Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Порядок проведения сертификации в системе ГОСТ Р

Порядок проведениясертификации в системе ГОСТ Р

Содержание
 
Введение
Глава I Государственная система стандартизацииРоссийской Федерации
1.1 Понятие и сущность Государственная система стандартизацииРоссийской Федерации
1.2 Задачи стандартизации
1.3 Основные принципы стандартизации
Глава II Порядок проведения сертификации в системе ГОСТ Р
2.1 Порядок проведения сертификации в системеГОСТ Р
Глава III Анализ перспективразвития и предложения по устранению проблем стандартизации ГОСТ Р в России
3.1 Проблемы и недостатки стандартизации ГОСТ Р вРоссии
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Сертификация продукцииявляется формой подтверждения качества — процедура сертификации продукции идекларирования включает оформление таких документов как сертификатсоответствия, пожарный сертификат и декларация о соответствии.
Разнообразныецентры сертификации проводят сертификацию и декларирование продукции — сертификация проводится в несколько этапов, первым из которых является подачазаявки и пакета документов в центр сертификации. Затем проводятсясертификационные испытания образов, по результатам которых определяетсявозможность выдачи декларации или сертификата.
Сертификатсоответствия или сертификат качества подтверждает соответствие товараустановленным нормативам качества — согласно утвержденным схемам сертификации,получить сертификат соответствия можно на серийный выпуск и партию. Выдаютсясертификаты соответствия аккредитованным сертификационным центром и действуютна всей территории Российской Федерации, не зависимо от места нахожденияполучателя. Данный документ может быть выдан производителю или импортеру наосновании договора поставки.
Декларациясоответствия — это официальный документ, который подтверждает качествопродукта, то есть декларирование соответствия служит процедурой подтверждениякачества, а декларация является обязательным документом в отношении рядатоварных групп. Напомним, что декларирование является такой же обязательнойформой подтверждения качества, как обязательная сертификация продукции.Декларация о соответствии может быть выдана только отечественному производителюи поставщику в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя,зарегистрированного на территории РФ.
Глава IГосударственная система стандартизацииРоссийской Федерации
 
1.1     Понятиеи сущность Государственная система стандартизации Российской Федерации
Государственнаясистемастандартизации Российской Федерации- настоящий стандарт устанавливаетобщие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации,формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей(далее — субъектыхозяйственной деятельности) друг с другом, с государственными органамиуправления.
Положениястандартов государственной системы стандартизации Российской Федерацииприменяют государственные органы управления, субъекты хозяйственнойдеятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественныеобъединения, в том числе технические комитеты по стандартизации.
Стандартизация– это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования)в целях обеспечения:
·          безопасностипродукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
·          техническойи информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
·          качествапродукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники итехнологии;
·          единстваизмерений;
·          экономиивсех видов ресурсов;
·          безопасностихозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенныхкатастроф и других чрезвычайных ситуаций;
·          обороноспособностии мобилизационной готовности страны.
Стандартизациянаправлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определеннойобласти по средством установления положений для всеобщего и многократногоприменения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
При этом этадеятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов.Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышениестепени соответствия продукции, работ(процессов) и услуг их функциональномуназначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому иэкономическому сотрудничеству.
Объектстандартизации — продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие илиподвергшиеся стандартизации. Под объектом стандартизации в широком смыслепонимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степениотносятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, ихсовместимости, правилу, процедуре, функции, методу илидеятельности.Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами(свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размеры ипрочность могут быть стандартизованы отдельно. Услуга как объект стандартизацииохватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) ипроизводственные услуги для предприятий и организаций.
Нормативныйдокумент — документ, устанавливающий правила, общие принципы илихарактеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Стандарт –нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основесогласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам убольшинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом(предприятием).
Примечание — Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическогоопыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Государственныйстандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) — стандарт, принятый Государственнымкомитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации(Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации пожилищной и строительной политике (Госстрой России).
Стандартотрасли — стандарт, принятый государственным органом управления в пределах егокомпетенции. Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупностьсубъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственнойпринадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящихпродукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги), определенных видов,которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.
Стандартпредприятия — стандарт, утвержденный предприятием.
Стандарт научно-технического,инженерного общества — стандарт, принятый научно-техническим, инженернымобществом или другим общественным объединением.
Международныйстандарт -стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.
Региональныйстандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Межгосударственныйстандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый Межгосударственным Советом постандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственнойнаучно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию исертификации в строительстве.
Национальныйстандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
Комплексстандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общейцелевой направленностью и устанавливающих согласованные требования квзаимосвязанным объектам стандартизации.
Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.
Техническийрегламент- регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги)или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требованияк терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либобыть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламентаобязательно.
Международнаястандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органоввсех стран.
Региональная стандартизация- стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов странтолько одного географического или экономического региона мира.
Национальная стандартизация- стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.
Безопасность- отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Охраназдоровья людей — защита здоровья людей от неблагоприятного воздействияпродукции, работ (процессов) и услуг, окружающей среды.
Охранаокружающей среды — зашита окружающей среды от неблагоприятного воздействияпродукции, работ(процессов) и услуг.
Совместимость-пригодностьпродукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательныхвзаимодействий, использованию при заданных условиях для выполненияустановленных требований.
Взаимозаменяемость- пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другогоизделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Унификация –выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значенийих параметров и размеров.
Применениестандарта — использование стандарта его пользователями с выполнениемтребований, установленных в стандарте, в соответствии с областью егораспространения и сферой действия.
Применение международногостандарта, регионального или национального стандарта другой страны — использование международного, регионального или национального стандарта другойстраны путем включения его полного содержания в отечественный нормативныйдокумент по стандартизации.
Дата введениястандарта в действие — дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.
Пользовательстандарта — юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей производственной,научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической,учебно-педагогической и других видах деятельности.
1.2 Задачи стандартизации
Основнымизадачами стандартизации являются:
— обеспечениевзаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами ипотребителями (заказчиками);
— установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции винтересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасностьдля окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— установление требований по совместимости (конструктивной, электрической,электромагнитной, информационной, программной и др.), а такжевзаимозаменяемости продукции;
— согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов,комплектующих изделий, сырья и материалов;
— унификацияна основе установления и применения параметрических и типо размерных рядов,базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составныхчастей изделий;
— установление метрологических норм, правил, положений и требований;
— нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений),сертификации и оценки качества продукции;
— установление требований к технологическим процессам, в том числе для сниженияматериалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применениямалоотходных технологий;
— создание иведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
— нормативноеобеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических инаучно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов(транспорт,связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасностьнаселения и т.д.);
— созданиесистемы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре иосновных показателях продукции;
— содействиевыполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

1.3 Основные принципыстандартизации
Стандартизациядолжна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон,разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижениюсогласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразиемпродукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости ивзаимозаменяемости, ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья иимущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.
В международнойстандартизации применяется термин консенсус, который понимается как общеесогласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам убольшинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон исблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полногоединодушия.
Целесообразностьразработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной,технической и экономической необходимости и приемлемости при применении.
Вприоритетном порядке должны разрабатываться стандарты, способствующиеобеспечению безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества,обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость продукции.
Стандартыследует разрабатывать такими, чтобы они не создавали препятствий международнойторговле.
Приразработке стандартов следует принимать во внимание проекты и учитыватьпринятые международные и региональные стандарты, правила ЕЭК ООН и другихмеждународных организаций, а также, при необходимости, национальные стандартыдругих стран.
Приразработке стандартов необходимо обеспечивать:
— соответствие требований стандартов нормам законодательства, а также нормам иправилам органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора;
— комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов, включая метрологическоеобеспечение, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроковвведения в действие нормативных документов по стандартизации;
— оптимальность требований, включаемых в стандарты.
В стандартахдолжна своевременно проводиться замена устаревших требований путемпериодического обновления стандартов для обеспечения их соответствиясовременным достижениям науки, техники и технологии, передового отечественногои зарубежного опыта.
Стандартыдолжны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации,которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающиебезопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, совместимость ивзаимозаменяемость, а также правила маркировки и методы контроля.
Соответствиепродукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждатьсяпутем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственнымстандартам по ГОСТР 1.9.
Стандарты напродукцию и услуги, в которых установлены требования, обеспечивающиебезопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, должны бытьпригодны для их применения в целях сертификации.
Стандартыдолжны быть изложены четко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначностьпонимания их требований.
Следуетизбегать дублирования разработки стандартов на идентичные объектыстандартизации на различных уровнях управления.

