Контрольная РаботаПодисциплине «Правоохранительные органы»Вариант № 9Оглавление:
1. Адвокатура, структурадеятельности,
органысамоуправления………………………………………..2
2. Суды общей юрисдикции,порядок формирования, состав, полномочия……………………………………………………...4
3. Статус судейРФ……………………………………………….10
4. Осуществление правосудия наначалах равенства всех перед законом и судом……………………………………………….14
5. Список использованнойлитературы…………………………15 1. Адвокатура,структура деятельности, органы самоуправления.
Под адвокатурой принято понимать организованноеособым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которогоявляется оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в нейнуждается. Это некоммерческая организация, она не преследует цель извлеченияприбыли. Гонорары адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Адвокатура –не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое оторганов власти. В наши дни перед ней официально поставлены задачи содействияохране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц,осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитаниюграждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам,свободам, чести и достоинству других лиц.
Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельностиадвокатуры:
~ дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных иписьменных справок по действующему законодательству;
~ осуществление представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административнымделам;
~ составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
~ участие адвокатов при производстве дознания и предварительногоследствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых,обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов,гражданских ответчиков;
~ оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущимборьбу с правонарушителями;
~ участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательстванаселению.
Консультирование по вопросам применения законодательства является важнымучастком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснениидействующего гражданского, семейного, трудового, административного и уголовногозаконодательства. Большое место в этой работе занимают советы по судебнымделам.
Другойучасток деятельности адвокатов – юридическое обслуживание предприятий,учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется наосновании договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваютсяобязанности сторон.
Воснове организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:
1. гуманизм, защита прав исвобод человека;
2. законность;
3. добровольность вступления вадвокатуру и членства в ней;
4. самоуправление;
5. независимость адвокатуры инедопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;
6. открытость, гласность,общественный контроль за деятельностью адвокатуры;
7. тайна сведений, доверенныхадвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);
8. децентрализация, исключающаявмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.
Формами адвокатскихобразований являются:
1. адвокатский кабинет;
2. коллегия адвокатов;
3. адвокатское бюро;
4. юридическая консультация.
Остановимся более подробно на коллегииадвокатов.
Коллегияадвокатов является юридическим лицом, имеющим свою печать и штамп, расчетный ивалютный счета в банке.
Уставколлегии адвокатов должен предусматривать: наименование и цели деятельностиколлегии; ее структуру; порядок урегулирования разногласий внутри коллегии;условия членства и его прекращения; статус члена коллегии; порядок привлеченияадвокатов и стажеров к ответственности; порядок получения, расходованияденежных средств, выплаты гонораров; компетенция органов коллегии и порядок ихформирования; сроки их полномочий и оплата труда; порядок отчетности, отзыва ипрекращения их полномочий; организация и порядок деятельности юридическихконсультаций, бюро, фирм, кабинетов, других структур коллегии; источникиобразования средств и иного имущества; порядок прекращения и приостановлениядеятельности коллегии.
Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание (конференция),президиум коллегии адвокатов, председатель президиума, ревизионная комиссия,квалификационная комиссия.
Высший орган коллегии – общее собраниеее членов, созываемое не реже одного раза в год. В коллегиях, насчитывающихболее 300 человек, вместо общего собрания могут собираться конференции. Общеесобрание правомочно при участии в нем не менее двух третей состава членовколлегии.
Общее собрание (конференция) решает все вопросы простым большинствомголосов.
Президиум коллегии адвокатов является ее исполнительным органом. Онизбирается общим собранием (конференцией) тайным голосованием на три года. Дляизбрания в его состав достаточно простого большинства голосов участников общегособрания (конференции). На заседании президиума открытым голосованиемизбирается председатель президиума и его заместитель (заместители).
Ревизионная комиссия избирается общим собранием (конференцией) коллегииадвокатов тайным голосованием на три года. Ревизионная комиссия избираетпредседателя и его заместителя. Комиссия проводит ревизиюфинансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридическихконсультаций и докладывает о результатах своей деятельности общему собранию(конференции) коллегии.
Квалификационная комиссия избирается на общем собрании или конференцииколлегии. Задачи квалификационной комиссии: отбор стажеров, наблюдение за ихподготовкой, прием квалификационных экзаменов у поступающих в коллегию.
2. Суды общей юрисдикции,порядок формирования, состав, полномочия.
Суды общей юрисдикциипредставляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские иадминистративные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательствзакрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической иэкономической систем; социально-экономических, политических и личных прав исвобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий иорганизаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядкаи законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитаниеграждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам,чести и достоинству граждан.
Суды общей юрисдикции всоответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собойцентрализованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются надве подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающиеобычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую — военные суды,осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях.Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. Вкаждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой.Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входитсреднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судовавтономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы иСанкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Крометого, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.
Среднее звеновоенных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск,флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.
Все суды общейюрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судовпервой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену,выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городовфедерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являютсяфедеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикцииони занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебнымиорганами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Закон о судебной системе РФ фиксируетуказанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишьосновные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Ониявляются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов,расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, инижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
Суды среднего звена системы судов общейюрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и восновном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппаратасуда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
Являясь вышестоящими судами по отношению крайонным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебнойдеятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектовФедерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебногооргана Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся вфункциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикциии с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входитосуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции:рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора ипо вновь открывшимся обстоятельствам.
Вкачестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданскиедела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасныхпреступлениях.
К подсудности судов рассматриваемого звенаотносятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственнуютайну.
Одним из полномочий вышестоящих судов,является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанциилюбое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайстваобвиняемого.
Для рассмотрения дел по первой инстанции всудебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. Всудебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда инародные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии поуголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональныхсудей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжныезаседатели.
В качестве кассационной инстанции ввышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трехчленов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационнойжалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами,участвующими в процессе, либо протеста прокурора.
Являясь по отношению к районным судамкассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им судыпроверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационномупротесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность иобоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов,не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно изведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенныесудами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебнуюпрактику судов первой инстанции.
В качестве надзорной инстанции в областном иравном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиумавходит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиумаутверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
На президиум возлагается рассмотрение дел попротестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановлениясудей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этимсудом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем болееполовины членов президиума. Постановления принимаются простым большинствомголосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут бытьопротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским илиуголовным делам Верховного Суда РФ.
Президиум Верховного суда республики,областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновьоткрывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в техслучаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным деламэтого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.
Гражданские дела президиум рассматривает повновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиумеданного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлениюпрокурора или по жалобе стороны.
Президиум областного и равного ему судаосуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателясуда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализасудебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий одеятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппаратасуда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.
Так, в соответствии со ст. 23 и 25Конституции РФ областные и равные им суды осуществляют контроль задеятельностью органов предварительного следствия и дознания, когда их действиясвязаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также нанеприкосновенность жилища. ПленумВерховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах, связанных сприменением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать ксвоему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения праваконкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений.
Верховный суд республики является высшимсудебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностьюрайонных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республикиобеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства,охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правомзаконодательной инициативы в представительном органе республики и может вноситьпредложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующихзаконов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ иконституцией соответствующей республики.
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и судавтономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов всоставе председателя, заместителей председателя, членов суда и народныхзаседателей сроком на пять лет.
Структура суда субъектаРоссийской Федерации представляется следующей схемой:
Президиум суда
Судебные коллегии:
по гражданским делам
по уголовным делам
Канцелярия Суда:
по гражданским делам
по уголовным делам
Отдел кодификации законодательных и нормативных актов
Архив суда
Краевой,областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округадействует в составе:
1)президиума суда;
2)судебной коллегии по гражданским делам;
3)судебной коллегии по уголовным делам.
Президиум краевого, областного, городскогосуда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составепредседателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума подолжности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемомПрезидентом Российской Федерации.
Составпрезидиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлениюПредседателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение составапрезидиума суда производится при наличии положительного заключенияквалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономногоокруга, городов Москвы и Санкт — Петербурга.
Президиумкраевого, областного, городского суда, суда автономной области и судаавтономного округа:
1) впределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновьоткрывшимся обстоятельствам;
2)утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебнойколлегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
3)рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализасудебной статистики;
4)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;рассматривает вопросы работы аппарата суда;
5)оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применениизаконодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделомюстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Советанародных депутатов;
6)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Порядокработы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономнойобласти и суда автономного округа
Заседанияпрезидиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области исуда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.
Заседаниепрезидиума правомочно при наличии большинства членов президиума.
Постановленияпрезидиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членовпрезидиума, участвующих в голосовании.
Постановленияпрезидиума подписываются председателем суда.
Судебнаяколлегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого,областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округаутверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.
Председателисудебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Советанародных депутатов по представлению председателя краевого, областного,городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числазаместителей председателя или членов суда.
Председателькраевого, областного, городского суда, суда автономной области и судаавтономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекатьсудей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Судебнаяколлегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого,областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округарассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первойинстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебныеколлегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистикуи осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председателькраевого, областного, городского суда, суда автономной области и судаавтономного округа:
1)может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2)приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения,приговоры, определения и постановления по судебным делам;
3) вслучаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнениерешений и определений по гражданским делам;
4)руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппаратасуда;
5)созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
6)представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующемуСовету народных депутатов;
7)распределяет обязанности между заместителями председателя;
8)организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппаратасуда;
9)организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебнойстатистики; вносит представления в государственные органы, общественныеорганизации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин иусловий, способствовавших совершению правонарушений;
10)ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрениюпредложений, заявлений и жалоб;
11)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместителипредседателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области исуда автономного округа:
1)могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2)осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работойсудебных коллегий и аппарата суда;
3)ведут личный прием граждан;
4)осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Вслучае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда поего поручению осуществляет один из заместителей председателя.
Председателисудебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным деламкраевого, областного, городского суда, суда автономной области и судаавтономного округа:
1)председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этогочленов суда;
2)осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
3)образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
4)представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;
5)вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела дляизучения и обобщения судебной практики;
6)осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
3. Статуссудей в Российской Федерации
На судей возлагается осуществление весьмаответственных государственных обязанностей. Для того, чтобы они моглиосуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. Приэтом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей являетсяединым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде ониработают и закреплен в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. “Остатусе судей в Российской Федерации” (с последующими изменениями идополнениями) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. “Осудебной системе Российской Федерации” и других нормативных актах. Различаютсясудьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, что неможет быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданского суда,Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т. д. У каждого из нихсвои участки работы, а, следовательно, свой круг полномочий. Поэтомуотступления от общего требования о единстве статуса всех судей допустимы,поскольку они определены и санкционированы законом.
По общему правилу правовое положение судейслагается из многих компонентов, предусмотренных законом, в том числе изтребований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения судей полномочиями,освобождения их от должности; правил невмешательства в судебную деятельность;мер обеспечения неприкосновенности судей и т.д.
Всю совокупность прав и обязанностей,составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:
1) права и обязанности, связанные с формированием судейскогокорпуса;
2) права и обязанности судей, гарантирующие им возможностьнезависимого осуществления своих полномочий;
3) права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей всудейском самоуправлении.
В наиболее полном виде статус судей былопределен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”.В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности инезависимости судебной власти, об осуществлении правосудиясудьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, идр. На основе этих положений в рассматриваемом законе изложены требования,предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отборакандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т.д.
В соответствии с действующимзаконодательством кандидатом на должность судьи может быть гражданин РФ,достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стажработы по юридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационныйэкзамен и не допустивший порочащих его поступков. Кандидат на должность судьи,отвечающий этим требованиям, должен получить, кроме того, рекомендациюквалификационной коллегии судей. Отборкандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзаменаквалификационная коллегия дает заключение о рекомендации либо отказе в нейпредседателю соответствующего суда. Наделение судей полномочиями осуществляетсяПрезидентом РФ при соблюдении изложенных ранее процедур.
С момента назначения на должность судьяобязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключатьсовершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи иливызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям идвижениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работус другой оплачиваемой деятельностью.
Законом установлены гарантии независимостисудьи, которые обеспечиваются:
1. Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудияи недопустимостью вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство вотправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенноголица влечет за собой административную или уголовную ответственность.
2. Несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьирайонных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов(армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должностьна срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, ихназначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в РоссийскойФедерации”).
3. Установленным порядком приостановления и прекращенияполномочий судьи.
Полномочия судьиприостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегиисудей при наличии одного из следующих оснований:
~ признании судьи безвестноотсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
~ согласии квалификационнойколлегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключениеего под стражу;
~ участии судьи в предвыборнойкампании в качестве кандидата в состав органа законодательной(представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органывласти.
Решение о приостановленииполномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, иего полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьипрекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которыхявляются:
~ письменное заявление оботставке;
~ неспособность по состояниюздоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времениисполнять обязанности судьи;
~ прекращение гражданства РФ;
~ занятие деятельностью,несовместимой с должностью судьи, и др.
Измененные в законе основания приостановленияи прекращения полномочий судьи являются исчерпывающими и не подлежатрасширительному толкованию. При этомрешение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано вВысшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ.
4. Правом судьи на отставку, т.е. на почетное удаление сзанимаемой должности (по не компрометирующим его основаниям). За лицом,пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскомусообществу и гарантии личной неприкосновенности.
5. Неприкосновенность судьи. Она включает в себянеприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых имсредств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества идокументов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной илиадминистративной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено толькоГенеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующейквалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлеченк уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключениепод стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокуроралибо по решению суда.
Судья, задержанный в порядкеадминистративного или уголовного судопроизводства, по установлении его личностинемедленно должен быть освобожден.
Проникновение в жилище илислужебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производствотам досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров идругие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением КонституцииРФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу вотношении этого судьи.
Уголовное дело в отношениисудьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, всоответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено толькоВерховным Судом РФ.
6. Материальным и социальным обеспечением судьи,соответствующим его статусу. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации”предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационныйкласс, выслугу лет, ученую степень и т. д.
7. Наличием системы органов судейского сообщества.
Органами судейскогосообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей;совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами;конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего(второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемыеконференциями судей и действующие в период между конференциями.
Органы судейского сообщества проводятобщественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового,организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждаютвопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственныхорганах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судейотдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другиеправомочия.
Квалификационные коллегии с