Реферат по предмету "Экономика"


Особенности потребительской кооперации в условиях глобализации экономики

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Глобализацияи ее основные черты
1.1 Позитивные стороны глобализации
1.2 Негативные стороны глобализации
2. Проблемыпотребительской кооперации в глобальной экономике
2.1 Преимущества потребительской кооперации
2.2 Социальная деятельность потребительскойкооперации
3. Потребительская кооперация в условияхглобализации экономики
3.1 Проблемы и перспективы развития потребительскойкооперации в условиях глобализации
3.2 Интегрирующая роль организаций потребительскойкооперации в условиях глобализации
Заключение
Списокиспользованных источников
 

ВВЕДЕНИЕ
Глобализация – этоактивно развивающийся в настоящее время процесс, сопряженный с подведением всехстран мира к единым канонам как в сфере экономики, так и в других не менееважных сферах. Кто-то считает, что унификация стран приведет к более стабильнойполитической обстановке в мире, кто-то, напротив, уверен, что глобализацияприведет только к негативным последствиям. Как бы то ни было, процессглобализации запущен, и остается только ждать, к чему он в итоге приведет.
Что касается потребительскойкооперации, то ее история насчитывает не один век, а потому у нее уже имеетсябольшой опыт в экономической сфере и регулировании отношений между людьми. ВРоссии, например, потребительская кооперация пережила несколько периодов спадаи развития. Как правило, эти периоды совпадали с приходом к власти новогоправительства.
Глобализация ведет ктому, что в мире будут существовать только крупные корпорации, производящиепродукцию, рассчитанную на среднего потребителя. Такие предприятия мало заботятсяоб индивидуализации продукции. Унификация людей налицо. Потребительскаякооперация, напротив, в своей деятельности ориентируется на нужды людей, чтоприводит к индивидуализации производимых товаров и услуг.
Это не полный переченьпроблем и противоречий глобализации и потребительской кооперации. В даннойкурсовой работе будут рассмотрены понятие «глобализация», ее сущность и черты;определить черты потребительской кооперации, ее преимущества как системы ипринципы развития в условиях современной глобализирующейся экономики.
Актуальность данногоисследования заключается в том, что кооперация в условиях глобализациипредставляет собой новую кооперативную бизнес-модель, решающую многиесоциальные и экономические проблемы.

1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ1.1 Позитивные стороныглобализации
Перемены, происходящиев мировой экономике за последние десятилетия, привели к кардинальнойтрансформации как ее характера в целом, так и самой ее сути. Тенденции трансформациимировой экономики являются предметом исследований Стриженко А.А., КоваленкоА.Г., Плаксиной М.А., Рогозина К.И. Крушение биполярной системы геополитическихблоков, революционные изменения в технологическом развитии, расширение иукрупнение банков, компаний и корпораций, усиление процесса взаимопроникновениясубъектов мировой экономики на рынки других государств — все это привело кформированию глобальной экономики и глобальной финансовой системы. В новуюдинамично развивающуюся эру глобальных коммуникаций и создания новой финансовойпарадигмы, все большего развития электронного бизнеса, Интернет-коммерции иинтерактивного банковского обслуживания, в том числе в Интернет, экономическаядеятельность не может более протекать в рамках только национальных границотдельных государств.
Глобализация мировойэкономики понимается по разному: как торговая интеграция стран, как процесстерриториальной торговой экспансии субъектов внешнеэкономической деятельностипо всему миру, как нарастающее интегрирование отдельных стран в мировуюэкономику, как рост экономической взаимозависимости стран во всем мире. Приэтом тот или иной акцент означает позитивную или негативную оценку процессаглобализации со стороны сторонников или противников глобализации.
В действительностиглобализация не сводится только к торговой интеграции стран. Глобализацияпроявляется также в увеличении объема и разнообразия[1]:
·         международныхсделок в товарах и услугах;
·         международныхпотоков капитала;
·         вболее быстром и широком распространении новых информационных технологий ителекоммуникаций;
·         вформировании абсолютно новой среды для бизнеса в Интернете, и в связанной с ним“Всемирной паутине”.
Самое поразительноеотличие современного процесса развития мировой экономики от экономики начала ХХвека состоит в формировании глобальной финансовой системы и введенииИнтернет-коммерции и интерактивного банковского обслуживания в Интернет.
Снижение барьеров вмеждународной торговле и в инвестициях носит позитивный характер. Кроме всегопрочего оно способствует также глобализации производства в странах,включившихся в этот процесс, так как возрастает объем и темпы ростаинвестиционных капиталов.
Как известно,инвестиции представляют собой финансовый инструмент, обеспечивающийфинансирование роста и развития экономики любой страны. Экономически развитыестраны добились экономического роста посредством использования инвестиционногомеханизма, при этом вначале создавались национальные инвестиции, когда унаселения стали появляться свободные денежные средства, которые началипомещаться на сберегательные счета в банках, гарантирующих определенный доходна вклады. Затем началось развитие определенных инвестиционных инструментов, аименно – ценных бумаг: облигаций, акций и опционов.
Параллельно шел процессразвития финансовых институтов и финансового рынка в целом, которые сталиспособны участвовать в международном, а на современном этапе в глобальноминвестиционном процессе, так что инвестиции из национального финансовогоинструмента превратились в интернациональный финансовый инструмент,способствующий развитию мировой экономики в целом через развитие национальныхкомпаний и превращение их в транснациональные, мультинациональные, а затем и вглобальные компании.
Главными участникамиинвестиционного процесса являются государство, компании и корпорации, а такжечастные лица. И если в начале зарождения инвестиционного капитала инвесторамибыли действительно отдельные богатые лица, являющиеся индивидуальнымиинвесторами, то с развитием инвестиционного бизнеса появился классинституциональных инвесторов, управляющих вкладами в ценные бумаги отдельных,сравнительно небогатых инвесторов. Целью этих «массовых» инвесторовявляется получение определенных доходов по выходе на пенсию от вложенных ими вценные бумаги своих свободных денег. Современными финансовыми институтамитакого вложения денег являются взаимные фонды, которые приобрели на современномэтапе невероятную популярность во всем мире.
