--PAGE_BREAK--2. Расчет зубчатых колес редуктора
Для шестерни и колеса выбираем материалы со средними механическими характеристиками:
— для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230;
— для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.
Рассчитываем допускаемые контактные напряжения по формуле:
,
где σHlim
b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
К
HL – коэффициент долговечности;
[SH] – коэффициент безопасности.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
σHlim
b=2НВ+70;
К
HLпринимаемравным1, т.к. проектируемый срок службы более 5 лет; коэффициент безопасности [SH] =1,1.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:
для шестерни =МПа
для колеса = МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
МПа.
Условие выполнено.
Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле:
,
где — твердость поверхностей зубьев. Для симметричного расположения колес относительно опор и при твердости материала ≤350НВ принимаем винтервале (1 – 1,15). Примем =1,15;
ψba=0,25÷0,63 – коэффициент ширины венца. Принимаем ψba= 0,4;
Ka= 43 – для косозубых и шевронных передач;
u
— передаточное число. и= 3,65;
.
Принимаем межосевое расстояние , т.е. округляем до ближайшего целого числа.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn= = мм;
принимаем по ГОСТ 9563-60
mn=2 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10о и рассчитаем число зубьев шестерни и колеса:
Z1=
Принимаем z1=34, тогда число зубьев колеса z2=
z1·
u=34·3.65=124,1. Принимаем z2=124.
Уточняем значение угла наклона зубьев:
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
Проверка: мм;
диаметры вершин зубьев:
da
1
=
d
1
+2
mn=68,86+2·2=72,86 мм;
da
2
=
d
2
+2
mn=251,14+2·2=255,14 мм;
диаметры впадин зубьев:df1=
d1 — 2
mn=68,86-2·2=64,86 мм;
df2=
d2 - 2
=251,14-2·2=247,14 мм;
определяем ширину колеса: b2=
определяем ширину шестерни: b1=
b2+5мм =64+5=69 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
При такой скорости для косозубых колёс принимаем 8-ю степень точности, где коэффициент нагрузки равен:
КНβпринимаем равным 1,04.
, т.к. твердость материала меньше 350НВ.
Таким образом, KH=1,04·1,09·1,0=1,134.
Проверяем контактные напряжения по формуле:
Рассчитываем перегруз:
Перегруз в пределах нормы.
Силы, действующие в зацеплении:
окружная:
;
радиальная:
,
где =200 -угол зацепления в нормальном сечении;
=9,070 -угол наклона зубьев.
осевая:
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
.
,
где =1,1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузок);
=1,1 – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности);
-коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев
Тогда:
Допускаемое напряжение по формуле
.
Для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 σ0Flimb =1,8 НВ.
Для шестерни σ0Flimb=1,8·230=415 МПа; для колеса σ0Flimb=1,8·200=360 МПа.
[SF]=[SF]΄[SF]˝ — коэффициент безопасности, где [SF]΄=1,75, [SF]˝=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, .[SF]=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни МПа;
для колеса МПа.
Находим отношение :
для шестерни ;
для колеса .
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты Yβ и KFα:
,
где К
Fα — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
=1,5 -коэффициент торцового перекрытия;
n=8 -степень точности зубчатых колес.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
;
Условие прочности выполнено.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Предварительный расчет валов редуктора
Диаметры валов определяем по формуле:
.
Для ведущего вала [τк] = 25 МПа; для ведомого [τк] = 20 МПа.
Ведущий вал:
Для двигателя марки 4А 160М6У3 =48 мм. Диаметр вала dв1=48
Примем диаметр вала под подшипниками dп1=40 мм
Диаметр муфты dм=0,8·==38,4 мм. Принимаем
dм=35 мм.
Свободный конец вала можно определить по приближенной формуле:
,
где dп – диаметр вала под подшипник.
Под подшипниками принимаем:
Тогда l
=
Схематичная конструкция ведущего вала изображена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Конструкция ведущего вала
Ведомый вал.
