Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость

Содержание
 
Введение
1. Роль и значение аудита производственных запасов
1.1. Задачи и источники аудита производственныхзапасов
1.2. Составление плана и программы аудитапроизводственных запасов и налога на добавленную стоимость
1.3. Обзор нормативных документов и экономической литературыпо теме исследования
2. Аудит производственных запасов и налога надобавленную стоимость
2.1. Проверка состояния складского хозяйства иобеспечения сохранности производственных запасов
2.2. Аудит операций по поступлению и движениюпроизводственныхзапасов
2.3. Аудит налога на добавленную стоимость
2.4. Инвентаризация производственных запасов какспособ проверки обеспечения их сохранности. Порядок отражения в учетерезультатов инвентаризации
3. Заключительный этап аудита производственных запасови налога на добавленную стоимость
3.1. Составление аудиторского отчета о проверкепроизводственныхзапасов и налогана добавленную стоимость
3.2. Совершенствование аудита производственных запасови налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованных источников

Введение
Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятиятребует определенных затрат трудовых и материальных ресурсов, средств труда,основного капитала. Затраты представляют собой средства израсходованные в целяхобеспечения производства и реализации продукции, получения доходов и извлеченияприбыли. Большинство из них находят отражение в себестоимости продукции, каксинтетическом показателе, характеризующем различные стороныпроизводственно-финансовой деятельности предприятия.
Таким образом, экономное использование материальных, трудовыхи финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказанииуслуг является условием повышения эффективности производственных процессов иувеличения прибыли.
Минимизация затрат и себестоимости произведенной продукцииявляется важнейшим средством максимизации прибыли, повышенияконкурентоспособности продукции предприятия. Только снижая себестоимость,предприятие может позволить себе снижение цен, обеспечив себе тем самым победу вценовой конкуренции. Экономия затрат также позволяет высвободить ресурсы длянаучно-технического перевооружения производства, создания инвестиционной базыдля развития предприятий. Что в свою очередь приводит к существенному снижениюзатрат живого труда и уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг).
Предметом исследования в курсовой работе является аудитпроизводственных запасов и НДС.
Объект работы — СПК «Щомыслица».
Целью работы является аудит производственных запасов и налога на добавленную стоимость наСПК «Щомыслица».
В связи споставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризоватьроль и значениеаудита производственных запасов;
2) раскрыть значениеплана ипрограммы аудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость;
3) произвести обзор нормативных документов иэкономической литературы по теме исследования;
4) рассмотреть аудит производственных запасови налога на добавленную стоимость;
5) проверить состояние складского хозяйства и обеспечениясохранности производственных запасов на СПК «Щомыслица»;
6) произвести инвентаризацию производственных запасов на СПК «Щомыслица»;
7) охарактеризоватьсовершенствованиеаудита производственных запасов и налога на добавленную стоимость на СПК «Щомыслица».

1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТАПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
 
1.1 Задачи иисточники аудита производственных запасов
Проверку операций с материально-производственными запасами могутпроводить специалисты государственных контролирующих органов, ведомственногоконтроля и аудиторы.
Проверка операций с материально-производственными запасамипредставлена на рисунок 1. Целью проверки операций сматериально-производственными запасами является установление законности,эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Исходя изцели, задачамипроверки являются:
-проверка полноты и своевременности оприходованияматериально-производственных запасов;
— контроль правильности документального оформленияматериально-производственных запасов;
-установление правильности оценки материально-производственныхзапасов при их оприходовании и списании в производство;
-проверка эффективности и целесообразности использованияконкретных материально-производственных запасов на производственные и другиецели;
— анализ обоснованности и правильности списаниятранспортно-заготовительных расходов;
— проверка операций по реализации материалов.
Источниками информациипри проведении проверкиявляются:
— бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях иубытках (форма № 2), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложениек бухгалтерскому балансу (форма № 5);
— статистическая отчетность: Отчет о запасах топлива (форма №12-тэк (запасы потребителей)), Отчет об остатках, поступлении и расходе сырья иматериалов (форма № 1 -мр (сырье и материалы)), Отчет о расходетопливно-энергетических ресурсов (форма № 12-тэк), Отчет о расходетопливно-энергетических ресурсов на производство отдельных видов энергоемкойпродукции и работ (включая производство тепловой и электрической энергии)(форма № 1-тэк (энергоемкая продукция)) и др.;
— регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера №6, 10,10/1, ведомости № 10 и 11, карточки складского учета, товарные иматериальные отчеты;
— документы:типовые формы по учету материально-производственных запасов, договоры наприобретение, протоколы согласования цены и поставки по сроку, ассортименту ит.п., накладные на поставку и внутреннее перемещение, лимитно-заборные карты идр., учетная политика: график документооборота, субсчета и аналитические счетав рабочем плане счетов; способы погашения стоимости предметов в составе средствв обороте; оценка производственных запасов; отпуск запасов в производство;оценка запасов незавершенного производства; наличие и состав комиссий поинвентаризация незавершенного производства и материально-производственныхзапасся, график и периодичность проведения инвентаризаций незавершенногопроизводства и материально-производственных запасов.

/>
Рисунок 1.1 –Проверкаопераций с материально-производственными запасами
1.2Составление плана и программы аудита производственных запасов и налога надобавленную стоимость
В каждой организации должна быть разработана конкретная программавнутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальныхресурсов, которая предусматривает подробный перечень проверяемых вопросов,сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер исодержит сведения по видам ресурсов.
После определения общей стратегии аудита аудиторская организациядолжна разработать и документально оформить план аудита.
План аудита базируется на общей стратегии аудита и начинаетформироваться в период ее рассмотрения.
План аудита должен содержать:
- информациюо характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенныхискажений, которые выполняются на начальном этапе аудита;
- информациюо характере, сроках проведения и объеме аудиторских процедур в отношениипроверки каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытияинформации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- переченьдругих аудиторских процедур, выполняемых в соответствии с требованиями правилаудиторской деятельности.
В план обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской(финансовой) отчетности необходимо включать проверку существенных вопросов вобъеме, не менее предусмотренного перечнем согласно приложению.
Кроме непосредственно аудита аудиторская организация должнапланировать процедуры внутреннего контроля качества аудита. Характер, сроки иобъем таких процедур зависят от размера и структуры аудируемого лица, видааудита, уровня риска существенных искажений, опыта и квалификации работников,осуществляющих аудит. При этом в ходе аудита следует тщательно контролироватьпроведение проверки там, где высокий риск существенного искажения.
Если риск существенных искажений невысокий, контрольные процедурыпланируются и проводятся в ограниченном объеме.
Если аудит проводится одним аудитором, кроме контрольных процедур,необходимо планировать обсуждение сложных или редко встречающихся вопросов сдругими компетентными работниками аудиторской организации.
Планирование в аудите — непрерывный процесс, обновляемый по меревыполнения отдельных пунктов плана (например, после выполнения процедур оценкириска существенных искажений уточняются запланированные к проведению процедурыпроверки по существу).
Если по мере получения информации в ходе аудита требуетсякорректировка характера, сроков и объема намеченных аудиторских процедур,аудиторская организация должна внести изменения в стратегию и план аудита.
Если изменения в общей стратегии и плане аудита касаютсязначительного увеличения объема и сложности применяемых аудиторских процедур,сроков проведения аудита или количественного состава аудиторской группы,допускается по согласованию с заказчиком внесение изменений в условия договораоказания аудиторских услуг.
В соответствии с Постановлением Министерства финансов РеспубликиБеларусь от 04.08.2000 N 81 «Об утверждении нормативных правовыхактов» (вместе с «Правилами аудиторской деятельности»Планирование аудита", «Правилами аудиторской деятельности»Документирование аудита") аудит производственных запасов состоит:
- проверкаправильности стоимостной оценки и полноты отражения в бухгалтерском учетепроизводственных запасов и отдельных предметов в составе средств в обороте,прав аудируемого лица на них, существования запасов на конец отчетного периода;
- проверкаправильности и полноты раскрытия информации о производственных запасах вбухгалтерской (финансовой) отчетности;
- проверкаправильности списания производственных запасов и отдельных предметов в составесредств в обороте на затраты по производству готовой продукции (выполнениюработ, оказанию услуг).
Ниже представлении общий план аудита и программа аудита на СПК «Щомыслица».
/>

/>
1.3 Обзорнормативных документов и экономической литературы по теме исследования
Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверкипроизводственных запасов и налога на добавленную стоимость по приобретеннымценностям.
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»от 18.10.1994 № 3321-ХП (с изм. от 26.12.2007 № 302-3);
Директива Президента Республики Беларусь «Экономия ибережливость — главные факторы экономической безопасности государства» от14.06.2007 № 3;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждениипоказателя по экономии ресурсов на 2009 год» от 16.01.2009 № 35;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Обустановлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составеоборотных средств» от 23.03.2004 №41 (с изм. от 11.12.2008 № 187);
Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Опорядке расчета оплаты за организацию сбора и переработки стеклянной тары итары на основе бумаги и картона» от 20.02.2004 № 8;
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция поприменению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденныепостановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (сизм. от 26.03.2009 № 33);
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденнаяпостановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180;
Инструкция опорядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденнаяпостановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 (сизм. от 11.12.2008 №187);
Инструкция по бухгалтерскому учету материалов, утвержденнаяпостановлением Министерства финансов Республики Беларусь ог 17.07.2007 № 114;
Инструкция о порядке применения норм расхода топлива длямеханических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования,утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РеспубликиБеларусь от 31.12.2008 № 141;
Инструкция о порядке учета поступления, хранения и расходованиягорюче-смазочных материалов, утвержденная постановлением Министерства финансовРеспублики Беларусь от 15.05.2002 № 74;
Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетностиоплаты расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлениюмеханическим транспортным средством, утвержденная постановлением Министерстватранспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.06.2007 № 37;
Инструкция о порядке оплаты и учета расхода автомобильноготоплива, используемого при обучении управлению механическим транспортнымсредством, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникацийРеспублики Беларусь от 06.06.2007 № 34;
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценныхметаллов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерствафинансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (с изм. от 01.12.2008 № 178);
Инструкция о порядке приемки и отпуска драгоценных металлов идрагоценных камней и изделий, их содержащих, Государственным хранилищемценностей Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденнаяпостановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.04.2004 № 69 (сизм. от 27.11.2008 № 174);
Постановление Министерства архитектуры и строительства РеспубликиБеларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при СоветеМинистров Республики Беларусь «О маркировке стеклянной тары» от26.12.2001 № 21/48 (с изм. ог 05.03.2007 №4/12);
Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов,утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям РеспубликиБеларусь от 30.09.2004 № 3;
Правила техническойэксплуатации автозаправочных станций, утвержденные постановлением Министерствапо чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 № 38;
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов сдавлением пара не более 0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температуройнагрева воды не выше 115°С, утвержденные постановлением Министерства почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.01.2007 № 5 (с изм. от16.04.2008 № 31);
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейныхкотлов (ПУБЭ М 0.00.1.08-96), утвержденные приказом-постановлением Министерствапо чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства труда РеспубликиБеларусь от 20.01.1997 №2/6;
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля.Термины и определения», утвержденный постановлением Комитета постандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РеспубликиБеларусь от 09.12.2003 № 49;
Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономикиРеспублики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151;
Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденноепостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290;

2.АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ИНАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
 
