Реферат по предмету "Разное"


2. Методология и принципы диалектики познания

С о д е р ж а н и е :1. Функции языка.2. Методология и принципы диалектики познания.3. Разделы и методы языкознания.4. Семиотика и лингвосемиотика.5. История языкознания.6. Строение языкового знака и виды знаков.7. Своеобразие языка как знаковой системы.8. Язык и другие семиотические системы.9. Основные языковые антиномии и их определение.10. Диалектическая связь языка и мышления.11. Понятие лингвистических уровней и их взаимодействие.12. Понятие речевой деятельности.13. Понятие языковой нормы, её типы.14. Структура речевого акта.15. Основные теории происхождения языка.16. Условия и пути формирования национальных языков.17. Национальный язык и его стили.18. Акустический, биологический и функциональный аспекты изучения звуков языка.19. Фонема и звук.20. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения фонем.21. Вклад Н.С. Трубецкого в развитие фонологической теории.22. Сильные и слабые позиции фонем, нейтрализация фонемных оппозиций, архифонема.23. Фонологические школы в СССР.24. Фонологические школы за рубежом.25. Особенности фонологических систем в русском и изучаемом языках.26. Фонетическое членение речи. Проблема слогораздела. Орфоэпия.27. Основные типы письма.28. Истоки латинского и славянского алфавитов, печатного и рукописного письма.29. Графика. Орфография. Транскрипция.30. Критерии определения границ слова.31. Критерии выделения главного значения в слове.32. Полисемия, синонимия, омонимия.33. Лексическое значение слова, его предметная, понятийная и лингвистическая соотнесенность.34. Типы лексических значений и теория номинации.35. Семантическая структура слова. Сема и ее основные типы.36. Моделирование лексической системы языка.37. Пути обогащения лексики.38. Лексикография и виды словарей.39. Исторические изменения словарного состава языка.40. Фразеология и фразеологизмы.41. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Способы выражения грамматических значений.42. Отличие грамматического значения от лексического.43. Принципы выделения частей речи.44. Морфема и морф. Типы морфем.45. Основные способы словообразования.46. Виды подчинительной синтаксической связи.47. Основные признаки предложения. Актуальное членение предложения.48. Словосочетание и предложение, понятие синтаксической модели.49. Синтаксическая структура предложения, поверхностная и глубинная структуры предложения.50. Синтетический и аналитический строй языков.51. Сравнительно-исторический метод в языкознании.52. Генеалогическая классификация языков.53. Типологическая (морфологическая) классификация языков.54. Ареальная и функциональная классификация языков.++++++++^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ++++++++1. Функции языка. Основа языка - грамматический строй. Схематическую связь между языком и мышлением Лев Семенович Выгодский изобразил в виде пересекающихся окружностей. Одно из удачных определений понятию функция дает Валентин Александрович Аврорин: функция языка как научное понятие - практическое проявление сущности языка, реализация его назначения в системе общественных явлений, специфическое назначение языка обусловлено его природой. Все исследователи признают коммуникативную функцию языка первичной, язык выступая как средство общения обслуживающее и отдельного человека и общество в целом. Язык выполняет 2 социальные функции: интегрирующую и дифференцирующую. В случае если язык используется той или иной нацией, он выполняет дифференцирующую функцию. Когнитивная функция языка обусловлена содержания общения, то, что язык предназначен быть для выражения и передачи информации, называют его экспрессивной функцией. Функция языка отражать и сохранять знания называется аккумулятивной.Дополнительные функции: 1)фатическая (язык как средство контакта и поддержания разговора), 2)метаязыковая (язык как средство описания языка), 3)эмотивная (язык как выражения чувств и переживаний человека), 4)эстетическая(язык как средство образного отражения действительности). Выделяют языковые единицы строевые, номинативные, предикативные. К строевым относятся фонемы, словоформы, модели словообразования, построения предложений. К номинативным относятся номинативные слова, составные наименования и фразеологизмы. К предикативным относятся разные типы предложения. Способность языковых единиц быть воспринятыми органами слуха и зрения называют перцепцивтивными.^ 2. Методология и принципы диалектики познания.3. Разделы и методы языкознания. Языкознание – это наука, изучающая языки и человеческий язык вообще. ^ Общее языкознание исследует сущность и природу языка, проблему происхождения и общие законы его развития и функции. Оно разрабатывает методы исследования языка. Частное языкознание занимается исследованием отдельного языка или группы родственных языков (германистика, славянистика). Общее и частное языкознание обладает особой теоретической базой. Прикладное языкознание – применение лингвистических знаний в практическом применении. Современная наука состоит из 3-х разделов: естественных, социальных, философских, предметом изучения которых являются наиболее общие законы природы, общества, мышления. Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Языкознание помогает при изучении исторических проблем, происхождения народа, контактов между народами. Языкознание связано с психологией, поскольку предметом ее изучения является язык, как факт речевой деятельности. С естественными науками. Особую важность для языкознания представляет теория рефлекторной речевой деятельности, созданная Павловым и Сеченовым, поскольку слова представляют собой вторую сигнальную систем, являющаяся спецификой человеческой формы отражения действительности. Интересы языковедов и антропологов при классификации речи и языков. Связь языкознания с другими науками позволяет обработать принципы и методы анализа: структурный, компонентный, статический.^ Олахроническая лингвистика использует сравнительный метод для сравнения родственных языков в историческом развитии.Историко-сравнительный метод - для изучения языка на разных этапах развития. Метод лингвистического моделирования заключается в составлении схем или образов, показывающих последующее расположение ее составных частей. Существуют модели методов, которые передают объект исследования, обобщают материалы, фиксируют типичные черты. Существуют модели в виде формулированных записей, формул и чертежей. Формула – комбинация символов, которая изображает объекты и представления о них. Чертеж – графическое расположение языковых частиц, используются для классификации языковых признаков.^ 4. Семиотика и лингвосемиотика. Семиотика - наука о знаках, которые используются в человеческом обществе. Основатель - Чарлз Пирз, он определил объект изучения семиотики, разработал типологию знаков с обозначающимся предметом. Немалый вклад в семиотику внес Чарлз Морис. В рамках семиотики сложилось несколько направлений: био-семиотика, изучающая сигналы животных и их поведение. Ученые выяснили, что животные врожденно способны узнавать важные для существования их вида объекты. Этно-семиотика, изучающая знаки, предметы и ритуалы примитивных обществ. Семиотика литературы, которая раскрывает символику литературных произведений. Абстрактная семиотика - область математической логики и искусственных знаковых систем. Лингво-семиотика, основатель Ф.де Соссюр, он определил язык как систему знаков и вскрыл некоторые свойства языковых знаков. В семиотике и лингво-семиотике выделяют 3 раздела: синтактика (синтаксические правила), изучает отношения знаков друг к другу, семантика - отношение знаков к обозначаемым ими предметам, явлениям, прагматика рассматривает отношения тех, кто использует знаки к самим знакам.^ 5. История языкознания. Языкознание – одна из древнейших наук, прошедшая длительнный путь развития. Значительная роль в разработке общих вопросов языкознания принадлежит французскому мыслителю Декарту и немецким ученым Лейбницу и Фон Гумбольдту. Гумбольдт заложил основы философии языка – общей теории языка и речи. Во 2-ой половине 19 века сформировались 2 основных лингвистических направления: логическое – в России его представителем был Буслаев, и психологическое – в России было основано Потебней. В начале 20 века разрабатываются теория и методы формального направления, которые главное внимание сосредотачивают на строении форм слова и форм словосочетания. Развивается исторический аспект лингвистической теории. Разрабатывается сам принцип историзма, включающий рассмотрение причин развития языка, общих, местных законов его развития, принципов и методики сравнительно-исторических и исторических грамматик. Ведущим разделом сравнительно-исторического языкознания стала индоевропеистика, а внутри нее – славянистика и германистика. Для развития теории языкознания особое значение имела деятельность Мещанинова, Щербы и Виноградова. Мещанинов подчеркивал важность таких принципов как связь языка и общества, языка и мышления, прерывистость в развитии языков. Разработанные Мещаниновым теория понятийных категорий, морфолого-синтаксическая типология и функционально семантическая методика оказали огромное влияние на развитие языкознания в нашей стране. Щерба – создатель лингвистической концепции, опирающейся на линнгвистическое наблюдение и эксперимент, и оригинального направления в фонетике.^ 6. Строение языкового знака и виды знаков. Знак - это материальный предмет, выступающий как заместитель другого предмета. Различаются 2 типа знаков: 1) естественные; 2) искусственные; К числу естественных знаков относятся разнообразные признаки, по которым человек ориентируется в природе. Знаки отличаются тем, что между ними и соответствующими им явлениями имеются причинно-следственные отношения. Искусственные знаки - коммуникативные знаки или знаки-информаторы. Искусственные знаки образуют системы, среди которых можно выделить первичные и вторичные. Первичные знаковые системы - это и естественные языки. Все иные знаки и знаковые системы являются вторичными. Производность вторичных знаков не означает их генетической вторичности. Вторичные знаковые системы могут быть подразделены по функциональным характеристикам: транспонирующие, сигнальные и индикативные. Транспонирующие системы - это вторичные знаковые системы, перелагающие знаки исходной системы в какую либо иную субстанцию. Транспонирующие системы строятся изоморфно (подобно) исходной системе как совокупность правил переложения. Сигнальные знаки являются побудительными, информируя о некотором положении дел, побуждают к определенному поведению. Знаки и сигналы отличаются разнообразием и разобщенностью. Знаки не имеют структуры. Индикативные знаки - это вторичные знаки, которые информируют, но не побуждают, не образуют системы. Их появление обусловливается тем, что в специфических условиях коммуникации естественного языка недостаточно. ^ 7. Своеобразие языка как знаковой системы. Язык представляет собой сложную систему. Знаки – элементы системы. Язык оп­ределяют как систему знаков и правил их функционирования. Семиотика – наука изучающая знаковые сис-мы. Язык тоже знаковая сис-ма. Но он самая сложная из всех знаковых сис-м. Знак должен быть материальным. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной сис-мы. Примерами относительно простых систем могут служить же­лезнодорожный семафор, светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнение каких-то действий. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях.Знак может быть языковой и неязыковой. Свойства знака:1) конвенциальность, т.е. соглашение,договоренность(этим cв-вом обладают обе разновидности знака);2) неязыковой знак произволен, т.к. его форма не проявляется cв-вами предмета, кот он обознач. содержание; 3) Языковые знаки характиризуются разной степенью мотивированности. Мотивированность бывает генетическая, структурная, социальная, окказиональная. 4) Очень важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противопоставленность предполагает чувственную различи­мость экспонентов и противоположность или, во всяком случае, различность содержания знаков. Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Так, иконами называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Индексами называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. Наконец, символами называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Что касается содержания знака, то его связь с обозначаемой знаком действительностью носит принципиально иной характер. Со­держание знака есть отражение в сознании людей, использую­щих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, при­чем отражение обобщенное и схематичное. Язык - знаковая система, так как обладает многими семитическими свойствами. 1)Язык служит средством выражения чувств.2)язык материален. 3)язык социален 4)язык отражает окружающий мир. Своеобразие языка как знаковой системы: 1)другие знаковые системы предназначены для передачи уже известной информации, язык является формирующим смысла. 2)другие вспомогательные знаковые системы употребляются в ограниченных сферах, а язык - универсальное средство общения. Принципиальное отличие заключается в характере и структуре языка. Знак вообще - условное обозначение чего-либо, между знаком и тем, что он обозначает, нет естественной связи. Общество наделяет знак свойством означать что-либо. Существенным признаком знака является его интернациональность. Любой знак имеет 2 стороны: материальная форма, значение.^ 8. Язык и другие семиотические системы. Система языка - это внутренняя организация языковых единиц, предполагает, что каждая языковая единица связана тесными отношениями с единицами. Структура предполагает расчлененность языка как целостного образования на составляющие их взаимосвязь, взаимообусловленность и внутреннюю организацию. Языковые единицы могут быть однородными и неоднородными. Неоднородные единицы связаны иерархическими отношениями. Иерархические отношения - отношения между неоднородными единицами, их подчинение друг другу как общего и частного, высшего и низшего. Они наблюдаются между языковыми единицами, принадлежащими разным ярусам языковой системы, между словами и формами, при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами, при их объединении в синтаксические типы. Однородные единицы языка могут быть связаны синтагматическими и парадигматическими отношениями. Синтагматические отношения - отношения, которые, объединяют единицы языка их одновременной последовательности. Парадигматические отношения - отношения, которые объединяют единицы в группы, разряды и категории по внутреннему сходству. Совокупность однородных единиц языка, способна вступать между собой в (1) и (2) связи, но исключительно иерархические отношения называются уровневые. ^ 9. Основные языковые антиномии и их определение. Антиномия - противоречие. Языковые антиномии: синхрония и диахрония, язык и речь, синтагматика и парадигматика, асимметрия. Синхрония - вместе время (syn chronos).По Соссюру - ось одновременности. Синхрония - состояние языка в определенный исторический период, как готовой системы взаимосвязанных элементов, которые обладают целостностью в силу соответствий между собой внутри системы. Диахрония - через время (dio chronos).По Соссюру - ось последовательность, отражающая отношения между одним и тем же элементом на разных этапах развития языка. Диахрония - языковой путь во времени, изменяющийся в процессе истории. В 1931 году Щерба предложил разграничить 3 аспекта: 1)речевая деятельность; 2)языковой материал; 3)языковая система. Благодаря языковой системе, говорящие образуют слова раннее не предусмотренные словарем. Языковая система не может быть выявлена без языкового материала и речевой деятельности. Все ученые единодушно выделяют языковые системы находящиеся в мозгу человека. Синтагматика - ось линейности, горизонтальная и парадигматика - ось последовательности, вертикальная. Асимметрия словесного знака была выделена Сергеем Карцевским в 1929 году, имеющие разную направленность, означающие выполнить другие функции кроме собственной. Синонимия - появление сходных значений разных по форме слов.^ 10. Диалектическая связь языка и мышления. Язык и мышление тесно связаны. Мысль понимается как конкретный результат мышления.Связь между языком и мышлением.Язык - орудие мышления. Следует отметить, что язык выражает средства мысли, он материализует, выражает сознание. Язык возникает как результат развития мышления, появляется на стадии абстрактного мышления. Единицы языка и мышления взаимосвязаны, слова выражают понятия, а предложения - суждения. Слова и понятия отражают отличительные признаки предмета. Слова способны указывать и на несуществующие признаки, представления. Предложение может содержать вопрос или побуждение, ни понятие ни суждение не обладают такими свойствами.^ Отличия языка и мышления.Язык - явление национальное, мышление - интернациональное. Язык возникает только на стадии абстрактного мышления. Язык и мышление отличаются назначением и строением единиц. Цель мышления - это получение новых знаний и их систематизация. Язык позволяет передать знания. Другое различие состоит в логическом строю мысли, правилах оперирования понятиями. Основа языка - грамматический строй. Схематическую связь между языком и мышлением Лев Семенович Выгодский изобразил в виде пересекающихся окружностей.^ 11. Понятие лингвистических уровней и их взаимодействие. Однородные единицы языка могут быть связаны синтагматическими и парадигматическими отношениями. Синтагматические отношения - отношения, которые, объединяют единицы языка их одновременной последовательности. Парадигматические отношения - отношения, которые объединяют единицы в группы, разряды и категории по внутреннему сходству. Совокупность однородных единиц языка, способна вступать между собой в (1) и (2) связи, но исключительно иерархические отношения называются уровневые. Совокупность словоформ, объединенных общим значением составляют категорию. Лексический уровень охватывает весь словарный состав языка. Базовой единицей лексического уровня является слово (лексема). Синтаксический уровень языка включает в себя синтаксические образцы, на которых строятся сочетания и предложения. ^ Фразеологический уровень - базовая единица является фразеологизмом. Каждый уровень самостоятелен лишь относительно, уровни системы находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которая проявляется в назначении особой функции для каждого элемента.^ 12. Понятие речевой деятельности. Противопоставляя речь языку, речью называют и речевые умения , и речевой акт, и результат речи – текст, и даже саму речевую деятельность – языковую способность и речевое поведение.Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит в том, что она является частью общественной деятельности человека, и в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают общественных говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику. Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим и слушателем, предполагающий 3 компонента- говорение, восприятие и понимание речи. Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Вообще, речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления. Чтобы пользоваться языком надо его знать. Усвоение языка и его использование носят избирательный характер. Речевая деятельность представляет не простую реализацию системы языка, речевая деятельность является активным использованием языка говорящим, речевая способность которого также активна и динамична. Активная лексика и грамматика, которая направляет речевую деятельность говорящего, противостоят его пассивной лексике и грамматике. Если пассивная лексика – это слова которые говорящий воспринимает и понимает, но сам в своей речи не применяет, то активная лексика – это те слова и их значения которые говорящий не только знает и понимает , но и употребляет. Индивидуальность речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая синонимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем.^ 13. Понятие языковой нормы, её типы. ^ 14. Структура речевого акта. При рассмотрении языка, речи и речевого акта необходимо учитывать следующее: 1)Язык – достояние коллектива, предмет истории. 2)речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения разных индивидуумов. Речевой акт – это психофизический процесс, который обязательно должен быть двусторонним, он доступен изучению, поскольку его можно услышать и записать. Его изучением занимается психолингвистика, которая рассматривает речь, как один из видов человеческой деятельности. Путь от мысли к слову состоит в подготовке речевого высказывания. Луриа выделяет 4 этапа в структуре речевого акта: 1) Мотив и общий замысел высказывания. Общий замысел – это результат довербального мышления, на этом этапе происходит осмысление предмета речи при помощи не языковых знаков, а ситуативных знаков, предметов. 2) стадия внутренней речи опирается на схемы записи: определяется смысловая схема высказывания. 3) формирование глубинной синтаксической структуры, то есть пространственно-понитивной схемы (схемы соотношения понятий) и схемы временно развернутой речи. 4) развертывание внешнего речевого высказывания, включается механизм грамматического структурирования будущего высказывания, формируется структурная схема предложения. Предложение на этой фазе состоит из словоформ. Смысл высказывания передается механизмом выбора слов, синтаксическая схема высказывания заполняется словами. Речь – форма существования языка. Язык функционирует и непосредственно в речи. По форме речь может быть устной, письменной и монологичной, по стилю – речь молодежи, речь профессора, то есть речь – разное использование возможностей языка.^ 15. Основные теории происхождения языка. Согласно папуасской легенде, человек создан из сырого бамбука, и когда бамбук на жаре начал трескаться появилась речь. Согласно этим легендам речь - признак живого человека. Существует природная связь между предметом и его наименованием, предметы названы неслучайно, их имена - суть вещи. Имя может существовать независимо от предмета и даже предшествовать ему. Дальнейшее философское осмысления первобытных о происхождении языка приводит к возникновению теорий: 1)божественное откровение - базируется на библейских легендах.(язык был открыт в раю Адаму и Еве), 2)античная теория - отличительная особенность-два несовместимых аспекта: идея божественного откровения и этимологической теории. Сторонники теории еузей связывали восприятие вещей со звучанием их имен. Сторонники теории Тесей выступают против природной теории возникновения языка. В качестве доказательств приводилось следующее: омонимия, синонимия(разные имена для одного и того же предмета). Истоки этих теорий следует искать в учении стоиков. Основная идея возникновения языка обусловлена человеческой природой. Она стала базисом теорий междометной и звукоподражательной, где источником речи выступают естественные звуки выражения чувств или звуки, которым люди стремились подражать.^ Междометная теория поддерживалась стоиками (Крисип, Августин), они полагали - эмоциональные впечатления людей сопровождаются звуками выражения. Подобные чувства находили свое выражение в непроизвольных выкриках - междометиях, стали ассоциироваться с порождающими их реалиями и превратились в слова. Недостатком данной теории является то, что она переоценивает экспрессивную функцию языка.Согласно стоикам, человек сопричастен к всеобщему разуму и мировой душе, это определило его способность общаться с себе подобными. Между звуковой формой и предметом существует внутреннее сходство. Если предметы не звучат, то огласовка слов их обозначающих выражает впечатления, полученные человеком от этих предметов. Взгляды стоиков на способы именования предметов были положены основания 2 теорий: звукоподражательной и опомотолитической. Звукоподражательная теория была особенно популярна в 17-18 веках(Лейбниц, Вильгельм фон Гумбольд, Год Фрид, Гейман Штейталь, Александр Афасиевич Потебна). По мнению Вильгельма фон Гумбольта следует различать 3 способа: 1)имитацию в слове звуков, издаваемых предметами, 2)подражание не непосредственно звуку или предмету, а некоторому свойству, присущему обоим, 3)когда сходные значения выражаются словами близкими по звуковому составу. Согласно биологической теории, речевая деятельность обусловливается сугубо биологическими функциями организма. Главным фактором возникновения человеческого языка, по мнению создателей являются общественные человеческие потребности. Теория социального договора (Демокрит). Эпикур предпринял попытку перехода из нечленораздельной речи в членораздельную. Сторонниками были Гоббс, Эдье.