Содержание
1. Функции служб стандартизации предприятий
2. Технические условия. Порядок разработки и применения
3. Правовые основы стандартизации
4. Функции метрологической службы предприятия
5. Правила и порядок проведения сертификации продукции
6. Порядок признания иностранных сертификатов на продукцию
7. Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции
Список использованных источников
1. Функции служб стандартизации предприятий
Постановлением Правительства утверждена следующая структура центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации: управление стандартизации; управление метрологии; управление сертификации и государственного контроля качества; управление надзора за измерениями радиоактивного загрязнения; управление экономики, финансов и бухгалтерского учета.
Для рассмотрения научно-технических вопросов по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в Госстандарте (подчиненных ему организациях) могут создаваться совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждаются Председателем Госстандарта (руководителями организаций Госстандарта).
Безусловно, что все работы в области стандартизации, метрологии и сертификации не могут выполняться только силами Госстандарта. Работами технического и практического характера по его поручению осуществляют организации, обладающие необходимым научным потенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Кроме того, в любом учреждении и на любом предприятии существуют службы, которые функционально подчиняются Госстандарту.
Службы стандартизации на предприятии могут быть организованы как отдел, лаборатория или бюро стандартизации. Основными функциями службы стандартизации предприятия являются:
— планирование работ по стандартизации (планирование разработки стандартов предприятия с осуществлением всех необходимых исследовательских и опытных работ, а также планирование внедрения государственных и отраслевых заказов);
— разработка проектов государственных стандартов и отраслевых нормативных документов по заказам вышестоящих органов стандартизации (проводится в соответствии с планами государственной и отраслевой стандартизации и свидетельствует о признании высокой квалификации и возможностей соответствующей службы);
— осуществление контроля внедрения и соблюдения на предприятии, в том числе осуществление нормоконтроля (стандартизационного контроля) конструкторской и технологической документации;
— информационное обеспечение предприятия нормативными документами по стандартизации, в том числе нормативными документами отраслевой и государственной стандартизации, а также международными стандартами;
— проведение исследований и разработок в области стандартизации и управления качеством.
2. Технические условия. Порядок разработки и применения
Технические условия — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации.
Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.
Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Технические условияразрабатывают:
на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
на несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).
В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект ТУ – продукция, в частности ее разновидности – конкретные марки, модели товаров.
Типичными объектами ТУ среди товаров являются:
изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов);
изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию);
изделия, осваиваемые промышленностью;
продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.
Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:
— технические требования;
— требования безопасности;
— требования охраны окружающей среды;
— правила приемки;
— методы контроля;
— транспортирование и хранение;
— указания по эксплуатации;
— гарантии изготовителя.
Требования, установленные в ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.
Обозначение ТУ формируется из:
— кода «ТУ»;
— кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП);
— трехразрядного регистрационного номера;
— кода предприятия – разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
— двух последних цифр года утверждения документа.
3. Правовые основы стандартизации
Правовым обеспечением стандартизации является Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З о техническом нормировании и стандартизации, принятый Палатой представителей 26 ноября 2003 года (одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года).
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при:
— разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг,
— определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.
Законодательство Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Целью стандартизации является обеспечение:
— защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
— повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
— технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
— единства измерений;
— национальной безопасности;
— устранения технических барьеров в торговле;
— рационального использования ресурсов.
Стандартизация основываются на принципах:
— обязательности применения технических регламентов;
— доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
— приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
— использования современных достижений науки и техники;
— обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
— добровольного применения государственных стандартов.--PAGE_BREAK--
4. Функции метрологической службы предприятия
Установлены следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:
— государственные испытания средств измерений;
— утверждение типа средств измерений;
— метрологическая аттестация средств измерений;
— поверка средств измерений;
— проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Правила выполнения указанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Устанавливаются следующие виды метрологического контроля:
— испытания средств измерений;
— метрологическая аттестация средств измерений;
— поверка средств измерений;
— калибровка средств измерений;
— проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Проверку состояния и использования методик и средств измерений также осуществляют государственные контрольные органы в пределах своей компетенции.
Государственный метрологический надзор и контроль, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
— здравоохранение и охрану окружающей среды, ветеринарию, обеспечение безопасности труда;
— торговые операции и взаиморасчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с использованием игровых автоматов и приспособлений;
— государственные учетные операции;
— обеспечение обороны государства;
— геодезические и гидрометеорологические работы;
— банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
— изготовление продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям стандартов Республики Беларусь;
— обязательную сертификацию продукции, работ и услуг;
— измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Республики Беларусь;
— регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
5. Правила и порядок проведения сертификации продукции
Отношения в области сертификации регулируются Законом о сертификации продукции, работ, услуг и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства Республики Беларусь.
Сертификация продукции — деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Продукция — результат деятельности либо процессов.
Услуга — результат непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению нужд потребителя.
Обязательная сертификация — деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.
Добровольная сертификация — деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.
Система сертификации — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции.
Национальная система сертификации Республики Беларусь — система сертификации, установленная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации и действующая на территории республики.
Орган по сертификации — орган, осуществляющий сертификацию продукции в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
Республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации — орган государственного управления по осуществлению единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченный Президентом Республики Беларусь, в соответствии с Положением об это органе, утвержденным Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Сертификация продукции осуществляется в целях:
— обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;
— подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкретным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;
— создания условий для участия изготовителей (продавцов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;
— защиты республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Продукция, на которую в нормативных актах и конкретных стандартах или других нормативных документах по стандартизации установлены требования безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации исключительно в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сроки введения сертификации устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Реализация на территории Республики Беларусь и импорт продукции, подлежащей обязательной сертификации, в республику без сертификата и (либо) знака соответствия, подтверждающих соответствие продукции указанным требованиям, запрещаются.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в отношении отдельных видов продукции или отдельных показателей могут быть возложены на другие органы государственного управления республики.
Участниками обязательной сертификации являются республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, изготовители (продавцы) продукции.
Органы по сертификации:
— проводят работы по сертификации;
— представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания конкретной продукции либо проводит конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории Республики Беларусь обязаны:
— проводить работы по сертификации продукции в соответствии с настоящим Законом;
— реализовывать продукцию только при наличии сертификата, выданного либо признанного уполномоченным на то органом;
— обеспечивать соответствие реализуемой продукции и требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке знаком соответствия;
— указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации, нормативных актах и нормативных документах по стандартизации, которым должна соответствовать продукция, обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
— приостанавливать либо прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных актов и нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, а также после окончания срока действия сертификата либо в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации;
— содействовать должностным лицам республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, других органов по сертификации в проведении работ по обязательной сертификации и контролю за сертифицированной продукцией;
-извещать в установленном порядке органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию либо в технологический процесс выпуска сертифицированной продукции.
Добровольная сертификация проводится как в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, так и в других системах сертификации, созданных юридическим лицами, зарегистрировавшими системы сертификации и знаки соответствия в республиканском органе по стандартизации, метрологии и сертификации. продолжение
--PAGE_BREAK--
Продукция, прошедшая добровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, в которой она сертифицирована.
Контроль за продукцией, сертифицированной в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и органы по сертификации продукции.
Контроль за продукцией, сертифицированной в добровольной системе сертификации, осуществляет соответствующий орган по сертификации продукции.
6. Порядок признания иностранных сертификатов на продукцию
Продукция, подлежащая обязательной сертификации в соответствии с законодательством Республики Беларусь, при ввозе в республику должна сопровождаться сертификатом и (либо) знаком соответствия, признанными либо выданными органами по сертификации продукции.
В контрактах (договорах), заключаемых на поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в Республике Беларусь, должно быть предусмотрено наличие сертификата и (либо) знака соответствия, подтверждающих ее соответствие требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, установленным в Республике Беларусь.
Сертификаты либо свидетельства об их признании представляются в таможенные органы Республики Беларусь вместе с грузовой таможенной декларацией и являются обязательными документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Республики Беларусь. Порядок ввоза на территорию Республики Беларусь продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается органами государственного управления, ответственными за таможенный контроль и сертификацию.
Контроль за соблюдением органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями правил обязательной сертификации осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации.
Контроль за сертифицированной продукцией осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, а также органов по сертификации.
Контроль за выполнением изготовителями (продавцами) продукции требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органы государственного управления и общественные организации в пределах своей компетенции.
Органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией имеют право вносить предложения в республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации о приостановлении либо запрещении деятельности в области сертификации и реализации сертифицированной продукции.
Республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостанавливать либо запрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Национальной системы сертификации Республики Беларусь и реализацию сертифицированной продукции, не соответствующей требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или иных нормативных документов по стандартизации, по которым она сертифицирована.
Должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, органов по сертификации продукции и других органов государственного управления, осуществляющие контроль за сертифицированной продукцией и выполнением требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции, имеют право беспрепятственно посещать предприятия и учреждения с учетом режима их работы.
Расходы по оплате труда работников, проводящих государственный контроль за продукцией, подлежащей обязательной сертификации, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Расходы по участию в работе международных (региональных) организаций по сертификации регламентируются действующими в республике нормативными актами.
Оплата работ по сертификации продукции производится изготовителем (продавцом). Сумма средств, израсходованных на проведение обязательной сертификации продукции, относится на ее себестоимость.
7. Государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции
В Республике Беларусь государственная гигиеническая регламентация и регистрация продукции проводится на основании гигиенической оценки производства.
Правовую основу государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции обеспечивают:
1. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. N 2583-ХII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».
2. Положение №54 «О порядке осуществления государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания на территории Республики Беларусь и перечня продукции, подлежащей государственной гигиенической регистрации», утвержденное Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 13 ноября 2000 г.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 декабря 2000 г. N 85 «Об утверждении перечней продукции, государственную гигиеническую регистрацию которой осуществляют областные центры гигиены и эпидемиологии». Постановление вступает в силу по истечении 1 месяца после его официального опубликования. Контроль за исполнением постановления осуществляет первый заместитель Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей и г. Минска.
Список использованных источников
1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
2. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. — 260 с.
3. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. — Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2/1011.
5. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 31. Ст. 409; № 32. Ст. 420; № 34. Ст. 439.
6. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».