Реферат по предмету "Психология"


Акцентуации характера и стиль воспитания

Международный СлавянскийИнститут
Факультет: Лингвистика. Межкультурные коммуникацииКурсовая работаВзаимосвязьтипа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Выполнила:
Преподаватель:
2008г.
Содержание.
Введение.
ЧастьI: Теоретический обзор
ГлаваI: Характер
1.1     Подходы кпониманию характера.
1.2     Структурахарактера.
1.3     Развитиехарактера в возрастном аспекте.
1.4     Семья какфактор формирования характера.
ГлаваII: Акцентуации характера.
2.1Понятие акцентуаций характера.
2.2Типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко).
ЧастьII: Практическая часть.
3.1Программа исследования.
3.2Описание методик:
-          Патохарактерологическийдиагностический опросник для подростков
-          Опросник«Поведение родителей и отношение подростков к ним»
3.3     Выборка.
3.4     Результаты.
3.5     Выводы изаключение.
Списоклитературы.
Введение
Переход к подростковому возрастухарактеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитиеребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся уподростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. Центр жизни ребенка перемещается из домаво внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников.
Во взаимоотношении сребенком-подростком родителям необходимо перестроить свои отношения, изменитьстиль воспитания. Во взаимоотношениях родителей и их подрастающих детей особуюроль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи.
Кроме того, переход ребенка наболее высокий уровень психологического развития часто сопровождается повышеннойконфликтностью, что не должно вызывать у родителей особого беспокойства.
Родители, не проявляющие гибкостив воспитании подростков, отказываются менять свои взгляды и менять точкузрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически ивозлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Этопагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что вконце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями идетьми.
Для нормального развитияподростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональнойоснове, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Длядетей это — взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь толькос их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы,волнующие его в переходный период.
Родители воздействуют на ребенкацеленаправленным воспитанием которое сводится к организации образа жизниребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.
В подростковом возрастепроисходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознаниесвоего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этоговозраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающимидетьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и нахарактере ребенка.
Мы решили исследовать, есть ливзаимосвязь между типом акцентуации характера подростка и стилем семейноговоспитания. Насколько стиль семейного воспитания отражается на чертах характераребенка.
ХарактерПодходы к пониманию характера
В отечественной психологии подхарактером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторови воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.
Проблемами формирования характеразанимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев,Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые.
Центральной проблемой для отечественнойпсихологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненнымсодержанием.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, чтокаждая черта характера представляет собой определенное отношение личности кокружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Само развитиехарактера связано с отношением человека:
·          К природе иобществу
·          К труду
·          К другимлюдям
·          К самому себеи собственной деятельности.
Черты характера закрепляются впрактической деятельности. В формировании характера большую роль играютвзаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.
Характер развивается на базетемперамента, который является для него природной основой. Кроме того,образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностейи интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительностистановится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит впривычку.
Большинство особенностейхарактера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов:общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость,осторожность и т.п.
По мнению К.К.Платонова, «всечерты характера – это свойства личности, которые выражены отчетливее других,тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человекустиль действий и отношений к окружающему» (11, с.87).
Характер представляет собойсвоеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных иэмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни идеятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер,отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни. Структура характера
Определить структуру характера –значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные имиспецифические черты в их сложном отношении и взаимодействии.
А.Г. Ковалев в структурехарактера человека выделяет форму и содержание. Содержание характерапроявляется в форме индивидуально-волевой активности, потребностей, стремлений,привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется вособенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонусдействий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек.Форма содействует развитию содержания характера.
1. Убеждения – это систематвердых взглядов на жизнь. Сложившаяся у человека в определенных условиях жизнии воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени. Убежденность проявляетсяв целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе идругим людям.
2. Потребности и интересыопределяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельностичеловека; сказываются на всем облике поведения. Доминирующие потребности иинтересы определяют направленность дел человека.
3. Интеллектуальные свойствачеловека накладывают свой отпечаток на характер и придают ему определенноесвоеобразие, характеризуя личность с качественной стороны.
4. Воля – сознательноерегулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное спреодолением внешних и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости,выдержке, решительности, активности, самостоятельности.
5. Чувства – это эмоциональноеотношение к различным сторонам жизни. Динамика чувств связана с ростомосознания отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.
6. Темперамент – стороналичности, основанная на свойствах высшей нервной деятельности, котораявыражается в эмоциональной возбудимости. Динамике психических процессов иповедения.
Темперамент непосредственносвязан со свойствами нервной системы. Динамикой психических процессов,поведением человека. Темперамент более биологически обусловлен, чем характер; внем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связанс биологическими потребностями организма и более устойчив.
Качественные преобразованиятемперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания – вырабатываютсяновые системы связей и в результате этого маскируются или преобразуютсяприродные особенности человека, относимые к темпераменту.
И.П. Павлов выделил средиособенностей высшей нервной деятельности основные признаки:
1.        сила(работоспособность) нервной системы
2.        уравновешенностьнервных процессов (т.е. соотношение процессов возбуждения и торможения)
3.        подвижностьнервных процессов
На основе этих сочетанийИ.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали с четырьмя типамитемперамента, предложенными Гиппократом:
·    Холерик –сильный, неуравновешенный, подвижный
·    Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный
·    Флегматик –сильный, уравновешенный, инертный
·    Меланхолик — сильный, неуравновешенный, инертный
Темперамент, будучи врожденным,является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику ихпроявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические чертычеловека.
Структура характера изменяется напротяжении всей жизни человека. По мере роста и развития изменяютсяобстоятельства его жизни и деятельности. Изменяются требования, которыепредъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменениюструктуры характера.
Таким образом, все компонентыпсихического склада органически связаны и взаимодействуют друг с другом, вцелом определяя характер человека.Развитие характера в возрастномаспекте
Характер имеет свою возрастнуюдинамику, которая выражается в своеобразии его становления и проявления наразличных возрастных этапах.
Базовые качества личностиначинают оформляться в раннем детстве – это фундаментальные черты личности.Предпосылки к их оформлению складываются в тот период жизни ребенка, когда онеще не владеет речью. Основные личностные качества зависят от биологическиобусловленных свойств организма (свойства нервной системы, состояние здоровья,физическое развитие), условий ухода за ребенком, удовлетворение потребностейребенка в питании, движениях, ласке, новых впечатлениях. К числу такихличностных качеств относятся экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие,эмоциональность и общительность, невротичность и уравновешенность и др. Этикачества складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте подвоздействием многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного,подражания и др. факторов.
В дошкольный период характерформируется в конкретной деятельности: в игре, в трудовой деятельности, вусвоении бытовых правил. Наличие правил в игре воспитывает у ребенкасамоконтроль. Ответственность за свои действия, целенаправленность,инициативность, произвольность движений. В рудовой деятельности ребенок учитсябыть самостоятельным, аккуратным, дисциплинированным, трудолюбивым. Усвоениебытовых правил способствует формированию организованности, чувства долга,добросовестного отношения к своим обязанностям. Ребенок в этом возрастелюбознателен, эмоционален, впечатлителен, общителен.
В младшем школьном возрастеведущей для ребенка становится учебная деятельность. Следовательно, характерформируется главным образом в учебно-воспитательном процессе. Особенностьюребенка является доверие к взрослым, подчинение и подражание им, послушание иисполнительность. Происходит усвоение сознательного контроля и волевойрегуляции деятельности, воспитание сознательной дисциплины, выдержки. На базеполученного опыта в учебной, игровой деятельности в младшем школьном возрастескладываются предпосылки для мотивации достижения успехов.
Переход к подростковому возрастухарактеризуются изменениями в физиологии организма, в отношениях у подростка совзрослыми и сверстниками, в уровне развития познавательных процессов,интеллекта и способностей. В этот период формируются социальные установки,отношения к себе, к людям, к обществу. Первостепенное значение имеет проблемасамопознания, самовыражения и самоутверждения. У подростка усиливаетсястремление быть похожим на старших, быть самостоятельным, требует обращения ссобой как со взрослым. Повышается сознательность и мотивированность интересов,в которых проявляется характер подростка. Для этого периода свойственныэмоциональность, решительность, активность, недостаток выдержки и самоконтроляв поведении, настойчивость в достижении цели, повышенная возбудимость.
В период ранней юности характерприобретает большую устойчивость, но временами в этом возрасте в поведенииможет проявляться бурность, противоречивость характера. У юношей и девушеквозрастает уверенность в себе, повышается интерес к другим людям. По сравнениюс подростковым возрастом, в период ранней юности снижается остротамежличностных конфликтов и негативизм, улучшается физические и эмоциональноесамочувствие, повышается контактность и общительность. Происходит стабилизацияжизни, сдержанность в поведении. Для данного возраста характерны обидчивость,импульсивность, склонность к категоричным суждениям и недостаточно продуманнымпоступкам, быстрая и частая смена настроений, встречается обостренное чувствоодиночества.
Юношей и девушек волнуют проблемыдобра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и невежества и другиеобщечеловеческие ценности. Они стараются лучше познать себя, самостоятельносделать выбор. Ранний юношеский возраст – начальный период становлениясоциальных, культурных, религиозных, политических, экономических и другихпозиций человека. Но в ранней юности процесс формирования личности еще незавершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Хотямногое из того, что человек приобретает в школьные годы, остается с ним на всюжизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
Характер формируется в процессеактивной деятельности и общения ребенка с окружающими людьми. Разнообразнаядеятельность человека, содержание и тип его общения с окружающими формируютчерты его характера. Характер ребенка уже в ранние годы определяется типомнервной системы, и на основе этого складываются привычки поведения. Вразнообразной деятельности ребенка упражняются и развиваются различные чертыхарактера.Семья как фактор формированияхарактера
Большое влияние на образованиехарактера ребенка оказывает атмосфера жизни в семье. Семейные условия, родзанятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительноймере предопределяет жизненный путь ребенка.
Родители воздействуют на ребенкацеленаправленным воспитанием которое сводится к организации образа жизниребенка в семье и обучению его тому, как себя вести.
 В подростковом возрастепроисходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознаниесвоего физического и духовного возмужания – одна из наиболее ярких черт этоговозраста. Родителям необходимо перестраивать свои отношения с подрастающимидетьми и изменять стиль воспитания.
Недостаток педагогическойкультуры родителей, особенности их личности, ценностные ориентации семьи могутсыграть значительную роль в нарушении взаимоотношений родителей и ихподрастающих детей.
В отечественной психологиипреобладает подход к взаимосвязи типа акцентуации характера и виданеправильного воспитания с позиции стилей семейного воспитания. Исследованиемстилей семейного воспитания занимались А.Е.Личко, К.Леонгард, В.В.Юстицкий,Э.Г.Эйдемиллер.
В.В.Юстицкий и Э.Г.Эйдемиллервыделяют 6 типов семейного воспитания (см.19, с.45):
1. Гипопротекция. В крайней формепроявляется безнадзорностью, недостатком опеки и контроля за поведениемребенка, недостатком внимания, интереса родителей к его делам и увлечениям.
Скрытая гипопротекция наблюдаетсятогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайнимформализмом. Ребенок оказывается предоставленным самому себе, он живет своейжизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформномутипам. Такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях илегко заимствуют там праздный, полный поисков и увеселений образ жизни.
2.Доминирующая гиперпротекцияотличается чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом ребенка.Ежеминутный контроль вырастает в целую систему постоянных запретов ибдительного наблюдения за подростком.
Доминирующая гиперпротекция недает возможности ребенку учиться с ранних лет на собственном опыте пользоватьсясвободой, не приучает к самостоятельности. Происходит подавление чувстваответственности и долга и подросток убеждается, что за него итак все решат, онможет ни за что не отвечать.
У гипертимных подростков доминирующаягиперпротекция ведет к резкому усилению реакции эмансипации. В какой-то моменттакие подростки поднимают бунт против «притеснения» и напрочь рвут все родительскиезапреты и устремляются туда, где «все можно», т.е. в уличную компанию.
3. Потворствующая гиперпротекция.В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекцияполучила наименование по типу«кумира семьи». Родители покровительствуют ребенку, стремятся освободить его отмалейших трудностей и обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов,похвал и обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть вцентре внимания окружающих, а все желаемое получить без особого труда.
Потворствующая гиперпротекциясоздает для подростка кризисную ситуацию: с одной стороны, желание быть навиду, лидировать среди сверстников, жажда престижного положения, а с другой –полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, постоять засебя и за свои интересы.
4. Эмоциональное отвержениехарактеризуется тем, что ребенок постоянно ощущает, что он – обуза в жизниродителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее.
Скрытое эмоциональное отвержениесостоит в том, что родители, сами не признаваясь в этом, тяготятся ребенком,гонят от себя подобные мысли. Подавленное эмоциональное отвержениегиперкомпенсируется подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Норебенок чувствует искусственность заботы и внимания и ощущает недостатокискреннего эмоционального тепла, любви и ласки.
5. Условия жесткихвзаимоотношений сочетаются обычно с эмоциональным отвержением. Жесткоеотношение может проявляться в суровых расправах за мелкие проступки инепослушание, и в том, что на ребенке срывают зло на других. Но жесткиеотношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличиедруг к другу, забота только о себе, пренебрежение интересами и нуждами другихчленов семьи; семья, где каждый может рассчитывать только на себя. Такаяатмосфера душевной жестокости не может не отразиться на подростке.
6. Повышенная моральная ответственность.Родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, егоуспехов, способностей и талантов. Они лелеют мысль о том, что их потомоквоплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты, подросток чувствует, что отнего ждут очень многого.
В другом случае условияповышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подросткавозлагаются недетские заботы о благополучии младших и больных или беспомощныхчленов семьи.
Почти все подростки обнаруживаютбольшую устойчивость в отношении повышенных родительских требований иливозложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи непроизводят надламливающего действия.Акцентуациихарактера. Понятиеакцентуации
«Акцентуации характера – этокрайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерноусилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношенииопределенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышеннойустойчивости к другим» (6, с.10).
Нередко акцентуация характераразвивается на основе прирожденных особенностей темперамента человека иобусловлена врожденными физиологическими особенностями организма.
Обычно акцентуации развиваются впериод становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенностихарактера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторыхслучаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных,привычных для человека условиях. Акцентуации характера большинства типов вподростковом возрасте сказываются наиболее выраженными. К концу подростковогопериода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированныминастолько, что выявляются лишь при особых обстоятельствах.Типы акцентуации характера (поА.Е.Личко)
 
Учет индивидуально-психологических особенностейподростка необходим для более эффективной организации работы с ним
На основе работ А.Е.Личко (см.7), Эйдемиллера(см.19) иВ.А.Федорова(см.14) мы рассмотрели типы акцентуаций характера и соответствующиеим неблагоприятные стили воспитания.
1.Гипертимный тип.
Гипертимные подростки отличаютсябольшой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмернойсамостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции вотношении ко взрослым.
Главная черта гипертимныхподростков — почти всегда хорошее, почти приподнятое настроение. Лишь изредкапроявляются вспышки гнева, вызванные стремлением окружающих подавить энергиюподростка, подчинить его своей воле. Такие подростки плохо переносят жесткуюдисциплину, ситуации одиночества, лишения общения.
Для гипертимного подросткахарактерна жажда деятельности, они не выносят однообразной обстановки имонотонного труда.
Перечисленные особенностигипертимных подростков можно сопоставить с гипопротекционным стилем воспитания,когда контроль за поведением ребенка носит формальный характер и подростококазывается предоставленным самому себе.
2. Циклоидный тип.
У подростков циклоидного типаотмечается вялость, упадок сил, апатия и раздражительность. Их начинаеттяготить общение с окружающими людьми. Циклоидные подростки тяжело переживаютмелкие неприятности, неудачи. Данный тип акцентуации характеризуетсясонливостью и снижением аппетита. Такие подростки могут отвечать раздражением игневом на укоры и замечания, хотя в глубине души впадают в еще большее уныние.
Поведение циклоидов отличаетсясвоеобразием: в период подъема подростки выглядят как гипертимы, бросаются вглаза несвойственные им желание вежде и всюду острить и шутить; в период спадалегко раздражаются и ссорятся с другими по пустякам.
Прошлое для подростковциклоидного типа более привлекательно, чем будущее, поэтому они стремятся кстабильности, стереотипности, устоявшимся привычкам, вкусам, ритуалам.
При эмоциональном отверженииродители не проявляют искренней любви и ласки по отношению к подростку, неоказывают поддержку. Ребенок чувствует искусственность заботливого отношения ксебе, некую двойственность, чем и можно объяснить проявление нестабильностиповедения с окружающими.
3. Лабильный тип
Основная черта подростковлабильного типа – крайняя лабильность настроения, которое меняется слишкомчасто и чрезмерно резко от незаметных для окружающих поводов. От настроенияданного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, иобщительность. Маломотивированные смены настроения создают у окружающихвпечатление легкомыслия, поверхностности. На самом деле лабильные подросткиотличаются глубиной чувств, большой и искренней привязанностью. Онипредпочитают дружить с теми, кто способен прореагировать на возникшие эмоции(как положительные, так и отрицательные).
Лабильные подростки любяткомпании, новую обстановку, находя в них новые впечатления. Чуткость к знакамвнимания, похвалы, благодарности не сочетаются ни с заносчивостью, ни ссамомнением.
Неблагоприятной ситуацией дляданного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, либоразлука с ними. Следовательно, необходимо наладить эмоциональный контакт сподростком, обеспечить духовную поддержку и оптимистический настрой.
4. Астеноневротический тип.
Повышенная утомляемость, раздражительностьи склонность к ипохондричности являются главными чертами астеноневротическоготипа акцентуации характера. Утомляемость особенно проявляется при умственныхзанятиях и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапнымаффективным вспышкам, возникающих иногда по ничтожному поводу. Склонность кипохондризации выражается в прислушивании подростка к своим телесным ощущениям,подверженности обследованиям и осмотрам.
Астеноневротические подросткитянутся к сверстникам, но быстро устают от их компании, предпочитая одиночествоили общение с одним близким другом.
 В будущее представители данноготипа предпочитают не заглядывать, т.к. это повышает и без того высокуютревожность. Но и настоящее их тоже не удовлетворяет.
Формой психологической защитыастеноневротического подростка является раздражительность и «уход в болезнь».Для данного типа акцентуации характера неприемлема доминирующая гипопротекция,когда подросток вынужден постоянно быть под наблюдением. Подростку важноорганизовать нормальный, здоровый образ жизни путем чередования умственных ифизических нагрузок.
5. Сенситивный тип.
В подростковом возрастеобозначаются две главные черты сенситивного типа: чрезмерная впечатлительностьи периодически возникающее чувство собственной неполноценности. Для данноготипа характерны рано формирующееся чувство долга и ответственности, чрезмерныетребования к себе и окружающим. В себе подростки видят множество недостатков,особенно в области морально-этических и волевых качеств.
К родным сохраняется детскаяпривязанность. У представителей сенситивного типа выявляется охотное подчинениеопеке со стороны старших. Выраженной бывает гиперкомпенсация. Подростки ищутсамоуважения не там, где могут раскрыться их способности, а в той области, гдечувствуют слабость.
На будущее надежд не возлагают,настоящее их не удовлетворяет, а в прошлом видят лишь отрицательные отзывы всвой адрес (истинные или мнимые), обиды, насмешки, унижения.
Сенситивные подросткивоспринимают окружающий мир тревожно, поэтому работа должна быть направлена наукрепление чувства уверенности в себе, поскольку источник дисгармонии –глубокая внутренняя неудовлетворенность собой, чего не может быть приэмоциональном отвержении подростка родителями.
6.Психоастенический тип.
Для представителейпсихоастенического типа характерными являются нерешительность, склонность кбесконечным рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу; атакже легкость возникновения навязчивых опасений, действий, страхов, мыслей,представлений. Психологической защитой от постоянных тревог за будущеестановятся придуманные приметы и ритуалы, педантизм и формализм.
Нерешительность в действияхособенно видна в колебаниях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, ауже принятое решение должно быть немедленно исполнено. У психоастеническихподростков наблюдается реакция гиперкомпенсации в отношении своейнерешительности и неуверенности, которая проявляется неожиданнымисамоуверенными суждениями, скоропалительными действиями.
Места наименьшего сопротивлениядля таких подростков – ситуации, предъявляющие повышенные требования к чувствуответственности. Когда ребенок предоставлен сам себе, он вынужден делатьсамостоятельный выбор, принимать ответственные решения при гипопротекционномстиле воспитания.
7.Шизоидный тип.
В подростковом возрасте бросаетсяв глаза замкнутость, отгороженность от окружающего, нежелание устанавливатьконтакты, неумение сопереживать, внутренний мир зачастую заполнен фантазиями иувлечениями у представителей шизоидного типа. Многие поступки кажутся взрослымнеожиданными и непонятными, т.к. им предшествует скрытая мотивация.
Подросток шизоидного типа можетраскрываться перед незнакомыми людьми, когда его внутренний мир закрыт дляблизких людей.
Сдержанность в проявлении чувств,неподатливость влиянию со стороны, сохранение дистанции с окружающими непозволяют устанавливать тесные контакты.
Условия жестких взаимоотношенийпроявляются в душевном безразличии друг к другу, пренебрежением интересами инуждами других членов семьи не может не отразиться на подростке шизоидноготипа; замкнутость и «уход в себя» служат психологической защитой подростка.
8.Эпилептоидный тип.
Склонность к злобно-тоскливогонастроения, аффективная вспыльчивость, напряженность инстинктивной сферы,иногда достигающей аномалии влечений, тугоподвижность и инертность психическихпроцессов являются отличительными чертами эпилептоидного типа.
Аффекты отличаются большой силойи продолжительностью, возможны ярость, брань, побои. Характерны стремление квластвованию, установлению выгодных для себя порядков в группе, склонность казартным играм, мелочная скрупулезность, консерватизм и дотошное соблюдениеправил и порядков.
Из увлечения представителиэпилептоидного типа предпочитают азартные игры. Накопительные увлечения связанысо страстью к обогащению, а в спорте кажется заманчивым то, что позволяетфизическую силу или какие-то навыки.
Эпилептоидные подростки непереносят материальных утрат и неподчинения себе; они не в состоянии унять своевластолюбие и необузданную ревность.
Данные отличительные особенностиподростка являются «копией» жестких взаимоотношений с родителями, когда наребенке взрослые срывали зло, расправлялись за мелкие проступки и непослушание. Такая атмосфера отражается на поведении подростка по отношению кдругим людям.
9. Истероидный тип
У подростков истероидного типахарактерными чертами являются эгоцентризм, жажда внимания окружающих к своейперсоне, восхищения, почитания, удивления, сочувствия. Таких подростков пугаетперспектива остаться незамеченными.
Лживость и фантазированиенаправлены на приукрашивание своей личности. Отсутствуют глубокие искренниечувства, а кажущаяся эмоциональность оборачивается театральной наигранностьюпереживаний, склонностью к рисовке и позёрству. Для привлечения внимания могутиспользоваться нарушения поведения: прогулы уроков, вызывающее поведение вобщественных местах, суицидальные демонстрации, провокации скандалов, побеги издома и т.п.
Истероидный подросток претендуетна роль лидера в группе путем пускания «пыли в глаза» историями о своих удачахи приключениях.
Поскольку по большому счетуистероидные подростки стремятся в первую очередь привлечь к себе вниманиеокружающих, это может быть связано с недостатком внимания, заботы, опеки состороны родителей.
10. Неустойчивый тип.
Рано выявляется у детейнеустойчивого типа тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности. Вподростковом возрасте отличительными чертами являются нарушения поведения,делинквентность, поиск необычных впечатлений, стремление высвободиться из-подродительской опеки.
Очень плохо подросткинеустойчивого типа переносят одиночество. Поэтому проявляется реакциягруппирования к уличным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность непозволяют им занять положение лидера.
Любимое времяпрепровождение –пустая болтовня с приятелями, любовь к азартным играм. К спорту такие подросткипитают отвращение.
У представителей неустойчивоготипа легко забрасывается учеба, они не мечтают о какой-либо профессии (только вслучае крайней необходимости выбирают себе занятие). Кроме того, выявляетсяравнодушие к собственному будущему. От трудностей и неприятностей эти подросткистараются убегать.
11. Конформный тип.
Отличительная черта подростковконформного типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению. Ихжизненное правило – «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы всебыло «как у всех». Конформные подростки не любят выделяться, с недовериемотносятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудноосваиваются в непривычной обстановке.
Такие подростки очень дорожатсвоим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, поэтомуони не переносят крутых жизненных перемен.
Планы на будущее неопределенны,например, решающим фактором в выборе профессии или учебного заведения можетпослужить тот факт, что так поступило большинство приятелей.
Для подростков неустойчивого иконформного типа местом наименьшего сопротивления является самостоятельноепроявление волевых качеств и возникновение резких жизненных перемен. У такихподростков нет близкого контакта с родителями, которые могут оказать моральнуюподдержку и вселить уверенность в своего ребенка, т.е. характерна гипопротекциякак стиль семейного воспитания.
Таким образом, выделено 11 типовакцентуаций характера со своими отличительными чертами.
Программаисследования
Цель исследования: выявитьвзаимосвязь типов акцентуации характера подростков и стиля семейноговоспитания.
Задачи исследования:
1.  определениетипов акцентуации характера испытуемых с помощью патохарактерологическогодиагностического опросника для подростков.
2.   изучениеповедения и методов воспитания родителей с точки зрения самих испытуемых спомощью опросника «Подростки о родителях».
3.  выявлениевзаимосвязи типа акцентуации характера и особенностей семейного воспитания.
4.  конечныйанализ результатов проведенного исследования с последующими выводами,подтверждением или опровержением гипотезы.
Объект исследования: учащиеся9-10 классов.
Предмет исследования:
·          особенноститипов акцентуации характера испытуемых
·          особенностиродительского воспитания
Общая атмосфера семьи,взаимоотношения родителей в семье. Их отношение к ребенку влияют на становлениехарактера ребенка, способствует или препятствует развитию тех или иных чертхарактера.
В соответствии с поставленнойцелью было выдвинуто предположение о существовании определенных закономерностеймежду типом акцентуации характера ребенка и стилем семейного воспитания:
Гипертимный тип – гипопротекция.
Циклоидный тип — эмоциональноеотвержение
Лабильный тип – эмоциональноеотвержение.
Астеноневротический тип –доминирующая гиперпротекция.
Сенситивный тип – эмоциональноеотвержение.
Психоастенический тип — гипопротекция.
Шизоидный тип – условия жесткихвзаимоотношений
Эпилептоидный тип – условияжестких взаимоотношений
Истероидный тип — гипопротекция.
Неустойчивый тип — гипопротекция.
Конформный тип — гипопротекция.
Описание методик
Психологическая диагностика типаакцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологическогодиагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого являетсяА.Е.Личко.
ПДО включает в себя 25таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типахакцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подростковоговозраста:
— оценка собственных витальныхфункций (самочувствие, сон, аппетит, настроение, сексуальное влечение)
— отношение к окружающим(родителям, друзьям, окружающим, незнакомым)
— отношение к вещам (одежде,деньгам)
— отношение к другим категориям(критике, опеке, правилам, законам)
Процедура обследования иобработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).
В данном исследовании приобработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далееосуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма,предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).
Опросник «Поведение родителей иотношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучаетустановки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети вподростковом возрасте (13, с.5).
Основой служит опросник,созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействиеродителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трехпеременных:
1.        Принятие –эмоциональное отвержение.
2.        Психологическийконтроль – психологическая автономия.
3.        Скрытыйконтроль – открытый контроль.
Испытуемым предлагалось оценитькаждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:
2б – утверждение полностьюпередает воспитательные принципы отца (матери)
1б – высказывание частичноподходит для отца (матери)
0б – утверждение не относится котцу (матери)
Испытуемым предлагалось заполнитьбланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланковсводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому изпараметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:
·          Позитивныйинтерес
·          Директивность
·          Враждебность
·          Автономность
·          Непоследовательность
Сырые баллы переводились встандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51).Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:
a.         1-2б –параметр слабо выражен
b.        3б – норма
c.         4-5б –отчетливо выражено измеряемое качество
Затем строились оценочные профилиотношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемымв данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания,предложенными А.Е.Личко:
1.Директивность – доминирующаягиперпротекция.
2.Враждебность – эмоциональноеотвержение, условия жестких взаимоотношений.
3.Автономность – гипопротекция.
А также низкие баллы по шкале:
4.Позитивный интерес –эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
Интерпретация шкал.
1)  Шкалапозитивного интереса.
А: Положительное отношение кдочери со стороны матери, которая проявляет заботу и внимание. С одной стороны,такие матери одобряют обращение за помощью дочерей в случае ссор илизатруднений, а с другой стороны – ограничивают их самостоятельность.
Б: Внимание, теплота и открытостьотношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов отвседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фонеотцовской любви.
2)        Шкаладирективности.
А: Жесткий контроль со стороныматери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях.Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы иполагаются на строгость наказания.
Б: Директивность отца проявляетсяв качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путьистинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым вобществе.
3)        Шкалавраждебности.
А: Подозрительное отношениематери к семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальныхнорм приводит их к настороженности и возвышению себя над остальными.
Б: Сочетание сверхтребовательности,жесткой зависимости и эмоционально-холодного, отвергающего отношения отца кдочери. Это ведет к нарушениям взаимоотношений, что обусловливает повышенныйуровень напряженности и нервозности.
4)        Шкалаавтономности.
А: Матери исключают какую-либозависимость от требований и состояний ребенка. Отрицаются формы заботы и опекипо отношению к дочерям. Такие матери отличаются снисходительностью, они непоощряют детей, редко делают замечания, не обращают внимание на воспитание.
Б: Отец словно отгорожен отпроблем семьи. Ему все равно. Что происходит вокруг. Действия отца часто несогласуются с потребностями близких, интересы которых полностью игнорируются.
5)        Шкаланепоследовательности.
А: Со стороны матери девочкиощущают резкую смену стиля, предоставляющего собой переход от очень строгого –к либеральному, и наоборот: переход от психологического принятия дочери к ееотвержению.
Б: поведение отца совершенно непредсказуемо. Могут проявляться абсолютно противоречащие друг другупсихологические тенденции с максимальной амплитудой колебаний.Выборка
В данном исследовании принималиучастие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. Испытуемые являются ученикамишколы №38 – 9 класс и школы-лицея №40 – 10 класс.
Всего было исследовано 40учеников, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых).Поскольку основную часть испытуемых составляли девушки, не производился анализданных при обработке результатов представителей мужского и женского пола.Результаты
В ходе проведенного исследованиябыли получены следующие данные.
1) С помощьюпатохарактерологического диагностического опросника удалось определить у 40испытуемых типы акцентуации характера:
Гипертимный тип – 6 испытуемых
Циклоидно-лабильный тип – 2испытуемых
Лабильный тип – 6 испытуемых
Психоастенический тип — 7испытуемых
Эпилептоидный тип – 7 испытуемых
Истероидный тип – 9 испытуемых
Лабильно-неустойчивый тип — 1испытуемый
Лабильно-истероидный тип — 1испытуемый
Гипертимно-истероидный тип -1испытуемый
Конформный, астеноневротический,сенситивный, шизоидный типы в данной выборке не выявлены.
2) С помощью методики «Подросткио родителях» практически у каждого испытуемого представлен оценочный профильотношений и к матери и к отцу (за исключением четырех испытуемых, лишенныходного из родителей):Шкала позитивного интереса: 5б – 7 оценок 4б – 14 оценок 3б – 16 оценок 2б – 27 оценок 1б – 9 оценок Шкала директивности 5б – 3 оценки 4б – 10 оценок 3б – 21 оценка 2б – 32 оценки 1б – 8 оценок Шкала враждебности. 5б – 4 оценки 4б – 12 оценок 3б – 28 оценок 2б – 21 оценка 1б – 10 оценок Шкала автономности. 5б – 5 оценок 4б – 26 оценок 3б – 30 оценок 2б – 9 оценок 1б – 5 оценок Шкала непоследовательности. 5б – 4 оценки 4б – 32 оценок 3б – 29 оценок 2б – 7 оценок 1б – 3 оценки
Таким образом, у каждогоиспытуемого был определен тип акцентуации характера и построены оценочныепрофили отношений к родителям в виде двух графиков.
Далее выявлялась взаимосвязь типаакцентуации характера и особенностей семейного воспитания. Анализировалисьгипертимный, истероидный, психоастенический, эпилептоидный и лабильный типы.Смешанные и типы, которые не выявлены в данной выборке, анализу неподвергались.
Производился анализ оценочногопрофиля отношений к родителям по каждому типу. Поскольку все 5 шкал в методике«Подростки о родителях» оценивались по 5-бальной шкале, то определялосьпроцентное соотношение 1, 2, 3, 4, 5 баллов по каждой шкале и определялсянаиболее часто встречаемый балл. Анализировалось общее отношение подростков кобоим родителям, т.к. существенной разницы между отношением подростка к отцу иматери не обнаружено. По наиболее часто встречаемым баллам по каждой шкалестроится общий оценочный профиль, характерный для каждого типа.
Таким образом, каждому типуакцентуации характера соответствует определенный оценочный профиль отношений кродителям.
Таблица 1.Тип акцентуации характера Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность
Непосле-
дователь-
ность
Гипер-
тимный тип 5б – 18% 5б – 0 5б – 0 5б – 9% 5б – 9% 4б – 18% 4б – 9% 4б – 0 4б – 55% 4б – 27% 3б – 37% 3б – 37% 3б – 46% 3б – 18% 3б – 55% 2б – 18% 2б – 54% 2б – 27% 2б – 9% 2б – 9% 1б – 9% 1б — 0 1б — 27% 1б — 9% 1б — 0 Истероидный тип 5б – 11% 5б – 0 5б – 5% 5б – 0 5б – 0 4б – 39% 4б – 5% 4б – 11% 4б – 44% 4б – 33% 3б – 22% 3б – 40% 3б – 33% 3б – 44% 3б – 44% 2б – 11% 2б – 50% 2б – 22% 2б – 12% 2б – 23% 1б – 17% 1б — 5% 1б –28% 1б — 0 1б — 0 Психоастенический тип 5б – 0 5б – 0 5б – 0 5б – 16% 5б – 8% 4б – 0 4б – 23% 4б – 23% 4б – 23% 4б – 38% 3б – 16% 3б – 31% 3б – 46% 3б – 61% 3б – 46% 2б – 69% 2б – 31% 2б – 31% 2б – 0 2б – 8% 1б — 16% 1б — 16% 1б — 0 1б — 0 1б — 0 Эпилеп- тоидный тип 5б – 0 5б – 0 5б – 8% 5б – 8% 5б – 8% 4б – 16% 4б – 16% 4б – 16% 4б – 46% 4б – 16% 3б – 16% 3б – 23% 3б – 38% 3б – 31% 3б – 46% 2б – 70% 2б – 38% 2б – 38% 2б – 16% 2б – 31% 1б — 0 1б – 23% 1б — 0 1б — 0 1б — 0 Лабильный тип 5б – 0 5б – 0 5б – 18% 5б – 0 5б – 9% 4б – 27% 4б – 18% 4б – 9% 4б – 27% 4б – 91% 3б – 18% 3б – 27% 3б – 46% 3б – 46% 3б – 0 2б – 37% 2б – 46% 2б – 27% 2б – 27% 2б – 0 1б – 18% 1б — 9% 1б — 0 1б — 0 1б — 0
Длясравнения частот двух эмпирических распределений использовался критерий c2
Обработкарезультатов производилась по формуле (см.9, с.572):
 m
c2=  å ((Vk – Pk)2/Pk), где
 k=1
Pk — частоты результатов наблюдений до эксперимента
Vk — частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента
m –общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.
Полученнаясумма сравнивается со значением таблицы “Доверительные границы критерия c2 “.
В данном случае число степенейсвободы равно 3, что соответствует табличному значению c2 = 7,81. Следовательно, полученный результат сравниваем с табличнымзначением.
Еслиполученный результат
Еслиполученный результат > 7,81, значит, существуют различия между частотами в двухгруппах испытуемых.
Результатыпроизведенных вычислений приведены в Таблице 2, где указаны полученные значенияc2 по всем исследованным параметраммежду сравниваемыми группами.
Выводы и заключение
Целью данной работы являлосьвыявить существование взаимосвязи между типом акцентуации характера и стилемсемейного воспитания.
Исследование включало в себя двесоставляющие: определение типа акцентуации характера каждого испытуемого иизучение установок, поведения, методов воспитания родителей так, как видят ихдети в подростковом возрасте.
Далее сопоставлялись полученныерезультаты двух методик в соответствии с нашим предположением относительнотого, что существует взаимосвязь между типом акцентуации характера и стилем семейноговоспитания. Гипертимному, истероидному, психоастеническому типам соответствуетгипопротекция, эпилептоидному типу – условия жестких взаимоотношений,лабильному типу – эмоциональное отвержение.
Анализируя полученные результаты,можно сделать вывод, что у испытуемых существует определенная взаимосвязь междутипом акцентуации характера и стилем семейного воспитания (см. Таблица 1).
По результатам обработки методикможно проверить, опираясь на полученные данные, наше предположение.
Таблица 2. Значения c2-критерия(сопоставимость типа акцентуации характера и шкалы, соответствующейопределенному стилю воспитания).Тип акцентуации характера c2-критерий Вероятность допустимой ошибки (0,05)
Гипертимный тип
(шкала автономности) 24,8 7,81
Истероидный тип
(шкала автономности) 14,6 7,81
Психоастенический тип
(шкала автономности)) 17.4 7,81
Эпилептоидный тип
(шкала позитивного интереса) 17,8 7,81
Лабильный тип
(шкала позитивного интереса) 20,6 7,81
Полученные значения c2-критериябольше табличного значения, составляющего 7,81 при вероятности допустимойошибки меньше чем 0,05.
Следовательно, подтвердилось нашепредположение относительно взаимосвязи типа акцентуации характера и стилясемейного воспитания.
Итак, гипертимному, истероидному,психоастеническому типам акцентуации характера соответствует такой стильсемейного воспитания как гипопротекция. Эпилептоидному и лабильному типамакцентуации характера соответствуют условия жестких взаимоотношений иэмоциональное отвержение.
Список литературы
1.      АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. Т.2, м., 1980г.
2.      КонИ.С. Психология ранней юности. М., 1989г.
3.      КонИ.С. Психология старшеклассника. М., 1982г.
4.      ЛевитовН.Д. Психология характера. М.,1969г.
5.      ЛеонгардК. Акцентуированные личности. Киев,1989г.
6.      ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985г.
7.      ЛичкоА.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л.,1983г.
8.      НемовР.С. Психология. Кн.2.М., 1998г.
9.      НемовР.С. Психология. Кн.3.М., 1998г.
10.    Патохарактерологическиеисследования у подростков (под ред А.Е.Личко, Н.Я.Иванова). Л., 1981г.
11.    ПлатоновК.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977г.
12.    ПлатоновК.К. Структура и развитие личности.М.,1986г.
13.    Психологическаяметодика «Подростки о родителях» и ее практические применение. М., 1994г.
14.    Работапрактического психолога с акцентуированными подростками (сост. В.А.Федоров)Петрозаводск,1997г.
15.    РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000г.
16.    РувинскийЛ.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988г.
17.    Семейноевоспитание (сост. И.В.Гребенников. Л.В.Ковинько), М.,1990г.
18.    ШарнхорстЭ. Между детством и зрелостью. Минск, 1985г.
19.    ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Tornadoes Essay Research Paper Myth of The
Реферат Использование навыков работы с большими документами в среде текстового процессора word 97
Реферат Подходы к изучению ландшафтов
Реферат Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза"
Реферат Галантерейные товары и спреды в товароведении
Реферат Понятие услуги в маркетинге
Реферат Перемешивание жидких сред
Реферат Организация деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Реферат Цена сыновьего предательства. По повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"
Реферат § 3 Выводы Глава II. Развитие международных связей в системе управления образованием
Реферат «Новосибирский государственный медицинский университет»
Реферат Политические партии России как субъекты политического процесса и элементы политической системы
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Новые религиозные движения» Цель и задачи дисциплины
Реферат Принципы уголовно-исполнительно права
Реферат Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам за и против.