Реферат по предмету "Программное обеспечение"


Информационно-правовые системы

СодержаниеОсновные понятия информационно — правовой системы Принципы проектирования информационного обеспечения Проектирование связи «пользователь – ЭВМ» Процесс создания информационно — правовой системы Управление информационно — правовой системой Внедрение, сопровождение и модернизация информационно — правовых систем Список использованной литературы
1. Основныепонятия информационно-правовой системы
Экономический объект — люди, различные предметы, явления илифакт про которые могут быть собраны данные.
Предметная область — определенная какими-то признакамисовокупность экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему,организацию.
Личность принимающее решение- специалист, руководитель,который выполняет функцию управления экономическим объектом.
Пользователь- личность, которая принимает участие вфункционировании предметной области, или использует результаты еефункционирования.
Экономические информационные системы — человеко-машинныесистемы, которые собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу илитребованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управленияэкономическим объектом.
Цель дисциплины — дать основные теоретическое положениясоздания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составоми содержанием основных операций создания информационных систем, методамиуправления процессом создания и. с. и построения и. с.
2. Принципыпроектирования информационного обеспечения
Информационное обеспечение — совокупность форм документовнормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формамсуществования информации, которая используется в информационный системе при еефункционировании.
Структура ИО: методические инструктивные материалы(совокупность государственных стандартов), система классификации и кодированияинформации, информационная база (внешняя- нормативно-справочные документы,информационные сообщения, внутренние- информационные массивы).
Основные принципы создания ИО: целостность, вероятность,контроль, защита от несанкционированного доступа, единство и гибкость,стандартизация и унификация, адаптивность, минимизация ввода и выводаинформации.
Подходы к созданию информационный базы: анализ сущностей (длябольших и. с. ), синтез атрибутов.
Требования к информационному обеспечению: 1) оно д. б.достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются, 2) длякодирования информации должны использоваться классификаторы которые есть узаказчика, 3) для кодирования входной информации, которая используется навысшем уровне д. б. использованы классификаторы этого уровня, 4) д. б.совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним, 5) формы документам должныотвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, илинормативным документам заказчика, 6) форма документов и видео кадров д. б.согласованы с соответствующими характеристиками терминалов, 7) формыпредставления выходной информации д. б. согласованы с разработчиком, 8) сроки исокращение информационных сообщений д. б. общеприняты в этой предметной областии согласованы с заказчиком, 9) в информационной системе д. б. предусмотренынеобходимые средства по контролю и обновлению данных в информационных массивах,контроля идентичности информации в БД.
Информационное средство- комплекс упорядоченной относительнопостоянной информации на носителях данных.
Информационное изделие — информационное средство, котороепрошло испытания и передается заказчику вместе с программным обеспечением еговедения.
Информационная база- совокупность упорядоченной информации,которая используется для функционирования системы и делится на внешнюю ивнутреннюю машинную базу.
Внешняя машинная информационная база- часть информационнойбазы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов,которые предназначены для непосредственного восприятия человека.
Внутренняя машинная информационная база- часть информационнойбазы, которая есть совокупностью информации, которая используется винформационной системе на машинных носителях данных.
Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фондданных, централизованный фонд данных, организация БД.
Требования при создании внутри машинной информационной базы:полнота представления данных, минимальный состав данных, минимизация времениобработки данных, независимость структуры массивов от внутренних средств ееорганизации, динамичность структуры информационной базы.
Основные подходы к построению внутри машинной ИБ: 1)проектирование массива как отображение содержания, 2) проектирование массивовдля отдельных процессов управления, 3) п. м. для комплексов процессовуправления, 4) проектирование БД, 5) проектирование нескольких БД.
Виды массивов: входные (первичные), основные (базовые),рабочие (промежуточные), выходные (результатные).
Массив данных — конструкция данных, компоненты которойидентичны по своим характеристикам.
Файл — идентифицированная совокупность экземпляров полностьюописанного в конкретной программе.
