Реферат по предмету "Социология"


Особенности социальной работы с женщинами, освободившимися из мест лишения свободы

АННОТАЦИЯ
Работа 29 с., 21 источник
Адаптация, дезадаптация, женщины, освобождающиеся измест лишения свободы, исправительные учреждения, места лишения свободы,осужденные женщины, пенитенциарная система, социальный работник, социальныйпсихолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, социальная ситуация,социальные проблемы, социальная работа, медико-социальная работа, теориясоциальной работы, социальная защита населения, социальное обслуживание.
Курсовая работа посвященаактуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основпреодоления проблем, возникающих в связи с освобождением женщин из мест лишениясвободы. Женщины, освобождающиеся из заключения, сталкиваются с большимколичеством социальный, семейных, но прежде всего психологических проблем.Данная работа посвящена раскрытию данных проблем и попытке указания пути к ихразрешению. Социальная работа берет на себя обязанность как самостоятельногоинститута по компетентной помощи женщинам, попавшим в трудную жизненнуюситуацию, так и посредника между государственными органами и бывшей заключенной,исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальныероли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной,морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальнаяработа проводится с бывшими осужденными, с их семьями, малой группой, стараясьв синергии с клиентом, помочь его ресоциализации и реабилитации. В даннойработе я апеллирую к социологическим, психологическим, правовым знаниям иумениям.
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Женщины, освобождающиеся из мест лишения свободы, какобъект социальной работы
1.1 Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из местлишения свободы
1.2 Социальные проблемы женщин, освобождающихся из местлишения свободы
2. Социальная работа с женщинами, освобождающимися из местлишения свободы
2.1 Развитие института социальной работы в пенитенциарнойсистеме
2.2 Психолого-педагогические особенности социальной работы сженщинами, освобождающимися из мест лишения свободы
3. Особенности социальной работы с женщинами,освобождающимися их мест лишения свободы
3.1 Предупреждение дезадаптации женщин, освобождающихся измест лишения свободы
3.2 Гуманное отношение и социально-правовое консультирование женщин,освободившимся из мест лишения свободы
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Лица, с которыми предпочитают проводить досугосвобожденные женщины молодежного возраста
Приложение Б. Программа «Школа подготовки к освобождению»

ВВЕДЕНИЕ
 
До сих пор лишениесвободы остается одним из широко применяемых видов наказания. В УК РФнасчитывается значительное число статей, предусматривающих данный виднаказания. Уголовное наказание, в том числе в виде лишения свободы, как особаяформа государственного принуждения призвано обеспечить восстановлениесоциальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершенияновых преступлений.
Актуальность: изначальноуголовное наказание не имеет своей целью нарушение социальных связей. Наоборот,цели наказания совершенно противоположны и достижение их невозможно безукрепления связей индивида с обществом. Необходимость же изоляции преступникаопределяется целью предотвратить возможность совершения им новых преступлений,а также создания условий для целенаправленного исправительного воздействия нанего.
Вместе с тем, как бы нибыло гуманизировано лишение свободы, как бы ни был смягчен «фетишизмрешеток», к какому бы минимуму ни были сведены специфические тюремныеэлементы лишения свободы, все же оно остается мерой наиболее поражающей веськомплекс жизненных проявлений, всю сферу интересов личности, и наиболеечувствительным, наиболее тяжелым вторжением в личность правонарушителя. Однакоисходная цель наказания — не изменение личности преступника, а утверждениесоциальных норм.
Учреждения УИС для женщинсегодня должны представлять собой цивилизованное учреждение, а, следовательно,воплощать достигнутый уровень духовной культуры, нормативно-ценностныхрегуляторов в системе материального производства, общественном бытии исоциальных отношениях. Несоответствие материально-бытовых условий организацииисполнения уголовного наказания в виде лишения свободы анатомо-физиологическим,психологическим, нравственным особенностям лиц женского пола молодежноговозраста является одной из причин, способствующей возникновению и развитиюдезадаптации женщин, отбывших наказание в изоляции от общества.
Проблема: консультацииосужденных женщин с целью подготовки их к освобождению и профилактики рецидива,качественная социальная защита и социальное обеспечение женщин по освобождению измест лишения свободы с учетом высокой подверженности женщин дезадаптации идругим женским проблемам.
Объект: женщины,освобождающиеся из мест лишения свободы.
Предмет: сущность, принципы и методысоциальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.
Цель: выявить основныетеоретические подходы к построению профессиональной деятельности социальногоработника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль социальнойработы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.
Задачи: выявить основныетеоретические подходы к построению деятельности социального работника сженщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.
Проанализировать основныенаправления деятельности и функционал социального работника и социальных службс женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.
Проанализировать основныепринципы социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.
Определить наиболееэффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденнымиженщинами, освобождающимися из мест лишения свободы.

1.ЖЕНЩИНЫ, ОСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы
Пребывание в социальнойизоляции оказывает сильное воздействие на личность женщины, ее дальнейшуюсудьбу, так как часто следствием отбывания наказания в виде лишения свободыявляется дезадаптация, предполагающая уменьшение возможностей женщинприспособиться в постпенитенциарный период к существующим нормам права иморали, условиям жизни на свободе. В результате дезадаптации нарушаются формывзаимодействия женщины с социальной средой, что препятствует формированию у нееадекватной реакции на жизненные ситуации, самореализации.
