Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Характеристика Исторической школы права

Всамом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалосьвесьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли.В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос  о том,как право возникает и какова его история.
Основоположникомнаправления в юриспруденции, получившего  наименование исторической школыправа, является Г. Гуго (1764--1844) --профессор Геттингенского университета,автор “Учебника естественного права, как философии позитивного права, вособенности — частного права”. Виднейшим представителем  этой школы был К.Савиньи (1779--1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, вброшюре “О призвании  нашего времени к законодательству и правоведению” и в6-томном сочинении “Система современного римского права”. Завершает эту группупредставителей исторической школы права Г. Пухта (1798--1846), основные произведениякоторого — “ Обычное право” и “Курс институций”.
Естественно-правовуюдоктрину и вытекавшие из нее демократические  и революционные выводыисторическая школа права  избрала главной мишенью для своих нападок. Этадоктрина вызывала недовольство своих противников тем, что доказываланеобходимость коренного изменения существующего со средних вековполитико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечалибы “требованиям разума”, “природе человека”, а фактически --назревшим социальнымпотребностям,  т. е. общественному прогрессу.
Теоретикиисторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивномправе как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческойдеятельностью органов  законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний,которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченнымина то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению  законодателя. Г.Гугопринадлежит очень характерное сравнение права с языком. Подобно тому как языкне устанавливается  договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан отбога, так и право создается не только (и не столько) благодарязаконодательствованию, сколько путем самостоятельного  развития, черезстихийное образование соответствующих  норм общения, добровольно принимаемыхнародом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но “сделать” его целиком они не могут.Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает изнедр “национального духа”, глубин “народного сознания” и т. п.
Представителиисторической школы права верно подметили одну из существенных слабостейестественно-правовой доктрины--  умозрительную трактовку генезиса и бытияправа. В свою очередь, они попытались истолковать становление и жизньюридических норм и институтов как определенный объективный  ход вещей. Этотход, полагал Г. Гуго, совершается непроизвольно,  приноравливаясь сам собой кпотребностям и запросам  времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться внего, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.
К.Савиньисчитал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право.Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродниразвитию организма из своего зародыша. Вся история права-- медленное,  плавноераскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почвенародного духа. На первом этапе своего развития право выступает в формеобычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем--  общимубеждением народа.
Сточки зрения Г.Пухты, бесцельно искусственно конструировать  и в любое времяпредлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельноот самой истории жизни-народного духа, не напоенная им, она не может привитьсяобществу. Как членам живого организма, как ветви целостной культуры народаправовым установлениям свойственна  органичность, которая выражается, помимопрочего, и в том, что стадии и ритмы развития права 'совпадают с ходом эволюциинародной жизни. “… Этим органическим свойством право обладает также и в своемпоступательном движении; органической является и преемственность правовыхустановлений.  Выразить это можно одной фразой: право имеет историю”.
Конечно,само по себе намерение превзойти понимание права как произвольной людскойвыдумки, застывшего неизменного постулата природы и т. п. и дать трактовкуправовых институтов как закономерного исторического продукта общественнойжизни  заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм рассматриваемой  намишколы — историзм ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз инавсегда данного самобытного  народного духа. Во-вторых, развитие он понимаетне как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе историческойэволюции, а как простое, хронологически последовательное,  механическоеразвертывание изначального содержания  таинственного “духа” народа.
Юристыисторической школы права видели назначение действующих  в государствеюридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким быконсервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочьупорядочению обычного права и политической  структуры, которые формируютсяестественно-исторически  под влиянием происходящих в народном “духе”необъяснимых  превращений (К.Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать “общее убеждение нации”, при этом условии правовыенормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющеезначение (Г. Пухта).
Оперируяприведенными выше и схожими с ними аргументами,  приверженцы исторической школыправа выступали в защиту крепостничества, монархической государственности ипартикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили  о ненужностикодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах всейГермании. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождениягосударства,  не признавали права народа на революцию, отклоняли идеюразделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги тойэпохи.
Идея“народного духа”, которую насаждали в юриспруденции  Г.Гуго, К.Савиньи,Г.Пухта, в те времена и позже в общем мало импонировала исследователям и нашланемного почитателей. Но в философско-юридических суждениях исторической  школыположительное значение имела критика умозрительных  представленийестественно-правового толка о вечности,  неизменности и неподвижности права.Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений,  историческизакономерно рождающихся, функционирующих  и развивающихся в целостном единомпотоке жизни каждого народа.
Консервативнаяпо своим практически-политическим выводам,  историческая школа права тем неменее пополнила социологическую  и юридическую теорию плодотворнымигипотезами,  ценными наблюдениями методологического порядка. Во всяком случае,дальнейший прогресс научного знания в области права, имевший место в XIX в.,трудно понять без учета деятельности этой школы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ "Вести - Южный Урал" и "Вести - Южный Урал, События недели"
Реферат Общие сведения о "1С:Предприятие"
Реферат Облік виробничих запасів на підприємстві
Реферат Права, обязанности супругов, родителей и детей
Реферат Общая характеристика предмета бухгалтерского учета
Реферат Проектирование тягового электродвигателя
Реферат Японская художественная культура
Реферат Облік та аналіз виконання сільського (селищного) бюджету
Реферат Танцевальная культура Ингушского народа
Реферат Болонський процес - перспективи для України
Реферат Наукове об рунтування медикаментозного забезпечення військовослужбовців на основі концепції логістичного
Реферат Идейные оппоненты классической политэкономии Сэй, Мальтус
Реферат Облік розрахунків векселями
Реферат Общий расчет себестоимости продукции на производстве
Реферат Учет финансового результата от реализации по оплате.