А).Железнодорожный транспорт, зародившийся в эпоху промышленной революции,оставался основным видом транспорта на протяжении всего XIX и первой половиныXX в. А вся история автомобильного транспорта умещается в рамки одного XX в., втечение которого он пережил, образно говоря, и свою «древность», и «средниевека», и «новое», и «новейшее» время. В наши дни он играет особенно большуюроль в системе коммуникаций и городов, и районов, и стран, да и целых регионов.Хотя автомобильный транспорт обслуживает в первую очередь национальныеперевозки, растет и его участие в международных перевозках грузов и пассажиров– как самостоятельно, так и в кооперации с другими видами транспорта. Отсюдаего влияние не только на национальное, но и на мировое хозяйство.
Б).Специалисты считают, что железнодорожный и автомобильный транспорт нашлиопределенную нишу, в рамках которой он может получить новые стимулы развития.Но и перспективы нового крупного железнодорожного строительства, особенно вЕвразии, ныне также оцениваются более высоко.
В).Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль – Манчестер вАнглии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железнаядорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. – в Германии и Бельгии. А в Россиипервая железная дорога Петербург – Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г. Так было положено начало периоду бурного железнодорожногостроительства: с 1850 по 1900 г. в мире было введено в эксплуатацию более 800тыс. км путей (в среднем по 16 тыс. км в год). Рекордсменом в этой областистали США, а на второе место вышла Россия. К 1920 г. протяженность железных дорог мира достигла уже почти 1, 2 млн км. Они сыграли исключительнуюроль в формировании международного географического разделения труда в пределахотдельных стран и континентов, а соответственно и в становлении мировогохозяйства.
Заэтими общемировыми тенденциями скрываются существенные географические различия,которые отражают различия между региональными транспортными системами ивыражаются и в показателях железнодорожной сети, и в показателях работытранспорта.
Приотносительной стабильности протяженности железнодорожной сети мира в целом водних странах и регионах она сокращается, а в других, напротив, растет.
Наибольшуюдлину имеют железные дороги в США (227 тыс. км), России (87 тыс.), Китае (72тыс.), Индии (63 тыс.) и Австралии (54 тыс.). Наиболее высокая плотностьжелезных дорог (длина железнодорожных путей на 100 или 1000 кв. км) в Бельгии —100 км/100 кв. км. В ряде развитых стран — Японии, Франции, Италии, Германии,США — действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более200 км/час.
Подлине электрифицированных дорог первое место в мире занимает Россия, а постепени электрификации (доле электрифицированных дорог) — Швейцария, гдеэлектрифицировано почти 100% всех железных дорог. В ряде стран на железныхдорогах широко используется тепловая тяга (тепловозы), поэтому процентэлектрифицированных дорог там ниже (Япония — 50%, Франция, Испания — 30%, США — 25%).
Ширинажелезнодорожной колеи в разных регионах может быть различной. В зарубежнойЕвропе (за исключением Финляндии и бывших прибалтийских республик СССР) онасоставляет 1435 мм. В Испании и Португалии — 1668 мм, в России, Финляндии и странах Балтии — 1524 мм. Поэтому в местах, где происходит стыковкадорог с разной колеей (обычно это пограничные станции), устраиваютсяспециальные приспособления, позволяющие производить замену колесных пар сразной шириной колеи. Весной 2003 г. в печати появилось сообщение, что завод вПознани (Польша) наладил производство систем автоматической смены шириныколесных пар, которая позволяет обходиться без длительной процедуры их замены.
Мировойгрузооборот железных дорог в 2005 г. составил 8000 млрд т/км. Основную роль вего обеспечении играют страны, входящие в первую десятку по этому показателю.На них приходится более 9/10 этого грузооборота (табл. 142).
Мировойпассажирооборот железных дорог в начале XXI в. устойчиво держится на уровне1900 млрд пассажиро-километров. Но для более реалистичной его характеристикивоспользуемся несколько иным показателем: сколько километров в среднемпроезжает по железной дороге за год один пассажир. Первое место в мире поданному показателю занимает Япония (2000 км). Далее следуют Швейцария (1700 км), Австрия (1200), Украина, Россия и Белоруссия (по 1150), Франция (1000),Нидерланды и Египет (от 900 до 1000 км).
Россиябыла и остается, можно сказать, великой железнодорожной державой. Занимаявторое место в мире по общей протяженности железных дорог (85 тыс. км, или 8 %от мировой), Россия обеспечивает 23 % мирового грузооборота и 7 % мировогопассажирооборота железнодорожного транспорта. По грузонапряженности железныхдорог Россия не имеет себе равных во всем мире. В России находится и самаядлинная в мире Транссибирская магистраль (10 тыс. км).
Автомобильный транспорт.
Наиболееполное представление об автомобильном транспорте как всего мира, так иотдельных стран могут дать сведения о размерах автомобильного парка, который напротяжении XX в. возрастал очень быстро. Перед началом Первой мировой войны мировойпарк насчитывал примерно 350 тыс. автомобилей, перед началом Второй мировойвойны – 46 млн, в 1950 г. – 50 млн, а в 1975 г. – уже 300 млн. Рубеж в 500 млн автомобилей был преодолен в 1987 г., а в 600 млн – в 1997 г. В 2007 г. мировой автопарк достиг 800 млн машин. Большую часть этого парка составляютлегковые автомобили. Из которых около 80% сосредоточено в развитых странах.Большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальныемагистрали, например через США — от Атлантического до Тихого океана,Панамериканское шоссе — через Северную и Южную Америку, через Сахару — вАфрике.
Междуотдельными, даже ведущими странами автомобильный парк распределяется оченьнеравномерно. Первые шесть мест по величине автомобильного парка занимаютвеликие державы западного мира. Среди стран-лидеров по этому показателюфигурируют три ключевые развивающиеся страны – Китай, Бразилия и Мексика, атакже Россия, Канада, Австралия и три менее крупные страны – Испания, Польша иРеспублика Корея.
Конечно,по размерам автомобильного парка тоже можно судить об уровне автомобилизации.Но все-таки правильнее измерять этот уровень при помощи других показателей.Обычно для его оценки применяют показатель количества личных автомобилей,приходящихся на 1000 жителей. Наиболее высок он в странах Западной Европы, вСША, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Выходит, что в среднем в ЗападнойЕвропе на тысячу жителей приходится от 300 до 600, в США – 675, в Канаде – 570,в Японии – 470, в Австралии – 520 и в Новой Зеландии – 630 легковыхавтомобилей.
Россияпо развитию автомобильного транспорта значительно отстает от уровня стран Запада.В первую очередь это относится к российским дорогам, которые и попротяженности, и в особенности по качеству уступают дорогам ряда зарубежныхстран. По размерам автомобильного парка Россия занимает только седьмое место вмире.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/