Этапы проектирования информационного обеспечения: разработкарешений по информационной базе (изучение состава и объема нормативно-справочнойинформации, разработка предложений по усовершенствованию действующегодокументооборота, разработка структуры БД, разработка системы сбора и передачиинформации, разработка решений по организации и ведению БД, определение составаи характеристик входной и выходной информации), выбор номенклатуры и привязкасистемы классификации кодирования информации (определение перечня типовинформационных объектов, о. п. необходимых классификаторов, выбор и разработкаклассификаторов информационных объектов и систем кодирования, определениесистем внесения изменений и дополнений классификаторов, разработка принципов иалгоритмов автоматизированного ведения классификаторов), разработка решений пообеспечению учета информации в системе.
3.Проектирование связи «пользователь – ЭВМ»
Связь (интерфейс) — совокупность средств и правил, которыеобеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.
Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическаясогласованность, синтаксическая согласованность, семантическаясогласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательскойсвязи.
Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоениесистемы и дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя,позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандартизировать их.
Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт,психологический климата), физическая эргономика (физический комфорт),психологическая эргономика ( умственный комфорт, качество разработкипрограммного обеспечения).
Основные эргонометрические характеристики: конструктивныеособенности оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежностьсистемы, чувствительность системы.
Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когдачеловек и ЭВМ обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработкиданных человеком.
Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, которыйпроводиться с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам.
При разработке диалога необходимо: тщательно проанализироватьвходные и выходные данные, определить возможности аппаратных и программныхсредств, быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработкидиалога, понимать задачу и пользователя.
Оценка диалога: простота освоения и запоминания операцийсистемы, скорость достижения целей диалога, объективная удовлетворенность приэксплуатации системы.
Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненнымодержанным рабочим навыкам.
Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога,который связывает между собой процессы обработки в одну систему- механизмобмена информацией, который включает все процессы, которые входят в систему повыполнению назначенных заданий и можем рассматривать как оболочкуинформационной системы (задача процесса диалога: определение заданий которыепользователь закладывает в систему, прием логически связанных входных данных отпользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем формате,вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов обработки всоответствующем для пользователя формате; типы сообщений диалога: данные дляпользователя, подсказки, состояние системы, ошибки, сообщения; типы диалога:который управляется системой- процесс жестко задает какие задания можно выбратьи какие данные вводить, который управляется пользователем- инициатива упользователя); 2) набор процессов ввода-вывода.
Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) вводтекстового сообщения (с использованием стандартных процедур ввода, в режимепосылочного ввода, в режиме использования специальных символов), 2) вводсообщения типа указать или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных вкаком-либо месте, ввод графического сообщения), 3) вывод текстового сообщения(в текущую позицию, в заданную позицию, с указанием конкретного форматасообщения), 4) вывод графического сообщения.
Формат с помощью которого пользователь вводит сообщенияназывается- графикой диалога (состав: коды, цепочка ключевых символов;ограниченная украинская, русская, английская и другие языки; натуральная у. р.а. и др. языки.
Характеристика объектов: 1) содержание, 2) поле или область,3) множество атрибутов которые описывают объект.
Способы вывода объекта на экране: абсолютный, относительный.
1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообщений не больше 40символов, и занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответовцветом, шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сообщения,в) контроль вероятности ответа; подходит: там где диапазон входных величинслишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе языкакоманд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2) типа меню(отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать один из них;состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод мнемонических кодов,просмотр списка на экране, прямое указание на экране; типы меню: в виде блокаданных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего меню; состав меню:необязательный заголовок, основной текст меню, пояснения к тексту,необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов не большой ивсе они могут быть явно отображены, там где пользователю необходимо видеть всевозможные варианты ответов); 3) экранные формы ( ставятся несколько вопросов иответы на предыдущие не влияют на последующие; этапы построения: формаотображается полностью, вопросы повторяются до тех пор пока окончитьсязаполнение формы; используется: там где можно предвидеть стандартнуюпоследовательность ввода данных); 4) на основе языка команд ( строиться наоснове языка программирования или операционной системы; используется там где:количество значений для ввода не велико и их можно запомнить, где количество ответовдостаточно чтобы идентифицировать необходимую задачу и данные).
Критерии структуры диалога: 1) натуральность- те которые нетребуют пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведениедиалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не письменный;следует избегать чрезмерной пышности и фамильярности; фразы не должны требоватьдополнительных пояснений; жаргон допустим, но только понятный; порядок вопросатакой, в котором пользователь привычно обрабатывает информацию), 2)последовательность — гарантирует, что пользователь который освоил одну частьсистемы легко разберется с особенностями другой ( последовательность впостроении фраз, последовательность в использовании форматов данных,последовательность в размещении данных на экране), 3) сжатость диалога- требуетввод только минимума информации, которая необходима для работы системы (чемменьше количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количествомошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получитьавтоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию котораянеобходима пользователю в виде понятному для восприятия), 4) поддержкапользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю при его работев системе ( количество и качество инструкций которые есть, характер сообщенийпро ошибки, подтверждение действий системы), 5) гибкость- мера того насколькохорошо диалог отвечает уровню подготовки и продуктивности труда пользователя.
Этапы процесса размещения данных на экране: решить какаяинформация должна появиться, определить главный формат информации, определитьгде она должна появиться, определить средства для выделения полей, разработатьпроект размещения данных на экране, оценить эффективность размещения.
Принципы: 1) информация должна размещаться так, чтобыпользователь мог просматривать информацию в логической последовательности; 2)идентифицировать связанные группы информации; 3) отличать исключительныеситуации; 4) определять необходимые действия.
Основные этапы: 1) на основе исследования определить какаяинформация нужна пользователю и какая должна сейчас находиться на экране; 2)разработчик должен определить размер областей вывода и атрибуты каждого поля;3) определяется место рационального распределения информации на экране (информация размещается в иерархической последовательности: экран, видео кадр,окно, панель, поле; сформированное изображение для одновременного показаинформации на экране; типы окон: первичное, вторичное, всплывающее; размещениеинформации на видео кадре: заголовок, инструкция по способу работы синформацией, предметная область, инструкция по тому что делать дальше, областьсообщений, область ввода команд, область функциональных клавиш; общие принципыразмещения информации на экране: оставить свободной половину экрана, оставитьпустым строку после каждой пятой строки, оставить 4-5 пропусков междустолбцами, текст размещается так чтобы просмотр перемещался в нужномнаправлении, содержание полей должно размещаться и выравниваться окологоризонтальный и вертикальных осей, размещение данных слева направо и сверхувниз); 4) определение атрибутов которые привлекают внимание к некоторой частиэкрана или действию ( атрибуты: цвет символов, мерцание, звук, уровень яркости,цвет фона; правила пользования цветом: использовать минимальное количествоцветов, для больших панелей использовать цвет фона, для данных использоватьболее яркий цвет, для выделения двух областей использовать черный и белый, цветнужно использовать в соответствии с представлениями пользователя,экспериментировать с разными оттенками); 5) разработка проекта экранной формы;6) методы оценки размещения информации ( прямоугольников- информацияразбивается на логические группы и выделяется прямоугольниками, экранразделяется вертикальными и горизонтальными осями и число и размерпрямоугольников оцениваются относительно выделенных осей, выделенных точек-позволяет выделить область экрана к которой обращается внимание пользователя).
Введение пользователя в курс работы, обеспечениеинструкциями, помощь пользователю в работе.
Документации на информационную систему: общий обзор илипостановка задачи, руководство пользователя.
Ошибки: поломка системы, системы выявляет невозможностьдальнейшей обработки информации и просит ее откорректировать, система выполняетработу и результат отличается от ожидаемого.
4. Процесссоздания информационно — правовой системы
Жизненный цикл и. с. — совокупность стадий и этапов, которыепроходит и. с. в своем развитии от момента принятия решения усовершенствованиядо момента, когда и. с. приостанавливает свое существование.
Процесс создания и. с. — совокупность работ от формированиявыходных требований к системе до ввода в действие.
Части создания и. с.: предпроектная, проектная, ввод вдействие (формирование требований к и. с., разработка концепции и. с.,техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация,ввод в действие, сопровождение и. с. ).
Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса,который автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по даннойпроблеме, 3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификацииисполнителей, 5) готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный методпроектирования.
Структура проектной документации (документы): по стадиямсоздания, по составным частям системы, по видам обеспечения (программные,техническое, организационное, информационное, математическое, функциональное,правовое, эргонометрическое, лингвистическое, методическое).
Участники работ по созданию и. с.: заказчик (представитьдостоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждениетехнического задания и других проектных документаций, разработкапроектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнениестроительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонтатехнических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы вдействие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатываетдокументацию на и. с.; выполняет работы по организации; возможностьфункционирования и. с. в соответствии с принятыми проектными решениями).
Методы создания и. с.: ориентированы на данные,ориентированы на процедуру. Средства — типовые проектные решения, ППП, типовыепроекты, инструментальные средства проектирования и. с.
Классификация методов создания и. с.: по степени автоматизациипроектных работ: а) оригинальное- создаются индивидуальные проектные решенияспецифические для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множествосоставных компонентов, создание для каждого из них законченного проектногорешения, которые при наименьшей модификации м. б. использованы для другихинформационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и поддержкив системе некоторой глобальной информации модели системы управления.
Средства создания и. с.: инструментальные- ориентированы напроцесс проектирования и служащие для повышения продуктивности трудаработников, объектные- используются в процессе создания проектных решений(средства д. б: комплексно охватывать процесс создания и. с., бытьсовместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе,быть эффективными).
Технология создания и. с. — совокупность методов и средствсоздания и. с., организационных приемов и технических средств, ориентированныхна создание или модернизацию проекта в и. с.
Технологический процесс создания и. с. — деятельностьколлектива специалистов, направленная на разработку проекта и. с., котораяудовлетворяет необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет:действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимыедля выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и этапам создания и.с., которые заканчиваются разработкой конкретной проектный документации; б) натехнологические процессы проектирования отдельных составных частей системы.
Технологическая операция проектирования- самостоятельнаячасть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры,данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства.
Преобразователь- методика, формализованный алгоритмпреобразования входа технологических операций в выход (они м. б.: ручные,машинно-ручные, автоматические).
5.Управление информационно-правовой системой
Уровни управления: руководитель организации и егозаместитель, планово-производственный отдел, руководители функциональныхподразделений, руководители проектов — главные конструкторы, ответственныеисполнители- руководители групп.
Функции процесса управления: прогнозирование, планирование ит.д.
Вопросы разработчика: в какой последовательности нужносоздавать проект, какие специалисты и на каком этапе необходимы для разработкипроекта, как обеспечить качественное документирование проекта, какимтребованиям должен отвечать проект чтобы обеспечить легкое сопровождениесистемы, как обеспечить комплексную настройку программного обеспечения, какиеметоды контроля процесса проектирования необходимы, как и когда проводитьконтроль проектирования, как организовать коллектив разработчика, каким образоминформировать участников про состояние проекта, как обеспечить выполнениепрограммных и информационных связей.
Состав малых предприятий по созданию и. с.: руководитель(менеджер) — который занимается портфелем заказов, системный аналитик,поставщики, главный программист, системный программист, прикладныепрограммисты, текстовик, дизайнер, тот кто внедряет.
Этапы управления: создание и. с. — на основе отчета и ТЗсоздается множество альтернативных технологических путей проектирования и. с.,на основе критериев или целевых функций определяется оптимальнаятехнологическая сеть, разрабатывается сбалансированный план трудоемкостивыполнения операций технологической сети, составляется календарный планразработки и. с., определяется научно-технический контроль проектирования,учет и контроль на основе фактических данных, анализ состояния выполненияпроекта, регулирование.
Состав плана разработки проекта: последовательность операций,срок выполнения, трудоемкость (плановая, фактическая), исполнители, методконтроля.
Плана занятости специалистов: информация по каждомуспециалисту, в каких проектах он занят и на какой срок.
Методы контроля: формальный- при наличии информации прозавершение операций, содержательный- на соответствие требованиям, социальный,по определенным точкам.
 АРМ организатора проектированияи. с.: выделение из библиотеки операций проектирования подмножества операцийдля формирования локальной сети, определение вектора выходного состояния ивектора целей проектирования, формирование технологической сети, оптимизациятехнологической сети.
6.Внедрение, сопровождение и модернизация информационно-правовых систем
Внедрение усложняет: подготовку объекта к переходу в другуюсистему, подготовка и перестройка работы подразделений по обработке информации,качество апробации всех материалов.
Способы внедрения в нескольких подразделениях:последовательный, параллельный, последовательно-параллельный.
Элементы для ввода и. с. в действие: оформление документациипо выполнению плана мероприятий, рабочая документация, обучающий персонал,принятые к эксплуатации технические средства.
Этапы создания информационной системы: 1) подготовка объектак вводу и. с. в действие ( организационная подготовка объекта в действие,реализация проектных решений по организационной структуре и. с., обеспечениеподразделений объекта инструктивно-методическими материалами, внедрениеклассификаторов), 2) подготовка персонала ( обучение персонала- семинары,курсу, консультации; проверка способности персонала обеспечиватьфункционирование и. с. ), 3) комплектация и. с. изделиями которые поставляются,4) строительно-монтажные работы ( строительство отдельных помещений,переоснащение помещений, монтаж технических средств и линий связи, испытаниеэтих средств, сдача технических средств для проведения пуско-наладочных работ),5) пуско-наладочные работы ( автономная наладка технических и программныхсредств, загрузка информации в БД и проверка в эксплуатации, комплексноеиспытание всех средств системы), 6) проведение первичных испытаний ( наработоспособность, соответствие техническому заданию, устранение недостатков ивнесение изменений в документацию, оформление акта про прием и. с. висследовательскую эксплуатацию), 7) исследовательская эксплуатация ( проведениеи. э., анализ результатов и. э., доработка при необходимости, оформление актапро завершение), 8) проведение приемочного испытания ( проведение испытания насоответствие техническому заданию и методики проведения испытаний, анализрезультатов испытаний и устранение недостатков, формирование акта про передачуи. с. в постоянную эксплуатацию).
Обязанности заказчика: провести всеорганизационно-технические мероприятия по подготовке объекта для ввода системыв действие, закончить исследовательскую эксплуатацию, провести анализрезультатов исследовательской эксплуатации, провести приемные испытания посдаче в постоянную эксплуатацию.
Обязанности разработчика: сдает заказчику и. с. висследовательскую эксплуатацию, корректирует документацию на и. с. порезультатам исследовательской документации, принимает участиее в разработкеприемных испытаний.
Виды документов: план-график работ, приказ про составприемной комиссии, программа работ, приказ про проведение работ, протоколиспытаний, протокол согласования, акт передачи в исследовательскуюэксплуатацию, акт передачи в постоянную эксплуатацию, акт проведения работ. Наобъекте заказчиком определяется срок проведения работ и состав приемнойкомиссии.
Этапы исследовательской эксплуатации: составление актапередачи и. с. в исследовательскую эксплуатацию, ведение журналаисследовательской эксплуатации, по результатам исследовательской эксплуатациисоставляется протокол в котором указывается позитивные или негативные решения ивсе недостатки с сроками их устранения, проведение приемных испытаний.
В приемную комиссию предоставляют: ТЗ, документацию, протоколи журнал исследовательской эксплуатации, штатное расписание, программа иметодика приемных испытаний.
Состав испытаний: испытания каждой задачи, испытания всехзадач в комплексе с уже функционирующей, испытание задач при наличии ошибокинформации, проверка процедур внесения изменений в БД или нормативно-справочнойинформации, составление протокола исследования где дается оценка показателейнадежности работы и. с.
Этапы приемных испытаний: гарантийное обслуживание (устранение недостатков, внесение изменений в документацию, внесение измененийво все виды обеспечения), послегарантийное обслуживание ( анализфункционирования и. с., выявление отклонений фактических эксплуатационныххарактеристик от проектных значений, установление причин отклонений, устранениенедостатков, обеспечение стабильных эксплуатационных характеристик системы,внесение изменений в документацию).
Список использованной литературыДавид Р. «Основные правовые системы современности» ., Москва 2000 г. Лазарев В.В. «Информационные системы»., Москва 1999 г. http://www.parny.by.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :