Реферат по предмету "Предпринимательство"


Теневая экономика в Казахстане

ПЛАН:
 
          Введение………………………………………………………….………2
I  Глава 1. Определение теневойэкономики и формы ее проявления …3
1.1 Историяпоявления, предпосылки к ее появлению……………..3
              1.2Три основные блока разделения теневой экономики…………..3
              1.3Источники функционирования ………………………………… 4
              1.4Криминальная «пирамида» ………………………………………6
II  Глава 2 Механизм функционированиятеневой экономики……….…9
              2.1Основные схемы функционирования  теневой экономики…….9
              2.2Общая структура ведения  теневой  деятельности…………….11
              2.3Следствия формирования криминальных кланов……………..14
              2.4Коррупция госаппарата………………………………………….15
III  Глава 3 Создание правовых,экономических условий по сокращению     теневой экономики…………………………….…….……………
      3.1 Налоговаясистема – тормоз экономических преобразований.19
      3.2 Проведениелегализации капиталов в Казахстане…………….20
      3.3 Экономические и политические последствиялегализации капиталов в Казахстане …………………………………………….21          Заключение………………………………………………………..…… 26          Приложение 1…………………………………………………….…….27
          Списокиспользованной литературы…………………………………28 I. Введение
        
В экономической науке естьнемало неисследованного.  Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когдамасштабы экономического явления и степень его изученности были бы настольконесопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферыжизнедеятельности общества.
Казахстанская экономика нестала исключением, в ней есть место как для «нормальной» экономики, так и длятеневой экономики.
Теневая экономика представляет собой оченьтрудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легкоопределить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация,которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной иразглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всеговлияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явленийпроцессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования иэкономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в Казахстаненастолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
II. Глава 1. «Определение теневой экономики иформы ее проявления».
         1.1 История появления, предпосылки к ее появлению
         Чтотакое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы.Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика -  экономическаядеятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляетсобой совокупность нелегальных, хозяйственных действий, которые «подпитывают»уголовные преступления различной степени тяжести. Согласно другому мнению, подтеневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой инеконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределениематериальных благ.
Третья точка зрения — теневая экономика — все виды деятельности,направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих вчеловеке различные пороки.
Каждая изуказанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени,наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневуюэкономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу.
1.2 Три основные блока разделения теневой экономики
Такимобразом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:
        
1.Неофициальная экономика. Сюда входят все легальноразрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этойдеятельности от налогообложения.
2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки,взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачейденег.
3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономическойдеятельности.
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в РеспубликеКазахстан является переход от бюрократической, командной системы управления(доставшейся нашей республике от СССР),  к рыночной. Смена общественного строясопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должнабазироваться и развиваться из конкретных источников.
1.3 Источники функционирования
 
Первый из них — это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и
энергетическихресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $12 млрд. в год) [8], при этом основная часть сделок не является впрямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье иэнергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам черезпосреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседаетза рубежом.
Вторым, и основным источником теневой экономики являетсянерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, котораяимеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут напротяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходыкоторых оказались (по официальным статистическим данным) значительно нижепрожиточного минимума?
Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в Казахстане в1995 году относительно 1991 года составил 60%. Причем только в 1995 годуреальная зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей вчастном владении не уменьшилось, а число иномарок — увеличилось: только в 1998году в нашу республику было ввезено 200 тысяч автомобилей. [8].Эту статистику можно объяснить только наличиемтеневого фактора.
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10%от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показательдостигает 60%, в Чехии — 18%, а на Украине — 50%; удельный вес теневойэкономики в  хозяйственном обороте Казахстана равен 40% .
Показатель 40-50% является критическим. Наэтом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолькоощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдаетсяпрактически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевымпризнаком теневой деятельности можно считать уклонение от
официальнойрегистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания прирегистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги иособенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают такназываемые “разборки”.
1.4 Криминальная «пирамида»
 
Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущихсил неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики — сугубо криминальные элементы:торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы,сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти иуправления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями иинтересами.
В середине – теневики-хозяйственники. К ним следует отнестипредпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и среднихбизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди — “мотор” экономическойдеятельности, и не только легальной.
Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического,так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированныегосударственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60%составляют взятки.
Конечно,данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оноохватывает около 5 млн. активного населения страны.
Общий интересдля всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода запределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывозкапитала за рубеж присущ всем.    Правда, представители криминального исреднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем истратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой
платежныхдокументов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оцениваютв $15 млрд. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” ирабочие руки.
Криминальные структуры действуют преимущественно в сфереперераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главнымобразом насилием — от шантажа до наемного убийства.
Представителисреднего слоя, как правило, изначально являются законными
собственникамипроизводимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходыот налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующихштрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На рольсудей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальныхструктур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально варбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальныйслой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которыхнабирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90%предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальныхдоходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборныхи назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго
рассматриваются в законодательных органах соответствующиезаконы?
Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должнаустраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны — криминальные структуры, с другой — правоохранительные органы. Да еще иответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.
Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные
работники-профессионалы. Вразвитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80%доходов работника, а в Казахстане — лишь около трети. Не может устраиватьнаемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу”автоматически удорожает товары и услуги на 20 — 30%. А это с серьезный  удар побюджету потребителя.
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
          2.1 Основные схемы функционирования  теневой экономики
Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на двабольших класса. Это основной и вспомогательный механизмы.
Первый,основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в роли “дойнойкоровы” выступает государство или крупное предприятие.
Соответствующиесхемы:
Первая: При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью(или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которыхвходят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования,комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, чторесурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но членытоварищества в результате увеличивают свой доход.
Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишковсырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этихорганизаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятияпроизводственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. Вчисло работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входятсотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы“параллельному предприятию”.
Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средствана проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета.Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитныйсчет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором ивременем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньгивыплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты),бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется
всоответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые“научные работники”.
Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытиюполученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются“концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходывкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать иизучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системынепосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинствупредприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранятьпроизводственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатациюих в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть лине официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малыепредприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм“предания” основных доходов.
2.2 Общая структура ведения  теневой  деятельности
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущейсовместную “теневую” деятельность
— предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и  производственныеоперации;
— банк;
— “службубезопасности”;
— связи.
Чтопредставляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственнаядеятельность обычно ведется казахстанскими предпринимателями через несколькофирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров:неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется наих “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группесобственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации ипеределы собственности в группировках происходят регулярно).
Банкпозволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, неговоря уже о других операциях.
“Службабезопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции,финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Крометого, большинство группировок, так или иначе стремится выступать соучредителямив общественных организациях и средствах массовой информации, что расцениваетсякак распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так жемогут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние)родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организацияхи государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смыслеэкономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросовпотребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминаютгосударство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичныхНацбанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которыезанимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во временаокончательной деградации административной системы. Новое поколение политическихруководителей России променяло “власть на собственность”.
Достоверногоанализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестверабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствованиястановится более понятным.
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, чтопреобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенноочевидную реальность — реальность формирования системывысококриминализированных экономических отношений,
характеризующихсярядом признаков. Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромнаяроль неформальных и внеправовых отношений.
Этообразование в экономической сфере кланов — устойчивых властно-хозяйственныхструктур, имеющих “крышу” в виде того или иного государственного властногооргана, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала иведущих широкомасштабную коммерческую деятельность.
         2.3Следствия формирования криминальных кланов.
Однако из следствий возникновения подобных кланов — блокированиеконкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже вовнешней торговле.
Другоепечальное следствие формирования кланов — узкой прослойки людей,
присваивающихколоссальные доходы — обнищание огромной части населения.
Третье следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти структурыпаразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции сбюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственногодолга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем вобществе.
Четвертое следствие — перераспределение национального дохода в пользу элитнойгруппы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы,обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение,образование и т.п.) приходят в упадок.
Пятое следствие — утечка казахстанских капиталов за границу.
Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главныймеханизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактическидиктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политическихрешений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике,работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея“крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены набанкротство.
2.4 Коррупция госаппарата
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов,свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания,государственного долга, а также приватизационная политика, которая явноделается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весьбюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, содной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению сзаконодательно установленными лимитами на
обслуживаниегосаппарата, на предоставление казенных ссуд.
С другой — постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурныенужды, здравоохранение и оборону. Подобного рода экономическая система непредставляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналогисуществуют в России, Украине и множества других пост-советских государств. Имировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальныерешения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с
политическими.Действительно реалистичный рецепт — продвижение по пути
демократизациивсех социально-экономических процессов, повышение
ответственностиисполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы иправоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией вгосаппарате.
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно,не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольныепути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно былотакже предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частныйсекторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческиеструктуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. Произошло то, что ипредсказывалось. Директора предприятий, обычно через подставных лиц создавалибесчисленные кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачиваличасть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересовкоммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чегозначительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению,бесконтрольно.
Легализация теневой экономики становится необходимым фактором дляобеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой“теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законнымиспособами. Если государство посредством изменения действующих норм и законовпроведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-подналогообложения, казахстанская экономика получит значительные инвестиции. Всепонимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, всвою очередь, наиболее
остро проявляется винвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чемпроизводство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований.
Расчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международныхфинансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источникиинвестирования?
Возьмем, к примеру, наших казахстанских  “челноков”. По имеющимся данным,несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25%импорта республики. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в странутоваров на сумму, превышающую $9 млн.; для сравнения — экспорт нефтепродуктов“потянул” на $12 млн. Именно деятельность  “челноков” стимулирует иностранноепроизводство — создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д.
IIIГлава 3  Создание правовыхэкономических условий по сокращению
теневой экономики
        
