Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Техническое обслуживание и диагностика неисправностей двигателя модели ВАЗ 21083 автомобиля ВАЗ 2111

Курсовая работа по « Техническому обслуживаниюавтомобилей»
Выполнил студент группы № 317  Гафуров Е.М.
Руководитель курсовой работы  Зверев В.С.
Санкт-Петербургский технический колледж
Санкт-Петербург 2011
Введение
Цельюмоей работы является приобретение теоретических знаний по техническомуобслуживанию двигателя модели ВАЗ 21083 автомобиля ВАЗ 2111.
Длявыполнения этой цели мне необходимо решить следующие задачи:
Изучитьтехническую и справочную литературу.
Изучитьметодику проведения ТО и диагностики.
1. Назначение, устройство, принцип работыкривошипно-шатунного механизма
1.1 Назначение кривошипно-шатунного механизма
Кривошипно-шатунныймеханизм служит для преобразования поступательного движения поршня поддействием энергии расширения продуктов сгорания топлива во вращательноедвижение коленчатого вала.
1.2 Устройство кривошипно-шатунного механизма
Механизмсостоит из поршня с поршневыми кольцами и пальцем, шатуна, коленчатого вала имаховика.
/>
Рис.1Кривошипно-шатунный механизм. 1. Крышка шатуна; 2. Болт крепления крышкишатуна; 3. Шатун; 4. Поршень; 5. Терморегулирующая пластина поршня; 6.Маслосъемное кольцо; 7. Нижнее компрессионное кольцо; 8. Верхнее компрессионноекольцо; 9. Разжимная пружина; 10. Поршневой палец; 11. Вкладыш шатунногоподшипника; 12. Упорные полукольца среднего коренного подшипника; 13. Вкладышикоренного подшипника; 14. Каналы для подачи масла от коренного подшипника кшатунному; 15. Держатель заднего сальника коленчатого вала; 16. Задний сальникколенчатого вала; 17. Штифт для датчика ВМТ; 18. Метка (лунка) ВМТ поршней 1-гои 4-го цилиндра; 19. Шкала в люке картера сцепления; 20. Метка ВМ-Г поршнейl-гo и 4-го цилиндров на ободе маховика; 21. Шайба болтов крепления маховика;22. Установочный штифт сцепления; 23. Зубчатый обод маховика; 24. Маховик; 25.Коленчатый вал; 26. Заглушка масляных каналов коленчатого вала; 27. Переднийсальник коленчатого вала (запрессован в крышку масляною насоса); 28… Зубчатыйшкив привода распределительного вала; 29. Шкив привода генератора; 30.А.Маркировка категории поршня по отверстию для поршневого пальца; 31.В.Маркировка класса поршня по наружному диаметру; 32.С. Маркировка ремонтноюразмера поршня; 33. D.Установочная метка; 34. I.Метки для установки моментазажигания; 35. II.Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала (счетопор ведется от передней части двигателя).
Поршень4 отливается из высокопрочного алюминиевого сплава. Поскольку алюминий имеетвысокий температурный коэффициент линейного расширения, то для исключенияопасности заклинивания поршня в цилиндре в головке поршня над отверстием дляпоршневого пальца залита терморегулирующая стальная пластина 5.
Поршни,также как и цилиндры, по наружному диаметру сортируются на пять классов:Класс
Диаметр поршня
ВАЗ 21083 А 81, 965-81, 975 B 81, 975-81, 985 C 81, 985-81, 995 D 81, 995-81, 005 E 82, 005-82, 015
 Измерятьдиаметр поршня для определения его класса можно только в одном месте: вплоскости, перпендикулярной поршневому пальцу на расстоянии 51, 5 мм от днища поршня. В остальных местах диаметр поршня отличается от номинального, т.к. наружнаяповерхность поршня имеет сложную форму. В поперечном сечении она овальная, а повысоте коническая. Такая форма позволяет компенсировать неравномерноерасширение поршня из-за неравномерного распределения массы металла внутрипоршня.
Нанаружной поверхности поршня нанесены кольцевые микроканавки глубиной до 14микрон. Такая поверхность способствует лучшей приработке поршня, так как вмикроканавках задерживается масло. В нижней части бобышек под поршневой палецимеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу. Для улучшения условийсмазки в верхней части отверстий под палец сделаны два продольных паза шириной 3 мм и глубиной 0, 7 мм, в которых накапливается масло.
Осьотверстия под поршневой палец смещена на 1, 2 мм от диаметральной плоскости поршня в сторону расположения клапанов двигателя. Благодаря этомупоршень всегда прижат к одной стенке цилиндра, и устраняются стуки поршня остенки цилиндра при переходе его через ВМТ. Однако, это требует установкипоршня в цилиндр в строго определенном положении. При сборке двигателя поршниустанавливаются так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторонупередней части двигателя.
Помассе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», "+"и "-". На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе, чтобыуменьшить вибрации из-за неодинаковых масс возвратно-поступательно движущихсядеталей.
Взапасные части поставляются поршни номинального размера только трех классов: А,С и Е. Этого достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонтедвигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием.Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С. Главное приподборе поршня — обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем ицилиндром — 0, 025-0, 045 мм.
Кромепоршней номинального размера в запасные части поставляются и ремонтные  поршнис увеличенным на 0, 4 и 0, 8 мм наружным диаметром. На днищах ремонтных поршнейставится маркировка в виде квадрата или треугольника. Треугольник соответствуетувеличению наружного диаметра на 0, 4 мм, а квадрат — на 0, 8 мм.
Поршневойпалец 10 стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку шатуна исвободно вращается в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы сортируютсяна три категории через 0, 004 мм соответственно категориям поршней. Торцы пальцевокрашиваются в соответствующий цвет: синий — первая категория, зеленый — втораяи красный — третья. Поршневые кольца обеспечивают необходимое уплотнениецилиндра и отводят тепло от поршня к его стенкам. Кольца прижимаются к стенкамцилиндра под действием собственной упругости и давления газов. На поршнеустанавливаются три чугунных кольца — два компрессионных 7, 8 (уплотняющих) иодно (нижнее) маслосъемное 6, которое препятствует попаданию масла в камерусгорания.
Верхнеекомпрессионное кольцо 8 работает в условиях высокой температуры, агрессивноговоздействия продуктов сгорания и недостаточной смазки, поэтому для повышенияизносоустойчивости наружная поверхность хромирована и для улучшенияприрабатываемости имеет бочкообразную форму образующей.
Нижнеекомпрессионное кольцо 7 имеет снизу проточку для собирания масла при ходепоршня вниз, выполняя при этом дополнительную функцию маслосбрасывающегокольца. Поверхность кольца для повышения износоустойчивости и уменьшения тренияо стенки цилиндра фосфатируется.
Маслосъемноекольцо имеет хромированные рабочие кромки и проточку на наружной поверхности, вкоторую собирается масло, снимаемое со стенок цилиндра. Внутри кольцаустанавливается стальная витая пружина, которая разжимает кольцо изнутри иприжимает его к стенкам цилиндра. Кольца ремонтных размеров изготавливаются(так же, как и поршни) с увеличенным на 0, 4 и 0, 8 мм наружным диаметром.
Шатунявляется стальным, обрабатывается вместе с крышкой, и поэтому они в отдельностиневзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на нихклеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры нашатуне и крышке должны находиться с одной стороны.
Коленчатыйвал 25 отливается из высокопрочного специального чугуна и состоит из шатунных икоренных шлифованных шеек. Для уменьшения деформаций при работе двигателя валсделан пятиопорным и с большим перекрытием коренных и шатунных шеек. В телевала просверлены каналы 14 для подачи масла от коренных шеек к шатунным.Технологические выводы каналов закрыты колпачковыми заглушками 26.
Дляуменьшения вибраций двигателя вал снабжен противовесами, отлитыми заодно целоес валом. Они уравновешивают центробежные силы шатунной шейки, шатуна и поршня, которыевозникают при работе двигателя. Кроме того, для уменьшения вибраций коленчатыйвал еще динамически балансируют, высверливая металл в противовесах.
1.3 Принцип действия кривошипно-шатунного механизма
Прямаясхема: Поршень под действием давления газов совершает поступательное движение всторону коленчатого вала. С помощью кинематических пар «поршень-шатун» и«шатун-вал» поступательное движение поршня преобразовывается во вращательноедвижение коленчатого вала. Коленчатый вал состоит из:
шатунныешейки
коренныешейки
противовесhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%93%D0%98%D0%94%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9B%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%9F%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%9C%D0%95%D0%A5%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%97%D0%9C.GIF
Обратнаясхема: Коленчатый вал под действием приложенного внешнего крутящего моментасовершает вращательное движение, которое через кинематическую цепь«вал-шатун-поршень» преобразовывается в поступательное движение поршня.
2. Диагностика кривошипно-шатунного механизма
Техническоесостояние кривошипно-шатунного механизма оценивают по характеристикам виброударныхимпульсов в характерных точках двигателя (виброакустическая метод), суммарному размерузазоров в верхней головке шатуна и шатунном попнике, количеству газов, прорывающихсяв картер,  давлению в цилиндрах в конце такта сжатия (компрессии), расходу или падениюдавления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры.