УИКРФ говорит о том, что основаниями для освобождения от отбывания наказанияявляются: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; отменаприговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочноеосвобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания болеемягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь илиинвалидность; иные основания, предусмотренные законом УИК РФ /17, ст. 172/.Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которыеустановлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотреннымифедеральным законом для лиц, имеющих судимость /17, ст. 179/.
Также, в главе 22 УИК РФобозначена помощь осужденным от отбывания наказания и контроль за ними.Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию втрудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных:
1) не позднее чем за два месяца до истечения срокаареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишениясвободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев — после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющегонаказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службузанятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящемосвобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихсяспециальностях;
2) с осужденным проводится воспитательная работа вцелях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права иобязанности;
3) осужденные, являющиеся инвалидами первой иливторой группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщиныстарше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения,исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в домаинвалидов и престарелых /17, ст. 180/.
Оказание помощи осужденным, освобождаемым ототбывания наказания:
1) осужденным, освобождаемым от ограничения свободы,ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатныйпроезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгамина время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством;
2) при отсутствии необходимой по сезону одежды илисредств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы,обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременноеденежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ;
3) обеспечение продуктами питания, одеждой, выдачаединовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемыхосужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание;
4) при освобождении от отбывания ограничениясвободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состояниюздоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин,имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрацияучреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об ихосвобождении родственников либо иных лиц;
5) осужденные, указанные в части четвертой настоящейстатьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетниеосужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровожденииродственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения /17, ст.181/.
Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовоеустройство и другие виды социальной помощи. Осужденные, освобождаемые отограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое ибытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами /17,ст.182/.
Законодательство РФ так же предусматриваетсодействия в трудовом и бытовом устройстве, а так же порядок оказания помощиосужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительнойсистемы.
Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросовтрудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, сорганами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства,управления здравоохранением, образованием, социальной защиты населения,комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органомместного самоуправления, и федеральной службой занятости населения поизбранному ими месту жительства.
Организация и осуществление мероприятий по оказаниюпомощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возлагаются насотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов,психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованныхслужб, для проведения консультаций по наиболее актуальным вопросам повозможности могут привлекаться специалисты территориальных социальных служб.
Подготовка к освобождению из мест лишения свободыбеременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей,проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте смедицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность регистрации и трудового устройстваосвобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения поизбираемому ими месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытовогоустройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себемалолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаютсямеры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность ихрегистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольныедетские учреждения по месту жительства родственников.
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себемалолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хроническихзаболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскимиработниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в учреждениягосударственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному имиместу жительства.
Осужденные, освобождаемые из исправительныхучреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременныеженщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лицлибо работника ИУ /9, п. I/.
 
1.2 Социальныепроблемы женщин, освобождающихся из мест лишения свободы
 
В связи с тем, чтоосужденной женщине каждый раз приходится приспосабливаться к новым условиям, ееадаптивные возможности значительно снижаются и она порой не способна в условияхсвободы в должной мере нейтрализовать отрицательные последствия пребывания визоляции от общества. В результате большинство из освобожденных женщин не могутадаптироваться ни к микро-, ни к макросреде в условиях свободы. То естьнаблюдается дезадаптация указанных лиц.
Нельзя отрицать и тогофакта, что негативным следствием отбывания наказания в виде лишения свободыженщинами является отсутствие желания у некоторой категории освобожденныхприспосабливаться к условиям жизни на свободе, а также отсутствие стремлениязаняться общественно полезной деятельностью. К этой категории специалисты попрогнозированию преступности относят лиц, не вставших на путь исправления,запущенных в социально-нравственном отношении, имеющих психические отклонения.
Освобожденные отнаказания по своим личностным качествам значительно отличаются от остальныхграждан, не подвергавшихся наказанию, что обусловливает противоправноеповедение со стороны освобожденных. Невозможность разрешения возникших проблемс помощью реальных правовых средств, стремление самому их решить любым путем,отсутствие веры в официальные институты, способные разрешить возникшие трудностибыстро и эффективно, приводят человека к повторному совершению преступления.
Образ жизни освобожденныхженщин часто не соответствует требованиям позитивной социальной среды,противоречит ее установкам, вследствие этого между лицом женского пола и социальнымокружением возникает психологический барьер, усугубляющий социальнуюотчужденность освобожденной женщины. В целях преодоления этого состоянияуказанное лицо ищет поддержку и взаимопонимание среди себе подобных. Выходя насвободу, освобожденный ищет связи с тем, с кем познакомился в местахзаключения, чье влияние испытывал длительное время, чью психологию и взглядывпитал в себя (см. приложение А)
Неспособность женщиныпреодолевать сложные, нестандартные ситуации правомерным способом ведет ксосредоточению ее внимания на проблеме индивидуального конфликта с окружением,подавляет социальные, коллективные чувства. Заключительный этап дезадаптацииличности — дезорганизация личного поведения. Лишение свободы с ее ограничениямив передвижении, ослаблением социальных связей, недостатком информации, — одиниз главенствующих факторов, обусловливающих протекание процесса дезадаптации.Дезадаптация женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы, — это естьизменение их социальных установок и личностных характеристик, происходящеевследствие отбывания ими уголовного наказания и препятствующее приспособлению кусловиям социальной среды.Аморальность. Психическая дезадаптация женщин, отбывших наказание в виде лишениясвободы, проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, в появлениинегативных психических состояний. Она является следствием внутреннего конфликтачеловека или конфликта с окружающими людьми. В этот период у лиц указаннойкатегории изменяются критерии, ценности окружающего мира, осуществляется психологическаяпереориентация. В этом состоянии у женщины довольно часто появляются грезы,ложные суждения, сверхценные идеи, тревожность, страх, эмоциональнаялабильность, неустойчивость и другие необычные явления.
