Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведениячеловека стало одним из самых популярных направлений исследовательскойдеятельности психологов. И, конечно, это не научная мода, а специфическаяреакция психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилияв «цивилизованном» двадцатом и двадцать первом веке. Невозможно сегодняпредставить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионныхновостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии илинасилия. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детскойпреступности и ассоциальности.
Особенности проявления агрессии у подростков
Несмотря на возросший интерес к проблемам детской агрессивности изначительное количество исследований, посвященных этой тематике, некоторыевопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Для определения степени выраженности той или иной формы проявленияагрессии, использовался тест Басса-Дарки. Кроме определения степенивыраженности какой-либо формы агрессии данная методика позволяет определитьстепень агрессивности и враждебности подростков.
Для определения направленности личности использовался теста Б. Басса.Опросник позволяет вывить одну из трех личностных направленностей:
1. направленность на себя («Я»);
2. направленность на дело («Д»);
3. направленность на общение («О»).
По итогам диагностики выраженности агрессивности у подростков быловыявлено, что у 61,5% подростков уровень агрессии не превышает нормальный и 37,5%подростков имеют уровень агрессии, превышающий нормальные показатели.
На следующем этапе исследования проводилась диагностиканаправленности личности. На основании полученных результатов испытуемые были разделенына три группы, в зависимости от направленности личности:
1 группа – 26,6% подростков с направленностью личности на дело –«Д»;
2 группа – 34,4% подростков с направленностью личности на общение– «О»;
3 группа –39% подростков с направленностью личности на себя – «Я».
Сопоставив результаты двух диагностик, нами был сделан вывод отом, что среди подростков с высоким уровнем агрессивности 87,5% имеютнаправленность личности на себя («Я»), 12,5% на дело («Д»). Подростков свысоким уровнем агрессивности не выявлено в категории с направленностьюличности на общение («О»).
Если же говорить об особенностях проявления агрессивных формповедения у подростков с различной направленностью личности, то можно указатьна следующее:
Для подростков с направленностью личности на «Я» характернодоминирование таких показателей как «вербальная агрессия», «физическаяагрессия» и «подозрительность». Наименьшую выраженность получили показатели«негативизм» и «чувство вины», что, в общем, может свидетельствовать оботсутствии отрицательной установки по отношению к другим людям, однако и онедостаточной критичности к своим поступкам, совершаемым в их отношении.
Индекс враждебности у данной категории подростков составляет 13баллов, что превышает нормальные показатели на 3 балла.
Индекс агрессивности составляет 26,52 балла, что превышает верхниеграницы показателя нормы на 1,52 балла.
Для подростков с направленностью личности на дело («Д») характернодоминирование таких показателей как «чувство вины», «вербальная агрессия» и«подозрительность».
Наименее выраженным показателем у данной категории подростковявляется «негативизм», что говорит об отсутствии отрицательной установки ввосприятии других людей.
Индекс враждебности у группы подростков с направленностью личностина дело в целом составляет 8 баллов, что соответствует норме.
Индекс агрессивности составляет 14,4, что соответствует норме.
Для подростков с направленностью личности на общение («О»)характерно доминирование такого показателя как «чувство вины», что говорит онежелании причинить боль другому, ориентации на взаимопонимание,доброжелательное общение. Кроме того, очень низкий показатель по шкале. негативизм.свидетельствует об общем положительном настрое по отношению к другим людям,способности доверять им и принимать их точку зрения.
Индекс враждебности составляет 5,27 балла, что не превышаетнормальные показатели.
Индекс агрессивности составляет 8,39 балла, что так же непревышает нормальные показатели.
Развитие исследовательских способностей детей
Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особойчувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностьюдошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе,проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаясяпоисковая активность ребенка в специально организованных условиях можетпривести к появлению психического новообразования, именуемогоисследовательскими способностями.
Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований попроблеме способностей, проблема диагностики и развития исследовательскихспособностей остается не разрешенной. Более того, многие ученые считают неправомерной постановку данной проблемы у дошкольников, полагая, что этиличностные свойства формируются на более поздних этапах. Это обусловило выбортемы исследования.
Под исследовательскими способностями мы понимаеминдивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность икачественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новойинформации.
