Реферат
по профильному курсу
информатики
На тему:
Тесты как средство проверки и оценки результатов обученности школьников. Проект на языке программирования VisualBasicдля проведения итогового тестирования по базовому курсу информатики.
Выполнил ученик 11 класса «Б»
Мироненко Владимир
г. Ростов — на – Дону
2005 год
1. Оглавление
№
Название пункта
Стр.
1
Введение:
& формулирование и обоснование темы;
& определение значимости и актуальности темы;
& цели и задачи реферата;
& подбор и изучение основных и дополнительных источников информации по теме;
& составление списка литературы и других источников;
& обработка и систематизация полученной информации.
2
2
Основная часть:
& Этапы разработки программы
9
3
Заключение
26
4
Список литературы и источников информации
26
1.Введение
Эффективностьпроверочно–оценочной деятельности учителя во многом зависит от того, насколькоуспешно он реализует все основные функции контроля результатов обучения, аиспользуемые им средства контроля соответствуют методическим ипсихолого-педагогическим требованиям к этим средствам. Тесты – одно из средствпроверки и оценки результатов обучения школьников. В последние годы ониполучают все большее применение в практике обучения. Это обусловлено рядомпричин.
Во – первых, тестыпривлекают своей оперативностью. Используя их, можно быстро проверить и оценитьуровень усвоения учебного материала. Это достигается в основном за счетвключения в тесты проверочных заданий с выбором ответа. Благодаря этому,контроль правильности выполнения заданий значительно упрощается и может быть выполненв короткое время.
Во – вторых, многие видят виспользовании тестов путь повышения объективности проверки и оценки знаний иумений обучаемых. Считается, что стандартная, во многом формализованная процедурапроверки и оценки выполнения тестов не оставляет места для проявлениясубъективного подхода к контролю. Это безусловно так, но, к сожалению,преодоление субъективного подхода к оценке не исчерпывает всех факторов,влияющих на уровень объективности, достоверности контроля и оцениваниярезультатов обучения.
В – третьих, интерес кприменению тестов в качестве средства оценки возрос в последнее время еще и всвязи с тем, что они рассматриваются как наиболее перспективные измерителиуровня обученности школьников в условиях введения в практику школы образовательныхстандартов.
Определяя требования кобязательным, минимально необходимым результатам обучения школьников,общеобразовательные стандарты внесут в методику проверки и оценки знаний иумений учащихся, сыграют немалую роль в повышении качества обучения.Проверочно–оценочная деятельность учителя – важный компонент его педагогическойработы и стандарты могут стать основной ее дальнейшего совершенствования.
Очередная реформа системы образования, связанная свведением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроляучебных достижений. В образовательном стандарте наряду с обязательным минимумомсодержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихсяобосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки выполненияучащимися требований стандарта в современных условиях. Содержание требованийстановится важнейшим критерием оценки обязательных результатов обучения. Такойподход принято называть критериально – ориентированным, и он применяется именнопри итоговом контроле знаний и умений учащихся для определения, соответствуетили нет уровень подготовки выпускника уровню требований, заданному в стандарте.Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков,оптимальным средством проверки считают тест.
Тестом называютстандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенныедля установления количественных и качественных индивидуальных различий.
По целям и содержанию различают:
тестыинтеллекта, которые предназначеныдля анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления;
тестыспособностей, предназначенные дляоценки возможности в овладении различной деятельностью;
тестыдостижений, с помощью которыхоценивают развитие знаний, умений, деятельности после обучения;
тестыличности, предназначенных дляоценки эмоционально – волевых качеств.
Из всех видов тестов для проверки уровня обученностишкольников используются в основном тесты достижений.
Главное в тестах их стандартизация, определенныйуровень формализации, технологичность – единая процедура проведения проверки иоценки.
Структура тестового задания можно представитьследующим образом:
SHAPE * MERGEFORMAT
Тестовое задание
Отвлекающие варианты ответов
Задача (вопрос)
Эталон ответа (алгоритм выполнения)
Разработка и апробация теста.
SHAPE * MERGEFORMAT
Разработка теста
Определение задач диагностики
Построение содержательно валидного конструкта
Определение критериев и их индикаторов
Набор заданий
Композиция теста
Руководство к тесту
Обеспечение репрезентативной выборки
Сбор информации
Количественная и качественная обработка
Эмпирический анализ теста
Определение коэффициентов
— усвоения (трудности и сложности задания);
— селективности;
— надежности заданий;
— критериальной валидности заданий
Определение по тесту в целом и субтестам
— надежности
— валидности:
— локальной
— критериальной
— прогностической
— педагогической
Корректировка теста В нашейстране к тестам в образовании отношение неоднозначное. Хотелось бы отметитьположительные стороны педагогических тестов. В связи с информационной насыщенностьюучебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит и позволяеткорректировать учебное время. Тесты позволяют во многих случаях преодолетьсубъективизм выставления оценок, повышают мотивационную сторону обучения.
Самым существенным недостатком тестового контролязнаний в нашей стране на современном этапе является обилиенесистематизированного и различного по качеству тестового материала. Это ипородило мнение о том, что тестами можно проверить лишь самый минимальныйуровень усвоения учебного материала – уровень узнавания и простого воспроизведения.Однако измеряемый уровень знаний зависит от уровня сложности содержанияконтрольного задания, а не от его формы. Тестовая форма задания – наиболеерациональный способ его существования и использования на современном этапе информатизацииобразования. А уровень сложности содержания задания определяется образовательнымстандартом. Требования к знаниям и умениям школьников определяют минимальныйуровень усвоения каждого объекта контроля по содержательным линиям. Где – тоэто уровень представления и воспроизведения знаний (репродуктивный), большейчастью требования представлены конструктивным уровнем усвоения – это применениезнаний в стандартной ситуации.
Основными характеристиками теста для диагностикирезультатов обучения принято считать:
1) Валидность– соответствие проверочного материала целям контроля;
Валидность — «комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуемыхявлений и репрезентативности используемой по отношению к ней диагностическойпроцедуры». Тест можно считать валидным, если он позволяет оценить именното, для определения чего предназначен (в нашем случае — степень усвоенияучебного материала). Главная составляющая для валидности для педагогическихтестов — содержательная, которая характеризует степень репрезентативностисодержания по отношению к измеряемому показателю. Валидность — характеристикаинструментария, критерий его качества. Валидность указывает, что именноинструмент измеряет и насколько хорошо он это делает; чем более валиденинструмент, тем лучше отображается в нем то качество, свойство, ради измерениякоторого он создавался. Отличается множеством видов и разнообразных трактовок,как среди различных авторов, так и в рамках различных областей применениятестов. Валидность бывает: содержательная прогностическая конкурентная дифференциальная очевидная и т.д.
SHAPE * MERGEFORMAT
Валидность
Виды валидности
Валидизация
Теоретическая
Эмпирическая
Частичная
Полная
Куррикулярная
Конструктная
О
Ч
Е
В
И
Д
Н
А
Я
Концептуальная
Психологическая
Содержательная
Функциональная
Критериальная
Ретроспективная
Проспективная
Локальная
Факторная
Прогностическая
Дифференциальная
Соответствия
Педагогическая
Инкрементивная
Синтетическая
Конвергентная
Дискриминантная
Конкурентная
Содержательная
Критериальная
Статистическая
Экспертная
По авторству
По диагнозу
Ретроспективная
Текущая
Прогностическая
Внутренняя
Внешняя
Перекрестная
Факторная
1. 2) Надежность– устойчивость результатов тестирования примногократном использовании контрольного материала;
Факторы, определяющие надежность теста следующие:
правильный выборпараметров, адекватно отражающих измеряемое свойство (обученность);
технологичность(четкость, ясность) инструментария проверки и оценки – четкая инструкция оборганизации проверки, валидность, репрезентативность тестов, однозначностьоценки и т.д.;
одинаковостьусловий каждого тестирования;
однородность(равнозначность) измерителя.
2. 3)Репрезентативность– полнотуохвата в тесте изученного материала;
3. 4)Стандартизованность– единуюпроцедуру проведения тестирования и подведения его итогов.
Построение педагогического (обучающего иликонтрольного) теста – сложный и многогранный процесс, требующий помимоотличного знания предмета минимальных знаний основ теории тестов. Я не ставлюцелью рассмотрение всей деятельности по созданию тестов, куда входит анализстатистических характеристик и знание теории шкал. Это работа центровтестирования для подготовки аттестационных тестов. Хотелось бы отметить, чтотестовая форма контроля не заменяет другие общепринятые формы контроля, адополняет их, позволяя более рационально использовать учебное время и сделатьучебный процесс более динамичным.
Тесты, тестовые методики стали использоваться впсихологии, социологии, педагогике в конце прошлого века. Впервые термин тестбыл введен Ф. Гальтоном, а широкое распространение получил после публикациистатьи американского психолога Дж. М. Кеттела «Интеллектуальные тесты иизмерения». Среди первого широкого применения тесов в системе образованияследует упомянуть серию тестов французского психолога А. Бине для отбора детейс пониженным уровнем интеллектуального развития(1904 г.). Затем в США(Стенфордский университет) на основе этой методики был предложен коэффициент JQ. В современной редакции(1986 г.) он широкоприменяется и сейчас.
Исследовавтеоретическую сторону выбранной темы, я решил посмотреть, как обстоят дела спроблемой тестирования школьников по предметам в моей родной школе. Порезультатам опроса учителей можно сделать вывод, что тестами интересуются абсолютновсе: читают выпущенные брошюры, статьи в журналах с рекомендациями специалистов,находят методические новинки в глобальной сети Internet, посещают семинары и курсы, сравнивают различныеметодики составления и проведения тестов в нашей стране и за рубежом — в общем,не остаются равнодушными к проблеме тестирования. На государственном уровневведен эксперимент по внедрению единых государственных экзаменов (ЕГЭ) попредметам в форме тестов. Многие учителя находят готовые тесты по своемупредмету и с успехом применяют их в своей практике для оценивания уровня подготовкиучащихся по той или другой теме. Но чаще всего нужных тестов не находится, илиимеющийся тест не подходит по каким то параметрам, или не все вопросы темыохватывает ли что-то другое. И тогда учитель сам составляет тесты, пользуясьопубликованными методиками и советами специалистов.
Учителя информатики ближе всех находятся к современнымкомпьютерным диагностикам и методикам проведения тестирования, но, к сожалению,компьютерных тестов в наших кабинетах информатики совсем мало. Исследуемая теманатолкнула меня на идею реализовать на компьютере один из вариантов итоговоготестирования по базовому курсу информатики с помощью изучаемого на урокахинформатики языка программирования VisualBasic. Я сделал выбор в пользунего, так как он позволяет создавать Windows — приложения и является визуализированным языком программирования.
Цель моего реферата — составить программу, с помощью которойучитель мог бы проводить тестовый итоговый контроль базового уровня знанийучащихся в кабинете информатики по своему предмету. Знания, полученные науроках информатики по структуре выбранного мной языка программирования, мнеказались вполне достаточными, однако, сделав черновой вариант своего проекта иобсудив результаты с учителем, я понял, что без дополнительных знаний по этомуязыку мне не сделать красивой и удобной для работы программы. И тогда яобратился к различным источникам новых знаний. При выборе дополнительнойлитературы я старался выбирать, которые объясняли бы доступным языком правилапрограммирования задуманных мной идей. Кроме традиционных источников информации– книг, для изучения выбранного мной языка программирования я воспользовалсякомпьютерным обучающим компакт-диском, на котором собраны уроки по VisualBasicвформе мини видеофильмов. Посетив глобальную сеть Internet, я получил очень интересные советы от сайтов длятех, кто программирует.
В итоге помимо того, что было пройдено мной в школьномкурсе, самостоятельно я изучил следующие средства программирования:
1) Вставка средствмультимедиа в проект VisualBasic, с помощью инструмента Animation. Этот инструмент позволяет вставлять в проект файлы срасширением *.AVIпо размеру менее 1 Мб.
2) Изменение курсорапри наведении его на различные объекты VisualBasicс помощьюсвойств MouseIconи MousePointer.
3) Изменение цветаформы при нажатии на объект CommandButton.
4) Изучил 2 новыесобытийные процедуры GotFocusи LostFocus, что позволяет менять цвет объекта OptionButtonпри щелчке на нем.
2. Основнаячасть — этапы разработки программы
Проект на языке VisualBasicэто Windows-приложение.Вся работа воперационной системе Windowsосуществляется при помощи окон, каждое из которых предназначено для выполненияопределенных действий. Существует несколько типов окон, из которых основнымиявляются следующие:
§ окно приложения
§ окно диалога
§ окно сообщения
Окно может находиться в одном из трех возможныхрежимов:
§ Режим «развернутый» — на весь экран
§ Режим «оконный» — меньше, чем весь экран
§ Режим «свернутый» — в виде кнопки на панели задач.
Кроме основных существует множество других типов окон,например, меню или панели инструментов в любом приложении.
Всеразновидности окон разделяются на два типа: модальные (окна сообщенийи диалоговые окна) и немодальные (все остальные). Особенностьработы с модальным окном состоит в том, что пока оно не закрыто, невозможнопродолжение работы с данным приложением. На экране может быть открыто несколькоокон сразу, переход между которыми осуществляется при помощи щелчка мыши.