Глава IIПорядок проведениясертификации в системе ГОСТ Р
 
2.1 Проведениясертификации в системе ГОСТ Р
Государственноеуправление стандартизацией в Российской Федерации, включая координациюдеятельности государственных органов управления Российской Федерации,взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации,краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, собщественными объединениями, в том числе с техническими комитетами постандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляетГосстандарт России.
ГосстандартРоссии формирует и реализует государственную политику в области стандартизации,осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательныхтребований государственных стандартов, участвует в работах по международной(региональной)стандартизации, организует профессиональную подготовку ипереподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правилаприменения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендацийпо стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установленомеждународными договорами Российской Федерации.
Работы постандартизации в области строительства организует Госстрой России.
Другиегосударственные органы управления участвуют в работах по стандартизации впределах их компетенции.
Дляорганизации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иныхсферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенциисоздают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или)назначают головные организации по стандартизации.
Дляорганизации и осуществления работ по стандартизации определенных видовпродукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указаннымобъектам работ по международной (региональной) стандартизации создаюттехнические комитеты (ТК)по стандартизации.
К работе в ТКпривлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованныхпредприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков,изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии исертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических иинженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекатьсяведущие ученые и специалисты.
ТК создаютсяна базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видампродукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной областинаиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базеорганизаций Госстандарта России или Госстроя России.
Техническиекомитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России илиГосстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и органовуправления и регистрируются Госстандартом России.
ТКосуществляют свою деятельность в соответствии с положением о ТК, разработаннымна основе типового положения о техническом комитете по стандартизации.
Субъектыхозяйственной деятельности организуют и проводят работы по стандартизации.
Подразделения(службы) стандартизации (конструкторско-технологический,научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях,выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы постандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимыхдругими подразделениями предприятия, а также осуществляюторганизационно-методическое и научно-техническое руководство работами постандартизации на предприятии.
Службыстандартизации осуществляют свою работу в соответствии с рекомендациями ослужбах стандартизации.
Для наиболееполного учета интересов потребителей при проведении работ по стандартизацииразработчики стандартов взаимодействуют с общественными организациямипотребителей путем привлечения их к:
— определениюноменклатуры и требований к качеству продукции, а также методов оценки еекачества;
— подготовкепредложений по разработке и обновлению стандартов;
— непосредственному участию в разработке проектов стандартов.
Заказчикамиразработки государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающихосновополагающие (организационно-технические и общетехнические) требования, атакже обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие еебезопасность для окружающей среды, жизни и здоровья, имущества, совместимость ивзаимозаменяемость, а также работ по разработке и применению международных (региональных)и национальных стандартов других стран в качестве государственных стандартовРоссийской Федерации, являются Госстандарт России и Госстрой России.
Заказчикамиразработки государственных стандартов Российской Федерации могут являться такжеминистерства (ведомства), предприятия и объединения предприятий, а такжеобщественные организации потребителей, научно-технические и инженерные обществаи др.
Работы погосударственной стандартизации в Российской Федерации проводятся по плановымдокументам, составляемым Госстандартом России (Госстроем России) с учетомопределяемых ими стратегических направлений работ по государственнойстандартизации, перспективных программ (планов) работы ТК, предложенийпредприятий и объединений предприятий, государственных органов управления.
В плановыедокументы по государственной стандартизации в первую очередь включаются заданияна разработку государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающихгармонизацию отечественных стандартов с требованиями международных, региональныхи национальных стандартов других стран, безопасность продукции, процессов,услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, защиту интересовпотребителей, реализацию федеральных и иных государственных программ.
Приразработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностьюили частично из средств республиканского бюджета Российской Федерации, в томчисле программ создания и развития производства оборонной продукции, должныбыть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции (работ,услуг).
Координациюработ, учет и контроль выполнения заданий планов государственной стандартизациии расходования целевых средств государственного бюджета осуществляютГосстандарт России и Госстрой России.
2.2 Порядок проведениясертификации
Порядокпроведения сертификации Продукции включает:
— подачу заявкиили заявки-декларации на сертификацию;
— принятиерешения по заявке, а также выбор схемы сертификации;
— отбор,идентификацию образцов и их испытания;
— оценкупроизводства ( если это предусмотрено схемой сертификации);
— анализполученных результатов и принятие решения о выдаче ( об отказе в выдаче)сертификата соответствия (далее сертификата);
— выдачасертификата;
— выдачаразрешения для применение знака соответствия ( при добровольной сертификации)
— проведениеинспекционного контроля за сертифицированной Продукцией (если это предусмотреносхемой сертификации);
— корректирующиемероприятия при нарушении соответствия продукции
установленнымтребованиям;
— информациюо результатах сертификации.
Подача заявкина сертификацию и принятие решения по заявке.
Дляпроведения сертификации продукции заявитель направляет в ОС
ГЭАЦ «СОЭКС»заявку Приложение 1 или заявку-декларацию (если это предусмотрено схемой сертификации).Выбор схемы сертификации ОС ГЭАЦ «СОЭКС» осуществляет совместно с заявителем.Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации изчисла установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификацииоднородной продукции и применяемых в конкретных условиях. В случае несогласия ОСс предлагаемой заявителем схемой сертификации, он в решении по заявке излагаетмотивированное обоснование невозможности проведения сертификации попредлагаемой схеме сертификации и назначения иной схемы сертификации. Заявителюпредлагается перечень документов, который необходимо предоставить, взависимости от схемы сертификации Орган по сертификации рассматривает заявку,регистрирует ее и не позднее 15 дней после ее получения (конкретные срокирассмотрения заявки указаны в порядках сертификации однородной продукции)сообщает заявителю решение. Форма журнала регистрации заявок приведена вслучае, если схема сертификации предусматривает сертификацию системы качества, ОСопределяет орган, аккредитованный на право проведения этих работ, и сообщаетего название и адрес заявителю.
Решение позаявке содержит основные условия сертификации, основывающиеся на установленномпорядке сертификации данной однородной продукции, в том числе дается ссылка надокументы, на основе которых проводятся работы по сертификации (хозяйственныйдоговор, тариф, другие виды оплаты ).
Отбор,идентификация образцов и их испытания.
Испытанияпроводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которыхдолжны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
Количествообразцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются всоответствии с нормативными и организационно-методическими документами посертификации данной продукции и методикам испытаний и в ПД 06/04 «Порядокобращения образцов при сертификационных работах».
Заявительпредставляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состави содержание которой устанавливается в порядке сертификации однороднойпродукции.
Отбор пробдля испытаний осуществляет ОС или по его поручению испытательная лабораторияили другая организация, имеющая опыт по отбору проб. Отбор образцов (проб)оформляется актом. Перед проведением испытаний продукции ОС проводитидентификацию заявленной продукции. Результаты идентификации оформляютсяпротоколом идентификации. Испытания для целей сертификации проводятся в аккредитованномиспытательном арбитражном центре ГЭАЦ «СОЭКС», субподрядныхлабораториях или в лабораториях и центрах, предложенных самим заявителем, но согласованныхс ОС ГЭАЦ «СОЭКС». Протоколы испытаний представляются заявителю и ворган по сертификации.
Заявительпредставляет в ОС документы, указанные в решение по заявке, в том числедокументы о соответствии продукции установленным требованиям, выданныефедеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетентности.
Приотсутствии у заявителя этих документов ОС обеспечивает взаимодействие сполномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ посертификации продукции.
Заявительможет представить в ОС протоколы испытаний с учетом сроков их действия,проведенных при разработке и постановке продукции на производство, илидокументы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями,аккредитованными или признанными в системе сертификации.
Послепроверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся вних результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенныхизменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, ОС может принятьрешение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний,или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующихдокументах.
Оценкапроизводства
В зависимостиот схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции илисистемы качества.
Порядоканализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается вправилах по сертификации однородной продукции. Для проведения анализа состоянияпроизводства продукции ОС формирует комиссию, в состав которой входят экспертыпо однородной группе продукции, специалисты ОС, а также по усмотрению ОС могут привлекатьсяспециалисты Госстандарта России и его территориальных органов. Возможнопроведение анализа состояния производства экспертом по однородной продукции.Результаты проверки отражают в акте анализе состояния производства.
Сведения(документы) о проведенном анализе состояния производства или системы качества указываютв сертификате на продукцию.
Выдачасертификата
Орган посертификации после анализа протоколов испытаний, анализа состояния производстваили сертификации системы качества (если это установлено схемой сертификации),анализа других документов о соответствии продукции осуществляет оценкусоответствия продукции установленным требованиям. При положительных результатахоценки соответствия продукции ОС принимает решение о выдаче сертификата.ОС наосновании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификатсоответствия и осуществляет его регистрацию в «Реестре регистрации сертификатовсоответствия» (ПД 06/05 «Порядок ведения Реестра»). В сертификате указывают вседокументы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемойсертификации. При добровольной сертификации одновременно с сертификатомсоответствия орган по сертификации оформляет разрешение на применение знакасоответствия. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции ОСпринимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия с указаниемпричин.
Срок действиясертификата устанавливает ОС с учетом срока действия нормативных документов напродукцию, а также срока, на который сертифицирована система качества (если этопредусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.
Срок действиясертификата соответствия на партию продукции или изделие не устанавливается.
При внесенииизменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства,которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативныхдокументов, заявитель заранее извещает об этом ОС, выдавший сертификатсоответствия, который принимает решение о необходимости проведения новыхиспытаний или оценки производства этой продукции.
Применениезнака соответствия
Продукция, накоторую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.
Право намаркирование продукции знаком соответствия при обязательной сертификации даетвыданные ОС сертификат соответствия на продукцию, при добровольной сертификации– разрешение на применение знака соответствия, выданное ОС.
Применениезнака соответствия осуществляется в соответствии с требованиями установленнымив «Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификациипродукции», утвержденных Постановлением Госстандарата России от 25.06.1996г №14, зарегистрированных в Минюсте РФ от 01.08.1339г № 1138, «Изменениях и дополнениях,к Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификациипродукции», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 20.10.1999г №54, зарегистрированных в Минюсте РФ от 10.11.1999г № 1968, ГОСТ Р 51460-92, атакже «Положении о знаке Системы сертификации ГОСТ Р при добровольнойсертификации продукции (работ, услуг)», утвержденных постановлением ГосстандартаРоссии от 29.06.1998г № 50.

Глава IIIАнализ перспективразвития и предложения по устранению проблем стандартизации ГОСТ Р в России
 
3.1 Проблемы и недостаткистандартизации ГОСТ Р в России
Отметитьсвоевременность появления Концепции развития Национальной системыстандартизации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р (далее — Концепция), было бы не совсем корректно. Это связано с тем, что вФедеральном законе «О техническом регулировании» (далее — ФЗ) ужебыли отражены многие концептуальные положения деятельности по стандартизации.Некоторые из них вызывают сомнение в правильности толкования (например, понятие«национальной системы стандартизации» (НСС), являющееся одним изосновных для данной Концепции). Возникает также вопрос, почему в ФЗ непредусмотрен отраслевой уровень стандартизации (соответственно, и термин«отраслевые стандарты»). Некоторые недоработки ФЗ в частидеятельности по стандартизации отмечаются и в Концепции, намечаются пути ихустранения, но делается это нечетко и непоследовательно. С некоторымипредложениями, изложенными в Концепции, согласиться нельзя, в том числе спредлагаемой организационно-функциональной структурой НСС.
Одним изсущественных недостатков Концепции является то, что не определен ее объект,т.е. не приведено определения НСС, а поэтому неясно, о какой НСС идет речь ичто под нею понимается. По ФЗ (ст. 15, п. 1), «национальные стандарты иобщетехнические классификаторы технико-экономической и социальной информации, втом числе правила их разработки и применения, представляют собой национальнуюсистему стандартизации» (подчеркнуто мною. — Прим. авт.). Если исходить изэтого определения, то тогда непонятно, о какой«организационно-функциональной структуре НСС» говорится во введении кКонцепции? Также неясно, то ли предлагается включить ворганизационно-функциональную структуру НСС такие ее элементы, какРостехрегулирование, НИИ по стандартизации, технические комитеты (и рядом сними непонятно по какой логике оказавшиеся «разработчикистандартов»), то ли, по мнению разработчиков Концепции, названные элементы(виды элементов) уже присутствуют в НСС в соответствии с ее определением по ФЗ.Почему в этот перечень не попали такие субъекты экономики страны, участвующие вработах по стандартизации и использовании их результатов и являющиеся, понашему мнению, также элементами организационно-функциональной структуры НСС,как, например, Правительство РФ, различные органы исполнительной власти,которые часто упоминаются в Концепции, предприятия (организации) различныхотраслей промышленности, их подразделения стандартизации, головные и базовые организациипо стандартизации в различных отраслях промышленности?
Следует такжеотметить, что в разделе III Концепции предлагается сделать «уточнениеположений, определяющих понятие, структуру, статус, участников национальнойсистемы стандартизации...», которое сводится, как выясняется далее, кнаведению порядка с техническими комитетами и НИИ по стандартизации, корганизации общественного совета по стандартизации и пилотного проекта посозданию и функционированию отраслевых советов по стандартизации. В такомпонимании организационно-функциональной структуры НСС, по нашему мнению,отсутствует большая часть элементов, связанных с экономикой страны, в частностис использованием результатов деятельности по стандартизации. Исходя из сущностиНСС, предлагаем использовать следующее определение системы: национальнаясистема стандартизации РФ — совокупность хозяйственных элементов экономикистраны, взаимодействующих при планировании и выполнении работ постандартизации, а также использовании их результатов, и определенного порядка,и правил этого взаимодействия.
В Концепциине ставится вопрос еще об одном важном ее элементе — функциях НСС в целом и ееосновных организационно-функциональных элементах, а также об укрупненномалгоритме реализации этих функций с учетом всех организационно-функциональныхэлементов (видов элементов) данной системы. Регламентация такого алгоритма в ФЗили в другом виде нормативного документа явилась бы важной основойорганизационно-функциональной деятельности по стандартизации в РФ.
Что касаетсяорганизационно-функциональной структуры НСС, то в ФЗ при перечислении функцийнационального органа РФ по вопросам стандартизации указываются в основномрутинные организационные его функции и нет основной функции — обеспеченияэффективной реализации целей и принципов стандартизации при организации ивыполнении работ в этой области. Кроме того, при опоре в своей деятельности насистему органов, создаваемых на паритетных началах и добровольной основе, т.е.на систему технических комитетов, перечисленные в ФЗ функции национальногооргана РФ по стандартизации с предлагаемым нами их уточнением эффективновыполняться не могут. Особенно это относится к координации работ постандартизации в стране и обеспечению эффективной реализации целей и принциповстандартизации. Для эффективной реализации своих функций национальный органдолжен опираться на систему корпоративных элементов (органов) экономики страны,органически связанных с отраслями промышленности и государства в целом иобъективно их отражающих, в том числе в вопросах стандартизации.
Причинанедостатков Концепции, по нашему мнению, в несовершенстве научно-методическихоснов стандартизации, которые отражены в стандартах, определяющихГосударственную систему стандартизации (ГСС) или НСС, и в других опубликованныхофициальных документах. В то же время в Концепции решение столь актуальнойпроблемы совершенствования научно-методических основ стандартизации непредусматривается. Характерно, что ни Ростехрегулирование, ни подведомственныеему научно-исследовательские институты как бы не замечают эту проблему, апоэтому и не освещают ее на страницах своих изданий. Такое положение вещейвызывает тревогу тех, кто серьезно занимается проблемами стандартизации, инаносит ущерб экономике нашей страны.
Как показалирезультаты анализа, с 1965 по 2005 гг. научно-методические основыстандартизации практически не развивались и не совершенствовались. В настоящеевремя их состояние, отраженное главным образом в ГОСТ Р 1.0-2004 и ГОСТ Р1.5-2004 (ГОСТ 1.5-2001), является неудовлетворительным и не отвечаетсовременным требованиям. Как следует из этих стандартов, мы до сих пор не можемразобраться в таких основополагающих понятиях, как «объектстандартизации», «вид требований» или «аспектстандартизации», и их соотношении друг с другом, не говоря уже о болеесложных вопросах методологии стандартизации.
