Электроннуюпромышленность часто называют детищем НТР, и это действительно так. Сначала оназародилась в недрах электротехники (радиотехники), но затем фактическиотделилась от нее, превратившись в самостоятельную отрасль. Как типичнаяновейшая отрасль электроника развивается ускоренными темпами и в результате постоимости продукции, которая еще в 1999 г. превысила 1 трлн, а в 2005 г. 1, 5 трлн долл., уже намного опередила и нефтяную, и автомобильную, и дажехимическую промышленность, выйдя на первое место. При этом электроника держитпервенство не только по количественным, но и по качественным показателям,являясь, пожалуй, самой наукоемкой и инновационной отраслью современногопроизводства, которая во многом определяет главные направления мирового научно-техническогоразвития. Она же вызвала к жизни новые формы организации производства, еготерриториальной структуры, международного географического разделения труда,монополизации. Подобная ее роль объясняется тем, что именно с электроннойпромышленностью в первую очередь связаны электронизация, комплекснаяавтоматизация, информатизация нашей жизни, означающие глубокий революционныйпереворот как в производственной, так и в непроизводственной сфере деятельностилюдей.
Электроннаяпромышленность – одна из немногих отраслей хозяйства, которая со времени своегозарождения фактически не испытывала сколько-нибудь серьезных кризисных явлений.Темпы ее развития в передовых странах мира обычно в 5—10 раз превышают средниетемпы роста ВВП. Капиталовложения в электронику по рентабельности в три-четырераза превосходят аналогичные показатели других отраслей промышленности. К томуже она развивается «вглубь» и «вширь», охватывая все новые страны и регионы.
Вотраслевой структуре электроники принято выделять четыре основные группыпроизводств: 1) производство электронных средств обработки информации; 2)производство средств связи; 3) производство бытовой аппаратуры; 4) производствоэлектронных компонентов.
Впроизводстве электронных средств обработки информации ведущая роль принадлежитвыпуску собственно компьютеров, или ЭВМ. Выпускать их начали после Второймировой войны в США, которые и до сих пор остаются лидером в производствемногих видов ЭВМ и комплектующих изделий к ним. Это относится и к микро-ЭВМ, ик мини-ЭВМ, и к супер-ЭВМ. Еще в середине 1990-х гг. производство ЭВМ в этойстране по стоимости превысило 100 млрд долл. Среди сотен компьютерных фирм СШАособое место занимает ИБМ, дающая более половины всей выпускаемой в мирекомпьютерной продукции. Второе место занимает Япония (60 млрд долл.), где такжевыпускают все основные виды ЭВМ. Япония появилась на мировом компьютерном рынкепозднее, только в 1970-х гг., но, совершив настоящий технологический прорыв (иобогнав Западную Европу), она заметно приблизилась к США. По размерам продажикомпьютеров японская фирма «Фуцзицу» уступает только ИБМ. На третьем месте(25млрд долл.) – Западная Европа, где компьютерное производство сосредоточено восновном в четырех ведущих странах региона. Еще один крупный район производстваэлектронных средств обработки информации охватывает новые индустриальные страныАзии. Однако считается, что компьютеры «белой» сборки по качеству вышекомпьютеров «желтой» сборки и предназначаются для более состоятельного итребовательного потребителя.
Впоследние два десятилетия самыми высокими темпами растет производствоперсональных компьютеров. Они появились в США только в 1975 г., но очень быстро распространились и в быту, и в сфере бизнеса, способствуя в том числе и созданиюавтоматизированных рабочих мест. Затем массовый выпуск был организован также вЯпонии, НИС Азии, в Западной Европе, Китае. Ныне же их ежегодно выпускают около100 млн штук.
Кэтой группе производств относят также программное обеспечение компьютеров. Тутпревосходство США еще заметнее, в особенности благодаря деятельности несколькихочень крупных американских фирм, таких как «Майкрософт».
Производствотехники связи (телекоммуникаций) растет по мере того как расширяетсяупотребление телефонной и телексной связи, видеосвязи, электронной почты,использование спутниковой, волоконно-оптической связи и т. д. Достаточносказать, что количество телефонных аппаратов в мире в 2005 г. достигло почти 1, 2 млрд (400 млн в АТР, 365 млн в Европе, 310 млн в Америке, 80 млн вАфрике, 35 млн в Южной и Юго-Западной Азии). Производство электронных средствсвязи на 3/4 концентрируется в десяти наиболее развитых странах, однако вначавшемся в 1990-е гг. «буме мобильников» уже лидирует Китай.
Производствобытовой электронной аппаратуры обеспечивает выпуск самых массовых и широкодоступных видов продукции данной отрасли. Своими корнями оно уходит врадиотехнику и началось еще задолго до наступления эпохи НТР. И в дальнейшемвыпуск аудиоаппаратуры еще некоторое время преобладал, но к началу 1990-х гг.его уже намного опередило производство видеоаппаратуры – черно-белых, а затемцветных телевизоров, видеомагнитофонов, видеокамер. Они составляют ныне 1/2всех выпускаемых бытовых электронных товаров, тогда как аудиоаппаратура – 1/4,а прочие виды – более 1/5.
Одновременнов этой подотрасли происходили большие географические сдвиги. В 1960 г. экономически развитые страны обеспечивали в совокупности 95 % мирового производства радиоприемникови телевизоров (в том числе Северная Америка – соответственно более 30 и около30 %, Западная и Восточная Европа – 35 и 46 % и Япония – 25 и 17 %). Но уже к 1990 г. суммарная доля трех названных регионов заметно уменьшилась. Это произошло благодаря быстромунаращиванию выпуска бытовой электронной аппаратуры в новых индустриальныхстранах Азии и в Китае. В результате доля Восточной и Юго-Восточной Азиивыросла до 70 % по радиоприемникам и до 60 % по телевизорам. Так, в 2005 г. из общемирового производства телевизоров (165 млн шт.) Китай производил 80 млн, Малайзия – 10млн, Республика Корея – 7 млн, Япония – 3 млн штук. Но в целом крупнейшимпроизводителем бытовой электронной аппаратуры остается Япония, по образцукоторой, собственно говоря, и развивали эту отрасль другие страны региона. Икачество японской бытовой электроники по-прежнему остается наиболее высоким.
А.Морита, основатель всемирно известной японской корпорации «Сони», пишет о том,что именно она первой запустила в массовое производство транзисторныйрадиоприемник, создала первый в мире домашний видеомагнитофон, а такжепортативный кассетник с наушниками – плейер. Совместно с голландским концерном«Филипс» «Сони» разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологиюзвукозаписи на компакт-дисках. Эта же компания ближе других подошла ктехнологии телевидения с особо высокой точностью изображения.
Производствоэлектронных компонентов (транзисторов, полупроводников) растет еще болеебыстрыми темпами, чем производство самой разнообразной электронной аппаратуры.Эти темпы, обусловленные соответствующими капиталовложениями, предопределилипереход от микросхем сначала к большим, а затем и к сверхбольшим интегральнымсхемам, который был осуществлен при помощи уменьшения размеров составляющих ихэлементов. До начала 1980-х гг. главными поставщиками микросхем были фирмы США.Они намного опережали японские фирмы и европейский «Филипс». Но потомпервенство перешло к японским фирмам («НЭК», «Тошиба», «Хитачи»), хотя повыпуску микрокомпьютеров мировым монополистом остается американская «Интел».
Обычновыделяют четыре главных района размещения электронной промышленности.Во-первых, это США. Хотя они утратили абсолютное первенство в производствеэлектронной продукции, но сохранили и большие объемы, и наиболее сложнуюструктуру отрасли, в которой представлен весь ее разнообразный ассортимент.Кроме того, США специализируются на выпуске самой наукоемкой и дорогостоящейпродукции, предназначенной главным образом для внутреннего рынка и в гораздоменьшей мере для экспорта. Во-вторых, это Япония. По общим масштабам выпускаэлектронной продукции она занимает второе место после США. В структуре отраслиздесь ныне преобладает выпуск электронных компонентов, компьютеров идорогостоящей бытовой электроники, причем все эти изделия, в отличие от США,ориентированы преимущественно на экспорт. В-третьих, это Западная Европа.Электронная промышленность получила здесь наибольшее развитие в ФРГ, во Франции,в Великобритании, Италии и Нидерландах. Для ее структуры характернопреобладание предприятий, выпускающих телекоммуникационную аппаратуру,вычислительную технику и приборы при значительно меньшей роли производствабытовой электроники и электронных компонентов. В-четвертых, это страныВосточной и Юго-Восточной Азии. Они широко использовали выгоды своегоэкономико-географического положения, наличие трудовых ресурсов и японский опыт,превратив электронную промышленность в главную отрасль своей международнойспециализации. Это же предопределило ее очень высокую экспортность.
Несмотряна то что каждая из четырех отраслевых групп электронной промышленности имеетнекоторые особенности в ориентации (на квалифицированные трудовые ресурсы, наблизость к центрам науки и др.), в ней очень четко проявилась тенденция кформированию крупных ареалов их сосредоточения с задачей обеспечить в одномместе функционирование всей производственной цепочки от идеи до готовогопродукта. Вот почему именно на основе электронной промышленности возниклонемало научных, научно-исследовательских парков, технополисов, «силиконовыхдолин».
Участиеэлектронной промышленности в мировой торговле также в целом очень велико, но поразмерам экспортной квоты четыре ее главных региона различаются довольносильно. Наиболее высока эта квота в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, гдев отдельных странах она доходит до 80–90 %. В Японии экспортная квота взависимости от вида продукции колеблется в пределах от 35 до 50 %. В ЗападнойЕвропе – с учетом внутрирегиональной торговли – она составляет примерно 40 %. Ав США экспортная квота намного меньше, она едва превышает 1/10.
Наэтом фоне электронная промышленность России выглядит, к сожалению, весьмаотсталой. До 1991 г. эта отрасль в Советском Союзе и странах Восточной Европыразвивалась довольно обособленно от остального мира, хотя перед ней и ставилизадачу выйти на уровень одной из современных высокотехнологичных отраслей. Но сраспадом СССР и СЭВ и разрывом налаженных производственных и научных связей, даеще в условиях усугубившихся финансово-экономических трудностей, она пришла вупадок. Например, производство телевизоров в 1990–1995 гг. уменьшилось с 4, 7до 1 млн штук и только к 2005 г. достигло прежнего уровня.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/