Реферат по предмету "Психология"


Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

Аналитическаяработа по тексту Л.С. Выготского «Проблема возраста»
 
В работах Л.С.Выготского рассматривается проблема сознания в аспекте исторического, а такжеонтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменениепсихики) с учетом влияния социальных условий жизни и речевого общения междулюдьми. В этом, пожалуй, и заключается основная особенность культурно-историческойконцепции, которой придерживался Л.С. Выготский. Это можно доказать на примереего текста.
Размышляя одинамике детского развития, Л.С. Выготский выделяет такое понятие как кризис, ипишет: «Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаруженияи протекания критических периодов. Несхожие у различных детей, ониобуславливают крайне пеструю и многообразную картину вариантов критическоговозраста» (с.250). Дальше он приводит такие данные: «Установлено, что есликризис (3 лет) в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то этоприводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личностиребенка в последующем возрасте» (с.253). Словосочетания «внешние условия» и«какие-либо причины» как раз и подразумевают под собой окружающую ребенкаобстановку – совокупность взаимоотношений и социальной среды, в которойнаходится ребенок. Все это влияет на различные типы его развития, в частностикризисы, а значит и на формирование личности ребенка в целом.
В небольшомабзаце своей работы Л.С. Выготский затрагивает вопрос о соотношении знаний обэмбриональном и внеутробном развитии ребенка и в качестве вывода пишет:«Психология изучает не наследственность и не утробное развитие как таковое, алишь влияние наследственности и утробного развития на процесс его социальногоразвития» (с.255). Из этих слов можно заключить, что наследственность и результатсозревания плода в утробе матери – есть база для дальнейшего развития личностиребенка, но оно не определяется только этой базой. Для полноценногоформирования сознания ребенка нужна культура, взаимоотношения, деятельность.Нужна социализация ребенка. Возможно, именно потому, что в период внутриутробногоразвития нет влияния социальной ситуации – одного из главных понятий в работе –Л.С. Выготский не включил в свою схему возрастной периодизации моментэмбрионального формирования, хоть оно и является немаловажным в процессе всегоразвития ребенка.
Так, покаплод находится в утробе матери, помимо других функциональных систем и органов,у него формируется и развивается на определенном физиологическом уровне нервнаясистема и мозг. После рождения – это база для развития психических процессов исознания. «Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом, как его«отношение к среде», и примем сознание, порожденное физическими и социальнымиизменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенныхособенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одноговозраста к другому растут и развиваются не только отдельные его функции илиспособы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структурасознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всегоопределенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными егосторонами, отдельными видами его деятельности» (с.257). Это высказывание ещераз подтверждает, что Л.С. Выготский придерживался культурно-историческойконцепции. В развитии сознания он видит не только качественное изменениеотдельных его функций или характеристик (например, предметное сознание,развитие речи, интеллект), но и изменение системы отношений ребенка сокружающим миром.
Так, по меревзросления ребенок приобретает новые знания, умения, навыки в определенном видедеятельности. Он как бы становится на уровень выше. Соответственно, на болеевысоком уровне развития к нему предъявляют более высокие требования, у негопоявляются новые обязанности, он должен осваивать новые социальные роли. Впроцессе освоения нового сознание ребенка вновь претерпевает изменения,следовательно, снова меняется система отношений, снова идет развитие.
Л.С.Выготский полно и тщательно, с привлечением особого внимания читателя, выводитто понятие среды, которое является одним из главных в его работе. Он дажеперефразирует понятие «социальная среда» в более точное для его концепции –«социальная ситуация развития». Он пишет о ней так: «Она определяет целиком иполностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые иновые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как изосновного источника развития, тот путь, по которому социальное становитсяиндивидуальным» (с.258-259). Главный тезис здесь: социальная действительность –основной источник развития. И с этим нельзя поспорить, ведь все, что окружаетребенка с момента его рождения обусловлено и социальными отношениями людей, иотношениями людей к предметам. Сюда входят и общепринятые нормы поведения иморали, и история развития народа или собственной семьи, и уровень жизни – однимсловом, вся культура той среды, в которой выпало родиться и жить ребенку. Всеэто было до его появления, и будет сопровождать его в течение всей жизни. Это иесть тот путь, проходя по которому, ребенок будет усваивать историческисформировавшиеся формы и способы поведения и деятельности, и они будут ужеособенностью его личности.
Л.С.Выготский отмечает также, что «Социальная ситуация развития … определяет строгозакономерно весь образ жизни ребенка» (с.259). Сравним, например, ребенка измегаполиса и глухой африканской деревушки (одного возраста). Различнысоциальные ситуации развития – различны и образы жизни. Это довольно глобальноесравнение. Однако у большинства детей больших городов образ жизни примерно одинаковый,а различия в их развитие вносят отношения с окружающими людьми.
Прирассмотрении такого понятия, как зона ближайшего развития, Л.С. Выготскийпишет: «С помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальнойобласти больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно»(с.263). И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком безпомощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная емупомощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под влияниемвсе той же социальной ситуации развития, в конкретном случае – взаимодействия сболее опытным человеком.
Закончитьработу хотелось бы такой цитатой: « Развитие внутренних индивидуальных свойствличности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другимилюдьми» (с.265). Под словом «сотрудничество» здесь можно понимать весь спектрчеловеческих отношений (речевое общение, чувственные отношения, совместнаядеятельность, протекающие в рамках определенной культуры), которые, возникая вкаждый момент жизни ребенка, вносят свою лепту в развитие его как личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Театры Санкт-Петербурга
Реферат Антонова Анна Алексеевна Проект урок
Реферат Биография О.М. Савина (писателя)
Реферат Правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Характеристика отдельных видов внешнеэкономич
Реферат Судебная власть в системе разделения властей 2
Реферат Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская Аравия
Реферат Правильные и полуправильные многогранники
Реферат «Про результати діяльності галузі охорони здоров’я області за І півріччя 2011 року» Аналіз діяльності галузі охорони здоров’я області за 6 місяців 2011 року у звітному періоді діяльність галузі охорони здоров’я області була скерована на реалізацію ос
Реферат Механізм взаєморозуміння та їх формування у процесі підготовки психологів-практиків
Реферат История Кении
Реферат Добавки к бетонам. Ускорители твердения
Реферат 17-00 Лаборатория «Архикино» Главархива города Москвы и Московский клуб документального кино «Окно в Россию. Связь времён»
Реферат Информационно-аналитическое обеспечение управления персоналом
Реферат 2. Методология и принципы диалектики познания
Реферат История Норвегии 2