Адаптация студентов
к условиям обучения в университете
Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.
В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:
— адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
— адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
— адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;
помощь студентам в организации самовоспитания.
Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство.
От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию;
ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
изучение формирующейся системы межличностных отношений;
развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
оказание помощи в научной организации труда студентов;
оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:
— выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
— определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.
Для реализации работы по данным направлениям куратор может воспользоваться следующими практическими материалами:
— Анкета «Жизненные цели» — результаты анкетирования позволяют куратору представить направленность личности каждого студента и группы в целом (основные жизненные цели, степень развитости волевых черт характера). Данная анкета может быть использована в процессе подготовки беседы на тему «Путешествие в свое прошлое». Возможно коллективное обсуждение в группе результатов анкетирования.
Упражнение «Образ будущего» целесообразно проводить со студентами в целях диагностики их профессиональной ориентации, развития навыков целеполагания, осознания собственной мотивации деятельности и ее стратегий.
— Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей – результаты данной методики помогут куратору определить ведущие потребности отдельных студентов и группы в целом и наметить дальнейшие меры педагогического взаимодействия. Результаты анкетирования могут быть обсуждены в форме ток-шоу.
— Анкета «Что нам интересно» — результаты анкетирования дадут информацию о мотивах обучения студентов и могут обсуждаться в обобщенном виде в группе. Если большинство студентов группы испытывают трудности в изучении определенных предметов, необходимо назначить консультантов из числа более подготовленных студентов. Куратор может порекомендовать также дополнительную литературу, кружки, секции, студенческие (научные) общества и т.п., где студенты могут углубить свои знания по интересующим их предметам.
— Опросник для изучения внеучебных интересов студентов – использование данных опросника позволит куратору определить, что увлекает студентов, каковы особенности проведения ими свободного от занятий времени. Опросник рекомендуется использовать в целях подготовки беседы «Мир твоих увлечений», в процессе которой куратор может дать информацию о кружках, секциях, клубах, молодежных организациях и пр., где студенты смогли бы развить свои интересы, приобрести интересующие их умения и навыки.
— Анкета «Ты и твоя семья» — данные этой анкеты помогут куратору получить первоначальные сведения о семьях студентов, что позволит сразу выделить категорию лиц, требующих повышенного внимания (неполные семьи, неблагополучные семьи и т.д.). Куратор может использовать данные анкетирования для заполнения дневника куратора и обсуждения их с социальным педагогом, намечая план индивидуальной работы с отдельными студентами.
— Шкала самооценки – исследование самооценки первокурсников.
— Изучение эмоциональной напряженности – куратору необходимо информировать преподавателей о наличии в группе таких студентов, их особенностях, пригласить студентов для занятий в тренинговой группе под руководством психолога.
— Анкета «Адаптированность» — позволяет куратору в конце учебного года определить процент адаптированных студентов в группе, проанализировать свои методы работы и на основе анализа выработать новые подходы, либо скорректировать уже примененные.
— Методика «Лидер» — поможет в выявлении студентов, обладающих лидерскими качествами (например, при выборе старосты или студенческого актива).
Более подробную информацией можно получить у специалистов СППС
(см. «Работа СППС»)