Дина Саттарова, член Союза архитекторов России
Впоследние годы в различных регионах России активно строятся мечети и медресе, благотворительныеи мемориальные комплексы, восстанавливаются исторические культовые здания.Именно с этим процессом связан особый интерес специалистов и заказчиков к опытумусульманской архитектуры, как древней, так и современной. Строительствокультовых зданий на территории нашего государства по многим причинам было почтина столетие прервано, информация об архитектурных традициях была практическиутрачена. Может быть, именно поэтому большинство архитекторов, решая сегоднявопросы построения объемно-пространственной композиции и художественнойвыразительности мечетей, следуют турецким образцам, культовой архитектуре Османскогопериода.
Интересно,что облик одной из важнейших мечетей Турции — Мечети Большой НациональнойАссамблеи в Анкаре (The Mosque of the Turkish Grand National Assembly) — взначительной мере отклоняется от традиционных представлений об архитектуре мечетейи очень далек от прототипов прошлого. Как пишет доктор архитектуры МохаммадАль-Асад (Mohammad al-Asad), профессор Иорданского университета (Амман), основательи руководитель Центра исследований окружающей среды (Center for the Study ofthe Built Environment): «Эта мечеть явно отличается от того, что кто-либоожидает от современной архитектуры мечетей, большинство которых состоит изкубической массы, завершенной куполом, с одним или несколькими минаретами. Какмного раз было отмечено, эти части (купол и минареты. — Д.С.) не связаны скакими бы то ни было литургическими (религиозными) требованиями, так как все, чтонеобходимо предоставить молящимся, — это пространство, ориентированное наМекку».
Авторыпроекта Мечети Большой Национальной Ассамблеи, архитекторы Бехруз Чиничи и ДжанЧиничи (Behruz и Can Çiniçi), отошли от распространенныхпредставлений как прошлого, так и настоящего, отказавшись от элементов, которыеобычно ассоциируются с мечетью. Традиционно глухую стену киблы (стена, обращеннаяк Мекке) они заменили застекленной поверхностью; разделение между мужской иженской зонами в молельном зале представлено в их проекте только перепадомуровня пола на 1 метр, и, как уже было сказано, отсутствуют традиционные куполи минарет. Подобное отступление от исторической традиции необычно даже длясовременных проектов мечетей. Предлагая уникальное и смелое решение, противостоящеедавлению стереотипов, архитекторы демонстрируют новые пути в дискуссии овзаимоотношениях между современными и традиционными произведениями, совместноформирующими архитектурное наследие исламского мира. Однако проект неигнорирует прошлое, и, изучая мечеть, мы обнаруживаем присутствие серьезногоанализа многочисленных традиций архитектуры мечетей. Проект также представляетсобой пример достойного решения вопроса о роли мечети в комплексе зданийзаконодательной власти страны, где 90% представителей населения — мусульмане, нопринята светская система правления. В 1995 году за выдающиесяархитектурно-планировочные, образные и градостроительные решения авторы проектаМечети Большой Национальной Ассамблеи были удостоены Премии Ага Хана в областиархитектуры — одной из крупнейших архитектурных премий мира, учрежденной сцелью более глубокого осмысления и понимания исламской культуры, выраженнойпосредством архитектуры.
Мечетьбыла построена в 1989 году на территории комплекса Национальной АссамблеиТурции, здания которого занимают площадь около 475 тысяч квадратных метров вцентральной части Анкары. Генеральный план этого парламентского комплекса, такжекак и планы большинства его зданий, были разработаны австрийским архитекторомКлеменсом Хольцмайстером (Clemens Holzmeister), который в 1937 году выигралконкурс на проектирование Национальной Ассамблеи, и затем периодически жил иработал в Турции с 1938 по 1954 год.
Мечетьрасположена на участке со значительным перепадом рельефа вдоль главной оси, проходящейпочти точно с севера на юг, и служит завершающей точкой этой оси с юга: такимобразом, расположение мечети относительно других сооружений комплекса играеточень важную роль. В плане мечеть площадью 6400 квадратных метров состоит изтрех основных частей. Первая — треугольный внешний двор, за ним следуетпрямоугольный молельный зал, за которым расположен сад, в плане имеющий формуступенчатой пирамиды. Зигзагообразная стена и зеркальный бассейн служатчастично для того, чтобы отграничить мечеть от дороги. Вдоль южного портикавнешнего двора расположен молельный зал, вдоль его западного портика — библиотекамечети.
Зданиякомплекса Национальной Ассамблеи в соответствии с проектом Хольцмайстерарасполагаются строго вдоль оси север-юг. Перед Бехрузом и Джаном Чиничи стояласложная задача — увязать главную ось комплекса с направлением киблы наюго-восток, которую авторы проекта мастерски решили, используя треугольныйвнешний двор как связующий шарнир. Треугольник двора своей вершиной направленна юг, то есть вдоль оси север-юг, но длинная стена молельного зала состоронами 31 х 12 метров обращена по направлению киблы. Широкая пешеходнаядорога отделяет треугольный внешний двор по его длинной стороне отрасположенного рядом административного здания.
Вдолькоротких сторон молельного зала устроены крытые коридоры, ведущие на территориюсада перед молельным залом. Офис имама расположен в западной части, зона дляомовений — в восточной. В молельный зал можно войти с северного фасада или избоковых проходов. Зал имеет два уровня, различающиеся по высоте на 1 метр:более высокий уровень, представляющий собой относительно узкую полосу, расположеннуювдоль северной стены мечети, предназначен для зоны моления женщин. Стекляннаястена киблы и михраб визуально открывают молельный зал в расположенный рядомсад. Бассейн с фонтаном в центре занимает большую часть сада, окруженногоступенчатой подпорной стеной, покрытой вьющейся зеленью.
Необычнымэлементом комплекса мечети является лестница, которая вырастает из угла пролета,где встречаются два портика внешнего двора. Лестница ведет на холм, закрывающийбольшую часть мечети с юга. Вверху угла пролета расположены один над другим двабалкона, призванные заменить собой минарет.
«Какархитекторы разрешают парадоксальную ситуацию проектирования мечети натерритории комплекса законодательной власти светской страны с преобладающимисламским населением, можно понять по тому, как она представлена, с однойстороны, в плане, с другой — в объемно-пространственной композиции», — отмечаетв своем исследовании Мохаммад аль-Асад. На плане территории комплексаНациональной Ассамблеи мечеть занимает важнейшую, основную позицию, завершаяось, объединяющую здания комплекса. При этом ее объемно-пространственнаякомпозиция — неожиданно сдержанная, даже скромная, и вписанная в окружающийландшафт мечеть даже кажется спрятанной внутри него. Пирамидальная форма кровлитакже отсылает к образам органической архитектуры, вырастающей из земли.
Такимобразом, мечеть занимает главное место в комплексе благодаря своемуместоположению на его территории и в то же время не доминирует в нем. Отвергаяобразцы традиционной османской мечети, архитекторы также подчеркивают разрыв сосманским прошлым Турции, провозглашенный в 1923 году в связи с основаниемсветской Турецкой Республики. Размещение мечети на территории комплексазаконодательной власти страны является признанием ислама в Турции, в то времякак ее образ, общий замысел призваны отделить ислам от османского прошлого.
Архитекторыпродолжают следовать этому принципу, интегрируя строение в окружающий ландшафти не позволяя ему доминировать. Они отказываются от традиционных купола иминарета — архитектурных элементов, как правило, ассоциируемых с мечетью.Ступенчатая пирамида кровли еще больше подчеркивает отношение к мечети как кобъекту, возникающему из ландшафта; в этом горизонтальном строении такойвертикальный элемент, как купол, был бы совершенно невероятным инеправдоподобным. Традиционный минарет заменен двумя балконами, расположеннымиодин над другим близко к уровню земли. Единственным смутным намеком навертикальность служит тополь, посаженный рядом.
Ступенчатаяпирамидальная форма кровли, созданной с использованием серии балок, определяетпространственные характеристики интерьера молельного зала. Центральная частьпирамиды, где традиционно расположен главный купол, возвышается над остальнымичастями перекрытия. Объемно-пространственная композиция интерьера вызываетощущение тяжеловесности, контрастирующее с более воздушным и утонченнымэффектом, который мог бы дать парящий купол. Свет, проникающий через отверстияв ступенчатой конструкции кровли, немного рассеивает тьму и облегчает эточувство массы. Кроме того, доминирование кровли значительно компенсируетсяблагодаря стеклянной стене киблы, представляющей собой убедительную изначительную горизонтальную визуальную ось. Остекление тянется вдоль нижнейчасти стены киблы до уровня глаз, и почти удваивается по высоте вокруг михраба.Минбар, спроектированный архитекторами, расположен справа от михраба.
Садпредставляет собой очень четко обрисованное огороженное пространство, граничащеесо стеной киблы с одной стороны и охраняемое стенами с других сторон.
Поверхностистен мечети как снаружи, так и внутри в основном выполнены из незащищенногобетона (надо отметить, что бюджет строительства был скромным). В целомхудожественная выразительность интерьера достигается благодаря использованиюабстрактной темы мукарнаса.
Воформлении интерьера архитекторы ссылаются на османский догмат размещениябольших медальонов, расписанных бегущим рукописным шрифтом, содержащим слова«Аллах» и «Мухаммад» и имена четырех правоверных халифов; традиционно подобныемедальоны размещались над сводами арок под куполом. Однако вместо медальоновавторы проекта используют керамические панно, помещая их непосредственно настенах молельного зала. Надписи, расположенные на уровне глаз, выполненыкуфическим шрифтом, который более эффектно сочетается с модернистской эстетикой,чем рукописный, благодаря своей уверенной и простой геометрии, прямым линиям иуглам.
Наиболееважные отличия от традиционной мечети относятся к трактовке пространствамолельного зала. Здесь авторы проекта существенно изменяют сам способвзаимодействия молящихся и молельного пространства, отказываясь оттрадиционного наглядного и ощутимого разделения между мужской и женскойтерриторией. Обычно молельный зал женщин размещается за ширмой (щитом) позадиосновного молельного зала или на балконе второго этажа. В мечети НациональнойАссамблеи такого видимого разделения нет: молельная зона женщин, расположеннаявблизи от главного входа, отделена от мужского молельного зала только за счетнизкой балюстрады и перепада уровня пола.
Другоерадикальное изменение, которое вводят архитекторы, — остекление стены киблы иразмещение перед ней зеленого сада. Этот прием является принципиально новым вархитектуре мечетей. Он устанавливает более активный визуальный контакт междуверующим и природой. В своем исследовании Мохаммад аль-Асад пишет: «Следующаявзаимосвязь может быть найдена между интеграцией молельного зала и сада, содной стороны, и учением Суфи, с другой». Ученый ссылается на работы крупнейшейисследовательницы ислама и суфизма профессора Гарвардского университетаАнны-Марии Шиммель, отмечающей, что суфии издавна начали осмысливатьвзаимосвязь человека и природы. Кроме того: «Разве Коран не утверждаетвозможность воскрешения человека на примерах, взятых из природы? Как мертваяземля будет оживлена весной, украшена красивыми зелеными листьями и цветами, таки останки мертвых будут оживлены снова в Судный день». По мнению профессорааль-Асада: «Лестница в коридоре портика внешнего двора может трактоваться такжекак продолжение темы Суфи. Она не ведет в определенное место, но, наоборот, кажется,ведет в никуда. Не будет надуманным расценивать ее как архитектурную ссылку наидею вечности».
Конечно,в некоторых случаях авторы проекта Мечети Национальной Ассамблеи все жеиспользуют традиционные решения. Согласование оси север-юг, объединяющей частикомплекса Национальной Ассамблеи, с направлением киблы посредством поворота — аналогрешения, использовавшегося строителями в исламском мире на протяжении веков.Самый ранний сохранившийся пример — мечеть Аль-Акмар периода Фатимидов в Каире(1125). Позднее это решение было мастерски развито в различных архитектурныхтрадициях, в особенности в традициях Мамелюков и Сефевидов. Но все вбольшинстве аспектов в проекте Мечети Национальной Ассамблеи скорееподчеркивается его дистанцированность от прошлого, чем принадлежность к нему. Кпримеру, архитекторы сохраняют общепринятое для османских мечетей расположениепереднего двора и молельного зала, но «режут» внешний двор пополам по диагоналии сохраняют только треугольную его часть, расположенную рядом с молельнымзалом. Также авторы проекта весьма необычным способом трактуют два портикавнешнего двора: базы колонн сохранены, но их стволы отсутствуют, и тяжестьпортиков несут расположенные рядом здания. То, что мы видим, может бытьопределено как процесс фрагментирования прошлого и сохранения только некоторыхего следов. В целом же попытка создания «неисторического» духовногопространства для молитвы достигается не через игнорирование историческихобразцов, но благодаря всестороннему диалогу с ними.
В1995 году в шестом цикле Премии Ага Хана в области архитектуры в числе 12награжденных объектов были отмечены две современные мечети: Мечеть НациональнойАссамблеи Турции и Большая мечеть в Эр-Рияде, спроектированная иорданскимархитектором Расемом Бадраном (Rasem Badran). Оба сооружения демонстрируюторигинальный подход к проектированию и очень заметно отличаются друг от друга.Завершая эссе, посвященное исследованию мечети в Анкаре, Мохаммад аль-Асадотмечает: «Несмотря на два очень разных метода, представляемых этими двумямечетями, они одинаковы в чистоте и даже безупречности реализации своегометода. Каждая своим способом, они разъясняют подход, который может бытьиспользован в проектировании современных мечетей и которого недостает вбольшинстве примеров современной архитектуры мечетей, зачастую простосочетающих эклектичный набор исторических элементов с несколькими современными.Результаты наводят на мысль, что создание жизнеспособных современных методовпроектирования мечетей — процесс, который находится на ранней стадии развития».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ww.archjournal.ru/