Реферат по предмету "Социология"


Гендерная дискриминация в политике России

Существует ли в Россиидискриминация в политике по половому признаку?
Я хочу попробовать понятьполитическую структуру нашей страны, действительно ли существует такая проблема.Ознакомиться с Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами на данную тему.
Наверное, каждый из нас хотябы раз слышал о дискриминации.
Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прави обязанностей человека по определённому признаку.
Ограничение правможет быть подкреплено законодательством(правовая, де юре), принятой в стране религией,или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная,де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека,например, раса,национальность, гражданство,родство, религиозные убеждения,сексуальная ориентация, возраст,инвалидность, употребление наркотиков, род занятий и тд, в моей работе пол.
О дискриминации по половомупризнаку (гендерному), говорят часто, т.е. о дискриминации по отношении к женщинам(согласитесь, что о дискриминации мужчин мы никогда ничего не слышали, разве, чтоо спартанских мальчиках, и то, в том случае дискриминация была отнюдь не по половомупризнаку).
Дискриминация — это функцияабстрактного мышления, позволяющая заклеймить конкретный раздражитель по выделенномуобщему признаку. Поэтому, она, к сожалению, неизбежна...
Первым российским деятелем,который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечениеженщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавшийженщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи». В 1917г. временноеправительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политическиеправа. Первая женщина-министр в истории России – графиня Софья Панина получила постглавы Министерства социального призрения после Февральской революции.
 
Дискриминация зарплаты:«мужская» и «женская»
Согласно данным обзора Росстата,разница между доходами женщин и мужчин в России сегодня составляет 39%. И этот разрывпродолжает увеличиваться. Главной причиной исследователи считают неравномерное распределениемужчин и женщин по профессиям и отраслям. Так, в традиционно женских видах деятельности(например, сфера образования, медицина и розничная торговля) зарплаты ниже мужских.
Низкооплачиваемыми оказалисьотрасли с преимущественно женской занятостью, такие как легкая, пищевая отраслипромышленности, образование, здравоохранение. В пользу мужчин сложилась и должностнаяиерархия, а, следовательно, заработки практически на любом предприятии и в организации.В целом по стране указанные различия в оплате труда между женщинами и мужчинамиоцениваются, как один к трем.
При этом гендерные различияв уровне дохода существуют не только в отраслях с «мужским» профилем работы, нодаже там, где занят преимущественно «слабый» пол. Женщины, например, преобладаютв таких отраслях, как связь (67,7%), проектные организации (61,7%), торговля (75,3%),сфера общественного питания (75,6%), операции с недвижимостью (61,5%), общая коммерческаядеятельность (79,9%), здравоохранение (85,6%), образование (82,3%), культура (75,7%),наука (58%), общественные объединения (56,5%), но при этом оплата их труда остаетсяниже, чем у мужчин. Превышение наблюдается только в двух отраслях: розничная торговля(на 10%) и управление (на 14%). Мужчины доминируют в сферах государственного управления,экономической, финансовой, научной элите общества. Несмотря на то, что уровень образованиясреди занятых мужчин несколько ниже, чем среди занятых женщин, они сосредоточеныв отраслях с традиционно высокой оплатой труда.
Средний мировой показательотношения оплаты труда женщин к заработной плате у мужчин составляет 65%. В соответствиисо статистикой ООН, минимальное соотношение доходов по полу (1:3) наблюдается вразвивающихся странах: Египет, Пакистан, Мексика, Чили. Менее половины от уровнядоходов мужчин получают женщины в странах с развитой экономикой, таких как Япония,Бельгия, Италия, Испания. На постсоветском пространстве соотношение лучше: Эстония,Словакия, Молдавия, Литва, Польша, Словения — 62-67%, что сопоставимо с ситуациейв России. Из общего ряда выделяются Финляндия, Дания, Швеция — здесь доходы женщиндостигают более 70% от доходов мужчин. Например, в Швеции заработная плата женщинсоставляет в среднем 80% от зарплаты мужчин. Также отмечается, что в профессиях,где традиционно заняты женщины (медсестра, кассир, преподаватель начальной школы,работники швейной промышленности, социальный работник), ставки заранее занижены.Поэтому женщина, ухаживающая за детьми в детском саду, получает на 40 процентовменьше мужчины, ухаживающего за обезьянами в зоопарке.
За последние 25 лет разницамежду зарплатами мужчин и женщин сократилась лишь на два процента. Если так пойдети дальше, то труд мужчин и женщин будет одинаково оплачиваться лишь через 187 лет.
 
Российскоезаконодательство о праве женщин на участие в управлении государством
Интеграция Россиив мировое сообщество обеспечивает влияние международных норм на отечественное законодательство.Кроме того, рост числа и влияния женских НПО (Неправительственныеорганизации), а также появление />феминистски ориентированныхженщин-депутатов в немалой степени способствуют лоббированию законов, защищающихправа женщин.
Недостаточное представительствоженщин в государственных органах страны дает основание для постановки вопроса отом, насколько легитимны соответствующие политические структуры, является ли демократическимполитический строй нашего государства.
15.04.2005 г. депутаты ГДобсуждали во втором чтении законопроекта о пропорциональной системе выборов отклонилипоправку, ограничивающую представительство в списках кандидатов от партий лиц одногопола 70%.
Это предложение главы думскогокомитета по делам женщин, семьи и молодежи поддержали всего 117 депутатов (при необходимомминимуме в 226 голосов).
ст. 32 Конституции РФ соответствуетст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах: «Каждый гражданиндолжен иметь без какой бы то ни было дискриминации… и без необоснованных ограниченийправо и возможность:
а) принимать участие в ведениигосударственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранныхпредставителей;
б) голосовать и быть избраннымна подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательногоправа при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей странена общих условиях равенства к государственной службе».
Как показываетпрактика, реализация законов подразумевает скрытую />дискриминациюженщин. Это происходит в основном по двум причинам.
Во-первых, вследствиетого, что в основном именно женщины заранее как бы исключаются из числа кандидатовна выборах вообще и из числа успешных кандидатов, в частности, поскольку обладаютменьшим количеством ресурсов: финансовых, организационных, информационных. Крометого, женщины-кандидаты идут, как правило, на выборы не от политических партий идвижений, а как независимые кандидаты, что еще больше ограничивает их ресурсы.
Известно, чтовыборы, по словам одной респондентки, носят все более «денежный характер»,а женщины практически лишены поддержки со стороны финансовых и коммерческих структур.
Во-вторых, в Россиине существует анти/>дискриминационного законодательства в сферетруда и семейных отношений, которое запрещает скрытую />дискриминациюи подразумевает меры «позитивной />дискриминации».
В российской жепрактике и в ходе выборов по одномандатным округам, и в ходе составления избирательныхсписков, действует принцип "/>гендерного ценза по признакупола", который работает через разные механизмы: партийного отбора, системыконтроля над финансированием в одномандатных округах, доступ к СМИ, использованиетрадиционных стереотипов против женщин-кандидатов, фактическая преимущественнаяподдержка властью кандидатов-мужчин".
гендерныйдискриминация доход власть
Существует ли в Россиидискриминация в политике по половому признаку?
1.  Состав Кабинета Министров РФ
под председательством премьер-министра Владимира Путина составляет 25 человек из них 2-а министра женщины (8%):
— министр здравоохраненияи социального развития: Голикова Татьяна Алексеевна
— министр экономического развития:Набиуллина Эльвира Сахипзадовна.
2. Состав и структура СоветаФедерации.
Совет Федерации — верхняяпалата Федерального собрания (парламента России), включающая, согласно российскойКонституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ, по одному от представительногои исполнительного органов государственной власти.
Председатель Совета Федерации– Миронов Сергей Михайлович
— Президиум Совета палатыв его состав входят 14 депутатов из них всего 1 женщина(7%) — Орлова Светлана Юрьевна.
Члены Совета Палаты – 33 депутатаиз них 2 женщины(6%): Орлова С.Ю. и Нарусова Л.Б.
Члены Совета Федерации – 161депутат их них 9 женщин (6%)
3. Состав и структура ГосударственнойДумы.
Государственнаядума состоит из 450 депутатов — нижняя палата Федерального собрания РФ.Депутаты ГосударственнойДумы (450)
Председатель Государственной Думы
Грызлов Борис Николаевич
Совет Государственной Думы
10 депутатов из них 3 женщины (30%)
Первый заместитель председателя Государственной Думы
Морозов Олег Викторович
Заместитель Председателя Государственной Думы
9 депутатов из них 3 женщины (33,3%)
Фракция «Единая Россия»
Всего:314 депутатов из них женщин 46 (14,7%)
Фракция Коммунистической партии»
Всего:57 депутатов из них 4 женщины (7%)
Фракция «Либерально демократической партии»
Всего:40 депутатов из них 4 женщины(10%)
Фракция «Справедливой России»
Всего:38 депутатов из них 11 женщины(29%) Комитеты (32) и комиссии(5)
Нет ни одной женщины руководителяфракции
В Российской Федерации 89субъектов и лишь в 2-х из них женщины являются губернаторами:
1.  Валентина Ивановна Матвиенко, губернаторСанкт-Петербурга с 05.10.2003г. победила на втором туре досрочных выборах.
2.  Наталья Владимировна Комарова, губернаторХанты-Мансийского округа инаугурация состоялась 1 марта 2010 года.
Совет народных депутатов г.Новокузнецка
Председатель — Нефедов В.Н.и 34 депутата из них 9 женщин (26%).
В идеале учеными высчитано,что представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно бытьпропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны. Минимум, необходимыйдля того, что бы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа властиреально могла, оказать влияние на его работу составляет 33% от всего состава.
Проанализировав эти данные,можно сделать выводы, что в нашей стране женщин-политиков гораздо меньше, чем мужчин.Хотя на городском уровне отмечаем рост количества женщин во власти.
Равенство возможностей закрепленов российском конституционном законодательстве (ч3. Ст19 Конституция РФ) и как следствиеэтого, обязательно для исполнения, однако нельзя не считаться с приведенными вышеданными, а также с мнением женщин.
Любовь Слиска: «Мы не скоро дождемся, когда рольженщины станет заметной»
В политике женщины занимаютодно из последних мест. Они, по сути дела, работают на региональном уровне — депутатамизаконодательных собраний и муниципальных органов власти. Если их избирают в Госдумуи Совет федерации, то очень малое количество. Я могу вспомнить Эллу Памфилову, ВалентинуМатвиенко, Ирину Хакамаду… Могу еще несколько имен назвать, и все. Россия, я считаю,патриархальная страна, и мы не скоро дождемся, когда роль женщины в нашей историистанет заметной.
Юлия Городничева: «На мой взгляд, роль женщин в политикеи бизнесе явно недостаточна. Мы в этом отношении находимся посередине между Европойи Азией. В Европе женщина в управлении государством или предприятием воспринимаетсяабсолютно естественно, а в Азии — наоборот. В России есть женщины губернаторы, нов целом женщины серьезной роли во власти не играют. Скорее всего, эта ситуация должнавскоре измениться.
Я изучила большое количествоматериалов по данному вопросу и пришла к выводу: дискриминация женщин в политикесуществует, что большинство нормативно-правовых актов посвященных этому (как и многиедругие документы, в России) не реализуются в должной мере. То есть так, чтобы жизньЖЕНЩИНЫ стала лучше. Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработатьнормативно-правовой акт, какой-либо, пусть даже общепринятый документ, нужно ещеи создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полнуюсилу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы.
Однако человечество ступаетна новый этап развития, и возможно, в будущем станет реальной мечта об идеальномравноправном во всех отношениях обществе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.