--PAGE_BREAK--
?
Нормативно-технические акты по охране труда
Выполнение и соблюдение нормативных требований охраны труда сторонами трудового договора (работодателями и работниками) является основой в создании здоровых и безопасных условий труда и предупреждении производственного травматизма.
Законодательство обязывает все федеральные органы исполнительной власти и предприятия при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; конструировании машин, механизмов и оборудования; разработке технологических процессов; организации производства соблюдать единые нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных актах.
Виды нормативных правовых актов по охране труда, действующих на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г.):
– межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ Р М). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минтруд России.
– Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О). Утверждают документ – Федеральные органы исполнительной власти.
– Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России.
– Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстандарт России, Госстрой России.
– Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстрой России.
– Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН)), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минздрав России.
1.2 Организация работы специалиста по охране труда в государственном учреждении.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовову договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Очень важно, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, которая является самостоятельным структурным подразделением организации, образованным с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением. Состоит такая служба из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда.
Структура и численность работников службы определяются работодателем в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов. Численность работников службы охраны труда рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденный постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.
Трудовой кодекс допускает введение должности специалиста по охране труда у работодателя, численность работников у которого не превышает 50 человек. Решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимает работодатель, который должен учитывать при этом специфику деятельности организации.
Положение о службе охраны труда разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из заместителей.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий (организация рабочих мест, оснащение необходимой оргтехникой и нормативно-правовой литературой).
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями организации, с органами государственного управления, контроля и надзора, а также с органами общественного контроля.
Основными задачами службы являются:
– организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
– контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;
– организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также работа по улучшению условий труда;
– информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам охраны труда;
– изучение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:
– учет и анализ состояния причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;
– оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования;
– организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;
– проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов проверок, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требований охраны труда;
– участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструируемых объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке и ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
– согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
– разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению охраны труда, предупреждению производственного травматизм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
– участие в составлении разделов условий и охраны труда коллективного договора, соглашений по охране труда;
– оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков и должностей для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– организация расследований несчастных случаев на производстве и участие в комиссии по расследованию несчастных случаев;
– оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
– участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
– составление отчетности по охране труда и условиям труда по установленным формам;
– разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу;
– составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
– оказание методической помощи руководителям подразделений организации по разработке и пересмотру инструкций и стандартов по охране труда;
– обеспечение подразделений организации локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
– организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
– проведение совещаний, а также ведение пропаганды по вопросам охраны труда;
– доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, содержащих нормы об охране труда;
– рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
Служба охраны труда может осуществлять контроль за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашений, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом по охране труда коллективного договора, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производств, выполнением предписаний органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин, механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране руда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;
– анализом и обобщением предложений по расходованию средств фонда охраны труда и их наиболее эффективным использованием, подготовкой обоснований для выделения организации средств из территориального фонда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Для реализации указанных функций работники службы имеют право:
– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения работодателя, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
– предъявлять руководителям, другим полномочным представителям работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
– требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
– направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования охраны труда;
– запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
– привлекать по согласованию с руководителем организации и ее подразделений соответствующих специалистов к проверкам состояния условий и охраны труда;
– представлять работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
– по поручению работодателя представлять его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
?
Комитеты по охране труда
В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав на паритетной основе (паритет состоит в распределении голосов для принятия решения) входят представители работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете по охране труда утверждается федеральным органом представительной власти по труду. Комитет по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.
Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Работа комитета строится на принципе социального партнерства. Численность комитета определятся в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников.
Представители работников выдвигаются в состав Комитета на основании решений выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя выдвигаются работодателем.
Комитет избирает из своего состава председателя и заместителей. Председателем, как правило, является ответственный представитель работодателя или работодатель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа. На должность секретаря назначается работник службы охраны труда.
Члены Комитета должны проводить обучение в порядке, установленном законодательством. Обучение осуществляется за счет средств работодателя.
Задачей комитета является контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда в организации (на предприятии) и нахождение способов устранения имеющихся нарушений безопасности труда и нарушения прав и законных интересов работников по охране их труда.
II
Глава Документирование несчастных случаев в государственных учреждениях
2.1
Особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан).
Несчастный случай – увечье, повлекшее за собой снижение, утрату либо прекращение трудоспособности, полученное в процессе трудовой деятельности.
Несчастные случаи бывают – легкие, тяжелые, со смертельным исходом, групповые и групповые с тяжелыми последствиями.
Несчастные случаи на производстве – события, в результате которых были получены:
• телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
• тепловой удар;
• ожог;
• обморожение;
• утопление;
• поражение электрическим током, молнией, излучением;
• укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
• повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Расследование несчастных случаев проводится комиссиями, по расследованию несчастных случаев образуемыми и формируемыми в соответствии с положениями статьи 229 ТК РФ и требованиями Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организации, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.
Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя – физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) с учетом требований, установленных Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организации. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются.
Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя – физического лица, направивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке другой организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производилась эта работа.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству. В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.
Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.
Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.
Расследование происшедших в организации или у работодателя – физического лица групповых несчастных случаев, в результате которых один или несколько пострадавших получили повреждение здоровья, относящиеся в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории тяжелых либо со смертельным исходом, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом проводится комиссиями, состав которых формируется в соответствии с требованиями и в порядке, установленными статьей 229 ТК РФ. При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследованию таких несчастных случаев могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации и других заинтересованных органов.
Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями с числом погибших пять человек и более проводится комиссиями, формируемыми в порядке и в соответствии с требованиями статьи 229 ТК РФ, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.
Расследование обстоятельств исчезновения работников и других лиц при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, дающих достаточные основания предполагать их гибель в результате несчастного случая, проводится комиссиями, формируемыми в соответствии с требованиями, в порядке и в сроки, установленные статьей 229 ТК РФ.
Особенности проведения расследования несчастных случаев, происшедших в организациях и у работодателя – физического лица.
Расследование несчастных случаев, происшедших в организации или у работодателя – физического лица, проводится в соответствии с общим порядком и в сроки, установленные статьей 229 ТК РФ. В зависимости от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней. Расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней.
Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.
При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, в том числе по причинам отдаленности и труднодоступности места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, геологоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т.п.), а также при необходимости дополнительного получения соответствующих медицинских и иных документов и заключений, установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.
В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств группового несчастного случая с тяжелыми последствиями, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа.
Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установленном порядке по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обязан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.
В случаях изменения формы собственности (собственника имущества) организации без сохранения (установления) правопреемственности либо ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, расследование несчастных случаев проводится по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц государственными инспекторами труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя) и территориального объединения организаций профсоюзов.
При обращении пострадавшего или его доверенных лиц с заявлением о несогласии с результатами ранее расследованного несчастного случая, происшедшего с ним до 1 февраля 2002 года, в соответствии со статьей 424 ТК РФ дополнительное расследование укaзанных в заявлении обстоятельств и причин несчастного случая проводится с учетом требований правовых норм, действовавших в период его происшествия законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших в то время порядок расследования несчастных случаев на производстве.
В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно – распорядительными документами (коллективными договорами, уставами), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности – объяснения от пострадавшего по существу происшествия.
При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных лиц органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.
Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.
Конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.
Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства.
Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с неправильно оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.
На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной, деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:
– смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
– смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества;
– несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).
Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего
при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения, принимается комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.
В случаях разногласий, возникших между членами комиссии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Особое мнение членов комиссии рассматривается руководителями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 ТК РФ.
При выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 ТК РФ, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителей иных органов государственного надзора и контроля.
продолжение
--PAGE_BREAK--