Курсовая работа по дисциплине «Административное право» на тему: «Производство по делам об административных правонарушениях» Выполнил: Руководитель: 2009 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях 1.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях 1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях 8
Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении. 2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях 2.3 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24 ВВЕДЕНИЕ
Административный юрисдикционный процесс представляет собой принудительную деятельность, которая регулирует¬ся нормами административного права. В нём можно выделить составные части или производства: • по делам об адми¬нистративных правонарушениях; • по применению мер административ¬ного пресечения и восстановления; • по применению мер дисцип¬линарного принуждения на основе норм административного права. В структуре административного процесса производство по де¬лам об административных правонарушениях является
важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполно¬моченных субъектов по применению административных взыска¬ний и совокупность возникающих при этом отношений, урегули¬рованных нормами административного права. Производство по делам об административных правонарушени¬ях - это урегулированная административно-процессуальными нор¬мами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а
также его исполнению. Административно-процессуальные нормы, регулирующие про¬изводство, содержатся в административно-процессуальном законо¬дательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об администра¬тивных правонарушениях. Актуальность темы определяется тем, что за прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных
отношений. На смену Кодексу РСФСР «Об административных правонарушениях», утвержденным ВС РСФСР от 20.06.84г являвшимся до недавнего времени основополагающим источником в данной отрасли права, пришёл достаточно обновлённый свод законов, наиболее полно регулирующий нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке. А поскольку, нормы административного права, регулирующие отношения людей в современном обществе,
с каждым днём получают всё большее распространение и играют значительную роль на пути становления нашей страны к правовому государству и формированию в нём гражданского общества, я остановил свой выбор на данной теме. Целью данной курсовой работы является рассмотрение производства по делам об административных правонарушениях в целом и некоторых его особенностей. Поставленная цель обуславливает выполнение следующих задач: • рассмотреть правовые основы производства
по делам об административных правонарушениях; • выяснить, кто является участниками производства по делам об административных правонарушениях; • рассмотреть стадии производства по делам об административных правонарушениях; • а также, уделить внимание такому не менее значительному аспекту как исполнение принятого по делу об административном правонарушении постановления. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе излагаются основные понятия и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Во второй главе рассматривается основные стадии производства по делам об административных нарушениях. Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 1.1 Федерации об административных правонарушениях наиболее полно регулирует нормами материального
и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке. КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях: 1. Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; 2. Разрешение его в точном соответствии с законодательством; 3. Обеспечение исполнения вынесенного постановления;
4. Выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: • отсутствии события и состава административного правонарушения; • издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; • отмене акта, устанавливающего административную ответственность; • истечении
к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий. Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия)16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица,
в отношении которого ведется производство. Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего
во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения. Производство ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Оно может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и
давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика. Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому
рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело. Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному
рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства. Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда). 1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях
К числу участников производства Кодекс об административных правонарушениях РФ относит: • лиц, в отношении которых ведется производство; • потерпевших; • законных представителей физических и юридических лиц; • защитников и представителей потерпевшего; • свидетелей; • понятых; • специалистов; • экспертов; • переводчиков. Так, лицо, которому инкриминируется совершение административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,
заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать на родном языке и пользоваться при необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается в его присутствии. Если имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие.
По некоторым делам присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение). На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено на время рассмотрения таких обстоятельств. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен
моральный, физический или имущественный вред. Законные представители физического лица - родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях. При рассмотрении дел о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным.
Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В таком качестве выступают руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускаются адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя - официальной доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента
составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица. Свидетель - любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он может нести административную ответственность. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет,
обязательно присутствие педагога или психолога. Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Понятой - привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух. Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями,
необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Переводчик - лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода. Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления
и замечания, приносить жалобы на постановление по делу. В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор (возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним,
а также дела, возбужденного по его инициативе, извещается прокурор. К участию в производстве не допускаются в качестве защитника или представителя сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты - если состоят в родственных отношениях с другими участниками производства. При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу).
Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве. Глава 2. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих стадий: возбуждения дела; его рассмотрения и разрешения; обжалования или опротестования постановления по делу; исполнения постановления
по делу. Возбуждение дела об административном правонарушении – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания. Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства. Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении
данного противоправного деяния. Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов и т.п.). При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются.
В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело. Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.
Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления. Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения
или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. Штраф взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора. При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения,
хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию. 2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Прежде всего орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет
подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства
и отводы. При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам. КоАП РФ также установлен определенный порядок рассмотрения дел.
Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства,
заслушивается заключение присутствующего прокурора. Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб.
Аналогичные вопросы (кроме виновности) выявляются и в отношении юридических лиц. При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления
рассмотрение дела завершается прекращением производства. Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о наложении административного взыскания. В последнем случае постановление должно содержать все данные, свидетельствующие о том, что в ходе рассмотрения дела установлен факт административного правонарушения и лицо, его совершившее.
Не допускается принятие постановлений, унижающих достоинство человека. Установлено, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке. Постановление по делу объявляется по окончании его рассмотрения.
Его копия вручается наказанному лицу, а также немедленно направляется прокурору. Необходимо выделить такой этап производства как стадия обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении. Право на обжалование в данном случае предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему законным представителем физического и юридического лица. Опротестование постановления осуществляется прокурором.
Жалоба и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд. Жалоба и протест направляются судье, в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу. Последние обязаны в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в соответствующий
суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Они могут быть поданы или внесены непосредственно судье, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным их рассматривать. Жалоба и протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы и протеста не относится к компетенции судьи, вышестоящего должностного лица,
они направляются по подведомственности. Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалобы, протеста – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы или протеста на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Фактически во всех случаях обжалования и опротестования постановления
о наложении административного взыскания решение суда является окончательным. Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает, как правило, исполнение постановления по делу. При неудовлетворенности решением по жалобе, принятым вышестоящим должностным лицом, лицо может обратиться в суд. По результатам рассмотрения жалобы, протеста судья, вышестоящее должностное лицо принимают решение. Решение по жалобе может: оставить жалобу, протест без удовлетворения; изменить меру административного
взыскания, если при этом оно не усиливается; отменить постановление и направить его на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить производство по делу. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.
Отмена постановления о наложении административного взыскания влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, изъятых и конфискованных предметов (либо их стоимости при невозможности возврата предмета). 2.3 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях Исполнение принятого по делу об административном правонарушении постановления – также одна из стадий юрисдикционного производства. Она выделяется своей специфической юридической значимостью, поскольку
процессуально завершает данный вид административно-процессуальной деятельности. Постановление обязательно для исполнения всеми исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и юридическими лицами. Его исполнение – функция уполномоченных на то органов в порядке, установленном КоАП РФ. К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении
специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, отнесена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев. Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года
со дня вступления его в законную силу. Установлен определенный порядок исполнения постановлений о наложении различного рода административных взысканий. Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется Следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу путем внесения или перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение. Возможно и принудительное исполнение: постановление о наложении штрафа направляется администрации
предприятия, учреждения, организации, где работает или получает вознаграждение, пенсию или стипендию оштрафованный для удержания суммы штрафа из заработной платы или иных видов дохода. Все это должно произойти в срок, не превышающий шести месяцев. Взыскание суммы штрафа с неработающего осуществляется судебным приставом путем обращения взыскания на имущество. В отношении юридического лица принудительное взыскание осуществляется банком или иным
кредитным учреждением по постановлению о наложении штрафа путем взыскания из денежных средств или доходов юридического лица. Отсутствие денежных средств влечет за собой взыскание суммы штрафа судебным приставом с имущества юридического лица. Постановление о возмездном изъятии предмета или конфискации исполняется судебным приставом, а в отношении оружия – органами внутренних дел. Постановление о лишении специальных прав исполняется уполномоченными должностными лицами органов внутренних
дел, контрольно-надзорных органов путем изъятия, например, водительского удостоверения или охотничьего билета. Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел. Постановление об административном выдворении исполняется органами Федеральной пограничной службы России и органами внутренних дел. Происходит передача иностранного гражданина представителю власти иностранного государства либо контролируемый
самостоятельный выезд выдворяемого из Российской Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В своей курсовой работе я попытался на основе анализа нормативно-правовых документов и юридической литературы по возможности более полно рассмотреть выбранную мной тему. Подводя итог проделанной работе, можно сделать некоторые выводы: 1. Порядок производства по делам об административных пра¬вонарушениях регламентируется
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001г. в редакции Федерального Закона № 195-ФЗ. 2. Основной целью административного производства является своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом и обес¬печение своевременного и точного исполнения вынесенного постановления. 3. Всех участников производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько
групп: • Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты); • Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, привлекаемое к ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат); • Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели; эксперты; переводчики; понятые). Участники производства по делам об административных правонарушениях обладают
различными правами и обязанностями. 4. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех частей (стадий): • административное расследование; • рассмотрение дела; • пересмотр постановления; • исполнение постановления. На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора,
она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой - реализуется принятое постановление. В заключении также хотелось бы отметить, что, несмотря на широкое применение норм административного права в регулировании отношений, возникающих в нашей повседневной жизни, существует ряд проблем, в основном обусловленных отставанием функционирования исполнительной власти от законодательной.
Хотелось бы надеяться, что этот пробел в недалёкой перспективе будет восполнен. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) 2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утверждён ВС РСФСР от 20.06.84г.) 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля,
25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября 2005 г 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005г 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня,
3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006г 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8 ноября 2007г.) 4. Алёхин А.П Кармолицкий А.А Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник М.: Зерцало, 1997. – 328 с. 5. Административное право:
Учебник / Под ред. Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2002 697с. 6. Административное право: Учебник / Под общ. ред. Атаманчука Г. В. – М.: изд. РАГС, 2003 392 с. 7. Административное право. Учебник./ Под ред. Ю.М. Козло¬ва и Л.Л. Попова М 2000. – 348 с. 8. Административное право РФ: Учебно-методический комплекс /
Под общ. ред. Н. М. Конина – 2-е издание перераб. и доп-ое. Норма. М.: 2006. – 392 с. 9. Административное право. / Под общ. ред. Э.Г. Липатова - изд-во «Экзамен». М.: 2006 256 с. 10. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для ву¬зов. М 2000. – 648 с. 11. Козлов Ю.
М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1999 320 с. 12. Панова И.В. Курс административно – процессуального права России. Научный редактор проф. Э.Н. Ренов Саратов: изд. «Научная книга», 2003. – 566 с. 13.Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс,
2004 512 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |