1. Технология монтажа подвесных толкающих конвейеров.
1.1. Классификация машин непрерывного транспорта.
Машины непрерывноготранспорта предназначены для перемещения порошкообразных, сыпучих,мелкокусковых и штучных грузов непрерывным потоком на небольшие расстояния поопределенной траектории. Материалы можно перемещать в горизонтальной,вертикальной и наклонной плоскостях, с загрузкой и разгрузкой в различныхточках траектории, с ответвлением или частичным отбором материала по путитранспортирования.
Машины непрерывноготранспорта подразделяют на машины с тяговым органом (ленточные, пластинчатые иковшовые конвейеры) и без тягового органа (винтовые и вибрационные конвейеры).
Высокаяпроизводительность, простота конструкции и сравнительно невысокая стоимость,возможность выполнения на конвейерах различных технологических операций,невысокая трудоёмкость работ, обеспечение безопасности труда, улучшение егоусловий – всё это обусловило широкое применение конвейеров во всех областяхнародного хозяйства: в чёрной и цветной металлургии, машиностроении, горной,химической, пищевой и др. отраслях промышленности. В промышленном производствеконвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса.Конвейеры позволяют устанавливать и регулировать темп производства,обеспечивать его ритмичность. Являясь основным средством комплексноймеханизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных процессов, ипоточных технологических операций, конвейеры вместе с тем освобождают рабочихот тяжелых и трудоемких транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, делают ихтруд более производительным. Широкая конвейеризация составляет одну изхарактерных черт развитого промышленного производства. Это объясняется тем, чтовнедрение загрузочных и разгрузочных, дозировочных, счетных и взвешивающихавтоматов, автоматических очищающих и смазывающих устройств, разнообразной контрольной,защитной и блокировочной аппаратуры, средства автоматического управленияневозможно без применения конвейеров как одной из основных машин, комплектующихсистему автоматизированного производства
В зависимости от условийиспользуют конвейеры напольные и подвесные. Напольные конвейеры могут бытьстационарными, передвижными или переносными. На конвейере можно перемещать грузв горизонтальной или близкой к ней наклонной плоскости (ленточные,пластинчатые, тележечные, скребковые, роликовые, винтовые, вибрационные,качающиеся); в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (скребковые,ковшовые, винтовые, вибрационные конвейеры); в любой плоскости. В последнемслучае конвейеры состоят из чередующихся горизонтальных, вертикальных илинаклонных участков (подвесные, ковшовые, скребковые, люлечные и др.). Крометого, конвейеры могут различаться в зависимости от рода перемещаемых грузов –насыпных или штучных. Конструкция некоторых конвейеров позволяеттранспортировать как насыпные, так и штучные грузы.
1.2 подвесной толкающий конвейер.
Подвесные конвейерынаходят широкое применение для транспортировки заготовок и изделий в различныхотраслях экономики.
Основными элементамиподвесных конвейеров являются расположенные на определенной высоте жесткиенаправляющие, по которым перемещаются подвешенные грузонесущие (тяговые илитолкающие) каретки, приводимые в действие замкнутым тяговым органом (чащебесконечной цепью) от приводной станции.
Характерная особенностьтолкающих конвейеров — отсутствие жесткой связи между тяговой цепью игрузонесущими тележками, что позволяет передавать тележки с одного конвейера надругой; останавливать тележки в необходимой точке трассы без остановки тяговойцепи, перемещать тележки в вертикальной плоскости.
В комплектоборудования подвесных толкающих конвейеров входят: прямолинейные участки пути,горизонтальные и вертикальные изгибы, элементы крепления трассы; подвижнойсостав (тележка и сцеп); тяговая цепь (двухшарнирная или разборная); стрелочныепереводы и передающие устройства (для передачи тележек или сцепов с одногоконвейера на другой); приводы (гусеничный, угловой, привод-натяжка);противоаварийные устройства; система управления. Система управления, кромеуправления механизмами конвейера и контроля их работы, обеспечения автоматическогоадресования грузов, также управляет грузопотоками, сбором и обработкойинформации о них с последующей передачей этой информации в автоматизированныесистемы управления технологическими процессами и производством.
Основныетехнические характеристики подвесных толкающих конвейеров приведены в таблице1.
Натяжение цепиосуществляется натяжной станцией. Направляющие крепятся к конструкции зданиястойками, укосинами или растяжками, а вне зданий могут быть уложены наспециальных опорах.
Подвесные конвейеры могутбыть грузонесущего типа, толкающие, тяговые или несуще-толкающие. Наибольшеераспространение получили грузонесущие и тяговые подвесные конвейеры.
Направляющие подвесныхконвейеров, как правило, выполняются из двутаврового проката, могут изготавливатьсяиз труб и другого пустотелого профиля.
Табл.1. Техническиехарактеристики подвесного толкающего конвейера.Модель ПТЦ-32 ПТЦ-80 ПТЦ-100 ПТЦ-160 Максимальная грузоподъемность на прямолинейном участке пути, кг 80 350 800 3000 Тип цепи двухшарнирная разборная разборная разборная Шаг цепи, мм 127 80 100 160 Скорость движения, м/с 0,42 0,47 0,42 0,33 Максимальный угол наклона трассы, град 45 45 30 30 Производительность типового конвейера, т/час 6,7 37 49 108 Напряжение питания силовой цепи, В 380/220 Частота напряжения питания, Гц 50(60) Максимальное количество адресов при магнитной системе адресования 256
Подвесные конвейеры пофункциональному признаку делятся на транспортные, транспортно-накопительные,транспортно-технологические, складские, технологические.
Небольшие радиусыповорота конвейерного пути в горизонтальной и вертикальной плоскостях (порядка600мм) позволяют обслуживать одним подвесным конвейером несколько этажейздания.
Подвесные толкающиеконвейеры, в которых тяговая цепь с тележками груза не несет, а толкаетнапольные тележки, перемещающиеся по рельсам или полу, выполняются либо сбоковым по отношению к грузовым тележкам расположением тяговой цепи, либо сверхним.
При боковом расположениитяговой цепи создается неудобство боковой разгрузки и затруднена организацияпромежуточного складирования груза.
При верхнем расположениитяговой цепи упрощаются погрузочно-разгрузочные операции. Такой конвейер можетиметь сложную трассу, позволять без перегрузки выводить тележки на ответвлениятрассы или даже на другую трассу.
Для условий массового исерийного производства управление подвесными толкающими конвейерамиосуществляется в автоматическом режиме с адресной доставкой грузов.
Подвесные конвейерыдолжны располагаться так, чтобы исключалось перемещение подвесок с грузом надрабочими местами и проходами (проездами) либо в случае производственнойнеобходимости над рабочими местами, проходами (проездами) устанавливаютсязащитные ограждения на высоте не менее 2,0 м от уровня пола для проходов и на достаточной для проезда транспортных средств высоте, способные надежно задержатьупавший с подвески груз.
Подвесные конвейерыоборудуются сигнализацией о пуске и остановке, а также пультами для их срочнойостановки.
Подвесные конвейеры нанаклонных участках оборудуются улавливающими устройствами на случай обрыва цепиконвейера.
Горизонтальная трассаподвесного конвейера перед подъемом и после спуска ограждается сплошнымограждением протяженностью не менее 3,0 м.
Навесные устройстваподвесных конвейеров должны обеспечивать удобство подвешивания и съема груза,надежность их крепления.
1.3. Организация монтажных работ.
Машины предприятийнерудных строительных материалов работают в неблагоприятных условиях.Перерабатываемые материалы характеризуются абразивностью, и воздух в цехах этихпредприятий в значительной степени насыщен пылью.
Очень часто машиныэксплуатируют в условиях повышенной влажности и атмосферных осадков вне крытыхпомещений, а зимой – в условиях пониженных температур.
Такая специфика работымашин осложняет эксплуатацию и повышает требования к качеству машин и ихмонтажа.
Анализ причиннеудовлетворительной работы и простоев машин показывает, что значительная частьнеполадок – это следствие дефектов, допущенных в процессе монтажа и установки.
При недостаточнотщательном или неумелом монтаже, неудовлетворительной наладке хорошосконструированные и изготовленные машины работают плохо и часто выходят изстроя. Низкое качество монтажных работ может быть при работе машин причинойтолчков и рывков, вызывающих снижение рабочих скоростей, повышенные износы ичастый ремонт.
Качество и срокимонтажных работ предопределены некоторыми организационными мероприятиями, атакже составлением соответствующей документации.
Процесс монтажаподразделяют на подготовительный и собственно монтажный периоды.
Подготовительные работысвязаны с подготовкой к проведению монтажа машины и включает следующее:
· отгрузку машин,подлежащих монтажу, их разгрузку на монтажной площадке, осмотр и проверкукомплектности узлов и деталей, а также частичную пригонку;
· полноеукомплектование узлов перед монтажом;
· сборку отдельныхузлов в укрупнённые узлы, допускаемые по массе, габаритам для данного такелажа;
· приёмку строительныхработ – фундаментов, рельсовых путей;
· доставкуподъёмно-транспортных средств.
Производство монтажныхработ включает следующее:
· установку иразмещение на монтажной площадке такелажного оборудования;
· проведениетакелажных работ, связанных с подъёмом, перемещением, установкой и креплениеммашины;
· окончательнуюналадку машин после выполнения монтажа или установки;
· опробование узловмашин в целом без нагрузки и под нагрузкой.
Монтаж машин можноосуществлять методами постепенного наращивания и крупноблочным.
Метод постепенногонаращивания заключается в последовательной установке на ранее смонтированныеследующих сборочных единиц машины. Его применяют при отсутствии на монтажнойплощадке надлежащих грузоподъёмных механизмов и приспособлений.
Методом постепенногонаращивания обычно монтируют машины, развитые в вертикальном направлении,например, элеваторы. Монтаж начинают с башмака, а за тем последовательноустанавливают секции и головку элеватора.
Крупноблочный методсводится к параллельному монтажу укрупнённых блоков с последующим монтажоммашины из этих блоков. Сборка отдельных блоков делится на подузловую и узловуюи ведётся несколькими бригадами.
Понятие монтажа крупнымиблоками часто совпадает с понятием скоростного монтажа, поскольку при монтажекрупными блоками значительно сокращается его продолжительность.
Процесс крупноблочногомонтажа распадается на стадии предварительной укрупнённой сборки подузлов(сборочных единиц) из отдельных деталей, а затем целых блоков-узлов из подузловна отметках ниже проектных или же в стороне от проектного положения и монтажмашины в проектном положении из уже ранее собранных блоков-узлов.
1.4. монтаж подвесного толкающего конвейера.
Как правило, конвейерыпоступают на место монтажа в разобранном виде и их монтируют на лёгкихфундаментах или эстакадах. При монтаже нельзя допускать перекосов конвейера,которые приводят к неполадкам в работе подвижного состава толкающих конвейеров.
Качество монтажаоборудования во многом зависит от точности выверки и закрепления его на опорномосновании (фундаменте).
В большинстве случаевоборудование закрепляют на фундаменте фундаментными или анкерными болтами.
Фундаментные болтыустанавливают по кондуктору и заливают при бетонировании фундамента. Такиеболты применяют также в тех случаях, когда при изготовлении фундаментапредусматривают колодцы (рис.1, а, б), которые заливают бетонной смесью послеустановки и выверки оборудования.
При креплениитехнологического оборудования, передающего на фундамент вибрационные идинамические нагрузки, устанавливают анкерные болты. Такая конструкция болтовдаёт возможность периодически их осматривать и при необходимости заменять.
Непосредственно монтажстационарного конвейера начинают с несущей конструкции, сопровождая работутщательной выверкой.
Подшипники приводногобарабана устанавливают на металлическую конструкцию конвейера и тщательнозакрепляют. Барабан выверяют и устанавливают в нормальное положение путемизменения количества прокладок под подшипники.
В соответствии сположением вала приводного барабана монтируют узел электродвигатель – редуктор.
После выполнениямонтажных операций, связанных с установкой приводного барабана иэлектродвигателя с редуктором, необходимо выполнить обкатку этого узла иустранить замеченные дефекты.
Затем переходят кустановке натяжной станции. Подшипники натяжной станции закрепляют болтами, незатягивая гаек. В заключение необходимо проверить параллельность винтовыхнатяжек, а также горизонтальность барабана. Только после этого окончательнозатягивают гайки крепления подшипников.
Смонтированный полностьюконвейер обкатывают под нагрузкой. При этом конвейер периодически останавливаюти проверяют состояние крепления и степень нагрева подшипников.
1.5. техника безопасности при эксплуатации подвесных толкающихконвейеров.
Подвесные транспортныесредства вводятся в эксплуатацию после их технической приемки при наличиипредусмотренных документацией ограждений, исключающих опасность травмированияработников грузом, движущимися элементами подвесного конвейера или падениягруза на оборудование.
При работе на рабочемместе, сопряженном с подвесным транспортным средством, работник обязан:
а) выполнять требованияинструкции по охране труда, работать в спецодежде и с использованием другихсредств индивидуальной защиты;
б) следить за тем, чтобытрасса для прохода навешенного на подвесное транспортное средство груза назакрепленном за ним участке была свободной, ограждения трассы исправны инадежно закреплены, на ограждении трассы отсутствовали посторонние предметы,техническое состояние систем подвесных транспортных средств исправно;
в) навеску груза нанавесные устройства подвесных транспортных средств производить в рукавицах итолько на те навесные устройства, которые предназначены для данного груза,обеспечивая при этом надежную зацепку груза на крюках навесных устройств илиего устойчивое размещение в люльках или корзинах;
г) снятие груза снавесных устройств подвесных транспортных средств производить в рукавицах,укладку снятого груза производить аккуратно в предназначенную для этого тару(не выше ее бортов) или в штабель в установленном порядке, не загромождая приэтом проходы и проезды.
