РЕФЕРАТ
на тему:Износ деталей
Омск – 2007
ИЗНОС ДЕТАЛЕЙПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Сущность явления износа
Срок службы промышленногооборудования определяется износом его деталей — изменением размеров, формы,массы или состояния их поверхностей вследствие изнашивания, т. е. остаточнойдеформации от постоянно действующих нагрузок либо из-за разрушенияповерхностного слоя при трении.
Скорость изнашивания *деталей оборудования зависит от многих причин: условий и режима их работы;материала, из которого они изготовлены; характера смазки трущихся поверхностей;удельного усилия и скорости скольжения*; температуры в зоне сопряжения;состояния окружающей среды (запыленность и др.).
Величина износахарактеризуется установленными единицами длины, объема, массы и др.Определяется износ по изменению зазоров между сопрягаемыми поверхностямидеталей, появлению течи в уплотнениях, уменьшению точности обработки изделия идр. Износы бывают нормальными и аварийными. Нормальным, или естественным,называют износ, который возникает при правильной, но длительной эксплуатациимашины, т. е. в резуль-
* Скорость изнашивания —это отношение значений характеризующих величин к интервалу времени, в течениекоторого они возникли.
тате использованиязаданного ресурса ее работы. Аварий-н ы м, или прогрессирующим, называют износ,наступающий в течение короткого времени и достигающий таких размеров, чтодальнейшая эксплуатация машины становится невозможной. При определенныхзначениях изменений, возникающих в результате изнашивания, наступаетпредельный износ, вызывающий резкое ухудшение эксплуатационных качествотдельных деталей, механизмов и машины в целом, что вызывает необходимость ееремонта.
Сущность явления трения
Первостепенной причинойизнашивания деталей (особенно сопрягаемых и трущихся при движении друг одруга) является трение — процесс сопротивления относительному перемещению,возникающего между двумя телами в зонах соприкосновения их поверхностей покасательным к ним, сопровождаемый диссипацией энергии, т. е. превращением ее втеплоту. В повседневной жизни трение приносит одновременно и пользу, и вред.Польза заключается в том, что из-за шероховатости всех без исключения предметовв результате трения между ними не возникает скольжения. Этим объясняется,например, то, что мы свободно можем передвигаться по земле, не падая, предметыне выскальзывают из наших рук, гвоздь крепко держится в стене, поезд движетсяпо рельсам и т. п. То же самое явление трения наблюдается в механизмах машин,работа которых сопровождается движением взаимодействующих частей. В этом случаетрение дает отрицательный результат — изнашивание сопрягаемых поверхностейдеталей. Поэтому трение в механизмах (за исключением трения тормозов,приводных ремней, фрикционных передач) —; явление нежелательное.
Виды и характер износадеталей
Виды износа различают всоответствии с существующими видами изнашивания—механическое (абразивное,усталостное), коррозионное и др.
Механический износявляется результатом действия сил трения при скольжении одной детали по другой.При этом виде износа происходит истирание (срезание) поверхностного слояметалла и искажение геометрических размеров у совместно работающих деталей.Износ этого вида чаще всего возникает при работе таких распространенныхсопряжений деталей, как вал — подшипник, станина — стол, поршень — цилиндр идр. Он появляется и при трении качения поверхностей, так как этому виду трениянеизбежно сопутствует и трение скольжения, однако в подобных случаях износбывает очень небольшим.
Степень и характермеханического износа деталей зависят от многих факторов: физико-механическихсвойств верхних слоев металла; условий работы и характера взаимодействиясопрягаемых поверхностей; давления; относительной скорости перемещения; условийсмазывания трущихся поверхностей; степени шероховатости последних и др.Наиболее разрушительное действие на детали оказывает абразивное изнашивание,которое наблюдается в тех случаях, когда трущиеся поверхности загрязняются мелкимиабразивными и металлическими частицами. Обычно такие частицы попадают натрущиеся поверхности при обработке на станке литых заготовок, в результатеизнашивания самих поверхностей, попадания пыли и др. Они длительное времясохраняют свои режущие свойства, образуют на поверхностях деталей царапины,задиры, а также, смешиваясь с грязью, выполняют роль абразивной пасты, врезультате действия которой происходит интенсивное притирание и изнашиваниесопрягаемых поверхностей. Взаимодействие поверхностей деталей безотносительного перемещения вызывает смятие металла, что характерно дляшпоночных, шлицевых, резьбовых и других соединений.
Механический износ можетвызываться и плохим обслуживанием оборудования, например нарушениями в подачесмазки, недоброкачественным ремонтом и несоблюдением его сроков, мощностнойперегрузкой и т. д.
Во. время работы многиедетали машин (валы, зубья зубчатых колес, шатуны, пружины, подшипники)подвергаются длительному действию переменных динамических нагрузок, которыеболее отрицательно влияют на прочностные свойства детали, чем нагрузкистатические. Усталостный износ является результатом действия на детальпеременных нагрузок, вызывающих усталость материала детали и его разрушение.Валы, пружины и другие детали разрушаются вследствие усталости материала впоперечном сечении. При этом получается характерный вид излома с двумя зонами— зоной развивающихся трещин и зоной, по которой произошел излом. Поверхностьпервой зоны гладкая, а второй — с раковинами, а иногда зернистая.
Усталостные разрушенияматериала детали не обязательно должны сразу привести к ее поломке. Возможнотакже возникновение усталостных трещин, шелушения и других дефектов, которые,однако, опасны, так как вызывают ускоренный износ детали и механизма. Дляпредотвращения усталостного разрушения важно правильно выбрать формупоперечного сечения вновь изготовляемой или ремонтируемой детали: она не должнаиметь резких переходов от одного размера к другому. Следует также помнить, чтогрубо обработанная поверхность, наличие рисок и царапин могут стать причинойвозникновения усталостных трещин.
Износ при заеданиивозникает в результате прилипания («схватывания») одной поверхности к другой.Это явление наблюдается при недостаточной смазке, а также значительномдавлении, при котором две сопрягаемые поверхности сближаются настолько плотно,что между ними начинают действовать молекулярные силы, приводящие к ихсхватыванию.
Коррозионный износявляется результатом изнашивания деталей машин и установок, находящихся поднепосредственным воздействием воды, воздуха, химических веществ, колебанийтемпературы. Например, если температура воздуха в производственных помещенияхнеустойчива, то каждый раз при ее повышении содержащиеся
/>
Рис. 1. Характер механического износа деталей:
а — направляющих станиныи стола, б — внутренних поверхностей цилиндра, в — поршня, г, д — вала, е, ж —зубьев колеса, з — резьбы винта и гайки, и — дисковой фрикционной муфты; 1 —стол, 2 — станина, 3 — юбка, 4 — перемычка, 5 — днище, 6 — отверстие, 7 —подшипник, 8 — шейка вала, 9 — зазор, 10 — винт, // — гайка; И — места износа,Р » действующие усилия
в воздухе водяные пары,соприкасаясь с более холодными металлическими деталями, осаждаются на них ввиде конденсата, что вызывает коррозию, т. е. разрушение металла вследствиехимических и электрохимических процессов, развивающихся на его поверхности. Подвлиянием коррозии в деталях образуются глубокие разъедания, поверхностьстановится губчатой, теряет механическую прочность. Эти явления наблюдаются, вчастности, у деталей гидравлических прессов и паровых молотов, работающих всреде пара или воды.
Обычно коррозионный износсопровождается и механическим износом вследствие сопряжения одной детали сдругой. В этом случае происходит так называемый коррозионно-механи-ч е с к ии, т. е. комплексны и, износ.
Характер механическогоизноса деталей. Механический износ деталей оборудования может быть полным, еслиповреждена вся
поверхность детали, илиместным, если поврежден какой-либо ее участок (рис. 1, а—и).
В результате износанаправляющих станков нарушаются их плоскостность, прямолинейность ипараллельность вследствие действия на поверхности скольжения неодинаковыхнагрузок. Например, прямолинейные направляющие 2 станка (рис. 1, а) под влияниембольших местных нагрузок приобретают вогнутость в средней части (местныйизнос), а сопрягаемые с ними короткие направляющие 1 стола становятсявыпуклыми.
Цилиндры и гильзы поршнейв двигателях, компрессорах, молотах и других машинах изнашиваются тоженеравномерно (рис. 1, б). Износ происходит на участке движения поршневых колец ипроявляется в виде выработки внутренних стенок цилиндра или гильзы. Искажаетсяформа отверстия цилиндра — образуются отклонения от цилиндричности и круглости(бочкообразность), возникают царапины, задиры * и другие дефекты. У цилиндровдвигателей внутреннего сгорания наибольшему износу подвергается их верхняячасть, испытывающая самые высокие давления и наибольшие температуры. Вкузнечно-прессовом оборудовании, наоборот, наибольший износ появляется внижней части цилиндра — там, где находится поршень во время ударов. Износпоршня (рис.1, в) проявляется в истирании и задирах на юбке
Износ валов (рис. 1, г, Д)проявляется возникновением различных дефектов: валы становятся изогнутыми,скрученными, а также изломанными вследствие усталости материала; на их шейкахобразуются задиры; цилиндрические шейки становятся конусными илибочкообразными. Отклонения от круглости приобретают также отверстия подшипниковскольжения и втулок. Неравномерность износа шеек валов и поверхностейотверстий во втулках при вращении вала — результат действия различных нагрузокв разных направлениях. Если на вал во время вращения действует только сила еготяжести, то износ появляется в нижней части подшипника (см. рис. 1, г, слева).
В зубчатых передачахнаиболее часто изнашиваются зубья: образуются задиры, зубья изменяют своюформу, размеры и выламываются. Поломка зубьев, появление трещин в спицах, ободеи ступице зубчатых колес, износ посадочных отверстий и шпонок происходит потрем основным причинам: 1) перегрузка зубчатой передачи; 2) попадание в неепосторонних тел; 3) неправильная сборка (например, крепление зубчатых колес навалу с перекосом осей).
Ходовые винты имеюттрапецеидальную или прямоугольную резьбу. У винта и его гайки изнашиваетсярезьба, витки становятся тоньше (рис.1, З.). Износ резьбы у винтов, какправило, неравно-
* Задир — повреждениеповерхности трения в виде широких и глубоких борозд в направлении скольжения. мерный,так как подавляющая часть деталей, обрабатываемых на станках, имеет меньшуюдлину, чем ходовой винт. Сильнее изнашивается та часть резьбы, котораяработает больше. Гайки ходовых винтов изнашиваются быстрее, чем винты. Причиныэтого таковы: резьбу гаек неудобно очищать от загрязнений; гайки в ряде случаевнеудовлетворительно смазываются; у гайки, сопряженной с винтом, участвуют вработе все витки резьбы, тогда как у винта одновременно работает тольконебольшая часть его витков, равная числу витков гайки.
У дисковых муфт врезультате действия сил трения наибольшему износу подвергаются торцы дисков(рис. 1, и); их поверхности истираются, на них появляются царапины, задиры,нарушается плоскостность.
В резьбовых соединенияхнаиболее часто изнашивается профиль резьбы, в результате в них увеличиваетсязазор. Это наблюдается в
/>
а) б)
Рис. 2. Износ подшипниковкачения:
а — вследствие перекоса,б — при проворачивании внутреннего кольца на валу, в — из-за чрезмерногонатяга, г — из-за неисправного сальника; И — места износа
сопряжениях не толькоходовых, но и зажимных, например зажимных винтов часто отвертываемых крепежныхболтов. Износ резьбовых соединений — результат недостаточной или, наоборот,чрезмерной затяжки винтов и гаек; особенно интенсивен износ, если работающеесоединение воспринимает большие или знакопеременные нагрузки: болты и винтырастягиваются, искажаются шаг резьбы и ее профиль, гайка начинает «заедать». Вэтих случаях возможны аварийные поломки деталей соединения. Грани головокболтов и гаек чаще всего изнашиваются потому, что их отвертывают несоответствующимиключами.
В шпоночных соединенияхизнашиваются как шпонки, так и шпоночные пазы. Возможные причины этого явления— ослабление посадки детали на валу, неправильная подгонка шпонки по гнезду.
В подшипниках качениявследствие различных причин (рис. 2, а—г) износу подвержены рабочие поверхности— на них появляются оспинки, наблюдается шелушение поверхностей беговыхдорожек и шариков. Под действием динамических нагрузок происходит ихусталостное разрушение; под влиянием излишне плотных посадок подшипников на вали в корпус шарики и ролики защемляются между кольцами, в результате чеговозможны перекосы колец при монтаже и другие нежелательные последствия.
Различные поверхностискольжения также подвержены характерным видам износа (рис. 3). В процессеэксплуатации зубчатых передач вследствие контактной усталости материаларабочих поверхностей зубьев и под действием касательных напряжений возникаетвыкрашивание рабочих поверхностей, т. е. отделение частиц мате-
/>
Рис.3. Характерные видыизноса поверхностей скольжения:
а — выкрашивание, б —отслаивание, в — коррозия, г — эрозия, д — царапины, е — задиры, ж —налипание, з — глубинный вырыв материала и перенос его с другой поверхноститрения риала, приводящее к образованию ямок на поверхности трения (рис. 3, а).Разрушение рабочих поверхностей зубьев вследствие интенсивного выкрашивания(рис. 3, б) часто называют отслаиванием (происходит отделение от поверхноститрения материала в форме чешуек).
На рис. 3, в показанаповерхность, разрушенная коррозией. Поверхность чугунного порошкового кольца(рис. 3, г) повреждена вследствие эрозионного изнашивания, которое происходитпри движении поршня в цилиндре относительно жидкости; находящиеся в жидкостипузырьки газа лопаются вблизи поверхности поршня, что создает местное повышениедавления или температуры и вызывает износ деталей. На поверхности тормозногобарабана (рис. 3, д) показаны риски, которые появляются при воздействии на вращающийсябарабан твердого тела или твердых частиц. Задиры (рис. 3, е) образуются врезультате схватывания поверхностей при трении вследствие действия между нимимолекулярных сил. На рис. 3, ж показана рабочая поверхность детали с налипшимина нее посторонними частицами, а на рис. 3, з— поверхность детали с износомпри заедании в результате схватывания — глубинного вырыва материала и переносаего с другой поверхности трения.
Признаки износа
Об износе деталей машиныили станка можно судить по характеру их работы. В машинах, имеющих коленчатыевалы с шатунами (двигатели внутреннего сгорания и паровые, компрессоры, эксцентриковыепрессы, насосы и др.), появление износа определяют по глухому стуку в местахсопряжений деталей (он тем сильнее, чем больше износ).
Шум в зубчатых передачах— признак износа профиля зубьев. Глухие и резкие толчки ощущаются каждый раз,когда меняется направление вращения или прямолинейного движения в случаяхизноса деталей шпоночных и шлицевых соединений.
Износ в сборочныхединицах станка можно установить не только на слух, но и по виду поверхностейзаготовок, обработанных, на этом станке. Если, например, при обработкезаготовки на токарном станке на ее поверхности появляются через равныепромежутки кольцевые выступы или впадины, то это означает, что в фартуке станкаизносились зубья реечного колеса и рейки; движение суппорта вместо плавногостало прерывистым. Этот дефект часто вызывается также износом направляющихстанины и каретки суппорта, нарушающим соосность отверстий фартука и коробкиподач, через которые проходит ходовой вал.
Следы дробления наобтачиваемом валике, установленном в коническом отверстии шпинделя,свидетельствует об увеличении зазора между шейками шпинделя и его подшипникамивследствие их износа. Если обрабатываемая на токарном станке заготовка получаетсяконической, значит изношены подшипники шпинделя (главным образом передний) инаправляющие станины, а если овальною— изношена шейка шпинделя, принявшая формуовала. Увеличение мертвого хода * укрепленных на винтах рукояток сверхдопустимого — свидетельство износа резьбы винтов и гаек.
Об износе деталей машинчасто судят по появившимся на них царапинам, бороздкам и забоинам, а также поизменению их формы. Детали машин, работающие со значительными знакопеременныминагрузками, осматривают через увеличительное стекло (лупу), проверяя, нет ли уних мелких трещин, которые могут послужить в дальнейшем причиной поломки. Внекоторых случаях проверку осуществляют с помощью молотка: дребезжащий звук приобстукивании детали молотком свидетельствует о наличии в ней значительныхтрещин.
О работе сборочных единицс подшипниками качения можно судить по характеру издаваемого ими шума. Лучшевсего выполнять такую проверку специальным прибором — стетоскопом. При егоотсутствии пользуются металлическим прутком, который приклады-
* Под мертвым ходомподразумевают некоторый свободный угол поворота рукоятки, прежде чем оназаставит двигаться соединенную с ней деталь. Для суппорта токарного станкадопустимый мертвый ход рукоятки — */4о оборота винта. вают закругленным концомк уху, а заостренным — к тому месту, где находится подшипник: при нормальнойработе слышен слабый шум — равномерное тонкое жужжание; если работа подшипниковнарушена, возникают сильные шумы. Свист или резкий (звенящий) шум указывает наотсутствие в подшипнике смазки либо на защемление шариков или роликов междубеговыми дорожками внутреннего и наружного колец. Гремящий шум (частые звонкиестуки) означает, что на шариках, роликах или кольцах появились язвины либо вподшипник попала абразивная пыль или грязь. Глухие удары сигнализируют обослаблении посадки подшипника на валу и в корпусе.
Работу подшипника можнопроверять и по нагреву, определяемому на ощупь наружной стороной кисти руки,которая безболезненно выдерживает температуру до 60 °С. Так, например,определяют повышенный нагрев подшипников, который может быть следствиемзащемления шариков или роликов между беговыми дорожками в результате отклоненияот соосности опор или возникать из-за отсутствия смазки (особенно в техслучаях, когда вал вращается с большой частотой). Перегрев подшипника можетпоявиться при больших частотах вращения вала также в случае избытка смазочногомасла или его повышенной вязкости, создающей дополнительное сопротивлениевращению вала. Значительный нагрев вызывает ускоренный износ подшипников.
Тугое проворачивание валасвидетельствует об отсутствии соосности между ним и подшипником или очрезмерно тугой посадке подшипника на валу или в корпусе. Дребезжащий стук вцилиндре компрессора сигнализирует о поломке или повышенном износе поршневыхколец, а глухой — об износе поршня и цилиндра. Стук маховика может бытьследствием нарушения его посадки на валу. Недостаточное давление впневмосистеме является результатом утечки сжатого воздуха из соединенийтрубопроводов, пробуксовки приводных ремней, износа цилиндра, поршня и другихдеталей компрессора.
Особенности выбораматериалов при ремонте
Одним из критериев выбораматериалов для изготовления новых деталей при ремонте является износостойкость,которая в основном определяется твердостью/Если твердость материала сопрягаемыхдеталей выше твердости абразива, то износ мал 7 Износостойкость можетдостигаться и таким образом: одну деталь (например, вал) выполняют из материалавысокой твердости, а другую (подшипник скольжения) — из мягкогоантифрикционного (бронзы, баббита, металлокерамики и др.), в зависимости отусловий эксплуатации и требований, предъявляемых к деталям, выбирают материалдля изготовления последних. Например, к твердости шеек шпинделей (легких исредних), работающих в подшипниках скольжения, предъявляют повышенныетребования, поэтому их закаливают ТВЧ, достигая твердости НКС 54—60; шпинделиизготовляют из стали
40Х. Такие же шпиндели,работающие в подшипниках качения, изготовляют из стали 45 и улучшаюттермообработкой до НКС 23-27.
Ходовые винты (средние илегкие) токарных станков должны обладать высокой износостойкостью и минимальнодеформироваться. Их изготовляют из стали 45, подвергая сначала предварительному,а затем вторичному отжигу после обдирки. Червяки, работающие на большихскоростях,, изготовляют из стали 12ХНЗА, цементируют и закаливают с низкимотпуском до НКС56; червяки, работающие на средних скоростях, выполняют изстали 45 и закаливают с отпуском до НRС 23—30. Пружины изготовляют из стальной(марки 65Г) проволоки диаметром менее 6 мм, затем подвергают закалке и отпускудо HRC 58—62.