Реферат по предмету "Производство"


Заблуждения начинающих научных исследователей

АлександрTимypoвич Mapьянoвич, доктор биологическихнаук, профессоркафедры нормальнойфизиологииРоссийскойВоенно-медицинскойакадемии имениС. М. Кирова (BMeдA)(Санкт-Петербург).
Постараемсяперечислитьнаиболеераспространенныесреди начинающихисследователейзаблужденияи вредные поверья.Порядок перечисленияпроизволени не указываетна большую илименьшую значимостьили встречаемостьтого или иного«уклона».
1. Исследоватьнеизвестноепосредствомизвестного
Заблуждениепервое состоитв том, что считаютвозможным спомощью принципиальноновых, недавнопредложенныхи пока не проверенныхметодов изучатьновые же, неизвестныепрежде явления.Один из соратниковпо научнойборьбе сводитвас с какими-толюдьми, отличительнымичертами внешностикоторых являютсяджинсы, лыжныйсвитер, лохматаяшевелюра и очкив толстой оправе.Работают онив каком-тотехническоминституте,«который вообще-тодо прошлогогода был закрытым»,— названия еговы все равноне запомните.Эти люди показываютвам прибор, который, по ихсловам, измеряетсверхслабые, скажем, электромагнитныеполя, излучаемыеXFZ — структуройчеловеческоготела. Вы беретеэтот прибори начинаетес его помощьюдоказыватьлечебный эффектеще не запатентованноголекарственногопрепарата. Ктопотом поверитвашим данным? Нельзя исследоватьнеизвестноенеизвестным!
Хотите использоватьименно этотприбор? Пожалуйста, сначала проверьтеего на уже открытыхфактах. Выберитеподробно описанныйпроцесс и покажите, как изменяетсязначение параметровА, B и С на шкалахвашего прибора.Получите результаты, сопоставимыес теми, что получилидругие исследователис помощью иных, считающихсянадежными, методов (и описалиэто в солидныхжурналах илируководствах),— можете применятьприбор. Еслитакой путь вампочему-либоне подходит, пользуйтесьтолько общепринятымиметодами.
2. Прямыепоказатели— предпочтительнее
Второе заблуждениезаключаетсяв том, что всевозможныеиндексы ипроизводные, образованныеиз обычныхпрямых физиологических, биохимическихи прочих показателей, могут добавитьнечто принципиальноновое к пониманиюбиологическихпроцессов.Исследовательнаивно полагает, что если онразделит, скажем, частоту сердечныхсокращенийна частотудыхания и прибавитк результатувеличину пульсовогодавления, тополучит некийновый и болеемощный инструментдля проникновенияв суть явления.Это замечаниене следуетпонимать буквально.Расчет потреблениякислорода наквадратныйметр поверхноститела, соотношениеэкскрецийнатрия и калияс мочой — примерывполне оправданногоотхода от простыхпоказателей.Соблазн городитьодин на другойиндексы и соотношенияпривел к появлениюдесятков новыхпараметров, каждый из которыхотражает лишьсубъективныепристрастияего автора.Утвержденияо том, что такой-тоиндекс указываетна преобладаниев механизмахрегуляциитакого-то компонента— типичныйпример наукообразия.И хочется вследза генералом-эмигрантому Тэффи сказать:«Все это, конечно, хорошо, господа! Очень дажехорошо. А вот…ке фер? Фер-токе?» — Что с этимирезультатамиделать дальше?
Приведем пример: начинающийисследовательзаявляет осоздании «ИМ— индекса Мытникова»(фамилия изменена):
ИМ = (САД / ДАД) хЧСС,
где САД — систолическоеартериальноедавление, ДАД— диастолическоеартериальноедавление, ЧСС— частота сердечныхсокращений.
Чуть ли не половинусвоей диссертациион посвящаетрассуждениямо динамике ИМв процессеадаптацииморяков к длительномуподводномуплаванию. Сдетской непосредственностьюон уверяетопытных морскихврачей, чтовеличины ИМдо 117, 3 указываютна благополучныйход адаптационногопроцесса, а ИМболее 121, 5 долженвызвать у врачатревогу. В результатедаже самыеблагодушныечлены Советане могут отказатьсебе в удовольствиипотрепатьзлополучныйиндекс и егонезадачливогоавтора. Еслибы соискательввел в формулуеще две-трипеременных, уже никто непонял бы, о чемвообще идетречь. Не вводитененужных индексов, пользуйтесь«прямыми»показателями.
3. Классификацияне решает проблему
Заблуждениетретье: классификациярешает проблему.Исследователь, по каким-либопричинам работавшийслишком самостоятельно, докладывает, что результатыего исследованийпозволяютвыделить втакой-то реакциитри (иногдачетыре, иногдапять, но чаще— три) типареагирования: гипо-, нормо- игипер-. За этимзаявлениемобычно следуютпроцентныесоотношения: к гипертипу— столько-то, к нормотипу— столько-тои т. д. На этомгордый проделаннойработой диссертантзамолкает, ожидая одобрения: он разработалновую классификацию! Жаль, если авторне понимает, что любаяклассификацияпо одному признакусама по себеникакой ценностине имеет. Ценностьклассификацияприобретаеттолько тогда, когда в нейиспользованоодновременноне менее двухсистем критериев.
Рассмотримэто на простомпримере. Утверждениео том, что вселюди делятсяна худых, среднейкомплекциии толстых, —лишено научногосодержания.Его невозможноподвергнутькритике. Любойконтинуум можноразделить натри, пять, десятьили х-1 отрезков.Число их определяетсятолько вкусамиавтора. Повторим, подобное утверждениебессодержательно, поэтому ононе может бытьни верным, ниошибочным. Еслиже автор одновременнопоказывает, что представителивыделенныхим конституциональныхтипов с разнойвероятностьюзаболевают, скажем, атеросклерозом, научное содержаниев сообщениипоявляется.
В принципе, любая классификациядолжна указыватьна связь междудвумя или несколькимипараметрами.
Относительноклассификацийхотелось быпроцитироватьодин из апокрифическихзаконов: «Всякаяполезнаяклассификациясодержит оттрех до шестиградаций. Еслиих меньше трех— это не классификация, если их большешести — онаникому не нужна».За этой шуткойстоит вполнесерьезный законпсихологии, гласящий, чтообъем внимания(и с некоторымипоправками— непосредственнойи оперативнойпамяти) не превышает7 ± 2 альтернативы(магическоечисло Миллера).Знание этогозакона оченьважно дляисследователя.
4. Корреляция— еще не причиннаясвязь
Заблуждениечетвертоеявляется результатомувлечениякорреляционныманализом. Измеривмножествофизиологических, биохимическихи прочих показателей, наш исследовательотправляетсяв вычислительныйцентр, где заполняетматрицу данных, скажем, 20 х 20. Машинавыдает таблицукоэффициентовкорреляцииразмером сполутораспальнуюпростыню, притомвеличина этихкоэффициентовколеблетсяот — 0, 11 до +0, 17. Величинамассива данныхделает этикоэффициентыстатистическизначимыми, чтопрямо указываетна то, что связьмежду исследуемымифакторами —маловероятнаи заниматьсяпоиском ее —пустая тратавремени. Вместотого чтобысразу понятьэто, автор начинаетразмышлятьо причинахслабых связеймежду параметрамиН и В, L и М. Иногдаприходитсяслышать удивительныеутвержденияо том, что естьособые областизнания (например, психология), в которых связимежду отдельнымиявленияминастолькослабы, что и r= 0, 20 заслуживаетрассмотрения.Оставим этоутверждениебез комментариев.
Очередной шагв развитиикомпьютернойтехники принесновую проблему: ориентируясьна величинукорреляциимежду отдельнымипараметрами, машина объединяетих группы илифакторы. Исследователиполучили возможностьначать захватывающуюигру: теперьони анализируюткорреляционныесвязи междутакими факторами.Конечно, васмогут с интересомвыслушать отом, что, например, индивидуальнаяпереносимостьчеловекомдыхания смесьюс пониженнымсодержаниемкислородасвязана сильнойкорреляционнойсвязью ( r > 0, 75) сфактором Н-2, вкоторый входят:(а) масса телас отрицательнымзнаком; (б) длинастопы; (в) кислотностьжелудочногосока натощаки (г) скоростьпростой сенсомоторнойреакции. А намостается тольковновь повторитьвместе с героемТэффи: «Фер-токе, господа?»
5. Играйтена своем поле
Заблуждениепятое: усилияво вспомогательныхобластях способнысущественноповысить классвашей работы.Еще лет десятьназад довольночасто встречалисьисследователи— биологи имедики, считавшиедля себя неприличнымпоявиться вхалате, из карманакоторого невыглядывалабы отвертка.Они паяли, собиралии налаживали, они обеспечивалиощущение занятостисебе и другим, но очень малочто добавлялик своей основнойспециальности— физиологии, биохимии, клинике.Теперь этатенденция ухода«на стык наук»приняла иные, более массовыеи еще болееразрушительныеформы. Исследователипроводят закомпьютеромзначительнобольше времени, чем собственноу своей экспериментальнойустановки.«Флешки» намного гигабайт, разрывающийдушу сленг, вкотором смешалисьплохо прочитанныйанглийскийсо школьнымарго — и обязательноевыражениеглубокой думына челе. Какобъяснитьмолодому человеку, что профессиональнымкомпьютерщикомон не станет, но очень возможно, не станет ифизиологом, биохимикомили морфологом?
Такое увлечениевсе новыми иновыми программнымипродуктами(слова-то какие!)— не что иное, как подсознательнаяпопытка уйтиот крайнегонапряжениямысли, необходимогодля открытиячего-то новогов вашей собственнойпроблеме. Внутреннийчеловек, чернаятень которогоне раз ляжетна страницывашей диссертации, спасает вашупсихику от, возможно, чрезмерногонапряженияи подсказываетвам: «Есть новаяпрограмма! Возможности— в четыре разабольше всехпредыдущихверсий!» А вамбы и прежнейверсии хватилобы за глаза, только направитьее пусть и небольшуюмощь надо былона решениепроблемы.
Появлениеперсональныхкомпьютеровна столахисследователейпринесло имвеликое облегчение: упростилисьобработка ихранение данныхкак экспериментальных, так и литературных, изготовлениеиллюстраций, редактированиетекстов имногое-многоедругое. Распространениеперсональныхкомпьютероврезко снизилотребования, которые соискателикандидатскойстепени предъявлялипрежде к качествусобственныхсочинений. Ещенесколько летназад стоилотрижды подумать, прежде чемотдать рукописьмашинистке— ей полагалосьплатить, и большедвух перепечатоктощий кармандиссертантане выдерживал.Иное дело теперь! Можно принестинаучному руководителючто угодно, ипусть себеисправляетто, что вы должныбыли бы исправитьсами, если быне ленились.После замечанийруководителявы легко перетасовываететекст, не улучшаявсерьез егокачества, иприноситеснова: «ВасильВасилич, я всепеределал».После пятогораза ВасилийВасильевичсдастся и скажет:«Ладно, Коля, подавай в Совет».— Степень будетполучена, нокачество подготовкиспециалистаокажется ниже, чем пять-десятьлет назад.
6. Выборкадолжна бытьдостаточнобольшой
Заблуждениешестое касаетсянеобходимогообъема выборки.Здесь не действуетправило «чембольше, темлучше». Размервыборки долженобеспечитьполучениестатистическизначимогорезультата.Если такогорезультатанет, можно попытатьсярасширитьвыборку, но эторедко даетжелаемый эффект.Настоящаязакономерностьзаметна и нанебольшойвыборке, еслинет — значит, не такая уж этои закономерность.Лучше остановитесь, подумайте, подправьтеметодику исследованияи употребитесилы и времяна поиск в новомнаправлении.
Если неразумноерасширениевыборки можносчитать малымгрехом, то метаниеот одной методикик другой — грехтяжкий. Представимсебе так называемоелонгитюдноеисследование, идея которогозаключаетсяв длительном(многомесячномили даже многолетнем)отслеживаниидинамики каких-либофизиологических, психофизиологическихили иных показателейв одной и тойже группе испытуемыхили экспериментальныхживотных. Поставивсебе такуюзадачу, исследовательдолжен послеотносительнократкого периода«пристрелки»определить, насколько этовозможно, окончательныйперечень методик.Он должен отчетливопонимать, чтолюбое изменениеметодик «отправитв корзину» вседанные, полученныес помощью предыдущеговарианта. Добавлениеновых методиктакже подорветидею «лонгитюда».Вариантом этойже ошибки являетсячастичнаязамена объектовисследованияв ходе самогоисследования.
Чтобы избежатьэтой ошибки, исследователь, кроме тщательногопланированияэксперимента, должен еще иобрабатыватьданные, полученныена каждом егоэтапе, до началаследующего, и заноситьрезультатыв обобщающиетаблицы. В противномслучае за ежедневнойсуетой диссертантможет и не заметить(!) изменений, которые он самже внес в методику.
7. Не увлекайтесьпроцентами
Заблуждениеседьмое: подсчетпроцентныхотношений прималом объемевыборки. Согласнодавней традиции, проценты можноподсчитыватьтолько причисле наблюдений( n) не менее ста.Поэтому в клиническихработах процентныепоказателиприменяютсячаще, чем вэкспериментальных.
8. Здравый смыслникто не отменял
Заблуждениевосьмое заключаетсяв недовериик здравомусмыслу. Читаем:
«С помощью ЦТЛнами обследовано68 больных ЯБ.Оказалось, чтобольные отдаютпредпочтениеопределеннымцветам (желтому, фиолетовомуи красному). Поформуле, гдеучитываетсяместо зеленого, красного, желтогои фиолетовогоцветов, определяютиндекс. Призначении индексаболее 0, 139 диагностируютналичие ЯБ (р
Вы не поверите, но это — полныйтекст работыСпособ диагностикиязвенной болезнидвенадцатиперстнойкишки (ЯБ) цветовымтестом Лютера(ЦТЛ), опубликованнойчетырьмя далеконе начинающимиисследователями(к счастью дляих репутации, очень маленькимтиражом). Позднеетрое из четверыхбудут отрицатьсвое авторствои даже клясться, что ее вообщене читали, нокаждый из нихвключит ееназвание в свойличный списокнаучных трудов.(Все мы работаемна собственныйнекролог: «Завремя своейдолгой и плодотворнойнаучной деятельностиXYZ опубликовалболее n+1 научныхработ».) Но вернемсяк содержаниюпубликации.Тест Люшераотражаетэмоциональноесостояниечеловека. Есливам скажут, чтоу вас ЯБ, вы, наверное, загрустите.А после обеда, который длявас состоялиз тарелкипротертогосупчика, к вамприходит пышущийздоровьем сытыйдоктор в свежемхалате и показываетвам цветныекартинки… Далеепонятно? Чтодолжны былисделать исследователив этом случае? Они должны былиопределитьсвой индекс:
в группе здоровых(контроль);
у больных, поступившихв клинику сподозрениемна ЯБ, то естьеще до подтверждениядиагноза;
у больных, поступившихв ту же клиникус подозрениемна наличиедругой болезни, скажем язвенногоколита;
у больных сподтвержденнымдиагнозомкакого-либосерьезногозаболеваниявнутреннихорганов.
Потом авторыдолжны былипоказать, насколькоданные у ЯБ-больныхотличаютсяот неЯБ-больныхи тем более —от здоровых.К тому же всеэто должно быловыполнятьсяв условияхдвойного слепогоконтроля! А, прежде всего, следовалозадуматься, с чего бы этовдруг природастала делатьвам такие роскошныеподарки —психологическийпризнак, статистическивысоко значимо(вероятностьошибки менее0, 2 %) отражающийвесьма специфическийпатологическийпроцесс, да ещев конкретномвнутреннеморгане. В общем, доверяйтесвоему здравомусмыслу. Можетбыть, он и неприменимв высокой физике, но вам еще послужит.
9. Ограничьтечисло консультантов
Диссертант, претендующийна степенькандидата наук, избавлен, покрайней мере, от необходимостивыбирать себеконсультантов.У него естьнаучный руководитель, и, если по поводусодержанияуже написаннойдиссертациинадо получитьчей-то совет, руководительполучит егосам, а диссертантудаст уже совершенноконкретныеуказания поповоду того, что надо в текстеизменить.Соответственно, руководительнесет ответственностьза то, чтобыследованиесовету не разрушилосмысловоеединство работы.
Лица, решившиестать доктораминаук, как иполагается, попадают вболее трудноеположение.Согласно известномупринципу, продуктивностьработы комиссииобратно пропорциональнаквадрату числаее членов. Врядли это наблюдениебыло полученов результатестрого проведенногоисследования, но жизненныйопыт подсказывает, что оно недалекоот истины. Обращаясьза помощью кдвум консультантам, вы увеличиваетезатраты вашеговремени и силна редактированиедиссертациипримерно вчетыре раза.Если консультантовбудет три, то32 = 9. Если же выпривлечетечетверых, можноделать ставкина то, что вытак и останетесьбез искомойученой степени.Простая аналогия: лечиться лучшеу одного врача, чтобы другихспециалистовон сам привлекалв качествеконсультантов, а не перекладывална вас тяжестьпринятия решений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.