективе – М., Владос. 2004
3.Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология. — М.: Юнити. 1999.
4.Бабахан, Ю. С. Самооценка студента как показатель его способности к учебнойадаптации// Психологические и социально-психологические особенности адаптациистудента. -Ереван,1973 — с. 21-25.
5.Гришанов, Л. К., Цуркан, В. Д. Социологические проблемы адаптации студентовмладших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов кучебному процессу в вузе. — Кишинев,1990 — с.29-41.
6. Еникеев, М. И.Психологический энциклопедический словарь – М., Проспект. 2006
7.Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов наначальном периоде обучения.// Автореферат диссертации на соискание степеникандидата психологических наук — Л., 1989 — 15с.
8. Карелина, А. А.Психологические тесты в 2 т. Владос. – М., 2005
9. Козырев, Г. И.Введение в конфликтологию. — М.: Владос. 1999
10.Медведев, В. И. Учение об адаптации и его значение для военной медицины. — Л.,1983.
11.Майерс, Д. Социальная психология. — СПб.: Питер. 1996.
12.Методы исследования в физиологии и психологии труда. — Рига,1988.
13. Мещеряков, Е.В. Психологический словарь – СПб., 2001
14. Носкова, О. Г.Психология труда под ред.Е. А. Климова – М., 2004.
15. Обухова, Л. Ф.Возрастная психология – М. 2007.
16. Рамендик, Д.М. Управленческая психология – М., Форум. 2006.
17.Ронгинская, Т. И. Изменение системы личностных характеристик в процессеадаптации студентов.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидатапсихологических наук. — Л., 1987 — 16с.
18.Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сферепознания и общения в вузе. // Автореферат на соискание степени кандидатапсихологических наук. — Л., 1985 — 17с.
19.Тарабрина, Н. В., Лазебная Е.О. Успешность профессиональной деятельности ипрофессиональная пригодность оператора. // Психологический журнал. — 1994, № 3.
20.Терещенко, А. Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов всвязи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи ктрудовой и учебной деятельности. — Иркутск, 1986 — с.89-103.
21.Терёшкина, И. Б. Межличностные отношения как фактор учебной мотивациистудентов. //Гуманитаризация и гуманизация обучения в вузе. -Л., 1991.
22.Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте. — М., 1980 — 208 с.
23. Хасан, Б. И.,Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры – М. 2004