СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Агрессивность: понятие, причины и формы ее проявления
2 Психофизиологическиехарактеристики подросткового возраста
3 Особенности детей,воспитывающихся в условиях детского дома
Выводы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Насегодняшний день проблема подростковой агрессии чрезвычайно актуальна.Нестабильное экономическое состояние в стране, снижение жизненного уровня,социальные кризисные процессы, все это влияет на психологию людей: возрастаеттревожность, напряженность, озлобленность, прогрессирует жестокость и насилие.Статистика свидетельствует об увеличении уровня распространенности имногообразии форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегосяповедения среди различных социальных групп населения. Особенно трудно в этовремя приходится подросткам. Ведь подростковый возраст — это период становленияхарактера, именно в этот период окружающая среда оказывает влияние с огромнойсилой.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних сдеви-антным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм,хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поотношению к взрослым поведение. На почве интенсивных процессов расслоениянаселения по имущественному признаку значительно увеличивается числомежгрупповых и межнациональных конфликтов в подростковых группах. Резко возросуровень преступности среди молодёжи. По данным правоохранительных органовособенно сильный всплеск наблюдается в таких видах преступности, как бандитизм,разбой, грабеж. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений противличности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаигрупповых драк подростков, в которых жестокость и агрессивность проявляются вкрайних формах.
Такимобразом, вопрос профилактики подростковой агрессии и коррекции поведенияагрессивных подростков требует рассмотрения и решения на разных уровнях:индивидуальном, общественном и государственном.
Даннуюпроблему в своих работах затрагивали многие ученые: А. Бандура, Р. Уолтере,А.А.Реан, Р. Бзрон, Д. Ричардсон, А.Е. Личко, В.Г. Степанов, Л.М. Семенюк,Ананьев.
Проблемой нашего исследования являетсяпоиск возможностей профилактики и коррекции агрессии подростков,воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования — подростковаяагрессия как явление. Предмет — причины, методы профилактики и коррекцииагрессии подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Цель настоящей работы — изучитьявление агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.дать определение понятия «агрессия» и определить основные формыее проявления;
2.определить основные особенности подростков, воспитывающихся вусловиях детского дома;
3.выяснить причины возникновения и механизм действия жестокости уподростков;
1 Агрессивность:понятие, причины возникновения и формы ее проявленияОдним из видов проявления деструктивногоповедения является агрессивность. В современной психологии существует проблемаопределения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большоеразнообразие действий.
Например,Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление ксамоутверждению, Х. Дельгадо считает, что агрессия — это акты враждебности, атаки,разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаясяпроявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу, Р.А.Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия состороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическуюприспособленность другой особи [1].Э. Фромм определяет агрессию более широко — как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любомунеодушевленному предмету [2].
Е.В.Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся вреальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других,либо доминировать над ними. Подобное определение агрессии исключает ряддостаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких какаутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д[3]
Несмотряна различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причиненияущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда
Впсихологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. Поопределению Е.П. Ильина, агрессивность — это свойство личности, котороеотражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующейи конфликтной ситуации. Агрессивное действие — это проявление агрессивности,как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются,то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же — этоповедение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [4].
Агрессияможет варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрациинеприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальнаяагрессия»)/>иприменения грубой физической силы («физическая агрессия»)/>. Различают инструментальную и целевую агрессию. Перваясовершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себене является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии вкачестве заранее спланированного акта.
Агрессиюнадо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если онине наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность,кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой инеустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическоепроявление у человека, а под личностной агрессивностью — наличие у человекасоответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде ивсегда.
Всемногообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию(направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В своюочередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы.Прямая гетероагрессия — это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.;косвенная гетероагрессия — угрозы, имитация убийства, оскорбления,ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии — самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести всепсихосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболеваниявнутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как ивсякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полногоотсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определеннойстепенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости,конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь обликличности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательнуюкооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательноопасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью иагрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не приниматьсознательно опасные и неодобряемые формы.В житейском сознании агрессивность является синонимом«злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивноеповедение «злонамеренностью» не обладает, таковой ее делает мотивдеятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельностьразворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но ихмотивационные компоненты — прямо противоположны.Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основныхтипа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другаямогут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены сэмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степеньагрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозироватьвозможность проявления открытой мотивационной агрессии.Актуальными в наши дни остаются поиски причин агрессивного поведения.Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы техфакторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основныхнаправления поисков: внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии;выявление внутренних факторов, способствующих агрессии.Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешнихфакторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности. Речь вданном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды. Согласноитогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большуюроль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, скоторыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты. Непосредственноесоциальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значениеопосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их(или сдерживает) к агрессивным действиям.Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности иособенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленностьиндивида. Как отмечают Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, близнецовые исемейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различияагрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическимифакторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологическойхарактеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения инекоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности) [5]. По мнениюэтих авторов, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомнымианомалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома,в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологическиефакторы.Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивногоповедения, большинство современных психологов считают правомерным выделениетеории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющихпричины агрессии. В современной психологии эта теория подразумеваетопределенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы,занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитанияребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фонуотношений родителей к ребенку.М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в техсообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания,враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослыхосуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность,сильная агрессивность, эгоизм и жестокость. [6]А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и егодействий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых.Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят своеповедение.Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитиеагрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведенияродителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороныокружающих.[7]Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейноговоспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере истрогости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, чтожестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности удетей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высокимуровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Многиеспециалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейноговоспитания [1]:
1.Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитаниепо типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных формповедения. Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованиемпредъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще одиндополнительный фактор развития детской агрессивности.
