--PAGE_BREAK--2. Конспекты учебных занятий 2.1 Конспект урока с применением ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ». Станки с ПУ и их обслуживание
Бавенко Эндже Рашитовна, преподаватель спецтехнологии ПУ №97
Замосковецкая Галина Дмитриевна , методист ПУ №97
Предмет:Специальная технология станочников широкого профиля (металлообработка)
Место занятия в структуре образовательного процесса:урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану:Основные сведения о ПУ, Классификация систем ПУ
Номер урока по теме: №23 «Станки с программным управлением и их обслуживание»
Форма урока:комбинированный.
Цели урока:
Дидактическая – обеспечить в ходе урока усвоение материала по типам систем программного управления станками и классификации числового программного управления
Развивающая – развивать умение восприятия, осмысления и применения полученных знаний
Воспитательная – сформировать стремление к внимательности, к глубокому усвоению знаний и осознания принадлежности к профессии «Станочник широкого профиля»
Методическая – использование частично – поисковых проблемных ситуаций для познания учащимся нового материала; применение электронного учебника «ПУ станками с ЧПУ» на уроке, усвоение новых знаний и диагностики качественного обучения
Оборудование:персональный компьютер с колонками (специализированный компьютерный класс, при наличием локальной сети), проектор с экраном, компакт-диск «ПУ станками с ЧПУ».
--PAGE_BREAK--2.2 Конспект урока с применением ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по предмету «Технология» в 9 классе по базисному плану
Рубцов Георгий Иванович, учитель технологии ЧСШ №2
Предмет: Технология.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану (2 академических часа).
Тема урока по учебно-тематическому плану: Назначение и расположение органов управления станка с ЧПУ
Форма урока: практикум.
Цели урока:
· знакомство учащихся с назначением и расположением органов управления станка с ЧПУ;
· приобретение учащимися технологических умений управления станком на виртуальном тренажере;
· формирование познавательной — самостоятельной активности учащихся;
Методика проведения урока: Новые знания учащиеся получают путем самостоятельной работы, используя ЦОР, на основе интерактивности программы.
Учитель контролирует процесс усвоения и вмешивается в проблемные ситуации при непреодолимых учеником затруднениях. Урок проводится форме компьютерной игры. В конце урока целесообразно озвучивание проделанной работы учениками: в форме беседы.
Ход урока:
Организационный момент — 2 мин.
Приветствие. Постановка целей и задач. Знакомство с этапами урока.
I. Объяснение нового материала.
Опорные понятия:
Общие сведения о системе управления станком. Основные органы управления. Пульт оператора. Боковая стойка панели управления. Панель включения станка. Панель программирования.
Метод объяснения материала:Иллюстративно – демонстрационный. С помощью видеороликов. На каждый вопрос – ролик. Ролики сопровождаются текстовыми подсказками. Ученики работаю в интерактивном режиме за PCв специализированном компьютерном классе.
Период времени объяснения: 20 – 25 мин. Время фиксируется в правом верхнем углу экрана.
Общие сведения о системе управления станков с ЧПУ
(Краткий конспект)
Под управлением станком принято понимать совокупность воздействий на его механизмы, обеспечивающие выполнение технологического цикла обработки, а под системой управления – устройство или совокупность устройств, реализующих эти воздействия.
Числовое программное управление – это управление при котором программу задают в виде записанного на каком-либо носителе массива информации. Управляющая информация для системы ЧПУ является дискретной и ее обработка в процессе управления осуществляется цифровым методами.
Основные органы управления станком «Электроника НЦ – 31»
Объяснение материала идет через видео ролик. Перед объяснением учащимся предлагается быть внимательным к терминам. В случае необходимости прокрутить ролик заново. Сделать краткие записи по вопросу.
Пульт оператора станка «Электроника НЦ – 31»
Включает в себя следующие устройства:
— боковая стойка пульта оператора;
— панель программирования станка;
— панель включения станка.
Боковая стока панели управления станка:
Кнопка аварийного выключения станка. Лампа индикатор вращения шпинделя. Трехпозиционный выключатель. Ручка точной настройки.
Панель включения станка.
Переключатель обработки от внешних источников управляющих программ. Кнопка выключения пульта. Включатель/выключатель режима обработки с внешним носителем
программ. Индикаторы диапазона оборотов. Кнопка включения шпинделя. Кнопка отключения привода. Переключатель подачи эмульсионный. Толчковая кнопка, смазка каретки направляющих. Переключатель лампы освещения.
Считывающее устройство.
Группа цифровых и призрачных индикаторов. Группа режимных клавиш. Группа клавиш индикации положения и выбора направлений движения маховика. Группа клавиш перемещений в ручном режиме. Группа исполнительных клавиш. Группа клавиш специального назначения. Группа клавиш набора.
II. Закрепление пройденного материала. (20 мин)
Закрепление материал ведется через тестирование.
1 вопрос — Определите назначение кнопки панели включения и с помощью мышки перетащите на свое место.
Варианты ответов: кнопка включения шпинделя; кнопка включения питания; лампа «внимание».
2 вопрос – Укажите правильные названия частей станка.
Варианты ответов: станина; суппорт; защитный кожух.
3 вопрос – Укажите названия частей станка.
Варианты ответов: револьверная головка; шпиндель; зажимной патрон.
4 вопрос – Определите и перетащите с помощью мыши названия элементов расположенных на панели включения станка.
Ответы: вкл/выкл режима обработки с внешним; переключатель подачи эмульсии; отключение привода; переключатель режима обработки от внешних управляющих программ; толчковая кнопка, смазка каретки и направляющих; включение шпинделя; индикатор диапазона оборотов (М38; М39, М40)
Вопрос 5 — Выберите, указанное стрелкой правильное название боковой стойки пульта оператора станка, и перетащите его с помощью мыши на свое место.
Варианты ответов: маховичок; индикатор вращения шпинделя, механический блокиратор; толчок шпинделя.
Вопрос 6 – Определите, выполненные цветом названия зоны на панели программирования станка НЦ-31.
Варианты ответов: группа клавиш перемещений в ручном режиме; группа исполнительных клавиш; группа клавиш спец. назначения; группа клавиш набора, группа клавиш индикации положения и выбора направления движения.
Перерыв.
III Практическая часть работы: (20 -30 мин)
Цель работы: Приобретение навыков включения и выключения станков с ЧПУ в различных режимах.
Особенности выполнения работы:
Самостоятельное изучение основных органов управления станка с ЧПУ. Работа направлена на освоение навыков действий в аварийных ситуациях.
1. Оборудование: В практикуме рассматривается токарный станок «Электроника НЦ-31».
2. Материалы и инструменты изучаются с помощью наведения мыши, предлагаются задания, которые нужно выполнить.
3. Правила техники безопасности предлагаются в виде текста.
4.Осуществляется входной контроль практики.
Задание: Последовательно укажите на панели включения: кнопку/лампу включения пульта; кнопку/лампу включения шпинделя; кнопку отключения привода.
5. Изучение панели включения путем наведения указателя мыши на элемент панели.
6. Включение станка с ЧПУ в режиме «Ручное управление»
7. Выключение станка с ЧПУ
8. Аварийная ситуация: произошел слом детали. Задание: необходимо выключить станок за десять секунд.
9. Аварийная ситуация: в области вращающихся деталей издается нехарактерный звук.
Задание: необходимо выключить станок за десять секунд.
10. Аварийная ситуация: рядом со станком пахнет горелой проводкой. Выполните.аварийное отключение станка
11. Рассмотрите станок и найдите изображение пульта оператора.
12.Выходной контроль.
IV.Контроль качества изучаемого материала: (10 -15 мин)
(Происходит через выполнение заданий в интерактивном режиме)
VI. Подведение итогов (2-3 мин)
В журнале успеваемости по изучению теоретического минимума, выполнению практикума и контрольных заданий определяется средний результат работы за весь урок.