Создателем яфетической теории был Ник Яковлевич Марр. Легенда: у Ною было 3 сына - Сим, Хам, Яфет. После потопа они разделились по разным уголкам земли и стали родоначальниками разных этнических групп. Потомки Сима обосновались в западной Азии и Африке, поэтому языки на которых говорят эти народы называются симитские: это ифрит, арабский и другие. Соседствующие с ними хамитские языки: древнеегипетский, ушитские и бербеские. Севернее семитохамитских территорий проживают Япетиты. В последствии они отождествляют с Индоевропейскими народами. Словосочетание "япетические языки" Марр изобрел для обозначения родства грузинского, мегрельского, сванского, чанского языков с семиотскими языками. По мнению Марры у формирующегося человека первоначально возник кинетический язык(мимика, жесты). Звуковая речь появляется у людей позднее, когда были созданы необходимые производственные, идеологические и социальные условия. Язык возник на достаточно высоком уровне человеческой цивилизации, одновременно с письменностью и имел первоначально религиозное предназначение. Возникший звуковой язык состоит всего из 4-х элементов: 1)Сал; 2)Бер; 3)Рош; 4)Йон. Марр считал, что язык возник на этапе классового расслоения общества. Господствующее положение занимали жрецы, выполняя посредническую роль между своими племенами и племенными бошками. Посредничество осуществляется в виде ритуальных инсценировок, сопровождаемых выкриками - обращениями к тотему. Число первых элементов Марр объяснял их соответствием 4-ём сторонам света. Поиск первоэлементов языка - основная задача палеонтологического метода. Отсюда, все слова всех языков мира восходят к известным 4-ём элементам. Различия языков мира по словарному составу, грамматическому строю и звуковому составу Марр объяснял следующими периодами их развития: 1) первичный [китайский язык] ; 2) вторичный [монгольские, тюркские]; 3) третичный [япетический, кавказский, хаминские]; 4) четвертичные[семитский, индоевропейский]; Несостоятельность яфетической теории определена следующим: возникновение звуковой речи в этой теории не связана с общественной необходимостью иметь средства общения; язык жестов по Марру предшествует возникновению звукового языка; сомнительны утверждения о культовых истоках языка.^ Существование 2 основных теорий антропогенеза.Монопилитическая.Полипилитическая. Согласно (1) человек произошел от одного вида животных (шимпанзе). (2) содержит мысль о многообразии генетического материала приматов. Свидетельством тому могут служить находки ископаемых предков человека. В 1948 году был найден череп обезьяны-человека, который назвали проконсул. Решающее значение для происхождения языка имел процесс прямохождения. Во-первых, стало возможным использование передних конечностей для трудовой деятельности с применением орудий труда. Это способствовало совершенствованию двигательных функций человека. В результате формируется база для речевого двигательного аппарата. Во-вторых, прямохождение вызвало необходимость для общения: вертикальное положение обернуло гоминидов лицами друг к другу. Материальной основой становления человека и его языка является его трудовая деятельность. Основы этой теории были заложены в работе Энгельса “Диалектика природы”. Главным стимулом возникновения языка в этой концепции признается потребность в общении, которая порождает средства коммуникации. Человеческое общество возникло на стадии развития человека умелого. В человеческом обществе важным фактором выступает совместный труд, который предполагает организованную деятельность, порождающую потребность в общении. Простые звуковые сигналы не могли удовлетворить возросшие человеческие потребности в общении. Стандартные сигналы бытового общения могли сообщить лишь о типичной ситуации, высокоорганизованный труд требовал сообщить и о воображаемой планируемой ситуации. Это вызвало потребность в развитии знаковой системы, наиболее совершенной формой, которой стал человеческий язык.^ 16. Условия и пути формирования национальных языков. Во всех более или менее развитых странах формируются национальные языки. Неравномерность развития языков в современном мире является следствием экономического и политического развития разных континентов и стран. Как образование языков народностей, образование национальных языков происходило 3 путями: 1) путем развития уже готовго материала; 2) путем концентрации диалектов; 3) путем скрещивания диалектов и языков. Например при образовании английской народности и американской нации отмечается этническое скрещивание. Общей чертой в образовании языков народностей и наций состоит в том, что национальные языки отличаются по времени их возникновения и укрепления. Между структурой языка народности и структурой языка нации принципиальных различий нет. Национальный язык, с точки зрения одной и той же языковой системы, хронологически более поздний, имеет более богатый словарный состав и более совершенный грамматический строй. Национальный язык отличается от языка народности соотношением общественного языка с его диалектами и литературно-письменной формой. Еще большее отличие национального языка от языка народности состоит в том, что национальный язык предполагает обязательное наличие литературно-письменной формы, сближенной с общей народно-разговорной речью и поэтому получившей повсеместное распространение. Устный общий язык вырабатывается не сразу и долгое время сохраняет диалектные различия. Поэтому воплощением и действительной реальностью национального языка является его литературно-письменная норма. При этом важно учесть, что для национального языка необходимо не простое наличие письменной речи, а а её широкое распространение, многофункциональность литературного языка.