Реферат по предмету "Психология"


Валидность теста

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА
ИНСТИТУТЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеПсиходиагностика
Валидностьтеста
Студент
Т.А. Карпова
Владивосток2007

Содержание
 
Введение
1. Понятие теста
2. Показатели качества тестов (методик)
3. Виды валидности и её нахождение
4. Проблемы валидности
Заключение
Список использованных источников

Введение
Термин «тест», получившийчрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смыслеиспытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972),слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова«чашка» (лат. testa – ваза из глины). Этим словомобозначали небольшие сосуды из обожжённой глины, использовавшие алхимиками дляпроведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело двазначения:
1) испытательная присяга,религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественнуюдолжность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;
2) плоский плавильныйсосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра(Русский энциклопедический словарь. 1877).
Близкое современномусодержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в.
Тестами в психологииназывают стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получатьсопоставимые количественные и качественные показатели степени развитостиизучаемых свойств.
Под стандартизированностьютаких методик имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применятьсяодинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым,кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимостьозначает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать  друг сдругом независимо от того, где, когда и кем они были получены, если, разумеется,тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик ктестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности,надежности, точности и однозначности.
Существует многоразновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям:по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данноготеста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу,предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

1. Понятие теста
В психодиагностикеизвестны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться поособенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тестыпрактические, по форме процедуры обследования – на тесты групповые и индивидуальные,по направленности – на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельныхпсихических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временныхограничений – на тесты скорости и тесты результативности. Также тесты могутразличаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многиеизвестные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработкаданных и др.), их можно обозначить как компьютеризированные тесты. Активно разрабатываютсятесты компьютерные, изначально конструируемые с учётом возможностей современнойвычислительной техники. Тесту, как и любому другому инструменту познания,присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могутрассматриваться в качестве его достоинств и недостатков. Эффективноеиспользование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшимотносятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест;область применения; весь комплекс ведений, обусловленных стандартнымитребованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам.Распространённые представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуютдействительности. Являясь средством исследования сложнейших психическихявлений, тест не может толковаться упрощённо как предложение задания ирегистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условииопоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практикисоответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенноследование этическим нормам психодиагностики.
2. Показатели качестватестов (методик)
Особое значение имеетвыбор критерия оценки получаемых результатов. Сами по себе, без сопоставления сточкой отсчёта, результаты психологических испытаний ничего не значат. Чащевсего они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативнаявыборка того типа, для которого данная методика предназначена, например, детиопределённого возраста, студенты высших учебных заведений сходного профиля, представителитой или иной профессии и др.). Эти нормы, таким образом, устанавливаютсяопытным путём. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляются с нормой иквалифицируются как средние, высокие и низкие. Это позволяет определитьположение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборкистандартизации. Для этого «сырые» баллы (т.е. количество правильных ответов) спомощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимыедруг с другом и с нормой. В данном случае используется статистическая норма –средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства – это тот уровень,который характеризует статистически среднего человека. Однако в последние годытакой способ оценки результатов тестирования подвергается критике.
Полезнее ориентироватьсяна систему требований, которую общество на определённом этапе своего развитияпредъявляет каждому из его членов. Это могут быть требования к умственному,эстетическому, нравственному развитию человека. Чтобы жить в обществе, человекдолжен отвечать данным требованиям. Содержание таких социально-критериальныхнорм (социально-культурных нормативов) вполне реально, оно присутствует вобразовательных программах, в квалифицированных профессиональных характеристиках,общественном мнении, мнении педагогов, воспитателей. В качестве точек отсчётамогут быть использованы и другие критерии, например, возрастные нормы, критериивыполнения деятельности и др.
Важнейшими показателямикачества психодиагностических методик являются надёжность и валидность. Нашазадача – рассмотреть, что же такое валидность теста.
3 Виды валидности и еёнахождение
По определениюамериканского текстолога А.Анастази, «валидность теста – понятие, указывающеенам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидностьсвидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств,особенностей и насколько эффективно она это делает. Наиболее распространённымспособом нахождения теоретической валидности теста  (методики) являетсяконвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетнымиродственными методиками и доказательство значимых связей с ними.
Сопоставление сметодиками, имеющими другое теоретическое основание, и констанция отсутствиязначимых связей с ними называется дискриминантной валидностью. Другой видвалидности – прагматическая валидность – проверка методики с точки зрения еёпрактической значимости, эффективности, полезности. Для проведения такойпроверки, как правило, используются так называемые независимые внешниекритерии, то есть используется независимый от теста, внешний источникинформации о проявлении в реальной жизни и деятельности людей измеряемогопсихического свойства. Среди таких внешних критериев могут быть успеваемость,профессиональные достижения, успехи в разных видах деятельности, субъективныеоценки (или самооценки). Если например, методика измеряет особенности развитияпрофессионально важных качеств, то для критерия необходимо найти такуюдеятельность или отдельные операции, где именно эти качества реализуются.
Для проверки валидноститеса можно использовать метод известных групп, когда приглашаются люди, прокоторых известно, к какой группе по критерию они относятся (например, группа«высокоуспешных, дисциплинированных студентов» — высокий критерий и группа «неуспевающих,недисциплинированных студентов» — низкий критерий, а студенты со среднимизначениями не участвуют в тестировании), проводят тестирование и находяткорреляцию между результатами теста и критерием. высокий критерий низкий критерий высокий результат теста a b низкий результат теста c d
Здесь a – число испытуемых, попавших ввысокую группу по тесту и по критерию, c – число испытуемых, попавших в высокую группу по критерию иимеющих низкие результаты теста. При полной валидности теста элементы b и c должны быть равны нулю. Меру совпадения, корреляции междукрайними группами по тесту и критерию оценивают с помощью фи-коэффициентаГилфорда. Существует достаточно много разных способов доказательства валидноститеста. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чегопредназначен. Валидность внешняя – применительно психодиагностических методикозначает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредствомданной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым ксубъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая,с той разницей, что здесь речь идёт о связи между показателями методики исамыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведениюиспытуемого. Психодиагностическая методика считается внешне валидной, если,например, её посредством оцениваются черты характера индивида и его внешненаблюдаемое поведение согласуется с результатами проведённого тестирования.
