/>/>/>/>Предприятие:ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов»
Местонахождения предприятия: Кировская область, г. Яранск, пер. Лагуновский,1.
Строго конфиденциально.
Название проекта:
Бизнес-план реновации (обновления) основных средств для цехапроизводства масла
Дата начала реализации проекта: 2009 год
Продолжительность проекта: 3 года
Дата составления: 10 августа 2008 года
Оглавление
1. Резюме. 5
2. Описание предприятия и отрасли. 6
3. Характеристика продукции. 8
4. Исследование и анализ рынков сбыта. 9
5. Конкуренция и конкурентное преимущество. 13
6. План маркетинга. 15
7. План производства. 18
8. Организационный план. 28
9. Оценка рисков и страхования. 1
10. Финансовый план. 3
Выводы… 10
Список использованной литературы… 12
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Переход к рыночной экономикетребует от предприятий повышения эффективности производства,конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений науки итехники, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизациипредпринимательства.
Имея солидный опыт, большинствороссийских предпринимателей уже познакомились с проблемами конкурентной борьбы,стратегии сбыта, ценообразования и другими проблемами маркетинга и менеджмента.Одной из таких проблем является технология привлечения инвестиций,целенаправленного и подконтрольного их использования. Объективно, такойтехнологией является бизнес-планирование.
Разработка бизнес-плана являетсяодним из этапов на пути привлечения кредитов или инвестиций. Любая форма использованиячужого капитала на собственном предприятии требует определенных гарантий длякредитора и инвестора. Одной из таких гарантий может стать хорошо продуманное,рассчитанное письменное изложение сути дела. Исходя из всего вышесказанного, насовременном этапе рыночных отношений планирование является основным фактором,от которого зависит дальнейшая деятельность предприятия. В условияхконкурентной и нестабильной среды предприятиям особенно необходимы планыразвития фирмы и маркетинговые исследования, так как в бизнесе нельзя позволитьсебе неверные шаги и ошибки. Однако на практике многие фирмы отказываются отданных разработок из-за отсутствия времени и средств; отсутствия необходимыхзнаний; невозможности и неумения применять результаты исследования на практике.
В данной работе определеныосновные потоки платежей при реализации бизнес-плана в ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов», выявлены источники финансирования, а также определена егоэффективность для производства.
/>/>/>/>/>/>/>1. Резюме
Целью данного бизнес-планаявляется составление основных потоков платежей при реализации инвестиционногопроекта на ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов», выявление источниковфинансирования, а также определение его эффективности для производства.
Для улучшения хозяйственнойдеятельности ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» и эффективностииспользования основных средств необходимо обновление оборудования для цехапроизводства масла сливочного. Предприятие намерено приобрести новые сепараторыдля отделения высокожирных сливок в целях увеличения объемов производства масла.Балансовая стоимость сепаратора составляет 280 тыс. руб.
Перспектива данного проектазаключается в том, что процесс производства уже налажен на данном предприятии,но имеются свободные производственные мощности, загрузив которые организацияполучит дополнительную прибыль, улучшит свое финансовое положение, достигнетэкономической стабильности.
Продукция ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов» пользуется спросом на местном рынке, кроме того, имеетсявозможность выхода на рынок Волго-Вятского региона.
Чистая прибыль предприятия при внедрении данного оборудования за весь периодэксплуатации составит 2125 тыс. руб.
Показатели эффективности проекта достаточно высокие для того, чтобы егопринять в производство. Чистый дисконтированный доход положителен.
Срок окупаемости инвестиций 5 месяцев.
Уровень всех интегральныхпоказателей свидетельствует об эффективности данного проекта.
Проект рекомендуется косуществлению на предприятии ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов», чтопозволит расширить объем реализации продукции предприятия и увеличить прибыльот ее реализации.
/> 2. Описание предприятия и отрасли
История деятельности «Яранскогокомбината молочных продуктов» начиналась с работы сепараторного отделения,который располагается на месте ныне действующей аптеки. Это было в 30-х годах. Тогдапринятое молоко могли только пропустить через сепаратор, в результате чегополучить сливки. Труд работника был не механизирован, делалось все вручную.
Затем цех по переработке молокавошел в состав ликероводочного завода и стало совместное предприятие.
В 1959 году был построен«Яранский маслодельный завод», оснащенный, в основном, отечественнымоборудованием. Из года в год повышалась продуктивность скота в сельскомхозяйстве, увеличились заготовки молока, маслозавод не стал справляться спереработкой, да и потребности населения увеличивались.
