Московскийинститут права
Юридическийфакультет
Дисциплина:логика
Курсоваяработа
Студента
На тему: «Анализ видов понятий и предложения по ихиспользованию в практике логического обобщения выводов»Москва 2003
Содержание
Введение
1. Понятиев логике
1.1. Сущностьпонятия в логике
1.2. Определениепонятий, их содержание и объем
2. Классификацияпонятий в логике
2.1. Видыпонятий
2.2. Типыотношений между понятиями
3. Практикалогического обобщения выводов
Заключение
Список литературы
Введение
Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования,наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены вязыке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык- материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышимпредложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, чтонаходится у нас в голове. Язык — посредник в обмене мыслями. Однако уже давнобыло замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатленийс помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложениячто-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется. Именно поэтому иногдакакую-нибудь идею или образ точнее передает, скажем, художник картиной илибалерина танцем. В этом смысле говорят о других, неречевых языках, относя кним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и цвета светофора, а такжемножество иных сигналов и знаков… Словачасто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие отпредметной области.
Для логики подобное обращение со словами недопустимо. Вкаждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должносоответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противномслучае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причемприложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если быоднозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одномуединственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно длякаждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда несуществовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякийсмысл.
В вопросе об адекватности мышления и речи гораздо важнеето, что логика оперирует не словами, она превращает слова в понятия.
1.Понятие в логике
1.1. Сущность понятия в логике
Итак, как стало понятно из вышесказанного, понятиеотличается от слов, обыденных представлений об определениях. Чтобыохарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия междупонятием и всем остальным.
Первое, что отличает понятие от слова или выражения, — этооднозначность, четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенныесмысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области. Многиеслова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение сословами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственноезначение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классупредметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логическиефункции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношенииважнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия толькоодному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютнодля каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда несуществовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякийсмысл.
Понятия потому и необходимы, что они сокращают нашу речь, астало быть, и мышление. Они полезны тем, что охватывают множество однородныхпредметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданыопределенно. В них нельзя включать то, что к делу не относится. Только тогда,когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можноговорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур,разработанных в логике.
Обозначение предметов требует выделения в них каких-тоопределенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много.Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Какправило, в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков,оставляемых в содержании понятия. В общем-то, это правильно в том смысле, чток этому надо стремиться. Но надо помнить, что выделение именно существенныхпризнаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле и даже в иных случаяхнеосуществимо вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явленийопределяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. В обиходной жепрактике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемыепредметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы приназывании не возникло путаницы. Наряду с существенными признаками вполнедопустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков,достаточных для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно,чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существеннымидля данной вещи. На практике использование именно таких признаков для образованияпонятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно длянаучных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всегообходятся без них.
Толькотогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можноговорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур,разработанных в логике.
Среди всего этого многообразия надо выбирать свойстванаиболее типичные, характерные для данного рода вещей. От остальныхотвлекаются. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализацияобязательны.
Нонадо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт невсегда выполняется на деле и даже в иных случаях неосуществимо вообще. Сущностьтех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тутнередки неразрешимые споры. В обиходной же практике нам чаще всего достаточноуказать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначноотличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не возникло путаницы.Наряду с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование приформировании понятия также признаков, достаточных для отличия; они позволяютзадать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать сдругими, хотя они могут не быть существенными для данной вещи. На практикеиспользование именно таких признаков для образования понятий встречается дажечаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов ирассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.
Обозначение предметов требует выделения в них каких-тоопределенных признаков, которых, вообще говоря, в любой вещи бесконечно много.
Понятием мы будем называть такую форму мышления, с помощьюкоторой отображаются существенные (достаточные для отличения) признакипредметов, явлений, процессов.
Существенно,чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данномувиду вещей, но чтобы они сверх того отличали эту разновидность вещей от других.Игнорирование такого требования довольно часто ведет к ошибкам, кнеобоснованным выводам.
Длятого, чтобы наиболее точно определить понятие необходимо выявить его место всистеме абстрактного мышления человека (см. рис. 1).
Такжеважной характеристикой, необходимой для анализа видов понятия является признак понятия. Понятия в психологии получаютсяиз сравнений сходных представлений. Представления в свою очередь складываютсяиз отдельных элементов. Составные элементы представления или понятия принятоназывать признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отличаетсяот другого.
Признакипонятийсо времени Аристотеля принято делить на следующие 5 классов[1]:
1.Родовой признак. Если мы скажем, что химия есть наука, то наука будет родовымпризнаком для понятия «химия»; в числе других признаков, присущих понятию«химия», есть и признак «наука»; этот признак отличает химию от всего, что неесть наука. Род (genus) или родовойпризнак есть понятие класса, в который мы вводим другое рассматриваемое намипонятие.
2.Видовое различие. Если сказать, что химия есть наука, занимающаяся изучениемстроения вещества, то прибавление признака — «занимающаяся изучением строениявещества» будет служить для обозначения того, чем эта наука отличается от другихнаук. Такой признак, который служит для того, чтобы выделять понятие из рядаему подобных понятий, называется видовым различием (differentiaspecifica)..
3.Вид (species). Если кродовому признаку присоединить видовое различие, то получится вид. Например,«здание для склада оружия» == арсенал; «здание для склада хлеба» = амбар. Вэтом случае «здание» есть род, «для хранения оружия» есть видовое различие;присоединение к роду видового различия даёт вид «арсенал». Присоединение кпонятию «здание» видового признака «служащее для хранения хлеба» даёт вид«амбар». Вид может быть Признаком, потому что его можно приписать понято. Например,«эта наука есть химия».
4.Собственный признак (proprium).Собственный признак — это такой признак, который присущ всем вещам данногокласса, который не содержится в числе существенных признаков, но которыйможет быть выведен из них. Например, существенным признаком человека являетсяего «разумность». Из этого свойства вытекает его способность владеть речью.Этот последний признак есть собственный признак. Основной признак треугольника— это прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Что же касается тогопризнака треугольника, что сумма углов его равняется двум прямым, то это естьего собственный признак, потому что вытекает или выводится из основных признаков.»Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треугольнике, поэтому он являетсявыводным.
5. Несобственныйпризнак (accidens). Несобственный пригнан — это такойпризнак, который не может быть выведен из существенного признака, хотя и можетбыть присущ всем вещам данного класса.
Рис.1. Система абстрактного мышления человека
/>
1.2. Определение понятий, их содержание и объем
Внаучной литературе определение иногда называют также дефиницией. Определениепредназначено для того, чтобы сформулировать в явном виде и зафиксироватьсодержание понятия, назвать те признаки или свойства предмета, которые станутобъектом внимания в рассуждении и как бы заменят на время сам предмет
Наиболеесовершенным является определение через ближайший род и видовое отличие. При егоформулировании сначала указывается понятие более широкое (род), чем то, котороенадо определить (вид), затем называют отличительный признак (видовое отличие),с помощью которого определяемый вид предметов выделяется среди других, входящихв тот же род.
Близкимпо удобству использования к предыдущему является генетическое определение. Внем указывается способ создания или путь возникновения того или иного явления.Иногда заданные таким образом черты и особенности могут служить видообразующимипризнаками, и тогда создается та же самая родовидовая дефиниция.
Иногдаудобно пользоваться так называемыми остенсивными определениями. В этом случаевместо выявления существенных признаков определяемого явления указывают на самоявление как на образец.
Однимиз приемов, сходных с определением, является объяснение. Оно может не столькозаменять определение того или иного явления, сколько дополнять его или делатьего понятным. Это достигается за счет того, что незнакомые широкой публикетермины выражают через другие, известные всем.
Построение определения подчиняется правилам[2]:
1) Определение должно быть соразмерным. Объем определяющего должен полностью совпадать с объемом определяемого.
2) Определение не должно быть только отрицательным.
3) Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Определяемое понятие не должно повторятся в определяющем ни прямо, ни косвенно.
4)Тавтология.
5)Круг в определении.
6)Нельзя определять неизвестное через неизвестное.
Укаждого понятия имеется содержание и объем. Содержанием являются все тепризнаки, с помощью которых данное понятие определяется[3]. Объем же составляют предметы,охваченные им[4].Содержание и объем — двестороны понятия, они каждая по-своему определяют его взаимоотношения с другимипонятиями.
Такимобразом, различие между объёмом понятия и содержанием понятия сводится кследующему: объём понятия означает ту совокупность предметов, к которым должноприлагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которыеприписываются тому или другому понятию.
Влогике давно было отмечено твердое соотношение, определяющее связь объема исодержания. Кратко этот закон формулируется так: чем богаче содержание, темменьше объем и наоборот[5].Операция добавления новых признаков в содержание и перехода к более узкимпонятиям называется ограничением.
Операцияотбрасывания от данного понятия некоторых признаков и перехода к более широкимпонятиям называется обобщением.
Следуетпомнить: закон обратного отношения выполняется только при последовательномдобавлении признаков. Простая замена их не создает указанной закономерности.
Естьмного вещей, которые невозможно определить. Так, часто говорят, что нетвозможности дать строгое определение произведению искусства. И действительно,никто не в состоянии указать формальные признаки, по которым любой мог быуверенно сказать, является ли данное произведение подлинным шедевром или егонадо считать посредственным. Юристы порой сталкиваются с ситуацией, когда надоточно определить, что такое порнография, но из попыток дать дефиницию ничего неполучается. Надо сказать, в искусствознании вообще довольно часто образецпроизведения какого-либо рода нельзя заменить его определением. Но и в наукетакие обстоятельства тоже могут иметь место
Однимиз приемов, сходных с определением, является объяснение. Оно может не столькозаменять определение того или иного явления, сколько дополнять его или делатьего понятным. Это достигается за счет того, что незнакомые широкой публикетермины выражают через другие, известные всем.
Методовобъяснения очень много — от указания причин и создания моделей до проведенияаналогий. Этими методами занимается специальная теория объяснения. То, чтопредстоит объяснить, в ней называют экспланандом, совокупность же объясняющихположений — экспланансом. Очень часто составители толковых словарей заменяютстрогие научные определения терминов своими, объяснительными.
2. Классификацияпонятий в логике
2.1. Виды понятий
Ниодин предмет не представляет собой чего-либо совершенно отличного от всехдругих предметов; Он похож на них в каком-либо отношении: его всегда можноотнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметымогут быть относимы в общие с другими предметами классы. Есть классы, которыеобнимают небольшое количество предметов, но есть классы, которые обнимаютбольшое количество предметов, и именно потому, что это суть предметы с самымиобщими сходствами. Эти классы вещей в нашем мышлении получают выражение в видеизвестных понятий. Такие понятия, которые служат для обозначения самых общихсходств между предметам и Аристотель назвал категориями. Слово «категория» происходитот греческого слова xatnyopew что значит высказывать, быть сказуемым. Категории для Аристотеля суть возможныепредикаты какого-либо единичного предмета, т. е. такие понятия, которые можновысказать относительно того или иного единичного предмета или класса предметов.
Вотэти категории[6]:
1.Субстанция (substantia).
2.Количество .(quantitas),
3.Качество (qualitas).,
4. Отношение (relatio).
5. Место (ubi).
6.Время (quando).
7.Положение (situs);
8.Обладание (habitus);
9.Действие (actio).
10.Страдание (passio).
Подэти десять категорий, по мнению Аристотеля, подходит всё то, что можно мыслить.Если мы желаем высказать о тех или других вещах что-либо самое общее, то мы неможем о них высказать ничего другого? кроме того, что они суть илисубстанции, или что они обозначают качество, отношение, место и т. п. Другихточек зрения, кроме тех, которые содержатся в категориях, не существует. Такимобразом, можно сказать, что категории представляют собой наиболее общие классывсего мыслимого.
Итак,рассмотрим какие виды понятий существуют в современной логике. На основеизучения и анализа литературы[7]можно составить следующую сводную классификацию.
Общие,единичные, пустые понятия. Объемы понятий могут бытьразными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их различие влогических свойствах не допускает одинакового обращения с ними при выполненииопераций. В целом ряде случаев для них действуют разные правила. Общие понятияохватывают много предметов. Причем «много», как и множественное числов грамматике, начинается с двух. Иными словами, даже если в объеме только дваявления или две вещи, то этого достаточно, чтобы охватывающее их понятиесчитать общим.