Причинами этойпопулярности послужили появление самоуправляющихся индивидуальных пенсионныхсчетов (IRA) и благоприятная ситуация на рынках акций и облигаций, доходностьопераций с которыми все больше росла. Как отмечают некоторые исследователи, внастоящее время взаимных фондов на американском рынке больше, чем выпусковакций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Одним из самыхсерьезных изменений характера мировой экономики за последние десятилетияявляется стремительное развитие Интернета не столько с технической стороны,сколько со стороны включения этого инструмента в Интернет-бизнес. Интернетначинает самым широким образом использоваться в бизнесе. Это иИнтернет-маркетинг, и Интернет-реклама, и Интернет-магазин, и рынок акций, иon-line банковское обслуживание, и взаимодействие с клиентами и фирмами встроительстве домов и т.д. и т.п. Развитие настолько стремительное, что самибизнесы не поспевают за ним. Использование Интернета на глобальном уровнеизменяет не только ведение бизнеса, но и мировую экономику в целом.
В отличие от всехпредыдущих столетий, по крайней мере, в конце XIX и в течение всего XX века,развитие международных отношений шло от регулирования процессов мировойторговли национальными правительствами, затем группами национальныхправительств в рамках региональных союзов типа МЕРКОСУР, АСЕАН, НАФТА. В концедвадцатого столетия наблюдается до какой-то степени обратная тенденция: в связис давлением конкуренции, глобализацией во всех ее проявлениях, идет агрессивнаяинтенсификация бизнеса на всех уровнях экономики, так что иногда реальныеизменения в экономике предшествуют правительственным управленческим решениям иправительству приходится принимать соответствующие решения после того, как былиизучены определенные явления де-факто, как скажем в случае со слиянием банковCity и Travelers и законом Гласса-Стигала.
Основным признакомглобализации считается фундаментальный колоссальный сдвиг в мировой экономике:от относительно изолированных экономик, разделяемых различными барьерами, кмиру, в котором национальные экономики сливаются в одну взаимосвязанную и взаимозависимуюглобальную экономическую систему.
Тенденция к болееинтегрированной экономической системе и является глобализацией. Скоростьвышеупомянутого сдвига увеличивается, процесс глобализации ускоряется пообъективным причинам, основная из которых — давление конкуренции. Однако нельзяс уверенностью говорить, что глобализация — это абсолютно позитивное явление. Всвязи со сложностью глобализационных процессов, разноуровневостьюэкономического развития стран, она порождает и проблемы, а иногда и кризисы внекоторых экономически более слабых странах.  1.2 Негативные стороны глобализации
Неспособность того илииного государства создать и поддерживать активно действующую экономику и войтив глобальный бизнес означает, что оно останется экономически слабым, не будетиметь возможности динамично развиваться и не сможет обеспечить экономическийрост со всеми вытекающими отсюда последствиями для уровня благосостояния своегонаселения.
Глобализация порождаетриски, которые еще недавно не стояли перед управляющими и менеджерами фирм,банков и корпораций. Новая реальность ставит новые вопросы: как наилучшимобразом войти в иностранный рынок, каким образом осуществлять экспорт на этотрынок, производить ли инвестиции в производственную сферу этого рынка, гдеразмещать производство: у себя в стране или в другой стране, где стоимостьпроизводства ниже, и осуществлять ли экспорт на зарубежные рынки, а также насвой локальный рынок из этой страны?
Возникает множестводругих вопросов: о характере маркетинговой политики, о бизнес стратегиях сучетом национальных различий по разным параметрам, об особенностяхиспользования человеческих ресурсов, об иностранных конкурентах, проникающих навнутренний рынок и т.п.
Таким образом,выясняется, что глобализация оказывает громадное воздействие не только на фирмыи корпорации, но также и на характер бизнеса и его управление.
Основными компонентамиглобализации являются: глобализация рынков, глобализация производства иглобализация финансовой сферы. Существуют универсальные продукты иуниверсальная потребность в них: нефть, древесина, уголь, алюминий, пшеница, атакже такие универсальные промышленные товары, как компьютеры, микропроцессоры,самолеты гражданской авиации и т.п. Глобальным является и финансовый рынок,который также использует универсальные активы, начиная от казначейских билетовгосударственного казначейства США до евробондов и евро ЕС, а также фьючерсов вИндексе Никкей.
Очень часто глобальныекомпании конкурируют друг с другом на глобальном рынке, например, Coca-Cola иPepsi, Ford и Toyota, Boing и Airbus, Caterpillar и Tomatsu, Nintendo и Sega. Вбольшинстве случаев конкурирующие компании следуют за компанией-конкурентом,чтобы она не смогла воспользоваться всеми преимуществами захваченного ею рынка.
Глобализацияпроизводства проявляется в тенденции обнаружить и использовать товары, продуктыи услуги из различных географических мест, чтобы воспользоваться преимуществаминациональных различий в стоимости и качестве таких факторов производства, каккапитал, труд, земля, полезные ископаемые, энергия. Это дает возможностькомпаниям снизить затраты, улучшить качество или функциональность их продукта,позволяя стать более конкурентоспособными, чем их конкуренты.
Глобализация впроизводстве вызывается, в первую очередь, изменяющимися условиями впроизводственной окружающей среде, которые бизнес вынужден учитывать иреагировать на них.
С макроэкономическойточки зрения в глобализацию финансов вовлекаются не только потоки капитала, нои, прежде всего, инвестиционные процессы. Таким образом, важно отметить, что врамках научных дискуссий по поводу того, каким путем идти странам с переходнойэкономикой — глобализации или регионализации, излишне драматизируются некоторыенегативные проявления глобализации для экономически слабых государств. Можнопойти и по пути регионализации — как первого этапа экономического развития иэкономического роста, только вольно или невольно таким странам приходитсяучитывать параметры глобализации, хотя бы и на региональном уровне, потому чтобез их учета надеяться на хорошие результаты в экономическом развитии и наэкономический рост без национальных и иностранных инвестиций наивно и ошибочно.Для этого достаточно посмотреть и сопоставить данные по различным странам,отражающие процентное выражение иностранных инвестиций в эти страны. Например,иностранные инвестиции в Бразилию в 1993 г. составили 33,6 % из ЕС,
31,7 % из США, 8,4 % изЯпонии, 6,5 % из Швейцарии, 19,8 % из других стран.[1]
2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ2.1 Преимуществапотребительской кооперации
Основное преимуществопотребительской кооперации по сравнению с организациями рыночной экономики – еесоциальная направленность и близость к проблемам народа.
Другие преимуществакооперативов определяются их целями:
·         удовлетворениеэкономических потребностей пайщиков;
·         совпадениесоциальных целей государства и кооперативов;
·         снижениесоциальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательскиххозяйств.
В России этипреимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базыпотребительской кооперации.
Еще одним преимуществомпотребительской кооперации можно назвать концентрирование сил в тех отрасляхэкономики, которые являются наиболее отсталыми. К такому сектору в Россииотносятся отрасли сельского хозяйства. Такое развитие связано с тем, чтоорганизации потребительской кооперации составляют люди, материальнозаинтересованные в полноценной реализации своей деятельности, при этомстремящихся поднять выбранный ими сектор экономики. На селе основныепредприятия будь то сельскохозяйственные или другие (образовательные,культурные, сферы быта и пр.) в основном представлены потребительскойкооперацией. Потому что их основная цель не получение выгоды, а социальнаяреализация. 2.2 Социальная деятельность потребительской кооперации
Социальная миссияпотребкооперации заключается в осуществлении деятельности, направленной напреодоление бедности, безработицы, бездуховности, создание сельскому населениюнормальных условий для жизни.[3, c.60-61]
Потребительскаякооперация — социально-ориентированная система. Это форма объединениянаселения, которая берет на себя часть функций по социальной защите населения.Потребительская кооперация является формой некоммерческой деятельности. Всевиды деятельности кооператоров, в отличие от коммерческих организаций, направленыне на получение выгоды ради выгоды, а на получение прибыли для покрытиясобственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии. Историческисложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном всельской местности. Членами кооператива выступают сельские жители. Социальнаямиссия потребкооперации заключается в повышении жизненного уровня сельскогонаселения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальнойнапряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперациипредставляет собой выполнение таких видов деятельности, как[7,c.14-15]:
·         доставкаи реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся вцелом по району;
·         ежедневнаядоставка хлеба в отдаленные населенные пункты;
·         содержаниепланово-убыточных магазинов;
·         доставкатоваров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;
·         продажатоваров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
·         помощьв обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах: в Ростовской областидействуют два кооперативных техникума и высшее учебное заведение — филиалБелгородского университета потребительской кооперации;
·         обслуживаниебюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);
·         организацияшкольного питания;
·         предоставлениетоварного кредита населению.
Все направлениядеятельности потребительской кооперации имеют «социальную окраску». В рамкахСоглашения о сотрудничестве между Московским Патриархатом и Центросоюзом Россииорганизации потребительской кооперации помогают восстанавливать монастыри ихрамы, оказывая материальную поддержку, помогая транспортом и работниками.Кооператоры содействуют духовно-просветительской работе на селе.Распространение через торговые точки духовной литературы, систематическоеосвещение церковной жизни в газете «Российская кооперация» способствует утолениюдуховного голода людей, насильственно оторванных от своих православных корней вгоды богоборчества. В учебных заведениях потребкооперации молодежь познаетосновы православной культуры. [3, c.60-65]
Внастоящее время кооперативные организации содержат в малых и отдаленныхдеревнях населенных пунктах 29 тысяч убыточных магазинов. Продают в них товарыпо тем же ценам, что и в районных центрах, отпускают нуждающимся жителямдеревни товары в долг (постоянно население имеет долг примерно на 4 млрд.рублей). Потребительская кооперация, будучи некоммерческой и негосударственнойорганизацией, сегодня по существу является единственной в деревне, котораянесет на себе тяжелейший груз социальных проблем. Она – крупный работодатель,дает постоянную работу 400 тысяч человек и еще десятки тысяч получаютвременную, сезонную работу и работу на условиях неполного рабочего дня.
Кооперативныеорганизации обеспечивают своей деятельностью денежные доходы для почти 2 млн.человек, закупая у них продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а такжелекарственные травы, грибы, ягоды. Девиз российской потребительской кооперации:«В единении – сила» наиболее полно отражает преемственностьдуховно-нравственных традиций, которые в годы богоборчества сохранили ипронесли сквозь годы лихолетья простые сельские труженики, прихожане сельскихцерковных приходов и российские кооператоры. [3, c. 65-68]
Занимаясь торговлей, кооператорыобслуживают сотни населенных пунктов области. А многие магазины расположены вотдаленных и малонаселенных хуторах, их содержание, доставка туда хлеба,продуктов питания и других товаров требуют дополнительных расходов. Но смыслкооперации и состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Потребительскаякооперация Ростовской области содержит около 300 убыточных магазинов, годоваясумма убытка которых составляет более 20 млн.рублей. Кооперативный магазин всельской местности, особенно в малонаселенных селах и хуторах, — это центробщественной и культурной жизни. Именно здесь можно купить товары, сдатьсельхозпродукцию, получить бытовые услуги и, наконец, просто пообщаться.Проявляя заботу о сельском населении области, потребительские обществаРостовского облпотребсоюза организовали работу кооперативных библиотек, детскихигровых площадок. Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жителисела имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо идругую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйствнаселения. Производство и сфера услуг решают проблему занятости населения.Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующихпредприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекаетнаселение на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитиесферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, улюдей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить теили иные услуги. Потребительской кооперации принадлежит также значительная рольв формировании денежных доходов сельского населения: это — заработная платасвоих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья,доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. В случаях, когданизкие доходы не позволяют сельским жителям приобретать необходимые товары,кооперативные организации выдают им товары в долг. Кроме того, доходы,поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации,составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечиваятем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Всеэто, в конечном счете, решает очередную проблему потребкооперации — проблемубедности сельского населения. Кооперация — удивительно широкое социальноеявление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству,взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни.[4]
Всовременной России потребительская кооперация очень часто рассматривается, кглубокому сожалению, преимущественно в качестве разновидности бизнеса. А вовсем мире – это система, выполняющая миссию социального служения, которая поддерживаетсявластями и религиозными конфессиями. Состояние экономики напрямую зависит отдуховного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем исветлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечитьсебя. Принести пользу своим ближним и своему народу.