Еще в ГОСТ Р1.0-92 было указано, что «объект стандартизации — это продукция, процессили услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации». Данноеопределение объекта стандартизации в основном правильное, хотя и не совсемполное, так как не рассматривается и не приводится классификация объектовстандартизации по их основным признакам. Но главная проблема в том, что дальшеформального определения объекта стандартизации у разработчиков стандартов,определяющих ГСС (в 1992 г.) и Национальную систему стандартизации РФ (в 2004 г.), дело не пошло. При установлении видов стандартов в п. 7.14 ГОСТ Р 1.0-92 и в разд. 7 ГОСТ Р1.0-2004, а также при установлении требований к содержанию стандартов в разд. 7ГОСТ Р 1.5-92 и в разд. 3 ГОСТ Р 1.5-2004 (разд. 7 ГОСТ 1.5-2001) практическисохранилась прежняя путаница в толковании объектов стандартизации и видовтребований по стандартизации (видов стандартов). При этом за всю историюразвития методологии стандартизации (с 1965 г.) наибольшее число ошибок в классификации видов стандартов и в толковании их отношения к различным видам объектовстандартизации содержится в стандартах, определяющих НСС (2004 г.). В таких понятиях, как «общетехнические» и «организационно-методические»стандарты, все эти годы отсутствует четкое определение их содержания,соотношения между собой и с так называемыми видовыми стандартами.
На такойметодологической, в частности классификационной, основе невозможно обеспечитьсистемность в работах по стандартизации, что существенно влияет на ееэффективность, невозможно правильно, без нарушения логики, давать названия разрабатываемымстандартам и составлять их указатели.
Помимоназванных проблем развития методологии стандартизации, нерешенными остаютсявопросы о методах стандартизации, формах реализации ее результатов, сущностиунификации и ее соотношении со стандартизацией, без решения которых нельзяопределить сущность и границы деятельности по стандартизации. Одним изважнейших является вопрос обоснования структуры Единой системы требований(системы нормативных документов) по стандартизации. Составной частью методологическихоснов стандартизации является методология планирования работ по стандартизации.Позитивное решение названных проблем позволит создать эффективную методологиюпланирования стандартизации.
В ее введенииотмечено: «В рамках фонда документов национальной системы стандартизациисформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системыстандартов, система стандартов безопасности труда… и другие». Непонятно,что собой представляют и должны представлять «общетехнические системы стандартов»и как они соотносятся в данном контексте с системой стандартов безопасноститруда и другими системами, поскольку упоминаемые системы перечисляются череззапятую. Кроме того, как показывает анализ основных существующих так называемыхобщетехнических систем стандартов с точки зрения их системности инаучно-методического уровня, многим из них присущи серьезные недостатки. Впоследних абзацах введения приписывается несвойственная стандартизации функцияили цель — «обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста…российской экономики». По нашему мнению, здесь искажается сущностьстандартизации.
В числеметодологических недостатков раздела II необходимо отметить следующие.Во-первых, поскольку основные принципы и цели стандартизации позаимствованыглавным образом из ФЗ, где они носят прежде всего юридический (правовой)характер, в их состав не попали некоторые важные методологические принципыстандартизации, такие, например, как принцип системности, комплексности иунификации в деятельности по стандартизации.
Во-вторых, изсостава основных целей стандартизации выпала такая важная цель, как«обеспечение взаимопонимания между людьми во всех областях деятельности исистематизированной информационной основы для эффективного управленияэкономикой». В подтверждение ее важности в деятельности по стандартизацииможно привести высказывание Т. Сандерса, бывшего председателя Постояннойкомиссии ИСО по изучению принципов стандартизации (СТАКО): «Самымиосновными из всех стандартов, по-видимому, являются стандарты терминов, причемс расширением взаимосвязей между различными нациями вопрос определения терминовтребует большой работы на международном уровне».
И в-третьих,в качестве одной из задач развития НСС в Концепции указывается:"… обеспечить эффективное применение методов и средств (подчеркнуто мною.- Прим. авт.) стандартизации для содействия успешному развитию секторовроссийской экономики...". Один из важнейших методологических вопросовотносится к сущности методов стандартизации. Поэтому интересно узнать, что вданном случае понимается под методами и тем более под средствами стандартизациии что об этом сказано в официальных или неофициальных документах по вопросамстандартизации.
Есть сомнениев правильности постановки следующего вопроса: периодически «определятьприоритетные направления развития стандартизации на среднесрочнуюперспективу». Но, как показывают исследования, направления работ постандартизации с течением времени практически не меняются, а изменяются еезадачи.
Кромеотмеченных методологических неувязок в Концепции, целесообразно обратитьвнимание на объяснение основных причин проблем НСС, существующих в настоящеевремя. Во введении указывается: «Существующие проблемы национальнойсистемы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы вобласти технического регулирования и являются сдерживающим фактором вдостижении стратегических целей стандартизации». Нам представляется, чтозначение этой причины существенно преувеличено.
Реформа вобласти технического регулирования оказала основное негативное влияние надеятельность по стандартизации, отменив отраслевую стандартизацию и,следовательно, отраслевые стандарты. По нашему мнению, основными причинами,снижающими эффективность деятельности по стандартизации в РФ, являются низкийуровень развития ее методологии и слабая организация работ по стандартизации.
Рассматриваястоль серьезные проблемы российской стандартизации, нельзя не коснуться такоговажного вопроса, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадровпо стандартизации. В Концепции указываются следующие направления и задачи вуказанной области:
·         «сформироватьсистему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;
·         разработатьобразовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированныхспециалистов в области стандартизации;
·         повыситьэффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путемкорректировки учебных планов учреждений профессионального образования,совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадрови стажировок».
Непонятно,чему авторы Концепции собираются учить специалистов по стандартизации,студентов технических вузов и учащихся средних технических учебных заведений?Той самой методологической путанице, которая содержится в стандартах,определяющих НСС, и в других официальных документах по стандартизации?
Кому-то можетпоказаться, что автор статьи слишком сгущает краски, описывая состояниеотечественной методологии и организации стандартизации. К сожалению, нет.Поэтому хотелось бы обратиться к тем, от кого зависит судьба нашейстандартизации, с просьбой разобраться в поднятых в статье проблемах и принятьмеры для их позитивного решения.

Заключение
 
Итак,сертификация — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимаяот изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организацияудостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленнымтребованиям.
Сертификатсоответствия Гост Р – это документ, который выдается органом по сертификациипроизводителю, продавцу, поставщику, сертификат подтверждает то, что продукциябыла проверена независимой организацией (аккредитованным органом посертификации), и было доказано ее соответствие требованиям техническогорегламента, либо стандарта, договора, технических условий.
Сертификацияпродукции может носить как обязательный, так и добровольный характер ( «желтыйсертификат» — сертификат для объектов обязательной сертификации; «голубойсертификат» — сертификат для объектов, которые не вошли в Номенклатурупродукции, подлежащей обязательной сертификации).
Многиепроизводители сертифицируют свою продукцию в добровольном системе, если она неподлежит обязательной сертификации, для повышения конкурентоспособности своихтоваров на потребительском рынке.
Безусловно,то или иное предприятие не может оформить сертификат соответствиясамостоятельно. Для выполнения этого условия необходимы независимыеспециалисты, или, так называемый, центр сертификации, который непосредственнооказывает все необходимые услуги по сертификации. Такие организации, как нельзялучше, могут обеспечить полный порядок проведения сертификации.

Список используемойлитературы
1.  Демиденко Д.С. Управлениезатратами при формировании качества промышленной продукции, СПб., — 1995.
2.  Жданов С.А. Методы ирыночная технология экономического управления, М. – 1999.
3.  Исикава К. Японскиеметоды управления качеством, М.- 1988
4.  Огвоздин В.Ю. Управлениекачеством: Основы теории и практики /уч. пос., М.- 2002.
5.  Окрепилов В.В. Менеджменткачества /учебник, СПб. – 2003.
6.  Сертификация продукции.Международные системы сертификации. Организационно-методические документы.Часть 3. – М.: Изд-во стндартов 1991 .
7.  Управление качеством/учебник//под ред. С.Д. Ильенковой, М. –2003.
8.  Федюкин В.К., ДурневВ.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции/учебник. М.- 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности письменного информативного перевода офисной документации
Реферат Возникновение ислама, Шариат - мусульманское право
Реферат Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личнсть и место социальных систем
Реферат История развития футбола
Реферат Пейзажная лирика в творчестве АС Пушкина и МЮ Лермонтова
Реферат Опыт оценки реабилитационного потенциала у несовершеннолетних, употребляющих наркотики
Реферат «Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения»
Реферат План анализа стихотворения
Реферат А. И. Неймарк, А. В. Давыдов, А. Л. Верещагин, Л. А. Беляева, Е. В. Лебедев, Н. В. Бычин
Реферат Совершенствование организации нефтепродуктообеспечения в ТНВ им Димитрова
Реферат Гримасы постмодернизма
Реферат Организация производства на булочно кондитерском предприятии
Реферат Тригонометричні функції
Реферат Тема детства в литературе Аксакова, Толстого
Реферат Викрадення детей як вид злочинной дияльности організованих злочинних угруповань