В 1979 году, то есть 24 годаназад, в городе Яранске Кировской области создан комбинат молочных продуктов(ЯКМП). Комбинат молочных продуктов расположен в 1,5 км. От северо-западнойокраины города, между реками Ярань и Уртма, в 150 метрах от междугороднейтрассы Киров–Нижний Новгород. Площадь занимаемой территории 4,16 га.
В 1996 году «Яранский комбинатмолочных продуктов» был переименован в ОАО «Яранский комбинат молочныхпродуктов».
Акционерное общество являетсяюридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет всобственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет гражданскиеправа и обязанности, круглую печать, бланки, эмблему, зарегистрированный вустановленном порядке товарный знак.
Местонахождения предприятия: Кировскаяобласть, г. Яранск, пер. Лагуновский, 1.
Основной целью предприятияявляется получение прибыли.
Основными видами деятельностипредприятия являются:
Производство пищевых продуктовна основе переработки молока и сливок.
Разработка, внедрение,производство, реализация конкурентоспособной пищевой продукции.
Торгово-закупочная деятельность.
Оптовая и розничная торговля сиспользованием сети своих магазинов.
Предоставление консультационныхуслуг, рекламная и информационная деятельность.
Организация и проведениевыставок, ярмарок и т.п.
Транспортно-экспедиционныеуслуги.
Внешнеэкономическая деятельность.
Проведение монтажных,пусконаладочных и ремонтно-строительных работ.
Уставный капитал предприятиясоставляет 109725 рублей. Уставный капитал разделен на момент учреждения наобыкновенные и именные акции в количестве 21945 штук, номинальной стоимостью 5рублей каждая. Все акции выпущены в бездокументарной форме.
Рынок потребителей молочнойпродукции следует рассматривать как растущий, т.е. имеющий реальные возможностидля увеличения объемов реализации. />/>/>Представляется,что привлекательность рынка сбыта нашей продукции имеет уровень, выше среднего;товар будут пользоваться спросом, возможно привлечение инвестиций.
Ставя перед собой долговременныезадачи, ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» стремится быть лидером подоле рынка, который оно охватывает своими товарами. С этой целью в расчете навысокие прибыли в перспективе можно снизить текущие цены на некондиционныетовары и увеличить цены на высококачественный и свежий товар.
/>3. Характеристика продукции
Характеристика, химическийсостав, упаковка и маркировка «Крестьянского» масла соответствуют действующимтехнологическим условиям ГОСТ 37-91.
На предприятии выпускается двавида масла:
сладкосливочное соленое инесоленое;
кисломолочное несоленое.
Для производства крестьянскогомасла применяют: молоко коровье заготовляемое; сливки из коровьего молока; сливки,полученные при сепарировании свежей подсырной сыворотки; бактериальнуюзакваску, приготовленную на чистых культурах молочнокислых стрептококков; водупитьевую; соль поваренную пищевую. Сырье и материалы, применяемые для выработкикрестьянского масла, должны соответствовать требованиям действующих стандартови технических условий.
Готовая продукцияпредназначенная для выпуска в реализацию должна соответствовать поорганолептическим и физико-химическим показателям требованиям действующихстандартов и технических условий.
На каждый вид продукции приреализации выдается качественное удостоверение и сертификат соответствия.
Анализ слабых сторон продуктапоказывает, что у ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» имеются резервыповышения конкурентоспособности продукции. Это:
— контроль за качествомиспользуемых продуктов;
— ускорение процессапроизводства;
— контроль издержек обращения;
— снижение себестоимостипродукции.
Цена продукции ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов» будет ниже, чем цены наших конкурентов, путемпоиска поставщиков наиболее дешевых материалов, снижения издержек производства.
В отношении же импортного масла,которое имеет большой срок годности и различные добавки, консерванты, вредныедля здоровья; то их цена, как правило, самая высокая на данном рынке; в товремя как низкие производственные издержки предприятия позволят установитьгораздо более доступные цены реализации своей продукции, что и будет основнымслагаемым ее конкурентоспособности по отношению к импортируемой продукции.
К тому же важным отличительнымпреимуществом нашей продукции перед импортной будет являться натуральностьсырья, свежесть, экологичность и качество продукции.
Сейчас очень многиепроизводители прибегают к использованию различных добавок, чтобы удешевитьпродукт питания. Яранский комбинат выпускает продукцию экологически чистой безпримесей и добавок. Продукция комбината неоднократно представлялось наразличных конкурсах, Всероссийских выставках и занимало призовые места. До сихпор Яранское масло считается одним из лучших в России. />/>/>4. Исследование и анализ рынков сбыта
Программой деятельности ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов» является обеспечение максимальнойудовлетворенности потребностей населения в качественных продуктах питания.
Предприятие имеет собственныестационарные торговые точки (магазины).
Продукция ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов» реализуется как в пределах Кировской области, так и за еепределами (Татарстан, Чувашия, Башкирия, Москва).
В отношении продукции ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов» рынок является рынком «покупателя». Этообусловлено не только наличием аналогичной продукции на региональном инациональном рынках, но и тем, что само предприятие уделяет больше внимания неколичеству, а в первую очередь качеству, и стремится «завоевать»своих потребителей, удовлетворив их потребности в отношении продукции ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов».
ОАО «Яранский комбинат молочныхпродуктов» производит продукты питания. Значит, рынок, на котором она работает,является рынком краткосрочных товаров.
Потребителями продукции ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов» являются как население, так и организации, а такжечастные предприниматели. Предприятие стремится завоевать своих потребителей спомощью установления приемлемой цены и высокого качества продукции.
Конкурентоспособностьпредприятия зависит не только от внутренних возможностей предприятия и условияприспосабливаться к условиям внешней среды. Успех предприятия во многомопределяется правильным выбором рынков, на которых оно будет работать.
Рынки состоят из покупателей, апокупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам и имеют разныетребования. Задача производителя – разделить потребителей на четкие группы, длякаждой из которых требуются различные варианты товара и комплекса маркетинга. Длярешения этой задачи используется сегментирование рынка – процесс разбивкипотребителей на сегменты на основе различия в нуждах, характеристиках иповедении.
Этот процесс начинается сопределения принципов сегментирования – способов выделения сегментов на рынке. Какого-тоединого набора принципов не существует. Однако в зарубежной практике выработанынекоторые группы принципов, при использовании которых учитывается прежде всегоназначение товара.
Для сегментирования рынкапотребительских товаров и услуг применяют следующие принципы:
географический (регионы, городас различной численностью населения, сельская местность);
социально-демографический (пол,возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, родзанятий, образование, религиозные убеждения, национальность и др.);
психографический (общественныйкласс, образ жизни, тип личности);
поведенческий (повод для совершенияпокупки, искомые выгоды, статус пользователя, степень приверженности и др.).
Сегментация проводится с цельюмаксимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а такжерационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программыпроизводства, выпуск и реализацию товара.
Проведем сегментацию рынка попотребителям ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» по социально-экономическомупризнаку для выделения групп потребителей на основе общности социальной ипрофессиональной принадлежности.
/>
/>
/>/>
Рис.1. Сегментация потребителейпо социально-экономическому признаку.
Специализируется предприятие, восновном, на производстве масла и сухого молока. Кисломолочная продукцияотпускается населению, детским и лечебным учреждениям города Яранска. Наибольшаячасть реализуется за пределы района и в республику Марий Эл. Наибольшим спросомв соседней республике используется нежирная продукция: кефир, творог, молоко.
Масло и сухие продукты (сухоеобезжиренное молоко и сухое цельное молоко) отправляются, в основном, запределы района, так как вырабатываемые объемы велики для небольшого населенногопункта – города Яранска.
Летом, когда объемы производствавозрастают, большую часть масла отправляют в город Киров в Госрезерв нахранение, кроме этого масло и сухое молоко увозят в республику Коми, Марий Эл,Нижегородскую область.
Продукция молочного заводареализуется в магазины г. Яранска: ООО «400 лет», «Горника», ООО «Яна» и т.д. Такжепродукция предприятия отправляется и за пределы Кировской области: г. Йошкар-Ола,г. Чебоксары, Татарстан.
То есть ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов» следует ориентироваться на потребителей Кировской области(особенно г. Яранска) и вышеназванных регионов.
Рассматривая социально –экономический признак, можно сделать вывод, что основная доля потребленияприходится на организации, но при этом ежегодно увеличивается доля частныхпредпринимателей.
Большое влияние на спросоказывают применяемые методы стимулирования продаж на предприятии и успешная рекламнаякомпания, подчеркивающая качество и натуральность сырья продукции.
/>На предприятии осуществляется строгий контроль запоступлением сырья на переработку, соблюдением технологического процесса навсех стадиях производства, что позволяет вырабатывать конкурентоспособнуюпродукцию как в Кировской области, так и за ее пределами. />/>5. Конкуренция и конкурентное преимущество
Основные конкуренты предприятия –Казанский молпром «Эдельвейс», ГСХП «Азановский», ОАО «Йошкар-Олинский молочныйкомбинат».
На рынках Кировской области болеевсего представлена продукция ОАО «Йошкар-Олинский молочный комбинат» иКазанского молпром «Эдельвейс». Построим профили конкурентоспособностипродукции предприятий-конкурентов по методу экспертных оценок (табл.1).
Таблица 1. Профильконкурентоспособности маслаХарактеристики Балльная оценка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Вкусовые качества о жх 2. Внешний вид ж хо 3. Цена о ж х 4. Престиж предприятия жх о
х — ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов»
ж — ОАО «Йошкар-Олинскиймолочный комбинат»
о — Казанский молпром«Эдельвейс»
Средние баллыконкурентоспособности предприятий показывают, что больший балл имеет ОАО«Яранский комбинат молочных продуктов».
В ходе анализаконкурентоспособности масла сливочного, выпускаемого анализируемым предприятиеми его конкурента определено, что масло молочного комбината несколько болееконкурентоспособно по сравнению с продукцией основного конкурента. Однакоконкурентные преимущества не слишком большие, конкурент имеет отлаженнуютехнологию, основные фонды, занимает значимую долю рынка. Поэтому существуетнеобходимость развития конкурентных преимуществ далее.
В целом ОАО «Яранский комбинатмолочных продуктов» в конкурентоспособной борьбе имеет позиции выше среднегоуровня, однако следует обратить внимание на ухудшение позиций на рынке понекоторым факторам и снизить негативное влияние кризисной ситуации. Тем неменее предприятие реально имеет потенциал для улучшения своих сильных сторон вконкурентной борьбе.
В этой борьбе ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов» выбирает стратегию «фланговая атака», т.е.по основным направлениям: качество, цена, реклама.
Отечественный рынок пищевыхпродуктов превращается в «свалку» дешевых, и производители «душит» непомерныйгнет налогов. Закрываются, разоряются, продаются с аукционов предприятия изаводы. Нелегко выстоять в жестких условиях, решая вопросы производства,реализации, приобретения сырья и конкуренции продукции. Ведь сколько завозитсяк нам в район молочной продукции из городов Кирова, Нижнего Новгорода, Казани,Йошкар-Олы, Москвы и т.д. И зачастую в торговле привозная продукция дешевленашей, но это не значит, что лучше.
Таким образом, в пределахКировской области, ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» – одно из самыхперспективных предприятий молочной промышленности, т. к. ее объемы производстваежегодно увеличиваются. />/>/>/>/>/>6. План маркетинга
В процессе своей деятельности молочномукомбинату приходится решать проблемы, свойственные всем переработчикамсельскохозяйственного сырья. Главная из них та, что в последние годы в молочномживотноводстве наметилась негативная тенденция к снижению поголовья крупногорогатого скота и снижению ее продуктивности.
Объем производства молокапостоянно сокращается. Одна из главных причин кризисной ситуации в молочномживотноводстве — проводимая ценовая финансово-кредитная политика. Главныйнедостаток ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса заключаетсяв том, что происходит резкое ухудшение эквивалентности обмена между сельскимхозяйством и промышленностью, нарушение паритета цен.
Деятельность предприятиянаправлена на обеспечение взаимовыгодных экономических интересов комбината исельхозтоваропроизводителей, ускорение взаиморасчетов. Это позволило в течение2002 года оплатить полученное сырье на 98%, заключить договоры на поставкумолока с новыми хозяйствами и в итоге получить молоко в количестве, достаточномдля обеспечения нормальной работы предприятия.
Снижение цены на товары ниже нерационально, т. к. предприятие имеет невысокий уровень рентабельности и можетиспытывать после этого финансовые затруднения. Поэтому предприятию нужнообеспечить получение целевой прибыли. В ряде случаев предусматриваютсядифференцированные скидки.
Предприятием выбран прямойканал, используется собственная торговая сеть. В то же время производитсяотгрузка продукции оптовым и розничным торговцам. Таким образом, одним изнаправлений совершенствования деятельности фирмы в современных условияхявляется использование многоканальных маркетинговых систем, предполагающихдвижение товаров к различным потребителям одновременно различными путями.
Для защиты такой позициинеобходимо задействовать такие маркетинговые средства как товарная и престижнаяреклама, контроль за качеством на всех уровнях управления, обратная связь спотребителями, контроль за издержками по местам их возникновения.
Необходимо расширениепредполагаемого ассортимента продукции и предлагаемых услуг, обладающих низкойсебестоимостью и, следовательно, низкой ценой.
Способ снижения издержек требуеттого, чтобы продукция не считалась низкокачественной среди потребителей, потомучто в такой ситуации преимущество в области себестоимости перестает приноситьдополнительную прибыль. В связи с этим необходимо ужесточить существующийконтроль за качеством.
Коммуникационная политика врамках маркетинговых мероприятий направлена на привлечение новых потребителейпродукции, а также поддержание спроса со стороны существующих клиентов, и оказаниедополнительных услуг. С этой целью предлагается провести рекламную кампанию спомощью средств связи, с помощью объявлений, а также опубликовать рекламныеобъявления. Необходимо изготовить вывески, оформить вход, выставить указатели.
Целями рекламной кампаниипредприятия являются:
— формирование у потребителяопределенного образа фирмы;
— формирование потребности вданном товаре;
— стимулирование сбыта товара; ускорениетоварооборота;
— стремление сделать данногопотребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы;
— формирование у других фирмобраза надежного партнера.
Журналы, газеты, телевизионные ирадиостанции обычно привлекают нужную аудиторию своим не рекламным содержанием,а рекламодатель получает возможность обратиться именно к этой аудитории. Важнуюроль связующего звена между рекламодателями и потенциальными покупателямииграют, в частности прямая почтовая реклама, плакаты, щиты, рекламные планшетыв общественном транспорте и рекламное оформление торговых помещений.
Предполагается использоватьследующие материалы: статьи; периодическая публикация прайс-листа предлагаемыхтоваров; краткие рекламные объявления.
Выставочная реклама. Это показэкспонатов на традиционных и специализированных ярмарках и выставках.
Выставки и ярмарки — этовозможность личных контактов с потенциальным потребителем. Ярмарки — необходимыйэлемент в проведении рекламной кампании. Это мероприятие можно провести 2-3раза в год.
Участие предприятия вНижегородской региональной ярмарке может быть предусмотрено в 2009 г.
При проведении ярмарки нельзяупускать из вида такие мелочи, от которых зависит конкретный результат: подготовкурекламных материалов для будущих посетителей, сувениров, пригласительныхбилетов с информационными письмами и т.д.
Также в конце летнего сезонапроводится ярмарка в Центральном рынке г. Яранска с целью ознакомления впродукцией предприятия населения.
Предприятию необходиморекламировать свою продукцию и ее качество, объясняя покупателям преимуществасвоей продукции перед продукцией других предприятий.
Образ производителя экологическичистых продуктов создает предприятию в сознании потребителей образ, побуждающийобратиться именно к этому предприятию, стимулирует сбыт продукции.
/>/>/>/>/> 7. План производства
/>/>/>/>/>
Объем продукции в месяцсоставляет 7040 кг, в квартал — 21120 кг, за год – 84480 кг.
В третий год реализации проектапланируемый объем производства – 90000 кг масла.
Таблица 2. Прогноз объемовпродажПоказатели 1 кв. 2009г. 2 кв. 2009г. 3 кв. 2009г. 4 кв. 2009г. Количество выпускаемой продукции, кг 21120 21120 21120 1 кв. 2010г. 2 кв. 2010г. 3 кв. 2010г. 4 кв. 2010г. 21120 21120 21120 21120
В последующие кварталы в объемереализации предполагаются следующие изменения, связанные с увеличением цены напродукцию, объемы производства при этом планируется не увеличивать. Это связанос возможным снижением объемов поставок молочной продукции.
Схема технологического процессапроизводства масла представлена на рис.2. Технологический процесс:
1. Производство масла способомпреобразования высокожирных сливок.
Технологический процесспроизводства масла крестьянского осуществляется по схеме: приемка, первичнаяобработка сырья и получение сливок в соответствии с инструкцией; пастеризация идезодорация сливок;
При переработке сливок со слабовыраженными посторонними привкусами и запахами улучшению из качестваспособствует применение повышенных температур пастеризации. В зависимости отхимического состава молочного жира, свойств сливок температуру пастеризацииустанавливают в осенне-зимний период в интервале 105-1150С, а весенне-летний103-1080С. Для нагрева сливок до температуры выше 1000С применяют установкиспециальной конструкции.
/>
сливки />
1 />/>/>
Сепара-тор для высоко-жирных сливок
пахта
Высокожирные сливки />/>
Ванна для нормализации высокожирных сливок />/>центробежныйнасос
ротационный насос-дозатор
Рис.2. Схема технологическогопроцесса производства масла способом преобразования высокожирных сливок.
Работа сепараторов регулируетсятак, чтобы содержание влаги в высокожирных сливках составляло 23,5-24,2%, ажирность пахты не превышала 0,5%. Это достигается следующими способами: увеличениемпроизводительности сепаратора, снижением жирности исходных сливок, изменениемположения регулировочных винтов для выхода пахты. Сепарирование сливок осуществляютв соответствие с правилами инструкции, прилагаемой заводом-изготовителем ккаждому сепаратору.
Высокожирные сливки изсепараторов самотеком направляют в ванны для нормализации. При сепарированиинеобходимо строго следить и не допускать обогащения высокожирных сливоквоздухом, что возможно при: засасывании воздуха в барабан сепаратора в процессесепарирования сливок; сепарировании сливок при пониженной температуре (800С иниже); значительном охлаждении высокожирных сливок (до 500С и ниже) в нормализационныхваннах; свободном падении высокожирных сливок в ванну их транспортирующеголотка; неплотной сборки сливкопровода по всасывающей линии (до насоса).
Обогащение высокожирных сливоквоздухом выше 1,0 мл/100 гр. Отрицательно сказывается на консистенции масла. Нормальноесодержание воздуха составляет 0,3-0,5 мл/100 гр.
Высокожирные сливки, полученныеот сепарирования сливок разного качества, следует перерабатывать отдельно.
нормализация высокожирных сливок;
преобразование высокожирныхсливок в масло.
На комбинате ведется постояннаяработа по совершенствованию технологии производства, экономии материальных,трудовых и финансовых затрат, направленная на снижение себестоимостивыпускаемой продукции. Это позволяет устанавливать закупочную цену на молоко насреднереспубликанском уровне.
Контроль за качеством продукцииосуществляет лаборатория завода. В ее функции входит: контроль качествапоступающего молока и сливок; контроль технологических процессов обработкимолока и молочных продуктов; контроль качества готовой продукции, упаковки,маркировки и выпуска продукции с предприятия. Поступающее молоко и сливкиисследуют на кислотность, температуру, жирность, плотность, органолептическиепоказатели, редуктазу, сыропригодность. При производстве продукции ведетсятехно-химический и микробиологический контроль.
В состав предприятия входятвспомогательный цех и 2 основные производственные цеха. В приемно-аппаратномцехе (вспомогателный) осуществляется приемка и предварительная обработкамолока, принятого от хозяйств района. Маслоцех — цех №1, в котором осуществляетсяпроизводство масла и конечной молочной продукции. Масло сливочное осуществляетсяметодом преобразования высокожирных сливок, получаемых также в цехе №1. Всырцехе — цех №2 осуществляется производство сыров согласно разработаннойтехнологии и ассортименту.
Проведем расчет необходимогоколичества оборудования на основе данных производственной программы.
Таблица 3. Расчет потребности втехнологическом оборудованииПоказатели Единица измерения Величина показателя 1. Годовой объем продукции кг 84480 2. Сменная производительность кг 160 3. Отработано машино-смен м-см 528 4. Коэффициент сменности 2,0 5. Отработано машино-дней м-дн 264 6. Число рабочих дней дни 215 7. Потребность в рабочем оборудовании единиц 1,23
Отработано машино-смен: Мср=Q/Псм=21120/40=528 м-см
Отработано машино-дней: МДр=Мср/Ксм=528/2,0=264м-дн
Потребность в рабочемоборудовании: Мр=МДр/Др=264/215=1,23 ед. Следовательно, на основе расчетапринимаем количество требуемого оборудования в количестве 1.
В структуру капитальных вложенийпо проекту входят следующие, представленные в табл.4.
Таблица 4. Структура капитальныхвложений по проектуПоказатели Единица измерения Величина показателя 1. Потребность в оборудовании единиц 1 2. Балансовая стоимость оборудования тыс. руб. 280 3. Общий размер капитальных вложений тыс. руб. 300 -приобретение технологического оборудования тыс. руб. 280 — строительно-монтажные работы тыс. руб. 15 — прочие затраты тыс. руб. 5
ОАО «Яранский КМП» получаетсырье от хозяйств, следующих районов: Тужинского, Арбажского, Котельнического,а также всех хозяйств города Яранска. Молоко доставляется по графику. Присоставлении графической доставки молока, учитывают: время дойки, оснащенностьхозяйств техническими средствами для хранения сырья, удаленность хозяйства отпредприятия, наличие транспортных средств и состояние дорог.
Расчет с хозяйствами за сданноемолоко производят по срокам в зависимости от качества молока.
Цены устанавливают в расчете набазисную жирность 3,6%. Хозяйствам, доставляющим молоко своим транспортом,доплачивают за доставку от фермы до предприятия.
Расчеты за транспортные расходыведут исходя из фактической массы груза, расстояние – по единым тарифам наавтоперевозки. Колхозам и совхозам отпускается сыворотка, полученная припроизводстве нежирного творога.
Для изготовления одногокилограмма масла требуются следующее сырье.
Таблица 5. Расчет стоимостисырья и материалов на кварталНаименование сырья и материалов Норма расхода на ед. прод., кг Кварталь-ная потреб-ность, кг Цена за 1 ед. сырья, руб. Стоимость сырья и матери-алов, руб. 1. Молоко цельное 5,0 50560 16,5 834240 2. Сливки высокожирные 1,5 21680 21,5 466120 3. Бактериальная закваска 0,2 4224 5,4 22810 4. Вода питьевая 2,0 42240 0,5 21120 5. Соль пищевая 0,1 2112 3,4 7181 6. Сырье на упаковку 0,03 634 6,7 4248 7. Прочие 0,034 718 0,4 287 Итого - 1356006
Таким образом, на сырье дляпроизводства 21120 кг в квартал масла сливочного необходима закупка продовольственногосырья на сумму 1356,0 тыс. руб.
Стоимость капитальных вложенийна прирост оборотного капитала принимаем в размере 50 тыс. руб.
Таблица 6. Расчет инвестиций по проекту приобретения новых сепараторовПоказатели Единица измерения Величина показателя 1. Приобретение технологического оборудования тыс. руб. 280 2. Транспортные расходы тыс. руб. 5 3. Прочие затраты тыс. руб. 15 Итого основной капитал тыс. руб. 300 4. Прирост оборотного капитала тыс. руб. 50 Итого инвестиций тыс. руб. 350
Таким образом, общая величинаинвестиций по данному проекту будет складываться из капитальных вложений восновные и оборотные средства.
Работа предприятияосуществляется по 2-х сменному режиму по 8 часов. Для работы на технологическойлинии производства масла сливочного требуются 4 основных работников — оператора.Также для обслуживания оборудования требуются 3 вспомогательных работника: слесарии электрик.
/>/>/>/>/>/>/>
Таблица 7. Расчет трудоемкости ифонда оплаты труда рабочихВиды работ Числен-ность рабочих чел Фонд времени работы, м-см Трудоза-траты, чел\дн Средне-дневная тарифная ставка, руб. Тарифный фонд заработной платы, руб. Общий фонд зарплатытыс. руб. 1. Основное производство 4 528 2112 43,36 91576 169416 2. Вспомогательное производство 3 528 1584 27, 20 43085 64627 ИТОГО 7 234043
Трудозатраты основных рабочих: Тз=Фраб.вр. *Чппп=528*4=2112
Среднедневная тарифная ставка: Тдн=Тчас*Ччас=5,42*8=43,36руб.
Тарифный фонд заработной платы: Тф=Тдн*Тз=43,36*2112=91576руб.
Общий фонд заработной платы: ФОТ=Тф*Кп=91576*1,85=169416руб.
Трудозатраты вспомогательныхрабочих:
Тз=Фраб. вр. *Чппп=528*3=1584
Среднедневная тарифная ставка: Тдн=Тчас*Ччас=3,40*8=27,20руб.
Тарифный фонд заработной платы: Тф=Тдн*Тз=27,20*1584=43085 руб.
Общий фонд заработной платы: ФОТ=Тф*Кп=43085*1,50=64627руб.
Далее рассчитываются затраты насодержание и эксплуатацию оборудования, а также смазочные материалы.
Потребность в электроэнергии:
Эл=Мдвиг*Мчас*Км=160*0,80*528*8=540672
Стоимость электроэнергии:
Сэл=Тквт*Эл = 1,2 *540672 =648806 руб.
Таблица 8. Расчет потребности в электроэнергии и смазочных материалахПоказатели Единица измерения Величина показателя 1. Установленная мощность двигателей кВт 160 2. Коэффициент использования мощности 0,80 3. Время работы м-см 528 4. Средняя продолжительность рабочей смены час 8 5. Потребность в электроэнергии кВт 540672 6. Тариф за 1 кВт/час руб. 1,2 7. Стоимость электроэнергии руб. 648806 8. Стоимость топлива с учетом смазочных материалов (10%) руб. 713687
С учетом затрат на смазкуоборудования в размере 10% от стоимости электроэнергии: С=Сэл*1,10 = 648806*1,10= 713687 руб.
Амортизация оборудования равнапроизведению балансовой стоимости оборудования на применяемую норму амортизации.
Норма амортизации: На=100%/Срокслужбы=100/4=25%
Амортизация годовая: Ам=Цобор*На=280000*0,25= 70000 руб.
Таблица 9. Смета затрат насодержание и эксплуатацию оборудованияПоказатели Сумма, руб. 1. Оплата труда вспомогательно-обслуживающего персонала 64627 2. Отчисления на социальные нужды персонала (26%) 16803 3. Расходы на топливо и электроэнергию, смазочные материалы 713687 4. Амортизация оборудования 70000 Прямые затраты 865117 5. Техническое обслуживание и ремонт (10%) 86512 6. Прочие затраты (4% от вышестоящих затрат) 34605 Итого 986234
Затраты на техническоеобслуживание и ремонт составляют 10% от суммы прямых затрат: Зто = 865117 *0,10= 86512 тыс. руб.
Прочие затраты составляют 4% отпрямых затрат.
Затраты на содержание иэксплуатацию оборудования в данном случае составляют 986234 тыс. руб.
Теперь проведем расчетсебестоимости изготовления одного килограмма масла сливочного. Показателизатрат сведем в калькуляционную таблицу 10.
/>/>/>/>/>/>/>
Таблица 10. Калькуляциясебестоимости продукции, руб. Показатели Объем продукции на 1 кг Q=21120 кг Q=84480 кг 1. Сырье и основные материалы 64, 20 1356006 5424024 2. Оплата труда основных производственных рабочих 8,02 169416 677664 3. Очисления на социальные нужды рабочих (26%) 2,09 44048 176192 4. Расходы на подготовку и освоение производства 1,02 21550 86200 5. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 46,70 986234 3944936 Итого прямые затраты 122,03 2577254 10309016 6. Общехозяйственные расходы (3% от прямых затрат) 3,66 77318 309272 Производственная себестоимость 125,69 2654572 10618288 7. Коммерческие расходы 0,82 17320 69280 Итого полная себестоимость 126,51 2671892 10687568 Рентабельность (7%) 8,86 187032 748128 Оптовая цена 135,37 2858924 11435696 Отпускная цена с НДС (18%) 159,73 3373530 13494120
Оптовая цена килограмма маслапри уровне рентабельности в 7% составит 135,4 руб., отпускная цена – 159,7 руб.
Производство масла являетсясреднерентабельным, слишком большие затраты на сырье и материалы.
/>
8. Организационный план
На предприятии ОАО «Яранскийкомбинат молочных продуктов имеется своя организационная структура (рис.3). Организационнаяструктура – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управленияорганизации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающихего целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойствпри различных внутренних и внешних изменениях.
Тип структурылинейно-функциональная, т.е. это структура, при которой управленческиевоздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения ифункциональные – рекомендуемые для исполнения.
Ключевой фигурой управленияпредприятия является его лидер – генеральный директор. Деятельность директоразаключается в решении задач общественного характера, основанная на интегральнойинформации, поступающей как от информационных систем, персонала компании, так иот внешней среды. Все бремя ответственности за сочетанием дел в компанииполностью лежат на нем.
Высшим органом управлениемпредприятием является общее собрание акционеров.
Общество обязано ежегоднопроводить общее собрание акционеров. На нем решаются вопросы об избрании советадиректоров, ревизиционной комиссии общества, утверждается годовая отчетность,предлагаемая советом директоров, годовая отчетность общества.
Правительство общества действуетна основании устава общества, а также утвержденного общим собранием акционеровположение о правлении.
Генеральный директоросуществляет оперативное руководство текущей деятельностью общества и несетполноту власти и ответственность за повседневную деятельность общества.
Для осуществления контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров всоответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия. Руководительэтой комиссии избирается большинством голосов из числа её членов.
Для обеспечения стабильнойработы основного производства на комбинате создан ряд вспомогательных служб. Котельнаяснабжает все производство паром и горячей водой. Здесь заняты операторыкотельных установок и слесаря.
Компрессорный цех вырабатываетхолод, так как очень важно в молочном производстве быстро охладить сырье иготовую продукцию. Здесь работают машинисты АХУ (аммиачно-холодильных установок).Во вспомогательном корпусе расположены цеха КИП и А (контрольно-измерительныхприборов и автоматики), электроцех, ремонтно-механическая служба.
В цехах основного производства кведущим профессиям относятся: аппаратчик, маслодел, изготовитель закваски,оператор диетпродукции, изготовитель сметаны, творога, мороженого.
Все операции по производствумолочной продукции (основному виду деятельности) механизированы.
Управление процессамиавтоматическое, с пультов и щитов управления, производитсявысококвалифицированными работниками. Рабочие, в основном, заняты напроизводстве по 5 и 6 разрядам.
Штат лаборатории содержитспециалистов разных областей: химиков, микробиологов, экспертов.
На предприятии действуетповременная система оплаты труда работников. Работникам основного производстваи вспомогательных служб определены тарифные ставки в зависимости от разряда. Дляинженерно-технических работников определены оклады. Кроме того, разработаноположение о премировании в зависимости от выручки, полученной предприятием замесяц.