Возрождение российскихдуховно-нравственных традиций во взаимодействии в Русской Православной Церковьюи другими традиционными конфессиями положено в основу стратегии развитияпотребительской кооперации в городской социальной среде. Стратегиейпредусматривается содействие консолидации потребителей в городах по местужительства, в сфере ЖКХ, и по месту работы, в социальной инфраструктурепредприятий, что служит развитию процессов самоорганизации граждан путем ихучастия в саморегулируемых и самофинансирумых организациях – потребительскихобществах.
Вчастности, предусматривается формирование при участии Русской ПравославнойЦеркви, общественных объединений и организаций промышленников ипредпринимателей, кооперативных объединений российской саморегулируемойкооперативной системы социально-экономической взаимопомощи.
В рамкахдобровольного саморегулирования указанная система призвана выступитьинфраструктурой поддержки массового создания потребительских обществ вгородской социальной среде.
В основеразвития городской потребкооперации возрождение традиционных российскихдуховно-нравственных ценностей во взаимодействии с Русской ПравославнойЦерковью[8,c. 10-12]:
— путемвстраивания в стандарты и регламенты саморегулируемых организаций, объединяющихгородские потребительские общества, православных норм и этических правил;
— черезразвитие системы непрерывного кооперативного образования, включающей программы длядетей, учащийся молодежи и программы подготовки специалистов и руководителейпотребительских обществ, основанные на российских духовно-нравственныхтрадициях и православной этике хозяйствования;
— спомощью эффективных технологий контроля и сопровождения хозяйственнойдеятельности, затрудняющих нарушение принципов ведения хозяйственнойдеятельности, ориентированной на безусловное соблюдение прав пайщиков;
— черезформирование системы преференций, стимулирующих экономическими методами соблюдениестандартов и регламентов саморегулируемой организации.
Вкрупных потребительских обществах, объединенных в рамках добровольногосаморегулирования в саморегулируемые организации, происходит консолидацияпайщиков, характеризуемая участием в социальных программах сотен тысяч человек.
Потребкооперацияв социальной инфраструктуре градообразующих предприятий различных формсобственности на основе консолидации сотен тысяч пайщиков – работников и членових семей способна исполнять социальные программы: удешевление товаров и услугпервой необходимости (например, за счет скидок сетевого бизнеса); строительствожилья, услуги платного образования и здравоохранения, некоммерческоекооперативное микрокредитование, удешевление технологического оборудования иосновных средств, предназначенных для реализации социальных программ, за счетих беспошлинного ввоза с использованием механизмов международной кооперации. Намуниципальном уровне действующее законодательство позволяет формировать территориальныепотребительские общества, которые объединяют потребителей[9]:
— всфере ЖКХ, путем формирования потребительских обществ в качествеорганизационно-правовой формы непосредственного управления жителями жилищнымфондом;
— всоциальной инфраструктуре предприятий различных форм собственности;
— поконфессиональному принципу с участием городских церковных приходов РусскойПравославной Церкви и других традиционных российских конфессий.
В рамкахтакой мощной саморегулируемой организации представляется возможным, используянекоммерческие механизмы потребительской кооперации, предоставить пайщикамширокий комплекс кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперациив повышении уровня качества жизни и занятости населения, в деле борьбы сбедностью, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.
Предусматриваютсявозможности духовного оформления Русской Православной Церковью процессаформирования основ системы саморегулируемых кооперативных организаций путемучастия в Общественных наблюдательных Советах саморегулируемых организаций иПотребительских обществ, а также в органах их управления.
Особое место в программахпотребительских обществ малых городов призваны занять программы помощицерковным приходам по надлежащему содержанию храмов и объектов ихинфраструктуры. Миссия потребительской кооперации городской социальной среды –возрождение традиций взаимопомощи и сотрудничества и на этой основеудовлетворение материальных и духовных потребностей пайщиков[10].
3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯКООПЕРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ3.1 Проблемы иперспективы развития потребительской кооперации в условиях глобализации
Одной из глобальных проблеммирового развития в XXI веке является проблема формирования и распределенияжизненных ресурсов между населением различных по уровню своего экономического развитиястран. Она вызвана противоречием между ростом численности человечества и обострившимисязадачами обеспечения населения энергией, продовольствием и иными жизненнымиресурсами. Эта проблема оказывает все более заметное влияние на жизнь населенияпланеты, на всю систему международных отношений. Достигнутый уровень развития рыночнойэкономической системы позволяет решать эту проблему в пользу экономически развитыхстран за счет населения других стран. В то же время перспективы экономического развитияхарактеризуются неопределенностью и возможностью многовариантности. Поэтому страныс постиндустриальной рыночной экономикой стремятся закрепить свое господствующееположение в мире и сложившееся неравенство в распределении ресурсов. С этой цельюактивизируется процесс глобализации экономики и формирования неоэкономическойсистемы, в которой подавляющему большинству стран мира, к которым сегодняотносится и Россия, отведена роль сырьевых придатков, ресурсной базы развитых постиндустриальныхстран.
