Рассматривая способы устройства государственной власти(формы государственного единства),следует сказать, что в учебной литературе чаще всего употребляется термин “форма государственного устройства”. Однако он, по существу, охватывает всю форму государства на данном этапе развития, в данной стране. Не случайно этот термин широко используется в истории государства и права. Между тем речь в данном случае идет о том, каким образом государство организовано как власть на определенной
территории. Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития
государства. Большевики в России были единственной политической силой, не только не боявшейся социального хаоса, но, наоборот, использовавшей его как таран для разрушения старого мира. Чтобы управлять ввергнутой в хаос огромной крестьянской страной, небольшая по численности партия и её лидеры неизбежно должны были опереться на политические традиции и учитывать главную психологическую состав¬ляющую населения страны. Адаптация коммунистической теории уп¬равления к конкретно-историческим
условиям российской среды заня¬ла примерно 10 лет. Это были годы "военного коммунизма" и нэпа. Ситуация в большевистской партии, ядро которой раздирали острые противоречия, отражала, как в зеркале, положение дел в стране. Неста¬бильность ведущей политической структуры, партии коммунистов, ста¬новилась реальной угрозой потери ею власти. Общества, подобные российскому, отличающиеся внутренней нео¬днородностью
и подвижностью (так называемые "жидкие общественные среды"), обречены либо иметь сильное государство, сдерживающее и оформляющее эти тенденции, либо перестать существовать как органи¬зованные единицы. Эту российскую закономерность прекрасно пони¬мал В.И. Ленин. При нем был юридически оформлен вполне демокра¬тический, отвечавший самым современным стандартам модернизации политический фасад страны. В 1918 г. была принята
Конституция, про¬возгласившая в России республику. Были сформированы исполнитель¬ные (Совет Народных Комиссаров и отраслевые комиссариаты) и зако¬нодательные (ВЦИК Совета рабочих и крестьянских депутатов) ветви власти, ликвидированы сословные, национальные, религиозные перего¬родки, женщины были уравнены в правах с мужчинами, церковь отде¬лена от государства, а школа от церкви. При этом большевики разреши¬ли впервые за последние 200 лет провести выборы патриарха.
Для при¬дания этой системе прочности все её звенья, как кровеносными сосудах, были пронизаны органами партийного контроля. Неслучайно в пос¬ледние дни жизни В.И. Ленин так беспокоился о положении дел в Политбюро, ЦК и ЦКК партии. От монолитности этих структур зависе¬ла управляемость страной. Классическая советская модель управления оформилась в 30-е годы под руководством
В. Сталина. Став в 1922 г. во главе Секретариата партии, органа, ведавшего подбором и расстановкой партийных кадров, Сталин постепенно сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране. "Кадры решают всё!" - этот лозунг превратился в эти годы в главный. Формируется новая партийно-государственная элита - един¬ственный носитель власти в стране. Она наделялась исключительными правами и особыми материальными привилегиями.
Её своеобразие со¬стояло в обезличенности. Должность диктовала человеку стиль жизни и поведения. Исписанная корпоративная этика требовала от входивших в управленческое звено чиновников личной преданности и политической лояльности, способности подчиняться жесткой партийной дисциплине и соблюдать субординацию. На деле это означало необходимость опре¬деленных деловых качеств у носителей партийно-государственной власти, но более того, требовалось умение ставить корпоративную солидарность выше личных побуждений,
и даже нередко - здравого смысла, обнару¬живая способность выполнять любые вышеуказанные постановления. Вместе с тем, пополнение рядов правящего слоя отличалось намного более высоким демократизмом, нежели в дореволюционное время. Мно¬гие советские руководители были выходцами из среды рабочих и крес¬тьян. Общая же численность управленческого слоя в СССР накануне перестройки оценивалась в 18 млн. человек (с семьями), что составляло около 6% населения страны.
После смерти Сталина при его преемниках режим личной власти авторитарного типа был заменен системой коллегиального управления. Это давало гарантии безопасности правящему слою. Органы госбезо¬пасности были подчинены высшей партийной элите, отныне становив¬шейся главным источником назначения кадров и реальным руководите¬лем жизни в стране. Прозревая реалии XX в Ф.М. Достоевский в романе "
Братья Ка¬рамазовы" создал потрет Великого Инквизитора, стремившегося приве¬сти людей к общественному благополучию ценой лишения их свободы. Три пути виделись писателю к этой цели: Авторитет, Тайна и Чудо. Авторитарные государственные режимы тоталитарного типа стали ре¬альностью XX века. Прежде всего это касается стран так называемого "второго эшелона модернизации", бывших европейских монархий - России, Пруссии и Австро-Венгрии.
Авторитет власти в тоталитарных государствах движется не на наследственном праве, а на основе личных качеств вождей - творцов и защитников популярных массовых идеоло¬гий. Не даром в сознании миллионов людей вожди нередко представля¬лись в роли "отцов наций". Социальной опорой власти подобного типа является "песчано-подобное общество" (термин введен американским историком М. Леви¬ным). В нем "целая нация становилась как бы деклассированной, одни
пускались вниз, другие наверх". Примечательно, что в СССР этот процесс разворачивался на этническом, а не только социальном плане. Его предельным выражением стало декларативное оформление новой общности - "советский народ". Не удивительно, что её провозглаше¬ние Конституцией 1977 г. было дополнено статьей о руководящей и направляющей роли партии в жизни общества. Добившись законода¬тельного оформления исключительности своей
власти, узкая группа руководителей получила широкие возможности действовать практи¬чески бесконтрольно. Отделившись от остального населения, она об¬речена была вести свою деятельность под покровом тайны, и даже превращать в тайну самые простые вещи, которые в глазах людей об¬ретали в связи с этим особую значительность. Процесс консолидации столь пестрого этно-социального конгло¬мерата, каким традиционно являлась Россия, не может не выглядеть чудом советской эпохи.
Это тем более удивительно, если учитывать достигнутую к 80-м годам глубину диффузного состояния советского общества. Не отсталость практически ни одной абсолютно чистой соци¬альной или этнической общности, даже в тех советских республиках, которые всегда отличались сильными изоляционистскими настроения¬ми. И все-таки глубокая пропасть разделила общество. Но только те¬перь эта линия межевала его не по имущественному или национально¬му признаку, а по принадлежности к власти, к новому сословию управленческой элиты.
Известно, что сословие - это кастовая эндогам¬ная организация, проникновение в которую со стороны практически невозможно. Именно в этом своем новом качестве, обретенном незадол¬го до начала перестройки, и встретили высшие эшелоны власти важней¬ший для них исторический рубеж, как некогда привилегированная вер¬хушка старой России встретила большевистскую революцию. Исторические параллели уместны, когда они не затемняют разли¬чий эпох. Накануне Октября 1917 г. трещины прошли по многочислен¬ным и разным направлениям общественного
размежевания, так что боль¬шевики были поставлены перед задачей, собрать из осколков новое общество и государство. Небольшая по численности, маргинальная по своему социальному статусу, но политически сплоченная группа людей блестяще выполнила эту историческую задачу. Большевики из всех по¬литических сил оказались наибольшими реалистами. Не стремясь, как их политические противники, примирить непримиримое, они нашли новый ключ общенациональной
и государственной консолидации, сде¬лав трудового человека объектом своего пристального внимания и по¬печения. Затронули они в душе русского человека главное - устремлен¬ность к идеалу абсолютного добра, выразив ее в лозунге "борьбы за светлое будущее всего человечества". Обещанное чудо, "коммунисти¬ческий рай на земле", состояло в перспективе построения принципиаль¬но нового общества, где на помощь людям придут сложнейшие меха¬низмы, а сами люди будут походить на хорошо
отлаженные машины с правильным и предсказуемым действием. Технократические идеалы коммунистов не идут ни в какое сравнение с фантазиями государственных модернистов перестроечной и постперестроечной эпох. Люди советской эпохи научились верить в авиацию, механизацию сель¬ского хозяйства, в космос и научную револю¬цию. Теперь россиянам предлагается опять же поверить в возможность превращения страны в потребительский
рай на манер западного, в помощь гуманных банкиров и спонсоров, во всеси¬лие информационных систем и средств коммуникации, в демократичес¬кие настроения правящей элиты и т.д. Смена идейных парадигм не случайна. Она отражает очередной этап вхождения страны в общемировые процессы модернизации. Для его осуществления нужна не только новая система ценностей и способ¬ность общества её воспринимать, но и новое поколение управленческой элиты, по-особому осознающее свои коренные интересы.
Подготовка и проведение всех этих социально-политических изменений стали глав¬ным содержанием исторической эволюции страны в 80-90-е годы. Широкомасштабная кампания идеологического перепрограммиро¬вания общества, в том числе и его управленческого звена, началась за¬долго до перестройки. Однако только к середине 80-х годов стала воз¬можной коренная перенастройка высших звеньев партийно-государствен¬ной элиты, качество которой из-за слабости политической оппозиции традиционно диктует в
России тип власти и общественное устройство. Определила поворот смена поколений. Молодые лидеры перестройки (рождения 30-40-х годов) обнаруживали способности к конформизму с мировым сообществом гораздо легче, чем их политические предшествен¬ники, воспитанные при сталинизме. Знакомые не по наслышке с обра¬зом жизни правящих кругов Запада, они стремились добиться легаль¬ной эксплуатации преимуществ своей власти в
России. Пробным кам¬нем для них становилась в глазах мирового сообщества смелость в об¬наружении оппозиционных настроений относительно советских идей¬ных и политических приоритетов. Это особенно поднимало политичес¬кий капитал таких лидеров в глазах зарубежных партнеров. Так, М.С. Горбачев еще до перестройки приобрел известность в заграничных кру¬гах открытыми критическими высказываниями относительно советских военных действий в
Афганистане. Придя к власти и опираясь на узкий круг доверенных лиц (вер¬хушка армии, КГБ, молодые высокообразованные партийные служа¬щие, референты важных лиц), лидер перестройки постепенно отпускал один за другим важнейшие рычаги управления обществом под видом демократизации партийно-государственной жизни. Потеря контроля и, особенно в области идеологии (так называемая "неконтролируемая глас¬ность), пробила опасные бреши в системе. Бешеный галоп в смене идей¬ных ориентиров вверг общество в состояние
хаоса. В качестве панацеи от него был предложен форсированный рывок (опять то же ускоренное движение вдогонку, столько раз подводившее страну к социальному беспределу) национальной экономики в рыночном направлении. При¬чем применен был наименее удачный для России метод "шоковой тера¬пии", набор монетаристских мер: ограничение совокупного спроса насе¬ления за счет урезания бюджетных доходов и удорожания кредита, либерализация контроля за ценами
и внешнеторговой деятельностью, приватизация государственных предприятий. В стране с традиционно аморфной, "жидкой" общественной средой и сильной центральной вла¬стью такая политика была призвана однозначно стимулировать силь¬нейшие центробежные эффекты. Их следствием всегда были разрушение государства и общественный хаос. Свидетелями подобных процессов мы и стали сейчас.
Более половины жителей России оказались за чер¬той официально признаваемого уровня бедности. Современная же управленческая элита, родившаяся из слияния прежней партийно-госу¬дарственной номенклатуры с представителями "теневой экономики", при незначительной доле собственно новых здоровых сил выигрывает от ситуации социально-экономического хаоса. Декларации с трибун не в счет - это лишь отработанные веками приемы демагогии.
Те трудности, которые испытывает на современном этапе Россия, связаны с завершением большого цикла отечественной истории. Место страны в мировом сообществе этих веков определилось имперской идеей и мессианским сознанием. Носителями такого мировос¬приятия могли выступать в XVII-XX вв. самые разные общественно-политические силы, но всех их объединяла убежденность в обладании
самых истинных путей к абсолютному добру, искателями которого пос¬тоянно выступали русские люди. То, что русское мессианство оказалось окруженным ореолом имперского величия, не случайно и напрямую связано с качеством развертывания процесса модернизации в стране. Россия принадлежит к обществам цивилизационного симбиоза. Смеше¬ние западных и восточных элементов без их полноценного синтеза и давало серию мощных толчков
в области социально-политической ак¬тивности сразу по многим направлениям. Это накладывалось на тради¬ционные черты национальной психологии: коллективистский тип пове¬дения русского человека, высокую степень отталкивания на массовом уровне от буржуазных ценностей, устремленность к абсолютному и заб¬вение конкретного, высокую готовность понимать и признавать других и их достижения. Как показывает исторический опыт, модернизация в таких сообществах сильно "буксует".
Их целесообразнее предоставлять самим себе. Попытка коренной починки по чужеземному, пусть даже общемировому стандарту, почти неизбежно влечет за собой зло, в тыся¬чу раз большее первоначального. Таким образом последнее десятилетие отмечено кардинальны¬ми изменениями в системе государственного управления. Если до 1991 г. преобразования были направлены на модернизацию прежней системы власти, то начиная с осени 1991 г. реформирование пресле¬дует цель строительства буржуазно-демократического государства.
При этом, несмотря на радикальные изменения в системе управления в условиях постсоциалистического общества, отход от системы тоталитаризма, нынешний режим власти можно определить как ав¬торитарный. Однако сегодня еще преждевременно говорить об ито¬гах процесса реформирования постсоциалистического общества, в частности давать общую оценку эффективности системы управле¬ния Российской Федерации, ибо мы находимся в начале пути от тоталитарного общества к подлинно демократическому,
гражданскому. Целью современного российского государства является фор¬мирование гражданского общества, создание условий, обеспечиваю¬щих достойную жизнь и свободное развитие человека. Изменение цели функционирования государства повлекло из¬менение его задач: обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции, создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести политическую реформу в интересах народа для
дальнейшей демократизации политической системы. В.В. Лазарев с учетом общего подхода к пределам государствен¬ной деятельности считает, что государство имеет следующие зада¬чи: поддержание правопорядка; охрана прав собственности и иных прав и свобод граждан; создание благоприятных условий для эко¬номической деятельности производителей и культурного развития граждан; оказание благотворительной и иной социальной помо¬щи; обеспечение экономической безопасности,
внутренней обще¬ственной и внешней безопасности общества и государства. Внутренние функции современного российского государства существенно не изменились: экономическая; оказания социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций обес¬печение народовластия; налогообложения и взимания налогов. Вне¬шние же претерпели большие изменения.
В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлени¬ями; международной охраны окружающей среды, а также, как счи¬тает Л. А. Морозова, функция интеграции в мировую экономику. В.Н.Хропанюк выделяет следующие внутренние функции современного государства: экономическая (формирование государ¬ственного бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического
развития страны; стимулирова¬ние наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благо¬приятных условий для предпринимательской деятельности); соци¬альная (оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связи и т.п.); финансового контроля (выявление и учет доходов произ¬водителей, часть которых направляется в государственный бюд¬жет для удовлетворения социальных и общегосударственных
нужд); охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществ¬ления законодательных предписаний всеми участниками обще¬ственных отношений); экологическая (система мероприятий, на¬правленных на сохранение, восстановление и улучшение природ¬ных условий жизни человека). Вопрос17.Правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Означает ли это, что объем конкретных субъективных прав каждого гражданина равен объему прав другого
гражданина. Я считаю, что они равны, т.к от граждан не требуется никаких особых качеств и способностей, чтобы стать правоспособным, поскольку и сам закон признал их равными, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения , национальности, образования, языка, отношений к религии, рода занятий, места жительства, пола и других обстоятельств. Правоспособность- это установленная (признанная) в законе возможность субъекта быть носителем прав
и обязанностей, предпосылка существования субъективного права, но не само субъективное право. Ст.17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Права человека- это права , которые реализуются в правоотношениях общего типа. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре¬щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци¬альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад¬лежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации."(ст. 19 Конституции РФ). Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие "пол" во второй
части статьи понятиями "мужчина и женщина" в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство(до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто. Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: "
Люди рождаются и оста¬ются свободными и равными в правах." Преамбула Конституции 1946 года установила, что "закон га¬рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной." Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации , а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя "обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре¬лигии."
Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: "Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями." Список используемой литературы. 1.Лазарев В.В. Теория государства и права. -1992г.
2.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. -1993г. 3.Комаров С. А.Общая теория государства и права 1997г. 4.Под ред. Проф. Марковой А. Н. История государственного управления в России. -1997г. 5.Учебник 3-е изд. переработанное и дополненное - М.: Юдайт 416с. 6.Конституция РФ.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |