Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Форма правления в Великобритании

Монархия и ее роль
Монарх— это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильскаясистема, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегосямонарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью.Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не можетсостоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собойстабильность государственных институтов и единство нации. Его положение всистеме власти определяется формулой «царствует, но не правит». Приэтом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большимвлиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монархаопределяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочиязакрепляются законом.
Королевскаяпрерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. После 1688г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом иопределяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящихв королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметомзаконотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу,относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нееизъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.
Ванглийском конституционном праве различают два основных вида прерогативныхполномочий монарха: а) личные; б) политические.
Личныепрерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевскиеиммунитеты и право собственности. Например, «монарх никогда неумирает», т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так каксуществующая система престолонаследия предусматривает постоянноефункционирование института монархии. Другим примером личной прерогативыявляется правило, гласящее, что «монарх не может поступатьнеправильно». На практике это означает судебный иммунитет монарха. Изэтого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может бытьответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.
Политическиепрерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебнойи научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в областивнутренней и внешней политики.
Вобласти внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующимобразом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебнойобласти; 3) законодательная прерогатива.
Прерогативав области управления означает: а) право монарха назначать и увольнятьминистров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностьюКороны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайныеполномочия и полномочия в области обороны.
Прерогативав судебной области основана на правиле «монарх — источниксправедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей,но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьиосуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии спроцедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаютсяв наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом приактивном участии министра внутренних дел.
Прерогативав законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монархасозывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых,законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов,принимаемых палатами Парламента.
Вобласти внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) правообъявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3)право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления иаккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежныхгосударств и правительств.
Следуетиметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляютсяпо совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о правезаключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г.практикой международные договоры, подписанные главами государств,представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило можетрассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического,торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедурырассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы,предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой измененийбританского права или налогообложения; в) не затрагивают частные правабританских подданных.
Тайныйсовет представляет собой совещательный орган при монархе, историческипоявившийся в системе власти Британии в XIII в.
Всостав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда,архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы взарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности нагосударственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный советсобирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемониикоронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членовСовета. Кворум — три человека.
Тайныйсовет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в формеприказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другоевыступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации.Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайномсовете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а)не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределыполномочий, делегированных Короне парламентским статутом.
Тайныйсовет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зренияразвития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с закономо Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председательСовета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, «ординарные лорды поапелляции» (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих илизанимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитетазначительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитиибританского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета являетсяапелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналовразличных профессиональных организаций, например медицинских работников.
Судебныйкомитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монархможет затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.
Правительство и кабинет, рольпремьер-министра
Кабинетнаясистема управления фактически сложилась в период между первой и второй мировымивойнами. Кабинет представляет собой группу министров, приглашаемыхПремьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросамвнутренней и внешней политики страны.
Вопросо численном составе Кабинета Премьер-министр решает самостоятельно. Обычно этооколо двадцати человек.
Персональныйсостав также предопределяется Премьер-министром при назначении на важнейшиеминистерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственноеусловие: его члены обязаны заседать в одной из палат Парламента, с тем чтобы ихдеятельность находилась под постоянным парламентским контролем. При этом законустанавливает обязательную квоту министров — членов Палаты общин,предопределяя, таким образом, участие в Правительстве членов Палаты лордов.Лорд-канцлер (спикер Палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.
«Внутреннийкабинет». Это понятие стало устойчивым в последние годы политической жизниВеликобритании. Оно охватывает группу ближайших советников и друзей Премьер-министра,которые являются членами Кабинета. «Внутренний кабинет» —неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса илиструктурной организации в рамках Кабинета министров.
КомитетыКабинета. В рамках Кабинета министров по традиции, начиная с XIX в., создаютсякомитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики.Названия комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаютсяэти вопросы внутри Кабинета преимущественно Премьер-министром. Обычно создаютсякомитеты по следующим направлениям работы Правительства: 1) обороны и внешнейполитики; 2) законотворчества (подготовка правительственных законопроектов иделегированного законодательства); 3) внутренней безопасности и социальныхвопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционнымимогут создаваться комитеты аd hoc. Например, в 1969 г. — по проблемамРодезии, в 1982 г. — по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризисом).
Функции Кабинета министров
Основныенаправления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политическойориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в1918 г. и с тех пор принципиально не изменились:
1)окончательное определение политическогокурса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;
2)осуществление контроля за тем, чтобыаппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией,определенной Парламентом;
3)постоянная координация и разграничениесфер деятельности министерств и ведомств.
Премьер-министромназначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Он осуществляетобщее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первоголорда Казначейства.
ФункцииПремьер-министра:
1)сформировать Правительство и руководитьего деятельностью;
2)поддерживать постоянные отношения междуКабинетом и монархом и давать советы монарху по вопросам политики;
3)представлять Правительство в парламентскихдебатах и отвечать на вопросы о правительственной политике в палатах;
4)информировать лидера оппозицииПравительства Ее Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросамобороны и безопасности;
5)осуществлять контроль за исполнениемрешений Правительства министерствами и ведомствами;
6)участвовать в принятии решений оназначениях на высшие государственные должности.
Функциии полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают изполитических традиций и конституционных соглашений. Роль Премьер-министра впринятии решений Правительством (Кабинетом министров) столь велика, что сегодня«кабинетную систему» иногда называют «правительствомПремьер-министра». Принципы деятельности Кабинета определяются неличностью Премьер-министра, а конституционными соглашениями. Например, коллективнаяи индивидуальная ответственность министров; обязательное участие членовКабинета в работе одной из палат Парламента; право монарха получать информациюот Кабинета и действовать по совету своих министров и т. д.
«Теневой»кабинет министров. Понятие «теневой» кабинет появилось в политическойпрактике Великобритании в 60-е гг. XIX в. Сейчас это уже конституционноесоглашение, в соответствии с которым лидер партии, проигравшей на выборах вПалату общин, формирует из числа своих сторонников кабинет министров оппозиции,аналогичный правящему. «Теневой» премьер-министр официально именуетсяЛидером оппозиции Правительства Ее Величества и в этом качестве получает всоответствии с законодательством заработную плату.
Порядокформирования «теневого» кабинета у консерваторов и лейбористовразличен. Лейбористский «теневой» кабинет избирается парламентскойфракцией Лейбористской партии. «Теневой» кабинет консерваторовназначается лидером Консервативной партии.
Задачей«теневого» кабинета является обеспечение беспрерывного эффективного политическогоуправления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции задеятельностью Правительства у власти.
Парламент и его структура
БританскийПарламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).
Палатаобщин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайномголосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Порядокформирования и состав. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е.проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е.проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансиейдепутатского мандата.
Избирательнаякампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам повыборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах —шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о временипроведения выборов. «Чиновники по выборам» издают уведомления, вкоторых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируютсяо месте и времени проведения выборов.
Пассивнымизбирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правомголоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиесяна государственной службе, и банкроты.
Лицо,желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить«чиновнику по выборам» документ о выдвижении и внести избирательныйзалог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающиекандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залогасамостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процентаголосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращаетсяоколо 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей,связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе.Обычно в избирательном округе баллотируется 2—3 кандидата, и избраннымсчитается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другимикандидатами.
Числоизбираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательныхокругов (в 1997 г. — 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин,следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежностьдепутатов; б) региональное представительство.
Поитогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующеепредставительство в Палате общин: Лейбористская партия — 419 депутатскихмандатов; Консервативная партия — 165 депутатских мандатов; Партия либеральныхдемократов — 46 депутатских мандатов; региональные партии — 29 депутатскихмандатов. Региональное представительство выглядит следующим образом: Англиюпредставляют 539 депутатов; Шотландию — 61 депутат; Уэльс — 41 депутат;Северную Ирландию — 18 депутатов.
СпикерПалаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемоепалатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом иобеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикерасогласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин,после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствиис традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этотвопрос предварительно обсуждается.
Спикеризбирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутатапосле новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикерана новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:
обеспечиваетвзаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;
осуществляетруководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этойработе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикерможет воспрепятствовать применению правила «прекращения прений» натом основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палатыобщин;
даетсоветы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;
обладаетдисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;
подтверждаетправильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;
удостоверяетфинансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.
СпикерПалаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной изпредставленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболееуважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Егонезависимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но итем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основезаконодательства, не подверженного конъюнктуре, складывающейся при ежегодномпринятии государственного бюджета.
Вработе Спикеру помогают три его заместителя и клерк — должностное лицо,одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера повопросам процедуры и парламентских привилегий.
Вопросыподдержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены напристава.
КомитетыПалаты общин: 1)Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полномсоставе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно,а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общиниспользуется, как правило, при принятии решений конституционного значения.Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г.
2)Постоянные комитеты формируются Комитетомпо отбору в составе 16—50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов.Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из нихопределенным образом ориентированы. Например, комитеты по законодательству ЕС,комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроектыи другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянныхкомитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин,которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрениялюбого публичного законопроекта.
3)Отобранные комитеты  формируются из числадепутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляютфункции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырехвидов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющиеэкспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущегозаконодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в)сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотренияопределенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например,Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет попроцедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичнойотчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые онибыли созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления.Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами.Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например,Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т. д.
4)Совместные комитеты обеих палатПарламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрениянеполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, напримерконсолидированных биллей.
Палаталордов — это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от«Большого Совета», существовавшего в нормандский период историиАнглии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупныеземлевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». Стечением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, ина его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться«пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.
Внастоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды:архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2)лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3)наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число ихменяется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36%членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом опожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большиезаслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное местов Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие членыПалаты общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшиеот дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты ипрофсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством.Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.
Несмотряна столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордовпринимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворумсоставляет всего 3 человека.
Воглаве Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета иназначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет.Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он необладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин.Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации иконтролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочияосуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и подруководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупнойпартийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот,он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни.Лорд-канцлер:
а)имеетправо участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палаталордов заседает как Комитет всей палаты;
б)оцениваетв предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет попривилегиям;
в)являетсяглавным советником Правительства по вопросам правосудия и примененияконституции;
г)возглавляетсудебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качествеВысшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета примонархе;
д)ex officioявляется председателем Апелляционного суда и председателем канцлерскогоотделения Высокого суда;
е)играетопределяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий пореформе правовой системы Великобритании;
ж)издаетприказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.
ВПалате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатойв начале сессии.
Палаталордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции.Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросамЕвропейского Союза.
Палата лордов
Палаталордов — это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от«Большого Совета», существовавшего в нормандский период историиАнглии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупныеземлевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». Стечением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, ина его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться«пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.
Внастоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды:архиепископы Йоркский и Кентерберийский и епископы англиканской церкви (26); 2)лорды-юристы (12) (Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.); 3)наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число ихменяется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36%членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом опожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большиезаслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное местов Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие членыПалаты общин, остальные — выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшиеот дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзныелидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титулдаруется монархом по рекомендации Премьер-министра.
Несмотряна столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордовпринимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворумсоставляет всего 3 человека.
Воглаве Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета иназначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет.Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он необладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин.Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации иконтролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляютсяПалатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководствомЛидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции.Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляетважнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер:
а)имеетправо участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палаталордов заседает как Комитет всей палаты;
б)оцениваетв предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет попривилегиям;
в)являетсяглавным советником Правительства по вопросам правосудия и примененияконституции;
г)возглавляетсудебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качествеВысшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета примонархе;
д)ex officioявляется председателем Апелляционного суда и председателем канцлерскогоотделения Высокого суда;
е)играетопределяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий пореформе правовой системы Великобритании;
ж)издаетприказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.
ВПалате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатойв начале сессии.
Палаталордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции.Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросамЕвропейского Союза.
ФункцииПалаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные;2) контрольные; 3) судебные.
Законодательныефункции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности вследующих формах:
а)внесениепоправок в законопроекты, принятые Палатой общин;
б)отклонениезаконопроектов, принятых Палатой общин;
в)внесениезаконопроектов, предусматривающих одобрение международных договоровВеликобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи сучастием в ЕС;
г)изучениечастных законопроектов и актов делегированного законодательства.
Контрольныефункции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и созданиякомитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палаталордов информирует общественность и Правительство.
Законодательныйпроцесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедуройзаконопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключениесоставляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.
Палата общин (порядок формирования,полномочия)
БританскийПарламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).
Палатаобщин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайномголосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.
Порядокформирования и состав. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е.проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е.проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансиейдепутатского мандата.
Избирательнаякампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам повыборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах —шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о временипроведения выборов. «Чиновники по выборам» издают уведомления, в которыхграждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о местеи времени проведения выборов.
Пассивнымизбирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правомголоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиесяна государственной службе, и банкроты.
Лицо,желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить«чиновнику по выборам» документ о выдвижении и внести избирательныйзалог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающиекандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залогасамостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процентаголосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращаетсяоколо 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей,связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе.Обычно в избирательном округе баллотируется 2—3 кандидата, и избраннымсчитается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другимикандидатами.
Числоизбираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательныхокругов (в 1997 г. — 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин,следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежностьдепутатов; б) региональное представительство.
Поитогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующеепредставительство в Палате общин: Лейбористская партия — 419 депутатскихмандатов; Консервативная партия — 165 депутатских мандатов; Партия либеральныхдемократов — 46 депутатских мандатов; региональные партии — 29 депутатскихмандатов. Региональное представительство выглядит следующим образом: Англиюпредставляют 539 депутатов; Шотландию — 61 депутат; Уэльс — 41 депутат;Северную Ирландию — 18 депутатов.
СпикерПалаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемоепалатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом иобеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикерасогласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин,после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствиис традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этотвопрос предварительно обсуждается.
Спикеризбирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутатапосле новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикерана новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:
обеспечиваетвзаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;
осуществляетруководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этойработе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикерможет воспрепятствовать применению правила «прекращения прений» натом основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палатыобщин;
даетсоветы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;
обладаетдисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;
подтверждаетправильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;
удостоверяетфинансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.
СпикерПалаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной изпредставленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболееуважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Егонезависимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но итем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основезаконодательства, не подверженного конъюнктуре, складывающейся при ежегодномпринятии государственного бюджета.
Вработе Спикеру помогают три его заместителя и клерк — должностное лицо,одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера повопросам процедуры и парламентских привилегий.
Вопросыподдержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены напристава.
КомитетыПалаты общин: 1)Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полномсоставе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно,а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общиниспользуется, как правило, при принятии решений конституционного значения.Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г.
2)Постоянные комитеты формируются Комитетомпо отбору в составе 16—50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов.Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из нихопределенным образом ориентированы. Например, комитеты по законодательству ЕС,комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроектыи другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянныхкомитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин,которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрениялюбого публичного законопроекта.
3)Отобранные комитеты  формируются из числадепутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляютфункции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырехвидов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющиеэкспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущегозаконодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в)сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотренияопределенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например,Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет попроцедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичнойотчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые онибыли созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления.Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами.Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например,Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т. д.
4)Совместные комитеты обеих палатПарламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрениянеполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, напримерконсолидированных биллей.
Законопроектырассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляетсяназвание законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через2—3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положениязаконопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты иэксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головногокомитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутатымогут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект наголосование. Если законопроект получает простое большинство голосов, то оннаправляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки взаконопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решаетсяпутем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласиядостигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на одингод (по финансовым вопросам — на один месяц). Если обе палаты принимаютзаконопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становитсязаконом, публикуемым в официальном издании.
Способыограничения прений по законопроекту. С целью обеспечения эффективностизаконодательного процесса в Парламенте применяются различные способыограничения прений по законопроектам: 1) «прекращение дебатов» позаконопроекту по требованию 100 депутатов, направляемому Спикеру Палаты; 2)метод «кенгуру», заключающийся в обсуждении отдельных статейзаконопроекта, а не всего основного текста; 3) метод «гильотины»,предполагающий строго определенное время для рассмотрения вопроса, по истечениикоторого обсуждение автоматически прекращается; 4) метод партийной дисциплины инекоторые другие.
Нарядус законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета британскийПарламент выполняет и другие функции, важное место среди которых занимают функцииконтроля за деятельностью Правительства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.