--PAGE_BREAK--3. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск»
Оценка конкурентоспособности фирмы является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Важность проведения такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств. Среди главных можно назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбор фирмой партнера для организации поставок продукции, составление программы выхода фирмы на новые рынки сбыта и другие. В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение фирмы на рынке. Совершенно очевидно, что достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Оценку конкурентоспособности продукции ассортимента предприятия «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск» произведем на основании конкретной товарной группы с помощью метода Буля.
Оценка конкурентоспособности через коэффициент Буля. Этот этап позволит измерить влияние факторов, воздействующих на покупателя при выборе товаров.
В данном случае вместо понятия «качество товара» используется нормируемый интегральный коэффициент пользовательского качества. Данный коэффициент содержит интегральный коэффициент качества и интегральный коэффициент доверия. Составляющие нормированного интегрального коэффициента пользовательского качества приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Составляющие нормированного интегрального коэффициента
Наименование коэффициента
Свойства товаров, характеризуемые коэффициентом
Интервал значений коэффициента
1.Коэффициент качества товара
Технические, функциональные, эксплуатационные и т.д.
0;5.0
2.Коэффициет восприятия
Внешний вид, дизайн
-1;2
3. Коэффициент сервиса
Упаковка, внешний вид, ёмкость и т.д.
0;2
4. Коэффициент новизны
Принципиально новые технические решения, материалы, свойства
0;3
5.Интегральный коэффициент качества товара
п.1 + п.2 + п.3 + п.4
-9;12
6. Коэффициент доверия к стране изготовителя
Страна-изготовитель
-1;3
7. Коэффициент доверия к фирме-изготовителю
Престиж фирмы-изготовителя
-1;3
8. Коэффициент интенсивности рекламы
Активность рекламной компании
-1;3
9. Интегральный коэффициент доверия к товару
п.6 + п.7 + п.8
-3;9
10.Нормированный интегральный коэффициент пользовательского качества
п.5 + п.9
-4;21
Интервал значений каждого коэффициента выбирается, исходя из совокупного положительного или отрицательного воздействия того или иного фактора на принятие решения о покупке товара. Негативное воздействие отражает коэффициент равный (-1); нейтральное — 0; положительное — 1,2,3 и т.д.
Коэффициент нормированной цены рассчитывается следующим образом. Из всех аналогичных товаров-конкурентов выбирается минимальная цена, на которую делятся все цены. Полученное значение умножается на 2. Минимальная цена будет иметь коэффициент равный 2, а остальные цены будут прямо пропорциональны минимальной.
Помимо качественных и ценовых факторов на конкурентоспособность товаров существенное влияние оказывают престиж фирмы и страны изготовителя, уровень сопутствующего сервиса, активность рекламной компании, считается целесообразным использовать при анализе конкурентоспособности строительных смесей и количественный коэффициент Буля, представляющий соотношение нормированного интегрального коэффициента качества (НИК) к нормируемой цене (НЦ).
Оценку конкурентоспособности ассортимента ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск» произведем на примере конкурентной товарной группы цен на гидроизоляционные и декоративные материалы.
Составляющие нормируемого интегрального коэффициента качества (НИК) гидроизоляционных и декоративных материалов представлены в таблице 5.
Коэффициенты были расставлены экспертами предприятия «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск».
Таблица 5 — Расчет нормируемого интегрального коэффициента качества Concreseal Plastering и Maxquick
Коэффициенты
Оценка продукции
Concreseal Plastering
Maxquick
1. Коэффициент качества
3
2
2. Коэффициент восприятия
2
2
3. Коэффициент сервиса (упаковка)
3
1
4. Коэффициент новизны
1
1
5. Интегральный коэффициент качества (ИКК)
7
3
6. Коэффициент доверия к стране
1
1
7. Коэффициент доверия к фирме
3
2
8. Коэффициент интенсивности рекламы
3
1
9. Интегральный коэффициент доверия (ИКД)
5
2
10. Нормируемый интегральный коэффициент (НИК)
11
6
11. Место в рейтинге НИК
3
1
Наивысшую оценку по коэффициенту качества получил Concreseal Plastering — 3 балла, Maxquick оценен на 2 балла.
По коэффициенту восприятия Concreseal Plastering и Maxquick получили по 2 балла.
По коэффициенту сервиса Concreseal Plastering получил оценку в 3 балла, а Maxquick всего лишь 1 балл.
По коэффициенту новизны обе марки заслужили оценку 1, что означает небольшой объём новых технологических решений.
Следует отметить, что коэффициент доверия к стране у всех производителей положительный — 1 балл.
По коэффициенту интенсивности рекламы Concreseal Plastering получил 3 балла, а Maxquick всего лишь 1 балл.
Нормированный интегральный коэффициент пользовательского качества выше у Concreseal Plastering — 11 баллов.
Далее был проведен расчет нормируемой цены (НЦ) для реализуемых торговых строительных смесей.
Нормируемая цена находится следующим образом: рассчитывается средняя цена единицы продукции каждой фирмы; среди них находится минимальная и все средние цены делятся на минимальную и удваиваются. Наименьшая цена имеет коэффициент равный 2, а остальные — прямо пропорциональны минимальной.
Расчет коэффициента Буля дал следующие результаты (таблица 6).
Таблица 6 — Расчет коэффициента Буля для строительных смесей Concreseal Plastering и Maxquick
Показатель
Concreseal Plastering
Maxquick
1. Нормируемый интегральный коэффициент пользовательского качества (НИК)
11
6
2. Коэффициент нормированной цены (НЦ)
2,5
2,14
3. Коэффициент Буля Кб=НИК/(НЦ)2
1,76
1,31
4. Место в рейтинге конкурентоспособности по коэффициенту Буля
1
2
Как видно из таблицы 18, за счет большого разброса цен Concreseal Plastering в рейтинге конкурентоспособности занимает 1-е место, обходя строительные смеси торговой марки Maxquick.
Результаты расчета количественного коэффициента конкурентоспособности совпадают с результатами расчета интегрального коэффициента конкурентоспособности. Это связано с тем, что при расчете интегрального коэффициента в качестве основных факторов конкурентоспособности рассматриваются технические параметры (качество) и экономические (цена).
Расчет количественного коэффициента по Булю также учитывает влияние всех факторов, оказывающих влияние на покупателя при совершении покупки: качество товара, уровень сервиса, степень доверия к стране/фирме изготовителю, реклама.
Следует отметить, что коэффициент Буля более точно отражает реальное положение дел с конкурентоспособностью того или иного товара, позволяет судить об уровне конкурентоспособности с большей степенью достоверности.
--PAGE_BREAK--
4. Анализ материального и технического оснащения торгового предприятия ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск»
ООО «ЦГТ Пенетрон-Красноярск» располагает значительными средствами, необходимыми для выполнения функций по реализации товаров и обслуживанию населения. Эти средства представляют собой основные фонды предприятия.
Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Основные средства – это денежные средства, вложенные в основные фонды. Отличия этих понятий основаны на том, что стоимость основных фондов в процессе оборота раздваивается. На протяжении ряда кругооборотов основные фонды продолжают функционировать, сохраняя свою натуральную форму. А основные средства авансируются на весь период функционирования основных фондов, но их стоимость возвращается по частям в виде амортизированных отчислений.
Основные средства ООО «ЦГТ Пенетрон-Красноярск» в общей сумме средств торговли занимают относительно небольшой удельный вес, но их абсолютные размеры значительны. Основные средства входят в уставной фонд предприятия, который формируется при их создании.
При анализе основных фондов и оборотных средств предприятия следует изучить их структуру, состав, динамику, оценить состояние, степень обновления и технического совершенствования, выявит обеспеченность основными фондами и оборотными средствами, определить имеющиеся резервы лучшего использования фондов и средств.
Следовательно, в процессе анализа необходимо осуществить следующие меры: изучить объем, состав и состояние основных фондов и оборотных средств, определить степень использования фондов и оборотных
--PAGE_BREAK--
5. Анализ экономических показателей торгового предприятия ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск»
Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск». представлена в таблице 5.
Таблица 2.1 — Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск» за 2008-2009 г.г.
Показатели
Единицы измерения
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение
(+;-)
Отчетный год в % к прошлому году
А
Б
1
2
3(2-1)
4(2:1)*100
Оборот розничной торговли
тыс. руб.
20420,0
23540,0
+3120,0
115,3
Торговая площадь
м2
104,6
160,7
+56,1
153,6
Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади
тыс. руб./м2
195,2
146,5
-48,7
75,1
Среднесписочная численность работников, всего
чел.
7
8
+1
114,3
— в т.ч. работников торгово-оперативного персонала
чел.