«Так,«полюс Земли» представляет собой общее понятие, хотя полюсов всегодва — северный и южный. Тем более общими являются понятия «книга»,«ракета», «морское млекопитающее» — в объеме каждого из нихдалеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий состоит вследующем: то, что сказывается об общем, то одновременно может сказываться окаждом элементе из объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; всенаучные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, вотличие от общих, охватывают только один предмет. Таковы «Атлантическийокеан», «атомный ледокол „Ленин“, „Эйфелевабашня“, „Царь-пушка“. В логике рассматриваются также пустыепонятия. Они имеют нулевой объем: „вечный двигатель“,»Баба-Яга", «четыре, умноженное на сонату Бетховена»,«повышение продуктивности сельского хозяйства в России в результатефермеризации»[8]
Соотносительные инесоотносительные понятия. Существует целаягруппа примечательных в теоретическом отношении явлений и предметов, а такжеобозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическоесвоеобразие в свое время указал немецкий философ Гегель. Причина — следствие,учитель — ученик, раб — господин, восход — закат. Одно не бывает без другого.Учитель, у которого нет и не было учеников, никак не может считаться учителем;равным образом и учеников без учителя не бывает. Так же нерасторжимо связаны идругие пары. Конечно, можно отвлечься от того, что у причины есть следствия, нотогда она не причина, а просто событие. И отец может, разумеется, существоватьи вне соотношения с сыном, но тогда он не отец, а мужчина вообще. Большинствопонятий являются несоотносительными; для раскрытия их содержания не требуетсяпривлекать какие-то сопряженные с ними, в некотором смысле противоположные импонятия.
Абстрактные иконкретные понятия. Всякое понятие,строго говоря, обязательно является абстрактным в том смысле, что оно оставляетв себе только наиболее важные с какой-либо точки зрения признаки и отбрасываетвсе остальные (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принятоназывать такие понятия, в содержание которых входит какое-нибудь свойство илидействие, — белизна, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают израссмотрения в этом случае сами вещи, являющиеся возможными носителями данныхсвойств (абстрагируются, следовательно, от самих предметов). Такие понятияпротивопоставляются конкретным, которые, наоборот, отображают предметы иявления сами по себе.
Регистрирующие инерегистрирующие понятия. Разделение понятийна эти два вида вызвано развитием математической логики и компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе пересчитать предметы, входящиев объем соответствующего понятия. В зависимости от этого меняются свойствапрограмм и алгоритмов, с помощью которых эти объемы обрабатываются. Еслиохваченные понятием предметы можно пересчитать или хотя бы указать способ ихпересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, тотогда оно нерегистрирующее.
Собирательные иразделительные понятия. Собирательныепонятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов ивещей со стороны преобладающих в них свойств[9].Такие свойства, являясь типичными для всего множества, не являются, однакообязательными для каждого предмета в отдельности. Собирательные понятия потомуи надо отличать от обычных разделительных, что с собирательными понятияминевозможно совершать логические операции, так как общие высказывания о них непозволяют делать выводы о каждом из отдельных предметов, входящих в их объем. Вобыденной речи и в художественной литературе могут не обращать внимание наотмеченную разницу в смысле понятий. Для логики же она существенно важна.Только у разделительных понятий то, что говорится об общем, относится к каждомув отдельности. Приложение же логических законов к разделительным понятиям иосуществление логических преобразований над ними имеют значительныеограничения.
В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к томуили иному виду должно начинаться с определения его содержания. Пока оно незадано, говорить и тем более спорить о его характеристиках бессмысленно.
Субординацияэтих видов понятий может быть представлена на следующей схеме (см. рис. 2).
2.2.Типы отношений между понятиями
Логические операции, позволяющие делать определенные выводыи доказывать какие-то утверждения, основываются, как уже отмечалось ранее, насвязях и отношениях разных понятий. Такие связи очень многообразны и на ихизучение, в конечном счете, и направлена вся наука, вся познавательнаядеятельность человека вообще. Часть из них изучается только логикой и никогдане делается предметом специального внимания других наук. Сейчас речь пойдетименно о таких связях и отношениях; они могут быть обусловлены как содержаниемпонятий, так и их объемом.
Классификацияпонятий с точки зрения взаимоотношений между ними начинается с разделения их насравнимые, которым свойственны чисто логические связи и отношения, инесравнимые, у которых таких связей нет вообще, их отличительная черта состоитв том, что ни в их содержании, ни в их объеме нет общих элементов[10].Поэтому, зная что-то об одном из них, нельзя делать выводы о другом — отсутствие логических связей не позволяет проложить переход между ними. Чистологические связи и отношения обязательно имеются у сравнимых понятий, потомучто у них есть общие элементы в объеме и (или) содержании. И делатьумозаключения относительно их можно, опираясь на одни лишь формальныеособенности, взятые из их определений.
Сравнимыепонятия подразделяются на два вида — совместимые и несовместимые, а каждый изэтих в свою очередь распадается еще на три разновидности. К совместимымотносятся: равнозначные (тождественные), перекрещивающиеся (пересекающиеся) иподчиненные (субординированные) понятия.
Отношениеравнозначности (тождества). Равнозначныепонятия имеют одинаковый объем, но разное содержание; ими охватываются одни ите же предметы, но задаются эти предметы через разные признаки. Так, если мысначала будем говорить о равносторонних треугольниках, а потом обратимся к равноугольнымтреугольникам, то ясно, что предмет обсуждения не изменится, просто мы будемего иначе называть.
Отношениеперекрещивания (пересечения). Перекрещивающиесяпонятия имеют разное содержание, но объемы их частично совпадают и в то жевремя частично не совпадают.
Отношениеподчинения (субординации). Понятия, находящиеся в отношенииподчинения, имеют одинаковые элементы в содержании, а объем одного(подчиненного) полностью входит в объем другого (подчиняющего).
Отношениесоподчинения (координации). Соподчиненные понятия имеют всодержании общие элементы, благодаря которым все вместе входят в родовоепонятие, но общих элементов в их объемах нет.
Отношениепротиворечия (контрадикторности). В разделе о законахлогики уже говорилось об отношении противоречия и противоположности междувысказываниями. Такие отношения возможны и между понятиями. Противоречащиминазываются понятия, когда у одного из них имеется тот или иной признак, а удругого он отрицается (признак вообще-то отмечается в содержании того и другого,но по-разному).
Отношениепротивоположности (контрарности). Противоположныепонятия являются видами одного и того же рода, но одно из них обладает каким-топризнаком, а другое не только не обладает им, но и имеет сверх того еще ипризнак, несовместимый с данным, направленный против него.
3. Практикалогического обобщения выводов
Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеютего своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако влогической науке мышлением интересуются лишь постольку, поскольку онозанимается рассуждением, доказательством, обоснованием своих утверждений ивыводов. Она, таким образом, является наукой о законах мышления, занятогопоиском истины. Ее называют также наукой о выводном знании, наукой одоказательствах. Логика исследует сцепление мыслей между собой, их необходимыесвязи: обязательность, непреложность следования выводов из каких-либо сужденийили, наоборот, несовместимость тех или иных высказываний.
Важнуюроль в логике играет понятие формы мышления. Логику можно даже называть наукойо формах мысли.
Понятия выполняют две основные функции[11]:
1) Познавательная функция. Она осуществляется на основе такой логической операции, как применение понятии.
2)Коммуникабельная. Она тесно связана с предыдущей т.е. функция средства общения.
Приисследовании процесса решения задач можно выделить две задачи. С одной стороны,необходимо выявить правильные (надежные) способы рассуждений. Этой задачей,которую можно сформулировать в виде вопроса „что есть правильноерассуждение (вывод)?“, занимается логика. Для ответа на этот вопрос логикаопирается на понятие логической формы, для „работы“ с которой влогике используются синтаксические процедуры построения логических исчислений,которые при истинности посылок гарантируют истинность заключений…
С другойстороны, процесс решения можно изучать с точки зрения вопроса: „какстроить правильные рассуждения?“. Этой задачей занимается другая наука —эвристика. Эвристика в общем виде исследует вопрос о способах и принципахрешения задач. В более узком смысле, под эвристикой (эвристическим принципом)понимается система правил (правило), определяющая такую тактику поиска решениязадачи, которая существенно ограничивает перебор при поиске возможных решений.
Задачалогики. Есть положения или факты, истинность которых усматриваетсянепосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматриваетсяпосредственно, именно через посредство других положений или фактов. Еслисказать: «я голоден», «я слышу звук», «я ощущаю тяжесть», «я вижу, что этотпредмет большой», «я вижу, что этот предмет движется» и т. п., то я выражуфакты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. Такого рода фактымы можем назвать также непосредственно очевидными, потому что они не нуждаютсяни в каком доказательстве: их истинность очевидна без доказательств. К числу непосредственно очевидныхположений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результатомчувственного восприятия.
Всете факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие явления,а также и будущие), могут быть познаваемы только посредственно. Фактыпосредственного познания или просто посредственное познание являетсярезультатом умозаключения, вывода. Посредственное знание доказывается, делаетсяубедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последнийпроцесс называется доказательством.
Такимобразом, есть положения, которые не нуждаются в доказательствах, и естьположения, которые нуждаются в доказательствах и очевидность которыхусматривается посредственно, косвенно.
Еслиесть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключаетсядоказательство?«Доказательство заключается в том, что мы положениянеочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевиднымили вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных кположениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических»[12].
Таким образом, познание посредственноенуждается в доказательствах; познание непосредственное в доказательствах ненуждается и служит основой для доказательства познаний посредственных[13].
Заметив такое отношение междуположениями посредственно очевидными и положениями непосредственно очевидными, мыможем понять задачи логики. Когда мы доказываем что-либо, т. е. когда мы сводимнеочевидные положения к непосредственно очевидным, то в этом процессе сведениямы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но существуютопределённые правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильныеот умозаключений ошибочных. Эти правила указывает логика. «Задача логикипоэтому заключается в том, чтобы показать, каким правилам должно следоватьумозаключение, чтобы быть верным»[14].Если мы эти правила знаем, то мы можем определить, соблюдены ли они в том илидругом процессе умозаключения.
Заключение
Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы изаключения:
1. Понятие является одной из форм абстрактного мышления.Конкретные предметы и их свойства отражают с помощью форм чувств, познания –ощущения, восприятие, представление.
2. В понятие отражается лишь существенные признаки. Признаки –предметы сходные друг с другом или наоборот. Свойства и отношения являютсяпризнаками. Представления могут быть тождественными (сахар, мед) по свойствам(мед сладкий, лимон кислый).
3. Признаки бывают существенные и несущественные.
4. Понятия – форма мышления в которых отражаются существенныепризнаки класса однородных предметов. Языковыми формами выражения понятийявляются словосочетания или слова.
5. Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержание –совокупность существенных признаков класса однородных предметов отраженных вэтом понятием. Содержанием понятия ромб является совокупность 2-х существенныхпризнаков: быть параллелограммом и иметь равные стороны. Объем – это классобобщенных в нем предметов.
6. Между объемом и содержанием действует закон. Обратнопропорциональный зависимости т.е. чем шире содержание тем уже объем и наоборот.
7. Основными логическими приемами формирования понятийявляются: Анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстрагирование.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частейпредмета, полученных в процессе анализа.
Анализ – расчленение предметов на их составные части,мысленное выделение в них признаков.
Сравнение – мысленное установление сходства или различияпредметов по существенным или не существенным признакам.
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаковпредмета и отвлечение от других. Обобщение – мысленное объединение отдельныхпредметов в некоторое понятие.
8. По объему понятия делятся на: единичные, общие, пустые
9. По содержанию делятся на: конкретные; абстрактные;положительные; отрицательные; относительные; безотносительные понятия;собирательные; не собирательные
10. Понятие как и имя выражается в языке словом или словосочетанием, но еслиимя лишь указывает на предмет, то понятие раскрывает его сущность.
Список литературы
1. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права, Киев,Вища школа, 1976
2. ИвановЕ.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М.: Бек, 1996
3. ИвинА.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.
– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
4. ИвлевЮ. В. Логика для юристов. – М.: Дело, 2001
5. РузавичГ. И. Логика. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002
6. Челпанов Г. И. Учебник логики. – М.: 2000