ТОЛЬЯТТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Кафедра«Прикладная информатика в экономике»
КУРСОВАЯРАБОТА
натему
«Информационныесистемы управления производством класса MRPII»
подисциплине: «Информационные системы в производственном менеджменте»
Выполнил:
студент Завилкин С.А.
группы И-502
Руководитель:
д.э.н., профессор О.М. Горелик
Тольятти,2006
Содержание
Введение
Глава 1.Автоматизированные информационные системы
1.1. История развития АИС
1.2. Преимущества отиспользования
1.3. Оценка эффективности
Глава 2. Системыуправления ресурсами на предприятии
2.1. Эволюция MRP II
2.1.1. С чего все начиналось
2.1.2. Переход к планированиюресурсов
2.1.3. Динамическое планированиес учетом результатов
2.1.4. Планирование ресурсовпредприятия
2.1.5. Характеристика модулейMRP II
2.2. «mySAP BusinessSuite»
2.3. «Oracle E-BusinessSuite»
2.4. «Microsoft BusinessSolutions Axapta»
2.5. «1С: Предприятие8.0»
2.6. «Галактика»
2.7. «Парус 8»
Заключение
Библиографический список
Введение
Новаяэкономическая ситуация ставит перед предприятиями ряд задач, которые ранее имине рассматривались. Среди наиболее важных задач, стоящих перед промышленнымипредприятиями в современных условиях, можно выделить: повышение конкурентнойборьбы, требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказамипокупателей, а не с долгосрочными перспективными планами, необходимостьоперативного принятия решений в сложной экономической ситуации, укреплениесвязей между поставщиками, производителями и покупателями.
В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее другихреагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именноинформационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий врешении этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опытсоздания и развития информационных технологий для промышленных предприятий.Одним из наиболее распространенных методов управления производством идистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resourse Planning),разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю запроизводством и запасами — American Production and Inventory Control Society(APICS). APICS регулярно издает документ «MRP II Standart System», вкотором описываются основные требования к информационным производственнымсистемам. Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989г.
Глава 1. Автоматизированные информационные системы
1.1История развития АИС
1950-1960 годы характеризовались появлением первых информационныхсистем. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчетазарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетныхмашинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовкубумажных документов.
В 1960-1970 года средства вычислительной техники получилидальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология,значительно улучшаются языки программирования. Развитие вычислительной техникиобусловило появление новых возможностей в автоматизации различных видовдеятельности, например, подготовки отчетной документации. Изменяется отношениек информационным системам. Информация, полученная с их помощью, сталаприменяться для периодической отчетности по многим параметрам. Появляютсясистемы управленческих отчетов ориентированные на менеджеров, принимающихрешения. Информационные системы стали выполнять расчетные функции, машины сталиподдерживать планирование экономики. Информационные системы стали служитьсистемами управлени. Результатом внедрения в те годы было ускорение системподготовки экономической отчетности.
В 1970-1980 года информационные системы продолжают активноразвиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивныедисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению кпользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать спрограммой, не изучая специальных языков программирования). Эти достижениясоздали условия для появления систем бизнес – аналитики (BI). В отличие отсистем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранееустановленным формам отчетности, BI предоставляют ее по мере возникновениянеобходимости. В офисах начали применять разнообразные компьютерные ителекоммуникационные технологии, которые расширили область примененияинформационных систем. К таким технологиям относятся: текстовая обработка,настольное издательство, электронная почта. Интеграцию этих технологий в одномофисе называют офисной информационной системой. АИС начинают широкоиспользоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего иускоряющего процесс принятия решений. Появились первые системы класса MRP.
1980-1990 года характеризовались появлением настольныхперсональных компьютеров и резким скачком производительности, как оборудования,так и программного обеспечения. В это время появляются MRP II и CRM системы.Этот период характеризуются еще и тем, что информационные системы началипретендовать на новую роль в организации: компании открыли для себя, чтоинформационные системы являются стратегическим оружием. Информационные системыэтого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организациидостичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находитьновые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпускпродукции по низкой цене и многое другое.
В 1990-2000 годы появился Интернет. С возникновением глобальнойсети появилась возможность получать сразу заказы от клиентов, чтоспособствовало появлению электронной экономики (e-business). С объединениемфункций планирования материальных и финансовых ресурсов появились ERP системы,возможности обновления информации через интернет способствовали развитию системнормативно-справочной информации. Общая цель использования ИТ — обеспечениеконкурентоспособности организации.
Начало XXI века характеризуется попытками объединить всесложившиеся системы в одну, а так же шагнуть за рамки предприятия к совместномупредпринимательству (c-commerce), когда одна АИС используется несколькимипредприятиями, что должно способствовать увеличению скорости принятия заказов иотправки продукции потребителю. В настоящее время ведущие производителикорпоративных информационных систем для организации стали предлагать системыновейшего класса ERP II.
1.2Преимущества от использования
При внедрениикомпьютерных информационных технологий в организацию преследуется двевзаимосвязанные основные цели:
· сокращениезатрат в организации;
· увеличениеотдачи, повышение производительности.
Эти эффекты,как правило, достигаются за счет:
1. Повышенияпроизводительности труда. Она имеет отношение к скорости, стоимости и качествувыполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда ворганизациях применяют компьютерные системы справочно-нормативной информации,документооборота, CRM, BI, ERP – позволяющие менеджерам и служащих осуществлять за несколькоминут те действия, на которые ещё несколько десятилетий назад требовались дни инедели.
2. Увеличенияконкурентоспособности. Например, в 70-х гг. один крупный дистрибьютор журналови газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возвратепечатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу,которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца,затем — сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически иэтнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому изпродавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволилоувеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.
3.Интегрирования финансовой информации. Когда руководитель пытается оценитьработу компании, он может увидеть много разных «версий правды». Финансовыйотдел предоставляет одну версию отчёта о доходах, отдел продаж – другую.Остальные подразделения могут показывать свои варианты того, каков их вклад вбизнес. Единая система создает один окончательный вариант правды, который неможет никем оспариваться, поскольку все используют одну систему.
4. Быстрогообслуживания заказов. В системе ERP заказ проживает всю свою жизнь – от моментапоявления, до той минуты, когда товар отгружается клиенту, а бухгалтериявыписывает ему счет. Имея информацию в одной системе, а не «размазанной» помножеству различных приложений, компании легче отслеживать заказ икоординировать производство, складирование и отгрузку по всем подразделениямодновременно.
5.Стандартизации и ускорения процесса производства. Крупные производственныекомпании, особенно обладающие аппетитом приобретать и сливаться, часто обнаруживают,что многочисленные подразделения компании делают одно и то же, используя разныеметоды и разные компьютерные системы. ERP-системы приходят со стандартнымиметодами автоматизации определенных шагов производственного процесса.Стандартизация этих процессов и использование единой интегрированной системыэкономит время, увеличивает производительность и уменьшает головную боль.
7. Уменьшенияскладских запасов. ERP-системы способствуют тому, что производственный процесспротекает более гладко, улучшается процесс исполнения заказа внутри компании.Компания теперь может запасать меньше сырья, необходимого для производствапродукта, и хранить меньше готовой продукции на складах. Для того чтобырадикально улучшить всю цепочку поставок, может использоваться специальныймодуль SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок), которыйсегодня входит в стандартную конфигурацию большинства ERP-систем.
8.Стандартизации информации по персоналу. В компаниях с большим количествомразличных бизнес — единиц отделы кадров часто не имеют единой унифицированнойметодики отслеживания рабочего времени персонала и работы с ним. Это положениеможет исправить HR модуль ERP.
Исходя изэтих преимуществ и выгод, которые автоматизированные информационные системыприносят иностранным компаниям, которые уже не мыслимы без систем ИТ,отечественные организации начинают проявлять значительный интерес к этимсистемам.
Причемдинамика спроса постоянно увеличивается. Многие эксперты в области ИТпрогнозируют минимальный рост рынка на 15%-20% в год, причём наиболее вероятнымсреди них считается прогноз в 25%-30%. Этот рост может быть достигнут за счет:
· Низкогоуровня автоматизации отечественных производств в настоящее время. В наши днитолько 20% всех промышленных организаций имеют хоть какую то ИТ систему, причёмбольшинству установленных систем требуется модернизация.
· Сокращениястоимости внедрения системы. Сегодня норма прибыли для компаний занимающихсявнедрением АСУ составляет в среднем 30%. В виду увеличения конкуренции нарынке, особенно с приходом очень крупного игрока – корпорацию Microsoft, которая сразупредложила высокое качество по низкой цене, конечные цены на автоматизациюпоползут вниз.
· Совершенствованиятехнологий. В самом ближайшем будущем готовиться к приходу на рынок новаятехнология RFID. Это будет означать замену штрих — кодов на радиочастотныедатчики. В настоящее время эта технология уже создана, но дорога, чтобы сейчасже её применить на практике. Когда же она дойдет до потребителя, это скажетсяне только на работе супермаркетов, но и на управлении ресурсами организации,что потребует внедрение или модернизацию систем.
1.3Оценка эффективности
Внедрениекорпоративных информационных систем, безусловно, положительно влияет наорганизацию управления, однако стоят эти системы дорого, и не всегда вложения вних окупаются в полном размере. Для крупных компаний затраты на АИС исчисляютсямиллионами долларов США, а для сравнительно небольших редко когда опускаютсяменьше чем 50000. По данным отечественных специалистов только для 50% компанийсмогли вернуть потраченные средства на внедрение систем.
Оценить жеположительный эффект от внедрения АИС достаточно сложно. Это связано как и сосложностью подсчета затрат на систему, необходимо учитывать помимо прямых затратна внедрение множество косвенных расходов, так и с определением результатафункционирования системы, который выявить очень непросто.
Для оценкиэкономической эффективности инвестиций в АИС Цыгалов предлагает использоватьследующие модели:
· оценкасовокупной стоимости владения (ТСО);
· оценка возврата инвестиций (ROI);
· отдачаактивов;
· ценаакционера;
· оценкаединовременных затрат на внедрение и закупку АИС.
Концепцияобщей стоимости владения ИТ была выдвинута Gartner Group в конце 80-х годов. ТСОявляется ключевым показателем информационных технологий и информационных системв компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализироватьих и, соответственно, управлять ИТ — затратами для достижения наилучшей отдачи.
Оценка совокупнойстоимости владения это методика расчета, созданная чтобы помочь потребителям ируководителям предприятий определить прямые и косвенные затраты и выгоды,связанные с любым компонентом компьютерных систем. Цель ее применения — получить итоговую картину, которая отражала бы реальные затраты, связанные сприобретением определенных средств и технологий, и учитывала все аспекты ихпоследующего использования.
Например,когда принимается решение о приобретении компьютера и при этом используетсяанализ совокупной стоимости владения, то высокая цена компьютера можетрассматриваться как аргумент в пользу более дешевого варианта. Но если кстоимости компьютера добавить затраты, которые могут возникнуть в процессе егоэксплуатация, то может оказаться, что общая сумма затрат на покупку иэксплуатацию «дешевой» техники оказывается выше.
В основумодели ТСО положены две категории затрат: прямые и косвенные.
Прямыерасходы включают в себя:
Косвенныерасходы связаны с плохой работой или проектировании АИС. Это выражается вовременной неработоспособности, а так же непроизводительными усилия конечногопользователя системы.капитальные затраты — аппаратное и программноеобеспечение;
· расходына управление АИС;
· расходына техническую поддержку;
· расходына разработку программного обеспечения внутренними силами;
· расходына аутсорсинг;
· командировочныерасходы;
· расходына услуги связи.
Общаястоимость владения информационными технологиями — это качественная ключеваяхарактеристика, отображающая экономические аспекты состояния АИС в компании ипоказывающая эффективность их работы.
Показательсовокупной стоимости владения АИС рассчитывается суммированием всех прямых икосвенных затрат (формула 1):
TCO = П + К; (1)
где П –прямые расходы, К – косвенные расходы
Оценкавозврата инвестиций предполагает расчет коэффициента ROI. Анализ этого показателярассматривается, как способ продемонстрировать необходимость вложения средств винформационные технологии.
Для оценкидоходной части, как правило, сначала анализируют те направления бизнеса, тецели, которые нужно достичь путем внедрения информационного проекта либо споявлением каких-то новых продуктов, дающих принципиально новую информацию.Берут измеримые показатели бизнеса (например, сокращение операционных расходов,поддержка конкурентоспособного состояния, улучшение внутреннего контроля) и поним делают оценки эффекта. Далее согласно методике рассчитывается коэффициентвозврата инвестиций в инфраструктуру предприятия по формуле 2:
ROI = Эф /И; (2)
где Эф — эффектот внедрения ИТ; И — инвестиции в ИТ.
Отдачаактивов – метод, в котором доходы от внедрения АИС сравниваются с упущеннымивыгодами. Эффективность использования капитала оценивается исходя из ставкиальтернативной доходности (например, информационная система дает большуюотдачу, чем вложения в высокодоходные акции). Для этого рассчитываюткоэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативнойдоходности (формула 3):
К = СдИС/ Сдальт; (3)
где К –коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативнойдоходности;
СдИС– ставка доходности информационной системы;
Сдальт– ставка альтернативной доходности.
Ценаакционера – метод является перспективным для применения в промышленности. Внедалеком будущем стоимость акций компаний и привлечение новых акционеров будетопределяться квалифицированностью компании в вопросах электронного бизнеса иширокого использования всех ИТ — услуг, предлагаемых рынком. Собственникикомпании будут оценивать инвестиции в информационные технологии и ИТ — услугикак вложения в повышение капитализации своих компаний. Тогда актуальной станетоценка эффективности затрат в расчете на привлечение одного акционера и ростстоимости акций. В этих целях производят расчет эффективности инвестиций в ИТ напривлечение одного акционера и коэффициента роста стоимости акции по формулам:
Эфакц =Эф / (Q1акц – Q0акц) ; (4)
где Эфакц– эффективность инвестиций в ИТ на привлечение одного акционера; Эф – эффект отвнедрения ИТ; Q0акц – количество акционеров до внедрения ИТ; Q1акц– количество акционеров после внедрения ИТ;
Какц= С1акц / С0акц ; (5)
где Какц– коэффициент роста стоимости акции; С0акц – стоимость акции довнедрения ИТ; С1акц – стоимость акции после внедрения ИТ.
Несмотря навсе усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинствопредпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуются только оценкойединовременных затрат на закупку и внедрение АИС. Основным мотивом для принятиярешения о покупке является стоимость предложения поставщика – видимые затраты.В этих целях рассчитывают единовременные затраты на закупку и внедрениепрограммно-аппаратных комплексов. Здесь не учитываются расходы, которые могутвозникнуть в процессе эксплуатации системы.
Глава 2. Системы управления ресурсами на предприятии
2.1Эволюция MRP II
В последниедесятилетия промышленное производство усложнялось, росли требования клиентов ккачеству продукции и уровню обслуживания, сокращалось время вывода новыхпродуктов на рынок. Появилась необходимость совершенствования методологии итехнологии управления. Следовало, с одной стороны, систематизироватьсуществующие подходы, а с другой — ускорить решение стоящих перед предприятиемзадач. Возникла необходимость разработки соответствующих стандартов. Одним изних явился стандарт планирования ресурсов предприятия — MRP II.
2.1.1С чего все начиналось
На первомэтапе развития стандарта решалась следующая задача: сформировать календарнуюпрограмму потребности в комплектующих изделиях, сырье и материалах, деталях исборочных единицах на основе зарегистрированной потребности в готовойпродукции, с учетом наличного складского запаса. В начале 60-х эта задачаобрела компьютерное решение, получившее название MRP (Material RequirementsPlanning) — планирование потребности в материалах. Термин был введен вупотребление Орлицки. Следует отметить, что этот подход использовался нанескольких предприятиях в Европе еще до начала Второй мировой войны, но не вкомпьютерном варианте. Орлицки же первым осознал возможности вычислительнойтехники для решения задачи управления производственными запасами. Схема решениязадачи приведена на рис. 1 из работы Робина Гудфеллоу.
/>
Рис. 1.Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning)
Приведемвходные данные для задачи.
1) Данные опотребности в изделиях независимого спроса: заинтересованность в получении техили иных номенклатурных позиций проявляет непосредственно потребитель продукциипредприятия, которому эта продукция отгружается. Примерами таких номенклатурныхпозиций могут быть готовые изделия, запасные части, продаваемые на сторонуполуфабрикаты и комплектующие и т. п. Потребность может быть представлена илипрогнозом продаж, или уже имеющимися в наличии заказами покупателей, или и теми другим одновременно. Информация о прогнозах продаж и заказах на продажуявляется основанием для формирования главного календарного плана производства(Master Production Schedule, MPS), охватывающего все включаемые в планпроизводства номенклатурные позиции. MPS формируется как в объемном, так и вкалендарном исполнении. В отечественной терминологии соответствующий документимеет название «Главный план-график производства».
2) Данные озапасах продукции, сборочных единиц и материалов, а также информация оботкрытых заказах. При решении задачи учитываются не только запасы готовойпродукции, отгружаемой на сторону, и сырья, закупаемого у поставщиков, но изапасы номенклатурных позиций всех промежуточных стадий производства продукции(полуфабрикаты собственного изготовления, сборочные единицы, узлы и т. п.).
3) Данные осоставе изделий и нормах расхода сырья, материалов и компонентов на единицуизмерения готовой продукции. В теории MRP эта информация получила название BOM(Bill of Material), что является аналогом отечественного термина —«спецификация».
На основанииданной информации формируется описание потребности предприятия в производимых изакупаемых номенклатурных позициях, выраженное в виде календарного плана. MRPформирует два массива сообщений: плановые заказы (planned orders) ирекомендации (action messages).
Плановыезаказы предлагают размер заказа, дату запуска (release date) и дату выполнениязаказа (due date) как результат работы MRP в том случае, когда MRP встречаетсяс наличием нетто-потребности (net requirements). Рекомендации — это результатработы системы, определяющий тип действий, необходимых для устранения текущихили потенциальных проблем. Примерами рекомендаций в системе MRP могут служить«запустить заказ», «перепланировать заказ», «отменить заказ».
Явнымнедостатком на данном этапе развития технологии MRP была невозможность обновитьитоговую информацию, получаемую в ходе работы MRP, т. е. подстроиться подизменения, возникающие в случае открытых заказов. Из-за этого первыеMRP-системы, как отмечают Ландватер и Грей, называли «запустил и забыл» (launchand forget). Однако возможность обновления очень важна, так как среда, вкоторой используется MRP, весьма динамична, а частые изменения размеров заказови сроков их выполнения не являются редкостью. Отсюда вытекает необходимостьотслеживать текущее состояние дел.
Следуетучитывать, что в то время преобладал пакетный тип обработки информации наудаленных вычислительных центрах (кустовых или корпоративных). Интерактивныетехнологии еще не получили развития, и анализ «а что будет, если...»практически не проводился. По сути, MRP просто фиксировала ситуацию в«развернутом» виде.
Отметим, чтоиногда технологию MRP называют MRP I.
2.1.2Переход к планированию ресурсов
Очевидно, чтопо мере совершенствования средств обработки данных присущие MRP ограниченияперестали удовлетворять менеджеров и плановиков. Поэтому следующим шагом сталареализация возможности анализировать загрузку производственных мощностей иучитывать ресурсные ограничения производства. Эта технология известна как CRP(Capacity Requirements Planning). Она представлена на рис. 2.
/>
Рис. 2.Планирование потребности в мощностях. (Capacity Requirements Planning)
Для работымеханизма CRP необходимы три массива исходных данных.
1) Данные окалендарном плане производства (MPS), содержащие сведения о производственныхзаказах. Они являются исходными и для MRP. Стоит отметить, что запуск CRPвозможен только после того, как отработало MRP, потому что исходными даннымидля CRP являются также результаты работы MRP в виде плановых заказов пономенклатурным позициям зависимого спроса, а не только по номенклатурным позициямнезависимого спроса.
2) Данные орабочих центрах. Рабочий центр — это группа взаимозаменяемого оборудования,расположенная на локальном производственном участке. Для организациипланирования потребности в мощностях (CRP) и подробного календарного планированияон может рассматриваться как одна производственная единица. Для работы CRPнеобходимо предварительное формирование рабочего календаря рабочих центров сцелью вычисления доступной производственной мощности.
3) Данные отехнологических маршрутах изготовления номенклатурных позиций. В этихдокументах указываются все сведения о порядке осуществления технологическихопераций и их характеристиках (технологические времена, персонал, другаяинформация). Этот массив данных вместе с первым формирует план загрузки рабочихцентров.
CRPинформирует обо всех расхождениях между планируемой загрузкой и имеющимисямощностями, позволяя предпринять необходимые регулирующие воздействия. При этомкаждому изготавливаемому изделию назначается соответствующий технологическиймаршрут с описанием ресурсов, требуемых на каждой его операции, на каждомрабочем центре. Следует отметить, что CRP не занимается оптимизацией загрузки,осуществляя лишь расчетные функции по заранее определенной производственнойпрограмме согласно описанной нормативной информации. Как MRP, так и CRP —плановые механизмы, позволяющие получать корректный и реальный план-графикпроизводства на основе использования опыта и знаний лиц, принимающих решения.Можно отметить, что налаженная технология MRP/CRP при наличии достаточныхвычислительных мощностей позволяет, по сути, осуществлять моделированиеситуации.
2.1.3Динамическое планирование с учетом результатов
Следующимпосле MRP/CRP шагом по пути развития стандарта MRP стало создание технологии«Замкнутый цикл MRP» (Closed-loop MRP), предложенной в конце 70-х годовОливером Уайтом, Джорджем Плосслом и другими. Основная идея данногоусовершенствования технологии MRP заключается в создании замкнутого цикла путемналаживания обратных связей, улучшающих отслеживание текущего состоянияпроизводственной системы. Дополнительная реализация мониторинга выполненияплана снабжения и производственных операций позволила снять ограничения степенидостоверности результата планирования, ранее присущие MRP I, которые существовалииз-за невозможности отследить состояние открытых заказов. С добавлениемуказанных функций к MRP I/CRP был сформирован стандарт «Замкнутый цикл MRP».Отличие MRP I/CRP от Closed-loop MRP хорошо поясняется схемой на рис. 3.
/>
Рис. 3.Сравнение MRP 1/CRP и «Замкнутого цикла MRP»
Взглянув нарис. 3, мы увидим, что в случае с технологией «Замкнутый цикл MRP» в процесспланирования вовлечены только операции, связанные со снабжением и производством,а процессы сбыта (продаж) и финансового учета технологией не задействованы.Планирование продаж и операций (Sales & Operations Planning) в контур MRP I/CRP не входят и приведены лишь для иллюстрации связи MRP I/CRP с вышестоящимиуровнями планирования.
2.1.4Планирование ресурсов предприятия
Стандарт MRPII (Manufacturing Resource Planning) позволил развить технологию планирования,ориентированную на применение информационных систем предприятия, очертив полныйконтур задач управления промышленным предприятием на оперативном уровне.Важнейшая функция MRP II состоит в обеспечении всей необходимой информациейтех, кто принимает решения в сфере управления финансами. MRP I информирует осроках выполнения заказов на закупку, помогая планировать осуществлениерасчетов с поставщиками. MRP I / CRP предоставляет информацию о количествеосновного производственного персонала, уровне часовых тарифных ставок и нормахвремени на выполнение технологических операций (в описании технологическихмаршрутов), возможных сверхурочных работах и т. д. Все это необходимо дляпринятия предприятием обязательств по выплате заработной платы. Наконец, MRP IIсообщает об объемах и сроках поставки изделий покупателям, что позволяетпрогнозировать поступление денежных средств. Однако необходимо отметить, чтодля обеспечения достоверности результатов работы MRP II необходимо обеспечитьточность и своевременность входной информации нормативного и оперативногохарактера.
Бизнес-планированиездесь по-прежнему не является составной частью стандарта, а предоставляетисходную информацию для принятия плановых решений более низкого уровня,последовательно уточняющих план путем расширения и детализации объектовпланирования, приближения горизонта планирования, уменьшения интервалапланирования, а также перехода от стоимостных единиц измерения к натуральным.Разработанные детальные планы, подлежащие исполнению, получают стоимостноевыражение посредством калькуляции себестоимости продукции, учета реализации,снабженческих и производственных операций. Рассчитанные фактические затратысравниваются с плановыми (или нормативными), и отклонения служат основой дляпринятия управленческих решений, относящихся к следующим плановым периодам.Структура планового механизма в стандарте MRP II представлена на рис. 4.
Одной изосновных причин того, что MRP была с готовностью воспринята как методологияуправления производством, является ее обращение к возможностям вычислительнойтехники в области хранения и обработки больших массивов данных и предоставлениядоступа к ним в целях эффективного управления предприятием. Она помогаеткоординировать деятельность различных подразделений предприятия по исполнениюсвойственных им функций. Поэтому привлекательность MRP состоит не только вподдержке принятия решений, но и, что более важно, в ее интеграционной роли дляпроизводственных предприятий.
ХарактеризуяMRP II в целом, можно сказать, что его механизм опирается на три базовыхпринципа: иерархичность, интерактивность, интегрированность.
Иерархичностьозначает разделение планирования на уровни, соответствующие зонамответственности разных ступеней управленческой лестницы предприятия. Здесьимеются в виду все уровни, начиная от топ-менеджмента, планирующего продажи иоперации, до мастеров в цехах и на производственных участках, осуществляющихфункции диспетчирования производственных наряд-заказов и принимающихоперативные решения по загрузке рабочих мест, управлению приоритетаминаряд-заказов, формированию отчетных данных о выполненных заказах. Планыпредприятия разрабатываются сверху вниз с одновременным обеспечением надежногомеханизма обратной связи.
/>
Рис. 4.Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning, MRP II)
Интерактивностьсистем на базе стандарта MRP II обеспечивается заложенным в него блокоммоделирования. Существует возможность «проигрывания» вероятных ситуаций напредмет исследования их влияния на результаты деятельности предприятия в целомили его структурных подразделений в частности. Отметим, что эта возможностьимеется на различных уровнях иерархии плановых решений. Интерактивностьподдерживается современными компьютерными технологиями, предоставляющимиудаленный доступ к базам данных с рабочих мест специалистов в разных предметныхобластях. Таким образом, вычислительная мощность «помещается» рядом со знаниямии опытом специалистов предприятия.
Интегрированностьобеспечивается объединением всех основных функциональных областей деятельностипредприятия на оперативном уровне (в пределах горизонта планированияпродолжительностью до одного года), связанных с материальными и финансовымипотоками на предприятии. MRP II охватывает такие функции предприятия, какпланирование производства, снабжение производства, сбыт продукции, исполнениеплана производства, учет затрат, складской учет, управление спросом и т. д.
2.1.5Характеристика модулей MRP II
Планированиепродаж и операций (Sales & Operations Planning). План продаж и операций(или план продаж и производства) служит двум основным целям в рамкахфункционирующей системы MRP II. Первая — быть ключевым связующим звеном междупроцессом стратегического и бизнес-планирования и системой детальногопланирования и исполнения плана компании. Вторая цель заключается в том, чтопринятый план продаж и операций является регулятором всех остальных планов играфиков. По сути, это бюджет, который устанавливается топ-менеджментом дляглавного календарного плана производства, в свою очередь формирующего всепоследующие по иерархии календарные планы.
Управлениеспросом (Demand Management). Управление спросом связывает следующие функциипредприятия: прогнозирование спроса, работу с заказами покупателей,дистрибуцию, движение материалов и сборочных единиц между производственнымиплощадками компании. Таким образом, управление спросом является неотъемлемойчастью процесса укрупненного планирования и разработки календарных планов.
Главныйкалендарный план производства (Master Production Schedule). В этом модулефиксируется план производства, как правило, исходя из номенклатурных позицийнезависимого спроса, т. е. «что производить, когда производить, сколькопроизводить». Все остальные календарные планы в MRP базируются на нем иформируются путем «разворачивания» — от потребности в готовой продукции кпотребности в компонентах и материалах через описанные структуры продуктов.
Планированиепотребности в материалах (Material Requirements Planning). Данный модульпредставляет собой расчетный механизм, необходимый для калькулированияпотребности во всех номенклатурных позициях, не представляющих собой изделиянезависимого спроса, потребность предприятия в которых может быть вычислена наосновании данных о спросе (в виде прогнозов или заказов) на изделия зависимогоспроса, т. е. на те, которые компания реализует контрагентам. К ним относятсяматериалы, компоненты, детали и т. д. Исторически это был первый разработанныймодуль в рамках систем MRP II, а последующая функциональность «наслаивалась» нанего. Можно сказать, что данный модуль является ядром любой системы MRP II.
Подсистема спецификаций (Bill ofMaterial Subsystem). Данный модуль в рамках системы MRP является поддерживающим,содержащим нормативно-справочную информацию, необходимую для корректногопланирования. Подсистема спецификаций определяет отношения между номенклатурнымипозициями в рамках структур продуктов и основана на описании спецификаций(BOM).
Подсистемаопераций с запасами (Inventory Transaction Subsystem). Данная подсистеманеобходима для подержания в актуальном состоянии данных о запасах номенклатурныхпозиций и основывается на совокупности типов операций с запасами,предварительно описанных и влекущих за собой заранее определенные последствия.
Подсистемазапланированных поступлений по открытым заказам (Scheduled Receipts Subsystem).Подсистема запланированных поступлений по открытым заказам используется дляработы (добавления, удаления, изменения) с заказами, изготовление и закупкакоторых начаты, но еще не завершены и не закрыты. В зависимости от того,является ли конкретная номенклатурная позиция включаемой в главный календарныйплан производства или же целиком контролируемой на уровне планированияпотребности в материалах (MRP), изменяется модуль, потребляющий информацию,предоставляемую подсистемой.
Оперативноеуправление производством (Shop Floor Control или Production Activity Control),или, иначе говоря, планирование и диспетчирование работы цеха (Shop Schedulingand Dispatching). Можно сказать, что данный модуль назначает способ обсужденияприоритетов между работниками планирования и цеховым персоналом. Он позволяетвидеть календарный план работы цеха над производственными заказами с позицийкак цеха, так и рабочего центра и производственных операций, а такжеотслеживать его фактическое выполнение.
Планированиепотребности в мощностях (Capacity Requirements Planning). Данный модульпозволяет представить картину загрузки рабочих центров согласно тойпроизводственной программе, которая принята на уровне главного календарногоплана производства и прошла через расчет потребности в изготавливаемых компонентах,выполненный MRP. Модуль позволяет прогнозировать возможные проблемы смощностями и вовремя их разрешать, т. е. избежать столкновения с ними тогда,когда изменения календарного плана невозможны или дорогостоящи. Отметим, чтоCRP не пытается решить выявленные проблемы, а оставляет их на усмотрениеперсонала.
Управлениевходным/выходным материальным потоком (Input/Output Control). Модуль призванконтролировать исполнение плана использования производственных мощностей,разработанного на уровне CRP. Взаимоотношения между двумя этими модулями весьмасхожи со взаимоотношениями между MRP и диспетчированием производства, когда MRPзадает приоритетность производственных заданий, а планирование на уровне цеха идиспетчирование помогают контролировать соблюдение этих приоритетов.
Модульуправления входным/выходным материальным потоком позволяет оценить, выполненплан по загрузке производственных мощностей или нет, так как он контролируетвходной и выходной потоки заданий, направленные к рабочим центрам, а такжедлину очереди к рабочим центрам, измеряемую в часах работы рабочего центра.
Управлениеснабжением (Purchasing). Модуль предназначен для контроля выполнения планазакупок, сформированного MRP и утвержденного лицом, принимающим решения, атакже планирования и исполнения закупок, не связанного с собственно модулемMRP. Таким образом, можно сказать, что MRP планирует сроки и параметры заявокна закупку, а данный модуль помогает контролировать реализацию этих заявокпосредством их преобразования в заказы на закупку.
Планированиересурсов распределения (Distribution Resource Planning). Модуль предназначендля обеспечения планирования в том случае, когда предприятие имееттерриториально распределенную структуру с несколькими удаленными друг от другаплощадками. В этом случае необходимо описывать сеть распределения (дистрибуции)с указанием всех существенных параметров этой сети (время доставки, календарьработы различных узлов этой сети, режим и стоимость транспортировки и т. д.).Можно сказать, что DRP — это своего рода MRP для сети распределения. Иначеговоря, DRP увязывает между собой несколько MRP-площадок. При этом в качествеплощадок могут рассматриваться как производственные, так и торговыеподразделения компании (например, удаленный склад, осуществляющий отгрузкупродукции покупателям в другом регионе).
Инструментальноеобеспечение (Tooling или Tool Planning and Control). Для некоторых компанийкалендарное планирование инструментального обеспечения производства не менееважно, нежели календарное планирование потребности в материалах ипроизводственных мощностях. Конструктивно же подсистема инструментальногообеспечения может быть похожа на систему MRP/CRP вкупе с обеспечивающими ихподсистемами (операций с запасами, запланированных поступлений, спецификаций продуктови т. д.). Технически возможна реализация одного из двух подходов: либополностью интегрировать подсистему инструментального обеспечения с MRP/CRP науровне файлов базы данных, либо позиционировать ее отдельно от MRP/CRP собеспечением соответствующего интерфейса между этими модулями.
Интерфейс сфинансовым планированием (Financial Planning Interfaces). MRP II предоставляетинформацию, необходимую для осуществления финансового планирования, однакособственно функции финансового анализа и планирования в MRP II не включены.Именно поэтому говорят об интерфейсе с финансовым планированием. MRP IIпредоставляет подробную и достаточно точную информацию следующего характера:
* прогнозируемая величина запасов и их стоимость;
*расходование денежных средств (закупка материалов, затраты труда, переменныенакладные расходы);
* получениеденежных средств;
*распределение постоянных накладных расходов (косвенного характера).
В компаниях,не применяющих MRP, такого рода информацию, по мнению Д. Ландватера и К. Грея,обычно трудно получить за необходимый промежуток времени и с необходимойточностью. В этом случае финансовые прогнозы часто базируются на данныхотчетных периодов и исторически сложившихся пропорциях между показателями. Ксожалению, подобный подход дает сбои именно тогда, когда оценка влияющих нарезультат факторов нужна больше всего, — в момент изменения ситуации.
С MRP IIинформация для финансового планирования извлекается непосредственно изфункционирующей производственной системы. Интерфейс с финансовым планированиемв MRP II преобразует план, выраженный в натуральных и временных единицахизмерения, в стоимостные единицы измерения. Таким образом, в MRP II финансовыепрогнозы строятся на основе подробной информации о номенклатурных позициях,заказах и т. д. с расширением этой информации посредством использования данныхо затратах.
Моделирование(Simulation). Система MRP II представляет собой подробную и точную модельпроизводственного бизнеса. Следовательно, появляется возможность установить,как изменения параметров событий повлияют на результат работы предприятия. MRPII помогает отвечать на вопросы типа «что будет, если...».
Оценкадеятельности (Performance Measurement). Система MRP II должна иметь критерииоценки эффективности предприятия, т. е. нужна система показателей, по которымруководство предприятия будет судить об успешности деятельности компании вцелом и отдельных ее подразделений. Формализованная программа оценкидеятельности (причем это относится и к MRP II, и к любой другой системе управления)поможет:
*установлению формальных, объективных критериев в противовес неформальнымощущениям и догадкам;
* разработкестандартов для сравнения с другими компаниями;
*формированию целей и определению степени их достижения;
* выявлениюпроблем и установлению порядка их разрешения, а также проведению мониторингасовершенствования деятельности компании.
Планированиересурсов предприятия. Последний из шагов эволюции систем планированияпотребности в ресурсах (90-е годы) известен под названием «Планированиересурсов предприятия» (Enterprise Resource Planning, ERP), который, по мнениюН. Гайвера, более совершенен, чем MRP II.
ERP-системысостоят из большого числа программных модулей, которые могут быть приобретеныотдельно и помогут в управлении многими видами деятельности в различныхфункциональных областях бизнеса. К числу подобных модулей относятся модули дляпродаж и дистрибуции, финансового учета, финансового контроллинга, планированияпроизводства (включая MRP и CRP), управления основными активами, персоналом,материалами, качеством, проектами, эксплуатацией производственных мощностей(Plant Maintenance), оперативного управления исполнением производственныхзаказов (Workflow), а также отраслевые решения (Industry Solutions).ERP-системы требуют приложения существенных усилий и крупных инвестиций, аподчас и изменения некоторых бизнес-процессов для того, чтобы соответствоватьпрограммному обеспечению, и могут иметь цикл внедрения длиной в несколько лет.
2.2«mySAP Business Suite»
«mySAP Business Suite» — это семействорешений, представляющее собой ERP II систему лидера рынка – корпорации «SAP».Система характеризуется широкой функциональностью, полной интеграции,неограниченной масштабируемости и простым взаимодействием в рамках сетевыхинфраструктур ведения бизнеса.
Решения «SAP»основываются на «SAP NetWeaver» — платформе поддержки интеграции и приложений.Интегрированное семейство решений, управляемое «SAP NetWeaver», состоит из следующихкомпонентов:
· «mySAP Enterprise Resource Planning» («mySAP ERP»);
· «mySAP Customer Relationship Management» («mySAP CRM»);
· «mySAP Supply Chain Management» («mySAP SCM»);
· «mySAP Product Lifecycle Management» («mySAP PLM»);
· «mySAPSupplierRelationship Management»;
· «mySAPHumanResources»;
· «mySAPFinancials»;
· «mySAP Business Intelligence» («mySAP BI»).
Системауправления ресурсами предприятия «mySAP ERP» –полнофункциональное ERP-решение,представляющее собой набор пакетов и модулей, которые можно развертывать помере необходимости. Это позволяет компаниям внедрять только ту функциональностьуправления бизнесом, которая им необходима, и тогда, когда она им необходима.Это упрощает процесс перехода на новые версии и сокращает затраты. Кроме того,компании могут включать в решение дополнительные функциональные возможности,такие как деятельность на базе портала, мобильный сервис, бизнес-аналитика ипр. Возможность подключения новых модулей реализована за счет технологииинтеграции «SAP NetWeaver».
«mySAP CRM»решение для планирования, формирования и поддержки взаимовыгодных связей склиентами. Позволяет связывать персонал, бизнес-процессы и всю информацию оклиентах в единой информационной среде.
«mySAP SCM»приложение для управления логистическими цепочками (от планирования цепочек дообъединения их в сеть) — открытое, интегрированное решение, разработанное длясовместного ведения электронного бизнеса. Решение «mySAP SCM» преобразуетуправление логистическими цепочками из линейного последовательного процесса вколлективную работу персонала компании, партнеров и поставщиков на закрытойторговой площадке, что позволяет им координировать свои действия в сферелогистики.
«mySAP PLM»решение, позволяющее управлять жизненным циклом продукта: осуществлять процессыпроектирования и конструирования, развития и усовершенствования продукта,управления проектами, активами и качеством среди многих бизнес — партнеров.Решение «mySAP PLM» интегрирует процессы деятельности всех участниковразработки продукта: проектировщиков, поставщиков, производителей и клиентов.Для всего жизненного цикла продукта, включающего в себя разработкупервоначальной концепции продукта, дизайн, проектирование, развертываниепроизводства, управление изменениями продукта, сервис и сопровождение, «mySAPPLM» обеспечивает единый подход к бизнес-процессам и предоставляет необходимуюинформацию, связанную с продуктом, по всей длине расширенной логистическойцепочки. Благодаря этому mySAP PLM дает компаниям возможность получить продукт,соответствующий потребностям рынка в нужное время и при разумных затратах.
Решение поуправлению взаимоотношениями с собственными поставщиками «mySAP Supplier Relationship Management» позволяет снизитьстоимость реализуемых товаров, поскольку помогает в выборе оптимальныхисточников поставки и обеспечивает быстрый возврат инвестиций. Решениепозволяет интегрировать процессы, расширить сотрудничество и автоматизироватьвзаимодействие с каждым из поставщиков.
Решение дляуправления персоналом «mySAP HR» синхронизирует и оптимизирует всебизнес-процессы компании в соответствии с локальными требованиямизаконодательства и бизнеса, а также позволяет создавать в компанииблагоприятную рабочую атмосферу.
«mySAP Financials» — законченноефинансовое решение, которое позволяет:
· производитьдолгосрочное управление в стоимостном отношении;
· интегрироватьвсю финансовую информацию и информацию по производительности, процессыуправления для успешного принятия стратегических решений;
· улучшитьобщение с инвесторами;
· упорядочитьфинансовые потоки в цепочке поставок;
· взаимодействоватьс клиентами и поставщиками по поводу платежей;
· уменьшатьзатраты на операционные издержки;
· увеличиватьэффективность производства;
· трансформироватьвсе финансовые операции в электронный вид.
«mySAP BI» –комплексное программное решение сферы бизнес-аналитики, обеспечивающее быстрыйдоступ к информации и использование ее в принятии стратегически важных решений.Решение mySAP BI предлагает возможность управлять знаниями, которые помогаюткомпании объединять «тех, кто знает» с «теми, кому нужно узнать».Основной составляющей здесь является хранилище данных, разработанное дляхранения внутренней и внешней информации, включающей документацию, видео иаудио клипы. Решение «mySAP Business Intelligence» объединяет информацию по всей платформе«mySAP Business Suite». Оно также предоставляет возможность быстрореагировать на изменения рынка, контролировать показатели основных факторовуспеха, анализировать и оптимизировать производительность предприятия на основеединой бизнес-модели.
2.3«Oracle E-Business Suite»
Интегрированныйкомплекс приложений «Oracle E-Business Suite» на сегодня является, пожалуй,единственным решением для управления предприятием, полностью реализованным вИнтернет — архитектуре. Благодаря этому «Oracle E-Business Suite, обладая всемипреимуществами признанных систем класса ERP, позволяет не только повыситьэффективность действующих внутренних и внешних бизнес-процессов предприятия, нои создать основу для решения задач, которые будут актуальны в будущем.
«Oracle E-Business Suite» – это комплексбизнес-приложений для автоматизации управления современным бизнесом,охватывающий абсолютно все задачи предприятия в области управления ресурсами ипостроения взаимоотношений с клиентами, партнерами и поставщиками, вплоть досоздания электронных торговых площадок. Каждый из модулей системы представляетсобой полнофункциональное решение для повышения эффективности и управляемостиключевых бизнес-процессов.
«Oracle E-Business Suite» состоит из модулей:
· «Управлениеэффективностью бизнеса».
· «Финансы».
· «Управлениепроизводством».
· «Управлениежизненным циклом».
· «Управлениематериальными потоками».
· «Управлениеэксплуатацией».
· «Управлениепроектами».
· «Управлениелогистикой».
· «Управлениевзаимоотношениями с клиентами».
· «Системауправления персоналом».
· «Финансовыйсервис».
Управлениеэффективностью обеспечивает повышение оперативности и обоснованностипринимаемых решений, гибкость процессов стратегического и оперативногопланирования, лучшее формулирование и реализацию стратегии развития бизнеса наоснове ключевых показателей деятельности, прозрачность и качество учёта.Решение позволяет практически реализовать концепцию организации деятельности,основанную на применении инструментов планирования и бюджетирования,консолидации, анализа и мониторинга. Именно здесь стратегическое планированиепересекается с возможностью достичь заданных результатов, оценить их и,опираясь на эти оценки двигаться дальше.
Финансовыеприложения «Oracle» управляют внутренними и внешними денежными потоками и движениемактивов предприятия, при этом система обрабатывает тысячи проводок,рассчитывает налоговые обязательства, определяет показатели работы дляотдельных департаментов и подразделений, прогнозирует будущее развитиекомпании.
Решения «Oracle» для Управленияпроизводством позволяют оптимизировать всю производственную цепочкупредприятия, начиная от закупок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции,независимо от типа производства. Решения «Oracle» для управления производствомпозволяют постоянно совершенствовать производственные процессы, регулироватьзапасы в соответствии со спросом, снижать операционные издержки и повышатьприбыльность бизнеса.
Управлениежизненным циклом продукта консолидирует всю информацию о продукте и компонентахв целостный, глобально доступный репозиторий, который обеспечивает единыйисточник достоверных данных. Он выступает в качестве главного индекса ко всейинформации о продукте и компонентах, включая BOM (Bill of Materials), документы, спецификации,запросы об изменениях, утвержденные запросы об изменениях. Более того,глобальный каталог продуктов является ключом к повторному использованиюкомпонентов и другого интеллектуального капитала.
Подсистемауправления материальными потоками «Oracle» включает как традиционные схемы планирования,так и оптимизационное планирование с ограничениями. «Oracle» предоставляет широкийнабор функциональности, покрывающей критические процессы, в частности:
· планированиеспроса;
· оптимизациязапасов;
· планированиецепочки поставок и производства;
· проверкадоступности;
· совместноепланирование;
· системыинформирования руководства.
Подсистема «Oracle Enterprise Asset Management» (EAM) — наборкомпонентов комплекса «Oracle E-Business Suite», предназначенный компаниям, интенсивноработающим с активами: оборудованием, помещениями, парками транспортных средстви т.п. «Oracle ЕAM» — это интегрированный инструмент, единственный продуктподобного уровня, позволяющий организациям разрабатывать новые стратегииуправления активами в рамках общей деятельности предприятия. Эти стратегиипозволяют оптимизировать использование оборудования и производственныхмощностей, снижают производственную себестоимость и, в конечном итоге, повышаютуровень доходности инвестиций (ROI).
«Oracle Проекты» — это пакетприложений для электронного бизнеса, который поддерживает управление всемжизненным циклом проекта.
Логистическиемодули решения «Oracle E-Business Suite» могут использоваться каккомпаниями-производителями продукции в рамках общей цепочки закупок,изготовления и сбыта, так и дистрибьюторскими компаниями, поставляющими готовуюпродукцию производственных предприятий потребителям.
Использованиеприложений «Oracle CRM» (Управление взаимоотношениями с клиентами) позволяет:
· Разрабатыватьи реализовывать стратегии работы с различными сегментами клиентской базы;
· Унифицироватьканалы взаимодействия с клиентами;
· Обеспечитьиндивидуальный подход к каждому заказчику;
· Внедритьлучшие практики взаимоотношений с клиентами;
· Получитьисчерпывающую информацию по всем аспектам работы с клиентами.
«Oracle Управление персоналом»относится к числу наиболее полнофункциональных систем для организации работысовременного предприятия. Это прогрессивное средство управления, при помощикоторого осуществляется жесткий контроль расходования средств, предоставляетсядостоверная оперативная информация руководству предприятия, проводится анализэффективности использования трудовых ресурсов.
«Oracle — Финансовый сервис» —это интегрированный комплекс преднастроенного хранилища финансовых данных иряда приложений, предназначенный для поддержки принятия управленческих решенийв банках и страховых компаниях.
Решения «Oracle» ориентированы в первуюочередь на крупные промышленные предприятия, коммерческие структуры игосударственные учреждения со сложной организационной структурой,территориально удаленными подразделениями и большой номенклатурой производства.
При внедренииприложений семейства «Oracle E-Business Suite» консультанты опираются на многолетний опытвнедрения ERP-систем корпорации «Oracle» и используют концепцию автоматизации крупныхорганизаций со сложной организационной структурой, разработанную «Oracle». Данная концепцияпредполагает:
· выявлениекритических направлений, влияющих на бизнес корпорации, и обеспечение поддержкиименно этих направлений в процессе внедрения системы;
· определениечетких рамок проекта в соответствии с критическими направлениями бизнеса,выявление и оценка факторов, которые могут помешать успешному внедрению и ихучет при внедрении;
· разбиениевсего проекта на четкие этапы, что обеспечивает возможность полученияконкретных результатов уже на промежуточных стадиях внедрения;
· внедрениесистемы в соответствии с методологией внедрения приложений, разработаннойкорпорацией «Oracle» (AIM);
· следованиеметодологии управления проектами.
2.4«Microsoft Business Solutions Axapta»
Всеобъемлющаяфункциональность решения «Microsoft Business Solutions Axapta», охватывающаяабсолютно все аспекты ведения бизнеса, позволяет внедрить современные западныеуправленческие технологии, оптимизировать ключевые бизнес-процессы и в целомповысить эффективность управления предприятием, обеспечивая при этомоптимальную в этом классе систем стоимость владения (TCO).
Функциональныевозможности системы охватывают большинство направлений деятельностипредприятий, что, наряду с наличием возможностей межкорпоративного бизнеса иналичием отраслевых решений позволяет отнести ее к категории ERP-II.
Средстванастройки и администрирования способствуют эффективному развертыванию ииспользованию системы, а интегрированная среда разработки дает неограниченныевозможности по изменению и расширению стандартных возможностей системы.
В рамкахлокализации системы для российского рынка реализованы задачи ведениябухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями российскогозаконодательства. Разработаны модули Основных средств, Налогового учета,Расчета заработной платы и Кадрового учета.
Интегрированнаясистема управления предприятием «MBS-Axapta» призвана повысить прозрачность иуправляемость бизнеса за счет рационализации бизнес-процессов и организациицентрализованных каналов обмена информацией, столь необходимой для принятиястратегически верных решений.
Системаобеспечивает быстрое развертывание и высокую масштабируемость вне зависимостиот того, сконцентрирован ли весь бизнес компании в одном месте или она ведетбизнес по всему Земному шару.
«Microsoft Axapta» основывается нановейших технологических стандартах «Microsoft», что делает ее простой в изучении ииспользовании, а также совместимой с новейшими версиями операционных систем исерверных продуктов.
Отличительныеособенности системы — масштабируемость и широкий спектр возможностей по ееиндивидуальной настройке – делают «MBS-Axapta» оптимальным решением для среднихи крупных предприятий со специфическими и сложными бизнес-процессами, штатсотрудников которых не превышает 10000 человек. Например, для территориальнораспределенных и производственных предприятий, дистрибьюторских и сервисныхкомпаний и др.
Будучиполнофункциональным ERP-решением, «MBS-Axapta» охватывает бизнес предприятия вцелом — как с точки зрения внутренних бизнес-процессов, так и в планевзаимодействия с партнерами и клиентами, в частности, такие его аспекты, как:
· анализи стратегическое управление;
· управлениепроизводством;
· торговляи логистика;
· управлениефинансами;
· управлениепроектами;
· взаимоотношенияс клиентами.
Анализ истратегическое управление дает возможность посмотреть на бизнес с любых точекзрения и вовремя принять правильное решение. Используя «Систему взаимосвязанныхпоказателей» (Balanced Scorecard), можно контролировать результаты деятельностикомпании, отслеживая не только классические финансовые показатели, но ирезультаты проведения маркетинговых компаний, внутренних проектов, обучениясотрудников и т.п. Возможности многомерного анализа данных позволяют Ваманализировать любые данные в тех разрезах, которые Вам необходимы, формируянабор показателей «на лету». Прозрачность и достоверность данных обеспечиваетсяналичием всей необходимой информации в единой системе.
«Управлениепроизводством» позволяет полностью контролировать процесс прохожденияпроизводственного заказа по всем этапам производственного цикла от расчетапотребностей в материалах и производственных ресурсах до появления готовойпродукции.
Гибкиемеханизмы планирования производства в системе не только отслеживают изменения,которые произошли во внешней и внутренней среде предприятия, но и предлагаютоткорректировать сроки выполнения спланированных заказов согласно новымусловиям. Примером может служить предложение по изменению срока выполненияпроизводственного заказа в связи с задержкой поставки материалов.
Возможностьмоделирования производимой продукции, конфигурации, линейные и сетевыемаршруты, приблизительное и детальное планирование загрузки производственныхмощностей, группы задач, перепланирование производственных заказов,резервирование и маркировка материалов – вот лишь небольшая частьреализованного в системе функционала.
Обширнаяфункциональность в сочетании с удобным интерфейсом и возможностью гибкойнастройки делает производственный контур системы одним из лучших решений дляавтоматизации производства.
«Торговля илогистика» поддерживает процессы получения товаров как от внешних поставщиков,так и из внутренних источников. В системе поддерживается гибкость размещениятоваров, благодаря разделению складов на зоны с различным назначением хранения.
Складскиеаналитические программы «Microsoft Axapta» позволяют по-разному детализироватьинформацию о хранении для групп товаров или для отдельных товаров.
Благодаряподдержке партионного учета и учета серийных номеров каждый приход товара всистеме может маркироваться отдельно. Для более эффективной работы склада «Microsoft Axapta» поддерживаетиспользование штрих-кодов.
Проведениеторговых операций возможно и между собственными компаниями. В этом случае, прирегистрации, например, заказа в одной компании автоматически формируетсязакупка в другой компании.
«Управлениефинансами» содержит все функции, необходимые для эффективной организациибухгалтерского, налогового и управленческого учетов на предприятии всоответствии с российскими и международными стандартами ведения учета ипринятыми нормами отчетности.
Финансовыйконтур системы охватывает такие традиционные сферы, как финансовое планированиеи бюджетирования, учет денежных средств и управление затратами, расчеты сдебиторами и кредиторами, расчеты с персоналом и управление кадрами, учетосновных средств, а также бухгалтерский и налоговый учет с формированиемрегламентированной законодательством отчетности.
«Управлениепроектами» позволяет наряду с финансовым анализом и контролем осуществлятьэффективное управление проектами разных типов.
В системереализованы мощные инструменты планирования, реализации и анализа проектов, спомощью которых предприятие может осуществлять текущую проектную деятельность,а также выполнять расширенный финансовый мониторинг долгосрочных икраткосрочных проектов.
Являясьчастью интегрированного решения, модуль «Проект» широко использует данныедругих модулей системы, например, справочники модуля Расчеты с клиентами иликонфигурации номенклатурных единиц. Это обеспечивает согласованность иактуальность информации и позволяет избегать неоднократного ввода данных.
Функциональностьпланирования в рамках проекта позволяет Вам составлять график работ дляконкретных рабочих центров или групп рабочих центров. Вы можете планироватьвыполняемые задания или операции. Результат доступен для анализа на диаграммеГанта.
Модуль CRM(Взаимоотношения с клиентами) в «Microsoft Business Solutions–Axapta» позволяет вестипостоянный диалог с клиентами и, таким образом, постоянно увеличиватьэффективность работы отделов продаж, сервиса и всей компании в целом. В системе«Microsoft Axapta» можноцентрализованно хранить всю информацию о клиентах, поставщиках и другихконтрагентах, планировать мероприятия и рассчитывать ключевые финансовыепоказатели по продажам – все в одной базе данных. Сотрудники разных отделовмогут вводить, просматривать и активно использовать в работе эту информацию. Врезультате улучшается координация деятельности всех подразделений компании, впервую очередь отделов продаж и маркетинга.
2.5«1С: Предприятие 8.0»
Системапрограмм «1С: Предприятие 8.0» включает в себя платформу и прикладные решения,разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций ичастных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использованияконечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладныхрешений (конфигураций), разработанных на данной платформе. Такой подходпозволяет автоматизировать различные виды деятельности, используя единуютехнологическую платформу.
Фирма«1С» выпускает тиражные прикладные решения, предназначенные дляавтоматизации типовых задач учета и управления в коммерческих предприятияхреального сектора и бюджетных организациях. В каждом программном продуктесочетается использование стандартных решений (общих для всех или нескольких программ)и максимальный учет специфики задачи конкретной отрасли или рода деятельностипредприятия.
Отличительнойособенностью тиражных решений фирмы «1С» является тщательнаяпроработка состава функциональности, включаемой в типовые решения. Фирма«1С» анализирует опыт пользователей, применяющих программы системы«1С: Предприятие 8.0» и отслеживает изменение их потребностей. Втиповые решения включаются те функции, которые реально нужны существенной частипредприятий. Это позволяет:
· обеспечитьсоответствие типовых решений особенностям законодательства и специфике бизнеса,как в части методологии учета, так и в части управления деятельностьюпредприятия;
· сделатьэти решения достаточно компактными и простыми в использовании;
· обеспечитьих эффективную поддержку и развитие.