         3.1 Налоговая система – тормоз экономическихпреобразований
 
         Практически ни у кого не вызывает сомнения, чтосуществующая налоговая система — это тормоз для дальнейшихфинансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытыекапиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налогсоставлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем преждевсего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснитьчастника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем,
с переходом киндустриализации и массовой коллективизации, — до 90% и более.
Оппоненты налоговойреформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги — завалим бюджет. Ксожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. Ктому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно наприватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должныйприток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальныхпроблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации спривлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Легализациякапиталов — это, прежде всего, политическая акция, так как она способнаоздоровить общественную атмосферу, являющуюся фактором политической стабильности,повышения уровня доверия населения к государственным органам.
3.2Проведение легализации капиталов в Казахстане
В Казахстанес середины июня началась легализация капиталов. Акция была рассчитана на 20дней. «Амнистированы» были все средства, полученные от незаконнойпредпринимательской деятельности, при нарушениях банковского и налоговогозаконодательства. При переводе теневого капитала в экономику страны,государство освобождало капиталы от налогов, а их владельцев — от уголовной иадминистративной ответственности. Любой казахстанец, пожелавший участвовать влегализации, мог открыть специальный счет в отечественном банке второго уровняи перевести туда деньги. Закон гарантировал неразглашение информации овладельцах банковских счетов и оставлял за ними полное право распоряжатьсялегализованными деньгами по своему усмотрению. Правоохранительные органы немогли  проводить проверочные, оперативно-розыскные и другие мероприятия наоснове данных, полученных во время легализации.
        
     3.3 Экономическиеи политические последствия легализации капиталов вКазахстане
Экономическиепоследствия :
         По состоянию на 14 июля на спец.счета было зачислено70 млрд. 447 млн. 834 тысячи 108 тенге, или в пересчете по курсу Национальногобанка на 14 июля — 480 млн. 217 тысяч 1 доллар.
Из нихполовина легализованных средств поступила на спец.счета в последние три днялегализации, которым, кстати, предшествовали суровая по тону главы государствавстреча с казахстанскими предпринимателями и героическое самопожертвование министрагосударственных доходов Зейнуллы КАКИМЖАНОВА, публично покаявшегося впредпринимательских грехах. После этих мероприятий стало ясно, что концовкалегализации будет ударной. За один день 13 июля в банки было сдано средств на20 млрд. тенге (примерно 140 млн. долларов), то есть годовой оборонный бюджетКазахстана! Более 82% легализованных денег поступило наличными долларами, 11,4%были переведены из-за рубежа, а 6,5% сдали в наличных тенге. (см. Приложение1).
Всего быловыдано 2928 свидетельств о легализации денег. Основная часть средств — 80% былаоприходована банками в Алматы и Алматинской области. На Акмолинскую областьпришлось 6,6%, Карагандинскую — 5,2%, выделились также Актюбинская иПавлодарская области. На 9 крупнейших банков страны пришлось 94% всехпоступлений, так что банкирам теперь нужно либо срочно увеличивать своикапиталы, чтобы сохранить устойчивость банков, либо просить своих клиентовзабрать побыстрее эти деньги обратно. Однако уже известно, что 50-70%владельцев легализованных средств намерены оставить деньги в банках, иправильно сделают — при среднем размере депозита в 164 тысячи амнистированныхдолларов можно жить без материальных проблем и на проценты с вклада.
Впрочем, вНациональном банке Республики Казахстан не расценивают поступившие отлегализации средства как угрозу для денежно-кредитной политики в целом или какпричину для роста инфляции. Здесь полагают, что поскольку легализовывались восновном наличные деньги, ранее уже находившиеся в обороте, то от ихперемещения в банки ничего особо не изменится.
Политическиепоследствия  акции легализации капиталов:
1.      Сохранениеполитической стабильности внутри государства. По мнению аналитиков одним извозможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов было возникновениенегативного резонанса в общественном мнении (данные экспертного опроса,проведенного Социологической службой ЦААПИ). Как известно, государственноепрощение лиц, ассоциированных в народном сознании с образом грабителей, могловызвать резонное негодование низкооплачиваемых трудящихся и пенсионеров.Однако, несмотря на то, что 68,73 % населения, принимавших участия в опросе,проведенном «Конком-2Евразия», знали о предстоящей акции,широкомасштабных выступлений против ее осуществления не произошло. Основнымипричинами этому послужили:


а)пессимистическое отношение основной части населения республики к данномупроцессу.
Социологические опросы показывают, что в обществе наблюдался баланспротивников и сторонников данной акции.
Так, 37,11% респондентов одобряли данную политику, в то время как 25,09%высказались против. Одним из факторов, повлиявших на настроение гражданреспублики, стало преобладание мнения о том, что легализация не внесеткаких-либо существенных изменений (40,21%). По мнению 32,99% респондентов, принимавшихучастие в опросе, проведенном «Конком-2Евразия», основной цельюданной политики выступает отмывание денег заинтересованных лиц, с этим согласныи эксперты (63%), в то время как лишь 0,34% населения высказались за то, чтоона направлена на улучшение благосостояния населения. До проведения амнистииуровень доверия населения правящей власти был не высок, 34,71% респондентовответили, что не стали бы легализовать деньги, если бы у них они были, тогда,как 26,12% ответили положительно.

б) компромисс между политическими силами, отсутствие разногласий междуполитическими партиями. Быстрое утверждение парламентом продления срокалегализации демонстрирует наличие согласия, как между депутатами, так и междуфракциями партий. Особую активность проявляла Коммунистическая партия, однакомногие аналитики склонны считать, что это в большей степени связано с борьбойза лидерство внутри партий.
2.  Налаживаниеконтактов между бизнес-элитой и политической элитой. Последствием этогопроцесса может стать открытость процесса принятия решений, а также участиебизнес-элиты в нем.
3.  Имиджгосударства. Несмотря на многочисленные прогнозы, что данная акция нанесетущерб имиджу государства, мировое сообщество соблюдало нейтральную позицию.Вместе с тем ряд развитых государств, в частности США, Франция в свое времятакже использовали принцип легализации капиталов для улучшения состоянияэкономики страны, а также для возвращения денег из-за рубежа.
Кроме того,заложенные механизмы, не позволяющие амнистировать деньги, полученные незаконнымпутем, а также гарантии, предоставляемые для лиц, легализующих свой капитал,продемонстрировали главные цели правительства.
Исходя извышеизложенного, можно заключить, что «первый этап» легализациикапитала прошел успешно. В случае успешной реализации «второго этапа»- вложение полученных денег в реальный сектор экономики страны и получениеопределенных дивидендов, обеспечит повышение уровня доверия населениягосударственным структурам, а также активное участие предпринимателей в восстановлениемногих промышленных структур страны.
Вместе с тем нельзя исключать внедалеком будущем активизацию партий, прежде всего, усиления межпартийныхразногласий относительно привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц.В этой связи государственным структурам следует обратить внимание на решениевопроса использования капитала, а также не допущения их возврата за рубеж.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзормасштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколькосильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итогивышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурднойэкономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономикапросто не могла не возникнуть.
В отношениитеневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней“бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должнывыполнить как можно лучше.
С другой — вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобыэто пошло на пользу отечественному производству.
Сегодняшняяэкономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто:“Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказываетсяперед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться.
И чтобытеневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных
изменений вэкономической политике, которая обеспечит нормальные условия дляфункционирования отечественных производителей.
Приложение 1
/>
 

Списокиспользованной литературы :
1. Закон Республики Казахстан «Олегализации капиталов» от   2001 г.
2. Бунич А.П., Гуров А.И. Теневаяэкономика М. Экономика, 1991
3. Яшин А. Противостояние  Экономикаи жизнь, № 41, 1996
4. Тулеген АСКАРОВ Полмиллиарда за амнистию 2001 г.   http://www.respublika.kz/archive/politeconomy/finance/
fin028_2.html
5. Информационноеагентство архив 07/2001 года www.kabar.kg/russian/fei/2001/07/18.html
6. Т.УмбеталиеваПолитические аспекты легализации капитала
Kazakhstan Institute forStrategic Studies under the President of the Republic of Кazakhstan.2001 год. http://www.kisi.kz/Parts/Comments/comment08-03-01.html
7. www.konkom-2Eurasia.kzархив опросов общественного мненияза 2001 год.
8. Национальноестатистическое агентство Республики Казахстан
          http://www.kazstat.asdc.kz/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.