Процесс глобализациивызывает неприятие большинства населения планеты и вынуждает искатьальтернативные формы общественного устройства. Современное мировое развитиебазируется на научно-технической революции, требующей постоянного обновлениятехники и технологии, что, в свою очередь, требует творческой самоотдачиработников. Такое отношение к работе невозможно традиционными методамиуправления наемным персоналом, внешним контролем над работниками. Отчуждениеработников от собственности и управления не отвечает характеру современныхпроизводительных сил и потребностям их дальнейшего развития.
Одним из вариантовпротиводействия экономической глобализации, успешного развития научно-техническойреволюции является кооперативная форма самоорганизации людей. Именно кооперацияможет сыграть важную роль в решении этой глобальной проблемы посредством формированиянациональных и мирового сектора экономики, направленного на удовлетворение жизненныхпотребностей населения планеты. Кооперативное движение способно сыгратьосновную роль и в формировании социально-ориентированной экономики в России. Дляэтого необходима разработка стратегии развития кооперативного движения страны. Воснове разработки такой стратегии должна лежать основополагающая истина:сохранение кооперации не самоцель, кооперативная форма организации — лишьсредство достижения цели, используемое людьми для улучшения своегосоциально-экономического положения. [8, c.90-94]
Кооперативные формы самоорганизациилюдей возникают там и тогда, где и когда появляется жизненная необходимость в ней,когда люди не могут решить проблемы своей жизнедеятельности самостоятельно илипри помощи государства. Выявление этой необходимости является основополагающимпри разработке стратегии развития национального и мирового кооперативного движения.Кооперативные формы организации имманентно присущи рыночной экономической системеи могут эффективно действовать именно в рыночной экономической среде. При этомследует помнить о том, что хозяйственная деятельность кооперативов достигает наибольшейэффективности в случае объединения людей с целью решения жизненно важныхпроблем, которые иначе решить крайне затруднительно. Поэтому принципиальнымвопросом успешного развития кооперативного движения является поиск и выявлениеименно этих проблем. Анализ практики кооперативного движения позволяет сделать выводо том, что в основе стратегии его развития должна лежать трансформация кооперациив сфере потребления в кооперацию в сфере производства и обращения с цельюобеспечения справедливого распределения жизненных ресурсов и на основепрактической реализации преимуществ кооперативной формы организациижизнедеятельности способствовать повышению уровня жизни населения. Одним изнаправлений стратегического развития кооперации может быть применениекооперативных форм для преодоления кризиса агропромышленного комплекса и наэтой основе решения проблемы обеспечения продовольственной безопасностигосударства и продовольственной проблемы в целом. Решению продовольственнойпроблемы может способствовать деятельность кооперативов, производящихсельскохозяйственную продукцию, развивающих закупки сельскохозяйственныхпродуктов и сырья, расширяющих производство продуктов питания, а такжеразвертывающих торговлю ими. Именно в агропромышленном секторе сосредоточеныглавные противоречия национального экономического развития.[6, c.63-68]Реализация предлагаемой стратегии развития кооперации должна осуществлятьсяпоэтапно. Проведенный в данном исследовании анализ позволяет сделать вывод о том,что в настоящее время кооперативное движение в стране развито очень слабо истоит на грани потери самостоятельного значения как сектора экономики.
Сложиласьпарадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, в России сформировалисьэкономические и социальные предпосылки широкого развития кооперативного движения,а, с другой стороны, кооперативное движение переживает период упадка. Такаяситуация объясняется влиянием ряда внешних и внутренних факторов. Формирующаясявнешняя среда агрессивна по отношению к кооперативным формам самоорганизации населения.Компании инвесторного типа различной степени концентрации капитала стремятся закрепитьсложившуюся форму организации хозяйства, активно пропагандируя преимущества капиталистическойсистемы организации общественного хозяйства. Громадные усилия направлены наформирование менталитета населения, выгодного крупным капиталистическимобъединениям, стремящимся утвердить современную систему формирования ираспределения ресурсов. Правительство страны не рассматривает кооперацию каксамостоятельную экономическую силу, способную оказать сколько-нибудьсущественное влияние на ход экономических преобразований. Государствозаконодательно игнорирует разносторонность кооперативного движения,ограничивает количество видов кооперации. Гражданский кодекс РФ признает лишь производственныеи потребительские кооперативы, выводя за рамки правового поля кредитные, страховые,жилищные, жилищно-строительные, гаражные и многие другие виды кооперативныхорганизаций. Оно вносит раскол в кооперативное движение, предоставляя налоговыеи иные льготы одним видам кооперативов и подвергая другие значительным правовымограничениям. Например, организациям потребительской кооперации системы ЦентросоюзаРФ предоставляются налоговые и другие льготы, а сельскохозяйственныеобслуживающие кооперативы сталкиваются с серьезными препятствиями при попыткезарегистрироваться как потребительские кооперативы. Во всех сферах экономики кооперативныеорганизации испытывают жесткую конкуренцию со стороны компаний и фирм инвесторноготипа. Более того, даже сами кооперативы конкурируют между собой, нанося вред нетолько своим пайщикам, но движению в целом. Участие в этой конкурентной борьбе насовременном уровне развития кооперации, в условиях ее разобщенности приводит либок банкротству кооперативов, либо вынуждает кооперативы игнорировать особенностикооперативной формы организации и использовать методы и принципы работыкомпаний инвесторного типа.
Новые виды кооперативовнаходятся на стадии становления. Эти направления кооперативного движения настолькослабы, что можно говорить лишь о формировании тенденции их развития. О какой-либосерьезной их роли в экономике страны говорить крайне преждевременно. Они нуждаютсяв значительной внешней поддержке. Зарождающиеся кооперативные формысамоорганизации населения встречают на своем пути многочисленные трудности,важнейшей из которых является слабое развитие или даже полное отсутствиесистемности в их деятельности. Несмотря на создание национальных союзовотдельных из них, сегодня преждевременно заявлять о существовании системкооперативов различных видов. Созданная Ассоциация кооперативных организацийРоссии оказалась неспособной реализовать поставленные перед ней цели и задачи, посколькуне имеет стратегии развития кооперативного движения.
В соответствии сметодологией системного подхода системы выделяются из внешней среды своими миссиями,целями. Кроме того, важной особенностью системы является наличие внутреннейорганизации, взаимодействие входящих в нее первичных и иных звеньев наразличных уровнях управления. Кооперативы по своей сущности выражают своей практическойдеятельностью социальную направленность различных видов кооперативного движенияи образуют их социальную базу. Их деятельность в современных условиях рыночнойэкономической системы не может быть успешной без объединения друг с другом,образования вертикальных и горизонтальных союзов различных уровней.
Объединениекооперативов в союзы открывает перед ними возможности, которыми они нерасполагают каждый в отдельности. Союзная работа среди зарождающихся видовкооперативного движения также находится лишь в стадии становления иосуществляется крайне медленными темпами. Ряд национальных кооперативных союзоввообще не имеет вертикальной структуры, региональных или межрегиональных союзов,объединяющих первичные кооперативы. Например, Некоммерческое партнерство производственныхкооперативов, объединяющее около 15 тысяч кооперативов, такой вертикальной структурыне имеет, что делает практически невозможным реализацию стоящих перед ним целейи задач.[7, c. 169-175]
В то же время важной особенностьюбольшинства вновь создаваемых кооперативов является наличие у них заинтересованных,эффективных собственников. Слабой их стороной является разобщенность, отсутствиеразвитой инфраструктуры, отсутствие экономической, информационной, методическойпомощи извне и т.д. Единственной кооперативной системой, располагающейвнутренней иерархической структурой, сложившейся в период функционированияцентрализованно-управляемой экономики является система потребительскойкооперации РФ. В то же время, несмотря на сохранение этого направления кооперативногодвижения как системы, организации потребительской кооперации устойчиво теряютсвои позиции на рынке товаров и услуг. Сохранение сложившихся тенденцийизменения объемных и качественных показателей объективно приводит к ее разрушениюи ликвидации большинства действующих кооперативов. Отдельные позитивные примерыработы первичных кооперативных организаций не меняют картины в целом. Успешно работающиекооперативы могут сохраниться в течение достаточно длительного периода времени,но не могут сохранить систему в целом. [8, c.94-100]
Экономические потерисистемы потребительской кооперации в последнее десятилетие сравнимы с потерями,которые она понесла в начальный период формирования централизованно-управляемойэкономики. Несмотря на это система потребительской кооперации России все еще располагаетзначительным экономическим потенциалом, позволяющим ей возглавить процесс возрождениякооперации в стране, способствовать развитию всех направлений кооперативногодвижения и на этой основе сформировать кооперативный сектор национальной экономики,способный сыграть важную роль в становлении социально-ориентированной рыночнойэкономической системы.
Проведенный анализ состоянияи развития потребительской кооперации позволяет сделать принципиальный вывод о том,что в основе негативных процессов, характерных для потребительской кооперации, лежитотсутствие заинтересованных, эффективных собственников. Потребители, несмотря напредоставление им каких-либо льгот материального или нематериального характера,в современной экономической системе не могут рассматриваться в качестве реальныхсобственников потребительских обществ. Этот вывод подтверждается практикойпоследнего десятилетия. Возникла качественно новая ситуация. Пайщики, формальноявляющиеся собственниками потребительских кооперативов, в основной своей массе безразличнык судьбе своих кооперативов, они не участвуют в хозяйственной деятельности и управленииделами кооперативов. Работники организаций и предприятий потребительскойкооперации, действительно заинтересованные в успешной деятельностипотребительских обществ, не имеют возможности определять тактику и стратегиюразвития кооперативов, формировать органы управления. В этих условияхдеятельность кооперативов подчинена интересам только руководителей обществ, чтосоздает предпосылки для злоупотреблений, ошибок в управлении хозяйственнойдеятельностью и выборе приоритетов ее развития. Все отрасли деятельности потребительскойкооперации, кроме промышленности, убыточны, при этом 80% убытков дает торговля.Но 35 потребсоюзов рентабельны, что и дало возможность в целом по Центросоюзуполучить 21 млрд. руб. прибыли. В 2007 г. шестнадцать потребсоюзов получилиприбыль. Но в то же время практически не уменьшается число убыточныхпредприятий. При снижении общего числа хозрасчетных организаций и предприятийчисло убыточных составляет 63% от общего числа, или 5967 предприятий. Высокуровень издержек обращения и производства. В 1997 г. в оптовой торговле онсоставил 22,8%, в розничной торговле — 24,8%, в общественном питании — 39%, в заготовках- 19,4%. В составе издержек обращения наибольший удельный вес занимаюттранспортные расходы, расходы по оплате труда, теплоэлектроэнергии,амортизационные расходы. На снижение доходности организаций и предприятийпомимо высокого уровня издержек обращения в немалой степени повлияло уменьшениельгот, предоставленных потребительской кооперации местными органамиисполнительной власти. Так, в 2007 г. потребсоюзами были заключены соглашения осотрудничестве и предоставлении налоговых льгот с администрациями только 25регионов против 75 в 2006 г. Наличие собственных оборотных средств один из показателейфинансовой устойчивости. Однако организации потребительской кооперациииспытывают все больший их недостаток. Если к началу 2006 г. недостаток собственныхоборотных средств составлял 1683 млрд. рублей, то к концу 2007 г. уже 2976 млрд.рублей. И все-таки такое положение не везде: 18 потребсоюзов сохранилисобственные оборотные средства, величина которых достигает от 17 до 53процентов в общей сумме оборотных средств. Привлечение заемных средств как одиниз путей покрытия дефицита оборотных средств также проводится слабо. В 2007 г.привлечено и направлено в оборотные средства только 330 млрд. рублей.
Важнейший фактор, отрицательновлияющий на финансовое положение организаций и предприятий — их неплатежеспособность.Дебиторская задолженность к концу 2007 г. возросла на 19,5% по сравнению с 2006г., а кредиторская на 14,2%, в том числе задолженность по бюджету возросла на5%. Особую озабоченность вызывает нарастание задолженности бюджету. Тем неменее, в организациях и предприятиях потребительской кооперации имеютсявнутренние резервы для преодоления кризисной ситуации и дальнейшего развития, очем свидетельствуют примеры эффективной деятельности, имеющиеся в каждойкооперативной организации.[5, c.250-265]. Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперацииРоссийской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительскойкооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей,подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, асохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемныхпоказателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовомпитании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базойпотребительской кооперации.
В XXI веке условияразвития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX — началом XX века. Рыночнаяэкономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возросуровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемыхуслуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным дляобычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождаетсяиндивидуализацией потребностей и потребления. Расширение ассортимента предлагаемыхтоваров, услуг, использование информационных сетей для их реализации, применениеагрессивной маркетинговой стратегии крупными фирмами значительно сужает поледеятельности потребительской торговой кооперации, которая основана на массовомспросе или спросе на товары повседневного, массового потребления.Удовлетворение именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические преимуществаперед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностейи спроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации.Подтверждением этому является проблема членства в потребительских торговых кооперативах,с которой сталкиваются не только кооперативы экономически развитых стран, но и России.Ведущую роль в борьбе с недобросовестными продавцами во все большей степени играютобщественные организации защиты прав потребителей, в меньшей степени связанные сассортиментом товаров и услуг. В этих условиях кооперативные организациитрансформируются в некие конгломеративные формы, торговые илиторгово-производственные корпорации, применяющие часто капиталистические методыработы на рынке. Такая кооперация сейчас просто не нужна. В то же времяиндивидуализация потребления становится не столько благом, сколько злом для людей,поскольку они попадает под влияние продавцов, формирующих выгодные им стандартыпотребления для различных по уровню дохода групп населения. Несмотря наразобщение потребителей, формирование у различного уровня потребления товаров иуслуг, роль кооперативного движения в XXI веке возрастает. Оно приобретает значениекак фактор мирового экономического развития и формирования национальных и мировойэкономической системы, альтернативной системе, утверждаемой транснациональными корпорациями,преследующими цель установления нового мирового порядка, основанного нанесправедливом распределении жизненных ресурсов. В этих условиях ведущимнаправлением кооперативного движения становится кооперация в сфере обращения, занимающаяпромежуточное положение между производством и потреблением товаров и услуг, чтопозволяет ей активно воздействовать и на производство и на потребление путем реализацииопределенной маркетинговой стратегии. 3.2 Интегрирующая роль организаций потребительской кооперациив условиях глобализации
Организации потребительскойкооперации могут стать интегратором, способным эффективно организовать сбыт товарнойпродукции, произведенный другими участниками АПК, включая личные подсобныехозяйства.
Интеграционный процесс — это сложная система взаимозависимых производственных, финансовых, трудовых и имущественныхотношений между хозяйственными единицами, объединенными общими экономическими интересами.Основной целью, стоящей перед хозяйствующими субъектами в процессе интеграции, являетсяусиление их конкурентных преимуществ и повышение эффективности их деятельности,как результат проявления ряда экономических явлений: синергетического эффекта, эффектамасштаба и эффекта широкого профиля. Интеграционные процессы в АПК должныбазироваться на кооперативной основе, уравновешивающей баланс индивидуальных иколлективных интересов.[10]
Анализ производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий агропромышленного комплекса, как и оценка организационно-экономическихсвязей между ними, указывает на необходимость кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителейна районном уровне. Обобщая исторический и современный опыт становления кооперациив АПК различных регионов РФ, можно утверждать, что на районном уровне возможно развитиекооперативного движения в следующих сферах: производство сельскохозяйственной продукции,ее заготовки и хранения, переработки, агрохимического, агротехнического обслуживания,торговли, кредитной деятельности, координации деятельности и защиты имущественныхинтересов, предпринимательской деятельности.
Интегрирующая роль организацийсистемы потребительской кооперации заключается в следующем[9, c.58-65]:
 - пропаганда кооперативнойидеи и преимуществ кооперативной формы организации хозяйственной деятельности;
 - содействие созданию иорганизации деятельности обслуживающих
кооперативовсельскохозяйственных товаропроизводителей;
 - содействие реорганизациипредприятий АПК из иных в кооперативную организационно-правовую форму;
— информационная,консультационная поддержка новых кооперативов;
— содействие созданию союзовкооперативов различных видов с целью формирования систем кооперативов;
— организация взаимодействияучастников АПК в области переработки сельскохозяйственной продукции;
— организация сбытапроизведенной продукции;
— обучение и переподготовкачленов и персонала кооперативов в
образовательныхучреждениях системы потребительской кооперации;
 - создание иорганизация деятельности финансово-расчетной системы АПК.
Создаваемые кооперативымогут быть жизнеспособны только при условии их выхода за собственные рамки иобъединения в единую систему, базирующуюся на регулируемых товарных отношенияхинфраструктуре. Результатом интеграционной работы на районном уровне должно статьсоздание агропромышленного союза кооперативов различных видов (или союзовкооперативов) на районном уровне, способного противопоставить конкуренции междукооперативами совместную деятельность с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственногопроизводства и повышения конкурентоспособности внутреннего продовольственногорынка. Создание такого союза появляется возможность наиболее полно раскрыть и использоватьпреимущества кооперации, активизировать хозяйственно-производственную иэкономическую деятельность, создать необходимые предпосылки и условия дляформирования широкой сети всевозможных кооперативов по решениюпродовольственной проблемы, при рациональном использовании материально-технических,трудовых и финансовых ресурсов.[11] Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства,обслуживающих отраслей АПК создает предпосылки для увеличения объемов деятельностиорганизаций системы потребительской кооперации, в том числе за счет ростаемкости рынка вследствие повышения жизненного уровня населения. Кроме того,возможно изменение отношения населения как потребителей к кооперативной формеорганизации, формирование у него позитивного образа кооперации. Это позволит накачественно новой социальной базе создавать потребительские кооперативынаселения, заинтересованного в удовлетворении спроса на товары и услуги.
Создание и укрепление первичныхкооперативов различных видов, объединение их в союзы создает базу для развития кооперативногодвижения на более высоком региональном уровне. Преимущество такого подхода к образованиюсистем кооперативов заключается в том, что системное построение начинается не сверху,а снизу на основе заинтересованности кооперативов в развитии своей деятельностии учета специфических особенностей деятельности кооперативов различных видов. Объединениекооперативов в союзы может происходить не только на уровне субъектов Федерации,но и в рамках экономических районов. Объединение первичных кооперативов всоюзы, союзов в союзы более высокого уровня создает условия для формирования инфраструктурыразличных направлений кооперативного движения, обеспечивающей устойчивое развитиекооперативов, увеличение масштабов их деятельности. Именно союзы могут создаватьэффективно действующие юридические службы, консультационные организации, системыэкономической и технологической информации, крупные производственныепредприятия, систему подготовки кадров, формировать и проводить единуюмаркетинговую стратегию. Важным направлением работы на этом этапе будет формированиекредитной кооперативной системы, включающей в себя банковские и страховые учреждения,позволяющей обеспечить кооперации финансовую независимость от глобальнойфинансовой системы. Завершение формирование национальных кооперативных систем,объединение их в российскую ассоциацию национальных кооперативных союзов,основной целью которой должна стать защита интересов кооперативного движения нагосударственном уровне. В условиях правового государства важной задачей являетсясоздание кооперативной политической партии, способной оказывать влияние наформирование органов государственной власти различных уровней и через своихпредставителей в выборных органах власти лоббировать интересы национальныхкооперативных систем и движения в целом посредством инициирования и принятия необходимыхзаконодательных актов. Создание национальных кооперативных систем и их ассоциацииоткрывает реальные возможности участия и оказания влияния на развитие мирового кооперативногодвижения как главной движущей силы противостояния процессам экономическойглобализации.
Таким образом, можноотметить, что потребительская кооперация по своей структуре и направленностиотличается от принципов глобализации экономики. Прежде всего, это отличиезаключается в том, что потребительская кооперация ведет свою деятельность длялюдей и удовлетворения их нужд, а глобальная экономика имеет своей цельюполучение максимальной прибыли, за счет распространения ТНК(трансконтинентальных корпораций). Потребительская кооперация направлена наиндивидуальное решение проблем регионов, а глобализация – на их унификацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,глобализация и потребительская кооперация имеют противоречия. Главныепротиворечия состоят в том, что глобализация идет по пути унификации как рынка,так и удовлетворения потребностей человека, а потребительская кооперация,напротив, стремится удовлетворить насущные проблемы населения, которыевозникают здесь и сейчас.
Потребительскаякооперация в условиях глобального рынка испытывает некоторые трудности вреализации своей деятельности. Эти трудности связаны в первую очередь сдостаточно низкой конкурентоспособностью потребительской кооперации посравнению с рыночными организациями. Низкая конкурентоспособность связана всвою очередь с социальной, а не столько с материальной направленностьюдеятельности потребительской кооперации.
Однако следуетотметить, что потребительская кооперация может сыграть интегрирующую роль вотношениях между кооперативами. Объединение кооперативов поможет болееэффективно использовать потенциал всей потребительской кооперации ипротивостоять тенденции глобализации. Это очень важно, потому чтопотребительская кооперация учитывает потребности именно тех людей, которыепроживают на территории, где она разворачивает свою деятельность. Этообеспечивает индивидуальный подход к решению многих проблем. Предприятия глобальнойэкономики, особенно трансконтинентальные корпорации, такой подход обеспечить немогут в силу того, что пропагандируют унификацию потребностей людей иориентации на большинство потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.   elib.altstu.ru/elib/books/Files/2000-03/34/pap_34.html
- статья Глобализация мировой экономики: основные тенденции» А.А. Стриженко
2.   Закон«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». –М., 2000.
3.   ТепловаЛ.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2005, — 160с.
4.   Концепцияразвития потребительской кооперации на период до 2010 год. // Центросоюз РФ 2001 г.
5.   ХрамцоваТ.Г. Методология исследования социально-экономического потенциалапотребительской кооперации: диссертация доктора экономических наук:Новосибирск, 2002. — 410 c.
6.   Бернвальд А.Р. Потребительскаякооперация в эпоху глобализации/А. Р. Бернвальд, Вестник СибУПК – Новосибирск,2002, № 1, с. 63-68.
7.   СипкоЛ.П. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношенийорганизаций потребительской кооперации в условиях формирования рыночнойэкономики села/ Л.П. Сипко. – Новосибирск: НЭ и ОПП СО РАН, 1999.- 248 стр.
8.   Вместеради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф.Ермакова. М, 2001.
9.   СероштанМ.В., Ткач А.В. и др. Потребительская кооперация: Учебное пособие. – М.: МУПК,2004.
10.     Комиссияопоры России по развитию потребительской кооперации Союз Потребительскихобществ «Русь»: «Потребительская кооперация: нравственный опыт социальногослужения и его возрождение в России» Выступление на XVII МеждународныхРождественских образовательных Чтениях 16 февраля 2009 г.
11.     НаговицинаЛ.П. Социальная экономика: кооперативный путь развития / Л.П. Наговицина //Деловой вестник «Российская кооперация». — 2001. — N 11. — С. 37-41.
12.     Манферсон Я.Принципы кооперации для XXIвека/ Я. Манферсон, — Белгород: БУПК, 1997. – 57 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.