Система «1С:Предприятие 8.0» использует следующие основные конфигурации:
· «Управлениеторговлей»;
· «Управлениеперсоналом»;
· «Управлениепроизводственным предприятием»;
· «Управлениескладом»;
· «Управленческийучет и расчет себестоимости».
Конфигурация«Управление торговлей» системы программ «1С: Предприятие 8.0» является тиражнымрешением, позволяющим в комплексе автоматизировать задачи оперативного иуправленческого учета, анализа и планирования торговых операций, обеспечив темсамым эффективное управление современным торговым предприятием.
Конфигурация«1С: Предприятие 8.0. Управление персоналом» — тиражный продукт новогопоколения системы программ «1С: Предприятие», предназначенный для реализациикадровой политики компании по следующим направлениям:
· планированиепотребностей в персонале;
· обеспечениебизнеса кадрами;
· эффективноепланирование занятости персонала;
· учеткадров и анализ кадрового состава;
· трудовыеотношения, кадровое делопроизводство.
Конфигурация«Управление производственным предприятием» является комплекснымрешением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственномпредприятии. Оно позволяет организовать единую информационную систему дляуправления различными аспектами деятельности предприятия.
«Управлениескладом» — специализированное тиражное решение на платформе «1С:Предприятие 8.0» для автоматизации управления складским хозяйствомпредприятия. Продукт позволяет эффективно автоматизировать управление всемитехнологическими процессами современного складского комплекса. Конфигурация«1С-Логистика: Управление складом» — совместный продукт фирмы «1С» икомпании «АИСТ АйТи», созданная в результате анализа опытаавтоматизации и управления складских хозяйств ряда российских и зарубежныхкомпаний. В конфигурации обеспечены средства интеграции с прикладным решением«1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей»: конфигурация имеет возможностьфункционирования в режиме единой информационной базы или на уровне обменафайлами с «1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей».
«1С: Предприятие8.0 – 1С-ВИП Анатех: ABIS. ABC. Управленческий учет и расчет себестоимости» — первый продуктом класса ABIS (Activity — Based Information System) на платформе«1С: Предприятие 8.0». Конфигурация «1С-ВИП Анатех: ABIS. ABC.Управленческий учет и расчет себестоимости» — совместная разработка Фирмы«1С» и российской консалтинговой компании «ВИП Анатех».
Система «1С:Предприятие 8.0» имеет в своей основе ряд механизмов, определяющих концепциюсоздания прикладных решений. Наличие этих механизмов позволяет максимальносоотнести технологические возможности с бизнес — схемой разработки и внедренияприкладных решений.
В качествеключевых моментов можно выделить изоляцию разработчика от технологическихподробностей, алгоритмическое программирование только бизнес — логикиприложения, использование собственной модели базы данных и масштабируемостьприкладных решений без их доработки.
Составприкладных механизмов «1С: Предприятия» ориентирован на решение задачавтоматизации учета и управления предприятием. Использование проблемно — ориентированных объектов позволяет разработчику решать самый широкий круг задачскладского, бухгалтерского, управленческого учета, расчета зарплаты, анализаданных и управления на уровне бизнес-процессов.
В «1С:Предприятии 8.0» реализован современный дизайн интерфейса и повышенакомфортность работы пользователей при работе с системой в течение длительноговремени.
Технологическаяплатформа обеспечивает различные варианты работы прикладного решения: от персональногооднопользовательского, до работы в масштабах больших рабочих групп ипредприятий. Ключевым моментом масштабируемости является то, что повышениепроизводительности достигается средствами платформы, и прикладные решения нетребуют доработки при увеличении количества одновременно работающихпользователей.
Система «1С:Предприятие 8.0» является открытой системой. Предоставляется возможность дляинтеграции практически с любыми внешними программами и оборудованием на основеобщепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных.
В системе«1С: Предприятие 8.0» имеется целый набор средств, с помощью которых можно:
· создавать,обрабатывать и обмениваться данными различных форматов;
· осуществлятьдоступ ко всем объектам системы 1С: Предприятие 8.0, реализующим еефункциональные возможности;
· поддерживатьразличные протоколы обмена;
· поддерживатьстандарты взаимодействия с другими подсистемами;
· создаватьсобственные интернет-решения.
Система правдоступа позволяет разрешать доступ пользователей только к тем данным, которыенеобходимы им для выполнения определенных функций в прикладном решении.Разработчик может создавать наборы прав, соответствующие должностямпользователей или виду деятельности. Например, могут быть введены такие наборыправ, как «Главный бухгалтер», «Кладовщик», «Менеджер», «Начальник отдела» ит.д.
Механизмыобмена данными, реализованные в технологической платформе 1С: Предприятие 8.0,позволяют создавать территориально распределенные информационные системы как наоснове информационных баз 1С: Предприятия 8.0, так и с участием другихинформационных систем, не основанных на 1С: Предприятии 8.0.
Например,можно организовать работу главного офиса, филиалов и складов предприятия вединой информационной базе, или обеспечить взаимодействие информационной базы«1С: Предприятия 8.0» с существующей базой данных «Oracle».
Web–расширение, хотя ивходит с состав технологической платформы, поставляется в виде отдельногопрограммного продукта и позволяет встраивать доступ к данным «1С: Предприятия»в существующие Web-сайты и Web-приложения, а так же создавать готовыеWeb-приложения, использующие информационную базу «1С: Предприятия 8.0».
В «1С:Предприятии 8.0» предусмотрена возможность создания многоязычных прикладныхрешений — разработчик может создавать конфигурацию сразу на нескольких языках,а каждый пользователь — выбирать свой язык.
Мощныесредства формирования отчетов и печатных форм обеспечивают широкие возможностиоформления и интерактивной работы:
· интеллектуальноепостроение иерархических, многомерных и кросс- отчетов;
· получениелюбых аналитических данных с произвольной настройкой пользователем безизменения прикладного решения;
· группировкии расшифровки в отчетах, детализация и агрегирование информации;
· сводныетаблицы для анализа многомерных данных, динамическое изменение структурыотчета;
· различныетипы диаграмм для графического представления экономической информации.
Администраторуприкладного решения предоставляются широкие возможности для управления работойпользователей и контроля действий, которые они выполняют. Также системапредоставляет развитые механизмы обновления прикладного решения сиспользованием различных протоколов обмена данными, в том числе и черезИнтернет.
Технологическаяплатформа «1С: Предприятие 8.0» содержит средство разработки, с помощьюкоторого создаются новые или изменяются существующие прикладные решения. Этосредство разработки называется «конфигуратор». Так как он включен в стандартнуюпоставку «1С: Предприятия 8.0», то пользователь может самостоятельноразработать или модифицировать прикладное решение (адаптировать его под себя),возможно, с привлечением сторонних специалистов.
2.6«Галактика»
Система«Галактика» характеризуется уникальным сочетанием передовых западных стандартовуправления и поддержкой российской специфики. Это гарантирует заказчикам«Галактики» эффективное решение управленческих и учетных задач в условияхбыстро меняющейся бизнес- среды.
Система«Галактика» в едином информационном пространстве поддерживает задачи:
· Ведениябухгалтерского и налогового учета;
· Управлениялогистикой;
· Управленияфинансами;
· Управленияпроизводством;
· Управлениявзаимоотношениями с клиентами;
· Управленияперсоналом.
Бухгалтерскийконтур поддерживает автоматизацию всего комплекса задач бухгалтерского учета, втом числе в территориально распределенных компаниях, холдингах, на предприятияхразличных отраслей и масштабов деятельности. Бухгалтерский учет ведется вполном соответствии с текущими законодательными актами России, Беларуси,Украины, Казахстана, Молдовы, Узбекистана.
Контурлогистики предназначен для эффективного управления материальными и связанными сними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения. Кзадачам логистики относятся планирование, организация и контроль всех видовдеятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождениематериального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупкисырья до пункта конечного потребления. Входящие в контур модули могутиспользоваться менеджерами многих функциональных отделов производственных иторговых предприятий.
Контуруправления финансами предоставляет надежные и гибкие средства автоматизацииуправления финансовыми ресурсами компании, поддерживающие классический управленческийцикл: планирование финансов, оперативный финансовый менеджмент, финансовыйанализ. Обеспечивает формирование бюджета и моделирование различных вариантовбюджетов, согласование и утверждение бюджетов, формирование фактическихпоказателей бюджетов.
Контуруправления производством — решение для управления хозяйственной деятельностьюпредприятия с учетом современных стандартов управления ресурсами: MRP, MRP II.
В системе«Галактика» реализованы основные функциональные элементы системы, поддерживающейстандарт MRP II :
· формированиеплана производства (MPS) на основании портфеля заказов и прогноза сбыта готовойпродукции по периодам;
· предварительнаяоценка выполнимости плана производства по ключевым ресурсам предприятия(оборудование, трудовые ресурсы, материалы);
· корректировкаплана производства при недостатке ресурсов или оценка объемов пополненияресурсов: закупка оборудования, наем рабочей силы, сверхурочные работы,субподряд и т. д.;
· расчетчистых потребностей в продукции и полуфабрикатах на всех стадиях производства,расчет объемов производственных заказов и сроков их выполнения с учетомкалендарно-плановых нормативов (правил пополнения, размеров партий,длительности циклов и т. д.)
· формированиеплана-графика запуска-выпуска партий деталей, полуфабрикатов, готовых изделийна основании плана производства, а также формирование плана-графика закупкиматериалов и комплектующих и заявок на закупку с привязкой к договорам;
· контрольвыполнения планов сбыта, производства и снабжения;
· расчетнормативных и фактических затрат на производство, нормативной и фактическойсебестоимости продукции, анализ отклонений в затратах и себестоимости;
· оценкаэкономических и финансовых показателей деятельности предприятия.
Контуруправления производством может использоваться на самых разнообразныхпредприятиях: от молочного комбината до приборостроительного завода. Развитыесредства настройки позволяют конечному пользователю работать с привычнойтерминологией, удобным представлением данных, использовать традиционныйдокументооборот и порядок обработки информации.
Контуруправления взаимоотношениями с клиентами предназначен для накоплениявсесторонней информации о потенциальных и реальных клиентах предприятия,дилерах, партнерах, рекламных фирмах, конкурентах, товарах и т.п., и проведениемаркетингового анализа на основе сформированной базы данных.
Контур«Управления персоналом» позволяет автоматизировать задачи учета кадров напредприятии и выполнение вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала.
В составсистемы «Галактика» входят развитые средства для поддержки решенияспециализированных и отраслевых задач, а также инструментарий дляадминистрирования системы.
2.7«Парус 8»
Система«Парус» предусматривает широкие функциональные возможности, соответствующиепотребностям реальных технологических процессов и учитывающие особенностиразличных отраслей. В основе Системы лежат такие основополагающие принципы,как:
· использованиесредств эффективной обработки и защиты данных;
· обеспечениенезависимости от операционных сред и используемых компьютерных платформ,интеграция с другими приложениями, как широко распространенными и де-фактостандартными, так и специальными;
· модульныйпринцип построения программного комплекса для достижения этапности внедрения,оптимальности в комплектации и последующем его развитии в соответствии срастущими потребностями предприятия.
Системасоздана на основе базы данных «Oracle» в архитектуре «клиент-сервер» сиспользованием современных технологий обработки информации и подготовкидокументов «MS Office» и «Seagate Crystal Reports». В состав «ПАРУС — Предприятие 8» входит набормодулей. Каждый из них работает во взаимодействии с другими модулями, либоавтономно. Благодаря модульному принципу построения системы, существуетвозможность постепенного наращивания ее возможностей по мере расширенияавтоматизируемых бизнес-процессов управления Вашим предприятием.
Системаинтегрирована со всеми почтовыми системами, поддерживающими MAPI и системамиуправления документами и деловыми процессами, такими, как: «NOVELL Group Wise», «Work Route II» и «DOCSOpen».
Архитектура иреализация системы позволяют наладить взаимодействие практически с любымисистемами, в том числе и разработанными службами АИС предприятия.
Системасостоит из следующих модулей:
· «Администратор»;
· «Бухгалтерия»;
· «Консолидация»;
· «Управлениефинансами»;
· «Закупки,склад, реализация»;
· «ТЭПУчет затрат и калькуляция себестоимости»;
· «Управлениеделовыми процессами»;
· «Сведениеотчетности».
«Администратор»- основной инструмент специалиста, обеспечивающего настройку и сопровождениеСистемы в целом.
«Бухгалтерия»- это модуль, построенный по проверенной временем и тысячами клиентов концепцииработы автоматизированной бухгалтерии. Содержит все необходимые функции дляэффективной и точной работы Вашей бухгалтерии, предоставления полной налоговойотчетности, ведения учета для нужд управления предприятием и предоставленияотчетности в вышестоящие организации, как в виде отчетов, так и в электронном видедля ведения консолидированного учета.
«Консолидация»- это модуль сбора, накопления и анализа данных бухгалтерского учетаподразделений предприятия, которые ведут этот учет самостоятельно, то естьпредставляют собой самостоятельные балансовые единицы (СБЕ). Эти подразделениямогут являться юридическими лицами или входить в предприятия на правах филиала.
«Управлениефинансами» — это удобный и надежный инструмент для финансовых службпредприятия, которые обеспечивают планирование и контроль за фактическим движениемденежных средств (cash flow), а также планирование и контроль зафактическими доходами и расходами.
«Закупки,склад, реализация» — эффективный инструмент управления торговыми операциями илогистикой.
«Учет затрати калькуляция себестоимости» — важный инструмент в работе производственногопредприятия для реализации главных учетных задач производства.
Модуль«Управление деловыми процессами» предназначен для:
· автоматизациибизнес-процессов всех подразделений предприятия
· автоматизацииуправления документооборотом предприятия
· созданиекорпоративной информационной системы, интегрированной в Интернет.
«Сведениеотчетности» предназначен для автоматизированного формирования своднойотчетности любого назначения и любого уровня структурной сложности.
Заключение
Компания,собирающаяся внедрить компьютерную систему управления ресурсами предприятия,как правило, дает следующую установку: система должна начать действовать какможно скорее, в срок и в рамках бюджета. Но выбрать правильную систему, способнуюдать максимальный эффект сложно.
Некоторыеорганизации избегают внедрять подобные системы, опасаясь, что ее не будутиспользовать, а если будут, то неэффективно. Эти опасения вполне оправданны.Проекты по внедрению систем и в самом деле терпят неудачу, даже в компаниях сэффективным в остальных отношениях управлением. В тех же случаях, когда всеидет более или менее нормально, зачастую не выполняются сроки началапромышленной эксплуатации и не удается остаться в рамках выделенного бюджета.
Преимущества от использованияинформационных систем в управлении очевидны: сокращаются производственныезатраты, уменьшаются сроки выполнения заказов. Но для оценки эффективностивозможные выгоды от внедрения необходимо сравнить с совокупной стоимостьювладения – основным показателем оценки эффективности внедрения информационныхсистем.
Правильное играмотное внедрение информационных систем очень полезно. В этом случаепредприятие может экономить значительную часть своего бюджета ежедневно.Существует немало примеров, когда внедрение автоматизированных информационныхсистем принесла значительную долю в прибыль компании.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 – 93.«Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристикикачества и руководства по их применению». – Государственный стандарт РФ. – М.:Госстандарт России, 1994. – 12 с.
2. Р.В. Авдеева «Финансовоепланирование, учёт, анализ в условиях применения программных продуктов: Учебноепособие» / Р.В. Авдеева, В. М. Бородкин, В.П. Бочаров — Воронеж: ВГУ, 2003. –112 с.
3. Васина А.А. «Финансоваядиагностика и оценка проектов» / А. А. Васина – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.
4. Емельянова Н.З. «Основыпостроения автоматизированных информационных систем: учебное пособие» / Н.З.Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 412 с.
5. О'Лири Дэниел «ERPсистемы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор,внедрение, эксплуатация» – Пер. с англ. / Дэниел О'Лири. – М.: Вершина, 2004 .—258 с.
6. Советов Б.Я.«Автоматизированное управление современным предприятием» / Б.Я. Советов, В.В.Цеханский – Л.: Машиностроение, 1988 – 168 с.
7. Филимонова Е.В.«Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник» / Е. В.Филимонова – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 352 с.
8. Шеремет А. Д. «Методикафинансового анализа». А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев – 3-е изд.перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 208 с.
9. «Выбор ПО дляавтоматизации управления» – Филипенко Игорь – “Корпоративные системы” (№3,2001).
10. «Информационныетехнологии в Управлении предприятием» – Крылович А.В. – www.cfin.ru/itm/kis/
.
11. «Использованиепрограммы SAP/R3в целях управленческого учёта» – Круглов А.А., Родионов Д.А. – Тезисы докладовVII Всероссийской научной студенческой конференции – Воронеж: ВГУ, 2004 – С.71.
12. «Корпоративныеинформационные системы на платформе Microsoft» – Стахурлов С.В. – Материалы Третьейвсероссийской научно-практической конференции «Электронный бизнес: опыт иперспективы – 2004». – Воронеж: ВГУ, 2004. – С. 37 — 44.
13. «Наиболееэффективные методы внедрения систем управления» – Квинтин Андерсон – www.cfin.ru/vernikov/kias/
.
14. «Основныефакторы риска при внедрении учетно-управленческих систем класса ERP нароссийских предприятиях» – Василий Кашкин, Юлиана Петрова – Аналитический отчет«РА Эксперт» – 2003 – 28 с.
15. «Российскиепредприятия задумались об автоматизации» – КИА центр – «Логинфо» (№5, 2001).
16. «Управлениеобщей стоимостью владения КИС» – Козаченко В.Е. – www.cfin.ru/itm/kis/ .
17. «Экономикаинформационных систем: от снижения затрат к повышению отдачи» – КириллСкрипкин – «Директор информационной службы» (№6, 2003).
18. «Экономическая эффективность инвестиций в ИТ: оптимальный методоценки» – ЮрийИпатов, Юрий Цыгалов – «Планета КИС» (№1, 2004).
19. ЩетининС.А. «Организационно-экономическое обеспечение эффективности примененияинформационных систем управления на предприятии» – автореф. дис. на соисканиеучёной степени кан. экнон. наук. – Белгород, 2005 – 26 c.
20. «BI:успех надо подготовить» - Шаку Атре – «Директор информационной службы»(№11, 2003).
21. «ERPи российский бухучёт – две вещи несовместимые?» – Новикова Нина – «Секретфирмы» (№12, 2005).