Учитель подводит итоги занятия в словесной форме, анализируя весь ход урока.
№
ФИО
Должность,
место
работы
Квалификационная категория, педагогический стаж
работы
Опыт использования ЦОР в учебном процессе
Контакты
1
Рубцов Георгий Иванович
Учитель технологии, ЧСШ№2
Первая категория
да
8 351 69 2 15 52
2
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Конспект урока с применением ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ». Фронтальный урок
Предмет: Элективный курс«Холодная обработка металлов резанием» в 10 классе.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по учебно-тематическому плану: «станкитокарной группы»
Номер урока по теме: 9
Форма урока: фронтальный урок
Цели урока:
· знакомство учащихся с основными узлами токарных станков;
· выработать умение различать станки, принадлежность узлов станков, определять технологические возможности станков;
· развитие познавательной самостоятельной активности учащихся.
Условия проведения занятия: медиалекторий, кабинет информатики.
Ход урока:
Этап урока
Текущее
время
(мин)
Содержание работы
Организационный
момент
1
3
Инициализация урока: объявление темы, целей, объяснение хода урока. Организация рабочего места
Повторение пройденного
4
9
Вводное повторение в виде устных упражнений (беседа). Предлагаемые для беседы вопросы проектируются на экран с помощью диапроектора. Дидактический материал для беседы — информационные объекты (слайды, ролики, схемы, тесты, задания цифрового образовательного ресурса).
Изложение нового материала
10
25
Материал излагается путем просмотра видеороликов, слайдов, схем ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по данному уроку. Учащиеся ведут конспекты. Работа ведется в разделе ЦОР «Теоретический минимум»
1) Узлы токарного станка.
2) Токарно — карусельные станки.
3) Обработка на токарном станке.
4) Виды токарных станков
Этап урока соответствует разделу «Теоретический минимум» ЦОР
Первичное закрепление материала
26
40
Этап урока соответствует разделу «Самоконтроль» ЦОР. Учащиеся знакомятся с задачами, в решения которых заложен новый материал, способами их решения. Работа фронтальная в виде ответов на вопросы (эвристическая беседа). Вопросы и варианты ответов проецируются на экран. Учащиеся коллективно находят правильный ответ.
Организационный момент
40
45
Подведение итогов. Инициализация места полученных знаний в курсе обучения.
Детализированный план применения ЦОР на уроке
Общий план этапа урока
Изложение нового материала
10
25
Материал излагается путем просмотра видеороликов, слайдов, схем ЦОР «Программное управление станков с ЧПУ» по данному уроку. Учащиеся ведут конспекты. Работа ведется в разделе ЦОР «Теоретический минимум»
· Узлы токарного станка.
· Токарно — карусельные станки.
· Обработка на токарном станке.
· Виды токарных станков
Этап урока соответствует разделу «Теоретический минимум» ЦОР
Детализированный план объяснения нового материала
Парадигма
Демонстрируется на экран видео ролик «Узлы токарного станка».
Учитель ориентирует учащихся на письменную фиксацию основных положений предъявляемого материала.
Ученик анализирует информацию, выделяет существенные положения и записывает их.
Учитель дополняет материал ролика.
Основные положения диктуются учителем
10
12
Демонстрация ролика «Токарно-карусельные станки»
Учитель фиксирует внимание на сравнении информации роликов. Приводит примеры из предыдущего и текущего ролика так, чтобы предлагаемые им примеры описывали последующие теоретические понятия. Выявляются общее и отличное двух типов станков.
12
14
«Обработка на токарном станке»
Поскольку еще не сформулированы обобщения, ученик не знает, какими они будут, самодеятельность ученика связана объединить разнородные факты, запоминанием их для последующего применения во время тестирования.
12
15
«Виды токарных станков»
Учитель обращает внимание на запоминание фактов.
Самодеятельность ученика направлена на развитие памяти, тренировку внимательности
15
20
Показываются марки токарных станков.
--PAGE_BREAK--