2.1 Проверкасостояния складского хозяйства и обеспечения сохранности производственныхзапасов
Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства организацииАПК, как и другие предприятия, создают и пополняют запасы товарно-материальныхценностей как составной части их производственных фондов.
В обеспечении сохранности и рационального использованиятоварно-материальных ценностей важное значение имеет правильная организацияскладского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений иемкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных иохранных средств. Поэтому при осуществлении экономического контроля засостоянием хранения и сохранности товарно-материальных ценностей в первуюочередь следует уделять внимание организации складского хозяйства. Особыеконтрольные функции в этом отношении возложены на главного бухгалтерапредприятия. При его непосредственном участии осуществляется всяорганизаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальных ценностей,обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарными средствами итарой, зачислению отдельных лиц на должности материально ответственныхработников, инструктаж. С лицами, принимаемыми на должность заведующегоскладом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальнойответственности.
На выявление всех недостатков в организации складского (учета) хозяйства,хранения и сохранности товарно-материальных ценностей направлен последующийконтроль за указанными операциями, основной формой которого являютсядокументальные ревизии. В ходе ревизии устанавливают наличие и состояниескладских помещений и других емкостей, предназначенных для хранениясоответствующих видов товарно-материальных ценностей, подъездных путей иоколоскладских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств,охраны, хранения и складского учета. Проверку складских помещений и емкостейдля хранения товарно-материальных ценностей рекомендуется проводить путем ихосмотра в натуре в начале ревизии.
Аудиторы устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличиеисправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружныхи внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками,закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и другихизмерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры иосвещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядкаклеймения весов и других измерительных приборов, обеспечения ими потребностейревизуемого предприятия. Необходимо помнить, что материалы по секциям складов,а внутри их по отдельным группам и типо-, сорторазмерам материалов должныразмещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки,отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должныбыть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурныйномер, единица измерения и норма запаса. Для хранения, например, запасныхчастей на складах применяют стеллажи, где на каждый вид отводится своя полкаили ее часть; отдельные запасные части из-за своего веса (размера) хранятся наполу; строительные материалы, пиломатериалы, круглый лес складывают в штабеля;для хранения сыпучих продуктов используют закрома, бункера, траншеи (зерно,корма); нефтепродукты хранятся в резервуарах, бочках.
Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяютпутем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей;взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаютсяв промежуточном акте, который подписывает аудитор, материально ответственноелицо и другие лица, принимавшие участие в этой проверке. Если выявленырасхождения в показании приборов, то аудитор требует письменное объяснениематериально ответственных лиц и устанавливает причины расхождений ипоследствия, к которым они могли привести или привели.
На практике нередко имеют место случаи совершения хищений и потерь из-заплохо организованной охраны и противопожарной защиты складов. В связи с этимнеобходимо выяснить, установлены ли надлежащие запоры, сигнализация, освещениеподступов к складам, сторожевая охрана; имеются ли в наличии и в исправномсостоянии противопожарные средства, соблюдены ли сроки зарядки огнетушителей.
Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску товарно-материальныхценностей на складах, в кладовых и других местах их хранения. Для этогорекомендуется в процессе ревизии провести фактический контроль приема и отпускаотдельных видов продуктов и материалов. В частности, присутствуя при приемкетех или иных материально-технических средств, ревизионная группа можетустановить, как соблюдается установленный порядок приемки продукциипроизводственно-технического назначения по количеству и качеству, составляютсяли приемные акты и коммерческие акты в случаях нарушения целостности упаковки,пломбирования вагонов, недостач материальных ценностей в пути, правильно лисоставляются внутренние документы и записи в регистрах складского учета наоприходование поступивших ценностей, производится ли их биркование, метка. Припроверке отпуска отдельных видов продуктов и материалов выявляют наличиеоснования данной хозяйственной операции, правильность оформления затребованногои фактически отпущенного количества, своевременность отражения этой операции врегистрах складского учета. Правильность ведения учета в местах храненияценностей оказывает большое влияние на состояние складского (учета)предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятныевозможности для нарушений и злоупотреблений. Для этого необходимо ознакомитьсяс фактическим состоянием складского учета на отдельных складах. Проверяется:наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учетаматериалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременностьосуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов одвижении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения ихинвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер порегулированию инвентаризационных разниц.
Таким образом, в обеспечении сохранности и рациональногоиспользования товарно-материальных ценностей важное значение имеет правильнаяорганизация складского хозяйства, что означает наличие необходимых помещений иемкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных иохранных средств. Исходя из этого, при осуществлении контроля за состояниемхранения и сохранности товарно-материальных ценностей в первую очередь следуетуделять внимание организации складского хозяйства.
Особые контрольные функции в этом отношении возложены на главногобухгалтера СПК «Щомыслица», что отражено в должностной инструкциибухгалтера (Приложение А). При его непосредственном участии осуществляется всяорганизаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальныхценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарнымисредствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материальноответственных работников, инструктаж.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должензаключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности,(приложение Б).
На каждый вид материалов прикреплены ярлыки, в которых указываютсянаименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
Для хранения запасных частей на складах применяют стеллажи, где накаждый вид отводится отдельная полка или ее часть, запасные части из-за своеговеса (размера) хранятся на полу, нефтепродукты — в резервуарах и бочках.
2.2 Аудитопераций по поступлению и движению производственных запасов
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления,полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей являетсяпредварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемыйобщественными контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительногоконтроля выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других основанийдля совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдениедействующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условийдоставки, формы расчетов.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования указанныхтоварно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных,счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки сдокументами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром иинвентаризацией их в натуре.
Всестороннему изучению подлежат указанные операции при документальных ревизиях.Особое внимание в этих случаях следует обратить на обоснованность приобретениятех или иных ценностей, своевременность их оприходования и эффективность использования.Необходимо выяснить, соблюдается ли на предприятии порядок выдачи доверенностейна получение товарно-материальных ценностей и отчетности по их использованию.При этой проверке необходимо выяснить: ведется ли на предприятии журнал учетавыдачи доверенностей по типовой форме; соблюдается ли установленный порядокотчетности за полученные доверенности; выдаются ли доверенности только работникамданного предприятия, отчитавшимся по предыдущим доверенностям; на какой сроквыдаются доверенности (как правило, они должны выдаваться на срок не более 15дней или в исключительных случаях при систематическом получении материала — намесяц); возвращаются ли неиспользованные доверенности на следующий день после истечениясрока их действия; сдает ли доверенное лицо после получения ценностей документыо выполнении поручений и о сдаче на склад материальных ценностей. Тщательнопроверяют соблюдение порядка хранения книжек доверенностей и текущего контроляза этими операциями со стороны главного бухгалтера.
Своевременность оформления документов при приемке и отпуске ценностей и записив книги или карточки складского учета проверяется при обследовании мест хранениятоварно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить наличие на складенеучтенных излишков, договоров (контрактов) и разовых сделок по поставщикам материальныхресурсов.
Объектом исследования аудиторско-ревизионных проверок являетсяоперативная и служебная информация.
На />СПК «Щомыслица» изучается учет в журналепоступивших грузов по каждому поставщику об ассортименте и сроках поставкиматериальных ресурсов по договору (контракту) и проверяется на основаниидокументов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием датыпоступления. При этом проверка достоверности приведенной информации являетсяважной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете,сопоставляют с данными бухгалтерского учета.
Выявить нарушавших условия договора (контракта) поставщиков позволяетдостоверная информация о выполнении договорных обязательств. При установлениифакта нарушения условий договора (контракта) к нарушителям предъявляютсяштрафные и другие санкции. Если штрафные санкции не были удовлетворены, следуетвыяснить, не связано ли это с пропуском исковой давности или неправильным инеполным оформлением исковых материалов через хозяйственные суды и выявить конкретныхвиновников.
Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которыхсобирается информация о наличии и движении ценностей, отчеты материальноответственных лиц с приложенными к ним первичными документами, регистрысинтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и прочие регистрыявляются источниками проверки полноты оприходования товарно-материальныхценностей.
При проверке полноты и правильности оприходования покупных материальныхценностей устанавливают соответствие итоговых сумм, отраженных в ведомостяхучета товарно-материальных ценностей данным других учетных регистров(журналов-ордеров). Так, если по дебету счета 10/1 «Сырье и материалы»поступили ценности на сумму 2211 789 680 рублей, при этом с кредита счета 60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками» — 2 210 408 680 рублей, с кредита счета 71 «Расчетыс подотчетными лицами» — 1381000 рублей, то такие же суммы должны найтиотражение в журналах-ордерах по кредиту счетов 60,71, в которых в отдельныхграфах производятся записи в дебет счета 10/1 «Сырье и материалы».
Одновременно следует проверить согласованность записей междусинтетическим и аналитическим учетом по балансовым счетам и субсчетам, покоторым учитывают товарно-материальные ценности.
Если в результате проверки были установлены расхождения, следуетопределить их причины. Такие отклонения могут образовываться из-за небрежногоотношения бухгалтеров к выполнению своих служебных обязанностей, а также врезультате неполного оприходования ценностей.
Проверке операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»уделяется особое внимание, так как учет на нем осуществляетсялинейно-позиционным способом, по дебету которого отражается оплата долгапоставщику за поставленные товарно-материальные ценности, а по кредиту ихпоступление. В том случае, когда оплачены материалы, оставшиеся на конец месяцав пути или не вывезенные со складов поставщиков, то на счете 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» числится дебиторская задолженность до тоговремени, пока материалы не поступят на предприятие и не будут приняты на приходматериально ответственными лицами.
Проверять такие суммы следует каждую в отдельности. Вначале устанавливаютдату оплаты расчетных документов поставщиков и наименование ценностей по документам,приложенным к выпискам банка. Затем по материальным отчетам следующего месяцапроверяют полноту их оприходования. Нормативный срок нахождения в пути товарно-материальныхценностей выясняют в том случае, когда они не оприходованы. В этом же случаеаудитором выясняется, какая проведена предприятием работа по розыску груза.
Для того, чтобы проверить правильность оприходования товарно-материальныхценностей, необходимо использовать следующие документы: сопроводительные документыпоставщиков, приложенные к отчетам материально ответственных лицтоварно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочныеярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и прочие, зависящие отвида груза, его упаковки и способа доставки.
Внутренние документы сверяются с сопроводительными документами поставщиковпри проверке полноты оприходования материальных ценностей. При этом проверяютсяправильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступившихтоварно-материальных ценностей и своевременность предъявления претензий кпоставщикам или железнодорожной (транспортной) организации. Расхождения в количествеи качестве поступивших ценностей могут образовываться за счет их присвоения иоформления подложных документов (актов) в целях сокрытия недостач или пересортицтоварно-материальных ценностей. Можно также обнаружить подлоги в сопроводительныхдокументах поставщиков при оприходовании материальных ценностей, такие какизменения наименования отдельных видов товарно-материальных ценностей или ихпотребительских свойств (сортности, марки, артикула, размера, влажности ипрочие), завышение веса брутто, тары и другие нарушения. Поэтому при проверкедокументов на оприходование ценностей необходимо хорошо владеть экспертнойоценкой документов. Сомнительные документы необходимо сверить с записями вотчетах материально ответственных лиц, проверить правильность бухгалтерскихзаписей и произведенных записей в регистрах бухгалтерского учета, таких какнакопительные ведомости, журналы-ордера. Если есть необходимость, производятвстречную проверку с документами, находящимися у поставщиковтоварно-материальных ценностей. В приложении В приведена сверка внутреннего учета поступления бензина насклад ГСМ за апрель месяц 2010 года, за номером 1604449 товарно-транспортной накладнойпоступило 3775 литров бензина Нормаль – 80, плотностью 0,737кг/л, что составило2,782 тонны, цена за тонну 2282321 руб. (приложение В).
От правильной организации и постановки синтетического и аналитическогоучета зависит правильность оценки материальных ценностей. Следовательно, в ходеаудита прежде всего необходимо проверить правильность учета на счете 10 «Материалы»в разрезе Субсчетов и по каждому наименованию материальных ценностей взависимости от их потребительских свойств. Затем проверяется присвоениематериальным ценностям номенклатурного номера в зависимости от ихпотребительских свойств и их запись в первичных документах и складском учете.
Далее аудитор на основании первичных документов проверяет правильностьотражения в учете покупной стоимости товарно-материальных ценностей итранспортно-заготовительных расходов.
Поскольку наибольший удельный вес в составе себестоимости занимают транспортныерасходы, следует проверить их отражение в договоре. При проверке документов, покоторым они оплачены или начислены, выясняют, не превышают ли они действующихтарифов на перевозку грузов и правильно ли они присоединены к тем группам иотдельным наименованиям товарно-материальных ценностей, за которые произведенаили начислена оплата.
Если материалы перевозились автотранспортными хозяйствами, необходимо проверитьфакт оказанных услуг, правильность указанных объемов выполненных работ, соблюдениедействующих тарифов, правильность указания пробега автотранспорта, часы подпогрузкой и разгрузкой, связь услуг с коммерческими и другими расходами, атакже правильность их включения в стоимость соответствующихтоварно-материальных ценностей.
Нередко на предприятии приходуют не полностью поступившиетоварно-материальные ценности (в меньшем количестве, чем указано в сопроводительныхдокументах) в полной сумме предъявленных к оплате и фактически оплаченныхсчетов поставщиков и не предъявленных к ним претензий. Следует установитьпричины и характер образовавшихся недостач и в случае вины поставщика принятьмеры к оформлению претензионных требований к возврату, изъятию уплаченных сумм.
Иногда за указанными расхождениями могут скрываться факты присвоения техили иных ценностей отдельными должностными лицами, что устанавливают сверкойзаписей по книгам и карточкам складского учета, проверкой движения этихматериалов, опросом соответствующих работников, связанных с их доставкой,разгрузкой, приемкой, отпуском и производственным потреблением. По всемвыявленным фактам злоупотреблений составляют отдельные промежуточные акты. Насчета виновных лиц указанные недостачи относят исходя из количества недостающихценностей и их стоимости по свободным ценам.
Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпускутоварно-материальных ценностей на складах, в кладовых и других местах иххранения. Для этого рекомендуется в процессе ревизии провести фактическийконтроль приема и отпуска отдельных видов материалов.
В частности, присутствуя при приемке тех или иныхматериально-технических средств, ревизионная группа может установить следующее:как соблюдается установленный порядок приемки продукциипроизводственно-технического назначения по количеству и качеству; составляютсяли приемные и коммерческие акты в случаях нарушения целостности упаковки,недостач материальных ценностей в пути; правильно ли составляются внутренниедокументы и записи в регистрах складского учета на оприходование поступившихценностей, производится ли их биркование, метка. При проверке отпуска отдельныхвидов материалов выявляют наличие основания для данной хозяйственной операции,правильность оформления затребованного и фактически отпущенного количества,своевременность отражения этой операции в регистрах складского учета.Правильность ведения учета в местах хранения ценностей оказывает большоевлияние на состояние складского учета организации, так как при его запущенностисоздаются благоприятные условия для нарушений и злоупотреблений. Для этогонеобходимо ознакомиться с фактическим состоянием складского учета на отдельныхскладах. Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или карточекскладского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимымценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составленияежемесячных отчетов о движении материальных ценностей; правильность и своевременностьпроведения их инвентаризаций, сличения ее результатов и принятиясоответствующих мер по регулированию результатов инвентаризаций. Выдача ТМЦпроизводится по требованию-накладной (приложение Г), где в обязательном порядкеуказывается единица измерения количество затребованного ТМЦ и отпущенного, атак же цена единицы ТМЦ. Для списания ТМЦ составляется Акт о списании ТМЦ.
Во время проведения аудиторской проверки в требовании накладной заномером 663 не указанна единица измерения (приложение Д).
Для отражения операций, связанных с поступлением, хранением,выдачей и списанием горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) в бухгалтерскомучете используется сч. 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо».Аналитический учет по данному счету ведется в разрезе материально ответственныхлиц, видов ГСМ и мест хранения. При проверке устанавливается, чтобы оформлениеи учет движения ГСМ внутри организации были организованы в соответствии стребованиями, установленными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Проверка таких операций идентична проверке операций стоварно-материальными ценностями. Однако следует учитывать следующиеособенности.
В связи с пожароопасностью для населения основных видов топливаследует установить соблюдение Правил технической эксплуатации складовнефтепродуктов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 № 3, Правил техническойэксплуатации автозаправочных станций, утвержденных постановлением Министерствапо чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 04.12.2003 № 38, Правилустройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более0,07 МПа (0,7 бар) и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше115°С, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациямРеспублики Беларусь от 25.01.2007 № 5 (с изм. от 16.04.2008 № 31) и Правилустройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПУБЭ М0.00.1.08-96), утвержденных приказом-постановлением Министерства почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства труда РеспубликиБеларусь от 20.01.1997 № 2/6.
Далее устанавливается наличие утвержденных норм расхода ГСМ, атакже поправочные коэффициенты при различных особенностях.
При приобретении ГСМ за наличный расчет на территории РеспубликиБеларусь необходимо контролировать установленный обслуживающим банком лимитрасчетов наличными между субъектами хозяйствования.
Приказом руководителя организации должно быть утвержденоответственное лицо, осуществляющее ведение журнала учета температур в случаеэксплуатации транспортной техники. На СПК «Щомыслица» нету не толькоприказа но и самого журнала учета температур. Данное отсутствие являетсятипичной ошибкой по операциям с топливом.
Должна быть установлена периодичность и порядок проведенияинвентаризаций ГСМ по местам хранения и материально ответственным лицам сучетом нахождения машин в командировках.
Особое внимание уделяется экономному расходованию тепла,электроэнергии, природного газа и других ресурсов с учетом требований ДирективыПрезидента Республики Беларусь «Экономия и бережливость — главные факторыэкономической безопасности государства» от 14.06.2007 № 3 и установленныхправительством республики заданий по экономии ресурсов.
Посколькуэксплуатация и работа автотранспорта, строительных машин и механизмовпредполагает использование бланков строгой отчетности, то при проверке в нихособое внимание уделяется фактическому расходу ГСМ, а также использованиютиповых форм первичных учетных документов по учету ГСМ. В связи с этим важнопроконтролировать и выяснить причины отклонений в случае перерасхода, а такжепорядок взыскания допущенного перерасхода и его отражение на счетахбухгалтерского учета.
На СПК «Щомыслица»выдача ГСМ производится по лимитно-заборной кате (приложение Е), таклимитно-заборная карта выдана Млык Роману Витальевичу, для использования набензопиле, лимит на месяц составляет 70 литров. Выдано 70 литров, бензина А-92,актом от 26.04 2010 комиссией в составе прораба, мастера рабочего произведеносписание бензина А – 92, в количестве 70 литров для бензопилы, по норме расходатоплива на 1 час 0,7 литра. Таким образом, отпуск ГСМ производится в пределахлимита, приложение Ж.
Необходимо проверить отчеты заправщиков о количестве поступившегои израсходованного топлива, а также правильность ведения учета топлива в бакахавтомобилей, правильность установления размеров экономии и перерасхода горючеговодителями. При этом обращается внимание на соответствие показателя спидометраданным о количестве израсходованного горючего и его остатках в бакахавтомобилей. При возникновении сомнений в правильности записей в заправочныхведомостях их можно сопоставить с путевыми листами автомобилей и тракторов, гдетакже указано количество выданного горючего. Отдельно проверяются условияхранения горючего. Акт замера горючего в баках на 1 января 2010 года на СПК «Щомыслица»представлен в приложении И. При контроле автомашин было установлено, чтоспидометр автомашины ГАЗ – 53, под номером 03-68-5 водитель Осипенко С.находится в неисправном состоянии.
Основными видами потерь при хранении горючего являются потери отиспарений, при заполнении резервуаров — утечки. Необходимо уделять большоевнимание проверке размеров потерь от испарения, потому что при испаренииулетучиваются важные фракции.
 
2.3 Аудитналога на добавленную стоимость
Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам исборам состоит в установлении соблюдения налогового законодательства РеспубликиБеларусь. Всякая коммерческая организация создается с целью получения прибылипутем осуществления предпринимательской деятельности.
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязаннымилицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам,сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета,если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведетсяисключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
Налогом признается обязательныйиндивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или)местные бюджеты.
Проверяется соблюдение определения исчисляемых налогов, всоответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности и ихисточниками.
Затем контролируется правильность определения объектовналогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, преференций иналоговых кредитов, определения ставок налогов в зависимости от осуществляемыхвидов экономической деятельности.
Наиболее уязвимыми аспектами являются нарушения, связанные сналогообложением сумм по результатам инвентаризации. В ряде случаев отражение вучете инвентаризационных разниц по имуществу и списание задолженностей пообязательствам является объектом для исчисления налогов. В этой связи длябухгалтера очень актуально правильное определение налоговой базы, применениеставки для исчисления, своевременность уплаты и отражения в бухгалтерском иналоговом учете. При этом для разных налогов налоговые базы различны. В таблице2.1 сведем результаты проверки правильности отражения хозяйственных операций насчетах бухгалтерского учета.
Таблица 2.1 — Результаты проверки правильности отраженияхозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета Наименование первичного документа № и дата Суть операции Отражение в учете фактически по данным предприятия следует применить Дт Кт Сумма, руб. Дт Кт Сумма, руб. Авансовый отчет
355 от
22.04.2010 приобретение краски масляной 20 71 60000
10
18 71
50000
10000
При недостаче товаров моментом фактической реализации для целейисчисления НДС является день составления сличительной ведомости или иногодокумента, подтверждающего их недостачу, порчу и хищение. Если виновным лицомпроизводится возмещение суммы недостачи по цене выше, чем налоговая база сучетом НДС, то сумма увеличения налоговой базы облагается в момент ееполучения.
Расходы насырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательныематериалы учитываются в составе затрат по производству товаров в пределах, непревышающих норм, установленных нормативно-технологической документацией а (или)конструкторско-технологической документацией (и (или) в пределах, не превышающихнормативов затрат, которые могут рассчитываться организациями в соответствии снормами, установленными конструкторско-технологической документацией), еслииное не установлено законодательством.

2.4Инвентаризация производственных запасов как способ проверки обеспечения ихсохранности. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации
Инвентаризация служит средством проверки организации материальнойответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверностибухгалтерского учета.
Основными задачами инвентаризацииявляются:
- установлениефактического наличия хозяйственных ресурсов;
- контрольза сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактическогоналичия с данными бухгалтерского учета;
- выявлениесверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
- проверкасостояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.
Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель иглавный бухгалтер организации.
Инвентаризации материальных ценностей в организации должныпроводиться в сроки, оговоренные в планах контрольно-инвентаризационной работы,и утверждаться руководителем.
Инвентаризации в обязательном порядке проводят перед составлениемгодового бухгалтерского отчета, но не ранее 1октября отчетного года;при передаче имущества организации в аренду и продаже; при преобразованииорганизации; при смене материально ответственного лица; при установлении фактовхищения или злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей; в случаепожара или стихийных бедствий.
В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимыхдокументов, подтверждающих ее проведение. В их число входят приказы илираспоряжения о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии,материальные отчеты, инвентаризационные описи или акты инвентаризацииценностей, сличительные ведомости, письменные объяснения материальноответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколы, приказы и прочиедокументы по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризации.
Результаты инвентаризаций должны быть оформленыинвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождениюматериальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок иподчисток в описях не допускается. Исправление ошибок производится путемзачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных.Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии иматериально ответственными лицами.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописьюколичество порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог всехценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, внезависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности учитываются. Такойподсчет исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений илиприписок.
Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии иматериально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количествопорядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог ценностей внатуральных показаниях на последней странице и по всей описи в целом.
На каждой инвентаризационной описи материально ответственное лицодает расписку следующего содержания: «Все ценности в настоящейинвентаризационной описи с № по № комиссией проверены в натуре и в моемприсутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационнойкомиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моемответственном хранении» (подпись, дата). В случае поступления ценностей входе инвентаризации они приходуются в отдельной описи под наименованием«Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации»;аналогичная опись составляется при отпуске товарно-материальных ценностей(когда, от кого поступили, дата и номер приходного документа, наименование,цена, количество, сумма).
Во время проведения аудита на СПК «Щомыслица» винвентаризационных описях соблюдены перечисленные требования, за исключением о инвентаризационнойописи оборотных активов за номером 40 отсутствует последняя страница сраспиской материально ответственного лица, следующего содержания: «Всеценности в настоящей инвентаризационной описи с № по № комиссией проверены внатуре и в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационнойкомиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моемответственном хранении» (подпись, дата). (приложение К, Л, М).
Для выявлениярезультатов инвентаризации составляются: сличительные ведомости, которыеподписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Всличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которымпри инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам,потерям и излишкам материальных ценностей от материально ответственных лик,должны быть получены письменные объяснения. На основании: представленныхобъяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер ипричины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяетпорядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерскогоучета, заключения фиксируются в протоколе, который рассматривается постояннодействующей инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем.
Качество проведения инвентаризаций устанавливают по данныминвентаризационных описей, где проверяют:
- наличиенаименования предприятия;
- местопроведения инвентаризации (склад, цех, кладовая);
- времяее проведения;
- полнотузаписи наименований материалов, их марки, сортности, артикулов и других отличительныхпризнаков;
- порядокисправления показателей;
- наличиена инвентаризационных описях подписей членов инвентаризационной комиссии;
- записиответственных лиц с их подписью о правильности проведения инвентаризаций ипринятии ценностей на ответственное хранение.
Если при формировании инвентаризационных материалов выявленынарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушениямогут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своихобязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытияустановленных фактов недостач и излишков отдельных видов товарно-материальныхценностей.
Для проверки правильности оформления инвентаризационных описейиспользуют второй экземпляр инвентаризационной описи, первичные документы,данные аналитического учета, калькуляции и др.
Первичные документы на оприходование и данные аналитического учетаиспользуются в том случае, когда в инвентаризационных описях приведенынаименования материала без указания сорта, размера, марки, номера и другихпотребительских свойств или в эти показатели внесены изменения. Достоверностьзаписи устанавливают путем взаимной сверки показателей этих документов сданными инвентаризационной описи.
Количественный учет по сортности материалов восстанавливается подокументам, если по соответствующей группе материалов учет осуществляется всуммарном выражении.
Достоверностьприведенных остатков товарно-материальных ценностей в сличительной ведомостипроверяют по данным бухгалтерского учета и инвентаризационной описи. Дляпроверки остатков по данным бухгалтерского учета используютколичественно-сортовой учет, оборотные ведомости, сальдовые ведомости и другиедокументы в зависимости от принятого порядка ведения аналитического учета вбухгалтерии.
В ходе ревизии проверяют правильность составления расчетов посписанию потерь в пределах норм естественной убыли и сверх этих норм. Списаниепотерь должно производиться с разрешения руководителя по утвержденным нормаместественной убыли. При этом списание выявленной недостачи должно быть не вышеразмеров недостачи по сличительной ведомости.
Отдельной инвентаризационной описью или актом с указанием периодаобразования (по каждому виду товарно-материальных ценностей), причин потерь иих возможного использования комиссией оформляются потери от порчи, брака и боя.По решению руководителя может быть произведено списание потерь и недостач засчет организации при наличии актов об уничтожении с указанием способов и места,накладных по вывозу на свалку или сдачу в утиль.
Проверяется также порядок оформления списания потерь, проводитсяли их списание повторно или такие ценности предъявляются при следующихинвентаризациях с целью изъятия из оборота доброкачественных ценностей.
При выявлении недостач и излишков отдельных ценностей как исключениедопускается зачет недостач излишками, образовавшимися в результате пересортицыпо одной и той же группе товарно-материальных ценностей (одному наименованию),на одну и ту же дату, у одного и того же ответственного лица, за один и тот жепроверяемый период. Поэтому в ходе ревизии проверяют соблюдение установленногопорядка зачета недостач образовавшимися излишками и отнесения на виновных лицсуммовых разниц в результате того, что стоимость недостающих ценностей вышеоказавшихся в излишке. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, тосуммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм естественной убыли исписываются на внереализационные расходы. Если пересортица образовалась не повине материально ответственных лиц, то в протоколах инвентаризационной комиссиидолжны быть подробные объяснения причин данной пересортицы.
Результатыинвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором былазакончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом отчетеорганизации.
В заключении хотелось бы отметить, что аудит проведен в соответствии с Указом Президента РеспубликиБеларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной)деятельности в Республике Беларусь», Инструкцией о порядке организации ипроведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций,находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствияРеспублики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства сельскогохозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 марта 2006 г. №18 "
Учетная политика СПК «Щомыслица» содержитвсю необходимую информацию для рациональной организации бухгалтерского учета иулучшения финансового состояния предприятия.
На должном уровне обеспечивается внутренний контрольза законностью, достоверностью и своевременностью совершаемых хозяйственныхопераций.
Проверка товарно-материальных ценностей на СПК «Щомыслица»также не выявила расхождений. Инвентаризации оборотных активов проводится всоответствии с графиком, по результатам которых составляются акты. Расхождений не выявлено
Такимобразом, во время проведения инвентаризации производственных запасов на СПК «Щомыслица», быловыявлено нарушение в оформлении инвентаризационной описи, так как в конце описиотсутствует лист с подписями аудиторской комиссии, а так же расписка материальноответственного лица, следующего содержания: «Все ценности в настоящейинвентаризационной описи с № по № комиссией проверены в натуре и в моемприсутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационнойкомиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моемответственном хранении» (подпись, дата).

