Реферат по предмету "Государство и право"


Правовая основа местного самоуправления в РФ

План работы ВВЕДЕНИЕ. 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ 2. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ. 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ. 4. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

ПРИНИМАЕМЫЕ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. 6. ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И ЕГО МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 22 Введение. Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного госу¬дарство ведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipiu¬m», так в эпоху римской

республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящие время муниципалитет – это избираемое городское или сельское самоуправление. Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления.

Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право.

В частности оно регулирует: • выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов; • управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета; • осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации; • реализацию органами местного самоуправления конституционного

права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. 1. Понятие правовой основы Правовая основа местного самоуправления представляет собой вза¬имосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного само¬управления и его предназначения, как института, в общей системе уп¬равления.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправ¬лении имеет следующую внутреннюю структуру. Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подраз¬делены на три группы. Первую группу составляют нормативные правовые акты федераль¬ного значения. К ним относятся: Конституция Российской Федера¬ции, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской

Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государствен¬ной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.). Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты

исполнительных органов государст¬венной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимае¬мые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представи¬тельных и исполнительных органов местного самоуправления, должно¬стных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процес¬се,

положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного само¬управления. Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юриди¬ческой силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами.

Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части про¬тиворечащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом. Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации. Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, зако¬ны субъектов

Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Фе¬дерации, иными федеральными органами должны соответствовать Кон¬ституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблю¬даться и в субъектах Российской Федерации. Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Феде¬рации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской

Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами. Соблюдение принципа соподчиненное™ нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное уп¬равление процессом становления и развития института местного само¬управления.

Нормативные акты о местном самоуправлении должны со¬ставлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства. Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга¬низации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Рос¬сийской Федерации, указанным Законом, другими федеральными за¬конами, конституциями,

уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с

Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом». В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности ос¬тальных законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий¬ской Федерации». Это означает, что все принимаемые нормативные акты не должны противоречить не

только Конституции Российской Феде¬рации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и Кон¬ституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность всех органов го¬сударственной власти в области местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям

Конституции Российской Федерации, Феде¬ральному Закону «Об общих принципах » применяются положения Конституции Российской Федерации и указанного специального, базо¬вого федерального закона. Такой подход способствует созданию единого правового поля в сис¬теме местного самоуправления. В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специ¬альные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдель¬ные нормы, касающиеся

местного самоуправления. Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос¬сийской Федерации», Федеральный Закон «О финансовых основах ме¬стного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федера¬ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,

Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном са¬моуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о мест¬ном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собствен¬ности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе мест¬ного самоуправления содержатся, например, в Конституции Россий¬ской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъек¬тов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения. К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и бюджетный кодексы. 2. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации содержит ряд норм, главу еще ряд норм «О местном самоуправлении».

При этом значительное число норм закреплены в первой главе, определяющей основы конституцион¬ного строя. Такой подход означает, что местное самоуправление явля¬ется одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Это придает черты устойчивого характера местному самоуправле¬нию в обществе. Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанав¬ливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного

самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепля¬ет наличие муниципальной собственности у муниципальных образова¬ний, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы мо¬гут находиться в муниципальной собственности. Логическая последовательность и предназначение этих норм свиде¬тельствуют о том, что власть народа строится не на пустом месте. Осно¬вой ее является муниципальная собственность, в том числе земля и дру¬гие природные ресурсы. Таким образом, материальную основу власти, осуществляемой гражданами

в муниципальном образовании, составляет муниципальная собственность. Статья 12 данной главы Конституции Российской Федерации, при¬давая особую важность местному самоуправлению, установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное само¬управление. Далее статья 12 устанавливает принцип самостоятельности местного самоуправления в системе общества. Местное самоуправле¬ние имеет свои полномочия. Согласно статье 15 части 2

Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция тем самым определяет условия деятельности местного самоуправления. Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащиеся в главе первой Конституции Российской Федерации об основах Конституци¬онного строя в Российской Федерации. Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй

Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного са¬моуправления. Тем самым Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправле¬ния — с другой. При этом основу самоуправления составляет человек, его права и свободы.

Далее в статье 32 ч. 2 Конституции Российской Федерации за граж¬данами Российской Федерации закрепляется право избирать и быть из¬бранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это означает, что граждане вправе осуществлять власть как путем непосредственного, прямого волеизъявления, так и работая в органах, в которые они могут быть избранными. Кроме того, все граж¬дане, обладающие правом избирательного голоса, осуществляют свою власть через

избираемые ими представительные органы местного само¬управления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Данная норма Конституции Российской Федерации определяет фор¬мы прямого волеизъявления граждан и опосредованного осуществления ими власти через создаваемые ими органы местного самоуправления. Статья 33 Конституции Российской Федерации вводит элемент от¬крытости деятельности органов местного

самоуправления. В соответст¬вии с указанной статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в орга¬ны местного самоуправления. Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содер¬жание и предназначение местного самоуправления. В ней, равно как и в предыдущих главах, устанавливаются основополагающие нормы-принципы, раскрывающие понятие местного самоуправления, его ос¬новы, формы осуществления, пределы действия, полномочия по важ¬нейшим

вопросам, и, гарантии. Предназначение местного самоуправления, согласно статье 130 ч. 1 Конституции Российской Федерации состоит в решении вопросов мест¬ного значения. При этом указывается, что население владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, наличие которой за¬креплено в первой главе Конституции Российской Федерации. Часть вторая этой же статьи называет формы, посредством которых осуществ¬ляется

местное самоуправление. Это референдум, выборы, другие фор¬мы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местно¬го самоуправления. То есть на уровне Конституции Российской Федерации определен механизм местного самоуправления. Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные пределы местного самоуправления и право граждан на установление структуры органов местного самоуправления. В части второй этой же статьи установлена норма, обеспечивающая

стабильность границ муниципальных образо¬ваний. Их изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Важнейшее установление содержится в статье 132 Конституции Рос¬сийской Федерации. В части первой названной статьи определен перечень главных полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления, от которых зависит состоятельность местного самоуправления в целом. Названная статья закрепляет за органами местно¬го самоуправления права на самостоятельное управление

муниципаль¬ной собственностью, формирование, утверждение и исполнение мест¬ного бюджета, установление местных налогов и сборов. Такой подход позволяет создать органам местного самоуправления самостоятельную экономическую основу, являющуюся фундаментом местного само¬управления. Часть вторая статьи 131 Конституции Российской Федерации расши¬ряет сферу деятельности органов местного самоуправления тем, что они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

Это означает, что местное самоуправление, наряду с вопросами местного значения может решать также вопросы государственного значения. Дан¬ная норма близка по своему содержанию к статье 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном самоуправлении, согласно которой органы местного самоуправления призваны регламентировать значительную часть госу¬дарственных дел и управлять ей под свою ответственность и в интересах местного населения. Для осуществления государственных полномочий органам местного самоуправления

передаются государством материальные и финансовые ресурсы. Статья 133 устанавливает правовые и экономические гарантии мест¬ного самоуправления. В соответствии с указанной статьей местное само¬управление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в ре¬зультате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение

прав местного самоуправления, установленных Консти¬туцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят от¬крытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов

Россий¬ской Федерации и другие нормативные правовые акты. Такая возможность закреплена, например, в статье 72 ч. 1, пункт «н», которая относит вопрос об установлении общих принципов орга¬низации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и госу¬дарства установила систему норм о местном самоуправлении, на кото¬рой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты. При этом нормы Конституции Российской Федерации подразделя¬ются на нормы: а) разрешающие введение местного самоуправления в Российской Федерации; б) определяющие предназначение местного самоуправления; в) закрепляющие механизм и регулирующие организа¬цию и деятельность местного самоуправления; г) устанавливающие экономическую

основу местного самоуправления; д) закрепляющие территориальные пределы местного самоуправления; е) устанавливаю¬щие компетенцию местного самоуправления по отдельным вопросам; устанавливающие гарантии местного самоуправления; з) устанавли¬вающие права граждан на местное самоуправление и запрещающие ог¬раничение прав на местное самоуправление. Все перечисленные и другие нормы нашли свое развитие в феде¬ральных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах субъектов

Российской Федерации, а также нормативных правовых ак¬тах местного самоуправления. 3. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу¬ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест¬ного самоуправления, является Федеральный Закон «Об общих принци¬пах организации местного самоуправления в

Российской Федерации». Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации. Другие федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать отдельные группы отношений, предусмотренных назван¬ным Федеральным Законом. Законодательная деятельность федеральных органов государствен¬ной власти и органов государственной

власти субъектов Российской Федерации свидетельствует, что нормы Конституции Российской Фе¬дерации о местном самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления » нашли развитие, как в федеральных законах, так и в законах субъектов Россий¬ской Федерации. Мы уже называли эти законы, подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные

нормы, регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления. Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет¬ся, например. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са¬моуправления, закреплены в

Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществле¬нию передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную соб¬ственность» от 28 октября 1994 г. Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения вы¬полнения норм Конституции Российской Федерации и федеральных за¬конов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления.

4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации так¬же подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конститу¬ции республик в составе

Российской Федерации, уставы краев, облас¬тей, автономной области, автономных округов, законы. Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Фе¬дерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;

об отзыве депутатов и выборных долж¬ностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представи¬тельных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собствен¬ностью; о территориальном общественном самоуправлении. В боль¬шинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправле¬ния, закреплены в конституциях республик в составе Российской Фе¬дерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления. В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Феде¬рации исполнительные органы государственной власти субъектов

Рос¬сийской Федерации принимают подзаконные акты о местном само¬управлении, которые также подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов Российской Фе¬дерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической силой. 5. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления.

В системе местного самоуправления также принимаются норматив¬ные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы ме¬стного самоуправления. К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных об¬разований; решения собраний (сходов) граждан; решения представи¬тельных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным норматив¬ным правовым актом, входящим в правовую основу местного само¬управления. Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, раз¬работанный на основе действующего законодательства о местном само¬управлении. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской

Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов. Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления » (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муници¬пального образования разрабатывается муниципальным образованием

самостоятельно. При этом не называются субъекты, обладающие пра¬вом разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на ос



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование планирования реализации продукции на ФГУП «Комбинат питания» г. Москва
Реферат Лоббизм как политический институт
Реферат Андрей Ильин
Реферат About Ukrainian
Реферат Природні умови залягання корисних копалин. Поняття про відкриту розробку корисних копалин
Реферат Методика використання кімнатних рослин у навчально-виховній роботі з біології
Реферат Љонцепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби
Реферат Олександр Македонський
Реферат 1. Це Положення визначає методологічні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про податкові різниці та її розкриття у фінансовій звітності
Реферат Створення програми гри "Шибениця"
Реферат Доисторический и исторический периоды развития человека
Реферат Поэт и поэзия в лирике Маяковского
Реферат Migration Towards The Brave New World Essay
Реферат Сравнение операционных систем DOS, UNIX, OS/2, WINDOWS (Write)
Реферат Современное состояние системы профессионального образования Тульской области