МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ ИАВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Кафедра: ВАВТ
Специальность: АСОиУРЕФЕРАТ
Тема: «Информационные системы управления
бизнес-процессами предприятия.
ERP-система LAWSONM3 — альтернатива SAP, Oracle, Axapta»
Группа: ВУС–8-03
Преподаватель: Яшин Л. З.
Студент: Волков А. Н.
Москва 2006г.
Содержание
Введение
1. Цели и задачи информационных систем (ИС)
2. Классификация ИС
3. Выбор, требования, оценка эффективности внедренияИС
3.1. Проблемы выбора ИС
3.2. Требования к ИС
3.3. Оценка эффективности внедрения ИС
4. ERP-cистема управлениябизнес-процессами промышленного предприятия
5. LAWSON M3 — альтернатива SAP, Oracle, Axapta
5.1. LAWSONМ3 — Комплексныйподход к управлению бизнесом
5.2. Сравнение ERP-системы LAWSONM3 с ближайшими конкурентами
5.3. Конкурентныепреимущества LAWSONМ3
5.4. Отраслевые решения на базе LAWSONM3
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение №1: Ключевые слова современных технологий управления
Введение
Сегодня основным факторомсоздания длительного конкурентного преимущества и роста инвестиционнойпривлекательности компании становятся оптимальные стратегии управлениябизнесом. Эффективное управление — это такой же ресурс, как деньги илиматериальные ценности. Именно этот ресурс помогает динамично реагировать напостоянно меняющуюся рыночную ситуацию, контролировать все стороны деятельностипредприятия, оперативно выявлять «узкие места» и концентрировать усилия именнотам, где они наиболее необходимы в данный момент.
Мы постоянно слышим о том,что российские предприятия не могут конкурировать с западными производителями,что у нас не настолько развиты технологии, и что качество российской продукциислишком уступает зарубежным аналогам. Проблема в том, что российские управленцыстали сталкиваться, по крайней мере, с двумя проблемами в управлении:
· выясняется,что показатели и процедуры, которые ранее использовались для анализа ипланирования деятельности предприятия (например, объем произведенной продукции)не позволяют успешно конкурировать;
· появлениеконкурентов не только начинает препятствовать получению привычной сверхприбыли,но иногда сводит ее до нуля.
В современных условияхэффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду сфинансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно,повышение эффективности управленческой деятельности становится одним изнаправлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболееочевидным способом повышения эффективности протекания трудового процессаявляется его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строгоформализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такойизящной сферы, как управление.
Развивая информационныесистемы (ИС) необходимо стремиться в производственную часть бизнеса, создаваявозможность не только примитивного набора информации, оптимизации бизнеспроцессов и других атрибутов внедрения, но обеспечивать возможностьаналитической обработки информации на уровне свойств продукта, технологий, ресурсови так далее.
Не секрет, что зачастуюподход к автоматизации бывает таким: нужно автоматизировать все, а поэтомупокупаем могучую интегрированную систему и модуль за модулем всю ее внедряем.Но уже потом выясняется, что полученный эффект весьма далек от ожидаемого иденьги потрачены впустую. Иногда бывает нужно внедрить всего лишь несколькоспециализированных и недорогих приложений и связать их на базе интеграционнойплатформы или там, где это необходимо, использовать функциональность ERP-системы. Все этивопросы можно и нужно решать на этапе проектирования, т. е. осознанно подходитьк выбору средств автоматизации, сравнивая затраты с ожидаемым эффектом. Вданном случае, придерживаться принципа «чем больше функций, тем лучше» нестоит. Чем больше система «может», тем дороже она стоит и существуетвероятность того, что будут использоваться далеко не все ее функциональныевозможности, и она не окупит себя.
В настоящее времяинтенсивно предлагается внедрять корпоративные информационные системы (КИС). Настраницах журналов, в сетях Интернет можно увидеть большое количествоматериалов возносящих то или иное детище монстров и так далее. При этом разбросочень большой как по ценам, срокам выполнения работ, так и по оказываемымуслугам. В дополнение ко всему прочему используются различные идеологииуправления бизнесом MRP, MRP2, ERPи так далее.
Самое трудное – построитьединую систему, которая будет отвечать запросам сотрудников всех подразделений. Каждый из подразделений может иметьсобственное программное обеспечение, оптимизированную под свои особенностиработы. Информационная система может скомбинировать их всех в рамках однойинтегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что вседепартаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом.Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, есликомпании смогут корректно установить систему.
1.Цели и задачи информационных систем
Предприятие – это единыйорганизм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу всторону успеха в лучшем случае, либо к снижению общих показателей в худшем.Руководителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необходимопринимать комплексные решения, касающиеся всего предприятия. А загруженностьрешением оперативных задач еще более усложняет процесс управления.
Для упрощения управленияпредприятием, прежде всего финансового, необходимо иметь эффективнуюинформационную систему, включающую функции планирования, управления и анализа.Что может дать внедрение информационной системы:
· снижениеобщих затрат предприятия в цепи поставок (при закупках),
· повышениескорости товарооборота,
· сокращениеизлишков товарных запасов до минимума,
· увеличение иусложнение ассортимента продукции,
· улучшениекачества продукции,
· выполнениезаказов в срок и повышение общего качества обслуживания заказчиков.
КИС выполняеттехнологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработкеинформации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте,определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой наконкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Основными целямиавтоматизации деятельности предприятия являются:
· Сбор,обработка, анализ, хранение и представление данных о деятельности организации ивнешней среде в виде, удобном для принятия управленческих решений;
· Автоматизациявыполнения бизнес операций (технологических операций), составляющих целевуюдеятельность предприятия;
· Автоматизацияпроцессов, обеспечивающих выполнение основной деятельности.
2.Классификация информационных систем
Предлагается использоватьследующую классификацию систем и подсистем ИС. В зависимости от уровняобслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС или егосоставная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам:
Класс A: системы (подсистемы)управления технологическими объектами и/или процессами.
Класс B: системы (подсистемы)подготовки и учета производственной деятельности предприятия.
Класс C: системы (подсистемы)планирования и анализа производственной деятельности предприятия.
Первые системы класса А,которые были разработаны для решения задач управления процессами, в основномохватывали сферу складского, бухгалтерского или материального учета. Их появлениесвязано с тем, что учет материалов (сырья, готовой продукции, товаров) с однойстороны является извечным источником различных проблем для руководствапредприятия, а с другой (на предприятии относительно крупного размера) одной изсамых трудоемких областей, требующих к себе постоянного внимания. Основной«деятельностью» такой системы является учет материалов.
Эти системы, как правило,характеризуются следующими свойствами:
· достаточновысоким уровнем автоматизации выполняемых функций;
· наличием явновыраженной функции контроля за текущим состоянием объекта управления;
· наличиемконтура обратной связи;
· объектамиконтроля и управления такой системы выступают:
o технологическоеоборудования;
o датчики;
o исполнительныеустройства и механизмы.
· малымвременным интервалом обработки данных (т.е. интервалом времени между получениемданных о текущем состоянии объекта управления и выдачей управляющеговоздействия на него);
· слабой(несущественной) временной зависимостью (корреляцией) между динамическиизменяющимися состояниями объектов управления и системы (подсистемы)управления.
В качестве классическихпримеров систем класса Aможно считать:
SCADA — SupervisoryControlAndDataAcquisition(диспетчерский контроль и накопление данных);
DCS — DistributedControlSystems(распределенные системы управления);
BatchControl — системы последовательного управления;
АСУ ТП — Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.
Следующий этапусовершенствования материального учета был ознаменован системами планированияпроизводственных или материальных (в зависимости от направления деятельностиорганизации) ресурсов, они причисляются к классу В.
Эти системы, вошедшие встандарт, а вернее два стандарта (MRP– MaterialRequirementsPlanningи MRPII– ManufacturingRequirementsPlanning), очень широко распространены на Западе и давно иуспешно используются предприятиями, в первую очередь производственных отраслей.Основные принципы, которые легли в основу систем стандарта MRP, включают
§ описание производственной деятельности как потокавзаимосвязанных заказов;
§ учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;
§ минимизацию производственных циклов и запасов;
§ формирование заказов снабжения и производства наоснове заказов реализации и производственных графиков.
Разумеется, есть и другиефункции MRP:планирование цикла технологической обработки, планирование загрузкиоборудования и т.д. Следует отметить, что системы стандарта MRPрешают проблему нестолько учета, сколько управления материальными ресурсами предприятия.
Классическими примерамисистем класса Bможно считать:
MES — ManufacturingExecutionSystems(системы управления производством);
MRP — MaterialRequirementsPlanning(системы планирования потребностей в материалах);
MRPII — ManufacturingResourcePlanning(системыпланирования ресурсов производства);
CRP — CResourcePlanning(система планирования производственных мощностей);
CAD — ComputingAidedDesign(автоматизированные системы проектирования — САПР);
CAM — ComputingAidedManufacturing(автоматизированные системы поддержкипроизводства);
CAE — ComputingAidedEngineering(автоматизированные системы инженерногопроектирования — САПР);
PDM — ProductDataManagement(автоматизированные системы управления данными);
SRM — CustomerRelationshipManagement(системы управления взаимоотношениями склиентами).
И всевозможные учетныесистемы и т.п.
Одна из причинвозникновения подобных систем — необходимость выделить отдельные задачиуправления на уровне технологического подразделения предприятия.
Наиболее популярным наданный момент новым видом информационных систем являются системы стандарта ERP — EnterpriseResourcePlanning. Это системыкласса С.
В соответствии со Словарем APICS(AmericanProductionandInventoryControlSociety), термин «ERP-система» (EnterpriseResourcePlanning— Управлениересурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это —информационная система для идентификации и планирования всех ресурсовпредприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупоки учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общемконтексте), это — методология эффективного планирования и управления всемиресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж,производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферахпроизводства, дистрибуции и оказания услуг.
ERP — системы в своей функциональности охватывают не только складской учет иуправление материалами, что в полном объеме предоставляют вышеописанныесистемы, но добавляют к этому все остальные ресурсы предприятия, прежде всегоденежные. То есть ERP-системы должны охватывать все сферы предприятия, непосредственно связанныес его деятельностью. В первую очередь, здесь имеются в виду производственныепредприятия. Системы данного стандарта поддерживают осуществление основных какфинансовых, так и управленческих функций.
В круг задач решаемыхсистемами (подсистемами) данного класса можно включить:
· анализдеятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из системкласса B;
· планированиедеятельности предприятия;
· регулированиеглобальных параметров работы предприятия;
· планированиеи распределение ресурсов предприятия;
· подготовкупроизводственных заданий и контроль их исполнения.
· наличиевзаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящихперед ними задач;
· интерактивностьобработки информации.
Классическими названиямисистемы класса С можно считать:
· ERP — EnterpriseResourcePlanning(Планирование Ресурсов Предприятия);
· IRP — IntelligentResourcePlanning(системами интеллектуального планирования);
· АСУП;
· EIS.
3.Выбор, требования, оценка эффективности внедрение информационной системы
3.1.Проблемы выбора информационной системы
Сталкиваясь спотребностями во внедрении на предприятии информационных систем, руководствооказывается перед проблемой выбора. Разрабатывать самим или покупать, и еслипокупать — то что.
Объективно оцениваявероятность самостоятельной разработки современной системы управления, можносмело сказать, что она равна нулю. То, что разработано или разрабатываетсясейчас на российских предприятиях, является отражением вчерашних взглядовуправленческого персонала предприятия и требует постоянной переработки. И этоне вина отделов АСУ, это объективный процесс.
Если предприятие решилоориентироваться на готовые системы — то ему нужно решить, с кем ему работать,какую систему выбрать — с российскими разработчиками или с поставщиков решенийведущих западных производителей.
При всем уважении к нашимразработчикам можно сказать с уверенностью, что если они и смогут разработатьсистему управления предприятиями, то очень не скоро. История развития наиболеепопулярных современных систем управления имеет 20-25 лет и многие тысячиработающих установок. А ведь каждая установка системы — это не только деньги нановые разработки, это в первую очередь обратная связь с потребностями клиента.
Российским разработкам ещеочень далеко до уровня полнофункциональных систем. Выросшие из автоматизациирабочих мест советских бухгалтеров, они несут в себе эти следы. Решив функцииавтоматизации бухгалтерии, они только пытаются двинуться в направлениипроизводства, а это задача по объемам несравнимая с бухгалтерским учетом.
По моему мнению,производственным предприятиям различного формата следует ориентироваться назападные системы. И тогда возникает следующий вопрос, на который необходимодать ответ — какую западную систему выбрать?
Для российскогопользователя выбор таких систем ограничен. Не так уж много западных фирм вышлина российский рынок. Реально, это такие гиганты SAP, Oracle, Microsoft, которые предлагают комплексное программноеобеспечение и услуги, стараются полностью отвечающие потребностям предприятийиз различных секторов экономики.
Кроме того, различныесистемы предназначены для предприятий различных отраслей и размера. Одни, такиекак SAP, Oracleили CA-Masterpiece,ориентированны на корпоративный рынок крупного бизнеса, другие, как BAANили MKEnterprise(ранее MANMAN/X) на рынок промышленныхпредприятий или компаний. В 2007 нароссийский рынок выводится еще одна система класса ERP-IIот компании LAWSONдля комплексной автоматизации предприятий (о нейбудет рассказано подробно). Среди всего многообразия руководству предприятиянужно сделать правильный выбор, чтобы в результате ошибки не оказатьсяобладателем системы не подходящей для него.
Критериями выбора системывыступают:
1. Функциональные возможности
2. Совокупная стоимость владения.
3. Технологичность
4. Перспективы развития.
5. Технические характеристики.
6. Минимизация рисков.
3.2.Требования к информационной системе
Информационная система,как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, всоответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность иэффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования кинформационной системе будут различными, так как должна учитываться спецификакаждой организации. Несмотря на это, надлежит выделить несколько основныхтребований к системе, общих для всех «потребителей»:
1. Локализация информационнойсистемы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационныхсистем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена кпользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация какфункциональная (учет особенностей российского законодательства и системрасчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русскомязыке).
2. Система должнаобеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольноеразграничении доступа для различных категорий пользователей, многоуровневаясистема защиты данных и т.д.
3. В случае внедрениясистемы на крупное предприятие со сложной организационной структурой,необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией моглипользоваться все структурные подразделения организации. Система должнаобеспечивать возможность работы в единой централизованной базе данных
4. В силу влияния внешнихи внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения взаконодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России,это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас встране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько разчаще, чем в странах со стабильной экономикой.
5. Необходима возможностьконсолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов,дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временныхпериодов.
Эти требования являютсяосновными, но далеко не единственными критериями выбора корпоративнойинформационной системы для предприятия.
3.3.Оценка эффективности внедрения информационной системы
Вопрос об оценкеэффективности внедрения КИС является довольно важным вопросом, так как любыекрупные затраты требуют обоснования, особенно со стороны руководителейорганизации.
Теоретически, можнопровести полноценный проект, включающий в себя оценку (моделирование) ситуации“как есть”, оценку возможных при внедрении системы изменений “как будет”,сравнение обеих моделей и выявление результатов изменений с последующейфинансовой оценкой. Такой проект был бы идеальным обоснованием вложения, но онвесьма длителен и дорого стоит.
Кроме того, для проведениятакого проекта требуются очень высококвалифицированные специалисты поинформационным системам для оценки последствий внедрения, поэтому безпосторонней помощи такой проект провести практически невозможно.
В реальности, оценкарезультативности внедрения производится по
“средним отраслевым показателям” (industryaverage). Типичные средние результаты внедрения:
— 15-25% увеличениепроизводительности
— 10-20% уменьшениескладских запасов
— 20-50% сокращение сроковвыполнения заказов
4. ERP-системауправления бизнес процессами промышленного предприятия
Современная информационнаясистема управления для промышленных предприятий должна сочетать в себемаксимально возможный комплекс функций для управления всеми бизнес-процессамипредприятия: управления маркетингом и продажами, управления снабжением,управление финансами, жизненный цикл изделия от конструкторских разработок домассового производства и сервисного обслуживания. Подобную функциональность,как было описано выше, включают в себя системы ERPкласса и могут обеспечить для промышленногопредприятия:
· Управлениефинансами.
· Планированиеи управление производством.
· Управлениеразмещением и распределением запасов.
· Управлениереализацией и маркетингом.
· Управлениеснабжением.
· Управлениепроектами.
· Управлениесервисным обслуживанием.
· Управлениепроцедурами обеспечения качества продукции.
В системе должна бытьреализована стратегия производства, ориентированного на потребителя, независимоот того, разрабатывает предприятие продукцию под заказ, производит на склад,ведет мелкосерийное, среднесерийное иликрупносерийное производство.
