Вопрос №1
Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений.
Основанием всей системыхозяйственного управления в стране являются предприятия. Любые изменения всистеме хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно несказываются на деятельности предприятия.Экономику всех государств можно рассматривать как совокупностьвсевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной,кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовоесостояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
Предприятие– это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который используетресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворенияобщественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие занимает центральное место внародно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественногоразделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятиевыступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основесамоокупаемости и самостоятельности.
На предприятиях создаются продукция и услуги,необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как онииспользуют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества иконкурентной способности, как внедряют результаты научно-техническогопрогресса, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.
Предприятие как юридическое лицо – это предприятие, наделенное правами юридическоголица прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию иотвечающее определенным признакам установленным законодательством страны.
Предприятиевладеющее правами юридического лица имеет право свободно распоряжатьсяимуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных, арбитражных идругих органах власти, получать кредит, вступать в хозяйственные отношения сдругими юридическими или физическими лицами.
Предприятиевладеющее правами юридического лица имеет самостоятельный бухгалтерский баланс,расчетный счет и иные счета в банке, где находятся денежные средства, которыеиспользуются для расчетов с другими предприятиями и на выплату зарплаты.
Прилюбой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономикегосударства.
Смакроэкономических позиций предприятия являются основой для:
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта ивалового национального продукта,
- обеспечения обороноспособностигосударства;
- повышения материальногоблагосостояния всех слоев граждан страны;
- решения проблемы занятости;
- простого и расширенноговоспроизводства;
- возможности существования всегогосударства и выполнения им своих функций (это связано с тем, что значительнаячасть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов спредприятий);
- решения многих других социальныхпроблем (эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективнофункционируют).
В зависимости от объемов производства и количестварабочих предприятие может быть малым, средним и крупным.
Предприятия имеют право объединять своюпроизводственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующиеобъединения:
- ассоциация – это договорное объединение, созданное в целяхпостоянной координации хозяйственной деятельности;
- консорциум – это временное уставное объединениепромышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
- корпорация – это договорное объединение на основесочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированиемотдельных полномочий. Центральным регулированием деятельности каждого изучастников;
- концерн – это уставное объединение предприятийпромышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. наоснове полной зависимости от одного или группы предпринимателей.
Предприятие представляет собой такую формуорганизации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производительвзаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономическихпроблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей иорганизаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят,каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.
По согласованию между покупателями и продавцами(спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решаетодновременно все три проблемы:
1) чтопроизводить? – определяется каждодневно голосованием
посредством денег (путем выбора покупателем товара и его
покупки);
2) какпроизводить? – определяется конкуренцией между производителями (каждыйстремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию,увеличить прибыль и снизить издержки производства);
3) для когопроизводить? – определяется соотношением спроса и
предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и
средства производства).
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты,процента и прибыли, то есть источников из которых складываются доходы.Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли свысокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это иопределяет, что, как и для кого производить. Здесь решающий факторфункционирования рыночного хозяйства – это прибыль.
В условиях рыночной экономики на эффективностьработы предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости отнаправленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивныеи негативные. Позитивные факторы – это такие факторы, которыеблаготворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторыможно классифицировать на внутренние и внешние.Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. самопредприятие их порождает.
Внутренние факторы очень разнообразны и длялучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства ихцелесообразно объединить в следующие группы:
1) связанныес совершенствованием организации производства и
труда, управлением предприятием;
2) связанныес организационно-правовой формой хозяйствования;
3) связанные с ускорением научно-технического прогресса и с
инновационной политикой предприятия;
4) связанные со спецификой производства и отрасли;
5) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;
6) связанныес качеством и конкурентной способностью продукции, с
управлением издержками и ценовой политикой;
7) связанныес личностью руководителя и способностью его команды
управлять предприятием в условиях рынка;
8) связанныес созданием благоприятного социально-
психологического климата в коллективе.
Эта классификация чисто условная и она не отражаетвсе многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренниефакторы и их влияние на эффективность производства.
Также внутренние факторы можно разделить на:
- объективные факторы – это такие факторы, возникновениекоторых не зависит от субъекта управления (например, стихийные бедствия,ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии);
- субъективные факторы – составляют абсолютное большинство иполностью зависят от субъекта управления, они должны быть всегда в поле зренияи анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка взначительной мере зависит и от внешних факторов.
Внешниефакторы можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные сизменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальноммасштабе;
2) связанные синфляционными процессами;
3) связанные сдеятельностью государства;
4) связанные сизменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в основном это проявляетсяв изменении спроса и предложения, а также в колебании цен).
Вся история развития общественного производствасвидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируютв условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различныхформ собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободноеценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителяпо сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
В настоящее время именно от государства взначительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, апрежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е.создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и еенациональной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальнойзащиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие иорганизация выполнения хозяйственного законодательства.
Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.
Важной целью любого предприятия в условиях рынкаявляется обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе.Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работебудут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Немецкийэкономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольныекамни» управления предприятием – экономичность, финансоваяустойчивость и прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
- определенный результат при наименьших затратах – принципминимизации;
- при заданном объеме затратнаибольший результат – принцип максимизации.
В своей основе принцип экономичности предъявляетсвойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратитьдаром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.
Принципфинансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которойоно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными,или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшая цель предпринимательской деятельности — это превышение результатов над затратами, т.е.достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности.Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальнойприбыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Длядостижения поставленной цели предприятие должны:
1) рационально использоватьпроизводственные ресурсы с учетом их
взаимозаменяемости;
2) выпускать высококачественнуюпродукцию, систематически ее
обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и
имеющимися производственными возможностями;
3) обеспечивать конкурентнуюспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
4) систематически внедрять все новоеи передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) разрабатывать стратегию и тактикуповедения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимисяобстоятельствами;
6) заботиться о своих работниках,росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненногоуровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовомколлективе;
7) проводить гибкую ценовую политикуи осуществлять другие функции.
При этом очень важно, чтобы все функции предприятиябыли направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижениепоставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссиифирмы и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могутменяться, все зависит от конкретных обстоятельств.
Например, основной целью предприятия на определенномэтапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этомслучае получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но вбудущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместитьнедополученную прибыль.
Вопрос №2.
Структура себестоимости продукции и определяющие еефакторы.
Себестоимостьпродукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятийна производство и реализацию продукции (работ, услуг и т.д.).
Себестоимость продукции является не только важнейшейэкономической категорией, но и комплексным показателем, на основании которогоможно судить об эффективности использования предприятием различных видовресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении,а также об уровне организации труда на предприятии.
Как экономическая категория себестоимостьпродукции выполняет ряд важнейших функций:
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия иопределение прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений;
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестицийна реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующегопредприятия, и т.д.
Получение наибольшего эффекта с наименьшимизатратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят оттого, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи споказателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимостипродукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.
Существенное влияние на уровень затрат оказываюттехнико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется взависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, вструктуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.
Различают следующие виды себестоимости продукции:
- цеховая себестоимость – это затраты цеха, связанные спроизводством продукции;
- производственная себестоимость – помимо затрат цеховвключает в себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
- полная себестоимость – отражает все затраты напроизводство и реализацию продукции, слагается из производственнойсебестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку,транспортировку продукции и прочие расходы);
- индивидуальная себестоимость – обуславливается конкретнымиусловиями, в которых действует то или другое предприятие;
- среднеотраслевая себестоимость – определяется каксредневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукциипо отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратамтруда.
В условиях перехода к рыночной экономике роль изначение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают.
С экономических и социальных позиций значениеснижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, аследовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенномвоспроизводстве;
- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени рискабанкротства;
- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет взначительной мере повысить конкурентную способность продукции и увеличить объемпродаж;
- в появлении большей возможности для материального стимулированияработников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что являетсяхорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышении их ставки.
Изэтого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимостипродукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.
Структурасебестоимости – это состав по элементам или статьям и их доля в полнойсебестоимости.
Структурасебестоимости всегда находится в движении и на нее влияют следующие факторы:
1) географическоеместонахождение предприятия;
2) уровеньконцентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификациипроизводства;
3) инфляция и изменениепроцентной ставки банковского кредита;
4) ускорениенаучно-технического прогресса (он влияет на структуру себестоимостимногопланово, но основное влияние заключается в том, что под воздействием этогофактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда всебестоимости продукции увеличивается);
5) специфика(особенности) предприятия. Здесь различают:
- трудоемкие предприятия — большая доля заработной платы всебестоимости продукции;
- материалоемкие предприятия – большая доля материальныхзатрат;
- энергоемкие предприятия – большая доля топлива и энергиив структуре себестоимости.
Структура себестоимости продукции характеризуетследующие показатели:
- доля отдельного элемента илистатьи в полных затратах;
- соотношение между живым иовеществленным трудом;
- соотношение между постоянными ипеременными затратами;
- соотношение между основными инакладными расходами, между производственными и коммерческими(непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д.
Систематическоеопределение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важноезначение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью ихминимизации.
Структуразатрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработатьконкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
Структуразатрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и впостатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии сцелью их минимизации.
Используемая литература:конспект по экономике предприятий и организаций, «Экономика предприятия» – подредакцией И.В. Сергеева.