Согласно подходу А.И. Савенкова, структуру исследовательскихспособностей составляют: поисковая активность, являющаяся мотивационнымкомпонентом исследовательских способностей, конвергентное и дивергентное видымышления, являющиеся основными механизмами осуществления исследовательскойдеятельности.
В основе поисковой активности лежиториентировочно-исследовательский рефлекс, выявленный русским физиологом И.П. Павловым.Поэтому потребность в поиске, исследовательском поведении является врожденной,но у различных субъектов она развита в разной степени. Это связано с тем, чтопри рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности,а окончательно она формируется в процессе индивидуального развития исоциального общения.
Соответственно этому пониманию мы выделили и обосновали следующиепсихологические особенности развития исследовательских способностей детейстаршего дошкольного возраста:
– в структуре мотивации доминируют мотивы «бескорыстнойлюбознательности», склонности к экспериментированию. Другие мотивы (широкиесоциальные, процессуальные и другие) находятся в подчиненном положении; – интеллектуально-творческийкомпонент характеризуется доминированием наглядно-действенного инаглядно-образного мышления над относительно слабо представленнымсловесно-логическим мышлением, что определяет характер исследовательскогопоиска ребенка: дошкольник может логически правильно рассуждать, делать выводыи умозаключения, когда решает понятные, интересные для него исследовательскиезадачи и при этом наблюдает доступные его пониманию факты;
– особенности проявления поведенческих характеристик:стремления к самостоятельности, настойчивости. В старшем дошкольном возрастеповедение ребенка характеризуется ситуативностью, неустойчивостью, непроизвольностью.Это определяет характер процесса и развития исследовательского поиска: егостремительность, ситуативность, кратковременность и связь с интересом кдеятельности.
На основе выделенных психологических особенностейисследовательской деятельности ребенка мы разработали и апробировали модельразвития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста вразвивающей среде дошкольного учреждения. Ее особенностью является то, что онапозволяет решать задачи развития исследовательского потенциала детей в единствес осуществлением общеобразовательных задач – усвоением необходимых знаний,умений и навыков, предусмотренных традиционной программой, и включает в себяследующие элементы:
мониторинг развития исследовательских способностей ребенка;
развитие исследовательских умений и навыков в образовательнойдеятельности;
организацию самостоятельной исследовательской практики;
специальные занятия по развитию интеллектуально–творческогопотенциала
детей.
Основными принципами, которыми мы руководствовались при разработкемодели, являются:
высокая степень самостоятельности ребенка в процессе обучения;
активные методы обучения исследовательского характера;
принцип открытости заданий;
безоценочность суждений со стороны взрослых;
гибкое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
Разработанная модель развития исследовательских способностей детейстаршего дошкольного возраста включает в себя комплекс занятий по основнымнаправлениям работы с детьми в дошкольном учреждении – «Мир природы», «Социальныймир», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность», «Конструирование иаппликация». Оптимальной структурой занятий является сочетание традиционногоизложения материала с элементами исследовательской деятельности. Кроме этогоона предполагает специальные занятия по развитию интеллектуально-творческогопотенциала детей.
В содержательном отношении разработанные занятия были оснащеныспециально разработанными заданиями, которые обеспечивают поступательноеразвитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста вобразовательной деятельности. Большое внимание отводилось приемам развитияумений видеть проблемы («Посмотрите на мир чужими глазами», «Тема одна –сюжетов много» и другие); выдвигать гипотезы («Поиск причин событий»); классифицировать(«Четвертый лишний», «Классификация с явными ошибками); задавать вопросы (игра«Угадай») и другие.
Для организации самостоятельной исследовательской практики детейбыла разработана программа проведения детских исследований по блоку «Мирприроды». Тематика исследований соответствовала программному материалу: «Снег»,«Вода», «Комнатные растения», «Домашние и дикие животные».
Особенности людей юношеского возраста
Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизничеловека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждомувзрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящеговремени вызывает множество затруднений у исследователей (Kelley and Berscheid,Regan and Berscheid).
Исследования психологии любви обусловлены запросом,сформировавшимся в современном обществе. В настоящее время существует множествотелепрограмм, отдельных рубрик в СМИ посвященных обсуждению проблем любви иблизких взаимоотношений, а также Интернет-сайтов предлагающих психологическиеконсультации по вопросам любви, секса и семейных отношений. Такой острыйинтерес обусловлен тем, что потребность в любви относится к базовымпотребностям человека.
В психологии лучше изучены материнская любовь и привязанностьребенка матери (Дж. Боулби и М. Эйнворт), которая в дальнейшем служитопытом для построения эмоциональных отношений человека с миром.
Наше исследование посвящено рассмотрению особенностей любви иромантической привязанности у людей юношеского и зрелого возраста по отношениюк лицам противоположного пола.
Вслед за Э. Бершид, любовь понимается нами как особоесостояние человека по отношению к другому, предполагающее особые отношения иобщение с ним, сопряженное с сексуальным влечением. Мы операнациолизируемлюбовь через романтическую привязанность и стили любви. Привязанностьхарактеризует эмоциональный аспект любви и устойчивые паттерны поведения вотношении партнера, мало осознаваемые человеком. Стиль любви включает в себякогнитивно-поведенческие проявления любви, то есть когнитивные оценки себя,своего состояния и своего партнера, установки на отношения с партнером иповеденческие проявления по отношению к нему.
Актуальность исследования: любовь оказывает значительное влияниена формирование личности в юности и развитию – в зрелости, способствуетсохранению и поддержанию психологического здоровья и социальнойадаптированности (Э. Эриксон, А. Маслоу, О. фон Кернберг, И.С. Кон,А.А. Кроник и Е.А. Кроник). В настоящее время существует потребностьв установлении закономерностей в новых эмпирических данных относительнопереживания любви на разных возрастных этапах, в частности юности и зрелости,чтобы расширить теорию и обеспечить сферу практического применениятеоретических знаний в психологической практике.
Целью нашего исследования является изучениевозрастно-психологических и половых особенностей романтической привязанности истилей любви. Мы предположили, что существуют различия в переживанииромантической привязанности и стилях любви по отношению к партнеру в юношескоми зрелом возрасте между мужчинами и женщинами.
Исследование проводилось с 2005 по 2008 год, в нем приняли участие230 человек в возрасте от 17 до 45 лет, средний возраст 26,8 года. Юноши идевушки, мужчины и женщины представлены в выборке в равном соотношении.
Мы использовали следующие методы: Attitudes аbout Love and Sex(.Colors of Love.) авторов C. Hendrick и S. Hendrick, 1986/1990 (методикаУстановки любви и секса или «Цвета любви»), Multi-Item Measure of AdultRomantic Attachment (MIMARA) авторов K.A. Brennan и P.R. Shaver, 1995(Опросник измерения романтической привязанности у взрослых). Полученные данныебыли обработаны с помощью пакета Statistica 6.0.
Среди полученных результатов хотелось бы отметить следующие: спомощью критерия Н – Крускала-Уоллиса нами выявлены достоверно значимыеразличия между юношами, девушками, мужчинами и женщинами зрелого возраста вромантической привязанности. В отношении таких параметров романтическойпривязанности, как стремление к сближению, амбивалентность и ревность / страхбыть оставленным, в большей степени выражены половые различия. Потребность вэмоциональной близости в отношениях в большей степени выражена у девушек иженщин (Н=23,62 при р=0,0000), и в меньшей степени у мужчин зрелого возраста.Также для девушек и женщин в большей степени характерна и амбивалентностьчувств по отношению к партнеру, чем у юношей и мужчин (Н=27,17 при р=0,000).Наивысшая степень выраженности амбивалентности имеется у девушек и наименьшая –для мужчин зрелого возраста. Подобные различия наблюдаются и в отношении такогопараметра привязанности как, ревность/ страх быть оставленным (Н=18,93 прир=0,0003). Ревность/ страх быть оставленным в меньшей степени характерен длямужчин зрелого возраста и юношей, чем для женщин и девушек. У девушек ондостигает наибольшей выраженности.
Возрастно-психологические различия существуют в интенсивностипроявления следующих параметров романтической привязанности: доверие и«срастание» с партнером. Большая степень доверия характерна для юношей идевушек и наименьшая для женщин и мужчин (Н=10,39 при р=0,02). В наибольшейстепени недифференцированность личностных границ выражена у девушек и юношей ив наименьшей в женщин и мужчин зрелого возраста (Н=14,11 при р=0,003).
Нами были выявлены также возрастно-психологические и половыеразличия по стилям любви. Стиль любви мания, то есть любовь-одержимость, имеетдостоверно значимые различия в большей степени обусловленные половойпринадлежностью (Н=11,17 при р=0,01). В большей степени любовь-одержимостьвыражена у девушек и женщин, а в наименьшей у юношей. В наибольшей степенистиль самоотверженной любви характерен для женщин и мужчин зрелого возраста,чем для юношей и девушек (Chi-Square=10,72 при р=0,01).
Таким образом, наша гипотеза о наличии возрастно-психологических иполовых различиях в романтической привязанности и стилях любви у юношей идевушек и мужчин и женщин зрелого возраста подтвердилась. К особенностямромантической привязанности женщин и девушек относятся большая степеньэмоциональной вовлеченности в отношения, стремление к большей близости,противоречивость чувств, страх быть оставленной / ревность, что находит сво.отражение в преобладании любви-одержимости. Для мужчин характерней сохранениеличностной автономности, эмоциональной стабильности и слабая выраженность страхабыть оставленным. Психолого-возрастные различия романтической привязанностипроявляются в большей степени открытости и доверии, и нечеткой дифференциацииличностных границ в отношениях у лиц юношеского возраста.
У мужчин и женщин зрелого возраста в большей степени выраженасамоотверженная любовь, которая характеризуется глубокими душевными нотками ипереживаниями и выраженной страстью. Для доминирования самоотверженного стилялюбви необходима определенная степень личностной зрелости, которая способствуетинтеграции в любви эротического и сексуального компонентов (З. Фрейд).Данный стиль также предполагает контроль над собственными эмоциями ипотребностями и концентрацию на личности партнера и его благополучии.
Выявленные нами возрастно-психологические и половые различиянеобходимо учитывать в консультировании по проблеме любви и отношенийоснованных на ней.
Заключение
Таким образом, развитие исследовательских способностей детейстаршего дошкольного возраста осуществляется в условиях сотрудничества со взрослыми детерминировано спецификой развития мотивационных (доминируют мотивы«бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию, широкиесоциальные мотивы находятся в подчиненном положении),интеллектуально-творческих (особенности наглядно-действенного инаглядно-образного мышления) и поведенческих характеристик.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, чтонаправленность личности в той или иной степени определяет как степеньагрессивности, так формы проявления агрессивного поведения у подростков. Крометого, при рассмотрении различий в проявлении форм агрессии была обнаруженавысокая степень агрессивности и враждебности у подростков с направленностьюличности на себя («Я»). Исходя из этого, следующий этап нашей работы будет заключатьсяв коррекции агрессивности испытуемых с данной личностной направленностью.
Список литературы
1. Савенков А.И.(2004) Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.:Питер, 2004.
2. Павлов И.П.(2006) Мозг и психика: избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского.М.: Ин-т практической психологии, 2006.
3. БоулбиДж. Привязанность / Под ред. Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2006.
4. Кернберг О.Ф. Отношениялюбви (норма и патология). М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
5. Кон И.С. Введениев сексологию. М.: Медицина, 2009.
6. Кроник А.А.,Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимыхотношений. М.: Мысль, 2009.
7. Brennan K.A. and Shaver P.R. Multi-Item Measure of AdultRomantic Attachment (MIMARA) / Handbook of Family Measurement Techniques / Ed.by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. Vol.3. Instruments andIndex. Sage Publications, Inc. Thousand Oaks. London. New Dehli, 2008. P. 179–182.
8. Hendrick C., Hendrick S.S. A Theory and Method of Love //J. of Personality and Social Psychology – 2006, №50, 392–402.
9. Hendrick C., Hendrick S.S. A relationship-specific version ofthe Love Attitude Scale // J. of Social Behavior and Personality. 1990.Vol. 5. P. 239–254.
10. Regan P.C., Berscheid E. The Psychology of InterpersonalRelationships. Prentice Hall, 2009.