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПАУДИТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
3.1Составление аудиторского отчета о проверке производственных запасов и налога надобавленную стоимость
После проведениявсех необходимых процедур проверки аудитор оценивает полноту и качествовыполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончанииаудиторской проверки СПК «Щомыслица» можно констатировать, что мероприятия,предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме.
 
/>
В результатепроверки выявлено:
Нами было устанавлино техническое состояние складских помещений, которые находятся в норме, а именнобыло проверенно наличиеисправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружныхи внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками,закромами, необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и другихизмерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры иосвещенности. При этом обратиливнимание насоблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительныхприборов, обеспечения ими потребностей СПК «Щомыслица».
Правильность веденияучета в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояниескладского (учета) СПК «Щомыслица», так как при запущенности его создаются наиболее благоприятныевозможности для нарушений и злоупотреблений. Для этого ревизионная комиссия ознакомилась с фактическим состоянием складскогоучета на отдельных складах. Было проверено наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складскогоучета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям;своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетово движении материальных ценностей; правильность и своевременность проведения ихинвентаризаций, сличения ее результатов и принятия соответствующих мер порегулированию инвентаризационных разниц.
На СПК «Щомыслица» особые контрольные функции возложенына главного бухгалтера СПК «Щомыслица», что отражено в должностнойинструкции бухгалтера. При его непосредственном участии осуществляется всяорганизаторская работа по подготовке мест хранения товарно-материальныхценностей, обеспечению их необходимыми весоизмерительными и противопожарнымисредствами и тарой, зачислению отдельных лиц на должности материальноответственных работников, инструктаж.
На СПК «Щомыслица» с лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должензаключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В складах СПК «Щомыслица» на каждый вид материаловприкреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер,единица измерения и норма запаса.
Для хранения запасных частей на складах применяют стеллажи, где накаждый вид отводится отдельная полка или ее часть, запасные части из-за своеговеса (размера) хранятся на полу, нефтепродукты — в резервуарах и бочках.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования указанныхтоварно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных,счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки сдокументами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром иинвентаризацией их в натуре.
На СПК«Щомыслица» учет в журнале поступивших грузов по каждому поставщику об ассортиментеи сроках поставки материальных ресурсов по договору (контракту) и проверяетсяна основании документов фактически поступивший ассортимент материалов суказанием даты поступления. При этом проверка достоверности приведеннойинформации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся воперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.
В процессе ревизии на СПК «Щомыслица» был проведен фактический контроль приема иотпуска отдельных видов продуктов и материалов. В частности, присутствуя приприемке тех или иных материально-технических средств, ревизионная группа смогла установить, как соблюдаетсяустановленный порядок приемки продукции производственно-технического назначенияпо количеству и качеству, составляются ли приемные акты и коммерческие акты вслучаях нарушения целостности упаковки, пломбирования вагонов, недостачматериальных ценностей в пути, правильно ли составляются внутренние документы изаписи в регистрах складского учета на оприходование поступивших ценностей,производится ли их биркование, метка.
При проверкеотпуска отдельных видов продуктов и материалов выявляют наличие основанияданной хозяйственной операции, правильность оформления затребованного ифактически отпущенного количества, своевременность отражения этой операции врегистрах складского учета. Во время проведения аудиторской проверки в требованиинакладной за номером 663 не указанна единица измерения.
Приказом руководителя организации должно быть утвержденоответственное лицо, осуществляющее ведение журнала учета температур в случаеэксплуатации транспортной техники. На СПК «Щомыслица» нету не толькоприказа но и самого журнала учета температур. Данное отсутствие являетсятипичной ошибкой по операциям с топливом.
Так же на СПК «Щомыслица» не установлена периодичность ипорядок проведения инвентаризаций ГСМ по местам хранения и материальноответственным лицам с учетом нахождения машин в командировках.
На СПК «Щомыслица»выдача ГСМ производится по лимитно-заборной кате, так лимитно-заборная картавыдана Млык Роману Витальевичу, для использования на бензопиле, лимит на месяцсоставляет 70 литров. Выдано 70 литров, бензина А-92, актом от 26.04 2010комиссией в составе прораба, мастера рабочего произведено списание бензина А –92, в количестве 70 литров для бензопилы, по норме расхода топлива на 1 час 0,7литра. Таким образом, отпуск ГСМ производится в пределах лимита.
При контроле автомашин было установлено, что спидометр автомашиныГАЗ – 53, под номером 03-68-5 водитель Осипенко С. находится в неисправномсостоянии.
Результаты инвентаризаций должны быть оформленыинвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождениюматериальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок иподчисток в описях не допускается. Исправление ошибок производится путемзачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных.Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии иматериально ответственными лицами.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописьюколичество порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог всехценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, внезависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности учитываются. Такойподсчет исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений илиприписок.
Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии иматериально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количествопорядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог ценностей внатуральных показаниях на последней странице и по всей описи в целом.Ревизионной комиссией было установлено, что в инвентаризационной описиоборотных активов за номером 40 отсутствует последняя страница с распиской материальноответственного лица, следующего содержания: «Все ценности в настоящейинвентаризационной описи с № по № комиссией проверены в натуре и в моемприсутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационнойкомиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моемответственном хранении» (подпись, дата).

/>
3.2Совершенствование аудита производственных запасов и налога на добавленнуюстоимость
Рабочая документациядолжна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего пониманияпроведенного аудита.
Рабочая документациядолжна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведенияи объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах,сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
В рабочих документахдолжны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которымаудиторская организация выразила свое профессиональное суждение, необходимаяаргументация и доказательства, известные аудиторской организации на моментформирования выводов.
Аудиторская организация вправесамостоятельно определять объем рабочей документации по каждому конкретномуаудиту. Вместе с тем ее объем должен быть таким, чтобы аудитор, который не имелотношения к аудиту данного аудируемого лица, смог бы исключительно на основеданной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке) понятьпроделанную работу и обоснованность сделанных выводов и принятых решений. Рабочаядокументация ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Она включаетпланы аудита, аналитические материалы, перечни отдельных рассматриваемыхвопросов, описания существенных проблем, письма-подтверждения иписьма-заявления, контрольные листы и переписку по существенным вопросам(включая электронные письма). В рабочую документацию при необходимости включаютсявыдержки или копии документов аудируемого лица. В целях повышения эффективностиподготовки и проверки рабочей документации аудиторской организации следуетразработать типовые формы документов (бланки, вопросники, типовые письма иобращения и т.п.). Стандартизация документирования облегчает аудиторамвыполнение задания и одновременно позволяет контролировать результатывыполняемой ими работы. Вместе с тем рабочая документация должна бытьсоставлена и систематизирована таким образом, чтобы отвечать обстоятельствамкаждого аудита и потребностям аудиторской организации при его проведении.
В случае проведенияаудита у одного и того же аудируемого лица в течение ряда лет некоторые рабочиедокументы относятся к категории постоянных, дополняемых по мере поступленияновой информации (например, документы, содержащие информацию об учредителяхаудируемого лица). По таким документам либо формируется отдельная папка, либоуказывается, в какой из рабочих документаций хранится документ, имеющийотношение к аудитам, проводимым в течение ряда лет.
Так же для повышенияконтроля на СПК«Щомыслица» необхлдим перечень вопросов для тестирования надежностисистемы внутреннего контроля, который приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 –Перкечень вопросов для тестирования надежности системы внутреннего контроля наСПК «Щомыслица»Вопросы для изучения Отметить правильное утверждение
Имеется ли приказ руководителя на проведение текущей инвентаризации?
Была ли обязательная ежегодная инвентаризация начата не ранее 1 октября текущего года и закончена до его завершения?
q  да
q  да
q  нет
q  нет Создана ли постоянно действующая инвентаризационная комиссии? q  да q  нет Назначался ли председатель инвентаризационной комиссии в течение двух периодов подряд? q  да q  нет Включался ли в состав инвентаризационной комиссии главный (старший) бухгалтер или лицо его заменяющее при инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней? q  да
q  нет
q  не имело места Были ли проведены инвентаризации в межинвентаризационный период? q  да
q  нет
q  частично Проводились ли внезапные инвентаризации денежных средств в кассе? q  да q  нет Были ли выявлены расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета по ранее проводившейся инвентаризации? q  да q  нет Имеется ли план проведения инвентаризаций на отчетный год? q  да q  нет Все ли члены комиссии присутствовали при проведении инвентаризации? q  да q  нет Приступила ли комиссия к инвентаризации в установленные сроки? q  да q  нет Получила ли комиссия до начала проверки фактического наличия имущества последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств? q  да
q  нет
q  не имело места
q  не всегда Были ли получены от материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход? q  да q  нет
Охраняется ли территория организации?
Оборудованы ли складские помещения пожарно-охранной сигнализацией?
q  да
q  да
q  нет
q  нет
q  не все
Заключены ли и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной (коллективной) материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования?
Соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности?
Созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей?
Оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами?
q  да
q  да
q  да
q  да
q  да
q  да
q  нет
q  не со всеми
q  нет
q  нет
q  нет
q  не везде
q  нет
q  нет
Имеются ли самостоятельные складские помещения?
Определены ли руководителем организации по представлению главного бухгалтера (бухгалтера – при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) отнесение складов к самостоятельным учетным единицам?
q  да
q  да
q  нет
q  нет В подразделениях организации, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, производилась ли инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в данном подразделении ? q  да
q  нет
q  не везде Опломбировала ли комиссия до начала проведения инвентаризации помещения, в которых находятся материальные ценности? q  да
q  нет
q  не везде Позволяет ли установленный срок проведения инвентаризации осуществить полную и точную проверку фактического наличия имущества? q  да q  нет Возникли ли сложности с подсчетом имущества и выверкой финансовых обязательств у членов инвентаризационной комиссии в ходе проведения инвентаризации? q  да q  нет Все ли имущество и все ли финансовые обязательства, предусмотренные приказом на проведение инвентаризации, были проинвентаризированы? q  да q  нет

Заключение
Проверку операций с материально-производственными запасами могутпроводить специалисты государственных контролирующих органов, ведомственного контроляи аудиторы.
Целью проверки операций с материально-производственными запасамиявляется установление законности, эффективности и целесообразности совершенныххозяйственных операций.
В каждой организации должна быть разработана конкретная программавнутрихозяйственного контроля за сохранностью и использованием материальныхресурсов, которая предусматривает подробный перечень проверяемых вопросов,сроки проверки и фамилии исполнителей. Программа носит комплексный характер исодержит сведения по видам ресурсов.
В условиях полной документальной ревизии целесообразно сначалапроверить организацию складского хозяйства, состояние хранения, учета исохранности товарно-материальных ценностей, затем выявить полноту,своевременность и правильность оприходования всех поступающих в организациюценностей по отдельным каналам поступления. После этого устанавливают полноту,своевременность и правильность списания ценностей по отдельным направлениям их выбытия.Заканчивается проверка выявлением соблюдения установленного порядканормирования товарно-материальных ценностей, соответствия их фактическогоостатка нормативному, наличия излишних ценностей и соответствия данныхбухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и оперативнойотчетности об их наличии и движении.
Важным звеном организации систематического контроля за обоснованностью поступления,полнотой и своевременностью оприходования приобретенных ценностей являетсяпредварительный и текущий контроль за указанными операциями, осуществляемыйобщественными контролерами, вышестоящими организациями. В ходе предварительногоконтроля выявляют наличие расчетов потребности, договоров и других основанийдля совершения сделки по поставщикам той или иной партии ценностей, соблюдениедействующего порядка выдачи доверенностей на их получение, сроков условийдоставки, формы расчетов.
Текущий контроль осуществляется в процессе поступления и оприходования указанныхтоварно-материальных ценностей путем проверки товарно-транспортных накладных,счетов-фактур, других сопроводительных документов, их встречной сверки сдокументами по оприходованию этих ценностей или фактическим осмотром иинвентаризацией их в натуре.

Списокиспользованных источников
1. АндреевВ.Д. Внутренний аудит: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464с.
2. ГриньТ.А. Основы контроля и аудита: учеб-метод. пособие / Т.А. Гринь. – Минск:Соврем.шк., 2006. – 88 с.
3. КиреенкоН.Н. Аудит и ревизия: Практикум / Н.Н.Киреенко, Г.М.Пупко. – Мн.: БГЭУ, 2004. –58 с.
4. ЛемешВ.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон.спец. В 2 ч. / В.Н. Лемеш. –Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 384 с.
5. ПодольскийВ.И. Аудит. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
6. ПупкоГ.М. Аудит и ревизия: Учебник / Г.М.Пупко ─Мн.: Книжный Дом; Мисанта,2005. – 512 с.
7. ЩербатюкС.Ю. Организация контрольно-ревизионной работы. Методика проведения ревизии:Задания на практические занятия. Ч.1. / С.Ю. Щербатюк. – Гродно: ГГАУ, 2008. –38 с.
8. ПономаренкоП.Г. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учебн. пособие/ П.Г. Пономаренко –Мн.: Выш. школа, 2006. — 527с.
9. СтешицЛ.И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник для студентов экон.специальностей с.-х. вузов/ Л.И. Стешиц. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005.- 537с.
10. Чечеткин А.С. Организация учета и аудита: учебное пособие / А.С.Чечеткин, Е.Н. Клипперт. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 254 с.
11. Пупко Г.М. Ревизия и аудит. – Мн.: БГЭУ, 2009 – 303 с.
12. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит. – Мн.: Издательство Гревцова, 2010, — 424 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.