Министерствосельского хозяйства Республики Казахстан
КазахскийАгротехнический университет
Имени СакенаСейфуллина
Курсоваяработа
На тему
«Зрительныеиллюзии в одежде»
Проверила: Выполнил
Кульжанова Мелешенко Семён
Алтынай Архитектурный факультет
Айтмухановна 23 группа, Дизайн
Астана 2010г.
1. ВВЕДЕНИЕ
При создании моделиодежды художник – модельер учитывает не только закономерности цветовыхсочетаний, но и рисунок ткани, за счет которого могут создаваться зрительныеиллюзии. Зрительные иллюзии – это искаженное восприятие глазомдействительности.
Зная законы зрительныхиллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить,расширить или сузить, скрыть какие-то недостатки.
Замечено, что частыегоризонтальные полосы зрительно расширяют фигуру и делают ее ниже. Редкие жевертикальные полосы зрительно уменьшают ширину и увеличивают высоту фигуры.
Если необходимо зрительнорасширить плечи, можно вырез горловины платья сделать глубоким, причем острыйугол выреза горловины должен быть обращен вниз.
Расширение бедер можносделать за счет применения острого угла кокетки юбки платья. Острый угол в этомслучае направлен углом к линии бедер.
Удлинение роста возможнопри использовании вертикальных линий кроя.
Поскольку платье должноподчеркивать достоинства фигуры, смягчать ее недостатки, следует умело использоватьзакономерности зрительных иллюзий.
Но не забывайте и оцвете. Ведь с помощью цвета можно зрительно увеличить или уменьшить рост иобъем фигуры, скрыть недостатки телосложения, а также изменить оттенок кожи,увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Цвет влияет на гигиеническиесвойства одежды и на работоспособность человека.
Все эти проблемы легкорешить с помощью самой обычной одежды.
Мода — это не тольковечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом.Какой бы новый образец для подражания ни предложили нам, мы готовы на любыехитрости и уловки, чтобы доказать, что в полной мере соответствуем ему, чтообладаем несомненно «идеальной фигурой». И здесь абсолютно невозможнообойтись без законов зрительных иллюзий.
Иллюзия — нечтокажущееся, обман чувств.
Ошибочное восприятиепредметов, явлений.
Иллюзии издавна, и сбольшим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру кидеальной с точки зрения бытующей моды: сделать выше рост, фигуру стройнее,плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.
Историческая справка
Если проследить всюисторию развития костюма, то мы увидим, как «сужали» талию с помощью оченьшироких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казалисьдлиннее, украшали горловину огромным воротником «фреза», создаваяиллюзию маленькой головки, и т.д. Этобыл один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека.
В современной одеждесохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках ииспользование специального белья в больших вечерних туалетах, позволяющиедобиваться «идеальной фигуры». Но эти приемы значительно упростились, потомучто изменились эталоны красоты.
Первый путь созданияиллюзий в одежде — фигура остается неизменной, со своими недостатками с точкизрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ припомощи приемов создания зрительных иллюзий: подчеркиваются вертикали любымисредствами моделирования для придания фигуре стройности, используются клетчатыеи полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и вырезагорловины и т.д.
Второй путь использованиязрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле «оп-арт», которыйтребует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а такжепревращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство.
Таким образом,использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только для того, чтобысделать фигуру более или менее идеальной, но и для достижения эстетическизначительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образамодели.
2. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ВОДЕЖДЕ
1) Иллюзияпереоценки вертикали
Вертикальное всегдакажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Иногда этаиллюзия очень значительна и может приближаться к разнице в 1/3. вертикальнаялиния кажется больше горизонтальной. Расстояния, находящиеся в верхней частиполя нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижнейчасти. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней инижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом какравные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разницавносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а чтоменьше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. Тоесть необходимо удлинить блузу или юбку.
/>
/>
2) Иллюзиязаполненного пространства
Иногда случается так, чтозаполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равноеему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той частифигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.
/>
/>
3) Иллюзияпереоценки острого угла
Расстояние междусторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояниемежду сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформлениягорловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, аузкий и длинный, наоборот, расширяет.
/>/>
4) Иллюзия контраста
Этот вид иллюзиирассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка.Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма вокружении малых кажется еще больше.
В дизайне костюма этаиллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будетказаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезомгорловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве — еще уже, асильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.
/>
/>
5) Иллюзияподравнивания (ассимиляции)
Суть этой иллюзии в том,что «подобное повторяется подобным», когда линии, размеры и формыповторяются. Например, квадратный вырез горловины подчеркивает квадратныйподбородок, узкий вырез горловины еще сильнее сужает узкое лицо, горизонтальнаялиния кокетки расширяет широкие плечи.
Иллюзия полосатой ткани
Выбирая расположениеполос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например,придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.
При сложном расположенииполос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречнымиполосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры.Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже еслисделать вертикальную вставку посередине.
/>
6) Иллюзиясокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями
Эта основанная наасимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половинакостюма белая, правая — черная, левый рукав — черный, а правый — белый.Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ейнекоторую стройность и динамичность.
/>
7) Иллюзияпространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани
Такой эффект наиболеечасто встречается в моделях стиля «оп-арт». Например, крупная клеткапостепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем тачасть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чемта, на которой клетка становиться меньше.
Поэтому если Вы не хотитепривлекать внимание к какой либо части фигуры, не располагайте на ней участкиткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая,мягко переведет внимание на другую часть фигуры.
/>
8) Иллюзияпсихологического отвлечения
Если мы хотим скрытьопределенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место водежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при«тяжелом» низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративномуоформлению шеи, плечевого пояса и т.д.
/>
/>
9) Явлениеиррадиации
Оно состоит в том, чтосветлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящихразмеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркостицветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на беломфоне. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяетподчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модныеакценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полнойфигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае от модельератребуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютноразных метода: подчеркивание достоинств фигуры скрытие недостатков. Первыйметод иногда называют «французским», а второй — «русским».Например, тонкую талию полной женщины можно подчеркнуть кроем одежды иликрасивым декоративным элементом (поясом), привлекающим внимание. С другойстороны, ту же фигуру можно одеть в прямое полосатое платье.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всякая одежда естьизвестное видоизменение, преображение внешности человека. Кроме того,человеческая фигура не всегда соответствует задуманной, желательной в том илиином случае форме.
Для достижения целивыделяют в фигуре желаемые очертания. А если выделять нечего, то создают ихвидимость, а невыгодное замаскировывают, скрывают, попросту закрывают. Сутулуюспину прикрывают накидкой или широким воротником; подшивают накладки – и узкиеплечи делаются широкими. Это путь самый простой. В этих случаях фактически,физически получаются другие очертания, т. е. обман не зрительный. Или же мы неиллюзорно видим спину прямой, а мы просто спины с ее сутулостью не видим, авидим одну накидку.
Другого рода задачавозникает, когда фактически, физически форму изменить не возможно. Если ростможно прибавить высокими каблуками, то убавить его теми же методами нельзя.Худобу можно скрыть различными подкладками, но стянуть корсетом излишнююполноту можно только в ограниченных пределах. Здесь-то и имеют значение способызрительного изменения фигуры. Именно зрительные иллюзии могут помочь доизвестной степени выпрямить неправильную форму, сделать приземистую фигуруболее стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая.
В этом положительная рольиллюзий. Но не надо забывать, что они могут оказать и очень вредное действие,если с ними не считаться. Знание законов зрительного восприятия и зрительныхиллюзий дает возможность этого избежать.
Зрительной иллюзией мыназываем непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другимивидами восприятия данного предмета и с общей совокупностью наших знаний о нем.
В большинстве случаяхбогатые возможности, скрытые в зрительных иллюзиях, даже не подозреваются и водежде не используются. Однако просто взять и перенести известную иллюзию вобласть одежды нельзя. Необходимо проверить ее в приложении к одежде, где онаможет дать неожиданные результаты.
Важно, чтобы работающий вобласти создания одежды знал принцип определенного впечатления и мог егоприменять в многообразных, не предусмотренных заранее, случаях.
Необходимо владетьсредствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной внешний вид инужно знать, что может содействовать определенному впечатлению. При этом дляосуществления желаемой формы необходимо считаться с фактором, данным извне –размерами и очертаниями человеческой фигуры – основным зрительным элементом.
4. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бердник Т. О.,Неклюдова Т. П. – «Дизайн костюма», Ростов «Феникс» 2000
2) Бердник Т.О. –«Основы художественного проектирования костюма»
Ростов-на-Дону«Феникс» 2005
3) http://www.osinka.ru/Moda/Style/
4) http://tvorim.e-gloryon.com/9293179653
5) www.log-in.ru/articles/79/
6) www.po6iv.ru/art/zritelnie_illuzii
7) http://www.peterlife.ru/funoffice/illusion/allbooksillusions-039.htm
8) www.season.ru/moda/miniat/