^ 17. Национальный язык и его стили.18. Акустический, биологический и функциональный аспекты изучения звуков языка. Изучением звукового строя языка занимается фонетика, она также изучает слог, ударение и интонацию. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона – производство человеком звуков речи. Еще важнее функциональная сторона звуков речи. Три стороны звуков речи позволяют выделить 3 аспекта фонетики: акустика речи, физиология речи и фонология. Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций и места в системе языка. Трехаспектность фонетических единиц породила многзначность основных фонетических терминов: звук речи и фонема. Звук речи – это акустическое явление, единица звуковой системы языка. Звуки по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными органами речи. Однако звуки речи ограничены возможностями органов слуха, при помощи которого они воспринимаются, и речевого аппарата, который их производит. Голосывые связки могут производить приблизительно от 40 до 1700 колебаний в секунду, но человек использует далеко не все звуковые возможности, даже те звуки, которые он может производить и воспринимать. Акустика речи складывается из изучения о видах колебательных движений и тембре, а также о высоте, продолжительности и интенсивности звука. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные и немузыкальные. Высота звука определяется числом колебаний в единицу времени. Сила звука определяется амплитудой колебания.^ 19. Фонема и звук. Звук речи - минимальная фонетическая единица, которая может быть описана в 3-ех аспектах: 1) с акустической стороны звук определяется с физиологической стороны 2) с артикуляционной стороны звук может быть охарактеризован по тому, с помощью каких произносительных органов он образуется 3) с функционально-лингвистической стороны звук может быть охарактеризован по своему особому назначению - выполнению смыслоразличительной функции. Для артикуляционной имеют значения признаки: a) наличие или отсутствие преграды для воздушной струи b)напряженность голосовых связок c) положение языка или губ d) характер преграды. Появление акустической фонетики стало возможным благодаря изобретению специальной техники. Исследованием звуков речи первых двух аспектов занимается фонетика, а изучением звуков речи с функциональной стороны - фонологии. Существует 3 положения: 1) звук как физическое явление и как знак определяющий лингвистическую сущность - это не одно и то же 2) каждый конкретный звук представляет одну из возможных реализаций этой сущности 3) звуки должны рассматриваться не сами по себе, а при соотношениями с этими сущностями. Звук не обладает самостоятельным значением, в противном случае значение слова складывалось бы из значений его звуков. Нельзя сказать, что звуки не имеют никакого отношения к смыслу, они связаны со смыслом, но не прямо, а посредственно. Звуки могут различать различные слова и формы. Кратчайшие звуковые единицы, способные выполнять различительную функцию в словах и формах слов называются фонемами. Лев Владимирович Щерба установил, что в русском языке четко слышится 4 звука [э]. В начале слова перед мягким/твердым согласным, между мягкой и твердой согласной, между 2-мя мягкими согласными. Различия между этими звуками для русского языка несущественны, они не противопоставлены друг к другу как самостоятельные фонемы. Именно различительная функция позволяет установить, какие звуки являются самостоятельными фонемами, а какие лишь разновидности этих же фонем. Все звуки в каждом конкретном языке объединяются в небольшое количество типов, которые способны дифференцировать слова и формы слов. Фонема - типово


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие кооперации в начале ХХ века
Реферат Методы установления цены с ориентацией на спрос, их характеристика
Реферат Равноускоренное движение
Реферат Роль коллективного договора в регулировании трудовых отношений
Реферат Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России
Реферат Вторичные половые признаки
Реферат Газоснабжение жилого района 2
Реферат Світова торгівля та зовнішньо-економічна діяльність підприємств
Реферат Инфляция, ее измерение и методы прогнозирования
Реферат Новая экономика: мода или единственный шанс для новой страны
Реферат Какова методика анализа дебиторской задолженности?
Реферат Продуктовые стратегии международного маркетинга
Реферат Конфліктні ситуації
Реферат Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон»
Реферат Система бронирования Fidelio