Валидность внутренняя –применительно психодиагностических методик означает соответствие содержащих вней заданий, субтестов; соответствие результатов психодиагностики, проводимойпосредством данной методики, определению оцениваемого психологическогосвойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включённых в неёвопросов, заданий и субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой. Очевиднаявалидность – описывает представление о тесте, сложившиеся у испытуемого. Тестдолжен восприниматься обследуемым как серьёзный инструмент познания еголичности. Очевидная валидность приобретает особое значение в современных условиях,когда представление о тестах в общественном сознании формируется многочисленнымипубликациями в популярных газетах и журналах того, что можно назвать квазитестами,с помощью которых читателю предлагается определить всё, что угодно: отинтеллекта до совместимости с будущим супругом.
Конкурентная валидностьоценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которыхотносительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные оконкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающиетесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобыулучшить качество измерения. В самом деле, если уже существует эффективныйтест, то для чего нужен такой же новый? Прогностическая валидностьустанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторымкритерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время.Например, прогностическая валидность какого-нибудь теста интеллекта может бытьпоказана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбахсчитает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того,что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен. Основная проблема, скоторой сталкивается исследователь, пытающийся установить прогностическую валидностьсвоего теста, состоит в выборе внешнего критерия. В особенной степени чащевсего это касается измерения личностных переменных, где подбор внешнегокритерия – чрезвычайно сложная задача, решение которой требует немалойизобретательности. Несколько проще обстоит дело при определении внешнегокритерия для когнитивных тестов, однако и в этом случае исследователю приходится«закрывать глаза» на многие проблемы. Так, академическая успеваемостьтрадиционно используется в качестве внешнего критерия при валидизации тестовинтеллекта, но в то же время хорошо известно, что успехи в обучении далеко неединственное свидетельство высокого интеллекта. Инкрементная валидность имеет ограниченноезначение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметьнизкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этойбатареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью. Это можетбыть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов. Дифференциальнаявалидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тестыинтересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному дляразных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как иинкрементной, ограничено.
Содержательная валидностьопределяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспектыизучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений (смыслизмеряемого параметра полностью ясен), которые как еже указывалось, тестами,собственно психологическими не являются. На практике для определениясодержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая областьповедения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходяиз этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты. Конструктнаявалидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описаниемпеременной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела,конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности,которые были перечислены выше. Кронбах и Мил, которые ввели в психодиагностикупонятие конструктной валидности, пытались решить проблему отбора критериев привалидизации теста. Они подчёркивали, что во многих случаях ни один отдельновзятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можносчитать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собойпоиск ответа на два вопроса:1) существует ли реально некоторое свойство; 2)надёжно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству.Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности винтерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако этапроблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.
4. Проблемы валидности
Из вышесказанногоследует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощьюкоторого устанавливается валидность психологического теста. В отличие отпоказателей надёжности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистическиерасчёты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, разработчик долженпредставить весомые доказательства в пользу валидности теста, что потребует отнего психологических знаний и интуиции. Несмотря на то, что проблеме валидностив классической теории теста уделяется много внимания, теоретически она никак нерешается. Приоритет отдан надёжности, что и выражено в правиле: валидностьтеста не может быть больше его надежности. Валидность означает пригодностьтеста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен.Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного заданиявлияет измеряемое свойство и чем меньше – другие переменные (в том числевнешние), тем тест валидней. Валидность – одна из важнейших характеристикпсиходиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества.Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно. Проблемавалидности возникает в ходе разработки и практического применения теста илиметодики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженностиинтересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает,что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее,тем лучше отображается в них то качество, ради измерения которого они создавались.Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученныхс помощью теста или методики, с другими показателями, — например, с успешностьювыполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разнымипутями, чаще всего – комплексно. Применяются также дополнительные понятиявалидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие видывалидности – со своими способами установления их уровня. Требование валидностивесьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностическихметодик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измеренияинтеллекта зависит:
1) от определения понятияинтеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовыхзаданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирическихкритериев.
Разные концепции требуютразличного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чембольше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, темуверенней можно говорить о концептуальной валидности теста. Корреляция теста вэмперическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению кданному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановкидополнительных вопросов: валидность для чего? Для какой цели? По какому критерию?

Заключение
Понятие валидностиотражает прагматическую идею обязательной практической проверки качестваизмерения психологических свойств человека. Если раньше понятие валидности чащедругих ассоциировалось с понятием «качество теста», то в последние годы всёбольше осознаётся роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом,валидность – это прежде всего, адекватность интерпретации тестовых результатовпо отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержаниюдиагносцируемого психического свойства) и применению результатов тестирования(в профотборе и других прикладных психологических обседованиях). В контекстеприкладной задачи валидность представляет собой не столько критерий качестватеста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования. Итак,понятие валидности относится не только к тексту, но и к критерию оценки его качества.Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность.Развитие факторного анализа позволило создавать тесты, валидные по отношению кидентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можноиспользовать в профессиональной ориентации, профессиональном отборе и в научныхисследованиях.

Список использованныхисточников
1. Анастази А. Психологическоетестирование. – СПб, 2001.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика:Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2005.
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.Практикум. – Ростов-на-Дону, 2005.
4.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.– Москва, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.