Поступки бывшейосужденной часто вступают в противоречия с законом, следствием чего являетсяобраз жизни, который характеризуется отрицательным отношением к труду и другимгражданским обязанностям, совершением правонарушений, ограничением илипрекращением общественно полезного общения. В результате около 40% женщин,побывав однажды в местах лишения свободы, вновь затем совершают уголовнонаказуемые деяния. Причем 21% лиц женского пола имеют три и более судимостей клишению свободы.Алкоголизм и наркомания. Главной причиной пристрастия к алкоголюосвобожденных женщин является нарушение их адаптационных возможностей,возникающее из-за плохой репутации и связанное с проблемами их трудоустройства,налаживания полноценного быта. К употреблению алкоголя склонны личности,которые в силу субъективных причин не способны справиться с тревогой илинапряжением. Наличие определенных черт характера (легкая внушаемость,ранимость, отсутствие способности преодолевать жизненные трудности и другие),особый контингент социального окружения в значительной степени предопределяютупотребление женщинами спиртных напитков.Проституция и лесбиянство. Проституция способствует деформации семейныхотношений, деградации личности женщин, занимающихся этим «промыслом»,насаждению цинизма, расчета в человеческих отношениях. Данное антиобщественноеявление деморализует не только проституток, но и приходящих с ними в соприкосновение.
Социальныеслужбы в настоящее время не занимаются этой проблемой, хотя есть ужеопределенный опыт движения «В защиту детства» (ДЗД), созданного в апреле1994 г. и зарегистрированного Минюстом России. Главная цель этого движения —привлечь внимание властей и общественности к детским проблемам, организоватьпрофилактику проституции.Суицид и нигилизм. Следует подчеркнуть, что последствия пребывания женщинв МЛС могут проявляться не только в их криминальном поведении, что являетсянаиболее часто встречаемым, но и в иных опасных формах. Не стали исключениемслучаи суицида среди освобожденных женщин. Для женщин, освободившихся отуголовного наказания в виде лишения свободы, характерны суицидальные мысли,особенно в первое время. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что наличность женщин, отбывших наказание в изоляции от общества, большой отпечатокнакладывает социальное клеймение. Для некоторых женщин стигматизация болееболезненна и поэтому более страшна, чем само наказание.
К женщинам,привлекавшимся к уголовной ответственности, достаточно долгое время сохраняетсянедоверие. Повышенные требования, предъявляемые к женщине со сторонысоциального окружения, обусловливают резкое отторжение ее от привычной среды,что делает особенно затруднительным возвращение в общество тем, кто преступилзакон. Подобное отношение людей к человеку, совершившему преступление, вполнеестественно до того времени, пока он не докажет свое исправление.БОМЖ и трудоустройство. Одним из показателей, которые определяют успешностьадаптации в постпенитенциарный период женщин, отбывших наказание в виде лишениясвободы, является наличие у них постоянного места жительства. У женщин,отбывших наказание в МЛС, не имеющих определенного места жительстваувеличивается вероятность возвращения к противоправному образу жизни. У такихженщин, как правило, отсутствует стремление к созданию собственной семьи,налаживанию полноценного быта, что является противоестественным для лиц молодежноговозраста, но закономерным для многих бывших осужденных женского пола. Данныйфакт имеет большую значимость в связи с тем, что отбывание наказания в изоляцииот общества влечет ослабление, а нередко полную утрату социально полезныхсвязей лиц женского пола. Признание Конституционным судом права осужденных нажилую площадь положительно повлияло на сохранение жилья у данной категории лиц.
Согласно результатамопросов – 45,3% руководителей промышленных предприятий различных отраслейнародного хозяйства полагают, что в современной экономической ситуации нетвозможности для исправления правонарушителей. Перед предприятием сразу жевстает риск снижения производительности труда, падения качества выпускаемойпродукции, необходимость предоставления жилья, а в некоторых случаях ивозможность разлагающего воздействия ранее судимых на трудовой коллектив. Втрудовых коллективах усилились негативные социальные явления, которыевыражаются в стремлении отторгнуть из своей среды людей неустойчивых, склонныхк правонарушениям, в том числе и лиц, освобожденных из мест лишения свободы.Необходимо заметить, что такие тенденции в наибольшей степени отрицательновлияют на предупреждение рецидивной преступности.
Статья 13 Закона «Озанятости населения» от 19 апреля 1991 года относит освобожденных к числулиц, пользующихся повышенной социально-правовой защитой. Согласно совместномууказанию российских МВД и Федеральной службы занятости указанные лица имеютправо первоочередного трудоустройства через центры занятости.Зарегистрировавшись, в случаях отсутствия возможности трудоустроиться, онимогут приобрести статус безработного. Вследствие этого освобожденные получаютправо на выплату им пособия по безработице в течение 12 месяцев, размер которогозависит от заработной платы во время отбывания наказания, но не менееминимального размера оплаты труда.По данному пункту можно сделать вывод, чтонормативно-правовая база для социальной работы в целом сложена полно иэффективно. Следуя требованиям соответственных законов вполне реальнакачественная помощь женщинам, освобождающимся из мест лишения свободы. Нонесмотря на теоретические разработки социально-правового аспекта помощиженщинам, освобождающимся из мест лишения свободы, в реальной жизни наблюдаетсярост социальных проблем, связанных с данным контингентом граждан. В чемзаключаются несоответствия между теоретическим анализом решения проблемы иреальным воплощением теории в практику? Скорее всего большую роль в этом играеткак нестабильность в политологическом, экономическом русле развития отношенийгосударства и общества, так и слабым финансовым положением социальных служб.

2. СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
 
2.1Развитие института социальной работы в пенитенциарной системе
Социальная работа слицами, освободившимися из мест лишения свободы прямым образом предусматриваеткомпетентную социальную работу в пенитенциарной системе, в частности поподготовки осужденных женщин к освобождению. Социальная работа вуголовно-исполнительной системе совсем недавно стали звучать в единомконтексте. В связи с изменениями уголовно-исполнительной политики в сторонугуманизации, актуальность приобрели идеи соблюдения прав осужденных,обеспечения оптимальных условий отбывания наказания, возвращения в обществополноценного человека.
На сегодня опыт социальнойработе в российских ИУ, исполняющих наказания в виде лишения свободы, очень иочень мал. И поэтому еще предстоит огромная работа по изучению аспектовдеятельности, внедрению специалистов, чтобы социальная работа приносила нужныерезультаты. На сегодняшний день не везде введены группы социальной защиты иучета трудового стажа осужденных, членом которых является специалист по социальнойработе, и осужденные обращаются за помощью к другим сотрудникам учреждения.Отвлекаясь на решение социальных проблем осужденных, они, с одной стороны не способныоказать квалифицированной помощи, поскольку не имеют должного образования, а сдругой – не смогут полноценно выполнять свои обязанности. А значит, потребностьв разрешении проблем не удовлетворяется, что вызывает внутреннее напряжениеосужденных, усиливает чувство неблагополучия, затрудняет исправительныйпроцесс.
После освобождениячеловеку необходимо трудоустроиться, чтобы снова не совершить правонарушение.Однако практика показывает, что самостоятельное трудоустройство практическиневозможно. Какие государственные, общественные структуры могут оказатьреальную помощь в трудоустройстве освобождающимся из мест лишения свободы? Возможныли льготы со стороны государства в отношении организации, трудоустроившейбывшего осужденного? В связи с длительными сроками отбывания наказания в местахлишения свободы от проживания родственников многие осужденные утрачивают прежниесоциальные связи. При освобождении они не только не имеют места жительства, нои не знают, в какой населенный пункт ехать жить. При поступлении в ИУ в личныхделах некоторых осужденных отсутствуют паспорта. Восстановление документоввызывает определенные трудности, поскольку паспортные столы не всегда отвечаютна запросы сотрудника ИУ, осужденные искажают сведения о себе. Кроме того,паспорт может быть просто оставлен по месту жительства.
Глубокийсоциально-политический кризис в современной России привел к серьезным негативнымпоследствиям, прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человекаот экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшенияусловий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинамраскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальныйпотенциал.
Социальнаяработа, как известно, направлена, прежде всего, на активизацию потенциаласобственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихсяв трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительную актуальностьприобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется какиспользование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться кконкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиентывыработали свою собственную жизненную программу.
Особую роль восуществлении социальной работы с различными категориями населения, в частностис женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы, играют территориальные социальные центры,социальные службы. Опыт свидетельствует о высокой результативности работымногих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на такихпроблемах, как организация в различных формах материальной помощи особонуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению имиматериальной самостоятельности; оказание разнообразных видов психологической,социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной,профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейномуконсультированию семьи; осуществление ряда мероприятий по охране прав детей,передаче их на усыновление, под опеку и попечительство; предоставлениеинформации гражданам об их социально-экономических правах и пр.
Бесспорнымдостоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формысоциальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорийнаселения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для нихтерриториальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействиясамопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальныеработники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил ивозможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальноефункционирование, опираясь на собственные силы. Это позволяет не простооказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностноориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи,включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.
2.2 Психолого-педагогическиеособенности социальной работы с женщинами, освобождающимися из мест лишениясвободы
Женщины в подавляющем большинстве случаевзначительно сильнее переживают отрыв от семьи и ее распад. Семья чаще всегоиграет роль сдерживающего фактора, препятствующего противоправному поведению.Нарушение семейных связей вследствие пребывания в местах лишения свободы влечетизменения в поведении женщин в различных жизненных ситуациях. Потеря семьинегативно воздействует на женщин, поскольку ослабевают чувства уверенности,самоуважения, достоинства. Такие женщины характеризуются пассивностью впреодолении асоциальных устремлений, привычек, что обусловливает наибольшуюстепень деградации их личности. В связи с этим особую озабоченность вызываетсемейное положение женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы.
В направленности личности осужденных женщинпроявляются специфические потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностныеориентации, отражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Ограниченностьинтересов приводит часть осужденных женщин к неумению критически оценить своивозможности, что обусловливает завышенную или заниженную самооценку.
Негативное влияние местлишения свободы на личность женщин обусловливается недостатками в организацииих трудовой деятельности. УИК РФ в качестве одного из средств исправленияосужденных называет общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Трудоваядеятельность осужденных является обязательной и вследствие необходимостисамообеспечения женщин, лишенных свободы. Однако в настоящее время обязанностьОЖ трудиться не всегда обеспечивается реальной возможностью.
Не каждая молодая женщинапо своим индивидуально-психологическим характеристикам способна работать вкачестве швеи, наладчика швейного оборудования. У многих обследованных женщиннет желания осваивать данные виды профессий. Правильный же выбор молодымилюдьми профессии в значительной степени предопределяет систему ценностныхориентаций личности. Естественно, что такой труд по принуждению препятствуетдостижению целей уголовного наказания в виде лишения свободы, усугубляетположение женщин молодежного возраста, находящихся в изоляции от общества.Вместе с тем, освободившись из МЛС, лица женского пола, как правило, неработают по специальностям, приобретенным в колонии. Поскольку другойспециальности нет, многие из них начинают вести антиобщественный образ жизни.
Изоляция являетсяпсихосоциальным стрессором и резко снижая адаптационные возможности организма,приводит не только к развитию многих заболеваний нервно-психической исоматической сферы, но и в условиях длительного хронического стресса снижаетпроизводительность труда, увеличивает частоту межличностных конфликтов, ихкриминогенность. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем социальнойизоляции порождает комплекс специфических проявлений, названных «синдромомлишения свободы».
У женщин с высокойстепенью дезадаптации достаточно сильно выражены суровость, повышеннаяобидчивость, низкий уровень интеллекта. Для них характерны проявлениеастенических эмоций и чувств, низкая социальная мотивация. Материальнаязаинтересованность является главным мотивом их поведения. Ведущая потребность — материальная. У них почти полностью отсутствует сопротивляемостьпостпенитенциарным негативным последствиям.
Женщин со среднейстепенью дезадаптации отличает равнодушие в отношениях с окружающими,раздражительность, завистливость, прямолинейность, ригидность мышления. У нихотмечается преобладание астенических эмоций и чувств, самовыражение — ведущиймотив поведения. Главные потребности в жизни — наличие семьи, ощущениебезопасности и защищенности. У лиц указанной категории при этом сниженасопротивляемость отрицательным последствиям пребывания в местах лишения свободы.
Женщинам, имеющим низкуюстепень дезадаптации, свойственны необщительность, конформность,беспринципность, безответственность; средний уровень интеллекта, а такжеэмоциональная лабильность. В наибольшей степени проявляются стенические эмоциии чувства. Доминирующими потребностями являются создание семьи,самосовершенствование, повышение образовательного уровня. Ведущими мотивами ихдеятельности выступают познавательные и мотивы аффилиации. Эти женщиныдостаточно устойчивы к преодолению негативных последствий социальной изоляции,проявляют большую активность при решении различного рода проблем в условияхсвободы.
По данному пункту работыможно сделать вывод о том, что не смотря на гарантии государства всоциально-правовом аспекте, освобождающимся женщинам очень трудно, т.е.практически невозможно трудоустроиться самостоятельно. Причинами к этому служатпроблемы у женщин, связанные с устройством семейного положения, деторождения ит.п. Так же отношение к бывшим осужденным со стороны работодателей оставляетжелать лучшего.
Системаобучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов,умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как насоциум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируяего на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только вэтом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умеловосстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
Социальные работники должны учитывать то, чтопребывание в местах лишения свободы вызывает у женщин комплекс психическихсостояний в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Такие психическиесостояния в определенной степени влияют на физическое состояние организма, чтов свою очередь еще больше подавляет их психику. Не имея возможности реальногоудовлетворения физиологических потребностей, осужденные женщины часто живут вмире вымысла, фантазии. В то же время чувство недоверия в бескорыстную помощьсо стороны властных структур, да и людей вообще вызывает отторжение от обществаи возложение надежд на собственные силы, что, при столкновении с социальнойнесправедливостью реальной жизни еще сильнее подавляет всякий интерес бывшейосужденной к благоустройству как внутриличностному, семейному, так иобщественному (Приложение Б).
 

3.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯСВОБОДЫ
 
3.1Предупреждение дезадаптации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы
 
Социальнаяработа предполагает адаптацию системы социальной защиты к изменяющимсясоциально-экономическим условиям, включая сети учреждений социальногообслуживания, расширение перечня предоставляемым женщинам социальных услуг,поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадровсоциальной работы. Постоянное совершенствование организации социальной защитына основе формирования новых социальных технологий; дифференцированногоподхода, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретнымипотребностями получателя — это задача современного общества. Вся деятельностьдолжна строиться на нормативно-правовой базе. Законы — важный фактор эффективнойсоциальной работы.
Предупреждениедезадаптации личности отражает общие закономерности предупрежденияпреступности. Предупреждение дезадаптации женщин, отбывших наказание в виделишения свободы — это совокупность взаимосвязанных мероприятий государственныхорганов, институтов социальной работы и общественности, направленных наснижение и нейтрализацию негативных явлений, связанных с пребыванием их визоляции от общества.
Исправление осужденныхявляется важной задачей государства, участие общественности в ее решении — важным критерием эффективности преобразований в УИС. Немаловажное значение всвязи с предупреждением повторных преступлений приобретает деятельностьзарождающейся службы патроната, попечительских советов, родительских комитетов,социальной работы в пенитенциарной системе и с лицами, освобождающимися из местлишения свободы. Одной из важнейших функций их является нейтрализацияотрицательных последствий отбывания наказания, обеспечение преемственности призакреплении результатов исправления у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.Данное взаимодействие способствовало бы также расширению кругозора,формированию адекватной самооценки женщин, развитию у них адаптивных способностей.
Целесообразным в этомплане является оказание помощи религиозными организациями не только темженщинам, которые находятся в социальной изоляции, но и освобожденным. Впервый, наиболее трудный период жизни для последних, религиозные организациимогли бы взять их под свой контроль, предоставить им приют, питание, а женщины,в свою очередь, могли бы служить в церкви или заниматься иной религиознойдеятельностью. Следует отметить, что Концепция реорганизации уголовно-исполнительнойсистемы предусматривает развитие и укрепление связей между осужденными иобщественными, религиозными и иными организациями. В процессе реорганизации предусматриваетсясовершенствование форм участия общественных объединений в деятельностиучреждений и органов, исполняющих наказания.
 
3.2 Гуманное отношениеи социально-правовое консультирование женщин, освободившимся из мест лишениясвободы
Знания женщин по правовымвопросам весьма ограниченны. Им не известны организация, принципы деятельностиправовой системы, нормы уголовного, уголовно-процессуального иуголовно-исполнительного законодательства. Для того, чтобы уголовно-правовыенормы оказывали удерживающее воздействие, население должно знать их или хотяиметь о них какое-то представление, поэтому одной из функций социальногоработника является просветительская работа в области права с лицами,освобождающимися из мест лишения свободы.
Для женщин остаетсянеизвестным и тот факт, что ст. 1070 действующего ГК РФ предусматриваетответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания,предварительного следствия, прокуратуры и суда. Основные принципы указаннойответственности декларируют, что вред, причиненный гражданину в результатенезаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности,незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу илиподписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в видеареста или исправительных работ возмещается за счет государства в полном объеменезависимо от вины должностных лиц.
Целесообразно болееактивно освещать данные проблемы в СМИ. Следует доводить до населения и тетрудности, которые приходится испытывать осужденным женщинам, находящимся визоляции от общества, а также после освобождения. Очень немногие освобожденныеженского пола знают о том, что существует Закон РФ, который разрешаетобжаловать в суд необоснованный отказ в приеме на работу.
У населения необходимоформировать гуманное, терпимое отношение к лицам, отбывшим наказание в местахлишения свободы, а особенно женского пола. Рассматривая проблему предупреждениядезадаптации женщин в постпенитенциарный период, необходимо подчеркнуть, чтоважным направлением является организация досуга указанных лиц. Бесцельноевремяпрепровождение — это сильный криминогенный фактор, поскольку способствуетвозникновению и закреплению антиобщественных взглядов, установок, деформацииобраза жизни освобожденных из мест лишения свободы женщин. В связи с этим для несовершеннолетнихдевушек важное значение представляет ориентация их на полезное и общественнозначимое времяпрепровождение. Этому может служить создание по месту жительствакультурно-спортивного комплекса, который объединил бы усилиякультурно-воспитательных и других учреждений, учебных заведений в организациисодержательного досуга.
Наряду с этим предполагаетсяпривлечение лиц, отбывших наказание, к занятиям в различных клубах, кружках,спортивных секциях. При этом необходимо, чтобы мировоззрение руководителейтаких клубов, кружков, секций изменилось в отношении судимых девушек, чтоспособствовало бы организации полезного времяпрепровождения у большегоколичества несовершеннолетних женского пола.
Ввиду того, что длясовершеннолетней молодежи, отбывшей уголовное наказание, наиболее актуальнойвыступает проблема создания семьи, целесообразным является привлечение их вклубы знакомств, которые организуются при службе семьи. В настоящее время такиеслужбы функционируют практически во всех городах РФ. Это позволитнейтрализовать криминогенный фактор, обусловленный бесцельнымвремяпрепровождением данной категорией лиц.
Микросредовый уровеньпредупреждения дезадаптации женщин, отбывших наказание в изоляции от общества,предусматривает осуществление конкретных мер, направленных на конкретнуюсоциальную группу — женщин, с целью снижения, нейтрализации отрицательныхявлений, связанных с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы.Одной из таких мер является осуществление в более полном объеме принциповдифференциации и индивидуализации наказания женщин.
Рассматриваяпредупреждение дезадаптации женщин как систему, следует подчеркнуть, что важнаяроль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным.Это государственные, правотворческие и правоохранительные органы, институты социальнойработы, общественные организации, деятельность которых профессионально или впорядке выполнения общественных обязанностей направлена непосредственно наборьбу с антиобщественными проявлениями, преступностью.
Необходимо повышениевнимания к проблемам адаптации женщин, освобождающимся из мест лишения свободы,тонкая и высококвалифицированная социально-психологическая помощь в решениидушевных постпенитенциарных травм, надежное материальное обеспечение даннойкатегории женщин, непрестанной заботы, любви и ласки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно сказать, что нормативно-правоваябаза для социальной работы в целом сложена полно и эффективно, но реальностьговорит о некачественном соответствии теории и практики в социальной помощи иподдержке женщин, освобождающихся из мест лишения свободы. Большую роль в этомиграет как нестабильность в политологическом, экономическом русле развитияотношений государства и общества, так и слабым финансовым положением социальныхслужб.
Социальнаяработа с женщинами, освобождающимися из мест лишения свободы, содержитследующие группы задач: помощь в трудных жизненных обстоятельствах; поддержаниеженщин как полноправных членов общества согласно существующим нормативнымактам; содействие созданию условий для развития личности, как материальных, таки моральных, с помощью государства. Но в современном обществе еще доминируютстереотипы социалистического режима к данной категории лиц, что являетсятравмированием для слабой, дезадаптированной души женщины, освободившейся измест лишения свободы. Здесь необходимо просвещение населения в необходимостигуманности, заботы и всяческой поддержки оступившихся людей, понимание сущностиих проблем и старании их разрешения. Социальная работа с женщинами, попавшим втрудную жизненную ситуацию, которую они самостоятельно не могут преодолеть, должнаосуществляться системой социальных служб, специализированных социальныхучреждений. Характер, продолжительность, виды, объем социальной помощи в этихучреждениях должен соответствовать индивидуальной ситуации, например, материальнаяпомощь, предоставление временного приюта, консультации, реабилитационные услугии т.д. В каждом конкретном случае своя особая технология, методы и ресурсысоциальной помощи нуждающимся. Поддержание женщин, освобождающихся из местлишения свободы, как полноценных членов общества может обеспечиватьсямероприятиями по социально-психологической реабилитации, переподготовкой ипереобучением их более востребованным профессиям, информацией об имеющихсявакансиях, социальных ресурсах, о сущности и технологии планирования семьи,правовой и любой иной помощью в защите их прав. Необходим комплекс мер по разработкенаучно-обоснованной программы с привлечением специалистов по социальной работе,чтобы новые требования к повышению роли самообеспечения личности, ее адаптациик новой системе были бы эффективными. Ориентация на самостоятельное решениесвоих личностных проблем, соответствующее правовое воспитание и возможностьпереквалификации — это необходимое условие реализации себя как индивида. Вобщем можно сделать следующее заключение. Современное состояние социальнойпомощи и поддержки женщин, освобождающихся из мест лишения свободы очень слаба.Переходные условия от старых к новым идеологиям политического режима,нестабильность экономического аспекта России порождает у людей эгоистическиенаклонности заботы о себе и взаимообщении лишь с теми, от кого в дальнейшемможно ожидать помощи, ведь в стабильность сейчас практически никто не верит.
Этосвязывается с большим процентом коррупции в эшелонах власти, что вытекает лишьв формальное социально-правовое и материальное обеспечение слабых инезащищенных слоев населения, в том числе самого слабого и незащищенного –женщин, освобождающихся из мест лишения свободы. Оставаясь никому не нужными,они теряют всякую надежду на заботу со стороны общества, государства исоциальных служб, организаций, объединений. Исследование данной работы нерешает, а лишь открывает социальную проблему в области защиты женщин,освобождающихся из мест лишения свободы и призывает к совместной помощи иподдержки данной категории граждан как на федеральном, так и региональном имуниципальном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Аверьянова Т. В. Криминалистика. Учебник для вузов /Т.В.Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Российская. — М.: ИздательствоНОРМА. — 2000. — 990 с.
2 Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости /А.Е.Айвазова. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 120с.
3 Волгина Н.А. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред.Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.
4 Глэддинг С. Г. Психологическое консультирование /С.Г.Глэддинг. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
5 Гуценко К. Ф. Правоохранительныеорганы. Учебник для юридических вузов и факультетов /К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с.
6 Захаров М.Л. Правосоциального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — 2-еизд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.
7 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособиедля студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева – М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 240 с.
8 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н.Иванов, В.И. Патрушев. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
9Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а так жеоказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания висправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г.N 2 // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
10 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебноепособие для вузов /Ю.А. Клейберг. — М.: 2001.-160 с.
11 Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие длятехн. вузов/ В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Высш. шк., 2003.—325с.
12 Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб, заведений /Под ред. В.А. Никитина. — М.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
13 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории иподготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
14 Омедицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению ототбывания наказания в связи с болезнью от 6 февраля 2004 г. N 54 // КонсультантПлюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
15 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
16 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование всоциальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений /В.М.Сафронова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
17Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Принят ГосударственнойДумой 18 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
18 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание иметоды психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. — М.: 2002 с. — 192 с.
19 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие длястуд. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарныйизд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
20 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004.– 427 с.
21 Холостова Е.И. Технологии социальной работы.: Учебник подобщ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.ПРИЛОЖЕНИЕ А
Лица, с которыми предпочитают проводить досугосвобожденные женщины молодежного возраста
Таблица, (%). Мнение освобожденных женщин Мнение сотрудников милиции 1. С членами семьи 50,0 23,3 2. С знакомыми по работе 6,7 1,7 3. С соседями 13,3 4,2 4. С другими, не имеющими отношения ни к семье, ни к работе 23,3 22,5 5. С лицами без определенных занятий 16,7 17,5 6. С лицами, ведущими антиобщественный образ жизни - 36,7

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Программа «Школаподготовки к освобождению»
Разработанная программапредусматривает работу по подготовке к освобождению за 6 месяцев и проводится вдвух направлениях – это получение информации, необходимой для решения вопросов,с которыми женщины столкнутся после освобождения и психологическая подготовка иреабилитация, проводимая по специальной программе.
Для решения первой задачиорганизована работа «Школы подготовки к освобождению». Издаетсяприказ по колонии, посещение Школы обязательно для всех. Составляется графикзанятий, формируются группы по 20-30 человек, занятия проводятся 2 раза вмесяц. Тематика занятий составлялась с учетом проблем, о которых заявили женщиныв результате проведенного опроса.
Тематика занятий:
-Порядок освобождения изИУ.
-Регистрация иперерегистрация граждан, порядок получения паспортов.
-Порядок трудоустройствачерез Центр занятости, оформление ИНН.
-Пособие по безработице.
-Пенсионное обеспечениеНазначение и выплата пенсий, помощь малоимущим семьям.
-Административный надзор.Постановка на административный учет. Погашение и снятие судимостей.
-Ответственность занарушение жилищного законодательства. Приватизация жилья. Право собственности идругие права на жильё.
-Заключение и расторжениебрака. Раздел имущества. Опека, попечительство. Лишение родительских прав.
-Алкоголизм, наркомания.Пути заражения ВИЧ-инфекцией. Ответственность за распространение заболевания.
-Порядок обращения сжалобами и заявлениями в официальные органы.
Занятия проводят юристы, медицинскиеработники, психологи.
Центр занятости,сотрудники государственных и общественных организаций. Организует работу «Школыподготовки к освобождению» старший инспектор социальной группы.
Оказывают практическуюпомощь в работе по подготовке к освобождению секции социальной помощи, которыеорганизованы в каждом отряде. В отрядах также оформлена наглядная информация.
В обязанности членовсекции социальной помощи входит контроль за посещаемостью занятий в «Школеподготовки к освобождению», оформление наглядной информации, рассмотрениевопросов оказания материальной и гуманитарной помощи освобождающимся.
Психологическаяподготовка и реабилитация осужденных женщин.
Второе направление-проведение курса психологической подготовки и реабилитации с осужденными поспециальной Программе.
На первом этапе работынад проектом было проведено анкетирование и тестирование/ по многоуровневомуличностному опроснику «Адаптивность», анкете №1 / всех осужденныхосвобождающихся в 2002 году. В опросе приняли участие 233 женщины.
Целью анкетного опросаявлялось выявление наиболее значимых проблем, которые тревожат женщин передосвобождением и той помощи, которая им необходима до освобождения и сразу послевыхода на свободу. По данным опроса 82% женщин заявили, что нуждаются в той илииной помощи администрации при подготовке к освобождению. На основаниирезультатов тестирования был создан банк данных с учетом которого строитсяпсихокоррекционная работа психолога с осужденными как индивидуальная, так и групповая.
Перед началом групповойпсихокоррекционной работы с каждой осужденной было проведено индивидуальноепсихологическое консультирование. В рамках данного консультирования осужденныебыли ознакомлены с результатами психодиагностики. Им были даны рекомендации иприемы по самокоррекции, разъяснены задачи, методы и формы дальнейшей работы сними, выявлены имеющиеся проблемы психологического, бытового и прочегохарактера. В дальнейшем индивидуальное психологическое консультирование проводилосьпо мере необходимости или по личной инициативе осужденных.
Групповая работа пореабилитации и подготовке осужденных к жизни на свободе началась с курсааутогенной тренировки. Аутогенные тренировки являются подготовительным этапом /поза,дыхание, приемы расслабления / к педагогическим тренингам и проводятся 2 раза внеделю в течение одного месяца.
Вторым этапом являетсяпроведение педагогических аутотренингов.
Цель педагогическихаутотренингов — создание психологической готовности к адаптации в условияхсвободы, выработка психологической установки на самостоятельность, выдержку,владение собой, на веру в собственные силы и силы добра.
Тренинги проводятся одинраз в неделю в течение 3 месяцев.
Для проведенияпедагогических тренингов используются тренинги разработанные Новоселовой А.С.:
-«На пороге»;
-«Остановиться-оглянуться»;
-«Шаг навстречу»;
-«Звуки жизни»;
-«Выбор»;
-«Спасение в себе»;
-«Верность в себе»;
-«Иду к людям»;
— «Песнь судьбы моей»;
-«Лесное забвение».
На третьем этапе проводитсяблок социально-психологических тренингов и ролевых игр. Занятия проводятся одинраз в неделю в течение 2 последних месяцев.
Направления тренингов:
          — Социально-психологический тренинг, направленный на самопознание;
— «Достижениепоставленных целей»;
— «Семья,взаимоотношения в ней. Представление о своей будущей семье»;
— Тренинг, направленныйна формирование коммуникативной компетентности;
— Ролевая игра «Устройствона работу».
К работе посоциально-психологическим тренингам активно привлекались студенты-волонтерыИвановского государственного университета /кафедра социальной работы иприкладной социологии/. Также они проводили занятия в «Школе подготовки косвобождению», информационные беседы в группах. Осужденные охотно с нимиобщались, был налажен хороший контакт.
.В заключение работы поПрограмме проведено очередное анкетирование осужденных с целью выявления отношенияженщин к осуществляемому проекту. Абсолютное большинство одобрительно отнеслиськ проведенной работе и считают её полезной и нужной. В начале программы лишь16% осужденных заявили, что им нужна психологическая помощь при подготовки косвобождению. По результатам последнего опроса 85% опрошенных отметили, чтоглавное при подготовке должна быть психологическая готовность к освобождению.
Осужденным, принимавшимучастие в «Программе подготовки к освобождению» и прошедшим курсреабилитации, администрацией колонии выдаётся письмо с характеристикой даннойосужденной и ходатайством о содействии в её трудоустройстве.
В рамках проекта создан телефонадоверия, который работает 2 раза в неделю по 3 часа. Каждая осужденная можетполучить квалифицированную помощь психолога по всем волнующим её вопросам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.