Виброакустическийметод дает наиболее достоверные и исчерпывающие результаты диагностирования прииспользовании комплекта виброакустической аппаратуры. Однако из-за большойстоимости и сложности, требующей высокой квалификации операторов-диагностов, егоприменение ограничено.
Наиболеепростым и доступным устройством для виброакустического контроля являетсястетоскоп. В корпусе стетоскопа размещены источник питания и усилитель, с однойстороны корпуса выведен наконечник-щуп, с другой — головной телефон ссоединительным кабелем.
Переддиагностированием двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости85...95°С и прослушивают, прикасаясь остриём щупа к проверяемым участкам.
2.1 Возможные неисправности и методы их диагностики
2.1.1 Двигатель не развивает полной мощности и не обладаетдостаточной приемистостью: недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10кгс/см2)(чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец).
Работусопряжения поршень — цилиндр прослушивают по всей высоте цилиндра при малой частотевращения коленчатого вала с переходом на среднюю.
Сильный,глухого тона стук, иногда напоминающий дрожащий звук колокола и усиливающийся сувеличением нагрузки, возможен при увеличенном зазоре между поршнем и цилиндром,изгибе шатуна, перекосе оси шатунной шейки или поршневого пальца. Скрипы и шорохиуказывают на начинающееся заедание,  вызванное малым зазором или недостаточнымколичеством смазки.
Состояниесопряжения поршневое кольцо—канавка поршня проверяют на уровне НМТ хода поршняу всех цилиндров при средней частоте вращения коленчатого вала. Слабый, щелкающийстук высокого тона, похожий на звук от ударов колец одно о другое, свидетельствуетоб увеличенном зазоре между кольцами и поршневой канавкой либо об изломекольца.
Количествогазов, прорывающихся в картер, позволяет установить состояние сопряженияпоршень—поршневые кольца — цилиндр двигателя. Проверку осуществляют напрогретом двигателе с помощью прибора (расходомера) КИ-4887-1.
/>
Рис.2Манометрический газорасходомер КИ-4887- И: а — схема; б — общий вид; 1 и 2 — втулкисоответственно неподвижная и подвижная; 3 и 6 — отверстия соответственнодросселирующее и калиброванное; 4 — заслонка; 5 и 22 — трубопроводысоответственно впускной и выпускной; 7 — корпус; 8 — шкала подвижной втулки; 9- пружина; 10 — выпускной патрубок; 11 и 24 — дроссель; 12, 13 и 14 — жидкостныеманометры; 15 — пробка; 16, 17 и 18 — каналы; 19 — корпус; 20 — лимб дросселя;21 и 23 — шланги соответственно выравнивания давления и отсасывающий; 25 –кронштейн
Приборснабжен трубой с вмонтированными в нее входным и выходным дроссельными кранами.Входной патрубок присоединяют к маслозаливной горловине двигателя, эжектор дляотсоса газов устанавливают внутри выхлопной трубы или присоединяют к вакуумной установке.Картерные газы отсасывают через расходомер за счет разрежения в эжекторе.Количество отсасываемых газов регулируют дроссельными кранами так, чтобыдавление в полости картера было равно атмосферному, жидкость в столбикахманометра должна находиться на одном уровне. Дроссельным краном устанавливаютперепад давления Аh, одинаковый для всех измерений, по шкале прибора определяютколичество прорывающихся газов и сравнивают его с нормативным.
Еслипри контроле поочередно отключать цилиндры (например, вывертывая свечизажигания), то по снижению количества прорывающихся газов можно оценитьгерметичность отдельных цилиндров.
Передизмерением компрессии промывают воздушный фильтр, контролируют фазыгазораспределения и регулируют тепловые зазоры клапанов. Компрессию в цилиндрахопределяют компрессометром, представляющим собой корпус с вмонтированным в негоманометром. Манометр соединен с одним концом трубки, на другом конце которойимеется золотник с резиновым наконечником, плотно вставляемым в отверстие длясвечи зажигания.
/>
Рис.3Компрессометр
Проворачиваяколенчатый вал двигателя стартером, измеряют максимальное давление в цилиндре исравнивают его с нормативным.Для карбюраторных двигателей номинальные значения компрессиисоставляют 0, 75...0, 8 МПа, а предельные — 0, 65 МПа. Падение компрессии нижепредельной возможно при закоксовывании поршневых колец, их залегании в связи спотерей упругости или поломке.
2.1.2 Стук шатунных подшипников: чрезмерный зазор междушатунными шейками коленчатого вала и вкладышами.