2.Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку илипо отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. Вданном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизмпсихологической защиты или являться следствием научения (копированиеродительской модели отношений).
3.Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость сих стороны).
4.Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становленияагрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке,любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такогоребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный,протестный характер.
5.Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивностиребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведенииродителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственноверных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в своюочередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностныхчерт, агрессии, как реакции протеста.
2 Психофизиологические характеристики подросткового возраста
Подростковыйвозраст характеризуется глубокими изменениями, которые влияют на личностноеразвитие ребенка. Они касаются физиологии, отношений, складывающихся уподростков с взрослыми людьми и сверстниками, развития познавательныхпроцессов, интеллекта и способностей. Изучением особенностей подростковоговозраста занимались ученые различных отраслей: медицины, психологии,психиатрии, социологии. Особенного внимания заслуживают работы таких ученых,как Л. С. Выготский, В.Е. Смирнов, Л. И. Божович., А. Н. Леонтьев. Несмотря наразную расстановку акцентов, практически все они сходятся в одном: подростковыйвозраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов. Пожалуй, лучшевсего о противоречивости личности в этот период сказал А. Фрейд: «Ониэгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенногоидеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самогопримитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо ибесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется междусияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся снеиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны».
Современныепсихологи (Р.С. Немов, Б.С. Волков) границами подросткового возраста считаютпериод с 11-12 до 15-16 лет и, прежде всего, связывают его с перестройкой,происходящей в организме ребенка (половым созреванием), а также психологическимкризисом, который получил название «пубертатный»[5].
Пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь скризиса, весь период обычно протекает трудно для ребенка, и для близких емувзрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.Половое созревание зависит от эндокринных изменений. Особенно важную роль вэтом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделятьгормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.Увеличиваются рост и вес, изменяются пропорции тела. Это приводит к некоторойподростковой угловатости, часто в это время дети ощущают себя неуклюжими,неловкими. Повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния накору больших полушарий приводит к снижению адаптационных возможностей высшихотделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.Характерны сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук,ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле,постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжелосохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.
В связи сбыстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких,кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепадысосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю сменуфизического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющийребенок может часами гонять мяч, почти не чувствуя физической нагрузки, а затемв относительно короткий период времени, буквально падать от усталости.Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости,печаль и полную пассивность. Эмоциональный фон становится крайне неровным,нестабильным. С настроением и эмоциональным состоянием тесно связанаспособность подростка выполнять не только трудную и нежелательную, но ипривычную, хорошо знакомую или любимую работу. Поэтому младшим подросткамнеобходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок всвязи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдениерационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки исильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести кневротизации подростка и болезненным формам поведения.
Половых гормонов у подростков вырабатывается больше чем у взрослыхлюдей, что вызывает усиление секреции желез надпочечников, обычно вызывающеймобилизацию защитных сил организма. Подростки как будто все время находятся всостоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальноевозбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиковв большей степени осознают истоки этого возбуждения, у девочек большеиндивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальныеощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворениемдругих потребностей (в привязанности, поддержке, любви).
Благодарябурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко возрастаетинтерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъянывнешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела,неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту,излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувствунеполноценности, замкнутости, даже неврозу. На образ физического «Я»и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети споздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерациясоздает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки сранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее.Для мальчиков же сроки физического созревания особенно важны. Физически болееразвитый мальчик сильнее, успеш-
нее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях сониками. К мальчикам с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и темсамым провоцируют его протест или раздражение. У них чаще появляется низкаясамооценка и появляется чувство отверженности. Желательный образ «Я»у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Образидеала зачастую оказывается несколько противоречивым, поскольку сочетает в себекачества, как взрослых, так и сверстников. Причем далеко не всегда эти качестваоказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна изпричин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний поэтому поводу[5].
Одним изсамых важных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости- отношения подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя вкакой-то мере взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях состаршими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желанииоградить некоторые свои стороны от вмешательства родителей[6]. Зачастую в этотпериод авторитет родителей сильно снижается, складываются особенные отношениясо сверстниками. Ведущей деятельностью в период отрочества становитсяинтимно-личностное общение. Для самих подростков особенно значимым являетсядружеское общение, в котором происходит поиск понимания, принятия, сходстваинтересов и проблем. В старом фильме «Доживем до понедельника»представление о счастье мальчик выражает одной фразой: «Счастье — это,когда тебя понимают». В этот возрастной период детей так тянет друг кдругу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой«реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию,психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Длянего важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьинормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую егопринять недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом сосверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают вгруппы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе,замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие ксебе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам.
Главные мотивационные линии этоговозрастного периода, связанные с активным стремлением к личностномусамосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение[7]. Ребенок начинаетвести дневник. Многие из исследователей сообщали о «тайных тетрадях идневниках», в которых подросток «находит исключительно свободноеубежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, онсвободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимныепереживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения».
Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самомусебе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?»Подросток пытается понять себя и, проявляя разные, часто противоположные,качества, открывает в себе все новые и новые черты. Большинство психологовотмечают противоречивость подросткового характера. С противоречивостью подростков,их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостьюповедения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этотвозрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми.Ш. Бюлер пишет: «Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что ихповедение дурно, что их требования и бессердечные поступки не оправдываютсяобстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо неподчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться,хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивостьсвоего поведения».
Приположительном разрешении кризиса равновесие возвращается, прекращаетсянеобоснованный открытый бунт ради бунта, восстанавливается эмоциональнаяуравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность,устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, происходитосознание собственной индивидуальности и неповторимости, происходит основнойпроцесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологическойадаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личностиподростка со средой, которое характеризуется: сохранением личности и социальнойсреды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг него, осознаниемнеобходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях сосредой через овладение новыми способами поведения; приспособлением, котороерассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности вотношении к изменившимся условиям социальной среды, причём становление новыхприспособительных механизмов ориентировано на гармонизацию взаимодействияличности со средой[5].
Достижение психосоциальной зрелости и адаптация в социуме являются главным итогом подросткового возраста. Н. Ф. Добрынин:«Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, ванатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития.Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, ксамому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этогодля данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности,интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всемуокружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяетсявзаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт,учится и действует.
Такимобразом, подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок сбольшими трудностями вырастает и оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
3 Особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детскогодома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, ипроявляется в нарушении интеллектуального,эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушеннойсоциализации.
Психологическиеисследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанниковдетского дома свидетельствуют, что уровень развития внимания и памятивоспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы.Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышеннуюситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособностирешения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практическиедействия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детейсреднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логическогомышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляетвнеситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам большенравится?», «что вы любите?», «какое у васнастроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на нихответить.
Основнымипричинами снижения интеллектуального развития воспитанников детских домовявляются средовые влияния, педагогическая запущенность. Одной из причинявляется отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми,которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Проблемыэмоционально-волевого развития воспитанников проявляются />в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе,снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитиисамостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке,неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения сокружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушенияподобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональнойнапряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышеннойчувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолеватьтрудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышеннойагрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмернойимпульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушенииэмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д.Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка встаршем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальнойадаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии ибольшему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом васоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вестисебя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумениисоздавать прочные эмоциональные привязанности.
Ребенок,лишенный самого главного для него — материнской любви и ласки, а в условияхзакрытого учреждения — возможности нормального общения со взрослыми, утрачиваетврожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Условия воспитания взакрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Егоконтакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается вниманияи отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь влюбви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались всоответствии с этой потребностью.
У детей вдетских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легковступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако всовместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми детипредпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять,погладить по голове, прижаться, взять за руку. Это своеобразная формаситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуютмотивам и потребностям.
Характернымичертами эмоционального портрета воспитанника детского дома являются пониженныйфон настроения; бедная гамма эмоций, склонность к быстрой смене настроения;однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, неадекватные формыэмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности иравнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам,тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояниядругого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость .
Проблемаполовой идентификации воспитанников детскогодома.Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: напротяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы,интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведениявходят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителямисвоего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольникиуже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя какмальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся всемье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия.Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками исо сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются,прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу,потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового«мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это формавыживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или средичужих, которые оцениваются как «они».
Смутноепредставление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различияхполов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формированиеэталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения.
К одной изнаиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователиотносят и трудности социализации детей-сирот. Отсутствие нормальных дляобычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, чтообраз роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенкомиз различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный«образ» социальной роли. Формируется ложное представление о своейсоциальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей егожизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации,автономизации и активизации личности.
Выводы
Обобщивполученную информацию, мы выявили следующее.
1. Одним извидов проявления деструктивного поведения является агрессивность. Агрессивность- это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивномуреагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивноедействие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если жеагрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говоритьоб агрессивном поведении. Агрессия — это поведение человека в конфликтных ифрустрирующих ситуациях.2. На развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора: образецотношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведениясо стороны окружающих.
3.Подростковый возраст является одним из самых противоречивых периодов, которыйхарактеризуется глубокими физиологическими и психическими изменениями.Пограничность данного возраста обуславливает уязвимость подростка квоздействиям окружающей среды.
4.Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинальноотличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется внарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственногоразвития, а также в нарушенной социализации.