Любоеокно в Windows–это прямоугольная область на экране, которая имеетнекоторые границы. Чтобы управлять окнами система присваивает им неповторяемыеномера. После этого происходит автоматический контроль всех событий,которые происходят с данными окнами. Событием является любое воздействие от мыши иликлавиатуры.
Сообщенияо событии, имевшем место в любом окне, обрабатываются Windows. После этого результаты обработки посылаются во всеостальные открытые окна, которые могут в ответ на сообщение от операционнойсистемы выполнять определенные действия. Мой тестовая программа – это тожеокно, которое будет содержать элементы управления: кнопки выбора (OptionButton), командные кнопки (СommandButton) и пр.
Чтобы создавать Windows-предложения нужно иметь инструментарий. Таким инструментариемявляется объектно – ориентированная среда программирования VisualBasic6.0, которую я установил насвой домашний компьютер и которая есть у нас на школьных компьютерах.
Visual Basic является мощнымпрограммным средством, с помощью которого можно реализовать широкий спектрпрактических задач. Основное достоинство этого языка состоит в том, что оноптимально сочетает в себе простоту использования, доступность и большойнабор разнообразных возможностей:
: реализацияразработчиком максимально гибкого и удобного интерфейса для своего приложения;
: создание самыхразнообразных многоуровневых и всплывающих меню;
: обработка событиймыши и клавиатуры, вывод на экран различных графических изображений, а такжегеометрических фигур;
: управление цветом,настройками принтера, использование стандартных диалогов;
: работа с графикой,рисование, обработка изображений;
: использованиетаймера;
: обработка файлов икаталогов на жестком диске;
: доступ к базамданных;
: разработкасобственных элементов управления ActiveX.
Visual Basic является программой, которая позволяют создаватьдругие программы путем сборки из отдельных компонентов. Такие программыназывают средами визуальной разработки. Среда визуальной разработки берет насебя следующие хлопоты и заботы:
: Поставляет кирпичики-компоненты, из которых «собираютсяготовые программы;
: Дает возможность записывать необходимые операторыязыка программирования;
: Помогает находить ошибки и исправлять их;
: Позволяет оформлять готовые программы так, чтобы ихможно было запускать на любом компьютере, а не только на том, где их создали.
Благодаря заботливости, которую проявляет системапрограммирования, труд автора программы становится более творческим, апроизводительность и эффективность работы повышается. Созданные проекты могутвключать в себя мультимедийные эффекты, графику, звук и прочее.Проектом наVisualBasic называется комплект файлов, которыеиспользуются для разработки приложения. В состав проекта входят следующиеосновные файлы:& файл проекта ( расширение .vbp); & файлы форм ( расширение .frm); & файлы основных модулей ( расширение .bas);& файлы модулей классов (расширение .cls).Файл проекта. Содержит связи между всеми элементами приложения и включает в себя всеего формы и модули, а также различные ссылки и настройки для компиляции.Файлы форм. Содержат описания форм, используемых вприложении, составляющих их элементов со значениями свойств, а такжеобъявляемые переменные, константы, процедуры обработки событий ипользовательские процедуры и функции. Для каждой формы приложения существуетсвой файл.Файлы основных модулей. Их содержимым являются процедуры, функции, а такжеобъявляемые переменные, которые можно использовать в других модулях данного приложения.Файлы модулей классов. Предназначены для создания разработчиком собственныхклассов с описанием их методов и свойств. Модули классов похожи на модули форм,но, в отличие от них, не имеют отображаемого пользовательского интерфейса.Свой проект я представляю состоящим из множества форм по количествувопросов(26 форм). Перед началом тестирования я планирую предложить регистрациюучащемуся(1 форма регистрации). По результатам тестирования программа будетподсчитывать количество правильных ответов, и переводить полученные баллы воценочный вид(1 итоговая форма). Управление своей программой я выполнил спомощью командной кнопки «Переход к следующему вопросу», что позволяет при тестированиине отвлекаться на интерфейс программы.Процесс создания любого приложения на Visual Basic происходит последовательно вследующем порядке от идеи — к реализации:создание«внешний вид» приложения;® определениесвойства у всех элементов приложения («характеристики»)@ описаниенеобходимых методов («программный код»):-тестирование приложения.Первый этап. Визуальноепрограммирование
Работа программиста посозданию программы начинается не за компьютером, а за столом. Обдумав иде