4
4
-
100,0
Производительность труда одного среднесписочного работника, всего
тыс. руб./
чел.
2917,1
2942,5
+25,4
100,9
— в т.ч. одного работника торгово-оперативного персонала
тыс. руб./
чел.
5105,0
5885,0
+780,0
115,3
Фонд заработной платы
–сумма
тыс. руб.
2020,0
2490,0
+470,0
123,3
–уровень
%
9,89
10,58
+0,69
х
Среднегодовая заработная плата одного работника
тыс. руб.
288,6
311,3
+22,7
107,9
Средняя стоимость основных фондов
тыс. руб.
2134,0
3285,0
+1151,0
153,9
Фондоотдача
тыс. руб. /
1 руб.
9,6
7,2
-2,4
75,0
Фондоемкость
1руб.. / тыс. руб.
0,11
0,14
+0,03
127,3
Фондовооруженность труда одного работника
тыс. руб./
чел.
304,9
410,6
+105,6
134,7
Коэффициент эффективности использования основных фондов
тыс. руб. /
1 руб.
0,9
0,97
+0,07
107,8
Средняя стоимость оборотных средств
тыс. руб.
8380,0
9270,0
+890,0
110,6
Время обращения оборотных средств
дни
149,8
143,7
-6,1
95,9
Скорость обращения оборотных средств
обороты
2,4
2,5
+0,1
104,2
Коэффициент участия оборотных средств в обороте
тыс. руб./
1 руб.ОРТ
0,41
0,39
-0,02
95,0
Коэффициент рентабельности оборотных средств
тыс. руб./
1 руб. ОС
0,23
0,34
+0,11
147,8
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
тыс. руб.
15430,0
17040,0
+1610,0
110,4
Валовая прибыль
–сумма
тыс. руб.
4990,0
6500,0
+1510,0
130,3
–уровень
%
24,44
27,61
+3,17
x
Издержки обращения
–сумма
тыс. руб.
2810,0
3460,0
+650,0
123,1
–уровень
%
13,8
14,7
+0,9
х
Прибыль (убыток) от продаж
–сумма
тыс. руб.
2180,0
3040,0
+860,0
139,5
–рентабельность продаж
%
10,68
12,91
+2,23
x
Проценты к получению
тыс. руб.
-
10,0
+10,0
x
Проценты к уплате
тыс. руб.
-
-
-
-
Доходы от участия в других организациях
тыс. руб.
-
-
-
-
Прочие доходы
тыс.руб.
810,0
1460,0
+650,0
180,2
Прочие расходы
тыс. руб.
450,0
340,0
-110,0
75,6
Прибыль (убыток) до налогообложения
–сумма
тыс. руб.
2540,0
4170,0
+1630,0
164,2
–рентабельность предприятия
%
12,44
17,72
+5,28
x
Отложенные налоговые активы
тыс. руб.
-
-
-
-
Отложенные налоговые обязательства
тыс. руб.
-
-
-
-
Текущий налог на прибыль
тыс. руб.
610,0
1000,0
+390,0
163,9
Чистая прибыль(убыток) отчетного периода
тыс. руб.
1930,0
3170,0
+1240,0
164,3
— рентабельность конечной деятельности
%
9,45
13,47
+4,02
x
Данные таблицы 5 свидетельствуют о значительном улучшении в 2008 году результатов финансовой деятельности организации по сравнению с прошлым периодом, о чем свидетельствует рост рентабельности деятельности фирмы на 4,02%, обусловленный увеличением рентабельности продаж на 2,23%.
Указанная динамика показателей свидетельствует о наличии благоприятной тенденции в деятельности предприятия: темп роста прибыли от продаж, составивший 139,9%, превышает темп роста выручки от продаж, значение которой составило 115,3%.
Увеличение прибыли от продаж было обусловлено ростом оборота розничной торговли на 15,3%, что в абсолютном выражении составило 3120,0 тыс. руб., повышением суммы валовой прибыли на 1510,0 тыс. руб. и среднего уровня валовой прибыли на 3,17%.
Увеличение прибыли до налогообложения составило по сравнению с прошлым годом 16300 тыс. руб. или 64,2%.
Рост величины текущего налога на прибыль оказал негативное влияние на динамику чистой прибыли в сумме 390,0 тыс. руб., однако был связан с ростом прибыли до налогообложения.
При анализе прочих доходов и расходов выявлена положительная динамика по сравнению с прошлым годом: прочие доходы увеличились на 650,0 тыс. руб. или 80,2%. При этом прочие расходы в отчетном году снизились на 110,0 тыс. руб. или 24,4%, что положительно для работы предприятия т.к. это увеличивает показатели прибыли.
Торговая площадь в отчетном году увеличилась на 56,1 м2. При этом оборот розничной торговли на 1 м2 снизился на 48,7 тыс. руб./ м2 или 24,9% и составил 146,5 тыс. руб./ м2.
Из анализа трудовых ресурсов следует, что на предприятии в отчетном году количество работников увеличилось на 1 человека и составило 8 человек, численность торгово-оперативного персонала не изменилась. Произведенные расчеты свидетельствуют о положительном изменении, использовании трудовых ресурсов.
На фоне увеличения численности сотрудников наблюдается рост производительности труда одного среднесписочного работника в 2009 году на 0,9% или 25,4 тыс. руб./чел., производительность труда одного торгово-оперативного работника в отчетном периоде выросла на 15,3% и составила 5885,0 тыс. руб./чел., это произошло за счет того, что темп роста оборота розничной торговли был опережающим по сравнению с темпом роста численности работников. Следовательно, можно сделать заключение о том, что увеличение штата на предприятии в отчетном году было вполне обоснованно.
Вследствие увеличения численности работников в отчетном году происходит увеличение фонда заработной платы, как по сумме, так и по уровню, а также рост среднемесячной оплаты труда.
Фонд заработной платы по сравнению с прошлым годом вырос на 470,0 тыс. руб. и составил в 2008 году 2490,0 тыс. руб. при темпе роста 23,3%., при этом уровень увеличился на 7,0 %. Среднегодовая заработная плата одного работника в динамике увеличилась с 288,6 до 311,3 тыс. руб. или 7,9 %.
Среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном году увеличилась на 1151,0 тыс. руб. или 53,9 % и составила 3285,0 тыс. руб. Однако основные фонды стали использоваться менее эффективно, о чем свидетельствует снижение фондоотдачи на 25,0 %, что отрицательно характеризует финансово-хозяйственную деятельность предприятия. При этом на предприятии возросла фондовооруженность на 34,7 % или на 105,6 тыс. руб./чел. и составила 410,6 тыс. руб./чел., что говорит о большей оснащенности предприятия основными фондами. Но данную динамику нельзя рассчитывать как положительную т.к. на предприятии снизилась фондоотдача, т. е. вновь приобретенные фонды не обеспечили должный прирост оборота розничной торговли. Однако на предприятии увеличился коэффициент эффективности использования основных фондов на 7,8 %, что является положительной тенденцией.
Среднегодовая стоимость оборотных средств ООО «ЦГТ «Пенетрон-Красноярск» в отчетном году составила 9270,0 тыс. руб., что больше чем в 2007 году на 890,0 тыс. руб. или 10,6 %.
Время обращения оборотных средств ускоряется на 6,1 дня и в отчетном периоде составляет 143,7 дней. Это является положительным моментом в деятельности предприятия, так как чем меньше время обращения, тем меньше потребности предприятия в оборотных фондах и тем эффективней используются данные средства в обороте, о чем также свидетельствует снижение коэффициента участия оборотных средств в обороте на 0,02 и увеличение коэффициента рентабельности на 0,11.
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг увеличилась на 10,4 % или в абсолютном выражении на 1610,0 тыс. руб.
Сумма валовой прибыли за 2009 год увеличилась на 30,3 %, или на 1510,0 тыс. руб., также наблюдается повышение уровня валовой прибыли на 3,17 % по сравнению с 2007 годом.
При росте оборота розничной торговли увеличились и издержки обращения. В 20099 году их сумма составила 3460,0 тыс. руб., что больше на 650,0 тыс. руб. по сравнению с прошлым годом.
В результате более высокого темпа роста издержек обращения по сравнению с темпом роста оборота розничной торговли, уровень издержек обращения в 2008 году повысился на 0,9 % и составил 14,7 %.
В итоге, чистая прибыль за 2009 год выросла на 64,3 % или на 1240,0 тыс. руб. и в абсолютном выражении составила 3170,0 тыс. руб. Общий уровень в процентах к обороту розничной торговли в отчетном году равнялся 13,47 %, при росте на 4,02 %.
В целом, работу предприятия можно оценить положительно, что обусловлено ростом в отчетном периоде по сравнению с прошлым основных относительных показателей финансовой деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--