Проверки исправностиподвесного конвейера и навесных устройств должны проводиться ежесменно.
Во избежание захватадвижущимися органами подвесного конвейера спецодежда работников должна бытьопрятной, исправной, свисающие концы одежды должны быть подобраны, спецодеждадолжна быть застегнута, обшлага рукавов могут быть обхвачены резинкой.Обязателен головной убор, под который должны быть убраны волосы.
Трасса подвесногоконвейера должна быть свободна для прохода подвесок с грузом, не захламлена идолжна подвергаться систематической уборке.
Наличие и исправностьограждений трассы подвесного конвейера должны проверяться ежесменно.
Работать на неисправномподвесном конвейере, с неисправными подвесками или при захламленной трассеконвейера, при неисправных или отсутствующих ограждениях не допускается.
Пуск подвесного конвейерапроизводится по разрешению мастера или другого ответственного за безопаснуюработу конвейера работника после осмотра всей трассы конвейера и подачипредупредительного сигнала.
Навеска и съем деталей снавесных устройств подвесного конвейера должны производиться в рукавицах.Навеска деталей должна производиться только на предназначенные для этих деталейнавесные устройства (крюки, коромысла, корзины, цепи и т.п.).
Детали на крюки навесныхустройств подвесного конвейера должны навешиваться прочно, загружаться в люлькиили корзины не выше их бортов, замки опрокидываемых люлек и корзин должнынадежно закрываться.
Укладывать или навешиватьдетали на навесные устройства подвесного конвейера, которые имеют износ сверхнормы, трещины, сработанные или изогнутые замки, разомкнутые крючки, а также укоторых отсутствуют гайки или болты крепления несущего механизма и есть другиенеисправности, не допускается. Конвейер должен быть остановлен для устраненияобнаруженных неисправностей.
Навешивание и съемдеталей с навесных устройств подвесного конвейера грузоподъемными механизмамиили вручную должно производиться на предназначенных для этого местах.
Ходовые пути подвесныхгрузонесущих конвейеров на участке погрузки и разгрузки грузов вручную должныбыть расположены на такой высоте, чтобы подвески типа люльки (платформы)перемещались на расстоянии 0,6 — 1,2м от уровня пола до верхней кромки ящичнойлюльки (платформы).
Проходить под подвеснымконвейером в не установленных для этого местах, где отсутствуют ограждения, атакже между открытыми по трассе навесными устройствами не допускается.
При аварийной остановкеподвесного конвейера он не должен включаться до выяснения причины остановки.Пуск конвейера производится в установленном порядке.
Для подвесных конвейеровскорость движения подвесок при загрузке и разгрузке их вручную на ходуконвейера должна быть не более 0,25 м/с.
Участки подъема и спускаходовых путей, толкающих подвесных конвейеров с разницей высот более 1,0мдолжны быть оборудованы ловителями тягового элемента и устройствами для захватагрузовых тележек, действующими при обрыве тягового элемента или срыве грузовойтележки.
На подвесных конвейерахвдоль трассы рекомендуется устанавливать кнопки «Стоп» для аварийногоостанова с шагом не более 30 м.
Подвесные конвейеры научастке загрузки и выгрузки оборудуются выключающими устройствами.
Ограждения подвесныхконвейеров, проходящих над проходами, проездами, оборудованием и там, где этогоизбежать невозможно — над рабочими местами, выполняются путем устройстванавесов, выходящих за габарит конвейера не менее чем на 1,0 м.
Ограждения подвесныхконвейеров выполняются в виде сплошной обшивки, исключающей возможность паденияпросыпавшегося груза, или из сетки, прочность и размер ячеек которойопределяется из условия гарантированного удержания транспортируемого конвейеромгруза в случае его падения с крюка подвески.
Высота установкиограждения подвесных конвейеров от пола должна обеспечивать безопасный проходлюдей и проезд транспортных средств.
Трасса подвесногоконвейера должна иметь ограждения во всех местах, где возможен проход людей подней или через нее.
Снятые с подвесокподвесного конвейера грузы должны укладываться в тару или в штабеля, размеркоторых определяется условиями их безопасного размещения.
При эксплуатацииподвесных конвейеров подлежат регулярной проверке соединительные и крепежныеболты, тяговые цепи и блокирующие устройства.
Особое внимание должноуделяться контролю за состоянием цепей, обрыв или разъединение которых можетпривести к аварии.