Диаметр выходного конца вала:
, принимаем ближайшее значение из стандартного ряда
Под подшипниками берем
Под зубчатым колесом
Схематичная конструкция ведомого (тихоходного) вала показана на рис.3.2.
Рис. 3.2. Конструкция ведомого вала
Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес
Шестерню выполняем за одно целое с валом. Её размеры:
ширина
диаметр
диаметр вершины зубьев
диаметр впадин .
Колесо кованое:
ширина
диаметр
диаметр вершины зубьев
диаметр впадин
диаметр ступицы
длина ступицы ,
принимаем
Толщина обода:
принимаем
Толщина диска:
4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
, принимаем
, принимаем.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
верхнего пояса корпуса и пояса крышки:
нижнего пояса корпуса:
, принимаем .
Диаметр болтов:
фундаментальных ; принимаем болты с резьбой М16;
крепящих крышку к корпусу у подшипников
; принимаем болты с резьбой М12;
соединяющих крышку с корпусом; принимаем болты с резьбой М8.
4.3.Компановка редуктора
Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Компоновочный чертеж выполняется в одной проекции — разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; масштаб 1:1.
Размеры корпуса редуктора:
принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса (при наличии ступицы зазор берем от торца ступицы) ; принимаем А1=10мм; при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы;
принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса ;
принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса ; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние надо брать от шестерни.
Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники однорядные средней серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников и .(Таблица 1).
Таблица 1:
Габариты намеченных подшипников
Вал
Условное обозначение подшипника
d
D
B
Грузоподъемность, кН
размеры, мм
С
С0
Быстроходный
208
40
8
18
32,0
17,8
Тихоходный
211
55
100
21
43,6
25,0
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца.
Эскизная компоновка изображена на рис. 4.1.
продолжение
--PAGE_BREAK--5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ 5.1. Ведущий вал
Из предыдущих расчетов имеем:
Определяем опорные реакции.
Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.1
В плоскости YOZ:
Проверка:
в плоскости XOZ:
Проверка:
Суммарные реакции в опорах А и В:
Определяем моменты по участкам:
в плоскости YOZ:
сечение 1:;
сечение 2: M=0
M
Сечение 3: М
M
в плоскости XOZ:
сечение 1: ;
=
сечение2:
сечение3:
Строим эпюры изгибающих моментов.
Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре. Намечаем радиальные шариковые подшипники 208: d=40 мм; D=80мм; В=18мм; С=32,0 кН; Со=17,8кН.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
,
где RB=2267,3 Н
=1 (вращается внутреннее кольцо);
— коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров;
— температурный коэффициент.
Отношение ;этойвеличине соответствует .
Отношение ; Х=0,56 и
Y
=2,15
Расчетная долговечность по формуле:
где — частота вращения ведущего вала.
5.2.Ведомый вал
Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий:
Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.2
Определяем опорные реакции.
В плоскости YOZ:
Проверка:
В плоскости ХOZ:
Проверка:
Суммарные реакции в опорах А и В:
Определяем моменты по участкам:
в плоскости YOZ:
сечение 1: при х=0, ;
при x
=
l
1
, ;
сечение 2: при x
=
l
1
, ;
при х=l
1
+
l
2
,
сечение 3:;
в плоскости XOZ:
сечение 1: при х=0, ;
при x
=
l
1
, ;
сечение 2: при х=l
1
+
l
2
,
сечение 3: при x
=
l
1
+
l
2
+
l
3
,
.
Строим эпюры изгибающих моментов.
Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре и определяем их долговечность. Намечаем радиальные шариковые подшипники 211: d=55 мм; D=100мм; В=21мм; С=43,6 кН; Со=25,0 кН.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
,
где RA=4290,4 Н
=1 (вращается внутреннее кольцо);
— коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров;
— температурный коэффициент.
Отношение ; этой величине соответствует e=0,20.
Отношение , тогда Х=1, Y=0. Поэтому
Расчетная долговечность, млн. об.
Расчетная долговечность, ч.
где — частота вращения ведомого вала.
продолжение
--PAGE_BREAK--