Реферат по предмету "Психология"


Антропологические аспекты любви и деструктивности

Контрольная работа
На тему: «Антропологическиеаспекты любви и деструктивности»

Введение
Любви всевозрасты покорны… О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Естьформулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется визвестной песне: «О любви не говори, о ней все сказано… «. И все же для каждогонового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семьюпечатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путьобретения и потерь. А прошлый опыт – тот самый ориентир, который поможетпреодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир истоль же загадочного слова – любовь! Любовь – понятие необычайно емкое имногозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью,детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему необвязывающая – к человечеству вообще, к природе вообще… Но умы людей большевсего занимает чувство любви женщины и мужчины. Романисты и поэты, композиторыи художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущейсилы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь можетстать – и надолго – смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюданепреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что жетакое любовь?
Противоположноелюбви есть термин деструктивность (агрессия, ненависти, уничтожения, разрушения, смерти,убийства). Человек,с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведетборьбу с представителями своего собственного рода. Но, с другой стороны, средимногих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведетразрушительную борьбу…
Человекуникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо,которое не годится для собственного общества. Почему же это так? (Н. Тинберген).
Каждый из Вассталкивался со словом «агрессия». Что означает это слово? Оно употребляется ипо отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающемусвою жертву ради денег. Можно также употребить его и по отношению к людям,работающим во всю силу, и для характеристики сексуального поведения мужскойполовины человеческого рода.
В каждом изнас в той или иной мере присутствует «агрессия». Вопрос лишь в том, какие формыона принимает, какой она может быть.

Любовь
Любовь – этоне счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее отчеловека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку исамопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге «Искусство любви»известный философ Эрих Фромм. «Любовь – не сентиментальное чувство, испытатькоторое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Всепопытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активноразвивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации;удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своегоближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В своей работеФромм выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание,забота, ответственность. уважение и знание.
Способностьлюбви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации»,в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других инакоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагуполагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостаетчеловеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, – и, значит, любить «, –считает Фромм. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви материк своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидимотсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купаетего, не старается полностью его обходить, но когда мы видим ее заботу оребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь – это активнаязаинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим «. Другой аспект любви– ответственность – есть ответ на выраженные или невыраженные потребностичеловеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии иготовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своихближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви междувзрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психическихпотребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться вжелание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение– это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков онесть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважениепредполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос иразвивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служитьмне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким,каков он есть, а не с таким, как мне хотелось, бы чтоб он был, в качествесредства для моих целей «.
«Уважатьчеловека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, еслибы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путейпознания «тайны человека», а знание – как аспект любви, являющийся инструментомэтого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Существуетнесколько видов любви: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь,любовь к себе и любовь к Богу.
Братскаялюбовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близкимему людей.
Материнскаялюбовь – это любовь сильного к слабому, защищенному к беззащитному, имущего к неимущему.Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.
Эротическаялюбовь – это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущаяполного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний вид любви в отличии отдвух предыдущих является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности,особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительногок нему отношения.
Мнение человекао том, что любить других добродетельно, а самого себя грешно, до сих пор широкораспространена среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры.Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя. Отлюбви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовьк себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человекжелает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя. Кстати,и любовь к другому может приобретать форму эгоизма. Так, мать, беззаветно и безумнолюбящая своё дитя, жертвует собой в угоду его эгоистическим устремлениям, лишаетаналогичного чувства не только себя, но и окружающих людей. Как иначе, кроме эгоистической,можно назвать любовь такой матери к своему ребёнку, которая в других людях не видитчьих-то детей?
Любовь к БогуФромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видовлюбви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской иэротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всемигранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, таккак существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности влюбви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящимисупругами, великолепными.
Кроме перечисленных,можно выделить и описать разновидности любви, включающие отношение любящих людейк своим близким, прежде всего к матери и отцу. Ещё одна разновидность любви – этофанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтажающую,в любовь-поклонение, в любовь обожествление. Человек любящий так другого, утрачиваетсебя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. И сентиментальная любовь.Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведениес эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом деле характеризуетсколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием,самими собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они,вероятно, не способны.
По мнениюнекоторых философов, любовь – духовное по своей сути состояние, которое толькои дает человеческое право на физическую близость. Огонь любви может разгоратьсямедленно, постепенно, как нежное чувство леди Каслвуд к преданному ейвоспитателю ее детей («История Генри Эсмонда» У. Теккерея). Но особеннопоразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторону еесущности. Почему, в самом деле, мужчина и женщина, дотоле совсем незнакомые,внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый жевосхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо. Онегинстал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла осознать его духовные качества.Любовь этих литературных героев оказалась трагической. Но если внешнихпрепятствий нет, любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной,как верное чувство мифических Филемона и Бавкиды. Чем объяснить это? Называемыепричины обыкновенно сводятся к двум: действительное или мнимое соответствиеранее взлелеянному в душе образцу; любовное ослепление, зачастую в самихнедостатках любимого видящее его неповторимую привлекательность. Из этогоделают вывод, будто любовь возникает и развивается вопреки здравому смыслу илогике, будто она в принципе иррациональна. Сказать, что любовь есть взаимноетяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только завысокие проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение кобщим местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала иисследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общуюее черту – требовательную избирательность. И все же перспективное дляфилософского подхода упорядочение представляется возможным. Любят по различию,по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одноговосполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любят и поподобию, по тождеству характеров, интересов и пр., что умножает стойкость любящихв суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, контурно обрисовывающаяглубинное противоречие и указывающая на некий закон любви, который ещепредстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.
Чувство любвисуществовало не всегда, оно есть продукт истории. Стендаль назвал его чудомцивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле воспроизводили себе подобных.Сексуальная эмоция бросала одного питекантропа в объятия другого, то же было ис их потомками неандертальцами. Но эволюция меняла чувственный спектр человека.И примерно пять тысяч лет назад – так полагают ученые – мы осложнили себе жизньфеноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего мужа,считается родоначальницей всех любящих.
Однаждыпоявившись, любовь прочно заняла свое место в жизни. Ее обожествляли ипроклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажали в тюрьмы и сжигалина кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь поклонялись. В двадцатомвеке, когда люди стараются все явления систематизировать, не избежала этойучасти и любовь. Психологи выделили и определили шесть разновидностей, шесть «цветов»любви.
Перваявстреча с любовью у человека бывает в возрасте раннем, лет водиннадцать-тринадцать. Как-то ни с того ни с сего давно знакомый гражданин ввеснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственной одеждысмешливая гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной девочкепочему-то хочется во время перемены «случайно» задеть рукой гражданина. Аодному мальчику – гражданку за косу дернуть, если таковая имеется. Вот этонеожиданно возникшее влечение и есть первый, робкий еще признакпроклевывающегося чувства. Любовь всегда начинается с влечения, как ужеговорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другом человеке, что заставляет насдумать о нем, тревожит. «Цвет» любви, о котором идет речь, называется агапэ.Тревога, мучительная и в то же время радостная, свойственная агапэ, поднимаетподростка над самим собой, делает духовно богаче, помогает взрослеть.
Агапэ – чувствоасексуальное, не секс верховодит. Природа хранит юную душу от похоти. Но вследза ним приходит к человеку любовь нового «цвета» – эрос. Стихия, а не чувство.По силе эмоционального воздействия ничто на земле не может сравниться с эросом.Эрос – это настоящая страсть, она захватывает человека целиком, лишает еговозможности рассуждать, потому и носит это чувство название «безрассуднаялюбовь». Быть вместе, никого не видеть и не слышать, обо всем на свете забытьхотят люди, охваченные эросом. При эросе поступками движет истинная половаялюбовь, высшая степень доверия между женщиной и мужчиной.
В романеСтендаля «Красное и черное» Матильда с душевным трепетом признается в любвиЖюльену Сорелю: «Я отрекаюсь от своего разума – будь моим повелителем!»
Существует насвете и людус, любовь-игра. Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящейпреданности, нет тревоги за себя и любимого человека, не цвет, а расцветочка,пестренький ситчик чувств, дешевенький и общедоступный. Сегодня ты со мной,завтра с другим, послезавтра мы снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимныхобещаний. Игра, в которую играют все, кому не лень. И, тем не менее, это – любовь,потому как начинается людус с влечения. «Нравится!» – решает про себя юноша (илидевушка) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бываетлюдус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: ихочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо,что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-особомутепло с этим человеком. Но, с другой – при расставании тоска не гложет. Одновремя людус даже был в моде, считался современным видом межличностныхотношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все большежизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало себемикрообщество «Ты и Я». Людус притупляет чувство, оно не развивается вглубь,качество отношений подменяется количеством партнеров, не давая возможностиподняться выше эмоций, влечения.
Психологическиеразновидности, «цвета» любви могут переходить друг в друга, видоизменяться.Углубляться или, напротив, затухать, становиться поверхностнее. Людус, кстати,иногда, бывает прелюдией эроса. При прагме, рассудочной любви, рядом свлечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж – сознание. Прагма неотличается разнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречаетпривлекательного партнера, испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчасже начинает анализировать: «А сколько зарабатывает ее отец? «, «А его бабушкасогласится отдать нам квартиру? «и так далее, и так далее. Скучно это, нонекоторым нравится. Мания – любовь-тревога, любовь-тоска. Мания – чувствочрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. вечная неуверенность в себе, влюбимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять, а то ипростить мучимого манией. Сторге – любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо,спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге – само доверие, сторге – с улыбкой,умеет ждать и прощать, сторге – терпеливое чувство. Сторге и мания – в какой-тостепени антиподы. Мания – постоянное беспокойство: любит – не любит? Меня – неменя? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.
Итак,начинается любая любовь с влечения, страсти. И только постепенно, проходя черезсознание, она превращается в чувство. Хотя надо честно отметить, что некоторыелюди так до него и не дорастают. В лучшем случае они могут позволить себеобщедоступный людус или пресную прагму. Любовь – маленькое, но сложноустроенное государство. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, ианархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одномусловии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее ибезнадежней, чем долгая изматывающая борьба за власть.
Прекрасно понимаюродителей, которые уговаривают детей любить разумно, не рискуя ни репутацией,ни здоровьем, ни тем более жизнью. Девичья честь, проверка чувств, серьезноеотношение к браку – все к месту, все так. Но, увы, не меньше, чем этипроверенные правила, человечеству нужны исключения из них. Нужна девочка,ищущая яд на губах мертвого Ромео.
Мученики игерои любви, как ученые, как великие мореплаватели, рискуя и жертвуя собой,прокладывали путь к неведомым материкам человеческих отношений. Безумная Офелиябросалась в реку, несчастный Вертер хватался за пистолет, Анна Каренина падалана рельсы, – а человечество, обогащенное их горестным опытом, становилосьчуть-чуть счастливее.
Деструктивность
Кто несталкивался с агрессией, которая возникает как реакция на угрозу, каксамооборона?! У всех без исключения эта реакция проявится, если затронутьжизненно важные интересы каждого, будь то сама жизнь, или весь комплексценностей, без которого наша жизнь немыслима, как без воздуха. Такого родаагрессия не ведет к разрушению, она лишь выполняет роль сторожа нашихинтересов. Можно ее даже назвать «доброкачественной агрессией».
Совсемпо-другому определяется стремление человека господствовать, что нередко в нашемобществе, или разрушать, или развлечь себя способами, подчас отличающимисяневиданной жестокостью. Такую агрессию можно назвать «злокачественной».
Эти два видаагрессий очень тесно связаны, подобно лиане, свисающие корни которойпереплетены со стволом.
Так какие жеособые виды агрессии мы можем различить у человека?
По своейоборонительной реакции человек во многом схож с животным, но из-заспецифических условий своего существования он на большинство раздражителейпроявляет более сильную агрессию. Почему это происходит?
Во-первых,каждый индивид наделен даром предвидения и фантазии, поэтому он реагирует нетолько на сиюминутную угрозу, но и на опасность в будущем.
Во-вторых,человек позволяет себя уговорить, манипулировать собой, руководить, убеждать.Отличным примером этому может служить большинство войн. Зачастую опасность былалишь выдумкой спецслужб.
В-третьих,сфера витальных интересов человека гораздо шире, чем животного. Кромефизических аспектов, у человека существует также большая система ценностныхориентаций – будь то идеалы, предки, родина, класс, причем защита происходиткак от покушения на жизнь.
Вавторитарном обществе или семье возникает агрессия самоутверждения. Индивидстремится реализовать то, что было запрещено ранее или недоступно. Он стремитсяполучить власть над людьми, появляется необходимость непослушания, бунтарства,испытания сильного эмоционального всплеска, такого, как, например, у убийцы,наблюдающего смертельный страх на лице жертвы.
В другом типеобщества, наоборот, человек признает свою принадлежность к коллективнойидеологии и, можно даже сказать, патологически ее защищает. Он хвалит СВОЮродину, нацию, религию, партию. Это явление можно назвать «групповымнарциссизмом». Он является одним из главных источников человеческой агрессии.
Любой из насочень сильно привержен системе своих ценностных ориентаций. Какая-либо попыткалишить иллюзий, вытащить «на свет божий» вытесненные влечения и фантазиирасшатывает эту систему. Возникает естественное сопротивление истине – один извидов агрессии.
Кроме того,можно выделить стремление к подчинению, стремление удовлетворить личныеинтересы, как оправдательно назвали жадность и алчность.
Накоплениевсех указанных интересов, особенно у правящих групп, подчас вгипертрофированных формах, приводит к войнам. Война будоражит все глубинныеаспекты человеческой личности, несет переоценку всех ценностей. Можно сравнитьее с желанием поднять адреналин при прыжке с парашюта, только в масштабахнации. Как говорил Эрих Фромм, «…На войне человек снова становится человеком, унего есть шанс отличиться, его социальный статус гражданина не предоставляетему привилегий…»
В мирноевремя у индивида также есть стремление постоянно приводить нервную систему ввозбуждение, стремление убежать от скуки. Способы при этом могут бытьразличными: от сумасшедшей работы до наркомании, жестокости и убийства.Оказалось, что у человека гораздо более сильное возбуждение вызывают гнев,бешенство, жестокость и жажда разрушения, чем любовь или творчество. Такаядеструктивность человека может проявляться и в стремлении узнавать опреступлениях, рассказывать о них, чему очень ярким примером может служитьИрина Барсукова со своей программой «Беспредел». Деструктивность может такжепроявляться в стремлении смотреть жестокие и кровавые сцены. Как тут невспомнить «Чистилище» Невзорова. Нелишне было бы отметить, что для каждого отпассивного удовольствия до действительно жестокого поведения – 1 шаг. Возникаетмомент, когда нужно почувствовать, что ты можешь оказать воздействие на другогочеловека, что ты существуешь. Чем это можно проще всего себе доказать, как несовершением убийства?!

Заключение
В этой работебыло рассмотрено людские качества, как любовь и деструкция.
Такимобразом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствуетагрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, укого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Агрессиябывает доброкачественная и злокачественная, в зависимости от того человекзащищается или наоборот пытается принести вред.
Так де кромеагрессивности человеку присуща любовь. Любовь – это не счастливая случайность илимимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования,самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Так же любовьсуществует нескольких видов: братская любовь, материнская любовь, эротическаялюбовь, любовь к себе и любовь к Богу.
Братскаялюбовь-это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близкимему людей.
Материнскаялюбовь – это любовь сильного к слабому, защищенному к беззащитному, имущего к неимущему.Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.
Эротическаялюбовь – это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущаяполного слияния с ним и продолжения в потомстве.

Списоклитературы
1.  Василев К. Любовь. М.:Прогресс, 1992.
2.  Василев С. Психологиялюбви. М.: Интерпринт, 1992.
3.  Жуховицкий Л. Счастливымине рождаются… М.: Просвещение, 1989.
4.  Соковня И. Бессонница вожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
5.  Фромм Э. Искусство любви.Минск: Полифакт, 1990.
6.  www.studzona.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кухни стран севера Южной Америки и Армении
Реферат Курсовая по документам
Реферат Литературная проблематика немецкого Просвещения в драме Лессинга "Натан Мудрый"
Реферат Биография и обзор творчества писателя Бунина И. А.
Реферат Иносказание в творчестве Харуки Мураками
Реферат Эрнест Хемингуэй : жизнь, герои, творчество
Реферат Романтические тенденции в "Фаусте" Гете
Реферат "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики
Реферат Быт и нравы "Темного царства" Островского А . Н .
Реферат Лингвостилистические средства создания текста пародии У Пленцдорфа “Die neuen Leiden des jungen W.”
Реферат Этничность и теории этногенеза
Реферат М. Вебер. "Протестантская этика и дух капитализма"
Реферат Фауст Гете (по М.А. Аниксту)
Реферат Книга Н. Цеда "Дух самурая - дух Японии"
Реферат Системный интерфейс Compact PCI и его архитектура Compact PCI модулей центральных процессоров фирмы INOVA