Система должнауправлять производственным процессом (дискретным и процессным) и непрерывноконтролировать его параметры на отклонение от допустимых значений, начиная состадии планирования заказа на реализацию до отгрузки готовой продукциипотребителю. В современных условиях функционирования предприятия совершеннонеобходимо, чтобы данные, введенные в систему, были доступны сразу послерегистрации финансово-хозяйственной операции всем, кто испытывает в нихпотребность: от учетчика в цеху до управляющего предприятием.
Система должнареализовывать методику управления затратами и центрами затрат. Такая методикатребует планирования себестоимости изделий, утверждения плановых нормативов иконтроль отклонений фактических затрат от их нормативов для своевременногопринятия мер и провести анализ. Система должна обеспечить единство данныхфинансового и управленческого учета.
Подобныйфункционал включает в себя ERP-системаLAWSON M3. Комплекс решений LAWSON M3 позволит предприятиям увеличитьпроизводительность, сократить расходы и повысить качество обслуживанияклиентов.
5. LAWSON M3 — альтернативаSAP, Oracle, Axapta
LAWSONМ3 — комплексный подход к управлению бизнесом
Эффективное управлениепредприятием в современных условиях невозможно без использования информационныхтехнологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика — этопервый и определяющий этап автоматизации предприятия.
В настоящее время при анализе запросов и потребностей российскихпредприятий, отмечается существенное увеличение спроса на специализированныерешения для:
· Управленияремонтами
· Управлениясервисным обслуживанием
· Управленияпроцессным производством
· Управленияцепочками поставок
· Управлениярозничными продажами
· Управленияпроектным производством
· Управленияоперациями аренды и лизинга
· Управленияэффективностью предприятия (Business Intelligence)
Ранее эти задачи решались по принципу «заказных разработок». Но рядукомпаний в качестве системы управления необходимо стандартное решение, что иявилось отправной точкой для анализа мирового ИТ — рынка. LAWSON M3 – этосистема, которая помимо стандартного функционала содержит в себе испециализированные блоки. LAWSON M3 –это — один из самых технологичных продуктов мирового рынка систем управления.
LAWSON M3 состоит из нескольких функциональных пакетов, в каждый из которыхвходит набор логически сгруппированных приложений и модулей:
· Продажии сервисное обслуживание;
· Управлениеактивами предприятия;
· Управлениепроизводством;
· Управлениецепочками поставок;
· Управлениебизнес — процессами.
LAWSON M3 предлагается как в комплексе, так и помодульно. Это крайне удобнодля клиентов у которых задача основной автоматизации уже решена, но связи сростом бизнеса появились процессы, требующие внедрения специализированныхсистем.
Основные преимущества LAWSONM3:
· Актуальныеспециализированные модули;
· Широкиеи гибкие функциональные возможности;
· Разработанана передовой технологии Java (запускается в браузере);
· Многоплатформенность(MS SQL, DB2, Oracle);
· Интеграцияс операционными системами: Linux, OS/400, i5/OS, Unix, Windows NT.
· Поддержкаработы холдинговых структур в централизованной БД;
· Локализацияпродукта в соответствии с требованиями российского законодательстваосуществляется компанией BSC (Business Solution Consulting, сайт www.bsc-consulting.ru), имеющий огромный опыт полокализации программных продуктов иностранных производителей.
Это дает возможность совершенствовать ИТ-инфраструктуру предприятияпоступательно — в зависимости от динамики развития, задач и финансовыхвозможностей компании, и сохранять при этом уже вложенные инвестиции.
5.2. Сравнение ERP-системы LAWSONM3 с ближайшимиконкурентами
Проведемконкурентный анализ системыLAWSON M3. Системакласса ERPIILAWSONM3 наиболее полно отвечает потребностям рынкаРоссии и СНГ. Она превосходит ближайших конкурентов по всем ключевым параметрами является разумной альтернативой таким системам, как SAP, Oracleи MicrosoftAxapta(DynamicsAX).
К числу основных конкурентныхпреимуществ ERP-системы LAWSONM3 можно отнести следующие факты:
· изначально спроектирована для использования напредприятиях СМБ (среднего и малого бизнеса);
· соответствует требованиям SarbanesOxley;
· комплексная функционал