Обычностук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостомходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легкоопределить, отключая по очереди свечи зажигания
Работусопряжения коленчатый вал — шатунный подшипник прослушивают в зоне от ВМТ доНМТ сначала при малой, а затем при средней частоте вращения коленчатого вала.Глухой звук среднего тона свидетельствует об износе или проворачивании вкладыша,звонкий, сильный металлический звук —об износе или подплавлении шатунногоподшипника.
Суммарныйзазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике определяют принеработающем двигателе с помощью устройства КИ-11140.
/>
Рис.41-индикатор; 2-основание; 3-наконечник; 4-щуп.
Спроверяемого цилиндра двигателя снимают свечу зажигания (у дизельных двигателей— форсунку) и на ее место устанавливают наконечник 3 устройства,
Коснованию 2 через штуцер присоединяют компрессорно-вакуумную установку.
Установивпоршень за 0, 5…1 от ВМТ на такте сжатия, стопорят коленчатый вал отпроворачивания и попеременно создают в цилиндре давление 200 кПа, и разрежение 60кПа, вследствие чего поршень поднимается и опускается,  выбирая зазоры.Суммарный размер зазоров фиксируется индикатором 1.
3. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма
Послепробега первых 1500—2000 км, а в дальнейшем после снятия головки блокацилиндров, а также при появлении признаков прорыва газов или подтеканияохлаждающей жидкости в соединении подтягивать гайки шпилек и болты головкиблока цилиндров в установленной последовательности. В эти же сроки подтягиватьвинты или болты крепления поддона картера. Проверять и при необходимостиподтягивать крепления опор двигателя, очищать от грязи и масла резиновыеподушки. Ежедневно протирать поверхность двигателя ветошью, смоченнойспециальным очистителем или раствором стирального порошка.
4. Охрана труда
Охранатруда и техника безопасности — это комплекс мероприятий и соответствующихприемов выполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся напроизводстве.
Большоезначение для предупреждения производственного травматизма при производстветекущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места.
Нельзяпроизводить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом. В случаенеобходимости, работая под автомобилем лежа, следует пользоваться подкатнымитележками с подголовником.
Транспортировкаснятых с автомобиля агрегатов должна осуществляться на специальных тележках.
Приработе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можнопользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12В.
Монтажно-демонтажныеработы следует выполнять только исправным инструментом определенногоназначения.
Гаечныеключи должны точно соответствовать размерам гаек и болтов и не иметь выработкизева и трещин. Во избежание несчастных случаев сдваивание гаечных ключей илиприменение рычага для удлинения плеча недопустимо.
Тяжелыеработы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применениемспециальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание приэтом агрегатов веревкой не допускается.
Длявыполнения слесарных работ следует применять только исправные инструменты.Бойки молотков, кувалд и затылки зубил или крейцмейселей не должны иметьзаусенцев и быть сборными. Длина зубила и крейцмейселя должна быть не менее 125 мм.
Воизбежание соскакивания ножовки при распиливании металла вначале следует делатьнеглубокую канавку с помощью трехгранного напильника, а затем выполнятьраспиливание.
Приработе зубилом необходимо применять защитные очки и располагаться так, чтобыотлетающие куски металла не могли поранить окружающих. Нельзя работатьнапильниками, не имеющими деревянных ручек.
Приработе электродрелью следует обращать внимание на ее заземление и целостностьизоляции электрического шнура. Работать с электродрелью необходимо в резиновыхперчатках, а под ноги стелить резиновый коврик.
Приработе на сверлильном станке нельзя держать руками металлические детали, ихнужно закреплять в тисках. Необходимо тщательно убирать волосы под головнойубор, нельзя выдувать стружку ртом и останавливать рукой вращающийся патрон сосверлом.
Помещения,где производится обслуживание или ремонт автомобиля, работающего наэтилированном бензине, должны быть оборудованы надежной приточно-вытяжнойвентиляцией, бачками и ваннами с керосином, а также умывальником с теплой водойи мылом.
Заключение
Выполнивкурсовую работу, я достиг поставленной цели: приобрел теоретические знания потехническому обслуживанию двигателя модели ВАЗ 21083 автомобиля ВАЗ 2111.
Список литературы
БеднарскийВ. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Ростов-на-Дону, Феникс, 2007-456с.
ВласовВ. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, М., Академия, 2006-477 с.
ГазарянА.А Техническое обслуживание автомобилей. 2-е издание, переработанное идополненное, Москва, Третий Рим, 2006-272 с.
knigitut.net/18/114.htm
www.bestreferat.ru/referat-169346.html
www.nashata4ka.ru/index.php/features?start=4
www.2101vaz.ru/2009-03-10-11-38-07/48-2009-03-10-12-57-16.html
www.vysotaspb.ru/FArticle.aspx?docid=182
ru.wikipedia.org/
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :